Методика повышения качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Введение
На сегодняшнем этапе развития таможенной службы в условиях выполнения стратегических целей и задач важным направлением является автоматизация, цифровизация и интеллектуализации технологий и бизнес-процессов, реализуемых в системе сквозного таможенного контроля. Одной из ключевых цифровых технологий, которая позволяет реализовать комплекс задекларированных идей, является цифровая прослеживаемость и ее инструменты, потенциал применения которых позволяет сформировать механизм совершенствования бизнес-процессов сквозного контроля, направленный на повышение качества предоставляемых таможенных услуг.
Научное обоснование подходов к повышению качества таможенных услуг отражено в работах, М.В. Бойковой, В.В. Макрусева, В.Е. Новикова [1], Ю.Е. Гупановой [2], И.А. Аксенова [3], О.П. Матвеевой [4] и др.
Предложения по повышению эффективности бизнес-процессов в деятельности таможенных органов, в том числе в процессе сквозного таможенного контроля с использованием цифровых технологий, представлены в исследованиях А.С Абрамова [5], А.О. Бондаренко [6], Р.В. Давыдова [7], В.В. Макрусева, Е.О. Любкиной [8], Р.П. Мешечкиной [9] и др.
Однако научные исследования вышеуказанных ученых и практиков в недостаточной мере отражают проблему и не содержат методическое обеспечение оценки и повышения качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров. В этой связи в качестве предмета исследования в данной статье выступает методическое обеспечение повышения качества таможенных услуг, включающее механизм совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров и систему оценки качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости.
Цель исследования заключается в представлении разработанной методики повышения качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров (Методика).
Решение проблем реализации действующих бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров [10] требует разработки методического обеспечения повышения качества таможенных услуг посредством анализа и построения бизнес-процессов с использованием инструментов цифровой прослеживаемости. Целесообразность применения таких инструментов подтверждается разработанной автором Методикой, которая основана на системном, процессно- и риск-ориентированных подходах и включает в себя использование экономико-статистических методов, факторного анализа, моделей систем массового обслуживания (СМО), экспертно-аналитических методов.
Цель Методики заключается в формировании механизма совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров с использованием инструментов цифровой прослеживаемости, направленного на повышение качества таможенных услуг.
Основные задачи Методики:
Задача 1. Формирование системы ключевых показателей – индикаторов соответствия бизнес-процессов и качества таможенной услуги предъявляемым требованиям.
Задача 2. Применение инструментально-методического обеспечения в целях реализации механизма совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров.
Задача 3. Оценка качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов.
Далее представлен алгоритм поэтапного выполнения задач Методики.
1. Система ключевых показателей – индикаторов соответствия бизнес-процессов и качества таможенной услуги предъявляемым требованиям
Оценка качества таможенной услуги выпуска товаров, предоставление которой осуществляется в рамках бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров предполагает определение показателей, по которым можно провести индикацию фактического состояния бизнес-процессов и непосредственно качественного уровня оказываемой в ходе их выполнения услуги. В этой связи автором выделены ключевые показатели и плановые (требуемые) значения показателей, по которым целесообразно производить интегральную оценку качества таможенной услуги (таблица 1).
Таблица 1
Система показателей – индикаторов повышения качества
таможенной услуги выпуска товаров и их плановые значения на стратегический период развития таможенной службы [1]
Группа показателей
|
Требование к состоянию
бизнес-процессов / качеству услуги
|
Наименование (обозначение)
показателя
|
Плановые значения
|
Показатели, характеризующие состояние бизнес-процессов сквозного
таможенного контроля ввозимых товаров
|
Автоматизация
оценки и выявления рисков
|
Степень автоматизации процесса выявления рисков на этапе
декларирования товаров (АСУР)
|
2023г.–2030г.:
не менее 98% |
Оперативность
таможенного контроля с применением мер по минимизации рисков
|
Среднее время совершения таможенных операций, связанных с
выпуском ввозимых товаров, по которым выявлены риски (Ws рЭДТ)
|
Плановое значение = фактическое значение предыдущего года
| |
Результативность
применения мер по минимизации рисков
|
Результативность применения системы управления рисками на этапе
декларирования товаров
(РСУР) |
2023г.–2029 г.:
не менее 50% 2030 г.: не менее 75% | |
Показатели, характеризующие качество таможенной услуги выпуска
товаров
|
Автоматизация
(проактивный режим) предоставления услуги
|
Степень
автоматизации решений, принимаемых в отношении безрисковых товаров с момента
прибытия до выпуска товаров (АВЫПУСК)
|
2023г.:
25%
2024г.–2029г.: 50% 2030г.: 100% |
Оперативность
предоставления услуги
|
Среднее общее время совершения таможенных операций, связанных с
выпуском ввозимых товаров (Ws ЭДТ)
|
Плановое значение = фактическое значение предыдущего года
| |
Результативность
предоставления услуги
|
Степень удовлетворенности участников внешнеэкономической
деятельности функционированием электронных сервисов Федеральной таможенной
службы России (РВЫПУСК)
|
2023г: 90%
2024г.–2029г.: 95% 2030г.: 98% |
Принцип оценки качества таможенной услуги такой, что она производится посредством соотношения фактических значений к плановым (установлены с учетом стратегических направлений развития таможенной службы [11]) и отражает, насколько фактическое состояние или уровень соответствует требуемому. В целях определения фактических (прогнозных) значений показателей и тенденции их изменения в стратегическом периоде развития таможенной службы в условиях цифровой прослеживаемости автором разработан механизм совершенствования бизнес-процессов.
