Социальная ответственность бизнеса в условиях новых глобальных вызовов
Морозов А.А.1
1 Институт Экономики Федерального Исследовательского Центра Российской Академии Наук
Скачать PDF | Загрузок: 43 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 5 (Май 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611724
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Целью данной работы является изучение социальная ответственность предприятия с современной геополитической обстановке, исследование новых тенденций в развитии этой системы. Сегодня в мире не существует единого мнения о том, как можно выражать социальную ответственность предприятия и не терять при этом выгод. Концепция корпоративной социальной ответственности основывается на идее о том, что предприятия действуют в рамках социального контракта, заключенного с обществом. Выполнение этого контракта требует, чтобы предприятия реагировали не только на своих акционеров, но и в целом на гражданское общество. Рассмотрен опыт стимулов и препятствий, с которым сталкиваются предприятия при выборе модели социальной ответственности перед обществом и работниками. Автор выделяет две основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании – это отсутствие приверженности и заинтересованности руководства компании и интересов у ее партнеров в поддержке социальной ответственности, а также отсутствие широкого круга стандартов. Рассмотрены мнения представителей компаний к такому новому для России явлению, как ESG. Сегодня сторонники социальной ответственности стремятся реформировать предприятие изнутри и тем самым повысить стандарты корпоративного поведения сверх того, что предъявляется к компаниям по закону. Компании слишком часто используют программы социальной ответственности, чтобы отвлечь внимание от социально безответственной практики в своей основной деятельности.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная ответственность бизнеса, модели социально ответственного предпринимательства, геополитическая обстановка, ESG
Финансирование:
Материал подготовлен в рамках Государственного задания КарНЦ РАН «Институты и социальное неравенство в условиях глобальных вызовов и региональных ограничений» (0218-2019-0090).
JEL-классификация: M14, M21, L26
Введение.
Тема социальной ответственности бизнеса (СОБ) сейчас является актуальной. В условиях социально-экономических ограничений России и кризисного состояния других стран бизнесу нужно будет искать новые формы выражения ответственности перед своими работниками и обществом. Концепция социальной ответственности по отношению к бизнесу означает, что фирма функционирует для достижения своих финансовых целей, а также служит обществу. Ни один бизнес не существует изолированно. Каждый орган общества способствует успеху бизнеса. Таким образом, становится необходимым, чтобы бизнес тоже делал что-то для общества взамен. Такая ответственность бизнеса перед обществом называется социальной ответственностью. Социально ответственная фирма не должна работать исключительно для максимизации прибыли, но также должна стремиться к благополучию различных слоев общества. Социальная ответственность бизнеса относится к его обязательствам принимать те решения и выполнять те действия, которые приемлемы с точки зрения целей и ценностей общества. На момент начала 2022 года значимыми трудами являются исследования Востриковой Е.О., [1] Челухина Н.Ф. [2], Ерохина Т.Е. [3], Дронина Б.А. [4], Дорфлеинтенра Г. [5], Дасгупты Р. [6], Демина И.Д., Полулех М.В. [7], Терещенко В.С. [8], Козловского А.В. [9], Иванова Р.В. [10], Глуховой И.В. [11], Анисина Е.А. [12] В статье автор использует метод анализа, синтеза. Целью статьи является исследовать актуальность систем социальной ответственности бизнеса и ESG и их современное положение.
Научная новизна данного обзора и последующего исследования заключается в определении и поиске новых методов применения концепции социальной ответственности бизнеса (СОБ) и устойчивого развития в российских компаниях. Создание новых классификаций этих процессов. Авторская гипотеза заключается в том, что нужно более углублённо исследовать концепции СОБ и новые принципы ESG, ввиду новых глобальных социально-экономических изменений в обществе и экономике, т.к., например, основная масса нефинансовых отчётов строилась на зарубежных нормах и правилах (например ISO). Сейчас будет формироваться новые модели ответственного управления и поведения в бизнес-среде.
Основная часть.
Термины «корпоративная социальная ответственность (КСО)» и «устойчивое развитие», несомненно, являются наиболее актуальными проблемами в последние годы во всем мире. В современных экономических и геополитических условиях роль предпринимателя и его ответственное социальное поведение усиливается как перед своими сотрудниками, так и перед обществом в целом. Концепция социальной ответственности основывается на идее о том, что предприятия действуют в рамках социального контракта, заключенного обществом. Выполнение этого контракта требует, чтобы предприятия реагировали не только на своих акционеров, но и в целом на гражданское общество.
