Professional and communicative mobility of undergraduates – future managers

Kachalov D.V.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 6 (June 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48778354

Abstract:
The article considers the formation of professional and communicative mobility of undergraduates as an important component of a future specialist. The concept of professional and communicative mobility is defined. The communicative and speech cases implemented in the classes of a special practice are characterized. The revealed contradiction between the increased need for specialists capable of professionally mobile communication, ready to conduct a professional dialogue, competent in the goals, motives, means and incentives of communication, the ability to clearly and clearly express thoughts, convince, argue, transmit rational and emotional information, use verbal and non-verbal means of transmitting information and the traditionally established approach that makes it difficult to gain experience of communicative mobility of the future manager, indicated the need to justify working with cases as one of the effective techniques, allowing to resolve the specified contradiction in the formation of professional and communicative mobility.

Keywords: professional and communicative mobility, communicative and speech cases

JEL-classification: I23, I24, I25, I26



Введение

Актуальность формирования профессионально-коммуникативной мобильности в процессе вузовской подготовки будущего менеджера обусловлена востребованем на рынке труда специалиста, который готов к быстрому, гибкому и эффективному профессионально-коммуникативному диалогу, способный адаптироваться к изменениям в процессе профессиональной коммуникации.

Проблема формирования профессионально-коммуникативной мобильности исследуется с позиции определения коммуникативной компетенции и профессиональной мобильности, выбора средств ее формирования, введением специвльных курсов. В структуре профессиональной мобильности, сопряженной с коомуникативным компонентом исследователи выделяют структуре активность, готовность, адаптивность и креативность, готовность к профессиональной коммуникации [2, С.13], которая выделяет; Б. М. Игошев в качестве характеристик профессиональной мобильности выделил открытость ко всему новому, активность, адаптивность, коммуникативность и креативность и обосновывает необходимость формирования умений предвидеть и прогнозировать результаты своей деятельности и успешно адаптироваться к условиям изменяющегося рынка труда. [6, С.23]. Коммуникативная мобильность исследуется как качество личности, характеризующее ее как способную быстро и адекватно реагировать в любой речевой ситуации и разрабатываются речевые иноязычные ситуации как сложный методический инструмент методики формирования искомого качества личности [5, С.141

Несмотря на имеющиеся исследования в данной области остается открытым ряд вопросов, связанных с научно обоснованным представлением особенностей профессионально-коммуникативной мобильности и средств ее формирования в образовательном процессе вуза.

Система профессионального образования ориентирована на изменения, затрагивающие различные сферы деятельности, что обусловливает необходимость высшей школы обеспечить будущего менеджера не только определенным перечнем профессиональных знаний и умений, но и сформировать качества, необходимые для профессионально-компетентностного осуществления профессиональной деятельности.

Таким качеством должна явиться профессионально-коммуникативная мобильность, проявляющаяся в адекватном реагировании на решение коммуникативных задач, мобильное принятие нестандартных и адекватных решений, творческой рефлексии.

Это обусловливается тем, что современная профессиональная деятельность предусматривает большое количество разнообразных речевых ситуаций, а, следовательно, требует коммуникативной мобильности и потому формирование профессионально- коммуникативной мобильности должно стать неотъемлемой частью процесса подготовки будущего менеджера. Исходя из противоречий между потребностью современного общества в профессионально-мобильных специалистах в сфере управления, способных конструктивно «выстраивать коммуникативные конструкты» и недостаточно изученной теоретико-методологической базой. Формирование профессионально-коммуникативной мобильности становится задачей подготовки будущих специалистов в вузе.

Цель исследования – теоретически обосновать и выявить педагогический потенциал коммуникативно-речевых кейсов в формировании профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров.

Научная новизна уточнен научный инструментарий, способствующий формированию профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров, в качестве которого выступают коммуникативно речевые кейсы, логический конструкт которых «задает» практико-ориентированный концепт профессиональных речевых ситуаций.

Определение понятия профессионально-коммуникативной мобильности достаточно разночтимо и как дефиниция в научных изысканиях недостаточно четко сформулирована. Авторы раздельно рассматривают понятие мобильность, коммуникативность, профессиональная мобильность и проецируют их на единое понятие коммуникативная мобильность.

