Теоретико-методологические основы промышленной политики и основные направления их совершенствования в современной России

Афанасьев А.А.1
1 МИРЭА – Российский технологический университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215378
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье дается характеристика теоретико-методологических основ промышленной политики как отрасли научного знания. В этой связи определяется возможность ее представления особым видом управленческой деятельности в единстве существования практики государственного управления развитием промышленности и теоретических основ как совокупности знаний о ней. Под теоретико-методологическими основами промышленной политики в статье понимается совокупность знаний и характеристик методов их получения о промышленности как объекте управления, строении соответствующего субъекта промышленной политики и его функционировании. Автор дает краткую характеристику новых геополитических реалий, связанных с санкциями и разрывом многолетних интеграционных отношений, что определяет новые условия функционирования промышленного комплекса страны. Делается вывод о том, что в текущих реалиях приобретает особую важность совершенствование теоретико-методологических основ промышленной политики, определяются основные его направления.

Ключевые слова: теория промышленной политики, теоретико-методологические основы промышленной политики, промышленная политика, государственное регулирование промышленности, обрабатывающие производства, технологический суверенитет, промышленность, ограниченно открытая экономика

JEL-классификация: O14, L51, L52



Введение

Теория, как совокупность знаний, направленных на научное объяснение каких-либо явлений, процессов создает идеальный образ реального мира, представленного практикой бытия. Выступая интеллектуальным фундаментом практической деятельности теоретические разработки находят свое воплощение при решении конкретных народнохозяйственных проблем. С другой стороны, в практике применения формируются импульсы к дальнейшим исследованиям и разработкам. Чем точнее теории, концепции отражают реальную жизнь, отвечая на запросы объективных потребностей, тем выше их эффективность.

Следует отметить что, в результате беспрецедентного санкционного давления со стороны стран «коллективного Запада» произошла существенная деформация существовавшей последние десятилетия модели включенности отечественной экономики в мирохозяйственные связи. В этих условиях руководством Российской Федерации был принят стратегический курс на построение системы национальной экономики, принципиально отличающейся от формата открытой экономики постсоветского периода, важнейшей характерной чертой которой становится достижение реального технологического суверенитета страны. Автор данной статьи уже высказывался по поводу сущности и параметров формируемой модели [1; 2; 3], в связи с чем в научный оборот была введена категория «ограниченно открытая экономика суверенного типа».

Произошедшие изменения сформировали принципиально новую среду функционирования отечественной промышленности, чем обуславливаются фундаментальные изменения подходов к промышленной политике. Неразрывная диалектическая связь практической деятельности и теоретического обеспечения определяет высокую актуальность совершенствования последнего.

Авторская гипотеза состоит в том, что теоретико-методологические основы промышленной политики представляют собой самостоятельную отрасль научного знания, актуальность совершенствования которой обусловлена происходящими в реальности изменениями.

Целью настоящей статьи является характеристика теоретико-методологических основ промышленной политики как отрасли научного знания, а также определения основных направлений их совершенствования в текущих реалиях.

В настоящем исследовании автор исходил, во-первых, из существования неразрывной связи между теоретическими разработками в области промышленной политики с практической управленческой деятельностью государственных институтов по реализации конкретных мероприятий; во-вторых, в существовании причинно-следственных и обратных связей между уровнем соответствия теоретико-методологических основ текущим потребностям промышленного развития и результатов реализации мероприятий промышленной политики опосредованных деятельностью управленческого аппарата.

В своей работе автором были задействованны материалы по различным аспектам теоретико-методологических основ промышленной политики, в том числе работы: Г.И.Идрисова [4], Ш.Н.Гатиятулина [5], О.А.Романовой [6], A.И.Татаркина [7], Е.В.Дементьева [8], Ю.В.Яременко [9].

Научная новизна работы непосредственно связана с реализацией поставленных цели и задач и заключается в характеристике теоретико-методологических основ промышленной политики как отрасли научного знания, а также определения основных направлений их совершенствования в текущих реалиях.

Теоретико-методологические основы промышленной политики как отрасль научного знания.

В процессе функционирования территориальных общностей людей различного масштаба (населений территорий, регионов, стран) выделяется ряд ключевых объектов, требующих особого характера воздействия на них, а именно управления этими объектами со стороны государства в форме соответствующей политики. В самом общем виде политикадеятельность государственной власти, представляющая собой управление, а именно, последовательность действий, которые обеспечивают необходимое состояние или изменение состояния управляемого объекта.

