Теоретико-методологические и практические аспекты исследования пространственных инфраструктурных систем региона

Сурнина Н.М.1, Шишкина Е.А.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49851259
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассмотрены теоретико-методологические и практические аспекты исследования пространственных инфраструктурных систем региона. Обоснован теоретический фундамент исследования пространственных инфраструктурных систем региона, дополняющий теоретический базис концепции региональной инфраструктуры. Авторами определены теоретические аспекты относительно нового понятия - «пространственная инфраструктурная система региона». Уточнены методологические основы стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем региона. Представлена характеристика транспортной и электроэнергетической пространственных инфраструктурных систем региона, проанализировано их развитие в пространстве РФ. На примере пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики Уральского макрорегиона установлены пространственно-экономические, управленческие особенности ее развития. Сформулированы предложения о перспективах исследования и управления пространственными инфраструктурными системами региона. Основу исследования составили комплекс подходов и методов, среди которых региональный, пространственный, системный, отраслевой, эволюционный подходы, методы причинно-следственного, сравнительного, логического анализа, аналогии, расчета показателей динамики, средних величин

Ключевые слова: регион, региональное стратегическое планирование, инфраструктура региона, экономическое пространство, пространственные инфраструктурные системы региона

JEL-классификация: R11, R12, R13



Введение

Актуальность исследования теоретических, методологических и практических аспектов развития инфраструктуры в настоящее время обусловлена совокупностью взаимосвязанных обстоятельств. Новые внешнеполитические, экономические, социально-экономические факторы развития страны и ее субъектов, среди которых, крупнейшие санкционные ограничения, последствия коронакризиса показали усиление роли инфраструктуры как стратегической обеспечивающей системы, стабилизирующего фактора экономического развития, условия устойчивости территорий разных иерархических уровней. Осмысление пространствообразующей критически значимой роли инфраструктуры для функционирования территорий и их систем, формирования пространственной структуры экономики, требует системного исследования места элементов ее в пространственно-хозяйственных образованиях, оценки влияния на процессы регионального развития. Стратегически важное значение приобретает поиск возможностей нейтрализации и смягчения существующих ограничений на основе обеспечения сбалансированности пространственного развития инфраструктуры, разработки методического обеспечения стратегического планирования устойчивой инфраструктуры в сопряжении региональных, отраслевых и корпоративных приоритетов.

Обзор литературы

Вопросы исследования развития инфраструктурных систем региона получили достаточно широкое распространение в трудах отечественных и зарубежных ученых в рамках различных научных подходов.

В работах таких авторов как П. Розенштейн-Родан [49], П. Самуэльсон [30], Р. Нурксе [47], А. Хиршман [43] и др. рассмотрены теоретические вопросы развития инфраструктуры, содержания и сущности данного понятия. Исследование понятия рыночной инфраструктуры представлено в работах Блохина Ю.В. [2], Райзберг Б.А. [29], Яшиной Е. Г. [39] и др. Взаимосвязи развития инфраструктуры и территорий рассматривают в своих работах Плисецкий Е. Л. [25], Дронов В. П. [11], Голиков Н. Ф., Двоскин Б. Я. [6], Пыхов П. А., Кашина Т. О. [28] и др.

Влияние инфраструктуры на региональную экономику рассматривается в рамках положений теорий регионального роста (Р. Барро, Х. Сала и Мартин [41], Х. Ричардсон [48], А. Маршалл [46] и др.), локационных (И. Тюнен [50], А. Вебер [51], В. Лаунхардт [44], А. Лëш [45]и др.), концепции осей развития, каркасных теорий (И. М. Маергойз [20], Н.Н. Баранский [1], Г.П. Лаппо [19] и др.).

Зависимость развития инфраструктуры от местоположения в пространстве представлена в работах Т.Ф. Шарифьянова [35; 36], взаимозависимости между множеством объектов, расположенных на территории (в экономическом пространстве) рассмотрены в работах А. Г. Гранберга [8], связи экономического пространства объектами инфраструктуры исследованы в работах Ю. Г. Лавриковой [17; 31], вопросы связности и связанности экономического пространства инфраструктурными объектами изучены Н.М. Сурниной, А.Г. Дьячковым, Е.А. Шишкиной [32; 33].

В работах ученых Уральской научной школы региональной экономики (Е. Г. Анимица, Н. М. Ратнер, М. Д. Шарыгин [37] и др.) рассматривается обеспечивающая функция инфраструктуры.

Изучение инфраструктуры в экономическом пространстве региона с позиции тектологического подхода (не применяя формальные математические методы описания систем), содержательного анализа инфраструктурной обеспеченности развития, функций инфраструктуры представлено в работах Горкина А. П. [7]. Инфраструктура как общесистемное понятие, применимое при анализе систем абиотического и биотического порядка рассматривается в работах Краснопольского Б.Х. [16].

