Theoretical, methodological and practical aspects of research on spatial infrastructure systems in the region
Surnina N.M.1, Shishkina E.A.1
1 Уральский государственный экономический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 49 | Citations: 9
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 10 (October 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49851259
Cited: 9 by 30.01.2024
Abstract:
Theoretical, methodological and practical aspects of the research on spatial infrastructure systems in the region are considered. The theoretical basis of the research on spatial infrastructure systems in the region, supplementing the theoretical basis of the regional infrastructure concept is substantiated. Authors define theoretical aspects concerning a new concept of a "region's spatial infrastructural system". Methodological bases of strategic planning of regional spatial infrastructure systems are specified.
Characteristics of transport and electric power of the region's spatial infrastructure systems are presented; their development in the space of Russian Federation is analyzed. On the example of spatial infrastructure system of electric power industry in the Ural macro-region the spatial and economic, managerial peculiarities of its development are established. Proposals on the prospects of research and management of the region's spatial infrastructure systems are formulated. The research is based on a set of approaches and methods, including regional, spatial, systemic, sectoral, evolutionary approaches, methods of cause-effect, comparative, logical analysis, analogy, calculation of dynamics indicators, and average values.
Keywords: region, regional strategic planning, regional infrastructure, economic space, regional spatial infrastructure systems
JEL-classification: R11, R12, R13
Введение
Актуальность исследования теоретических, методологических и практических аспектов развития инфраструктуры в настоящее время обусловлена совокупностью взаимосвязанных обстоятельств. Новые внешнеполитические, экономические, социально-экономические факторы развития страны и ее субъектов, среди которых, крупнейшие санкционные ограничения, последствия коронакризиса показали усиление роли инфраструктуры как стратегической обеспечивающей системы, стабилизирующего фактора экономического развития, условия устойчивости территорий разных иерархических уровней. Осмысление пространствообразующей критически значимой роли инфраструктуры для функционирования территорий и их систем, формирования пространственной структуры экономики, требует системного исследования места элементов ее в пространственно-хозяйственных образованиях, оценки влияния на процессы регионального развития. Стратегически важное значение приобретает поиск возможностей нейтрализации и смягчения существующих ограничений на основе обеспечения сбалансированности пространственного развития инфраструктуры, разработки методического обеспечения стратегического планирования устойчивой инфраструктуры в сопряжении региональных, отраслевых и корпоративных приоритетов.
Обзор литературы
Вопросы исследования развития инфраструктурных систем региона получили достаточно широкое распространение в трудах отечественных и зарубежных ученых в рамках различных научных подходов.
В работах таких авторов как П. Розенштейн-Родан [49], П. Самуэльсон [30], Р. Нурксе [47], А. Хиршман [43] и др. рассмотрены теоретические вопросы развития инфраструктуры, содержания и сущности данного понятия. Исследование понятия рыночной инфраструктуры представлено в работах Блохина Ю.В. [2], Райзберг Б.А. [29], Яшиной Е. Г. [39] и др. Взаимосвязи развития инфраструктуры и территорий рассматривают в своих работах Плисецкий Е. Л. [25], Дронов В. П. [11], Голиков Н. Ф., Двоскин Б. Я. [6], Пыхов П. А., Кашина Т. О. [28] и др.
Влияние инфраструктуры на региональную экономику рассматривается в рамках положений теорий регионального роста (Р. Барро, Х. Сала и Мартин [41], Х. Ричардсон [48], А. Маршалл [46] и др.), локационных (И. Тюнен [50], А. Вебер [51], В. Лаунхардт [44], А. Лëш [45]и др.), концепции осей развития, каркасных теорий (И. М. Маергойз [20], Н.Н. Баранский [1], Г.П. Лаппо [19] и др.).
Зависимость развития инфраструктуры от местоположения в пространстве представлена в работах Т.Ф. Шарифьянова [35; 36], взаимозависимости между множеством объектов, расположенных на территории (в экономическом пространстве) рассмотрены в работах А. Г. Гранберга [8], связи экономического пространства объектами инфраструктуры исследованы в работах Ю. Г. Лавриковой [17; 31], вопросы связности и связанности экономического пространства инфраструктурными объектами изучены Н.М. Сурниной, А.Г. Дьячковым, Е.А. Шишкиной [32; 33].
В работах ученых Уральской научной школы региональной экономики (Е. Г. Анимица, Н. М. Ратнер, М. Д. Шарыгин [37] и др.) рассматривается обеспечивающая функция инфраструктуры.
Изучение инфраструктуры в экономическом пространстве региона с позиции тектологического подхода (не применяя формальные математические методы описания систем), содержательного анализа инфраструктурной обеспеченности развития, функций инфраструктуры представлено в работах Горкина А. П. [7]. Инфраструктура как общесистемное понятие, применимое при анализе систем абиотического и биотического порядка рассматривается в работах Краснопольского Б.Х. [16].
В настоящее время сформирована российская научная школа эволюционной экономики, рассматривающая в т.ч. вопросы инфраструктурного развития, среди авторов которой следует особо выделить таких ученых как Л. Абалкин, Д. Львов, В. Полтерович, Г. Клейнер, В. Макаров [9; 14] и др. Эволюционный подход к исследованию развития получил развитие в работах Дворядкиной Е.Б., Е. Э. Сапожниковой [10], в работах Краснопольского Б.Х. [16] предложен эволюционно-синергетический подход к исследованию внутренних и внешних (магистральных) элементов инфраструктуры пространственно-хозяйственных образований. Идеи и концепции эволюционной теории [9] инфраструктуры основаны на ее рассмотрении как системы, характеризующейся нелинейностью взаимодействия элементов, открытостью, многоуровневостью, зависимостью от предшествующего развития и от начальных условий, наличием самоорганизующихся процессов.