2. Механизм совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров
Инструментально-методическое обеспечение в целях реализации механизма совершенствования бизнес-процессов целесообразно представить в отношении показателей – индикаторов повышения качества таможенной услуги. В ходе выполнения задач Методики использована статистическая информация Федеральной таможенной службы России (ФТС России), размещенная на официальном сайте ведомства [12].
1. Инструментально-методическое обеспечение анализа изменения значений показателей АСУР, РСУР, РВЫПУСК в стратегической перспективе основано на методе линейной регрессии и обосновано применением инструментов цифровой прослеживаемости. На рис. 1 представлены результаты прогнозирования значений показателей.
Достижение прогнозируемых значений АСУР, РСУР, РВЫПУСК в стратегической перспективе возможно за счет совершенствования алгоритмов оценки и выявления рисков, доработки сервисов, ориентированных на получение таможенной услуги выпуска товаров с применением таких инструментов как блокчейн и смарт-контракт, анализ больших данных и искусственный интеллект с использованием методов машинного обучения. Это позволит сделать систему управления рисками (СУР) самонастраивающейся и обучить ее путем прослеживаемости и анализа большого массива схожих рисковых ситуаций адекватно и оптимально оценивать риски, а участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) более удовлетворенными от качества используемых сервисов и таможенных услуг в целом.
Рис. 1. Результаты прогнозирования показателей АСУР, РСУР, РВЫПУСК [2]
2. Инструментально-методическое обеспечение анализа изменения значений показателей АВЫПУСК в стратегической перспективе основано на использовании факторного анализа, экономико-статистических методов, метода линейной регрессии и обосновано применением инструментов цифровой прослеживаемости.
Основными факторами, ограничивающими автоматизацию выпуска товаров и, соответственно, автоматизацию совершаемых в процессе сквозного таможенного контроля операций являются:
– распространение автоматического выпуска только в отношении деклараций, поданных участником ВЭД низкого уровня риска, т.е. технология не распространяется на декларации участников ВЭД среднего и высокого уровня риска;
– ограниченные технологические возможности форматно-логического контроля, не позволяющие реализовать полномасштабное применение технологии автоматической регистрации деклараций;
– ограниченные технологические возможности применения автоматического выпуска по декларациям, в которых заявлены особенности декларирования (такие как предварительное декларирование) или процедуры, не подпадающие под алгоритмы технологии.
Устранение вышеуказанных факторов позволит повысить значения показателя АВЫПУСК до предельной величины – 100%.
Для устранения факторов определена стабильная среда функционирования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров и исходные данные (таблица 2).