В настоящее время сформирована российская научная школа эволюционной экономики, рассматривающая в т.ч. вопросы инфраструктурного развития, среди авторов которой следует особо выделить таких ученых как Л. Абалкин, Д. Львов, В. Полтерович, Г. Клейнер, В. Макаров [9; 14] и др. Эволюционный подход к исследованию развития получил развитие в работах Дворядкиной Е.Б., Е. Э. Сапожниковой [10], в работах Краснопольского Б.Х. [16] предложен эволюционно-синергетический подход к исследованию внутренних и внешних (магистральных) элементов инфраструктуры пространственно-хозяйственных образований. Идеи и концепции эволюционной теории [9] инфраструктуры основаны на ее рассмотрении как системы, характеризующейся нелинейностью взаимодействия элементов, открытостью, многоуровневостью, зависимостью от предшествующего развития и от начальных условий, наличием самоорганизующихся процессов.

Основы системного (системно-структурного) описания инфраструктуры рассматривали в своих работах Бушуев В.В., Каменев А.С., Кобец Б.Б. [4], такой подход позволяет расширить понятие инфраструктуры до ее рассмотрения как инфраструктурной системы.

Таким образом, изучение инфраструктуры имеет достаточно длительный период, что позволило сформироваться нескольким направлениям ее исследования в рамках теории инфраструктуры, систем, региональной, пространственной, эволюционной экономики и синтезе их отдельных положений (эволюционно-синергетической, системно-структурной и др.). При этом вопросы исследования развития инфраструктуры как обеспечивающей системы экономического пространства региона, теоретико-методологическая обоснованность содержания, инструментов, методов обеспечения устойчивого развития пространственных инфраструктурных систем региона носят ограниченный характер, что предопределяет актуальность и необходимость предлагаемого исследования.

Цель работы состоит в развитии теоретико-методологических положений и практических рекомендаций исследования пространственных инфраструктурных систем региона в новых реалиях.

Предложена гипотеза исследования инфраструктуры как пространственной обеспечивающей системы региона и объекта исследования пространственной экономики.

Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретического базиса концепции региональной инфраструктуры, формировании нового подхода к исследованию инфраструктуры как пространственной системы, разработке методологических основ исследования и стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем региона, практических рекомендаций.

Данные, методы и методология

В качестве теоретико-методологической основы исследования приняты положения теорий опорного каркаса, осей развития, современных пространственных теорий, теории систем и эволюционной экономики. Исследование практического аспекта развития пространственных инфраструктурных систем региона основано на анализе официальной статистической информации, данных отраслевой и ведомственной статистики, публикациях исследовательских организаций, документах стратегического планирования федерального, регионального, отраслевого, корпоративного уровней.

Методы и подходы: сравнение, экспертный анализ, синтез, анализ показателей структуры, динамики, системный, стратегический подходы.

Результаты

1. Дополнен теоретический базис концепции региональной инфраструктуры. Проведенное исследование показывает, что на различных этапах и направлениях становления региональной науки инфраструктура определяется в составе активных факторов [22] регионального развития. Комплексность развития инфраструктуры выступает фактором регионального роста, снижения уровней дифференциации, неравномерности регионального развития. Возможности планирования и комплексного развития инфраструктуры в пространстве и на территориях разного иерархических уровней рассматриваются в трудах В.Н. Лаженцева [18]. В работах Сурниной Н.М., Шишкиной Е.А., Дьячкова А.Г. [32] подчеркивается коммуникационная, связующая роль инфраструктуры в пространстве. Связи инфраструктуры с определенной территорией исследуют Пыхов П. А., Кашина Т. О. [28]. Роль инфраструктуры в развитии регионов и экономического пространства с течением времени меняется, в частности ее отдельных элементов и типов, что актуализирует вопросы эволюционного развития. В трудах Р. Нельсон, С. Уинтер, Дж. Ходжсон [23; 34] и др. доказывается непрерывный, поступательный характер развития экономики, выявляются ключевые технологии, траектории, приоритеты, факторы ее трансформации. Применение положений эволюционной теории к исследованию содержания и сущности инфраструктуры позволило выявить преемственность и особенности ее функционирования, установить влияние (в т.ч. отдельных элементов инфраструктуры) на развитие экономического пространства с учетом ее системного (пространственно-связующего) характера, свойств в условиях необратимых процессов, изменений, порождаемых действием экзогенных и эндогенных факторов, институциональной среды.

С понятием «инфраструктура» в литературе часто используется понятие «инфраструктурная система», при этом в ряде случаев они используются как синонимы. Инфраструктура как системный объект рассматривается в рамках нескольких наук: экономики, управления, экономической географии, региональной экономики, что определяет ее свойства. В контексте теории систем развитие инфраструктуры в пространстве позволяет рассматривать ее как пространственную систему [3]. В работах Краснопольского Б.Х. предложен пространственных подход к исследованию инфраструктуры, отмечается роль инфраструктуры в обеспечении устойчивости к внешним угрозам и шокам региональных пространственных природно-общественных систем [16].

Таким образом, анализ и обобщение фундаментальных положений теорий пространственного, регионального развития, системной, эволюционной экономики и теории инфраструктуры позволяет расширить теоретический базис концепции региональной инфраструктуры, ввести в научный оборот понятие «пространственная инфраструктурная система региона» и сформировать теоретический фундамент ее исследования (рис. 1).

