Парадигма экономического зонирования территорий в рамках аграрного производства
Яркова Т.М.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Яркова Т.М. Парадигма экономического зонирования территорий в рамках аграрного производства // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 8. – С. 2055-2068. – doi: 10.18334/ce.18.8.121415.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69154048
Аннотация:
В настоящей статье приведены теоретико-методологические аспекты экономического зонирования сельскохозяйственного производства. Определено, что имеющиеся недостатки в финансовых результатах и уровне производства основных отраслей сельского хозяйства напрямую связаны с нерациональным территориально-пространственным размещением хозяйствующих субъектов, согласно их уровня специализации. Такая проблема ведет к низко эффективному использованию бюджетных ассигнований в виде финансовой поддержки аграриям и не позволяет достичь целевых ориентиров по продовольственной безопасности, согласно фактического уровня производства. Проведенное исследование позволило рекомендовать алгоритм экономического зонирования сельскохозяйственного производства с учетом выявления и решения локальных ресурсно-производственных и организационно-управленческих проблем.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, специализация, хозяйство, зонирование, территориально-пространственное размещение
JEL-классификация: O13, P32, Q10
Введение. Современное аграрное производство требует внимания со стороны всех участников этого процесса, при этом главная задача управления или определения вектора будущего агропродовольственного развития лежит на плечах государства. Много лет в рыночной системе российской экономики действуют программы развития сельского хозяйства и сельских территорий. Становится привычно видеть традиционные наборы инструментов поддержки и нормативно-правовые акты, определяющие порядок пользования ими для хозяйственников. При этом практически не уделяется внимание таким вопросам, как определение конкурентоспособности того или иного вида аграрного производства или деятельности в соответствии с особенностями ресурсного потенциала и экономического развития конкретной территории где эта деятельность осуществляется или планирует осуществляться. Такой подход мог бы определить территориальные возможности агрраного производства и целесообразность финансовых государственных вложений в него [3]. Схожим мнением делятся в своих научных трудах Юрин С.В. [8], Зинич Л.В. и Кузнецова Н.А. [7], отмечая слабое регулирование конкурентной борьбы между хозяйственниками сельхозпроизводства, что происходит на фоне отсутствия четкого обоснования целесообразности государственной поддержки сельскому хозяйству.
По мнению О.С. Евдохиной, Е.А. Асташова и В.В. Грицько [1] рациональная специализация аграрного производства выстраивается территориально и зависит от множества различных факторов. Традиционными факторами, влияющими на специфику деятельности сельскохозяйственного производства являются общественное разделение труда, природно-климатические, социально-экономические [2]. Однако новый формат современной экономики все чаще заставляет обращать внимание на такие факторы как инфраструктура и экология, при этом главным правилом территориальной специализации сельскохозяйственного производства, определяющим эффективность и результативность аграрного производства в регионах и государстве является системность. Данный подход вполне справедливо называть аграрно-экономическим зонированием по специализации аграрного производства.
По мнению группы ученых из Казахстана во многих регионах складывается ситуация, связанная с условным зонированием аграрного производства, что происходит в результате второстепенности экономической роли данного вида производства на фоне основной специализации того иди иного региона [3].
Также вполне справедливо согласиться с мнением ряда ученых о том, что территориально-пространственная организация экономической деятельности в сельском хозяйстве является процессом упорядоченности хозяйственной деятельности с целью достижения максимального-возможного социально-экономического эффекта с учетом сохранения экологического и природно-климатического баланса и оптимального использования имеющихся ресурсов [4, 5, 6, 16].
Среди ученых, активно занимающихся вопросами специализации, зонирования и размещения производительных сил в сельском хозяйстве следует выделить Носова В.В. [4, 5], Алпатова А.В., Семкина А.Г. [2], Евдохину О.С., Асташову Е.А., Грицько В.В. [1], Подгорбунских П. Е., Субботину Л.В. [6], Шумакову О.В., Крюкову О.Н., Нардина Д.С. [9], Зинич Л.В. [7, 9] и других.