Основы системного (системно-структурного) описания инфраструктуры рассматривали в своих работах Бушуев В.В., Каменев А.С., Кобец Б.Б. [4], такой подход позволяет расширить понятие инфраструктуры до ее рассмотрения как инфраструктурной системы.
Таким образом, изучение инфраструктуры имеет достаточно длительный период, что позволило сформироваться нескольким направлениям ее исследования в рамках теории инфраструктуры, систем, региональной, пространственной, эволюционной экономики и синтезе их отдельных положений (эволюционно-синергетической, системно-структурной и др.). При этом вопросы исследования развития инфраструктуры как обеспечивающей системы экономического пространства региона, теоретико-методологическая обоснованность содержания, инструментов, методов обеспечения устойчивого развития пространственных инфраструктурных систем региона носят ограниченный характер, что предопределяет актуальность и необходимость предлагаемого исследования.
Цель работы состоит в развитии теоретико-методологических положений и практических рекомендаций исследования пространственных инфраструктурных систем региона в новых реалиях.
Предложена гипотеза исследования инфраструктуры как пространственной обеспечивающей системы региона и объекта исследования пространственной экономики.
Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретического базиса концепции региональной инфраструктуры, формировании нового подхода к исследованию инфраструктуры как пространственной системы, разработке методологических основ исследования и стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем региона, практических рекомендаций.
Данные, методы и методология
В качестве теоретико-методологической основы исследования приняты положения теорий опорного каркаса, осей развития, современных пространственных теорий, теории систем и эволюционной экономики. Исследование практического аспекта развития пространственных инфраструктурных систем региона основано на анализе официальной статистической информации, данных отраслевой и ведомственной статистики, публикациях исследовательских организаций, документах стратегического планирования федерального, регионального, отраслевого, корпоративного уровней.
Методы и подходы: сравнение, экспертный анализ, синтез, анализ показателей структуры, динамики, системный, стратегический подходы.
Результаты
1. Дополнен теоретический базис концепции региональной инфраструктуры. Проведенное исследование показывает, что на различных этапах и направлениях становления региональной науки инфраструктура определяется в составе активных факторов [22] регионального развития. Комплексность развития инфраструктуры выступает фактором регионального роста, снижения уровней дифференциации, неравномерности регионального развития. Возможности планирования и комплексного развития инфраструктуры в пространстве и на территориях разного иерархических уровней рассматриваются в трудах В.Н. Лаженцева [18]. В работах Сурниной Н.М., Шишкиной Е.А., Дьячкова А.Г. [32] подчеркивается коммуникационная, связующая роль инфраструктуры в пространстве. Связи инфраструктуры с определенной территорией исследуют Пыхов П. А., Кашина Т. О. [28]. Роль инфраструктуры в развитии регионов и экономического пространства с течением времени меняется, в частности ее отдельных элементов и типов, что актуализирует вопросы эволюционного развития. В трудах Р. Нельсон, С. Уинтер, Дж. Ходжсон [23; 34] и др. доказывается непрерывный, поступательный характер развития экономики, выявляются ключевые технологии, траектории, приоритеты, факторы ее трансформации. Применение положений эволюционной теории к исследованию содержания и сущности инфраструктуры позволило выявить преемственность и особенности ее функционирования, установить влияние (в т.ч. отдельных элементов инфраструктуры) на развитие экономического пространства с учетом ее системного (пространственно-связующего) характера, свойств в условиях необратимых процессов, изменений, порождаемых действием экзогенных и эндогенных факторов, институциональной среды.
С понятием «инфраструктура» в литературе часто используется понятие «инфраструктурная система», при этом в ряде случаев они используются как синонимы. Инфраструктура как системный объект рассматривается в рамках нескольких наук: экономики, управления, экономической географии, региональной экономики, что определяет ее свойства. В контексте теории систем развитие инфраструктуры в пространстве позволяет рассматривать ее как пространственную систему [3]. В работах Краснопольского Б.Х. предложен пространственных подход к исследованию инфраструктуры, отмечается роль инфраструктуры в обеспечении устойчивости к внешним угрозам и шокам региональных пространственных природно-общественных систем [16].
Таким образом, анализ и обобщение фундаментальных положений теорий пространственного, регионального развития, системной, эволюционной экономики и теории инфраструктуры позволяет расширить теоретический базис концепции региональной инфраструктуры, ввести в научный оборот понятие «пространственная инфраструктурная система региона» и сформировать теоретический фундамент ее исследования (рис. 1).
Рисунок 1 – Теоретический фундамент исследования пространственных инфраструктурных систем региона [1]
Таким образом, «пространственную инфраструктурную систему (далее - ПрИС) региона» можно представить как многофункциональную динамично развивающуюся комплиментарную структуру, формирующую пространственный каркас социально-экономической деятельности, обеспечивающую развитие взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и внешней средой систем, элементов, объектов территорий разных иерархических уровней на основе принципа взаимодополнительности. Предлагаемая авторами гипотеза рассмотрения инфраструктуры как пространственной инфраструктурной системы и объекта исследования пространственной экономики сводится к следующему:
- инфраструктура описывается как «взаимная пространственная система, включающая комплекс обслуживающих объектов, связанных как между собой, так и с внешней средой, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивого развития территорий разного иерархического уровня, а взаимодействие генерирует системные эффекты» [38];
- функционирование пространственных инфраструктурных систем, реализуется в разных формах экономического пространства [21] - национальное, региональное, местное;
- «пространственная инфраструктурная система имеет пространственные границы, которые не совпадают с границами регионов и их объединений в рамках действующего административно-территориального деления РФ;
- по назначению система является обеспечивающей, по характеру функций – многофункциональной;
- развитие пространственных инфраструктурных систем рассматривается с точки зрения их роли в обеспечении территориальной когезии [15] – достижения целей и задач сбалансированного пространственного развития территорий разных уровней» [33; 38].
