Прогрессивная школа как направление и тенденция развития образования: философские аспекты исследования
Бакаева Ж.Ю.1, Калинина Г.В.1, Александрова Л.Ю.1, Лохонова Г.М.1, Щеголева Э.Н.2
1 Чебоксарский институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета, Россия, Чебоксары
2 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Россия, Чебоксары
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 10 (Октябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49846464
Аннотация:
В статье обоснована актуальность реализации идей прогрессивной педагогики на основе выявленных тенденций развития системы образования как для общества в целом, так и для сферы образования. Выявлена необходимость получения обучаемыми системы представлений о великих идеях цивилизации, обладающих потенциалом для решения проблем в любую эпоху, в том числе цифровую. Это вызывает необходимость поиска непреходящих истин, постоянных и не меняющихся.
Цель статьи – раскрыть особенности реализации идей прогрессивной педагогики на основе выявленных тенденций развития системы образования. Достижение обозначенной цели включает изучение мировой практики реализации философии образования на примере западно-европейских школ, а также выявление современных тенденций и перспектив развития системы образования. Методологической основой исследования выступили основные положения философии образования. При анализе проблемы использовались такие методы, как анализ и синтез, системный и структурно-функциональный подходы.
Авторами сделаны выводы о том, что основные принципы философии образования связаны с тремя тенденциями – экзистенционализм (характеризуется личностными навыками и знаниями), прогрессивизм и реконструктивизм (связаны с социальными изменениями и отношениями). Данные образовательные философии в значительной степени сосредоточены на том, чему мы должны учить в аспекте учебной программы. Как показал проведенный анализ, оптимальными тенденциями обучения западно-европейских школ является варьирование этими тремя составляющими положениями.
Ключевые слова: философии образования, тенденции развития, реконструктивизм, прогрессивизм, экзистенционализм, западно-европейская школа, социальные отношения
JEL-классификация: I23, I25, I26
Введение
В настоящее время, в связи с реализацией в образовании системно-деятельностного подхода и компетентностной модели, востребованы идеи и подходы, направленные на развитие личности обучаемых и их подготовку к дальнейшей жизни в обществе. Философские представления об устройстве общества приводят к возникновению идей относительно определения целей и содержания образования. Методологические основы педагогики составляют философские знания, на базе которых строится исследование, проектирование и организация процесса образования.
Развитию образования, становлению культурологического, системного, деятельностного и других подходов способствовали философские исследования. Как отмечал С.И. Гессен, философия является теоретической основой педагогики, а педагогика является прикладной философией [2]. Современные исследователи философии образования продолжают реализацию этой идеи. Так Р. Макинерни утверждает, что философия требуется для размышлений о значении образовательной практики для человека [17]. Н.П. Копцева, исследуя конструктивистскую педагогику в контексте современной философии образования, отмечает необходимость концептуальной и методологической базы для обновления образовательной практики в аспекте актуальной проблемы перехода к электронному обучению [7]. Как показывает практика, реализация конструктивистской парадигмы открывает широкие возможности для эффективного конструирования знаний, позволяющего учащимся их накапливать, постоянно оценивать и улучшать [7; 23]. Особо важным это представляется в аспекте современной глобальной проблемы реализации междисциплинарного подхода в образовании [5-6; 8-10; 12].
Прогрессивная философия образования была основана в Америке в 1920-е годы. Ее главным сторонником был Д. Дьюи [4; 11; 14; 21]. Одним из принципов прогрессивной философии образования было то, что школа должна улучшать образ жизни граждан, испытывая свободу и демократию в школах. Ее основные аспекты: совместное принятие решений, планирование работы преподавателей со студентами, темы, выбранные студентами.