На сегодняшний день существует много определений социальной ответственности предприятия, или корпоративной социальной ответственности. За счет этого становится все труднее определить, что на самом деле означает этот термин. Хотя концепция корпоративной социальной ответственности существует уже давно, с момента ее появления она сильно изменилась. В частности, сфера деятельности КСО вначале была чрезвычайно узкой, но с тех пор расширилась, включив в нее гораздо больше вопросов и влияя на более широкий спектр бизнес-решений. Под корпоративной социальной ответственностью понимается постоянное стремление предпринимателей осуществлять свою деятельность этично, а также с целью экономического развития страны в целом. [13]
Корпоративная социальная ответственность (КСО) включает в себя устранение коррумпированных, безответственных или неэтичного поведения руководителей компании или ее сотрудников, которое может нанести вред как самим сотрудникам, сообществу и окружающей среде. [14] Это ведение ответственной бизнес-модели, учитывающей четко определенные и конкретные правила, обеспечивающие уважительное отношение к окружающей среде и обществу. КСО не относится исключительно к проектам конкретных отделов. По сути, оно включает в себя всю деятельность компании. Оно включает в себя различные темы, такие как корпоративное управление, права человека, условия труда, предотвращение коррупции, сотрудничество и диалог с различными заинтересованными сторонами (сотрудниками, партнерами, потребителями, правительством, инвесторами и другими).
В 2019 по данным исследований ВЦИОМ, 53% опрошенных полагают, что российский бизнес не является социально ответственным; противоположной точки зрения придерживаются 30%. [15]
Социальная ответственность предприятия включает в себя несколько основных позиций работодателя:
1) Публичная ответственность предприятия. Деятельность предпринимателя должна быть направлена на благо общества, которая создает ему репутацию для бизнеса. Чем более социально ответственна компания, тем большую поддержку оказывают ее сообщество и потребители.
2) Ответственность перед сотрудниками. Сотрудники являются частью общество. Программы социальной ответственности направлены на повышение морального духа сотрудников на рабочем месте и приводят к повышению производительности. Все это напрямую влияет на прибыльность компании. По данным 2017-2018г. Гарвардской школы бизнеса, почти 70% сотрудников говорят, что не стали бы работать в компании без четкой цели. Около 90% сотрудников, которые работают в компаниях с чувством цели, говорят, что они более вдохновлены, мотивированы и лояльны, а 92% сотрудников, которые работают в социально ответственной компании, говорят, что они с большей вероятностью порекомендуют своего работодателя тем, кто в их сети, которые ищут работу. [15] [17]
Преимущество инициатив КСО заключается в том, что они работают как способ поощрения и восстановления утраченной мотивации сотрудников. Благодаря социальной вовлеченности работники мотивированы участвовать в дискуссиях компании и высказывать любые идеи, мысли и мнения, которые у них есть.
3) Этическое лидерство - это убеждение, что то, что делает предприниматель, оказывает сильное влияние на сотрудников. Если руководитель компании обманывает, лжет, ворует или манипулирует, то он посылает неверные сигналы сотрудникам.
Российские компании уникальны тем, что находятся между советским прошлым и настоящим рынком. По мнению российского правительства, социальная ответственность является своеобразной «расплатой» за приватизацию, при которой госимущество передавалось новым собственникам. В то время как капитализация является одним из важнейших критериев в международной практике, в России это создание политических условий, благоприятных для ведения и развития бизнеса.
Хотя сегодня программы КСО, как правило, наиболее распространены среди крупных корпораций, малые предприятия также участвуют в КСО через более мелкие программы, такие как пожертвования местным благотворительным организациям и спонсирование местных мероприятий. [16]
Сегодня можно выделить 4 модели корпоративной социальной ответственности:
1. Экологическая ответственность
Экологическая ответственность – является самой главной частью социальной ответственностью и обозначает то, что все предприятия должны понимать о том вреде, который они могут наносить окружающей среде своей деятельностью. Понимая свою ответственность перед загрязнением или нанесением вреда окружающей природе, предприятия должны стремиться оказывать поддержку по ее восстановлению.
Взять экологическую ответственность за свои действия предприятия могут сделать это сокращения загрязнения, выбросов парниковых газов, использования одноразового пластика, потребления воды и общих отходов. Экологический аспект может учитывать влияние бизнеса на климат, вырубку лесов, загрязнение окружающей среды и то, как компания управляет этими проблемными областями. Компенсация негативного воздействия на окружающую среду, например, сажая деревья, финансируя исследования и делая пожертвования на связанные с этим цели.