Таблица 2
Показатели, характеризующие стабильность среды функционирования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров [3]
Показатель
|
Фактические
значения
|
Среднее значение
| ||
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
| ||
1. Показатели в рамках
объективно-ориентированного категорирования рисков
| ||||
доля
товарных партий, не идентифицированных как рисковые
|
62,7%
|
72,9%
|
71,1%
|
69% (const)
|
доля
товарных партий, идентифицированных как рисковые
|
37,3%
|
27,1%
|
28,9%
|
31% (const)
|
Итого:
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
2. Показатели в рамках
субъектно-ориентированного категорирования рисков
| ||||
доля
товарных партий участников ВЭД низкого уровня риска
|
76%
|
75%
|
69%
|
73% (const)
|
доля
товарных партий участников ВЭД среднего уровня риска
|
22%
|
23%
|
28%
|
25% (const)
|
доля
товарных партий участников ВЭД низкого уровня риска
|
2%
|
2%
|
2%
|
2%
(const) |
Итого:
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
3. Показатели текущего уровня
автоматизации принимаемых решений
| ||||
доля
деклараций, зарегистрированных в автоматическом режиме
|
82,1%
|
84,0%
|
83,1%
|
83,06%
|
доля
деклараций, выпущенных в автоматическом режиме
|
25,91%
|
30,50%
|
26,30%
|
27,49%
|
1) распространение автоматического выпуска в отношении безрисковых ЭДТ, поданных участниками ВЭД среднего уровня риска, пропорционально тому, как технология применяется в отношении безрисковых ЭДТ, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, позволит достигнуть значения показателя АВЫПУСК в 53,49%;
2) распространение автоматического выпуска аналогичным образом в отношении безрисковых ЭДТ, поданных участниками ВЭД высокого уровня риска, позволит достигнуть значения показателя АВЫПУСК в 54,58%;
3) распространение автоматического выпуска в отношении массива ЭДТ, на который распространится автоматическая регистрация после устранения технологических ограничителей форматно-логического контроля, пропорционально тому, как технология охватывает декларационный массив на предыдущем этапе, позволит достигнуть значения показателя АВЫПУСК в 65,71%;
4) распространение технологии в отношении деклараций с заявленными особенностями декларирования и таможенными процедурами, в отношении которых на текущем этапе имеются технологические ограничения применения технологии, позволит поэтапно достигнуть значения показателя АВЫПУСК в 100%, о чем свидетельствуют результаты использования метода линейной регрессии (рис 2).
Рис. 2. Результаты прогнозирования показателя АВЫПУСК [4]
Достижение прогнозируемых значений АВЫПУСК в стратегической перспективе возможно, прежде всего, за счет интеллектуализации алгоритмов СУР, поскольку от этого во многом зависит автоматизация совершаемых операций, что с использованием цифровых инструментов позволит реализовать безопасный переход к охвату декларационного массива в отношении всех категорий участника ВЭД в контексте задекларированных идей об ориентации СУР на конкретную товарную партию в режиме «онлайн» [11]. Использование инструментов блокчейн и смарт-контракта позволит усовершенствовать алгоритмы форматно-логического контроля и перейти к полномасштабной автоматической регистрации деклараций, реализовать механизмы отложенного выпуска для реализации таких особенностей таможенного декларирования, как предварительное декларирование, а также помещения под таможенные процедуры, в отношении которых на сегодняшнем этапе не применяется технология автоматического выпуска.
3. Инструментально-методическое обеспечение анализа изменения значений показателей Ws рЭДТ и Ws ЭДТ в стратегической перспективе основано на использовании факторного анализа, моделей СМО, экономико-статистических методов и обосновано применением инструментов цифровой прослеживаемости.
Ключевым фактором, который влияет на изменение значений показателей Ws рЭДТ и Ws ЭДТ является повышение степени автоматизации. Так, достижение прогнозируемых значений показателей имеет обратно пропорциональную связь с повышением степени автоматизации совершаемых операций: чем выше степень автоматизации таможенных операций, тем меньше времени приходится на их совершение. С одной стороны, это связано с тем, что информационная система самостоятельно в разы быстрее принимает решение, чем должностное лицо, с другой стороны, больший охват деклараций технологией автоматического выпуска снижает нагрузку на инспекторский состав центров электронного декларирования (ЦЭД). Данное обстоятельство повышает инспекторский потенциал системы ЦЭД и ориентирует его концентрацию на проверку меньшего объема деклараций, что в целом является положительным фактором для сокращения времени. В этой связи автором определен рост инспекторского потенциала системы ЦЭД (M) в зависимости от степени автоматизации: при текущем уровне автоматизации, потенциал равен 1, при АВЫПУСК = 53,49%; 54,58%; 65,71%; 74,38; 83,18%; 91,99%; 100% M = 1,15; 1,16; 1,33; 1,7; 1,99; 2,34 соответственно. Таким образом, с повышением автоматизации совершаемых операций инспекторский потенциал системы ЦЭД увеличивается в 2,34 раза в стратегическом периоде развития таможенной службы.