Рисунок 1 – Теоретический фундамент исследования пространственных инфраструктурных систем региона [1]

Таким образом, «пространственную инфраструктурную систему (далее - ПрИС) региона» можно представить как многофункциональную динамично развивающуюся комплиментарную структуру, формирующую пространственный каркас социально-экономической деятельности, обеспечивающую развитие взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и внешней средой систем, элементов, объектов территорий разных иерархических уровней на основе принципа взаимодополнительности. Предлагаемая авторами гипотеза рассмотрения инфраструктуры как пространственной инфраструктурной системы и объекта исследования пространственной экономики сводится к следующему:

- инфраструктура описывается как «взаимная пространственная система, включающая комплекс обслуживающих объектов, связанных как между собой, так и с внешней средой, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивого развития территорий разного иерархического уровня, а взаимодействие генерирует системные эффекты» [38];

- функционирование пространственных инфраструктурных систем, реализуется в разных формах экономического пространства [21] - национальное, региональное, местное;

- «пространственная инфраструктурная система имеет пространственные границы, которые не совпадают с границами регионов и их объединений в рамках действующего административно-территориального деления РФ;

- по назначению система является обеспечивающей, по характеру функций – многофункциональной;

- развитие пространственных инфраструктурных систем рассматривается с точки зрения их роли в обеспечении территориальной когезии [15] – достижения целей и задач сбалансированного пространственного развития территорий разных уровней» [33; 38].

Описание пространственной инфраструктурной системы можно представить следующим образом (SpIS) (1):

SpIS = <Sp, StrI, EI, C, RI, MI, SR, FI, int, out>, (1)

Составлено авторами

В выражении (1) Sp – пространственная позиция; StrI - структура объектов инфраструктуры; EI - элементы инфраструктуры; C - множество связей в инфраструктурной системе; RI - множество отношений между элементами, объектами и подсистемами в инфраструктурной системе, int - множество входов, out - множество выходов системы, SR - множество пространственных отношений между инфраструктурой и внешней средой (другими региональными экономическими системами), MI - метрики инфраструктурной системы, FI - параметры инфраструктурной системы.

Таким образом, предложенная трактовка пространственной инфраструктурной системы региона обогащает теоретический фундамент региональной экономики и теории инфраструктуры своей комплексностью, возможностью системного учета роли и позиции инфраструктуры в обеспечении связанности территорий, их конфигурации, формировании пространственного каркаса социального-экономической деятельности.

2. Разработаны методологические аспекты исследования и управления пространственными инфраструктурными системами региона.

Основу исследования ПрИС составляют комплекс подходов и методов, отражающих как общетеоретические, содержательные особенности ПрИС, так и специфичные инфраструктурные. Указанные особенности определяют методологию стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем в управлении развитием региона, его инструментарно-методическое обеспечение, методические основы формирования параметров развития (рис. 2).

Подпись: -	целостность
-	структурность 
-	связанность 
-	резилиентность
-	управляемость
-	измеримость
-	взаимодолнительность
Подпись: -	общие
-	частные
-	региональные
-	отраслевые

Рисунок 2 – Методологические основы исследования пространственных инфраструктурных систем региона [2]

Пространственный характер пространственных инфраструктурных систем является важнейшей отличительной особенностью от таких объектов регионального планирования и управления как инфраструктура, инфраструктурный комплекс, а управленческие воздействия, как правило, не ограничиваются границами одного субъекта, что делают необходимым их межрегиональное взаимодействие и сотрудничество. Исследование пространственных инфраструктурных систем региона как региональной системы обуславливает включение в анализ положений отраслевого подхода, например для электроэнергетики – теории энергетики, для транспорта – основы развития транспорта городов и регионов и др. Совокупность указанных положений позволяет сформулировать предложение о методологии стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем региона, которое в общем виде может быть представлено как синтез регионального, отраслевого и корпоративного планирования (рис. 3).

Рисунок 3 – Теоретико-методологические основы стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем региона [3]

Особенности ПрИС как объекта регионального управления и планирования выражаются в зависимости между функционированием ПрИС и развитием региона, его экономического пространства, что в процессе стратегического планирования реализуется в следующем: локализация в нескольких формах экономического пространства (национальное, региональное, местное), обеспечивающий характер, наличие функционально зависимых сфер деятельности, наличие пространственных границ, которые не совпадают с границами регионов и их объединений в рамках действующего административно-территориального деления РФ, множество субъектов планирования (наличие многих собственников, управляющих объектами инфраструктуры, межрегиональный характер расположения объектов (на территориях разных иерархических уровней). Указанные особенности требуют практической реализации следующих принципов управления и планирования, основанных на системно-сбалансированном подходе [14; 33]: согласованности управленческих решений собственников на основе партнерства, сотрудничества, разграничения полномочий, декомпозиции целей, взаимного учета, сбалансированности состояния инфраструктурных объектов и планов регионального развития, где они располагаются, интересов субъектов разных уровней при формирования межрегиональных документов, выстраивания партнерских отношений и коммуникаций, сотрудничества, баланса интересов между региональными властями и собственниками инфраструктуры.