Другой ключевой аспект прогрессивного образования охватывает то, что Д. Дьюи, прогрессивный педагог на рубеже прошлого века, назвал «подготовкой к жизни в условиях демократии» [4]. Это подразумевает опору на социальную справедливость, инклюзивность и разнообразие, общественную работу и глобальное управление. Учащихся должно сопровождать проявление заботы и сострадания к окружающим, они должны учиться работать в условиях сотрудничества, поэтому большая часть учебной программы сосредоточена на этих ключевых моментах. К основным принципам философии образования относятся: воспитание всех качеств обучаемого; понимание его проблем и учет потребностей; поощрение активного участия, свобод и ответственности; обеспечение безопасной среды развития; преобладание процесса над результатом; обучение с использованием интегрированных тематических блоков; обучение в кооперативных группах; реализация разнообразия и творчества; создание сообществ; предложение разностороннего учебного плана; укрепление отношений, воспитание сердца и ума и др.
Методы исследования
Методологической основой исследования стратегии философии образования западно-европейских школ составляют научные труды в области философии образования, а также элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии исследования аспектов указанной проблемы в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный и структурно-функциональный подходы обеспечили возможность рассмотрения современного состояния и перспектив практического применения трех тенденций философии образования – прогрессивизма, экзистенционализма и реконструктивизма.
Результаты
Современное образование делает акцент на содержательной стороне процесса обучения, а содержание, в свою очередь, определяет смысловую компоненту современного мировоззрения обучающегося субъекта, что выразилось в прогрессивной философии образования. Смыслодидактика в концепции Ж. Дерриды находит свое отражение в реконструктивизме, который формирует образовательные смыслы и сверху вниз и снизувверх, т.е. они взаимосвязаны [10]. Конструирование смыслов представляются коммуникативными процессами, которые описывают реальность внешнего мира. Отсюда, как отмечает Ж. Деррида и Дж. Локк, формируется противоречия в обучении и восприятии бытия [10]. Акцент ставится на внутреннем понимании смысла личности в процессе образования, а именно семиотического измерения
Идеи Ф. Бэкона находят свое отражение в теории природосообразности смысла в педагогике Я. Коменского [2]. Естественный ход познавательной деятельности субъекта предполагает познавательную деятельность личности. Генетические характеристики личности являются определяющими при обучении субъекта. Продолжение смысловой природосообразности является теория З. Фрейда, которая предполагает, что обучение и воспитание дает только первый уровень деятельности субъекта [19], но основополагающая характеристика предполагает генетическую сущность личности. По концепции Жан Жака Руссо основой является свободное воспитание, так иерархия возрастного воспитания определяется силой природы обучающегося субъекта [17]. Сила познания и развитие интеллекта представлено объективным в личности и следованию генетически заложенного в субъекте.
Отсюда следует, что методологией смысловой дидактики являются реконструвизм, прогрессивизм и экзистенционализм в контексте природосообразных методологических принципов на основе элементов культуросообразности современного бытия.
Развитие интеллекта является высшим приоритетом в достойном образовании. Требовательная учебная программа направлена на достижение культурной грамотности, подчеркивая рост учащихся в устойчивых дисциплинах. Подчеркиваются самые высокие достижения человечества – великие произведения литературы и искусства, законы или принципы науки. Сторонниками этой философии образования являются Р. Хатчинс, разработавший в 1963 году программу «Великие книги», и М. Адлер, который в дальнейшем разработал учебную программу на основе 100 великих книг западной цивилизации. Эссенциалисты считают, что существует общее ядро знаний, которое необходимо передавать студентам систематическим, дисциплинированным образом [13; 22; 24]. Акцент в этой консервативной перспективе делается на интеллектуальные и моральные стандарты, которым должны обучать школы. Основой учебной программы являются необходимые знания, навыки и академическая строгость.
Хотя данная философия образования в чем-то похожа на многолетнюю, эссенциалисты согласны с идеей о том, что эта основная учебная программа может измениться. Обучение должно быть практическим, готовящим учащихся к тому, чтобы они стали ценными членами общества. Оно должно быть сосредоточено на фактах-объективной реальности и «основах», обучающих студентов читать, писать, говорить и четко и логично вычислять.