В целях обоснования сокращения значений показателей Ws рЭДТ и Ws ЭДТ предлагается систему ЦЭД представить в виде двух моделей СМО: одна СМО обрабатывает поток рисковых ЭДТ, другая – поток безрисковых ЭДТ. В этой связи автором на основе результатов прикладных исследований А.О. Бондаренко, В.В. Макрусева в области теории массового обслуживания [13; 14; 15] сформирован математический аппарат СМО. При этом он адаптирован под решение задачи сокращения значений показателей Ws рЭДТ и Ws ЭДТ с учетом повышения инспекторского потенциала системы ЦЭД за счет масштабирования автоматизации процессов и представлен в таблице 3.
Таблица 3
Математический аппарат СМО для обоснования сокращения временно́го
показателя за счет влияния степени автоматизации [5]
Наименование показателя
|
Единица измерения
|
Показатель (расчетная формула)
|
Инспекторский
потенциал системы ЦЭД
|
–
|
M
|
Абсолютная
пропускная способность системы ЦЭД
|
ЭДТ / час
|
А = λq = λ
|
Относительная
пропускная способность системы ЦЭД
|
–
|
q = 1
|
Интенсивность
поступления ЭДТ
|
ЭДТ / час
|
λ
|
Общая
интенсивность проведения таможенного контроля в отношении ЭДТ
|
ЭДТ / час
|
μ
|
Мощность
обработки ЭДТ в системе ЦЭД
|
ЭДТ / час
|
S = μ – λ
|
Среднее
время проведения таможенного контроля в отношении одной ЭДТ
|
Часы
|
|
Коэффициент
загруженности системы ЦЭД
|
–
|
|
Вероятность
того, что система ЦЭД не занята проведением таможенного контроля
|
–
|
|
Вероятность
того, что в системе ЦЭД находятся n ЭДТ
|
–
|
|
Среднее
количество ЭДТ в очереди
|
ЭДТ
|
|
Среднее
количество ЭДТ, находящихся в системе ЦЭД
|
ЭДТ
|
|
Среднее
время пребывания ЭДТ в очереди
|
Часы
|
|
Среднее
время пребывания ЭДТ в системе ЦЭД
|
Часы
|
|
Условие
функционирования системы ЦЭД (иначе n (количество
ЭДТ в очереди) → )
|
|
|
Далее последовательное применение математического аппарата СМО на каждом этапе роста инспекторского потенциала системы ЦЭД (M) отдельно по каждой из СМО, обрабатывающих поток рисковых ЭДТ и безрисковых ЭДТ, позволит определить тенденцию изменения значений показателей Ws рЭДТ и Ws длто б/рЭДТ. При этом начальные условия для решения задачи установлены следующие:
- «среднее общее время совершения таможенных операций, связанных с выпуском ввозимых товаров = 246,30 мин.» [12];
- «среднее время совершения таможенных операций, связанных с выпуском ввозимых товаров, не идентифицированных как рисковые: = 52 мин.» [12];
- «среднее время автоматического выпуска товаров = 2,50 мин.» [7].
Далее с использованием экономико-статистического метода расчета средневзвешенных величин установлены значения временны́х показателей, необходимых для применения моделей СМО:
;
среднее время совершения инспектором ЦЭД таможенных операций, связанных с выпуском ввозимых товаров, не идентифицированных как рисковые:
.
При Ws рЭДТ = 678,77 мин. установлены следующие значения показателей СМО, обрабатывающей рисковые ЭДТ:
– const;
;
.
При Ws длто б/рЭДТ = 84,78 мин. установлены следующие значения показателей СМО, обрабатывающей безрисковые ЭДТ:
– интенсивность потока поступления ЭДТ установлена для каждого этапа с учетом снижения нагрузки на инспекторский состав ЦЭД;
;
.
На каждом последующем этапе мощность обработки ЭДТ в системе ЦЭД (S) будет увеличиваться пропорционально инспекторскому потенциалу ЦЭД (M), рассчитанному ранее, т.е. .
Таким образом, значения показателей Ws рЭДТ и Ws длто б/рЭДТ на каждом последующем этапе представлены ниже:
Первый этап: ;
Второй этап: ;
Третий этап: ;
Четвертый этап: ;
Пятый этап: ;
Шестой этап: ;
Седьмой этап: ;
В целях определения Ws рЭДТ использован экономико-статистический метод расчета средневзвешенных величин:
– для первого этапа:
– для второго этапа:
– для третьего этапа:
– для четвертого этапа:
– для пятого этапа:
– для шестого этапа:
– для седьмого этапа:
Таким образом, повышение степени автоматизации операций за счет использования инструментов цифровой прослеживаемости позволит в стратегической перспективе достигнуть значений показателей Ws рЭДТ и Ws ЭДТ в 290,19 и 91,68 мин. соответственно.