Описание пространственной инфраструктурной системы можно представить следующим образом (SpIS) (1):
SpIS = <Sp, StrI, EI, C, RI, MI, SR, FI, int, out>, (1)
Составлено авторами
В выражении (1) Sp – пространственная позиция; StrI - структура объектов инфраструктуры; EI - элементы инфраструктуры; C - множество связей в инфраструктурной системе; RI - множество отношений между элементами, объектами и подсистемами в инфраструктурной системе, int - множество входов, out - множество выходов системы, SR - множество пространственных отношений между инфраструктурой и внешней средой (другими региональными экономическими системами), MI - метрики инфраструктурной системы, FI - параметры инфраструктурной системы.
Таким образом, предложенная трактовка пространственной инфраструктурной системы региона обогащает теоретический фундамент региональной экономики и теории инфраструктуры своей комплексностью, возможностью системного учета роли и позиции инфраструктуры в обеспечении связанности территорий, их конфигурации, формировании пространственного каркаса социального-экономической деятельности.
2. Разработаны методологические аспекты исследования и управления пространственными инфраструктурными системами региона.
Основу исследования ПрИС составляют комплекс подходов и методов, отражающих как общетеоретические, содержательные особенности ПрИС, так и специфичные инфраструктурные. Указанные особенности определяют методологию стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем в управлении развитием региона, его инструментарно-методическое обеспечение, методические основы формирования параметров развития (рис. 2).
Рисунок 2 – Методологические основы исследования пространственных инфраструктурных систем региона [2]
Пространственный характер пространственных инфраструктурных систем является важнейшей отличительной особенностью от таких объектов регионального планирования и управления как инфраструктура, инфраструктурный комплекс, а управленческие воздействия, как правило, не ограничиваются границами одного субъекта, что делают необходимым их межрегиональное взаимодействие и сотрудничество. Исследование пространственных инфраструктурных систем региона как региональной системы обуславливает включение в анализ положений отраслевого подхода, например для электроэнергетики – теории энергетики, для транспорта – основы развития транспорта городов и регионов и др. Совокупность указанных положений позволяет сформулировать предложение о методологии стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем региона, которое в общем виде может быть представлено как синтез регионального, отраслевого и корпоративного планирования (рис. 3).
Рисунок 3 – Теоретико-методологические основы стратегического планирования пространственных инфраструктурных систем региона [3]
Особенности ПрИС как объекта регионального управления и планирования выражаются в зависимости между функционированием ПрИС и развитием региона, его экономического пространства, что в процессе стратегического планирования реализуется в следующем: локализация в нескольких формах экономического пространства (национальное, региональное, местное), обеспечивающий характер, наличие функционально зависимых сфер деятельности, наличие пространственных границ, которые не совпадают с границами регионов и их объединений в рамках действующего административно-территориального деления РФ, множество субъектов планирования (наличие многих собственников, управляющих объектами инфраструктуры, межрегиональный характер расположения объектов (на территориях разных иерархических уровней). Указанные особенности требуют практической реализации следующих принципов управления и планирования, основанных на системно-сбалансированном подходе [14; 33]: согласованности управленческих решений собственников на основе партнерства, сотрудничества, разграничения полномочий, декомпозиции целей, взаимного учета, сбалансированности состояния инфраструктурных объектов и планов регионального развития, где они располагаются, интересов субъектов разных уровней при формирования межрегиональных документов, выстраивания партнерских отношений и коммуникаций, сотрудничества, баланса интересов между региональными властями и собственниками инфраструктуры.
Таким образом, методологические аспекты исследования, управления и планирования пространственными инфраструктурными системами состоят в единении фундаментальных положений системной, институциональной, региональной, пространственной, отраслевой методологии в исследовании ПрИС, обеспечивающей интеграцию основных положений, принципов регионального, отраслевого и корпоративного стратегического планирования, на основе сбалансированности, согласованности интересов субъектов планирования, целей, задач, прогнозно-плановых параметров.
3. Проанализированы практические аспекты и установлены особенности развития пространственных инфраструктурных систем региона в новых реалиях.
Наиболее соответствующими указанным выше теоретическим положениям пространственных инфраструктурных систем являются транспортная и электроэнергетическая (табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика пространственных инфраструктурных систем региона [4]
Критерий
|
Наименование ПрИС
| |
Транспортная
|
Электроэнергетическая
| |
Пространствоформирующие
(связующие) элементы
|
дороги
разных типов
|
электрические
сети, объекты генерации
|
Параметры
развития в пространстве
|
протяженность,
скорость движения, пропускная способность, подвижность населения и др.
|
доступность
(сроки технологического присоединения), стоимость электроэнергии, плотность
сети
|
Зависимость
между элементами
|
функциональная
|
технологическая,
функциональная
|
Свойства
пространства, формирующиеся под влиянием инфраструктуры
|
связанность,
самоорганизация
|
однородность,
связанность, самоорганизация
|
Пространственно
зависимые виды деятельности (элементы, сферы)
|
есть
|
есть
|
Функции
в пространстве
|
морфологическая,
коммуникационная, интегрирующая
|
морфологическая,
дифференцирующая, коммуникационная, интегрирующая, размещенческая,
процессуальная, управленческая
|
Особенностями указанных выше ПрИС является преобладание физических взаимосвязей в пространстве (рассматриваемых как пути сообщения) (табл. 2)
Наименование показателя
|
Период
|
Динамика за период
| ||||||||||
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
%
|
тыс.