Так, исследуя процесс формирования профессиональной мобильности будущего менеджера авторы дают определение, в котором данное понятие раскрывается целостная, интегративная характеристика личности, которая включает наряду с сформированностью ключевых компетенций, готовность к успешному выполнению разнообразных видов профессиональной деятельности, стремление к саморазвитии и самореализации [13,С.12].

С социально-профессиональной позиции профессиональная мобильность определяется как перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса. [14,С.23].

Особенности профессиональной мобильности связаны с умением переключаться с одного вида деятельности на другой; быстротой и гибкостью при смене профессии или специальности [9,С.12].

Также исследователи, анализируя сущность и содержание профессиональной мобильности как феномена, указывают на его интегративный характер, в котором объединены знания, умения, опыт, ценностно‐смысловая направленность, личностные качества , обеспечивающие высокий уровень профессионализма и достижений в профессиональной деятельности [19,С.65].

В изучении коммуникативной мобильности исследования несмотря на различные определения объединены общим смыслом:

- авторы определяют коммуникативную мобильность как набор качеств личности, которые характеризуют ее как способную быстро и адекватно реагировать в любой речевой ситуации [4, С. 583].;

- коммуникативная мобильность рассматривается и как составляющая профессиональной коммуникативной компетенции, которая не проявляется в структуре личности сама по себе, ее необходимо формировать и развивать целенаправленно [12, С.14];

- коммуникативная мобильность связывается с понятием «профессиональная мобильность» с позиции их функциональности и в данном аспекте это необходимость приспособления к новым или изменяющимся условиям профессиональной деятельности [1, С. 77 ].

Коммуникативная мобильность – особое качество личности, представляющее коммуникативную способность человека быстро реагировать в нестандартной, проблемной ситуации профессионального общения [18].

Выделяя сущность и структуру коммуникативной мобильности авторы обращаются к трактовке ее с позиции способности к быстрому и адекватному реагированию в любой речевой (в том числе конфликтной, проблемной); основными компонентами коммуникативной мобильности выделяют гибкость коммуникативного реагирования, способность к оперативному поиску выхода из ситуации и рефлексивность.

В таком структурном составе исследователи определяют коммуникативную мобильность как способность осуществлять качественное общение в разнообразных профессионально-обусловленных ситуациях, которые требуют проявление активности, оперативности и рефлексивности личности [12, С. 34].

Зарубежные исследования коммуникативности и мобильности рассматривают в аспекте академической мобильности в качестве главной цели выделяют интернализацию образовательного и научного процесса, повышение его прозрачности. Обращая внимание на гуманитарный аспект данного феномена указывается, что мобильность есть эффективный инструмент развития коммуникативных и профессиональных навыков, расширение возможностей для личностного роста [20, С.10].

Предваряя уточнение определения профессионально-коммуникативной мобильности обратим внимание на исследования, которые сосредоточены на определении ее как интегративной характеристики, в основе которой способность адаптироваться к осуществлению коммуникации в стандартных и нестандартных ситуациях и условиях и приводить в состояние наивысшей готовности к взаимодействию имеющиеся коммуникативные знания, умения и опыт [1, С. 81].

Рассматривая профессионально-коммуникативную мобильность как интегративное качество личности, авторы выделяют в ней показатели, присущие коммуникативной мобильности в целом - оперативность, гибкость, аналитическую адекватность, толерантность к неопределенности, толерантность к социальному окружению, психоэмоциональный самоконтроль [16, С.79].

В контексте важной составляющей профессиональной компетенции авторами выделяется коммуникативная мобильность, которая рассматривается как особое качество личности, в структуре которого представлены коммуникативная способность оперативно и адекватно реагировать в нестандартной, проблемной ситуации профессионального общения [4, С. 114].

С точки зрения характерологических качеств личности и объединения профессиональной мобильности с единым коммуникативным компонентом это есть совокупность личностных характеристик, форм поведения, самоактуализации, умении быстро ориентироваться в профессиональном формате, смены профессии [11, С.693].

