Сфера культуры на стыке креативной экономики и региональных экономических теорий

Фалин И.О.1, Власова Н.Ю.1
1 Уральский государственный экономический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Фалин И.О., Власова Н.Ю. Сфера культуры на стыке креативной экономики и региональных экономических теорий // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 11. – С. 2937-2950. – doi: 10.18334/ce.18.11.122104.

Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации подходов к понятию сферы культуры в условиях идущих процессов ее индустриализации и коммерциализации с целью формирования теоретико-методологической основы ее оценки. В работе на основе анализа правового регулирования и стратегического планирования в сфере культуры, креативной экономики и креативных индустрий, а также пространственного развития обоснован потенциал теорий пространственного и регионального развития в изучении сферы культуры как ключевого сектора креативной экономики, а также сформулирована дефиниция сферы культуры территории и обоснована ее операциональность. Целью исследования является формирование определения сферы культуры территории сквозь призму региональных теорий в условиях ее позиционирования в рамках креативной экономики. Полученные результаты исследования могут быть интересны специалистам и исследователям сферы культуры, а также научным и педагогическим работникам.

Ключевые слова: сфера культуры, креативная экономика, региональные теории, пространственное развитие, фактор регионального развития

JEL-классификация: L80, L82, R50



Введение

Активная фаза институционализации креативной экономики и в рамках нее креативных индустрий в Российской Федерации началась в контексте новейших тенденций пространственного развития, зафиксированных в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г. [8]. В указанном стратегическом документе в ряду основных направлений пространственного развития было названо обеспечение ускорения экономического, научно-технологического и инновационного развития крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, в том числе за счет приоритетной поддержки творческих (креативных) индустрий.

Таким образом, развитие творческих (креативных) индустрий, ставшее в последствии предметом регулирования Концепции развития креативных индустрий и Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (не вступил в силу), позиционировалось как инструмент пространственного развития Российской Федерации. При этом, в Концепции сказано, что она направлена «…на достижение целей, задач и приоритетов пространственного развития Российской Федерации» [9]. Вместе с тем в указанном документе с отсылкой на Стратегию пространственного развития, отмечается, что основной проблемой пространственного развития Российской Федерации является недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста Российской Федерации. При этом, дополнительно отмечается, что «…к числу основных проблем пространственного развития Российской Федерации также отнесена высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик субъектов Российской Федерации, а также низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных и крупнейших городских агломераций» [9], что позволяет некоторым образом расширить цель развития креативных индустрий от только крупных и крупнейших городских агломераций на остальную территорию страны. Отдельно подчеркнем, что ожидаемые результаты Концепции оцениваются через показатели в привязке к субъектам РФ, что подчеркивает роль креативных индустрий в региональном развитии. Сказанное в полной мере позволяет позиционировать креативную экономику и креативные индустрии в качестве факторов регионального развития.

Таким образом, задачей настоящего исследования является характеристика позиции сферы культуры территории в разрезе теорий регионального развития. Целью исследования является формирование определения сферы культуры территории сквозь призму региональных теорий в условиях ее позиционирования в рамках креативной экономики.

Теория и методология

Работа базируется на анализе правового регулирования и стратегического планирования в сфере культуры, креативной экономики и креативных индустрий, а также пространственного развития. Сформулированы доводы о включении сферы культуры в креативную экономику. Обоснован потенциал теорий пространственного и регионального развития в изучении сферы культуры как ключевого сектора креативной экономики на основе систематизации научных трудов в данной сфере. На основе доказанной целесообразности изучения сферы культуры в координатах региональных теорий сформулирована дефиниция сферы культуры территории, обоснована ее операциональность.

Результаты исследования и их обсуждение

Акцентируясь на сфере культуры, как объекте настоящего исследования, приведем доводы в пользу того, что цели, задачи, ожидаемые результаты Концепции развития креативных индустрий [9], так же, как и Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» в полной мере распространяются на сферу культуры, а не только на ее часть в виде креативных индустрий:

- в перечне правовых основ разработки Концепции указаны Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», федеральное и региональное законодательство в сфере культуры;

- в ряду приоритетов государственной политики в сфере развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства указаны, в том числе, повышение уровня культурной связанности;

- в качестве одного из направлений государственной поддержки предлагается дать право учреждениям культуры (относимых к ядру креативной экономики – некоммерческому сектору сферы культуры) на базе которых реализуются креативная деятельность, создавать малые инновационных предприятия, что предполагает признание указанных организаций полноправными субъектами креативных индустрий. Предполагается усиление роли учреждений культуры в «…развитии новой креативной (творческой) предпринимательской деятельности» [9];

- основным механизмом реализации Концепции является план ее реализации, разрабатываемый Министерством культуры РФ, что предполагает признание отраслевого характера креативных индустрий и отнесение их к сфере культуры;

- форсированный сценарий развития креативных индустрий предполагает «…широкое сотрудничество с организациями культуры любой ведомственной принадлежности и форм собственности, хозяйственное освоение и вовлечение в оборот объектов материального и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, развитие всех направлений культурной деятельности» [9].