Таким образом, методологические аспекты исследования, управления и планирования пространственными инфраструктурными системами состоят в единении фундаментальных положений системной, институциональной, региональной, пространственной, отраслевой методологии в исследовании ПрИС, обеспечивающей интеграцию основных положений, принципов регионального, отраслевого и корпоративного стратегического планирования, на основе сбалансированности, согласованности интересов субъектов планирования, целей, задач, прогнозно-плановых параметров.

3. Проанализированы практические аспекты и установлены особенности развития пространственных инфраструктурных систем региона в новых реалиях.

Наиболее соответствующими указанным выше теоретическим положениям пространственных инфраструктурных систем являются транспортная и электроэнергетическая (табл. 1).

Таблица 1 – Характеристика пространственных инфраструктурных систем региона [4]

Критерий
Наименование ПрИС
Транспортная
Электроэнергетическая
Пространствоформирующие (связующие) элементы
дороги разных типов
электрические сети, объекты генерации
Параметры развития в пространстве
протяженность, скорость движения, пропускная способность, подвижность населения и др.
доступность (сроки технологического присоединения), стоимость электроэнергии, плотность сети
Зависимость между элементами
функциональная
технологическая, функциональная
Свойства пространства, формирующиеся под влиянием инфраструктуры
связанность, самоорганизация
однородность, связанность, самоорганизация
Пространственно зависимые виды деятельности (элементы, сферы)
есть
есть
Функции в пространстве
морфологическая, коммуникационная, интегрирующая
морфологическая, дифференцирующая, коммуникационная, интегрирующая, размещенческая, процессуальная, управленческая

Особенностями указанных выше ПрИС является преобладание физических взаимосвязей в пространстве (рассматриваемых как пути сообщения) (табл. 2)

Наименование показателя
Период
Динамика за период
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
%
тыс. км
Линии электропередачи (воздушные, кабельно-воздушные и кабельные линии электропередачи)
-
-
-
139,1
140,3
142,4
146,0
148,3
149,1
н/д
107,25)
10,05)
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км 1)
85,6
85,6
86,3
86,3
86,4
86,5
86,6
87,0
87,0
87,0
101,6
1,4
в том числе электрифицированные пути
43,3
43,4
43,8
43,7
43,9
44,1
44,1
44,3
44,5
44,6
103,0
1,3
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км 2)
1 278,3
1 396,5
1 451,2
1 480,5
1 498,5
1 507,8
1 531,6
1 542,2
1 553,7
1 566,1
122,5
287,8
в том числе с твердым покрытием
925,2
985,4
1 023,8
1 045,5
1 053,7
1 064,0
1 077,5
1 089,3
1 096,7
1 107,3
119,7
182,1
Эксплуатационная длина трамвайных путей, тыс. км
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,4
2,4
2,4
2,4
96,0
-0,1
Эксплуатационная длина троллейбусных линий, тыс. км
4,8
4,8
5,3
5,3
5,3
5,2
5,1
5,1
4,5
4,4
91,7
-0,4
Эксплуатационная длина путей метрополитена, тыс. км
0,497
0,512
0,514
0,517
0,532
0,542
0,582
0,602
0,616
0,634
127,5
0,1
Протяженность газопроводов (на конец года), тыс. км
174,4
174,9
177,3
177,7
179,3
179,8
179,5
182,0
183,7
185,2
106,2
10,8
Протяженность нефтепроводов (на конец года), тыс. км
54,9
55,0
54,9
54,8
54,2
53,4
53,4
53,4
53,6
53,5
97,4
-1,4
Протяженность нефтепродуктопроводов (на конец года)3), тыс. км
19,6
19,8
19,3
19,3
16,6
17,3
17,1
16,8
17,2
17,0
86,7
-2,6
Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года),4) тыс. км
101,4
101,7
101,7
101,7
101,5
101,5
101,5
101,6
101,6
101,6
100,2
0,2
Таблица 2 - Развитие инфраструктурных систем в пространстве РФ (протяженность на конец года, тыс. км) [5]

1) Включая протяженность участков железных дорог, находящихся за пределами Российской Федерации.

2) С 2012г. - включая протяженность улиц.

3) С 2011г. - включая протяженность

4) протяженность линий электропередачи по цепям под управлением «Россети ФСК ЕЭС»

5) 2020 к 201

За период 2012-2021 гг. большинство величин, характеризующих развитие инфраструктурных систем имеют положительную динамику. Наибольший прирост у показателей «протяженность автомобильных дорог общего пользования» на 22,5 %, «эксплуатационная длина путей метрополитена» на 27,5 %. Значительным сокращением характеризуются показатели «эксплуатационная длина троллейбусных линий» на 8,3 % и «протяженность нефтепродуктопроводов» на 13,3 %. Линии электропередач ежегодно увеличиваются, общий прирост в 2015-2020 гг. составил 7,2 %.