2. Этическая ответственность
Этическая ответственность предприятия означает то, что оно должно функционировать честно и этично.
3. Филантропическая ответственность
Филантропическая ответственность относится к цели бизнеса активно делать мир и общество лучше. Помимо того, что они действуют максимально этично и безвредно для окружающей среды, организации, движимые социальной ответственностью, часто выделяют часть своих доходов.
4. Экономическая ответственность
Уровень корпоративной социальной ответственности — это экономическая ответственность, что означает, что прибыль предприятий должна возвращаться в основу экономического рынка для поддержания рыночного баланса (включая сокращение разрыва между богатыми и бедными). Под экономической ответственностью также понимается то, что предприятие принимает все свои решения с учетом соблюдения прав и потребностей сотрудников и общества в целом. Конечная цель состоит не просто в максимизации прибыли, а в положительном воздействии на окружающую среду, людей и общество.
Сегодня в России можно выделить барьер, с которыми сталкиваются практически все компании при внедрении КСО - отсутствие приверженности и заинтересованности руководства компании и отсутствие интересов у ее партнеров [17]. На наш взгляд, это связано с тем, что что руководители предприятий, топ-менеджмеры и партнеры предприятий не понимают сущность и значение КСО, должны понимать значение КСО в принятии решений и стратегическом планировании и лучше осознавать важность практики КСО для эффективности компаний. Отсутствие интереса предприятий к КСО может быть связано с тем, что некоторые практики КСО подразумевают затраты для компаний.
Нехватка экономических ресурсов и инвестиционные затраты на внедрение КСО могут быть преодолены, если государство создаст проекты финансирования для поддержки компаний по внедрению КСО. [18]
Кроме того, необходимо повысить квалификацию сотрудников в области внедрения и осуществления КСО. Развитие понимания и знаний сотрудников в данной области может преодолеть эти барьеры и может создать лучшие практики для внедрения КСО. Также, необходимо, чтобы законодательство было более четким, правоохранительная деятельность и повышение осведомленности правительства о КСО также могут помочь компаниям эффективно внедрять КСО.
Социальные стимулы оказывают значительное влияние на производительность труда сотрудников. Социальные стимулы будут становиться все более эффективными в мотивации работников по сравнению с частными стимулами по мере увеличения доходов и снижения предельной полезности денег. Это может быть одним из факторов растущего значения политики КСО.
На сегодняшний день, большинство экспертов отмечают, что материальное поощрение компаний, осуществляющих деятельность по социальной ответственности, крайне нежелательно. Среди компаний в России проводится Национальная премия с целью стимулирования включения социальной ответственности и за лучшие социальные отчеты. Премия является прекрасным моральным стимулом и является составной частью аналогичной Европейской премии.
На наш взгляд, неприятие участия государства в регулировании КСО в бизнесе понятно, однако следует также учитывать преимущества вовлечения в него общественности. Благодаря такому сотрудничеству сегодня было достигнуто множество успешных результатов, в частности, разработка законодательства и нормативных актов, регулирующих отношения между работниками и фирмами, соблюдение стандартов охраны труда и техники безопасности на рабочих местах, предотвращение дискриминации и поощрение равной оплаты труда. [19]
Правительство способно повышать осведомленность и наращивать потенциал для КСО среди компаний и заинтересованных сторон, что играет важную роль. Чем больше людей знают о социальных проблемах, с которыми сталкивается бизнес, тем больше вероятность того, что внимание будет сосредоточено на разработке решений этих проблем. Правительство предоставляет жизненно важную информацию частному сектору через инициативы, которые включают веб-сайты, информирующие компании о КСО и ее роли в бизнесе и обществе.
Основной задачей для регулирующих органов и компаний остается признание единых стандартов бухгалтерского учета, который должен включать положения устойчивого развития компаний (ESG (Environmental, Social, Governance)). Это позволит эффективно оценить их ESG-риски и включить эти риски в свои отчеты. В 2022 году вопросы изменения климата превосходят вопросы управления компанией (например, экзистенциальная угроза глобального повышения температуры), и занимают первое место в повестке дня. [20]
При этом в то время как многие крупные компании ставят цели в области устойчивого развития и публикуют данные, связанные с ESG, в 2021 году, инвесторы, регулирующие органы и широкая общественность уделяют более пристальное внимание усилиям в области корпоративного устойчивого развития. На наш взгляд, в 2022 году продолжатся тенденции по глобальному переходу к более возобновляемым и устойчивым источникам энергии, проекты возобновляемых источников энергии во всем мире будут продолжать строиться и развиваться, пусть и с некоторой задержкой.
