Состояние рынка труда в Казахстане и развитие самозанятости населения

Хишауева Ж.Т.1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44663156
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Предметом исследования развития рынка является изучение актуальных тенденций рынка труда Казахстана, с учетом самозанятости населения.Целью является разработка предложений по совершенствованию государственной политики в сфере занятости.В исследовании применены такие методы как анализ, синтез, сравнительный подход, а также методы абсолютных и относительных разниц. В статье выявлена специфика, тенденции и закономерности развития рынка труда Казахстана за последние 5 лет;определены проблемы, которые существуют на рынке труда; выработаны рекомендации по регулированию самозанятого населения. Статья может быть полезна для научных сотрудников, докторантов, магистрантов и для преподавателей ВУЗов, интересующимся проблемами рынка труда

Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, безработица, наемные работники, самостоятельно занятое население

JEL-классификация: J21, J23, J64



Введение

Рынок труда является значимым элементом национальной экономики, и его проблемы относятся к числу наиболее актуальных. Исследования в области рынка труда и самозанятого населения широко отражены в работах зарубежных и казахстанских ученых.

С.В. Бизин характеризует рынок труда как сложный распределительный механизм, оценка которого осуществляется на основе анализа системы показателей: численность рабочей силы; уровень регистрируемой безработицы; уровень заработной платы; количество вакансий при отсутствии дефицита рабочей силы; миграция населения и т.д., влияющих на многие другие параметры экономики [1].

С позиции исследований С.Г. Ермолаевой, «рынок труда представляет собой социально-трудовые отношения, связанные со спросом на труд; частью человеческих способностей (первичных или профессиональных) и их вознаграждением; временем использования труда; с распределением вновь создаваемой стоимости с распределением вновь создаваемой стоимости» [2] (Ermolaeva, 2015).

Рофе А.И. рынок труда определяет как систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; механизм обеспечения согласования условий труда и цен между работодателями и работниками [3] (Rofe, 2017). С точки зрения А.Н. Байгеловой, рынок труда – это совокупность экономико-правовых отношений, в которые вступают собственник рабочей силы и работодатель по поводу конкретного рабочего места [4] (Baygelova, 2012).

Разнообразие в научной литературе определений понятия «рынок труда» показывает его многофакторность. В современной экономической литературе также существует много подходов к определению «самозанятого населения».

В понимании Б.Ф. Агабековой, Е.А. Борковой, П.Д. Коротковой самозанятыми можно считать граждан, которые получают самостоятельный доход, но при этом не имеют статуса индивидуальных предпринимателей, осуществляя свои услуги самостоятельно, не привлекая работников и оказывая иному физическому лицу услуги для личных, домашних и другого рода нужд [5] (Agabekova, Borkova, Korotkova, 2019).

Казахстанские исследователи также активно разрабатывают проблемы самозанятого населения, в частности, С.К. Джумамбаев отмечает, что самозанятые – это группа населения, которая зарабатывает на неформальном рынке труда, товаров и услуг [6] (Dzhumambaev, 2011). В то время как Т.А. Азатбек, Д.Т. Байтенизов, И.Н. Дубина считают, что самозанятые – это лица, самостоятельно создающие и организующие свою деятельность [7] (Azatbek, Baytenizov, Dubina, 2017). Таким образом, основным признаком самозанятого населения является самостоятельность в организации своей деятельности, в получении дохода.

Основные тенденции на рынке труда Казахстана

По данным Комитета по статистике, основные показатели рынка труда Казахстана за последние 5 лет имеют положительную динамику.

Рисунок 1. Занятое и безработное население Казахстана за 2015–2019 годы

Источник: составлено автором на основе данных [8].

В 2019 году численность рабочей силы в сравнении с 2015 годом выросла на 1,04% и составила 9221,5 тыс. человек. В численности рабочей силы в 2019 году – 8780,8 тыс. человек занятого населения и 440,7 тыс. – безработных (рис. 1). Уровень занятости населения также имеет положительную тенденцию – показатель в 2019 г. увеличился до 95,2% (в 2015 г. – 94,9%) [8].

Рисунок 2. Наемные работники и самозанятое население Казахстана за 2015–2019 годы

Источник: составлено автором на основе данных [8].

Среди занятого населения численность наемных работников в 2019 году составила 6 681,6 тыс. человек, что на 386,7 тыс. человек больше по сравнению с 2015 годом (рис. 2).