Школы не должны пытаться определять политику или влиять на нее. Студентов следует учить трудолюбию, уважению к авторитетам и дисциплине. Учителя должны помогать ученикам контролировать их непродуктивные инстинкты, такие как агрессия или безрассудство. Этот подход был реакцией на прогрессивистские подходы, преобладавшие в 1920-30-е годы. У. Бэгли использовал прогрессивистские подходы к решению задач в журнале, который он основал в 1934 году [13]. Другими сторонниками эссенциализма являются: Д. Кернер, Х. Риковер, П. Копперман, Т. Сайзер [22].
Прогрессивисты считают, что образование должно быть сосредоточено на обучаемом в целом, а не на содержании или учителе. Эта философия образования подчеркивает, что учащиеся должны проверять идеи путем активного экспериментирования. Обучение коренится в вопросах учащихся, которые возникают в процессе познания ими мира [15; 16]. Учащийся активен, а не пассивен. Учащийся – это решатель проблем и мыслитель, который придает смысл своему индивидуальному опыту в физическом и культурном контексте. Эффективные учителя предоставляют опыт, чтобы учащиеся могли учиться на практике. Содержание учебной программы определяется интересами и вопросами учащихся. Научный метод используется педагогами-прогрессистами для того, чтобы учащиеся могли систематически и из первых рук изучать материю и события. Акцент делается на процессе – на том, как человек приходит к знанию.
Социальный реконструкционизм – философия, которая подчеркивает решение социальных вопросов и стремление создать лучшее общество и всемирную демократию [18; 20]. Педагоги-реконструкторы сосредотачиваются на учебной программе, которая подчеркивает социальную реформу как цель образования. Т. Брамелд был основоположником социального реконструкционизма в ответ на реалии Второй мировой войны [20]. Он признал потенциал либо для уничтожения человечества с помощью технологий и человеческой жестокости, либо для создания благотворного общества с использованием технологий и человеческого сострадания.
Критические теоретики, такие как социальные реконструкционисты, считают, что системы должны быть изменены, чтобы преодолеть угнетение и улучшить условия жизни людей. П. Фрейре был бразильцем, чей опыт жизни в бедности привел его к тому, что он стал сторонником образования и грамотности как средства социальных изменений [18]. По его мнению, люди должны научиться сопротивляться угнетению и не становиться его жертвами, а также не угнетать других. Для этого требуется диалог и критическое сознание, развитие осознанности для преодоления господства и угнетения. Вместо «преподавания как банковского дела», в котором преподаватель вкладывает информацию в головы учащихся, Фрейре рассматривал преподавание и обучение как процесс исследования, в ходе которого ребенок должен изобретать и заново изобретать мир. Для специалистов по социальной реконструкции и критических теоретиков учебная программа фокусируется на опыте студентов и принятии социальных мер по решению реальных проблем, таких как насилие, голод, международный терроризм, инфляция и неравенство. В центре внимания стратегии решения спорных вопросов (особенно в социальных исследованиях и литературе), исследование, диалог и множество точек зрения. Обучение на уровне сообщества и привлечение мира в класс также являются стратегиями.
Эклектика – это концептуальный подход, который не строго придерживается единой парадигмы или набора допущений, а вместо этого опирается на несколько теорий, стилей или идей для получения дополнительных знаний о предмете или применяет различные теории в конкретных случаях. Это может быть неэлегантно, и эклектиков иногда критикуют за отсутствие последовательности в их мышлении, но это распространено во многих областях исследований. Например, большинство психологов принимают части бихевиоризма, но не пытаются использовать теорию для объяснения всех аспектов человеческого поведения.
Статистик может использовать частотные методы в одном случае и байесовские методы в другом. Примером эклектики в экономике является эклектическая теория международного производства Д. Даннинга [3]. По теории экзистенциализма «Детство – это не взрослая жизнь; детство – это игра, и ни один ребенок никогда не получает достаточно игр. Теория Саммерхилла заключается в том, что, когда ребенок достаточно поиграет, он начнет работать и столкнется с трудностями [1], способность учеников хорошо выполнять работу при этом сохранится.