Современный этап развития пространственных инфраструктурных систем определяется совокупностью факторов и условий, среди которых необходимость преодоления последствий пандемии коронавируса, санкционные ограничения и геополитическая нестабильность, цифровизация, развитие новых технологий. Данные факторы можно определить как управляемые (цифровизация, новые технологи и др.), когда имеется возможность воздействия и адаптирующие (коронакризис, санкции и др.) – факторы, воздействующие извне, основной реакцией, на которые является адаптация ПрИС к новым условиям. Современные технологии трансформируют сложившуюся архитектуру связей, формируют возможности внефизических взаимосвязей (беспроводная передача энергии, распределенные источники энергии, транспортировка грузов по воздуху и др.), при этом ПрИС электроэнергетики оказывается наименее привязана к пространству, существующие технико-технологические связи (линии электропередач, опоры и т.д.) требуют меньшее количество территорий, по - сравнению с транспортной инфраструктурой (дороги, мосты и др.). Таким образом, особенности развития ПрИС региона формируются под влиянием отраслевых (технологии, конкурентная среда, специализация и др.) и региональных факторов (экономико-географическое положение, специализация, размещение населения и производств, приоритеты регионального развития и др.).

С позиции жизнеобеспечения и развития территорий одной из наиболее значимых является электроэнергетическая инфраструктура. Объекты ПрИС элекроэнергетики региона связаны вертикальными и горизонтальными связями внутри ПрИС электроэнергетики и внешней средой (технологически (производство, передача, распределение элетроэнергии - электрические сети, технологии беспроводной передачи электроэнергии), институционально (управление, планирование), функционально (электроэнергетическое обеспечение территории)), которые формализуются в виде договоров, контрактов и т.д. (рис. 4).

Рисунок 4 – Состав и структура элементов пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики региона [6]

Таким образом, пространственная инфраструктурная система электроэнергетики рассматривается с одной стороны как инфраструктурная система, с другой – как совокупность отдельных видов деятельности (коды ОКВЭД-2 35.1 - 35.14 [24]). Особенностью исследования электроэнергетики как пространственной инфраструктурной системы является неоднозначность определения территориальных границ. Например, планирование регионального и инфраструктурного электроэнергетического развития субъектов РФ, относящихся к территории Урала, осуществляется в рамках нескольких территориальных объединений - Уральский федеральный округ, Уральский экономический район, Объединенная энергетическая система Урала, также объединения сетевой инфраструктуры. Большинство субъектов Уральского макрорегиона имеют высокие оценки развития энергетической инфраструктуры. В рейтинге по показателю индекса развития энергетической инфраструктуры в 2021 г., разрабатываемому независимой инвестиционной группой InfraOne [40] более 73 % субъектов Уральского макрорегиона имеют оценки, превышающие их среднее значение по стране (5,10 – в 2021 г.) (табл.3).

Таблица 3 - Индекс развития энергетической инфраструктуры, 2020-2021

Субъект РФ
Индекс развития
энергетической
инфраструктуры (+/-)*
Место в рейтинге по РФ
2020
2021
2020
2021
Ханты-Мансийский автономный округ
8,78 +0,05
8,73-0,05
1
2
Свердловская область
6,87 +0,19
7,10+0,23
5
4
Челябинская область
5,83 +0,07
5,84+0,01
9
8
Пермский край
5,58 +0,09
5,51-0,07
13
14
Ямало-Ненецкий автономный округ
5,41 +0,10
5,32-0,09
18
19
Тюменская область (без округов)
5,39 +0,08
5,29-0,11
19
22
Республика Башкортостан
5,38 +0,08
5,32-0,06
20
20
Оренбургская область
5,18 +0,12
5,31+0,13
26
21
Кировская область
4,92 +0,12
4,91-0,01
48
46
Удмуртская республика
4,91 +0,06
4,85-0,06
49
52
Курганская область
4,72 +0,07
4,68-0,04
67
67
Составлено авторами по: Инфраструктура России: Индекс развития 2020: Аналитический обзор М., 2020. InfraOne. Российская независимая инвестиционная группа, маркетмейкер национального рынка инфраструктурных инвестиций. [Электронный ресурс]. URL: https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/index_razvitiia_infrastruktury_rossii_2020_infraone_research.pdf (дата обращения 01.09.2022); Инфраструктура России: индекс развития 2021: аналитический обзор. InfraOne. Российская независимая инвестиционная группа, маркетмейкер национального рынка инфраструктурных инвестиций. [Электронный ресурс]. URL: https://infraoneresearch.ru/u5usp7/m2r7v0?s1qtyk=1tcnnu (дата обращения 01.09.2022)
*динамика к предыдущему периоду

Субъекты Уральского макрорегиона в среднем по РФ целом обеспечены энергетической инфраструктурой достаточно равномерно, однако дисбаланс в развитии этой отрасли у них сохраняется. В 2021 г. на втором месте по стране находится Ханты - Мансийский автономный округ (8,73), лидировавший 3 предыдущих года. В 2021 г. относительно 2020 г. наблюдается разнонаправленная динамика индекса: прирост показали три субъекта РФ, а снижение отмечено в 9 субъектах макрорегиона. Среднее значение отраслевого индекса у Уральского макрорегиона равняется 5,71, что выше среднероссийского уровня (на 12 %) и позволяет характеризовать его как наиболее развитым относительно других субъектов РФ.