За рассматриваемый период доля самостоятельно занятого населения сохраняется на уровне 25% от общего количества занятого населения, что в 2 раза выше, чем в развитых странах. К примеру, во Франции этот показатель составил 11%, в Германии – 12%, в Великобритании – 15% [9].

Рисунок 3. Самозанятое население Казахстана по возрасту за 2019 год

Источник: составлено автором на основе данных [8].

В 2019 году наибольшее количество самозанятых в Казахстане (1491,5 тыс человек) были в возрасте 25–54 лет, наименьшее – в возрасте 15 лет (0,3 тыс. человек) (рис. 3). Преобладание лиц трудоспособного возраста в числе самозанятых требует особого внимания со стороны государства и учета при проведении политики занятости.

В 2019 году 819,7 тыс. человек самозанятого населения не имели образования, а еще порядка полумиллиона человек имеют лишь начальное или среднее образование (рис. 4). Очевидно, что недостаток образования не позволяет части трудовых ресурсов занять конкурентную позицию на рынке наемных работников и вынуждает к самозанятости. Таким образом, самозанятость становится не результатом предпринимательской инициативы, а явлением стагнации на рынке труда.

Рисунок 4. Самозанятое население Казахстана по уровню образования за 2019 год

Источник: составлено автором на основе данных [8].

В целях регулирования деятельности самостоятельно занятого населения в Казахстане с 2019 года введен «Единый совокупный платеж», посредством которого самостоятельно занятые информируют государство о своей деятельности и могут стать участниками пенсионного обеспечения, систем социального и медицинского страхования, тем самым обеспечив себе социальную защиту [10] (Khishaueva, Tobagabulova, 2019). Предполагается, что таким путем у самозанятого населения появится стимул для выхода из тени и предоставления информации о своих доходах государству.

Проведем сравнительный анализ структуры самозанятости в республике за последние годы. Структура занятого населения по видам экономической деятельности демонстрирует, что в 2019 году по сравнению с 2015 годом доля занятых в сельском хозяйстве сократилась на 3,2% и составила 13,0%, в промышленности – на 1% и составила 12%, и напротив, в торговле увеличилась на 1% и составила 16% (рис. 5, 6).

Рисунок 5. Структура занятого населения по видам экономической деятельности за 2015 год

Источник: составлено автором на основе данных [8].

Такого рода перемены определяют новые направления в формировании современной модели занятости населения. В сферах информации и коммуникаций (2,0%), искусства, развлечений и досуга (1,7%), операций с недвижимостью (1,9%) наблюдался незначительный рост (рис. 6). Это говорит о том, что в экономике происходят структурные изменения в пользу сферы услуг.

Рисунок 6. Структура занятого населения по видам экономической деятельности за 2019 год

Источник: составлено автором на основе данных [8].

Заработная плата в Казахстане в анализируемом периоде выросла как в номинальном, так и в реальном выражении, за исключением 2017 г. Так, например, в 2015 году индекс номинальной заработной платы составил 104,1, а в 2019 году – 114,3. Индекс реальной заработной платы в 2019 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 10,9 пункта и составил 108,5. Рассмотрев динамику индексов номинальной и реальной заработной платы в стране, можно заметить существенную разницу их трендов (рис. 7).

Рисунок 7. Индексы номинальной и реальной заработной платы за 2015–2019 годы

Источник: составлено автором на основе данных [8].

В 2019 году среднемесячная номинальная заработная плата на 1 работника составила 185 487 тенге и выросла по сравнению с 2015 годом на 59 466 тенге, ее величина превысила уровень прожиточного минимума в 6,2 раза, минимальный размер оплаты труда – в 4,4 раза [8].

Наблюдается неравномерность в оплате труда в региональном разрезе. Лидерами по заработной плате в 2019 году являются Атырауская (334583 тг.), Мангистауская области (293726 тг.) и г. Нур-Султан (266964 тг.), аутсайдерами – Жамбылская (126111 тг.), Туркестанская (124163 тг.) и Северо-Казахстанская области (129734 тг.) [8]. Неравенство связано со специализацией, отраслевой структурой регионов и с непропорциональным развитием.

Если сравнить среднемесячную заработную плату в странах СНГ, то в первом квартале 2019 года Казахстан занял 3-е место ($466) после России ($713) и Белоруссии ($494). Самые низкие показатели за этот период оказались в Узбекистане ($248), в Кыргызстане ($233) и в Таджикистане ($138) [11].

Рисунок 8. Уровень безработицы в Казахстане за 2015–2019 годы

Источник: составлено автором на основе данных [8].