Несмотря на большое количество и многообразие научных взглядов на исследуемую проблему эта проблематика остается актуальной во все времена развития экономики вследствие возникновения и разного проявления новой совокупности факторов и условий аграрного производства, находящихся тесной зависимости с состоянием внутренней и внешней социально-экономической среды.
Учитывая противоречивость аграрной экономики основополагающим принципам конкуренции и рынка была определена цель настоящего исследования, которая заключается в определении и раскрытии теоретико-методологической сущности совокупного алгоритма экономического зонирования с позиции конкурентной специализации аграрного сектора экономики и с учетом ключевых задач и последующей модели оптимизации аграрного производства для региона.
Особенностью авторского научного подхода в настоящем исследовании является возможность взаимоувязать парадигмальные подходы специализации аграрного производства к экономическому зонированию территорий и обеспечению формирования мер по оптимизации аграрного производства с возможностью точечного распределения бюджетной поддержки аграриям.
Авторский подход направлен на обеспечение конкуренции в сельском хозяйстве, которая в ряде регионов может и отсутствовать. Начинающие предприниматели ориентируются на исследованиях рынка по видам деятельности, изыскивая возможность функционирования вне конкуренции, прибегая к неординарным предпринимательским решениям, не отвечающим запросам региональной и национальной агропродовольственной политики, а лишь расширяющих горизонты предпринимательской деятельности.
В качестве основных методов проводимого исследования автором были применены следующие: анализ, сравнение, контент-анализ, монографический экспертно-логический. В качестве информационной базы были использованы труды ведущих отечественных ученых, официальные данные Росстата, личные наблюдения и материалы научных исследований автора, ранее отраженных в диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Результаты. Начиная результирующую часть настоящего исследования хотелось бы обратить внимание на то, что в научной экономической литературе содержатся труды некоторых ученых, которые утвердительно отмечают, что специализация и последующее ему экономическое агро- зонирование территорий является следствием саморазвития и самоорганизации [10, 11, 12, 13]. Авторская позиция базируется на том, что данные вопросы требуют детальной проработки, изученности, апробирования и контроля, и, следовательно, не могут носить самостоятельный характер своего функционирования. Вообще, авторский скептический взгляд на принципы самоорганизации и саморегулирования в экономике, заставляет вспомнить классические представления о рыночной экономике («невидимая рука» экономики по А. Смиту), с отсутствием государственного регулятора рынка привели в США к Великой депрессии в 30-х годах прошлого столетия.
Таким образом, можно смело заметить, что для рационального и наиболее эффективного размещения специфических субъектов хозяйствования в аграрной сфере экономики важно обращать внимание на сложившийся за многие годы рыночных отношений опыт зарубежных стран и опыт отдельных регионов Российской Федерации (далее РФ). Вместе с тем, при формировании территориально отраслевого зонирования с учетом принципов конкурентоспособности и эффективности важно обратить внимание на смежные и прямо зависимые производственные объекты [15]. Речь идет о пищевых промышленных производствах, о подотраслях животноводства и прочее. Учет всех этих дополнительных факторов позволит значительно экономить и способствовать снижению отпускных цен на конечные товары, способные к передаче потребителю, посредством взаимовыгодного обмена.
Говоря о потребителях мы не можем иметь ввиду только население одного региона, на территории которого был произведен тот или иной вид продовольствия или сельскохозяйственного сырья. В качестве потенциальных потребителей при высокопродуктивных видах производств можно рассматривать население других регионов, которые смогут получить продовольствие за счет насыщения местного продовольственного рынка в рамках межрегионального сотрудничества. Безусловно это экспорт, о котором в условиях рыночных отношений следует не забывать, а, наоборот, развивать и расширять его границы.
Полноценная концентрация всех элементов сложной «цепи» производства на территории одного или смежных по территориальному признаку регионов будет способствовать максимальному насыщению отечественного продовольственного рынка собственными продуктами, постепенно вытесняя импорт.