км
| |
Линии
электропередачи (воздушные, кабельно-воздушные и кабельные линии
электропередачи)
|
-
|
-
|
-
|
139,1
|
140,3
|
142,4
|
146,0
|
148,3
|
149,1
|
н/д
|
107,25)
|
10,05)
|
Эксплуатационная
длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км 1)
|
85,6
|
85,6
|
86,3
|
86,3
|
86,4
|
86,5
|
86,6
|
87,0
|
87,0
|
87,0
|
101,6
|
1,4
|
в том числе электрифицированные пути
|
43,3
|
43,4
|
43,8
|
43,7
|
43,9
|
44,1
|
44,1
|
44,3
|
44,5
|
44,6
|
103,0
|
1,3
|
Протяженность автомобильных дорог общего
пользования,
тыс. км 2)
|
1 278,3
|
1 396,5
|
1 451,2
|
1 480,5
|
1 498,5
|
1 507,8
|
1 531,6
|
1 542,2
|
1 553,7
|
1 566,1
|
122,5
|
287,8
|
в
том числе с твердым покрытием
|
925,2
|
985,4
|
1 023,8
|
1 045,5
|
1 053,7
|
1 064,0
|
1 077,5
|
1 089,3
|
1 096,7
|
1 107,3
|
119,7
|
182,1
|
Эксплуатационная
длина трамвайных путей, тыс. км
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,4
|
2,4
|
2,4
|
2,4
|
96,0
|
-0,1
|
Эксплуатационная
длина троллейбусных линий, тыс. км
|
4,8
|
4,8
|
5,3
|
5,3
|
5,3
|
5,2
|
5,1
|
5,1
|
4,5
|
4,4
|
91,7
|
-0,4
|
Эксплуатационная
длина путей метрополитена, тыс. км
|
0,497
|
0,512
|
0,514
|
0,517
|
0,532
|
0,542
|
0,582
|
0,602
|
0,616
|
0,634
|
127,5
|
0,1
|
Протяженность
газопроводов (на конец года), тыс. км
|
174,4
|
174,9
|
177,3
|
177,7
|
179,3
|
179,8
|
179,5
|
182,0
|
183,7
|
185,2
|
106,2
|
10,8
|
Протяженность
нефтепроводов (на конец года), тыс. км
|
54,9
|
55,0
|
54,9
|
54,8
|
54,2
|
53,4
|
53,4
|
53,4
|
53,6
|
53,5
|
97,4
|
-1,4
|
Протяженность
нефтепродуктопроводов (на конец года)3), тыс. км
|
19,6
|
19,8
|
19,3
|
19,3
|
16,6
|
17,3
|
17,1
|
16,8
|
17,2
|
17,0
|
86,7
|
-2,6
|
Протяженность
внутренних водных судоходных путей (на конец года),4) тыс. км
|
101,4
|
101,7
|
101,7
|
101,7
|
101,5
|
101,5
|
101,5
|
101,6
|
101,6
|
101,6
|
100,2
|
0,2
|
1) Включая протяженность участков железных дорог, находящихся за пределами Российской Федерации.
2) С 2012г. - включая протяженность улиц.
3) С 2011г. - включая протяженность
4) протяженность линий электропередачи по цепям под управлением «Россети ФСК ЕЭС»
5) 2020 к 201
За период 2012-2021 гг. большинство величин, характеризующих развитие инфраструктурных систем имеют положительную динамику. Наибольший прирост у показателей «протяженность автомобильных дорог общего пользования» на 22,5 %, «эксплуатационная длина путей метрополитена» на 27,5 %. Значительным сокращением характеризуются показатели «эксплуатационная длина троллейбусных линий» на 8,3 % и «протяженность нефтепродуктопроводов» на 13,3 %. Линии электропередач ежегодно увеличиваются, общий прирост в 2015-2020 гг. составил 7,2 %.
Современный этап развития пространственных инфраструктурных систем определяется совокупностью факторов и условий, среди которых необходимость преодоления последствий пандемии коронавируса, санкционные ограничения и геополитическая нестабильность, цифровизация, развитие новых технологий. Данные факторы можно определить как управляемые (цифровизация, новые технологи и др.), когда имеется возможность воздействия и адаптирующие (коронакризис, санкции и др.) – факторы, воздействующие извне, основной реакцией, на которые является адаптация ПрИС к новым условиям. Современные технологии трансформируют сложившуюся архитектуру связей, формируют возможности внефизических взаимосвязей (беспроводная передача энергии, распределенные источники энергии, транспортировка грузов по воздуху и др.), при этом ПрИС электроэнергетики оказывается наименее привязана к пространству, существующие технико-технологические связи (линии электропередач, опоры и т.д.) требуют меньшее количество территорий, по - сравнению с транспортной инфраструктурой (дороги, мосты и др.). Таким образом, особенности развития ПрИС региона формируются под влиянием отраслевых (технологии, конкурентная среда, специализация и др.) и региональных факторов (экономико-географическое положение, специализация, размещение населения и производств, приоритеты регионального развития и др.).