То каким образом субъект государственного управления определяет потребности и интересы общества, выбирает приоритетные цели, закрепляет их в своих решениях и претворяет в жизнь, опираясь на государственную власть определяет качество государственного управления.

Следует отметить, что в экономике в качестве синонима понятия «политика» принято использовать термин «государственное регулирование», а термин «промышленная политика» используется как синоним понятий «регулирование промышленности» и «управление развитием промышленности». Принято различать стихийное управление (рыночное воздействие) (саморегулирование) и сознательное управление с помощью институтов и организаций (регулирование).

Теория государственного регулирования экономики, в частности ее важнейшего сектора – промышленности, выделяется как предметная относительно самостоятельная область знаний из теории управления социально-экономическими системами. В данной теории под управлением социально-экономическими процессами понимается воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития [10, c.15]. Это сознательное целенаправленное управляющее воздействие со стороны государства, отдельных организаций, экономических субъектов (направителя) на людей, хозяйствующих субъектов и прочие социально-экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты.

Промышленная политика может быть представлена в «широком» и «узком» смыслах. Так при первом подходе она рассматривается как совокупность разных мероприятий государственной власти, оказывающих существенное прямое или косвенное, целенаправленное или непреднамеренное воздействие на промышленное развитие, а также как отношение государства к промышленности вообще. При втором, рассматривается только как целенаправленная деятельность государства, имеющая задачу оказать то или иное воздействие на развитие промышленности [11, с.22].

Промышленная политика (ПП) может быть представлена в диалектически связанных двух вариантах существования: во-первых, как теоретического представления, знаний о способах управления промышленностью со стороны государства; во-вторых, как практическая деятельность уполномоченных органов государственной власти и ее агентов по разработке и осуществлению соответствующих мероприятий [12, c.101] (см.рис.1).

Рис.1 Система промышленной политики и ее объект: реальное бытие и теоретическое отображение

Источник: составлено автором.

Теоретико-методологические основы промышленной политики (ТМО ПП) представляют собой некую идеальную, теоретическую проекцию промышленной политики, включающую в себя описание алгоритмов построения системы промышленной политики и технологий ее функционирования, а также методик оценки ее эффективности [13]. Господствующие теории находят свое отражение в процессе государственного управления при формировании и реализации соответствующих комплексов мероприятий.

Представляется полезным использование в настоящем исследовании статико-динамического подхода, следствием которого является рассмотрение системы управления в единстве момента ее структурирования (выстраивания) и момента ее функционирования (см. рис.2).

Рис.2 Два главных момента существования систем управления

Источник: составлено автором

В этой связи представляется возможным определиться, что в рамках данного исследования под теоретико-методологическими основами понимается совокупность знаний и характеристик методов их получения о промышленности как объекте управления, строении соответствующего субъекта промышленной политики и его функционировании.

Таким образом теоретико-методологические основы промышленной политики являются совокупностью знаний по ранее выделенным направлениям, представленных: 1) теорией функционирования промышленности (как объекта промышленной политики); 2) теорией структуры системы промышленной политики (строение субъекта промышленной политики); 3) теорией функционирования системы промышленной политики (функционирование субъекта промышленной политики).

В рамках первой теории всестороннему исследованию и оценке подлежат как сама промышленность, являющаяся объектом исследования, так и среда ее функционирования в значительной степени определяющая его условия. В рамках второй теории исследовательский вектор направлен на осмысление структуры субъекта промышленной политики, представленного органами государственной власти, институтами, агентами и т.д. Теория функционирования системы промышленной политики направлена на исследование и систематизацию методов и инструментов осуществления политики.

Объектом исследований является как реально существующая система промышленной политики в единстве с реально функционирующим объектом (промышленностью), так и идеальное их представление в виде накопленных знаний (Рис.3).