Научно-педагогическое осмысление проблемы профессионально-коммуникативной мобильности как необходимого личностного качества успешного специалиста, мы связываем со способностью быстрому и адекватному реагированию и принятию ответственных решений.

В этом ключе дополнительным является стремление к самоутверждению и самореализации, готовность к инновациям в профессиональной деятельности в соответствии с современными тенденциями обновления образовательной парадигмы [3. С.451].

То есть, профессионально-коммуникативную мобильность можно рассматривать как качество личности, обеспечивающее адаптацию к профессиональным условиям и адекватное реагирование на задачи. стоящие в условиях профессиональной ситуации; это внутреннее сочетание деятельностного (умение находить оптимальные выходы из профессионально-коммуникативного затруднения) и субьектно-рефлексивного показателей (умение оценивать сложившуюся ситуацию) [1, С.81].

Коммуникативная функция профессионально-коммуникативной мобильности включает понятие о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умения четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать эмоционально эмоциональную информацию, поддерживать диалог, умение согласовывать свои действия с действиями других выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях [8; 7,С. 47].

Ведущими компонентами профессионально-коммуникативной мобильности мы выделяем:

-коммуникативно – практический компонент, который в своем содержании заключается в умении мыслить конкретно, конструктивно, что позволяет на основе мобильности простроить профессиональный диалог в логической последовательности;

- личностный компонент, основанием которого является интегративный характер профессионально-коммуникативной мобильности, в которой личностные ценности, профессиональное творчество неразделимы, а проективно-коммуникативное мышление обеспечивает способность и готовность к коммуникативно-профессиональному общению в ситуациях стандартных и ситуациях неопределенности;

-ценностно-смысловой компонент профессионально-коммуникативной мобильности связан с пониманием ценности профессионально-коммуникативного аспекта профессиональной деятельности, ответственности за принятие решений, конструктивное общение;

- адаптивный компонент проецирован на способность адаптироваться к различным профессионально-коммуникативным ситуациям, видам профессиональной деятельности, функционально связанных с коммуникативным поведением, готовность к сотрудничеству, дипломатичности.

Материалы и методы (Materials and Methods)

В ходе исследования нами определен научный инструментарий, способствующий формированию профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов будущих менеджеров, в качестве которого выступают коммуникативно речевые кейсы. Их логический конструкт содержательно и процессуально «задает» практико-ориентированный концепт профессиональных речевых ситуаций.

Функционально-процессуальная характеристика данных кейсов обозначена как модельно-поведенческие (обучающие), аналитико-рефлексивные, практико-ориентированные.

Для введения коммуникативно-речевых кейсов был разработан спецкурс «Коммуникативно-речевая профессиональная мобильность». Содержание спецкурса включает систематизацию теоретических знаний и практической части, в которой созданный банк коммуникативно-речевых кейсов. Педагогическая ценность данного спецкурса заключена в том, что он способствует развитию мышления, творческих навыков, усвоению коммуникативно-речевой компетенции руководителя, менеджера, приобретенных в ходе активной работы на занятиях и самостоятельного решения задач. В ходе решения кейсов будущие менеджеры получают опыт ставить и решать различные задачи как стандартные, так и нестандартные, связанные с их дальнейшей профессиональной деятельностью.

Аналитико-рефлексивные коммуникативно-речевые кейсы определяются как те, в содержании которых нет окончательного решения ситуации, обучающиеся должны оценить ее с различных сторон, найти причины создавшейся ситуации, составить «решающий речевой конструкт», поставить себя на место действующего лица и спрогнозировать влияние выбранной позиции коммуникативно- речевого диалога на последующее «развертывание событий». Решение данного вида коммуникативно-речевых кейсов демонстрирует умение самостоятельно решать задачи профессионально-аналитического характера с привлечением речевых коммуникативных определений, принимать на основе аналитического мышления принимать рациональное решение [7, С.47].