Надо признать, что за многие годы аграрного производства так или иначе сложилась определенная специфика деятельности в рамках территориально-пространственного размещения. При этом анализ экономической эффективности аграрного производства свидетельствует о существующих определенно негативных тенденциях, которые имеют много разных причин для своего возникновения, одной из которых, скорее самой доминирующей, является отсутствие грамотных и своевременных управленческих решений по формированию научно-обоснованной зонально-отраслевой специализации аграрного производства в регионе и стране (табл. 1).
Таблица 1 – Финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, 2015-2022 гг.
Показатели
|
Годы
|
Относительное отклонение, 2022 г. к
2015 г., %
| |||||
2015
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| ||
Всего
организаций, тыс. ед.
|
5,2
|
5,2
|
4,5
|
4,2
|
3,9
|
3,6
|
69,3
|
в
том числе:
- прибыльных |
4,0 |
3,8 |
3,3 |
3,1 |
3,0 |
2,8 |
70,0 |
-
убыточных
|
1,2
|
1,4
|
1,2
|
1,1
|
1,0
|
0,8
|
66,6
|
Прибыль,
млрд. руб.
|
337,0
|
302,6
|
299,7
|
492,7
|
657,8
|
601,7
|
178,5
|
Убыток,
млрд. руб.
|
71,7
|
96,4
|
180,8
|
92,7
|
83,2
|
76,3
|
106,4
|
Общее
сальдо финансового результата
|
265,3
|
206,2
|
311,9
|
400,0
|
574,6
|
525,4
|
198,0
|
в
том числе:
- растениеводство |
136,2 |
101,7 |
104,3 |
241,0 |
361,7 |
307,2 |
225,6 |
-
животноводство
|
123,1
|
102,9
|
13,0
|
153,4
|
194,8
|
204,5
|
166,3
|
Рентабельность,
всего, %
|
21,7
|
15,4
|
14,0
|
20,3
|
24,0
|
18,9
|
87,1
|
в
том числе:
- растениеводство |
35,4 |
20,6 |
20,7 |
36,7 |
48,5 |
34,9 |
98,6 |
-
животноводство
|
15,4
|
12,8
|
11,0
|
10,8
|
12,6
|
11,5
|
74,7
|
Согласно данным аналитической таблицы 1 можно отметить справедливость ранее сделанных выводов на предмет того, что нерациональность размещения тех или иных видов сельскохозяйственной деятельности снижает финансовый результат. Об этом свидетельствует показатель рентабельности сельскохозяйственного производства, который за анализируемый период 2015 – 2022 гг. указывает на снижение на 12,9% и составляет к уровню 2022 года 18,9 % против 21,7% периода 2015 года. Наибольшее снижение финансового результата дает отрасль животноводства, в результате деятельности которой получен низкий уровень рентабельности в 2022 году, который составил лишь 11,5%. Представленные в таблице 1 показатели прибыли и убытка растут, однако темпы роста убытка значительно снизились за счет выбытия из экономической деятельности ряда организаций разных форм собственности и размеров. Хотя следует отметить, что наибольшим числом по ликвидации сельскохозяйственных организаций обладают организации среднего и малого бизнеса. Этот факт вновь является подчеркивающим аргументом наличия проблемы несостоятельности экономического зонирования сельскохозяйственных предприятий.
В условиях совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его территориального размещения (экономического зонирования) следует принимать во внимание три укрупненные группы факторов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Группы факторов совершенствования экономического зонирования сельскохозяйственного производства (составлено автором)
В рамках первой группы факторов следует учитывать сложившийся уровень размещения производства, согласно показателям товарности производимой продукции и коэффициентов специализации. Во второй группе факторов необходимо учитывать финансовые результаты, указывающие на эффективность фактического территориально-пространственного размещения сельскохозяйственных объектов. Самая емкая группа по своему содержанию факторов является третья ‑ «ресурсно-производственная», где учитываются почвенные факторы (балл бонитета почв), природно-климатические условия, наличие полноценной энергетической, транспортной, сырьевой, перерабатывающей и пр. инфраструктуры, трудовые ресурсы, основные производственные мощности и их использование, износ и многое другое.