- для формирования полноценной институциональной среды с целью развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства предлагается задействовать национальный проект «Культура», а также государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры».

- отдельно подчеркнем, что региональный контекст в развитии креативных индустрий подчеркивается выделением самостоятельного их вида – «локальные креативные (творческие) индустрии», которые предназначены для создания рабочих мест, благоустройства и достижения привлекательности конкретных территорий.

Основываясь на проведенном анализе существующих стратегических документов и правового регулирования, креативная экономика, ядром которой признаются креативные индустрии, включает сферу культуры, лежит в основе пространственного развития Российской Федерации и является фактором регионального развития. Сказанное предопределяет потенциал теорий пространственного и регионального развития в изучении сферы культуры как ключевого сектора креативной экономики. Систематизируем когнитивный потенциал региональных экономических теорий в изучении сферы культуры территории, представим схематично позицию сферы культуры территории в разрезе теорий регионального развития (рисунок 1).

Основываясь на проведенном анализе существующих теорий регионального развития, отметим рост внимания в исследованиях, а также в стратегическом планировании развития территорий (на ряду с конкуренцией за внешние ресурсы) к поиску внутренних возможностей развития (внутренних ресурсов) [3, 13]. Иными словами, идет поиск отраслей перспективной специализации («умной специализации»). Сфера культуры в полной мере находится в русле этой тенденции.

Рисунок 1 – Позиция сферы культуры территории в разрезе теорий регионального развития [1]

Вместе с тем, анализ современных научных работ, а также стратегического планирования и правового регулирования сферы культуры позволил выделить рад тенденций, обуславливающих вектор дальнейшего исследования сферы культуры территории в региональном разрезе:

Во-первых, как подчеркивает Д. Прендерграст, место (place) является настолько важным в персональных нарративах, что на обыденном уровне становится невозможным провести различия между «кто мы» и «откуда мы» [14]. Данное утверждение является предпосылкой актуальности изучения культуры в привязке к конкретной территории. Приведенная цитата позволяет подчеркнуть важность «места» для осуществления хозяйственной деятельности, не смотря на развитие коммуникационных технологий.

Во-вторых, виды творческой деятельности во многом обусловлены наличием соответствующих культурных, природных, исторических объектов на конкретной территории (особенности культурного капитала). Сказанное предопределяет формирование самостоятельных подходов к исследованию территорий, учитывающих региональную специфику и уникальность мест, диктующих совокупность видов культурной деятельности.

В-третьих, восприятие и интерпретация символических смыслов, которые заложены в культурных благах имеют территориальную привязку, обусловленную существующими неформальными институтами (традициями, обычаями, практиками, нарративами населения), что обуславливает целесообразность анализа отдельных территорий с их особыми институциями;

В-четвертых, различие институциональной организации сферы культуры, зафиксированное в стратегических документах, путем закрепления разноотраслевых направлений развития (например, цифровизации) и реально существующей характерно и для регионального уровня, что требует дополнительного анализа институциональной структуры сферы культуры территории, как формальной основы институциональной среды, являющейся частью ее потенциала.

В-пятых, функционирование сферы культуры сопровождается дифференциацией территорий по наличию культурных ресурсов, доступу к ним, развитости культурной инфраструктуры и т.д. В своей работе, посвященной нооэкономике С.Д. Бодрунов отметил, что новое неравенство в настоящее время выражается «…в удовлетворении культурных/духовных потребностей, возможности развития личности, творческих способностей, культурных запросов» [1]. Таким образом, вопреки установкам Концепции развития креативных индустрий в качестве ключевого направления эволюции креативной экономики видится масштабирование лучших практик и совершенствование инструментария и механизмов развития не только крупных и крупнейших агломераций, но и малых и средних городов.

Необходимо развивать принципиально отличающийся подход - развитие всей территории региона. Рекомендуется сделать акцент на «… функции внегородских территорий как базе креативных индустрий» [4]. Вся территория региона должна рассматриваться как площадка развития сферы культуры [2, 6].