Одним из главных барьеров среди компаний, которые применяют принципы социальной ответственности, является коммуницирование устойчивого развития среди потребителей, то есть умение рассказать о сложных вещах, например, проблемы изменения климата, но простым языком.Тенденции во всем мире указывают на то, что корпорации должны принять меры в отношении того, что происходит в обществе и в отношении окружающей среды из-за их деловой деятельности, и ответом на эту потребность является корпоративная социальная ответственность. Следуя национальному и международному опыту и практике многих компаний, КСО определена в четырех сферах деятельности: КСО на работе, на рынке, в обществе и по отношению к окружающей среде.
При правильном внедрении КСО должен укорениться в ценностях и культуре компании и положительно повлиять на то, как компания ведет бизнес. Компании, которые игнорируют корпоративную социальную ответственность, рискуют своей прибылью и своим брендом. Плохая репутация в обществе и окружающей среде может оказать серьезное негативное влияние на общую прибыльность и успех компании.
Социальная ответственность должна быть ориентирована на будущее. Для развития социального предпринимательства правительству Российской Федерации необходимо принять единую концепцию, согласно которой эта инновационная форма развития компании должна быть укреплена на ранней стадии. Социальная ответственность предполагает принятие предприятия на себя социальной ответственности, выходящей за рамки юридических обязательств. Укрепление корпоративной ответственности в глобальных цепочках поставок также должно стать приоритетом развития страны.
Ещё одним из интересных развивающихся направлений в современной корпоративной науке является система ESG. Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах: ответственное отношение к окружающей среде (англ., E — environment); высокая социальная ответственность (англ., S — social); высокое качество корпоративного управления (англ., G — governance).
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.
Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний, еще 20% — планируют. Это значит, что банки будут тестировать каждого заемщика на соблюдение принципов устойчивого развития.
Инвестирование в ESG предполагает, что общество получает выгоду от того, что управляющие фондами направляют капитал в более устойчивые компании. Показатели ESG позволяют классифицировать компании с точки зрения их воздействия на окружающую среду и социальную сферу. Если компании с лучшими показателями ESG также добьются лучших финансовых показателей, управляющие фондами будут воспринимать показатели ESG как фактор риска. Они будут ожидать более высокой доходности с поправкой на риск, выбирая компании с лучшими показателями. Поскольку капитал перетекает в компании с лучшими показателями ESG, у компаний не будет иного выбора, кроме как стать более социально ответственными. Как только конкуренция за высокие баллы ESG достигнет критической массы, стимулы для руководителей фирм, управляющих фондами и остальной стейхолдеров будут выровнены. Переход на "зеленый" тип работы станет нормой, а сам бизнес станет более устойчивым.
Раскрытие экологических, социальных и управленческих факторов (ESG), которые позволяют инвесторам дифференцировать котирующиеся компании с точки зрения их нефинансовых показателей, является необходимым, но это является недостаточным условием для сокращения глобальных выбросов парниковых газов, например. Главный урок подобных исследований заключается в том, чтобы определить препятствия для распространения инвестиций ESG, которые сохраняются и чтобы регулирующие органы и гражданское общество продолжили искать способы изменения стимулов управляющих фондами, чтобы гарантировать, что более этичное инвестирование станет стандартом на рынках.
