Теоретико-методологические основы нормирования труда преподавателей в условиях цифровизации экономики

Макаров И.Н.1, Строев П.В.2, Пивоварова О.В.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Макаров И.Н., Строев П.В., Пивоварова О.В. Теоретико-методологические основы нормирования труда преподавателей в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1659-1670. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113954.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125309
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Авторами статьи рассмотрена роль удаленного (дистанционного) труда в процессе взаимодействия преподавателя, студентов и образовательных учреждений в сфере образования. По итогу исследования авторы пришли к выводу о необходимости внедрения в нашей стране в рамках формирования единой системы отраслевой оплаты труда учителя, разработки и внедрения единых норм нагрузки, специальной методики, построенной на системе коэффициентов и показателей, учитывающих увеличение нагрузки на преподавателя при переходе от «традиционной» формы обучения студентов на режим дистанционного (или он-лайн) обучения, что, несомненно, поможет устранить имеющиеся существенные перекосы фактической нагрузке педагогов и профессорско-преподавательского состава, проявляющиеся при работах в рамках разных форм организации учебного процесса. Статья может быть полезна специалистам в сфере нормирования труда, аспирантам и магистрантам экономических наук.

Ключевые слова: нормирование труда, время, эффективность, образование, преподаватель, нагрузка, заработная плата

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

JEL-классификация: I23, J21, J24, O31, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Переход к системе цифровой экономики требует также изменения подхода к нормированию труда в большинстве сфер хозяйственной жизни.

Одной из подобных сфер является сфера образования и науки.

По данным Росстата, в России на конец 2021 года зафиксировано более 2 млн 78,8 тысяч учителей и воспитателей, 345,8 тысяч преподавателей вузов и техникумов и порядка 72 тысяч научных сотрудников [21].

Соответственно, необходимо оптимизировать нормативы труда всей этой армии работников сферы образования и науки с целью обеспечения получения образовательных услуг наивысшего качества и при этом не допустить профессионального выгорания работников данной сферы.

Целью данной работы выступает исследование процессов осуществления трудовой деятельности преподавателей и изменения трудозатрат вследствие перехода на удаленную работу.

В качестве научной новизны работы возможно выделить предложенные теоретические подходы к методике оценки трудозатрат преподавателей в условиях удаленной работы.

В настоящее время в составе нормативных документов, касающихся регулирования процессов труда, можно выделить Методические рекомендации по нормированию труда на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработанные ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России 07.03.2014 № 006.

В рамках данных методических указаний даны основные принципы нормирования труда и определения трудоемкости научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

Несмотря на то, что указанные рекомендации были выпушены еще в 2014 году, в них уже представлены указания на непрерывную актуализацию норм с учетом влияния цифровизации, а именно пересмотр норм и нормативов при переходе с традиционных методов работы на автоматизированные и/или использование дистанционных технологий.

В рамках Рекомендаций учтены ряд важных положений, касающихся норм труда педагогических работников:

1) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ № 1601) было закреплено определение норм продолжительности рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) для работников образовательной системы;

2) в соответствии с нормативными документами предусматривается, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю (как правило, для работников системы среднего образования), либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (как правило, для работников системы среднего профессионального и высшего образования).

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктами 7.1.2 и 7.1.3 приложения 2 к приказу № 1601 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 указанного приказа, устанавливается в объеме, не превышающем, соответственно, 900 или 800 часов в учебном году.

Также необходимо учитывать, что учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по дополнительным профессиональным программам), утвержденных соответствующими приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, поименованными в пункте 6.3 приложения 2 к приказу № 1601. За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ.

Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, согласно действующему законодательству, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

Таким образом, указанные Рекомендации дают разъяснения по предельно допустимой нагрузке педагогических работников, что, в свою очередь, является нормой труда, попадающей под социальные гарантии, которые дает государство в рамках Трудового кодекса РФ и отраслевых документов, связанных с организацией и нормированием труда.

Однако несмотря на это, становится важным выработать общий и единый методологический подход к нормированию научных кадров, занятых в бюджетной сфере, и отразить в данном подходе влияние цифровизации на специфику труда.

Сформулируем вербально-логическую и на ее основе экономико-математическую модель, отображающую соотношения между затратами труда и нормативами работы преподавателя с учетом внедрения цифровых технологий с точки зрения трех групп субъектов:

1. В первую группу субъектов мы включаем пользователей услуг образовательной системы.

2. Во вторую группу мы относим преподавателей как основную категорию работников и кадровую основу функционирования системы образования.

3. В третью группу мы включаем образовательное учреждение, которое, согласно акторно-сетевой теории, также может рассматриваться в качестве действующего лица в триаде взаимодействия «учащийся – обучающий – учебное заведение».

Рассмотрим с позиции учеников. Опросы, проведенные авторами данной статьи в ряде учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, свидетельствуют, что учащиеся (студенты) хуже воспринимают информацию, представленную в цифровом виде, по сравнению с живым обучением.

Однако на занятость учителей данный фактор, как правило, влияния пока еще не оказывает, и соответственно, его можно проигнорировать.