Практико-ориентированные коммуникативно-речевые кейсы в содержании акцентировались на решении задач, связанных с помехами, которые препятствуют достижению цели общения. Необходимо обучающимся составить коммуникативное клише «сообщение-действие», которое заключается должно побудить к конкретным поступкам, передать эмоции и т. д.

Модельно-поведенческие кейсы направлены на решение задачи, связанной с созданием конструктивной психологической обстановки в коллективе, определения гибкой коммуникативной тактики для развертывания процесса сотрудничества [15, С.79].

Студентам предлагается в коммуникативном диалоге применять речевые формулы «Почему», (например, почему сотрудник идет на контакт); Что?» - то есть необходимо сформулировать то, что будет обсуждаться; «Как?» - в данном вопросе задача требует построения диалога, который показывает как и какими коммуникативно-речевыми приемами достигнуто соглашение.

Значительными возможностями в формировании профессионально-коммуникативной мобильности обладает использование коммуникативно эвристического диалога профессионально-ориентированного характера. В основе такого построения занятия с применением указанного диалога востребование диалогической подачи материала, побуждающего к субьект-субьектному общению, создается ситуация эмоциональной расположенности, включенности студентов в активный диалог.

Неотъемлемой частью процесса формирования профессионально-коммуникативной мобильности явились методы, связанные с грамотной постановкой вопросов профессионального характера, поддерживание диалога в нужном русле, методы организации творчества [17, С. 79;21].

Данные методы нами использовались при построении занятий спецкурса, при решении ситуативных задач, анализе ситуативно-речевых кейсов.

Формирование профессионально-коммуникативной мобильности студентов вуза – будущих менеджеров определяется многообразием внутренних и внешних факторов. Эти факторы связаны с внутриличностными проявлениями, со спецификой образовательного процесса. Учитывая внутренние и внешние факторы следует организовать и сам процесс формирования искомого качества личности, определить педагогические условия, оказывающие влияние на эффективность формирования профессионально-коммуникативной мобильности студентов.

Таковыми педагогическими условиями мы выделяем: использование на занятиях коммуникативно-эвристических диалогов, располагающих возможностью востребовать коммуникативные ресурсы преподавателя, студентов и самих коммуникативно-диалоговых форм обучения; создание рефлексивно-коммуникативной среды, в которой будущие менеджеры входит в рефлексивное позиционирование по отношению к профессионально-коммуникативной тактике профессиональной деятельности; использование образовательных технологий на основе степени их влияния на личностный рост будущего менеджера; создание банка практико-ориентированных заданий, направленных на формирование умений находить решения в ситуации профессионально-коммуникативной неопределённости, умений убеждать; актуализация потенциала профильных дисциплин, направленных на развитие мотивации, системы знаний. практико -деятельностного компонента профессионально-коммуникативной мобильности; организация производственной практики с акцентом профессионально-коммуникативной мобильности.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Содержательный аспект исследуемого процесса формирования профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров определяется с учетом его функций, цели, задач и принципов и может быть представлен с позиции описания сущности профессионально-коммуникативной мобильности, подлежащей усвоению ее как необходимой составляющей профессиональной деятельности менеджера.

Процессуально-технологически формирование профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров реализуется посредством форм, методов и приемов, кейс-ситуаций, использования диалогово-эвристических ситуаций и форм проведения занятий, посредством организации внеучебной деятельности по формированию профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов – будущих менеджеров посредством введения спецпрактикумов по формированию профессионально-ценностных ориентаций.

Целенаправленная активизация практико-ориентированной деятельности предусматривает включенность магистрантов в деятельность, которая предстает как моделируемая и реальная профессионально-коммуникативная деятельность, связанная с профессиональным решением проблемы; способствует созданию условий для реализации знаний и умений, обусловливает психологическую и практическую готовность к профессиональной деятельности.

В соответствии с содержанием и структурой профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов будущих менеджеров в качестве контроля за изменениями осуществлялось педагогическое наблюдение, интерактивные опросы, результаты творческих работ, отчеты о прохождении проектно-технологической, преддипломной практики, опросник профессиональных ориентиров, личностной мобильности, динамика развития профессионально-коммуникативной мобильности определялась по среднему арифметическому значению.