С позиции жизнеобеспечения и развития территорий одной из наиболее значимых является электроэнергетическая инфраструктура. Объекты ПрИС элекроэнергетики региона связаны вертикальными и горизонтальными связями внутри ПрИС электроэнергетики и внешней средой (технологически (производство, передача, распределение элетроэнергии - электрические сети, технологии беспроводной передачи электроэнергии), институционально (управление, планирование), функционально (электроэнергетическое обеспечение территории)), которые формализуются в виде договоров, контрактов и т.д. (рис. 4).
Рисунок 4 – Состав и структура элементов пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики региона [6]
Таким образом, пространственная инфраструктурная система электроэнергетики рассматривается с одной стороны как инфраструктурная система, с другой – как совокупность отдельных видов деятельности (коды ОКВЭД-2 35.1 - 35.14 [24]). Особенностью исследования электроэнергетики как пространственной инфраструктурной системы является неоднозначность определения территориальных границ. Например, планирование регионального и инфраструктурного электроэнергетического развития субъектов РФ, относящихся к территории Урала, осуществляется в рамках нескольких территориальных объединений - Уральский федеральный округ, Уральский экономический район, Объединенная энергетическая система Урала, также объединения сетевой инфраструктуры. Большинство субъектов Уральского макрорегиона имеют высокие оценки развития энергетической инфраструктуры. В рейтинге по показателю индекса развития энергетической инфраструктуры в 2021 г., разрабатываемому независимой инвестиционной группой InfraOne [40] более 73 % субъектов Уральского макрорегиона имеют оценки, превышающие их среднее значение по стране (5,10 – в 2021 г.) (табл.3).
Таблица 3 - Индекс развития энергетической инфраструктуры, 2020-2021
Субъект
РФ
|
Индекс развития
энергетической инфраструктуры (+/-)* |
Место в рейтинге по РФ
| |||
2020
|
2021
|
2020
|
2021
| ||
Ханты-Мансийский
автономный округ
|
8,78
+0,05
|
8,73-0,05
|
1
|
2
| |
Свердловская
область
|
6,87
+0,19
|
7,10+0,23
|
5
|
4
| |
Челябинская
область
|
5,83
+0,07
|
5,84+0,01
|
9
|
8
| |
Пермский
край
|
5,58
+0,09
|
5,51-0,07
|
13
|
14
| |
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
5,41
+0,10
|
5,32-0,09
|
18
|
19
| |
Тюменская
область (без округов)
|
5,39
+0,08
|
5,29-0,11
|
19
|
22
| |
Республика
Башкортостан
|
5,38
+0,08
|
5,32-0,06
|
20
|
20
| |
Оренбургская
область
|
5,18
+0,12
|
5,31+0,13
|
26
|
21
| |
Кировская
область
|
4,92
+0,12
|
4,91-0,01
|
48
|
46
| |
Удмуртская
республика
|
4,91
+0,06
|
4,85-0,06
|
49
|
52
| |
Курганская
область
|
4,72
+0,07
|
4,68-0,04
|
67
|
67
| |
Составлено
авторами по: Инфраструктура России: Индекс развития 2020: Аналитический обзор
М., 2020. InfraOne. Российская независимая инвестиционная группа,
маркетмейкер национального рынка инфраструктурных инвестиций. [Электронный
ресурс]. URL: https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/index_razvitiia_infrastruktury_rossii_2020_infraone_research.pdf
(дата
обращения 01.09.2022);
Инфраструктура России: индекс развития 2021: аналитический обзор. InfraOne.
Российская независимая инвестиционная группа, маркетмейкер национального
рынка инфраструктурных инвестиций. [Электронный ресурс]. URL: https://infraoneresearch.ru/u5usp7/m2r7v0?s1qtyk=1tcnnu
(дата
обращения 01.09.2022)
*динамика к предыдущему периоду |
Субъекты Уральского макрорегиона в среднем по РФ целом обеспечены энергетической инфраструктурой достаточно равномерно, однако дисбаланс в развитии этой отрасли у них сохраняется. В 2021 г. на втором месте по стране находится Ханты - Мансийский автономный округ (8,73), лидировавший 3 предыдущих года. В 2021 г. относительно 2020 г. наблюдается разнонаправленная динамика индекса: прирост показали три субъекта РФ, а снижение отмечено в 9 субъектах макрорегиона. Среднее значение отраслевого индекса у Уральского макрорегиона равняется 5,71, что выше среднероссийского уровня (на 12 %) и позволяет характеризовать его как наиболее развитым относительно других субъектов РФ.
В структуре производства электроэнергии в РФ доля Уральского макрорегиона за период 2012-2020 гг. в среднем составила 24,6 %, за исследуемый период изменения показателя незначительно (- 4,6 %). В 2012-2020 гг. доля Уральского макрорегиона в потреблении электроэнергии РФ в целом относительно постоянна и не превышает 22 %. Наибольшие значения потребления в течение рассматриваемого периода электроэнергии имеет Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, наименьшие – Курганская область.
Анализ пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики Уральского макрорегиона показывает, что ПрИС разнородна по составу субъектов РФ в рамках объединений компаний по электроэнергетики по функциональному назначению (табл. 4).