В структуре производства электроэнергии в РФ доля Уральского макрорегиона за период 2012-2020 гг. в среднем составила 24,6 %, за исследуемый период изменения показателя незначительно (- 4,6 %). В 2012-2020 гг. доля Уральского макрорегиона в потреблении электроэнергии РФ в целом относительно постоянна и не превышает 22 %. Наибольшие значения потребления в течение рассматриваемого периода электроэнергии имеет Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, наименьшие – Курганская область.

Анализ пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики Уральского макрорегиона показывает, что ПрИС разнородна по составу субъектов РФ в рамках объединений компаний по электроэнергетики по функциональному назначению (табл. 4).

Таблица 4 – Пространственное распределение компаний пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики Уральского макрорегиона

Наименование субъекта РФ / организация
ОЭС Урала
Группа «Интер РАО»
АО «Концерн Росэнергоатом»
Группа РусГидро
ООО «Газпром энергохолдинг»
АО «Юнипро»
ПАО «Энел Россия»
ПАО «Фортум»
ПАО «Т плюс»
МЭС Урала
МЭС Волги
Россети Урала
АО «Россети Тюмень»
ПАО «Россети Волга»
«Россети Центр и Приволжье»
ОАО «БЭСК»
СУЭНКО
Республика Башкортостан
*






*







*

Удмуртская Республика
*







*
*




*


Пермский край
*
*

*

*


*
*

*





Кировская область
*







*
*




*


Оренбургская область
*
*





*
*

*


*



Свердловская область
*
*
*

*

*

*
*

*





Курганская область
*








*






*
Челябинская область
*
*


*


*

*

*





Тюменская область
*
*





*

*


*




Ханты-Мансийский автономный округ
*
*


*
*



*


*




Ямало-Ненецкий автономный округ
*








*


*




Составлено по: Группа «Интер РАО»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interrao.ru/strategy/2020-2030/ (дата обращения 20.09.2022); ПАО «Юнипро» : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://ww.unipro.energy/ (дата обращения 20.09.2022); ПАО «Энел Россия»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.enelrussia.ru/ru/about-us/our-vision.html (дата обращения 20.09.2022); ПАО «Т Плюс»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tplusgroup.ru/company/(дата обращения 20.09.2022); ПАО «Россети Центр и Приволжье» (до 2021 года - ПАО «МРСК Центра и Приволжья»): официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://mrsk-cp.ru/about/(дата обращения 20.09.2022); АО «Башкирская электросетевая компания»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bashes.ru/ (дата обращения 20.09.2022); Сибирско-Уральская энергетическая компания (СУЭНКО): официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.suenco.ru/(дата обращения 20.09.2022); «Россети Урал»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mrsk-ural.ru/company/documents/(дата обращения 20.09.2022); АО «Россети Тюмень»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.te.ru/; ПАО «Россети Волга»: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.rossetivolga.ru/ru/(дата обращения 20.09.2022); ГК «Газпром»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/about/strategy/electricity-business/(дата обращения 20.09.2022); Fortum - видение и стратегия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fortum.ru/o-nas/kompaniya/nasha-strategiya-pozvolyaet-nam-uskorit-peremeny-na-puti-k-bolee-chistomu-miru (дата обращения 20.09.2022)

Составлено авторами по состоянию на 20.09.2022

Указанные особенности влияют на процессы стратегического планирования, постановку целей, задач, определение миссии, понимания устойчивости развития. Так для одного региона и вида деятельности планирование может осуществляться в рамках нескольких компаний. Поэтому особое значение приобретает обеспечение связанности корпоративных стратегических документов и стратегических планов территорий, механизмов взаимодействия субъектов развития электроэнергетики, оценки влияния на развитие территорий присутствия, вопросы согласованности региональных, отраслевых и корпоративных интересов, что особенно актуализируется в связи с пространственной удаленностью собственников объектов и фактическим местом функционирования организаций. Необходимым становится поиск форм, методов, инструментов взаимодействия компаний с органами государственной власти для выработки долгосрочных и комплексных решений в целях обеспечение развития территорий, участия в национальных и муниципальных программах и проектах, формирование благоприятной регуляторной среды. Требуется системный подход к стратегическому планированию развития ПрИС, учитывающий как отраслевые, корпоративные интересы, так и региональные.

Выводы

Предложенное исследование, посвященное теоретико-методологическим и практическим аспектам исследования пространственных инфраструктурных систем региона, позволяет сделать следующие выводы.

1. Пространственная инфраструктурная система региона представляет динамично развивающуюся комплиментарную структуру, формирующую пространственный каркас социально-экономической деятельности на основе взаимной системы обеспечивающих развитие взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и внешней средой элементов, структур или объектов территорий разных иерархических уровней. Данное определение дополняет теоретический базис концепции региональной инфраструктуры, основывается на комплексном подходе, что позволяет уточнить значение инфраструктуры в развитии экономического пространства, обеспечении его связанности, конфигурации, предложить новые подходы к управлению и планированию.