В целях выяснения значимости проведения занятий в описанных выше формах, решения кейс речевых ситуаций наблюдение, опрос, беседы показали готовность магистрантов к профессионально-коммуникативной мобильности, развитие мотивационной сферы личности, положительное отношение к профессиональной и коммуникативной мобильности, как лично осознаваемой и необходимой, удовлетворенность процессом и включенностью в практико-ориентированное поле решения профессионально-коммуникативных задач.

Магистранты демонстрируют адекватное осознанное, самостоятельное принятие решения о формировании мобильности и его реализацию в процессе самостоятельной профессиональной деятельности.

Изучение документации производственной практики, персонально-групповое собеседование показали готовность будущих менеджеров к осуществлению и реализации профессионально-коммуникативной мобильности, наличие специфических знаний, позволяющих реализовать профессионально-коммуникативную мобильность в конкретной профессиональной сфере, умений, опыта проявления профессионально-коммуникативной мобильности, ценностные установки личности.

Проанализировав характеристики работодателей заметим, что они в профессиологическом измерении отмечают у будущих менеджеров стремление быть активными и коммуникативно компетентными в различных профессионально-производственных ситуациях, проявление инициативы в реализации названного качества, показывают культуру профессионального общения, знают особенности организации коммуникации профессионального плана.

Анализ сформированности профессионально-коммуникативной мобильности показал значительные передвижения студентов на высокий уровень развития показателей (оперативность, гибкость, аналитические способности, способность коммуникативно речевые высказывания в стандартных и нестандартных ситуациях).

Результативность применения коммуникативно-речевых кейсов в формировании профессионально-коммуникативной мобильности будущих менеджеров выражается в повышении уровня умений использовать в коммуникативном диалоге предварительно направляющий алгоритм решения определенной задачи, повысился уровень мобилизации в нестандартной ситуации по решению коммуникативно-определяющей задачи (разрешение конфликта, построение коммуникативно речевого обмена).

Обосновалась динамика профессионально коммуникативной мобильности, связанной с разработкой продуктивного коммуникативного решения, рефлексивного позиционирования в коммуникативно-речевом формате, высокого коммуникативного опыта.

В результате проведенного опытно-экспериментального исследования уровень профессионально-коммуникативной мобильности магистрантов – будущих менеджеров возрос до 79%.

Выводы

В настоящее время целостная система подготовки будущих менеджеров требует создания дидактико-педагогической среды, благоприятствующей формированию профессионально-коммуникативной мобильности. Это требует введения в структурный каркас читаемых дисциплин введения спецкурсов, дополняющих и обогащающих систему знаний, формирующих качественные характеристики данного феномена. Использование в практической части разработанного спецкурса «Коммуникативно-речевая профессиональная мобильность» коммуникативно-речевых кейсов существенно влияет на развитие способности к рефлексии, коммуникативно-речевой эмоциональности, мобильности, коммуникативного реагирования в стандартных и нестандартных ситуациях, способность к оперативному поиску выхода из затруднительного положения, способность определять позитивные эффекты профессионального общения.

Полученные результаты позволили сделать вывод о целесообразности и эффективности внедрения разработанного спецпрактикума, организационных форм занятий, созданных педагогических условий. банка коммуникативно-речевых кейсов, направленных на решение проблемных профессионально-коммуникативных задач, актуализирующих коммуникативную мобильность будущих менеджеров.


References:

Algaev A.N. (2013). Kommunikativnaya mobilnost pedagoga-psikhologa [Communicative mobility of educational psychologist]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. (3-4(16-17)). 76-82. (in Russian).

Amirova L.A. (2009). Razvitie professionalnoy mobilnosti pedagoga v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya [Development of professional mobility of a teacher in the system of additional education] Ufa. (in Russian).

Anisimova G.Yu. (2011). Foreign language teaching methods. Communicative approach to teaching adult learners Bulletin of Kazakhstan - American Free University. (2). 136-140.

Bekoeva M.I. (2014). Osnovnye podkhody k izucheniyu problemy professionalnoy mobilnosti studentov [The main approaches to the study of the problem of professional mobility of students]. The young scientist. (17). 450-452. (in Russian).