В некоторых иностранных исследованиях отмечается, что ESG становится все более распространенным для предупреждения, управления рисками и принятия ответственного инвестирования. [21] Однако в других исследованиях данные об ESG отсутствуют, а технические аспекты использования имеющейся информации ограничивают распространение ESG для построения финансовых портфелей, использующих положительный скрининг. [22] [23] Интересно исследование Радриго Зейдан [24], где он получил информация от группы WhatsApp, состоящей в основном из людей, управляющих активами и других финансовых специалистов. Это исследование используется для улучшения понимания практики инвестирования в ESG. Анализ текста и настроений основан на 13 125 сообщениях, которыми обменялся 81 член группы с июня 2017 по декабрь 2020 года, а анализ настроений электронных сообщений выявил относительно высокий негативный тон, за которым следует суммирование и интерпретация аргументов по всем 1060 сообщениям, связанным с инвестированием в ESG. Дискуссии о практике инвестирования в ESG включают взаимосвязь между ESG и финансовыми показателями, качество и объем данных ESG, технические аспекты построения портфелей, включающих показатели ESG, и многое другое. Данные показывают, что ни один член группы не включает ESG в свои инвестиционные стратегии или не планирует это делать. Однако некоторые члены пытались протестировать модели, включающие нефинансовые показатели. Препятствия для распространения инвестиций в ESG заключаются в том, что данные ESG имеют серьезные ограничения, показатели ESG не рассматриваются как факторы риска. Существует скептицизм в отношении того, что инвестиции в ESG приводят к значительному улучшению экологических результатов, а также что существует нехватка фондов, связанных с ESG, которые надежно отслеживают нефинансовые показатели. Недостатки настоящего анализа связаны с тем фактом, что наблюдаются только выраженные убеждения, а не фактические инвестиционные стратегии. Нет обсуждения, в ходе которого все участники высказывали бы свое мнение. Однако, что интересно, члены отвергают идею о том, что фидуциарные (связанные с активами) обязанности, часто упоминаемые в качестве существенного препятствия для включения нефинансовой информации в показатели эффективности, препятствуют их способности использовать ESG в финансовых стратегиях. Наконец, существует консенсус в отношении того, что основным фактором распространения инвестиций в ESG являются выявленные предпочтения инвесторов. Если инвесторы требуют, чтобы члены группы интегрировали данные ESG в свои инвестиционные стратегии, управляющие активами указали, что они смогут это сделать. Одним из главных показателей исследования Родриго Зейдана заключается в том, что распространение практики инвестирования в ESG не гарантировано и что общество должно изменить стимулы, чтобы гарантировать, что это произойдет. Управляющим активами легко утверждать, что они занимаются инвестициями в ESG, но гораздо сложнее делать это правильно. [24]
Заключение
КСО — это саморегулирующаяся бизнес-модель, которая помогает компании быть социально ответственной перед самой собой, заинтересованными сторонами и общественностью. Практикуя корпоративную социальную ответственность, также называемую корпоративным гражданством, компании могут осознавать, какое влияние они оказывают на все аспекты жизни общества, включая экономические, социальные и экологические.
По мнению автора, цель Правительства в области повышения социальной ответственности среди предприятия должна привлечь внимание общественности к проблеме корпоративной социальной ответственности, продемонстрировать преимущества ответственного корпоративного управления и тем самым мотивировать компании к участию в социальной или экологической жизни. Партнеры предприятий должны чаще взвешивать экологические и социальные риски делового партнерства, изменить также осведомленность и требования клиентов.
В ходе исследования было выявлено, что в зарубежных научных кругах присутствует двоякое мнение о принципах ESG. В России эта система набирает популярность. Многие российские компании тоже придерживаются ESG-принципов. Например, горнорудная компания «Полиметалл» активно развивает экологические и социальные проекты:
- проводит мониторинг состояния флоры и фауны вблизи предприятий и разрабатывает программу по их сохранению;
- создала некоммерческую ассоциацию «Женщины в горнодобывающей отрасли» для борьбы с гендерными стереотипами;
- инвестирует в инфраструктуру, здравоохранение, образование и культуру города Амурска в Хабаровском крае;
- планирует использовать только сухое складирование отходов без традиционного возведения дамб, чтобы снизить риск утечек и аварий.
Однако, в условиях современных вызовов и общей геополитической ситуации, система социальной ответственности и устойчивого развития может затормозиться на некоторое время. Примером может служить подготовка законопроекта о том, что производители автомобильной техники в России смогут больше не соблюдать экологические нормы Евро-5, можно будет использовать все нормы, вплоть до Евро-0. Так же ещё одной новостью начала 2022 года появилась рассмотрение законопроекта № 94578-8 о разрешении строительства на особо охраняемых природных территориях. К чему это приведёт в итоге, сложно сказать однозначно, но это не лучший показатель с точки зрения развития социально ответственного поведения компаний. В виде рекомендаций, автор считает, что помимо всего этого, одной из главных целей остаётся поиск диалога между бизнесом, властью и обществом и к этому нужно стремится всем сторонам. Компаниям следует больше уделять вниманием этой системе, особенно тем, которые являются градообразующими. Далее, в своих исследованиях, автор планирует более углублённое изучение процессов развития ESG в России, а также актуальность социальной ответственности бизнеса в целом.
Источники:
2. Челухина Н.Ф. Финансовые аспекты ESG рисков // Финансовая экономика. – 2022. – № 1. – c. 150-153.