Экзистенциалистское движение в образовании основано на интеллектуальной позиции, которую философы называют экзистенциализмом. В то время как знаменитые экзистенциалисты расходились друг с другом по многим философским вопросам, их объединяло уважение к индивидуализму. В частности, они утверждали, что традиционные подходы к философии недостаточно учитывают уникальные интересы каждого человека. Классическая формулировка экзистенциализма Жана Поля Сартра – «существование предшествует сущности» – означает, что не существует универсальной, врожденной человеческой природы [22]. Мы рождаемся и существуем, а затем сами свободно определяем свою сущность (внутреннюю природу). Некоторые философы, обычно связанные с экзистенциалистской традицией, никогда полностью не принимали принцип «существование предшествует сущности». Тем не менее, этот принцип является основополагающим для образовательного экзистенциалистского движения.
Точно так же, как его тезка возник из решительного неприятия традиционной философии, образовательный экзистенциализм возник из решительного неприятия традиционного эссенциалистского подхода к образованию. Экзистенциализм отвергает существование любого источника объективной, авторитетной истины о метафизике, эпистемологии и этике. Вместо этого люди несут ответственность за определение для себя того, что является «истинным» или «ложным», «правильным» или «неправильным», «красивым» или «уродливым». Для экзистенциалиста не существует универсальной формы человеческой природы; у каждого из нас есть свободная воля развиваться так, как мы считаем нужным. В классе экзистенциалистов предмет занимает второе место, помогая студентам понять и оценить себя как уникальных личностей, которые принимают на себя полную ответственность за свои мысли, чувства и действия. Роль учителя состоит в том, чтобы определить собственный предпочтительный способ. Поскольку чувство не отделено от разума при принятии решений, экзистенциалист требует воспитания всей личности, а не только ума.
Несмотря на то, что многие преподаватели-экзистенциалисты предлагают определенную структуру учебных программ, экзистенциализм в большей степени, чем другие образовательные философии, предоставляет студентам большую свободу в выборе предмета. В экзистенциалистской учебной программе обучаемым предоставляется широкий выбор вариантов на выбор. В той мере, в какой персонал влияет на учебную программу, гуманитарным наукам обычно уделяется огромное внимание. Они исследуются как средство предоставления обучаемым опосредованного опыта, который поможет раскрыть их собственное творчество и самовыражение. Например, вместо того, чтобы акцентировать внимание на исторических событиях, экзистенциалисты сосредотачиваются на действиях исторических личностей, каждая из которых предоставляет возможные модели для собственного поведения студентов.
В отличие от гуманитарных наук, математика и естественные науки могут быть недооценены, предположительно потому, что их предмет будет считаться «холодным», «сухим», «объективным» и, следовательно, менее плодотворным для самосознания. Более того, профессиональное образование рассматривается скорее как средство обучения студентов о себе и своем потенциале, чем как способ получения средств к существованию. В обучении искусству экзистенциализм поощряет индивидуальное творчество и воображение больше, чем копирование и подражание устоявшимся моделям. Экзистенциалистские методы фокусируются на личности. Обучение идет в самостоятельном темпе, самонаправленно и включает в себя большой индивидуальный контакт с учителем, который относится к каждому ученику открыто и честно. Хотя элементы экзистенциализма иногда появляются в государственных школах, эта философия нашла более широкое признание в частных школах и в альтернативных государственных школах.
Обратимся к опыту одной из школ, реализующих принципы прогрессивной философии образования – PresidioHill (https://www.presidiohill.org/). Это прогрессивная школа в Сан-Франциско, которая занимается обучением детей с 1918 года. В PresidioHill занятия проводятся хорошо подготовленным и исключительно целеустремленным и творческим преподавательским составом. Принцип educare, основополагающий для философии образования школы PresidioHill, заключается в том, что дети приходят в школу с ранее развитыми интересами и навыками. В процессе обучения ученики PresidioHill накапливают и укрепляют свои собственные знания, а опыт учителей и тщательно организованное руководство позволяет организовать их исследования и размышления, проводя при этом значительное время на природе.