Основным правилом при осуществлении экономического зонирования является учет финансово-экономических показателей, в частности рентабельности с учетом и без учета субсидий из бюджетов разных уровней. Этот сравнение способствует отражению реальной картины конкурентоспособности аграрного производства в рамках определенной специализации, что в дальнейшем значительно облегчит привлечение инвестиций в отрасль и снизит нагрузку на бюджет как муниципального образования, так региона и федерации. Также положительной стороной рационального размещения специфических видов сельскохозяйственного производства является возможность повышения качества производства, снижения рисков потери урожая или нехватки кормов для животных и будет стремительно повышать объемы производства, способствуя достижению целевых показателей Доктрины продовольственной безопасности и программы развития сельского хозяйства. Между тем в рамках учета и определения причинно-следственных связей рационализации экономического зонирования сельскохозяйственного производства следует учитывать возможность решения социально-экономических проблем сельских территорий, которые также как и само сельскохозяйственное производство находится среди приоритетных направлений государственного регулирования под эгидой стратегического развития сельских территорий до 2030 г.
Формируя алгоритм оптимальной зонально-отраслевой специализации в сельском хозяйстве регионов и страны необходимо понимать, что главной целью в рамках аграрной политики является не зонирование, а получение результата в виде сельскохозяйственного сырья, продовольствия и кормов для животноводства. Само по себе зонирование сельскохозяйственного производства является комплексом мероприятий, способствующих достижению главной цели агропродовольственной политики государства (рисунок 2).
Рисунок 2 – Алгоритм реализации мер по экономическому зонированию сельскохозяйственного производства в рамках достижения продовольственной цели (составлено автором)
Рекомендуемый к практическому применению алгоритм действий по экономическому зонированию сельскохозяйственного производства может носить универсальный характер и быть применим на территории любого региона или экономической зоны нашей страны.
Для достижения поставленной цели продовольственного обеспечения и дальнейшему развитию торгово-экономических связей, как на внутригосударственном так и международном уровне необходимо в первую очередь осуществлять мониторинг текущего состояния хозяйственной деятельности субъектов сельского хозяйства. Здесь мониторинг рекомендуется осуществлять по трем основным направлениям – шагам. Первый из них направлен на учет и решение организационно-управленческих проблем. Среди мероприятий для детализированного исследования здесь являются:
- нормирование труда;
- привлечение инвестиций за счет высоко эффективных агростартапов, участие в грантах;
- формирование трудового потенциала;
- совершенствование технологий;
- совершенствование кооперации и разделения труда;
- прочее.
Вторым шагом выступает совершенствование производственных условий, в рамках которых хозяйственники могут определить проблемы и осуществить меры по их устранению согласно имеющихся финансовых и организационных возможностей:
- применение научно-обоснованных и высоко эффективных технологий;
- совершенствование селекционной и генетической работы в областях животноводства и растениеводства;
- повышение уровня технической оснащенности за счет отечественного производителя с.-х. техники и оборудования и пр.
И третьим шагом в алгоритме становиться государственная поддержка, которая должна иметь тесную увязку с результатами предыдущих двух шагов первого этапа рекомендуемого алгоритма. Государственная поддержка должна иметь результативность, которая возможна только в условиях обоснованной экономической целесообразности сельскохозяйственного производства на конкретной территории с конкретными природно-климатическими условиями и ресурсным потенциалом.
Завершение первого этапа позволяет осуществить меры по совершенствованию экономического зонирования сельскохозяйственного производства. Это достаточно трудоемкий процесс, но при этом его результативность дает возможность иметь широкомасштабный социально-экономический эффект не только с позиции финансово-экономической эффективности сельскохозяйственного производства, но и с позиции развития территорий, повышения уровня и качества жизни населения и развития торговых отношений на разных уровнях.