3. Ерохина Т.Е., Хакимова М.Д. Концепция устойчивого роста (ESG) как инструмент для привлечения инвесторов // Экосистемный подход в логистике: ретроспектива, состояние, ожидания: Материалы международной научно-практической конференции. XVII Южно-Российской логистический форум. Ростов-на-Дону, 2021. – c. 309-316.
4. Доронин Б.А., Глотова И.И., Томилина Е.П. Проблемы развития ESG-банкинга и управления ESG-рисками в коммерческих банках // Kant. – 2021. – № 4. – c. 46-50.
5. Dorfleitner G., Kreuzer C., Sparrer C. ESG controversies and controversial ESG: about silent saints and small sinners // Journal of asset management. – 2020. – № 5. – p. 393-412.
6. Dasgupta R. Financial performance shortfall, ESG controversies, and ESG performance: evidence from firms around the world // Finance research letters. – 2021. – p. 102-487.
7. Демина И.Д., Полулех М.В., Соколовская Е.А. Социальная отчётность как элемент социальной ответственности бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 12. – c. 1158-1168.
8. Терещенко В.С. Социальные расходы в контексте корпоративной социальной ответственности бизнеса // Корпоративное управление и новые бизнес-модели: поиск механизмов согласованного развития: Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. – c. 99-104.
9. Козловский А.В. Социальная активность и социльная ответственность бизнеса как факторы повышения конкурентноспособности предпринимательских структур в современных российских условиях // Государства и бизнес. Экосистема цифровой экономики: 12 Международная научно-практическая конференция. Москва, 2020. – c. 52-53.
10. Иванов Р.В. Корпоративно-социальная ответственность в социальном партнёрстве бизнеса и власти. / Телекоммуникационные технологии: актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях. - Хабаровск, 2020. – 941-949 c.
11. Глухова И.В. Социальная ответственность бизнеса: стейкхолдеровский подход. / Актуальные вопросы современной экономической науки: теория и практика. - Гомель, 2021. – 63-66 c.
12. Анисина Е.А., Котова И.Н. Социальные практики корпоративной социальной ответственности бизнеса на территории Рязанской области // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1. – c. 613-618.
13. Дегтерева В.А., Иванов М.В., Барабанов А.А. Социальное партнерство и институционализация социальной ответственности предприятий как фактор эффективности региональной политики // Региональная экономика: теория и практика. – 2021. – № 2 (485). – c. 246-263.
14. Иванов Р.В. Корпоративно-социальная ответственность в социальном партнерстве бизнеса и власти. / В сборнике: Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях. - Хабаровск, 2020. – 941-949 c.
15. Шевченко О.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор усточивого развития социально-экономической системы региона // Евразийский союз ученых. – 2019. – № 12-1 (69). – c. 60-66.
16. Касьянова Ю.С., Епинина В.С. Роль корпоративной социальной ответственности в системе управления современным предприятием // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 1 (43). – c. 47-51.
17. Кузнецов С.В., Горин Е.А. Социальные аспекты инновационной промышленной модернизации // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2021. – № 1(64). – c. 30-36.
18. Лоскутов Н.В. Прикладные аспекты реализации корпоративной социальной ответственности организациями и предприятиями государственного сектора // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 12 (101). – c. 1317-1320.
19. Морозов А.А. Сравнительная характеристика некоторых моделей корпоративной социальной ответственности // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 2031-2042. – doi: 10.18334/ce.14.9.110854.
20. Балашов А.М. Социальная ответственность современного бизнеса как один из факторов развития экономического потенциала // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 48-3. – c. 11-14.
21. Van Duuren E., Plantinga A., Scholtens B. ESG integration and the investment management process: Fundamental investing reinvented // Journal of Business Ethics. – 2016. – № 138(3). – p. 525–533. – doi: 10.1007/s10551-015-2610-8.
22. Kotsantonis S., Serafeim G. Four things no one will tell you about ESG data // Journal of Applied Corporate Finance. – 2019. – № 31(2). – p. 50–58. – doi: 10.1111/jacf.12346.
23. Grewal J., Hauptmann C., Serafeim G. Material sustainability information and stock price informativeness // Ournal of Business Ethics. – 2020. – № 171(3). – p. 513–544. – doi: 10.1007/s10551-020-04451-2.
24. Zeidan R. Why don't asset managers accelerate ESG investing? A sentiment analysis based on 13,000 messages from finance professionals // Business Strategy and the Environment. – 2022. – № 1–12.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 20:53:30