2. Уточнены методологические аспекты исследования, планирования и управления пространственными инфраструктурными системами региона, построенные на единении фундаментальных положений системной, институциональной, региональной методологии, методологии пространственного анализа, устойчивого развития. Предложенная методология дает возможность получить более глубокое понимание сущности процессов, факторов, условий регионального управления и планирования в части развития пространственных инфраструктурных систем региона, обосновать потребность системно-сбалансированного подхода в стратегическом планировании пространственных инфраструктурных систем региона.

3. Проанализированы практические аспекты развития пространственных инфраструктурных систем в новых реалиях.

Представлены характеристики транспортной и электроэнергетической пространственных инфраструктурных систем региона, проанализировано их развитие в пространстве РФ за период 2012-2021 гг. Определены современные факторы развития ПрИС - управляемые (цифровизация, новые технологи и др.) и адаптирующие (коронакризис, санкции и др.). Анализ показывает, что новые технологии трансформируют сложившиеся связи инфраструктурных систем, формируют возможности внефизических взаимосвязей (беспроводная передача энергии, распределенные источники энергии, транспортировка грузов по воздуху и др.). На примере пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики Уральского макрорегиона представлен состав и структура ее элементов. Установлено, что субъекты Уральского макрорегиона в среднем по РФ целом обеспечены энергетической инфраструктурой достаточно равномерно, однако дисбаланс в развитии этой отрасли у них сохраняется; система разнородна по составу субъектов РФ в рамках объединений компаний по электроэнергетики по функциональному назначению.

4. Перспективными направлениями практического исследования и управления пространственными инфраструктурными системами региона становится обеспечение связанности корпоративных стратегических документов и стратегических планов территорий для выработки долгосрочных и комплексных решений в целях развития территорий, механизмов взаимодействия субъектов развития электроэнергетики, оценки влияния на развитие территорий присутствия, формирование благоприятной регуляторной среды на основе учета отраслевых, корпоративных и региональных интересов субъектов. Ограничением является сложность в определении территориальных границ пространственных инфраструктурных систем региона, территориальная удаленность собственников объектов инфраструктуры и места фактического функционирования, наличие временного лага между получением данных, их публикацией и анализом, ограниченность и закрытость информации.

[1] Составлено авторами

[2] Составлено авторами

[3] Составлено авторами

[4] Составлено авторами

[5] Составлено авторами по: [27]

[6] Составлено авторами


Источники:

1. Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении городов. / Экономическая география. Экономическая картография. - М.: Географгиз, 1956. – 164 c.
2. Блохин Ю.В. О сущности инфраструктуры, составе ее отраслей и их классификации. / в кн.: Региональные проблемы размещения производства. - М.: Экономика, 1975. – 463 c.
3. Буравцев А.В. Пространственные системы // Информационные технологии в науке, образовании и управлении. – 2019. – № 3(13). – c. 32-39.
4. Бушуев В.В., Каменев А.С., Кобец Б.Б. Энергетика как инфраструктурная «система систем» // Энергетическая политика. – 2012. – № 5. – c. 3-15.
5. Гелбрейт Дж. Кризис глобализации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ptpu.ru/issues/6_99/ 5_6_99.htm (дата обращения: 22.09.2022).
6. Голиков Н. Ф., Двоскин Б. Я. Инфраструктурно-территориальный комплекс (теория, методы, практика). - Алма-Ата, 1990. – 31 c.
7. Горкин А. П. География постиндустриальной промышленности (методология и результаты исследований, 1973–2012 годы). - Смоленск: Ойкумена, 2012. – 348 c.
8. Гранберг А.Г. Экономическое пространство России // Экономика и управление. – 2006. – № 2. – c. 11-15.
9. Гусев С.А. Методологические принципы эволюционной экономики // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. – 2011. – № 55. – c. 108-112.
10. Дворядкина Е. Б., Сапожникова Е. Э. Региональная рыночная инфраструктура : эволюционный подход к исследованию. - Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2010. – 252 c.
11. Дронов В. П. Инфраструктура и территория России: географические аспекты теории и российской практики. - М.: Изд-во МГПУ, 1998.
12. Дьячков А.Г., Сурнина Н.М., Шишкина Е.А. К вопросу организации коммуникационных инфраструктурных пространственных систем региона // Российское предпринимательство. – 2016. – № 24. – c. 3515–3530. – doi: 10.18334/rp.17.24.37264.
13. Кистерский Э. Ассиметрия взаимозависимости разноуровневых структур: сотрудничество и эксплуатация // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. – № 1.
14. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А. Системная сбалансированность экономики. / монография. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт Российской академии наук. - М.: Научная библиотека, 2017. – 320 c.
15. Клименко Н. А. Территориальная когезия как основа сбалансированной территориальной политики в Калининградской области // Балтийский регион. – 2011. – № 1 (7). – c. 97-105. – doi: 10.5922/2074-9848-2011-1-11.
16. Краснопольский Б.Х. Влияние магистральной инфраструктуры на эффективность пространственно-хозяйственных образований: подходы к оценке // Регионалистика. – 2021. – № 3. – c. 56–71.
17. Лаврикова Ю. Г. Концептуальные основы пространственного развития регионов // Журнал экономической теории. – 2008. – № 4. – c. 147-162.
18. Лаженцев В. Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. - Сыктывкар, 2003. – 39–40 c.
19. Лаппо Г. М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение // Известия Академии наук СССР. Серия географическая. – 1983. – № 5. – c. 16-28.
20. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства и некоторые подходы к ее исследованию в свете социалистической экономической интеграции. / Территориальная структура народного хозяйства в социалистических странах. - М.: Наука, 1976. – 7 c.
21. Минакир П.А. Экономический анализ и измерения в пространстве // Пространственная экономика. – 2014. – № 1. – p. 12-39.
22. Невейкина Н. В. Факторы развития региона // Ученые записки. – 2014. – № 1 (57). – c. 78-85.
23. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционный подход в экономической науке // Экономика образования. – 2007. – № 3. – p. 94-96.
24. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) по состоянию на 2022 год (в ред. Изменения 01/2015 ОКВЭД2, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 423-ст, 02/2015 ОКВЭД 2, утв. Приказом Росстандарта от 17.08.2015 N 1165-ст, ОКВЭД-2.рф
25. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России: территориальная организация производства и рынка. - М.:, 2007. – 61 c.
26. Полынёв А.О. Конкурентные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. - М.: КРАСАНД, 2010. – 21-22 c.
27. Протяженность путей сообщения. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/B20_55/IssWWW.exe/Stg/02-01.docx (дата обращения: 03.10.2022).
28. Пыхов П.А., Кашина Т.О. Инфраструктура как объект экономических исследований // Журнал экономической теории. – 2016. – № 1. – c. 39–46.
29. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 1999.
30. Самуэльсон П. Экономика. - М.:, 1964. – 154–163 c.
31. Лаврикова Ю.Г.,Котлярова С.Н., Суворова А.В. Стратегирование пространственного развития и инфраструктурного обустройства территорий. - Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2018. – 178 c.
32. Сурнина Н.М., Шишкина Е.А., Новикова Н.В., Дьячков А.Г. Механизмы инфраструктурного энергетического обеспечения регионального развития. - Москва : РУСАЙНС, 2019.
33. Сурнина Н.М., Шишкина Е.А., Дьячков А.Г. Сбалансированность стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем // Journal of New Economy. – 2019. – № 5. – c. 75-91. – doi: 10.29141/2658-5081-2019-20-5-5.
34. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. - М.:, 2003. – 465 c.
35. Шарифьянов Т.Ф. Институциональные характеристики государственных программ и механизмов устранения географического цифрового неравенства // Вопросы региональной экономики. – 2020. – № 4(45). – c. 125-142.
36. Шарифьянов Т.Ф. Механизм диффузии связующей инфраструктуры на периферийные территории // IV Российский экономический конгресс &laquo;РЭК-2020&raquo;. Том IX: Тематическая конференция «Пространственная и региональная экономика» (сборник материалов) / Составители Н. В. Зубаревич, П. А. Минакир. Москва, 2020. – c. 20-23.
37. Шарыгин М. Д., Свисткова А. М. Методика комплексного экономико-географического исследования территориальных социально-экономических систем. - Пермь, 1978. – 96 c.
38. Шишкина Е. А. Экономико-пространственный анализ развития инфраструктурной электроэнергетической системы Уральского макрорегиона // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – № 2(497). – c. 204-233. – doi: 10.24891/re.20.2.204.
39. Яшина Е. Г. Особенности функционирования и развития региональной рыночной инфраструктуры. - Екатеринбург, 2004.
40. InfraOne. Российская независимая инвестиционная группа, маркетмейкер национального рынка инфраструктурных инвестиций. [Электронный ресурс]. URL: https://infraone.ru/ (дата обращения: 15.09.2022).
41. Barro R., Sala-i-Martin X. Economic Growth. - The MIT Press, 2004.
42. Clark C. Economics of Location: Redistribution of industry and Population between Regions in the United States. / (Problems of U.S. Economic Development). - N. Y., 1858. – 31-37 p.
43. Hirshman A. The Strategy of Development. - New Haven, 1959. – 83–100 p.
44. Launhardt, W. Die Bestimmung des zweckmässigsten Standortes einer gewerblichen Anlage. Zeitschrift des Vereinesdeutscher Ingenieure, 188226, 106–115
45. Losch А. The Economics of Location. - New Haven: Yale University Press, 1954.
46. Marshall A. Principles of Economics. - London, 1910. – 125–137 p.
47. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries. - N. Y., 1958. – 102-118 p.
48. Richardson Н. Regional Growth Theory. - London, 1973.
49. Rosenstein-Rodan P. N. Notes on the Theory of the «Big Push». / Economic Development for Latin America: proceedings of a conference held by the International Economic Association / eds. H. S. Ellis and H. C. Wallich. - London: Macmillan, 1961. – 60 p.
50. Thünen J. Der isolirte Staat in Beziehung auf Landwirtschaft und Nationalökonomie. - Hamburg: Wirtschaft & Finan, 1826.
51. Weber A. Standort der Industrien. - Tubingen, 1922.

Страница обновлена: 29.11.2024 в 19:29:26