Таблица 4 – Пространственное распределение компаний пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики Уральского макрорегиона
Наименование
субъекта РФ /
организация
|
ОЭС Урала
|
Группа «Интер РАО»
|
АО «Концерн Росэнергоатом»
|
Группа РусГидро
|
ООО «Газпром энергохолдинг»
|
АО «Юнипро»
|
ПАО «Энел Россия»
|
ПАО «Фортум»
|
ПАО «Т плюс»
|
МЭС Урала
|
МЭС Волги
|
Россети Урала
|
АО «Россети
Тюмень»
|
ПАО «Россети
Волга»
|
«Россети Центр и
Приволжье»
|
ОАО «БЭСК»
|
СУЭНКО
|
Республика
Башкортостан
|
*
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
Удмуртская
Республика
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
|
|
|
|
*
|
|
|
Пермский край
|
*
|
*
|
|
*
|
|
*
|
|
|
*
|
*
|
|
*
|
|
|
|
|
|
Кировская область
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
|
|
|
|
*
|
|
|
Оренбургская
область
|
*
|
*
|
|
|
|
|
|
*
|
*
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
|
Свердловская
область
|
*
|
*
|
*
|
|
*
|
|
*
|
|
*
|
*
|
|
*
|
|
|
|
|
|
Курганская
область
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
|
|
|
|
*
|
Челябинская
область
|
*
|
*
|
|
|
*
|
|
|
*
|
|
*
|
|
*
|
|
|
|
|
|
Тюменская область
|
*
|
*
|
|
|
|
|
|
*
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
|
|
Ханты-Мансийский
автономный округ
|
*
|
*
|
|
|
*
|
*
|
|
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
|
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
|
|
Составлено
по: Группа «Интер
РАО»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interrao.ru/strategy/2020-2030/ (дата
обращения 20.09.2022); ПАО «Юнипро» : официальный сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://ww.unipro.energy/ (дата
обращения 20.09.2022); ПАО «Энел Россия»: официальный сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.enelrussia.ru/ru/about-us/our-vision.html (дата обращения 20.09.2022); ПАО «Т Плюс»:
официальный сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.tplusgroup.ru/company/(дата
обращения 20.09.2022); ПАО «Россети Центр и Приволжье» (до 2021 года - ПАО
«МРСК Центра и Приволжья»): официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://mrsk-cp.ru/about/(дата
обращения 20.09.2022); АО «Башкирская электросетевая компания»: официальный
сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.bashes.ru/ (дата
обращения 20.09.2022); Сибирско-Уральская энергетическая компания (СУЭНКО):
официальный сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.suenco.ru/(дата
обращения 20.09.2022); «Россети Урал»: официальный сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.mrsk-ural.ru/company/documents/(дата
обращения 20.09.2022); АО «Россети Тюмень»: официальный сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.te.ru/; ПАО «Россети
Волга»: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.rossetivolga.ru/ru/(дата
обращения 20.09.2022); ГК «Газпром»: официальный сайт. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/about/strategy/electricity-business/(дата
обращения 20.09.2022); Fortum - видение и стратегия. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.fortum.ru/o-nas/kompaniya/nasha-strategiya-pozvolyaet-nam-uskorit-peremeny-na-puti-k-bolee-chistomu-miru (дата обращения
20.09.2022)
|
Составлено авторами по состоянию на 20.09.2022
Указанные особенности влияют на процессы стратегического планирования, постановку целей, задач, определение миссии, понимания устойчивости развития. Так для одного региона и вида деятельности планирование может осуществляться в рамках нескольких компаний. Поэтому особое значение приобретает обеспечение связанности корпоративных стратегических документов и стратегических планов территорий, механизмов взаимодействия субъектов развития электроэнергетики, оценки влияния на развитие территорий присутствия, вопросы согласованности региональных, отраслевых и корпоративных интересов, что особенно актуализируется в связи с пространственной удаленностью собственников объектов и фактическим местом функционирования организаций. Необходимым становится поиск форм, методов, инструментов взаимодействия компаний с органами государственной власти для выработки долгосрочных и комплексных решений в целях обеспечение развития территорий, участия в национальных и муниципальных программах и проектах, формирование благоприятной регуляторной среды. Требуется системный подход к стратегическому планированию развития ПрИС, учитывающий как отраслевые, корпоративные интересы, так и региональные.
Выводы
Предложенное исследование, посвященное теоретико-методологическим и практическим аспектам исследования пространственных инфраструктурных систем региона, позволяет сделать следующие выводы.
1. Пространственная инфраструктурная система региона представляет динамично развивающуюся комплиментарную структуру, формирующую пространственный каркас социально-экономической деятельности на основе взаимной системы обеспечивающих развитие взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и внешней средой элементов, структур или объектов территорий разных иерархических уровней. Данное определение дополняет теоретический базис концепции региональной инфраструктуры, основывается на комплексном подходе, что позволяет уточнить значение инфраструктуры в развитии экономического пространства, обеспечении его связанности, конфигурации, предложить новые подходы к управлению и планированию.
2. Уточнены методологические аспекты исследования, планирования и управления пространственными инфраструктурными системами региона, построенные на единении фундаментальных положений системной, институциональной, региональной методологии, методологии пространственного анализа, устойчивого развития. Предложенная методология дает возможность получить более глубокое понимание сущности процессов, факторов, условий регионального управления и планирования в части развития пространственных инфраструктурных систем региона, обосновать потребность системно-сбалансированного подхода в стратегическом планировании пространственных инфраструктурных систем региона.