Colucci E. (2012). Mobility:Closing the gap between policy and practice EUA Publications.

Fadeeva M.Yu. (2013). Formirovanie lingvo-kommunikativnoy kompetentnosti v kurse prepodavaniya inostrannogo yazyka [Formation of linguistic and communicative competence in the course of teaching a foreign language] Orsk: OGTI. (in Russian).

Fugelova T.A. (2012). K probleme obucheniya budushchego spetsialista navykam professionalnoy adaptatsii, sposobam samorazvitiya i postroeniya karery [Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. (9). 64-72. (in Russian).

Gorbatova T.N. (2015). Kommunikativnaya mobilnost v ramkakh inoyazychnogo prostranstva kak vazhnaya sostavlyayushchaya professionalnoy kompetentsii spetsialista [Communicative mobility within the framework of a foreign language space as an important component of a specialist's professional competence]. The young scientist. (10(90)). 1143-1145. (in Russian).

Gorbatova T.N., Kudryashova A.V., Rybushkina S.V. (2015). Metod proektov kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoy mobilnosti studentov pri obuchenii inostrannomu yazyku [The project method as a means of forming students' communicative mobility when teaching a foreign language]. The young scientist. (6(86)). 582-584. (in Russian).

Igoshev B.M. (2008). Sistemno-integralnaya organizatsiya podgotovki professionalno mobilnyh kadrov v nepreryvnom pedagogicheskom obrazovanii [System-integrated organization of training of professionally mobile personnel in continuous pedagogical education] Yekaterinburg. (in Russian).

Kaplina S.E. (2018). Kontseptualnye i tekhnologicheskie osnovy formirovaniya professionalnoy mobilnosti budushchikh inzhenerov v protsesse izucheniya gumanitarnyh distsiplin [Conceptual and technological foundations for the formation of professional mobility of future engineers in the process of studying humanities] Cheboksary. (in Russian).

Mitina L.M. (2004). Psikhologiya truda i professionalnogo razvitiya uchitelya [Psychology of work and professional development of a teacher] M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». (in Russian).

Myasnikova T.V. (2010). Razvitie professionalnoy mobilnosti v protsesse profilizatsii podgotovki budushchikh spetsialistov v vuze [Development of professional mobility in the process of profiling the training of future specialists at the university] Ekaterinburg. (in Russian).

Nikitina E.A. (2007). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professionalnoy mobilnosti budushchego pedagoga [Pedagogical conditions for the formation of professional mobility of a future teacher] Irkutsk. (in Russian).

Piletskaya L.S. (2014). Professionalnaya mobilnost lichnosti: novyy vzglyad na problemu [Professional mobility of the individual: a new look at the problem]. The young scientist. (2(61)). 693-697. (in Russian).

Smirnova O.V. (2013). Formirovanie kommunikativnoy mobilnosti studentov ekonomicheskogo vuza [Formation of communicative mobility of students of an economic university] Moscow. (in Russian).

Solonenko V.A. (2010). Formirovanie professionalnoy mobilnosti budushchikh ekonomistov-menedzherov v obrazovatelnom protsesse vuza [Formation of professional mobility of future economists-managers in the educational process of the university] Bryansk. (in Russian).

Sorokin P.A. (2005). Sotsialnaya mobilnost [Social mobility] M.: Academia. (in Russian).

Tenischeva V.F. (2008). Integrativno-kontekstnaya model formirovaniya professionalnoy kompetentsii [Integrative-contextual model of professional competence formation] Moscow. (in Russian).

Troitskaya Yu.V. (2019). Kommunikativnaya mobilnost v strukture professionalnoy kompetentnosti [Communication mobility within the structure of professional competence]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 25 (4). 79-84. (in Russian). doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-4-79-84.

Usvyat N.D. (2008). Formirovanie professionalno orientirovannoy inoyazychnoy mezhkulturnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov ekonomicheskikh spetsialnostey vuzov [Formation of professionally oriented foreign-language intercultural communicative competence of students of economic specialties of universities] Barnaul. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 08:32:25