Заключение. Зональная специализация сельскохозяйственного производства это трудоемкий и поливалентный по своей эффективности проект, направленный на решение многих задач в сельском хозяйстве. Синергетический эффект экономического зонирования будет способствовать своевременному выявлению проблем в хозяйствующих субъектов и осуществления мероприятий по их устранению или минимизации. Также одной из значимых положительных сторон зонирования является не ликвидация заведомо убыточных и неэффективных хозяйствующих субъектов, а их условное территориальное смещение.
Результаты практической реализации предлагаемых мер по отраслевому зонированию расширят и укрепят межрегиональное сотрудничество, что позволит развивать конкурентоспособность сельскохозяйственного производства в регионах, и привлечет дополнительные инвестиции.
Многообразие положительных сторон рекомендуемых мероприятий по экономическому зонированию исследуемой отрасли позволит облегчить работу по важнейшей цели агропродовольственной политик в России и укрепит ее суверенитет на межгосударственном уровне.
Источники:
2. Алпатов А.В., Семкин А.Г. Стратегическое управление размещением и специализацией сельскохозяйственного производства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2020. – № 4(61). – c. 80-88. – doi: 10.33938/204-80.
3. Жайлауов Е.Б., Омар Ж.Т., Улыбышев Д.Н., Петренко Е.С. Экономическая специализация региональных экономических систем Казахстана: методы определения и факторы формирования // Экономика Центральной Азии. – 2023. – № 2. – c. 117-134. – doi: 10.18334/asia.7.2.118947.
4. Носов В.В. Моделирование оптимальной структуры производства сельскохозяйственной организации в условиях погодного риска // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2010. – № 1(63). – c. 57-64.
5. Носов В.В., Андреев Ю.А., Кочегарова О.С. Моделирование производственной и социальной структуры сельскохозяйственного предприятия // Системы управления и информационные технологии. – 2008. – № 3-3(33). – c. 385-388.
6. Подгорбунских П. Е., Субботина Л.В. Теоретические основы территориальной организации аграрного производства // Вестник Курганской ГСХА. – 2012. – № 3(3). – c. 4-8.
7. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Оценка степени влияния институциональных факторов на пространственную агроспециализацию региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 12. – c. 3379-3394. – doi: 10.18334/epp.12.12.116691.
8. Юрин С.В. Институциональная структура и поведение экономических субъектов // Экономические науки. – 2008. – № 39. – c. 114-117.
9. Шумакова О.В., Крюкова О.Н., Нардин Д.С., Зинич А.В. Приоритеты развития российской аграрной экономики. Новые вызовы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 5669-5686. – doi: 10.18334/epp.13.12.120092.
10. Гоголев И.М. Региональные особенности развития пищевой и перерабатывающей промышленности // Проблемы региональной экономики (г. Ижевск). – 2014. – № 1-2. – c. 224-230.
11. Гоголев И.М., Пашкова Е.В. Управление качеством аграрной продукции // Менеджмент: теория и практика. – 2011. – № 1-3. – c. 211-216.
12. Калугина З.И. От государственного патернализма к саморазвитию: контуры концепции сельского развития // Никоновские чтения. – 2008. – № 13. – c. 596-603.
13. Мальцева И.С. Локальные системы в агропромышленном комплексе республики Коми // Известия Коми научного центра УрО РАН. – 2012. – № 2(10). – c. 152-158.
14. Сельское хозяйство в России. 2023. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2023. – 103 c.
15. Полбицын С.Н. Конкурентоспособность как компетенция аграрного предпринимательства // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 4. – c. 331-344. – doi: 10.18334/ppib.8.4.113235.
16. Ковальчук А.П., Милорадов К.А. Производство чистых продуктов в условиях экологизации аграрного сектора экономики // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 3. – c. 249-262. – doi: 10.18334/ppib.8.3.112312.
Страница обновлена: 12.09.2024 в 12:15:40