3. Проанализированы практические аспекты развития пространственных инфраструктурных систем в новых реалиях.
Представлены характеристики транспортной и электроэнергетической пространственных инфраструктурных систем региона, проанализировано их развитие в пространстве РФ за период 2012-2021 гг. Определены современные факторы развития ПрИС - управляемые (цифровизация, новые технологи и др.) и адаптирующие (коронакризис, санкции и др.). Анализ показывает, что новые технологии трансформируют сложившиеся связи инфраструктурных систем, формируют возможности внефизических взаимосвязей (беспроводная передача энергии, распределенные источники энергии, транспортировка грузов по воздуху и др.). На примере пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики Уральского макрорегиона представлен состав и структура ее элементов. Установлено, что субъекты Уральского макрорегиона в среднем по РФ целом обеспечены энергетической инфраструктурой достаточно равномерно, однако дисбаланс в развитии этой отрасли у них сохраняется; система разнородна по составу субъектов РФ в рамках объединений компаний по электроэнергетики по функциональному назначению.
4. Перспективными направлениями практического исследования и управления пространственными инфраструктурными системами региона становится обеспечение связанности корпоративных стратегических документов и стратегических планов территорий для выработки долгосрочных и комплексных решений в целях развития территорий, механизмов взаимодействия субъектов развития электроэнергетики, оценки влияния на развитие территорий присутствия, формирование благоприятной регуляторной среды на основе учета отраслевых, корпоративных и региональных интересов субъектов. Ограничением является сложность в определении территориальных границ пространственных инфраструктурных систем региона, территориальная удаленность собственников объектов инфраструктуры и места фактического функционирования, наличие временного лага между получением данных, их публикацией и анализом, ограниченность и закрытость информации.
[1] Составлено авторами
[2] Составлено авторами
[3] Составлено авторами
[4] Составлено авторами
[5] Составлено авторами по: [27]
[6] Составлено авторами
References:
Baranskiy N.N. (1956). Ob ekonomiko-geograficheskom izuchenii gorodov [On the economic and geographical study of cities] (in Russian).
Barro R., Sala-i-Martin X. (2004). Economic Growth
Blokhin Yu.V. (1975). O sushchnosti infrastruktury, sostave ee otrasley i ikh klassifikatsii [On the essence of infrastructure, the composition of its sectors and their classification] (in Russian).
Buravtsev A.V. (2019). Prostranstvennye sistemy [Spatial systems]. Informatsionnye tekhnologii v nauke, obrazovanii i upravlenii. (3(13)). 32-39. (in Russian).
Bushuev V.V., Kamenev A.S., Kobets B.B. (2012). Energetika kak infrastrukturnaya «sistema sistem» [Energy sector as infrastructural "system of systems"]. The Energy Policy. (5). 3-15. (in Russian).
Clark C. (1858). Economics of Location: Redistribution of industry and Population between Regions in the United States
Dronov V. P. (1998). Infrastruktura i territoriya Rossii: geograficheskie aspekty teorii i rossiyskoy praktiki [Infrastructure and territory of Russia: geographical aspects of theory and Russian practice] (in Russian).
Dvoryadkina E. B., Sapozhnikova E. E. (2010). Regionalnaya rynochnaya infrastruktura : evolyutsionnyy podkhod k issledovaniyu [Regional market infrastructure: an evolutionary approach to research] (in Russian).
Dyachkov A.G., Surnina N.M., Shishkina E.A. (2016). K voprosu organizatsii kommunikatsionnyh infrastrukturnyh prostranstvennyh sistem regiona [On organization of the communicational infrastructural spatial systems of the region]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (24). 3515–3530. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37264.
Golikov N. F., Dvoskin B. Ya. (1990). Infrastrukturno-territorialnyy kompleks (teoriya, metody, praktika) [Infrastructural-territorial complex (theory, methods, practice)] (in Russian).
Gorkin A. P. (2012). Geografiya postindustrialnoy promyshlennosti (metodologiya i rezultaty issledovaniy, 1973–2012 gody) [Geography of post-industrial industry (research methodology and results, 1973-2012)] (in Russian).
Granberg A.G. (2006). Ekonomicheskoe prostranstvo Rossii [Economic space of Russia]. Economics and management. (2). 11-15. (in Russian).
Gusev S.A. (2011). Metodologicheskie printsipy evolyutsionnoy ekonomiki [Methodological principles of evolutionary economics]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye i ekonomicheskie nauki. (55). 108-112. (in Russian).
Hirshman A. (1959). The Strategy of Development
Khodzhson Dzh. (2003). Ekonomicheskaya teoriya i instituty [Economic theory and institutions] (in Russian).
Kisterskiy E. (1992). Assimetriya vzaimozavisimosti raznourovnevyh struktur: sotrudnichestvo i ekspluatatsiya [Asymmetry of interdependence between different levels of structures: cooperation and exploitation]. World Economy and International Relations. (1). (in Russian).
Kleyner G.B., Rybachuk M.A. (2017). Sistemnaya sbalansirovannost ekonomiki [The systemic balance of the economy] (in Russian).
Klimenko N. A. (2011). Territorialnaya kogeziya kak osnova sbalansirovannoy territorialnoy politiki v Kaliningradskoy oblasti [The territorial cohesion as the basis for a balanced territorial policy in the Kaliningrad region]. The Baltic region. (1 (7)). 97-105. (in Russian). doi: 10.5922/2074-9848-2011-1-11.