Рис.3. Соответствие теории промышленной политики ее реальному функционированию

Источник: составлено автором

Особо важный, системообразующий статус промышленности, как объекта управления рассматриваемой политики, обнаруживает то обстоятельство, что она представляет собой основу материального производства, определяющую производственный и научно-технический потенциал, уровень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов, индустриального развития территорий, обеспечивающую фундамент экономического благополучия страны. Экономическая ситуация в стране, уровень жизни, возможности экономического развития напрямую зависят от результатов функционирования промышленности, отвечающей за создание материальных благ, без которых немыслимо не только развитие, но и само существование смежных секторов экономики. Как бы не складывалась система перераспределения ресурсов в экономическом пространстве, удовлетворение потребностей путем потребления материальных благ исходит из физической сущности человека, являющегося частью материального мира, предопределяя значимость материального производства. Только при помощи материальных продуктов могут быть удовлетворены потребности в пище, одежде, жилище, обороне, передвижении и т.д. Часть общественных потребностей удовлетворяются за счет нематериальных благ, имеющих невещественную природу, но даже большая часть таких услуг оказывается при помощи средств материального мира, а люди, их оказывающие, могут заниматься своим делом, только потому, что их материальные потребности обеспечены другими людьми, производящими материальные продукты.

В широком смысле, промышленность - народнохозяйственный комплекс, состоящий из отраслей, отнесенных к промышленности органами статистики. Укрупненно промышленность делят на две большие группы отраслей: добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства (производство одежды, производство металлургическое и т.д.) с добавлением еще двух секторов: «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». В составе обрабатывающих производств выделяют 24 комплексные отрасли, состоящих из нескольких сотен более мелких. Разнонаправленность научно-технического прогресса, конъюнктурные, культурные и исторические особенности формирования отраслей, объясняют разную интенсивность и степень их развития.

Отмечается, что промышленность как объект политики в отечественных научных и экспертных кругах, а также среди лиц, принимающих политические решения устойчиво представлено в узком смысле - только обрабатывающими производствами, несущими основную нагрузку материального обеспечения национальной экономики [4, с.29].

Категория «субъект промышленной политики» в наиболее общем виде охватывает все органы, институты, кадры, так или иначе участвующие в инициировании и обеспечении мероприятий промышленной политики. Какие-то органы в структуре субъекта могут быть операторами, транзитерами, передаточными звеньями в цепочке движения ресурсов или воздействия на промышленность или среду ее функционирования. Но они никогда не являются конечными бенефициарами промышленной политики, представленными агентами хозяйствования.

Представляется важным также указать на понятие «направитель промышленной политики» необходимого для акцентирования активной роли, ключевого положения конкретного субъекта промышленной политики. В данном контексте направителем промышленной политики может быть назван тот ее субъект, который: а) определяет цели промышленной политики; б) мобилизует соответствующие ресурсы; в) создает профильные органы; г) принимает решения о направлении ресурсов; д) подводит итоги мероприятий промышленной политики, оценивает их эффективность; е) применяет как меры поощрения, так и различного рода санкции.

Теория функционирования системы промышленной политики направлена на исследование и систематизацию методов и инструментов осуществления промышленной политики, определяющих возможность достижения необходимого результата управления. В процессе функционирования субъект промышленной политики осуществляет на основе анализа релевантной информации программирование и целеполагание, непосредственно управленческое воздействие и анализ результатов его осуществления. Таким образом теоретические, абстрактные цели развития в процессе функционирования субъекта системы промышленной политики переводятся в практическую реализацию мероприятий по их достижению.

Отдельным важнейшим элементом системы промышленной политики как процесса государственного управления является его нормативно-правовое оформление, представленное совокупностью законодательных, подзаконных актов, ведомственных документов и т.д. на всех уровнях ее осуществления, закрепляющих и определяющих правила функционирования исследуемой политики (Рис.4).

Рис. 4. Нормативно-правовое оформление и система промышленной политики: соотношение и взаимосвязи

Источник: составлено автором

Обоснование ключевых направлений совершенствования теоретико-методологических основ промышленной политики в современной России.

Следует повторить, что теоретико-методологические основы промышленной политики как интеллектуальное преддверие системы промышленной политики существуют в диалектической связи с ее реальным функционированием. Исследуя, отвечая на сформированные запросы по теоретическому сопровождению и выработке наиболее эффективных способов управления, теория получает соответствующие импульсы на развитие, в свою очередь определяя возможные векторы изменения реально осуществляемой промышленной политики (см.рис.5).