Безработица за анализируемый период сохраняется в среднем на уровне 5%, причем в 2019 году по сравнению с 2015 г. она сократилась на 0,3 процентных пункта и составила 4,8% (рис. 8). В 2019 году нетрудоустроенных женщин (54,6%) больше, чем мужчин (45,4%) [8].

Рисунок 9. Средняя продолжительность безработицы в Казахстане

Источник: составлено автором на основе данных [8].

Средняя продолжительность безработицы в 2019 году по сравнению с 2015 годом сократилась с 6,8 до 6,3 месяцев (рис. 9). Стоить отметить, что этому способствовала реализация государством ряда таких программ, как «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы», «Единая программа развития поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020».

Сравнение показателей уровня безработицы за 2018 год со странами мира показывает, что в Казахстане (4,9%) он почти в два раза выше, чем в Чешской Республике (2,2%), Японии (2,4%), Исландии (2,7%) и почти в полтора-три раза ниже, чем в Португалии (7,0%), Чили (7,0%), Латвии (7,4%), Финляндии (7,4%), Франции (9,1%), Италии (10,6%), Турции (10,9%), Испании (15,3%), Греции (19,3%), и находится на уровне Швейцарии (4,7%), России (4,8%), Австрии (4,9%), Дании (5,0%) [8].

Реализация программ в Казахстане «С дипломом в село!», «Молодежная практика» за последние пять лет обеспечила сокращение уровня молодежной безработицы с 4,4% до 3,7% (рис. 8).

Заключение

Состояние рынка труда Казахстана за рассматриваемый период характеризуется положительной динамикой занятости населения и низким уровнем безработицы. Однако можно отметить, что уровень самозанятых остается почти неизменным и поддерживается на уровне 25% занятого населения, что в 2 раза больше, чем в развитых странах. Для дополнительной мотивации самозанятого населения необходимо:

- организовать курсы профессиональной подготовки;

- предоставить льготные кредиты;

- можно ввести «кэшбэк», т.е. самозанятое население будет иметь возможность частично возвращать денежные средства с каждой продажи. Таким путем у самозанятого населения появится стимул для выхода из тени и предоставления информации о своих доходах государству [12] (Petrenko, Pritvorova, Spanova, 2019).

Выявлены регионы с низким уровнем заработной платы: Жамбылская, Туркестанская и Северо-Казахстанская области.

Государственная политика в области рынка труда, поддержка малых и средних предприятий, реализация целевых программ, стимулирующих создание рабочих мест, обеспечивали сравнительно высокий уровень занятости в анализируемом периоде.

Исходя из вышеизложенного и в будущем политика государства должна строиться на основе выполнения комплекса целевых программ. Необходимо также изучить опыт регулирования рынка труда зарубежных стран с учетом произошедших в последнее время изменений общеэкономической ситуации в стране и в мире с целью выработки рекомендаций по осуществлению политики занятости.


Источники:

1. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 745-760. – doi: 10.18334/et.5.3.39415.
2. Ермолаева С. Г. Рынок труда. / учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2015. – 108 c.
3. Рофе А. И. Экономика труда. / Учебник. - Москва: КНОРУС, 2017. – 374 c.
4. Байгелова А.Н. Экономика рынка труда. - Алматы: Академия экономики и права, 2012. – 85 c.
5. Агабекова Б.Ф., Боркова Е.А., Короткова П.Д. Анализ методов контроля и регулирования деятельности самозанятых граждан в РФ // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 553-564. – doi: 10.18334/et.6.1.40504.
6. Джумамбаев С. К. Проблемы самозанятости в Казахстане // Еженедельник Деловая неделя. – 2011. – № 26.
7. Азатбек Т.А., Байтенизов Д.Т., Дубина И.Н. Государственно-правовое регулирование самозанятости в Республике Казахстан // Вестник Карагандинского университета. Серия «Экономика». – 2017. – № 2. – c. 75-86.
8. Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/ .
9. Современное состояние рынка труда в Казахстане. / Под ред. З.К. Шаукеновой. - Астана: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2017. – 100 c.
10. Хишауева Ж.Т., Тобагабулова М.А. Единый совокупный платеж как инструмент регулирования самозанятого населения. / Достижения вузовской науки 2019: сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса. В 2 ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. – 21 c.
11. Комсомольская правда от 21.08.2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.kz/daily/27018/4080731/.
12. Петренко Е.С., Притворова Т.П., Спанова Б.К. Профилирование безработных при оказании услуг содействия занятости населения: мировой опыт и модель для Казахстана // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 357-376.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:46:06