Krasnopolskiy B.Kh. (2021). Vliyanie magistralnoy infrastruktury na effektivnost prostranstvenno-khozyaystvennyh obrazovaniy: podkhody k otsenke [The impact of the main infrastructure on the effectiveness of spatial and economic formations: approaches to the assessment]. Regionalistika. (3). 56–71. (in Russian).
Lappo G. M. (1983). Kontseptsiya opornogo karkasa territorialnoy struktury narodnogo khozyaystva: razvitie, teoreticheskoe i prakticheskoe znachenie [The concept of a basic skeleton of the economic spatial structure: development, theoretical and practical role]. Izvestiya Akademii nauk SSSR. Seriya geograficheskaya. (5). 16-28. (in Russian).
Lavrikova Yu. G. (2008). Kontseptualnye osnovy prostranstvennogo razvitiya regionov [Conceptual bases of regional economic space]. Journal of Economic Theory. (4). 147-162. (in Russian).
Lavrikova Yu.G.,Kotlyarova S.N., Suvorova A.V. (2018). Strategirovanie prostranstvennogo razvitiya i infrastrukturnogo obustroystva territoriy [Spatial development and infrastructure strategy] (in Russian).
Lazhentsev V. N. (2003). Opyt kompleksnogo issledovaniya problem territorialnogo razvitiya [Experience in a comprehensive study of spatial development issues] (in Russian).
Losch A. (1954). The Economics of Location
Maergoyz I.M. (1976). Territorialnaya struktura khozyaystva i nekotorye podkhody k ee issledovaniyu v svete sotsialisticheskoy ekonomicheskoy integratsii [Territorial structure of the economy and some approaches to its study in the light of socialist economic integration] (in Russian).
Marshall A. (1910). Principles of Economics
Minakir P.A. (2014). Ekonomicheskiy analiz i izmereniya v prostranstve Spatial Economics. (1). 12-39.
Nelson R., Uinter S. (2007). Evolyutsionnyy podkhod v ekonomicheskoy nauke Economics of education. (3). 94-96.
Neveykina N. V. (2014). Faktory razvitiya regiona [Factors of development of the region]. Scientific notes. (1 (57)). 78-85. (in Russian).
Nurkse R. (1958). Problems of Capital Formation in Undeveloped Countries
Plisetskiy E.L. (2007). Kommercheskaya geografiya Rossii: territorialnaya organizatsiya proizvodstva i rynka [Commercial geography of Russia: territorial organisation of production and the market] (in Russian).
Polynyov A.O. (2010). Konkurentnye vozmozhnosti regionov: Metodologiya issledovaniya i puti povysheniya [Regional Competitiveness: Research Methodology and Ways to Improve it] (in Russian).
Pyhov P.A., Kashina T.O. (2016). Infrastruktura kak obekt ekonomicheskikh issledovaniy [The phenomenon of infrastructure as an object of economic research]. Journal of Economic Theory. (1). 39–46. (in Russian).
Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. (1999). Sovremennyy ekonomicheskiy slovar [Modern Dictionary of Economics] (in Russian).
Richardson N. (1973). Regional Growth Theory
Rosenstein-Rodan P. N. (1961). Notes on the Theory of the «Big Push»
Samuelson P. (1964). Ekonomika [Economics] (in Russian).
Sharifyanov T.F. (2020). Institutsionalnye kharakteristiki gosudarstvennyh programm i mekhanizmov ustraneniya geograficheskogo tsifrovogo neravenstva [Institutional characteristics of a geographic digital divide bridging national programs and mechanisms]. Problemsof regional economy. (4(45)). 125-142. (in Russian).
Sharifyanov T.F. (2020). Mekhanizm diffuzii svyazuyushchey infrastruktury na periferiynye territorii [Mechanism for the diffusion of connecting infrastructure to peripheral areas] 4th Russian Economic Congress "REC 2020". Volume 9. 20-23. (in Russian).
Sharygin M. D., Svistkova A. M. (1978). Metodika kompleksnogo ekonomiko-geograficheskogo issledovaniya territorialnyh sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Methodology for a comprehensive economic and geographical study of territorial socio-economic systems] (in Russian).
Shishkina E. A. (2022). Ekonomiko-prostranstvennyy analiz razvitiya infrastrukturnoy elektroenergeticheskoy sistemy Uralskogo makroregiona [An economic and spatial analysis of the development of the infrastructure electric power system of the Ural macro-region]. Regional Economics: Theory and Pactice. (2(497)). 204-233. (in Russian). doi: 10.24891/re.20.2.204.
Surnina N.M., Shishkina E.A., Dyachkov A.G. (2019). Sbalansirovannost strategicheskogo planirovaniya prostranstvennyh infrastrukturnyh sistem [Balancing strategic planning of spatial infrastructure systems]. Journal of New Economy. (5). 75-91. (in Russian). doi: 10.29141/2658-5081-2019-20-5-5.
Surnina N.M., Shishkina E.A., Novikova N.V., Dyachkov A.G. (2019). Mekhanizmy infrastrukturnogo energeticheskogo obespecheniya regionalnogo razvitiya [Mechanisms for infrastructural energy provision for regional development] (in Russian).
Thünen J. (1826). Der isolirte Staat in Beziehung auf Landwirtschaft und Nationalökonomie
Weber A. (1922). Standort der Industrien
Yashina E. G. (2004). Osobennosti funktsionirovaniya i razvitiya regionalnoy rynochnoy infrastruktury [Features of the functioning and development of regional market infrastructure] (in Russian).
Страница обновлена: 30.04.2025 в 08:38:12