В-шестых, поскольку успешное развитие креативных и культурных индустрий зависит от эффективности взаимодействия субъектов при производстве культурного или креативного блага, одним из условий функционирования креативной экономики является ее сетевая организация. При этом когнитивный потенциал сетевого подхода [10] заключается в возможности позиционирования каждого из выделенных индустриальных контуров креативной экономики (культурные индустрии и креативные индустрии), а также некоммерческого сектора культуры в качестве сети, имеющей взаимосвязи как внутри, так и между собой, и вне.

Функционированию территориальных сфер культуры характерен сетевой характер экономических отношений, что предопределяет основу создания различных интеграционных объединений (кластеров, общественных пространств, креативных пространств, малых сетей).

В-седьмых, как отметил Р. Флорида в своей книге «Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства» [12], развитие железных дорог, телефонной связи и интернета не привело людей и экономику к освобождению от привязки к месту (жительства, работы, отдыха), «…ключевые факторы нынешней экономики – талант, инновации, креативность распределены в мире неравномерно…они концентрируются в определенных местах…», подлинным же источником роста является кластеризация [12].

На экономическую эффективность «кластеризации талантов» обращал внимание Лукас мл. Р., описавший мультипликативный эффект объединения «…талантов, идей и энергии в конкретных местах», рост коллективной креативности и экономического богатства [15]. Приведенный обзор возможностей региональных теорий в изучении сферы культуры территории также указывает на то, что высокий потенциал ее развития заложен в процессах интеграции, сетевизации, кластеризации ресурсов и субъектов. По мнению многочисленных ученых [5], развитие креативных индустрий происходит через кластеризацию, данное утверждение можно расширить на всю сферу культуры территории. Подчеркнем при этом, что в контексте данной работы не только кластеры, но и иные формы интеграции рассматриваются как перспективные для развития. Вместе с тем, согласимся с А.Н. Сапрыкиной, в том, что «в сфере услуг (в нашем случае производства культурных благ, большая часть из которых является услугами) кластер — это в первую очередь «быстрая диффузия лучших практик» [11].

В-восьмых, анализ показал, что развитие кластерных подходов как в научных работах, так и в сегодня действующем стратегическом планировании Российской Федерации приурочено к городам. Не смотря на перспективность данного подхода, представляется, что данные рамки порождают и развивают территориальную дифференциацию пространства региона. В связи со сказанным, в рамках работы выражается точка зрения о перспективности распространения политики интеграционных процессов на территории малых населенных пунктов, имеющих культурно-исторические, природные и иные объекты на своей территории или потенциал создания таких объектов.

В-девятых, представляется потенциальным развитие региональной традиции, ориентированной на территории как специфичное сочетание уникальных мест и локэйлов [7], что соответственно требует формирования местных инициатив, практически не развивающихся на фоне централизованного регулирования всех процессов властями.

Подытоживая перечень выявленных тенденций развития региональной сферы культуры, подчеркнем, что наиболее перспективным вектором является налаживание различных видов интеграции на территории не только крупных, но и малых городов, а также сельской местности территории регионов.

В связи со сказанным представляется, что потенциал сферы культуры территории может быть развит посредством создания различного рода интеграционных институций (кластеров, креативных пространств, центров творческих индустрий, общественных культурных пространств и т.д.).

Перечисленные аспекты в полной мере отражают целесообразность изучения сферы культуры в координатах региональных теорий, что предопределило необходимость формирования рабочей трактовки сферы культуры территории.

Следует отметить, что в настоящее время понятие сферы культуры является дискуссионным. Неоднозначность трактовок обусловлена наличием ряда вопросов, оказывающих непосредственное влияние на теорию и методологию изучения данного концепта:

- функциональный подход к синтезированию определения сферы культуры обнаружил разнообразие выделенных в науке функций культуры;

- отраслевой подход к понятию сферы культуры обострил противоречия, связанные с отнесением культуры к тому или иному виду экономической деятельности, что породило споры, например, о возможности отнесения культуры к развлечениям;

- деятельностный подход поставил вопрос о перечне видов деятельности, которые возможно отнести к сфере культуры;

- актуализировались дискуссии о соотнесении сферы культуры и массовой культуры, в связи с чем возникло словосочетание «индустрия развлечений», также не нашедшее в науке единообразного толкования.

Анализ авторских дефиниций понятия сферы культуры, ограниченный рамками экономических исследований, показал разнообразие взглядов, опирающихся на отличающиеся методологические и теоретические предпосылки.