3. Оценка качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров
По результатам реализации механизма совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров возможно произвести оценку качества таможенной услуги выпуска товаров (Q), которая является интегральной, поскольку предполагает учет двух равнозначных компонент: состояние бизнес-процессов (c), с одной стороны, и уровня качества таможенной услуги (q), с другой стороны (формула 1):
(1)
Расчет компонент c и q производится по формулам 2 и 3.
(2)
(3)
Как следует из формул 2 и 3, в рамках каждой из компонент для показателей-индикаторов установлены весовые коэффициенты. Их определение производилось методом экспертных оценок: 14 экспертам из числа представителей таможенных органов и участников ВЭД было предложено оценить относительную значимость каждого из трех показателей по каждой компоненте, которая определяется как доля от 1.
На основе формул 2 и 3, фактических (прогнозных) и плановых значений показателей Методики, приведенных в первой и второй части статьи, произведен расчет компонент, результаты которого представлены в таблице 4.
Таблица 4
Значения компонент c и q интегральной оценки качества таможенной услуги выпуска товаров (Q) [6]
Компонента
|
Значения
| |||||||
2023 г.
|
2024 г.
|
2025 г.
|
2026 г.
|
2027 г.
|
2028 г.
|
2029 г.
|
2030 г.
| |
с
|
1,06
|
1,18
|
1,17
|
1,24
|
1,26
|
1,30
|
1,31
|
1,15
|
q
|
1,05
|
1,10
|
1,04
|
1,17
|
1,21
|
1,26
|
1,30
|
1,10
|
На основе значений компонент c и q и использования формулы 1 произведен расчет интегрального показателя оценки качества таможенной услуги выпуска товаров (Q), результаты которого представлены в таблице 5.
Таблица 5
Значения интегрального показателя оценки качества таможенной услуги выпуска товаров (Q) [7]
Показатель
|
Значения
| |||||||
2023 г.
|
2024 г.
|
2025 г.
|
2026 г.
|
2027 г.
|
2028 г.
|
2029 г.
|
2030 г.
| |
q
|
1,05
|
1,14
|
1,11
|
1,20
|
1,24
|
1,28
|
1,31
|
1,12
|
Если , качество таможенной услуги в полной мере соответствует установленным требованиям, механизм совершенствования бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров функционирует успешно. Как показал анализ, на протяжении всего прогнозируемого периода наблюдается полное соответствие фактического состояния бизнес-процессов и уровня качества таможенной услуги выпуска товаров предъявляемым требованиям (плановым значениям).
Применив разработанную систему оценки качества для сравнения прогнозных значений показателей 2030 г. и фактических значений показателей 2023 г., мы можем оценить следующий эффект:
По результатам интегральной оценки качественный уровень таможенной услуги в ходе реализации механизма совершенствования бизнес-процессов в стратегическом периоде развития таможенной службы повысится в 1,56 раза.
Выводы
Таким образом, практическое применение представленной в статье методики повышения качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров позволяет достигнуть следующих положительных эффектов в стратегическом периоде развития таможенной службы до 2030 г.:
– перейти к полномасштабной автоматизации выявления рисков и проактивному предоставлению таможенной услуги выпуска товаров, по которым не выявлены риски;
– значительно увеличить результативность СУР и удовлетворенность участников ВЭД;
– сократить время на совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, связанных с выпуском товаров, более чем в 2 раза.
– повысить качество таможенной услуги выпуска товаров с использованием инструментов цифровой прослеживаемости в 1,56 раза.
[1] Составлено автором c учетом стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации.
[2] Составлено автором на основе статистической информации ФТС России и произведенных расчетов.
[3] Составлено автором на основе статистической информации ФТС России.
[4] Составлено автором на основе статистической информации ФТС России и произведенных расчетов.
[5] Математический аппарат сформирован на основе прикладных результатов исследований А.О. Бондаренко, В.В. Макрусева в области теории массового обслуживания.
[6] Составлено автором по результатам расчетов.
[7] Составлено автором по результатам расчетов.
Страница обновлена: 14.01.2025 в 10:06:29