Рис.5. Природа импульсов для развития теории промышленной политики

Источник: составлено автором

Система мирохозяйственных связей, существовавшая последние тридцать лет, коренным образом изменилась в результате беспрецедентного санкционного давления «стран Запада» на Российскую Федерацию после начала специальной военной операции на Украине. Трансформация геополитических и макроэкономических реалий имеет своим следствием для российской экономики серьезные затруднения в плане: участия в сложившихся кооперационных и логистических цепочках; доступа на рынки капиталов и технологий; трансграничного движения кадров, товаров, услуг и т.д. [14, c.189].

Представляется возможным отметить, что главной характерной чертой новой реальности становится превалирование внутригрупповых целей «стран Запада» над объективно ущемляемыми интересами всех участников свободной международной экономической деятельности. Примат санкций и правил над ранее установленным порядком, созданным соглашениями и договорами, сформировавшими поле международного права, имеет своим следствием существенную деформацию состояния глобального хозяйства, наносит непоправимый урон принципам открытости национальных экономик.

В этих условиях руководством РФ было принято решение о выборе стратегического курса на формирование новой модели суверенной экономики, важнейшей характерной чертой которой становится технологический суверенитет страны [1, c.61].

Сформировавшиеся таким образом условия хозяйствования обозначили необходимость принятия экстраординарных мер государственного антикризисного реагирования [15]. В этой связи представляется верным утверждение, что в результате конкретно-исторических причин геополитического, макроэкономического и организационно-управленческого плана сформировалась принципиально новая среда функционирования отечественной промышленности, что требует фундаментальных изменений в структуре и порядке функционирования существующей системы промышленной политики (см. рис.6).

Рис. 6. Изменение условий хозяйствования как императив промышленной политики

Источник: составлено автором

Из данного факта в свою очередь вытекает необходимость дальнейшего развития теоретико-методологических основ рассматриваемой политики в единстве новых знаний об ее объекте и субъекте. Как представляется, неотложная реализация данного комплекса исследований позитивным образом скажется на качестве научного обеспечения промышленной политики и, как следствие, - на состоянии российского промышленного комплекса, его устойчивости и конкурентоспособности, а также возможностях дальнейшего развития. В этой связи необходимо выделить три основных вектора развития теоретико-методологических основ промышленной политики (см.рис.7).

Рис.7. Три главных вектора развития теоретико-методологических основ промышленной политики

Источник: составлено автором

Так, первым вектором совершенствования становится научное осмысление промышленного комплекса страны как объекта промышленной политики. Результаты исследований по данному направлению, представляют собой теоретические основы функционирования промышленности и описывают: во-первых, настоящее состояние промышленного комплекса, как объекта управления; во-вторых, факторы и условия, определяющие траекторию его развития; в-третьих, целевое состояние промышленности как требуемого результата управления его развитием.

Так, первая компонента направлена на изучение состояния и структуры промышленности, взаимосвязей и взаимозависимостей ее составных элементов, места и роли в общественном воспроизводстве. Данная характеристика должна способствовать более точному нахождению нуждающихся в развитии секторов промышленного производства.

Вторая компонента направлена на исследование исторических реалий и факторов, определяющих направления развитие промышленного комплекса страны. Здесь же следует исследовать характер изменения условий хозяйствования и результаты воздействия произошедших изменений на состояние промышленности. Как уже было отмечено, исследовательский импульс, определяемый как необходимость развития методологических основ в рассматриваемом направлении, связан в первую очередь с коренным изменением условий функционирования промышленного комплекса страны. Глубокое познание степени их воздействия становится существенным исходным условием для определения наиболее эффективных механизмов требуемой корректировки траекторий развития промышленности в текущих реалиях. Меняющиеся условия хозяйствования имеют определяющее значение для выбора главенствующей концепции промышленного развития. Результаты исследований условий функционирования промышленного комплекса страны, представляющих собой объективные предпосылки изменения траекторий его развития, должны способствовать повышению уровня достоверности прогнозов в данной сфере, а также определению факторов развития, требующих государственного реагирования.

Третья компонента рассматриваемого вектора связана с определением проектного, перспективного состояния исследуемого комплекса. Думается, что основой такого описания должны стать в первую очередь объективно существующие национальные интересы в данной сфере. Именно от степени их реализации зависит общественное представление о необходимом состоянии перспективного позитивного развития промышленного комплекса страны. Технологический суверенитет как обозначенный приоритет долгосрочного экономического развития становится главной характеристикой рассматриваемого проектного состояния в описываемой компоненте исследовательского вектора [16, c.2387].