Перейдем к анализу второй категории. Здесь можно смело отметить, что фактически переход на цифровые технологии и онлайн-вещание привел к существенному увеличению нагрузки на преподавателя по следующим причинам:

1. Вследствие дополнительных затрат времени на подготовительно-заключительные операции – если в традиционном формате занятие фактически начинается после входа преподавателя в аудиторию и продолжается 90 минут, то при реализации занятия при помощи дистанционных технологий преподаватель должен заранее включить оборудование, загрузить и настроить соответствующее программное обеспечение, сформировать соответствующую встречу, а по завершении занятия осуществить процедуры по выключению оборудования. Для занятий, находящихся в «середине расписания» преподавателя, при условии осуществления вещания из одной аудитории с использованием одного и того же оборудования данные затраты составляют в среднем приблизительно 5–8 минут. В случае же первых и последних занятий к подобным затратам следует прибавить в среднем еще около 10 минут, обусловленных временем включения и «загрузки» оборудования. Данные величины даны приблизительно на основе субъективного опыта авторов статьи, и для их уточнения необходимо проводить дальнейшие исследования, такие как хронометраж и фотография рабочего дня преподавателя.

2. Вследствие затрат времени, необходимого на дублирование информации в электронных информационно-образовательных системах, – когда преподаватель ведет занятия в дистанционном режиме и при этом параллельно выкладывает материалы прочитанных лекций в текстовом формате. В данном случае возникают следующие вопросы:

а) лекционный материал преподавателя является его интеллектуальной собственностью, и выкладка его в полной мере в электронную образовательную среду является нарушением прав преподавателя как собственника данного ресурса;

б) выкладка лекционного материала в урезанном виде нарушает права студента по доступу к информационным ресурсам и занятиям;

в) отсутствует диалог «преподаватель – студент», что существенно негативно сказывается на результате освоения знаний студентами и, соответственно, требует более существенных затрат усилий со стороны преподавателя для закрепления знаний у студента;

г) мотивация студентов посещать занятия оказывается существенно подорванной, поскольку конспекты лекций и даже отрывки лекций в видеоформате можно найти в электронной образовательной среде.

3. Вследствие затрат времени, возникающих в связи с необходимостью размещения в электронной образовательной среде вуза материалов, позволяющих осуществлять промежуточный контроль (внутрисеместровую аттестацию) и рубежный контроль знаний и навыков (зачет и/или экзамен).

Таким образом, как составляющая часть фактора цифровизации, удаленная работа аналогичным образом влияет на норму труда – через изменения нормы времени.

Соответственно, хотя первоначальное влияние фактора удаленной работы на норму времени аналогично влиянию фактора цифровизации (уменьшение нормы времени посредством сокращения времени на подготовительном, заключительном этапах и т. д.), выделение удаленной работы как отдельного вида работ требует скорректировать методику расчета нормы времени: [1]

Нв = , (1)

где, в свою очередь, требуется ввести следующее соотношение:

, (2)

где

∑Нв (обычная работа) – сумма норма времени по нагрузке по выполнению объема работы в традиционных условиях;

∑Нв (удаленная работа) – сумма норма времени по нагрузке по выполнению объема работы в условиях удаленной работы и онлайн-вещания;

Кусл – коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени преподавателя, связанные с описанными выше причинами.

В связи с высокой степенью зависимости удаленной работы (в частности, проведения занятий в онлайн-формате) от налаженности и беспроблемности работы задействованной техники, программного обеспечения и систем связи норма рабочего времени по удаленной работе также должна включать коэффициент, корректирующий увеличение затрат рабочего времени в зависимости от вероятности отказа техники, программного обеспечения, систем связи или электроэнергии в зоне осуществления дистанционной образовательной деятельности (организации вещания).

Для обозначения соответствующего влияния данного фактора предлагается ввести О-коэффициент (О) (данный коэффициент будет являться безразмерным, его определение должно осуществляться эмпирическим путем с использованием фотографии рабочего дня и хронометража), который может использоваться для отражения угрозы технических трудностей и поломок. Тогда формулу (1) можно представить в виде: [2]

Нв = ×О. (3)

Влияние О-коэффициента на норму затрат времени требует апробации и отдельного исследования с использованием хронометража и фотографии рабочего времени преподавателя.

Заключение

Несмотря на то, что возможность работать в удаленном формате (дистанционная занятость) является новой формой занятости, получившей широкое распространение на территории Российской Федерации во многом благодаря пандемии COVID-19, ее эффект на объем выполняемой работы не с позиции продуктивности труда отдельного индивида, а со стороны работодателя и его требований, как показывают исследования, незначителен и даже отрицателен [10] (Zakalyuzhnaya, 2015).

Вместе с тем дистанционная занятость в случае осуществления трудовой деятельности работника в сфере образования требует значительно больших трудозатрат со стороны работника.

Таким образом, рассматривая влияние удаленной работы на нормы труда с точки зрения рабочей нагрузки, с позиции обеспечения социальной справедливости и недопущения ухудшения условий обеспечения трудовой деятельности работника можно предположить неравенство нормы выработки (нагрузки) при удаленном и обычном режиме работы:

, (4)

где

Нвр – норма выработки на одного работника за период времени.