Основываясь на проведенном анализе, сформулируем дефиницию сферы культуры, под которой будем понимать совокупность видов творческой деятельности по производству культурного блага, культурного и креативного продуктов, создание которых основано на использовании результатов интеллектуальной деятельности, являющихся носителем символического значения или смысла территориально локализованная в пространстве региона и основанная на уникальных характеристиках культурного капитала и потенциала.

Заключение

Проведенное в работе исследование позволило сформулировать теоретическую основу изучения сферы культуры территории в координатах креативной экономики с учетом тенденций регионального развития.

В частности, предлагаемый подход обеспечивает возможность анализа видов экономической деятельности в сфере культуры в разрезе ОКВЭД, что предполагает наличие статистических данных.

Анализ в разрезе отдельных видов деятельности включает оценку инфраструктуры, на основе которой она (эта деятельность) осуществляются. Это позволит проводить оценку имущественной обеспеченности как производителя, так и потребителя результатов деятельности (например, количество кинотеатров, дворцов культуры и т.д. в абсолютных и относительных показателях) и является характеристикой культурного капитала территории.

Уровневая организация сферы культуры в контексте концепции креативной экономики предполагает анализ ее контуров (некоммерческий сектор культуры, культурные индустрии, креативные индустрии) по отдельности и во взаимосвязи. Трактовка сферы культуры территории как совокупности видов деятельности обеспечивает реализацию указанной особенности в связи с тем, что критерием выделения контуров сферы культуры является вид деятельности.

Также предлагаемым подходом к трактовке сферы культуры территории обеспечена возможность формирования эмпирической основы анализа в виде характеристики ее потенциала, включающего культурный капитал и институциональную среду реализации экономической деятельности в сфере культуры. В настоящее время есть методические и эмпирические возможности анализировать институциональную среду реализации конкретного вида деятельности.

[1] Составлено автором


Источники:

1. Бодрунов С.Д. Ноономика. Четвертая технологическая революция обусловливает необходимость глубоких изменений в эко номической и социальной жизни (СПЭК-2018, 2.04.2018, Санкт-Петербург). / В книге: Ноономика. Монография. - Москва-Санкт-Петербург-Лондон: Культурная революция, 2018. – 428-431 c.
2. Ефимова А.С., Брюханова Н.В. Тенденции развития креативных индустрий регионов Южного федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 2. – c. 45-52. – doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52.
3. Ламашева Ю.А. Роль внутренней интернационализации в развитии «мягкой силы» региона // Известия Восточного института. – 2024. – № 1. – c. 90-99. – doi: 10.24866/2542-1611/2024-1/90-99.
4. Лылов А.С. Особенности функционирования внегородских территорий в условиях реализации стратегии пространственного развития России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2021. – № 6. – c. 51-60. – doi: 10.24412/2071-6435-2021-6-51-60.
5. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Классика-ХХI, 2011. – 399 c.
6. Мальшина Н.А. Визуализация взаимосвязи культуры и экономики на примере лидерских позиций современного театрального искусства и культуры по регионам РФ // Сервис plus. – 2023. – № 3. – c. 50-60. – doi: 10.5281/zenodo.10067100.
7. Рагулина М.В. Культурная география: теории, методы, региональный синтез. - Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2004. – 171 c.
8. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.11.2024).
9. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. N 2613-р Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.11.2024).
10. Салтанович И.П. Концепции культуры цифрового общества в современной социологии // Цифровая социология. – 2024. – № 1. – c. 26-31. – doi: 10.26425/2658-347X-2024-7-1-26-31.
11. Нюренбергер Л.Б., Сапрыкина А.Н., Лучина Н.А., Бушуева И.П., Щетинина Н.А. Совершенствование управления в сфере услуг культуры: кластерный подход // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 12(10). – c. 345-350.
12. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. / Перевод с английского. - М.: Strelka Press, 2014. – 368 c.
13. Фролова Е.В., Рогач О.В. Ограничения и перспективы развития внутреннего туризма в регионах России // Экономика региона. – 2023. – № 1. – c. 208-219. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-1-16.
14. Prendergrast J.G. Regional Identity and Territorial Integrity in Contemporary Russia. A New Russian Heartland?. Le.ac.uk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.le.ac.uk/geography/research/RussianHeartland/index.html.
15. Lucas Jr.R.E. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – № 1. – p. 3-42. – doi: 10.1016/0304-3932(88)90168-7.

Страница обновлена: 20.11.2024 в 23:26:31