Второй вектор развития теоретико-методологических основ промышленной политики связан с совершенствованием результатов научного осмысления строения структуры субъекта промышленной политики, охватывающего все органы, институты, кадры, так или иначе участвующие в инициировании и обеспечении мероприятий промышленной политики. В этой связи представляются необходимыми дальнейшие теоретические уточнения институционального состава организационной основы промышленной политики в разрезе представленных уровней и реализуемых функций.

Третий вектор развития теоретико-методологических основ промышленной политики связан с теорией функционирования системы промышленной политики, анализом ее динамического ракурса. В рамках данного направления получают свое развитие комплексные характеристики методов реализации, используемые субъектами промышленной политики на различных фазах своего функционирования: организовывания; анализа; целеполагания; реализовывания; контроля. Исследование рассматриваемых методов на каждой из приведенных фаз, реализуемых соответствующим уровнем субъекта промышленной политики (фазово-уровневый подход), дает возможность охарактеризовать механизм реализации промышленной политики конкретного уровня. Следует отметить, что исследуемые методы и инструменты, образуют собой особую область знаний, их совершенствование обеспечивает более высокие характеристики их применения, определяя новые управленческих возможности. Также представляют особую важность вопросы о месте и способах сочетания плановых методов государственного управления развитием промышленности и рыночного саморегулирования.

Как уже отмечалось, отдельным важнейшим элементом системы промышленной политики как процесса государственного управления является его нормативно-правовое оформление. Нормативное обеспечение является инструментом государственного управления, способом закрепления итогов согласования совокупности разнонаправленных общественных интересов. Его анализ представляет собой важнейшую составляющую исследования основ промышленной политики.

Заключение

Теоретико-методологические основы промышленной политики представляют собой интеллектуальный фундамент управления развитием промышленности страны, с опорой на который осуществляется разработка и практическая реализации соответствующих мероприятий. В этой связи следует подчеркнуть особую важность в текущих реалиях дальнейшего совершенствования рассматриваемых основ. Основными направлениями совершенствования теоретико-методологических основ промышленной политики становятся: во-первых, развитие теоретических основ функционирования промышленности; во-вторых, дальнейшее научное осмысление строения структуры субъекта промышленной политики; в-третьих, развитие теории функционирования системы промышленной политики; в-четвертых, анализ нормативно-правового оформления.


Источники:

1. Афанасьев А.А. Формирование ограниченно открытой экономики суверенного типа в современной России. / Монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2022. – 108 c.
2. Афанасьев А.А. Становление ограниченно открытой экономики суверенного типа в современной России: понятие, этапы, сущностные характеристики // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 345-366. – doi: 10.18334/eo.12.3.115123.
3. Афанасьев А.А. Основные направления формирования ограниченно открытой экономики суверенного типа // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1869-1886. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115133.
4. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. / Монография. - Москва: Фонд «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара», 2016. – 160 c.
5. Гатиятулин Ш.Н. Технологии реализации промышленной политики // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2019. – № 1(16). – c. 143-154.
6. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. – 2014. – № 2(38). – c. 9-21. – doi: 10.17059/2014-2-1.
7. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2007. – № 4(34). – c. 7-15.
8. Дементьев В. Е. «Догоняющая постиндустриализация» и промышленная политика. / Монография. - Москва: ЦЭМИ, 2006. – 83 c.
9. Яременко Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. / Авторский сборник. - Москва: Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук «Издательство «Наука», 1999. – 414 c.
10. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Теория управления. / Учебник и практикум– 2-е изд., пер. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2015. – 336 c.
11. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Эволюция государственной промышленной политики в СССР и Российской Федерации. / Монография. - Москва: РЕГЕНС, 2014. – 940 c.
12. Лаженцев В.Н. Взаимосвязь теории и практики (пример методологии экономико-географического исследования) // Известия Коми научного центра УрО РАН. – 2010. – № 3(3). – c. 99-105.
13. Афанасьев А.А. Теоретико-методологические основы промышленной политики в представлении ведущих экономических научных школ // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 12. – doi: 10.18334/epp.12.12.116788.
14. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 179-194. – doi: 10.18334/eo.12.2.114858.
15. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: основные направления политики по его достижению в современной России // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116433.
16. Афанасьев А.А. «Технологический суверенитет» как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2377-2394. – doi: 10.18334/epp.12.9.116243.

Страница обновлена: 30.11.2024 в 20:17:58