Тогда, принимая во внимание равенство (4), норматив численности можно определить:

Нч = . (5)

Все отмеченное требует проведения дальних натурных исследований с применением методов фотографии рабочего дня и хронометража. При этом возможно предположить, что полученные в результате исследования массивы данных по организации и условиям труда, а также продуктивности труда будут в дальнейшем использоваться для корректировки расчетных норм труда в целом и нормативов численности в частности.

[1] Формула предложена авторами научно-исследовательской работы НИР Финансового университета «Организация и методология нормирования работ(услуг), выполняемых в бюджетной сфере системы образования, здравоохранения и культуры с учетом цифровизации экономики и увеличения доли дистанционной (удаленной) работы» / Н. В. Юдина, С. В. Земляк, А. Л. Сафонов, Т. В. Щукина, И. Н. Макаров, П. В. Строев, О. В. Пивоварова, А. И. Дудник, В. К. Кошкина, К. Ю. Чудинов, В. М. Кондрашов, А. А. Хачатрян, Е. В. Ганичева, Е. А. Мосийчук, Д. А. Дорофеева – М.: Финуниверситет, 222 с.

[2] Формула предложена авторами научно-исследовательской работы НИР Финансового университета «Организация и методология нормирования работ(услуг), выполняемых в бюджетной сфере системы образования, здравоохранения и культуры с учетом цифровизации экономики и увеличения доли дистанционной (удаленной) работы» / Н. В. Юдина, С. В. Земляк, А. Л. Сафонов, Т. В. Щукина, И. Н. Макаров, П. В. Строев, О. В. Пивоварова, А. И. Дудник, В. К. Кошкина, К. Ю. Чудинов, В. М. Кондрашов, А. А. Хачатрян, Е. В. Ганичева, Е. А. Мосийчук, Д. А. Дорофеева – М.: Финуниверситет, 222 с.


Источники:

1. Алиев И.М. Влияние цифровой экономики на производительность труда // Экономика труда. – 2021. – № 9. – c. 917-930. – doi: 10.18334/et.8.9.113488.
2. Аранжин В.В. Взаимосвязь заработной платы и производительности труда: тенденции в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 523-534. – doi: 10.18334/et.6.1.39938.
3. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 143-158. – doi: 10.18334/et.8.2.111694.
4. Богатырева И.В., Илюхина Л.А. Корпоративное управление нормированием труда на предприятии в условиях цифровой модернизации // Экономика труда. – 2020. – № 10. – c. 899-912. – doi: 10.18334/et.7.10.111060.
5. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 143-158. – doi: 10.18334/et.8.2.111694.
6. Бычин В.Б., Новикова Е.В. Нормирование труда как элемент эффективного внутрифирменного управления в современных условиях // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 77-86. – doi: 10.18334/et.5.1.38710.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – № 3. – c. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709.
8. Дудин М.Н., Шкодинский С.В. Тенденции, возможности и угрозы цифровизации национальной экономики в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 689-714. – doi: 10.18334/epp.11.3.111785..
9. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Продченко И.А. Цифровизация экономики и глобальные тренды на рынке труда как факторы экономического суверенитета страны // Экономика труда. – 2021. – № 7. – c. 663-682. – doi: 10.18334/et.8.7.112347.
10. Закалюжная Н.В. Дистанционная работа и схожие правоотношения // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2015. – № 2. – c. 76-91.
11. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 455-470. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
12. Легчилина Е.Ю. Регулирование изменений в социально-трудовых отношениях в условиях цифровизации // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 89-102. – doi: 10.18334/et.6.1.40493.
13. Макаров И.Н., Щукина Т.В., Пивоварова О.В., Дудник А.И. Формирование методических основ оценки социальных эффектов нормирования труда в сфере здравоохранения в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – doi: 10.18334/ce.15.12.113953.
14. Масалова Ю.А. Качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости // Экономика труда. – 2021. – № 3. – c. 261-274. – doi: 10.18334/et.8.3.111817.
15. Никольский А.В. Ознакомление работника производства с системой организации и нормирования труда // Экономика труда. – 2016. – № 2. – c. 107-118. – doi: 10.18334/et.3.2.35157.
16. Омельченко И.Б., Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 63-76. – doi: 10.18334/et.6.1.39785.
17. Потуданская В.Ф., Горскина Л.С. Еще раз о принципах нормирования труда // Экономика труда. – 2017. – № 3. – c. 197-208. – doi: 10.18334/et.4.3.38201.
18. Шибанова А.А., Кочанжи И.Д. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 609-616. – doi: 10.18334/et.7.7.110707.
19. Щеколдин В.А., Богатырева И.В., Илюхина Л.А. Информационные технологии в нормировании труда: теория и практика использования // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 87-100. – doi: 10.18334/et.5.1.38774.
20. Янченко Е.В. Риски безработицы в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 677-692. – doi: 10.18334/et.7.8.110729.
21. Росстат – официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru.

Страница обновлена: 19.03.2024 в 22:36:14