Методика обучения в PresidioHill основана на традиции прогрессивного обучения и включает в себя следующие положения:
– решения принимаются с учетом интересов, наиболее благоприятных для развития ребенка;
– занятия планируются таким образом, чтобы дети познавали научную деятельность: выдвигали гипотезы, собирали и обобщали данные, делились информацией, экспериментировали и т.п., а не просто знакомились с ней;
– для исследований используются материалы междисциплинарного характера;
– обучающиеся вовлекаются в совместное обучение;
– используются аутентичные стратегии прогрессивного обучения, средства оценивания (портфолио, повествовательные отчеты, др.), элементы эмпирического образования (экскурсии, обучение на открытом воздухе, др.);
– обучение реализуется большей частью без учебников;
– в процессе обучения моделируются ситуации, направленные на изучение этических ценностей.
Учителя школы PresidioHill создают для своих учеников атмосферу вдохновения. Их деятельность направлена на то, чтобы продолжать учиться и во внеучебное время, когда они общаются и развиваются вместе со своими учениками. Коллектив школы стремится узнать друг друга, учиться друг у друга и принять друг друга со всеми сильными сторонами, талантами, проблемами и различиями, что отражает тенденции философии прогрессивного образования.
Заключение
Таким образом, современные философские тенденции – ориентация на реализм и идеализм, сохранение прошлого, реконструкция настоящего, изменение общества, формирование будущего, находят свое отражение в образовательных практиках. Образовательный процесс фокусируется на обучении и на активном самообучении, а его важными составляющими являются интеллектуальная направленность, тренировка, дисциплинирование ума, участие в решении проблем, социальные задачи. Учащийся, получающий знания, пассивно занимается открытиями, конструирует знания. Для такого обучения важными являются как свобода и демократия, соответствие авторитету, знаниям и дисциплине, а также креативность, самоактуализация, прямой опыт. Основанное на заслугах равенство образования, равное изменению ценностей группы общества, находящейся в неблагоприятном положении, принятие норм, совместное и согласованное поведение индивидуальный рост, индивидуальные способности, важность личности.
Проведенное исследование показало, что в философии образования западно-европейских школ доминируют три основных тенденции, имеющие опыт успешного практического воплощения. Первая – экзистенционализм – характеризует личностными нормами и идеями обучающимися. Вторая – прогрессивизм – учитывает социальные отношения обучающихся. Реконструктивизм связан с социальными изменениями в обучающей среде. Эти тенденции направлены на содействие активному обучению, что соответствует практической направленности процессов познания и обучения субъекта в современных условиях. В вопросах организации и реализации образовательного процесса им необходимо уделять особое внимание.
Источники:
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 c.
3. Ананьев М.А. и др. Глобализация транспортной системы агропромышленного комплекса в условиях современного общества. / М.А. Ананьев, Ж.С. Ю. Бакаева, О. Л. Матвеева [и др.] / E3S Web of Conferences, Екатеринбург, 19-20 февраля 2020 года. - Екатеринбург, 2020. – 05020 c.
4. Дьюи Д. Демократия и образование. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 c.
5. Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования и социальная картина мира // Философия науки. – 2014. – № 19(1). – c. 9-26.
6. Князева Е.Н. Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований. - М.: Юрайт, 2019. – 289 c.
7. Копцева Н.П. Конструктивистская педагогика в контексте современной философии образования // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 48. – c. 40-54.
8. Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. – 2015. – № 10. – c. 3-11.
9. Аршинов В.И., Буданов В.Г., Горохов В.Г. и др. Наука, техника, общество. Проблема междисциплинарности в контексте реформ российской науки: материалы круглого стола // Философия науки и техники. – 2016. – № 1. – c. 5-35.
10. Позднева С.П. Всеобщий принцип междисциплинарности: онтогносеологические основания // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2016. – № 6. – c. 18-25.
11. Томина Е.Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник ОГУ. – 2011. – № 2. – c. 360-366.
12. Akanwa U. N., Ovute A.O. The effect of constructivist teaching model on SSS physics students' achievement and interest // Journal of Research and Method in Education. – 2014. – № 4. – p. 35-38.
13. Bagley W.C. The Educative Process. - Norwood, MA: Norwood Press, 1905.
14. Dewey J. The School and Society. - Cosimo Classics, 2008. – 140 p.
15. Campbell C., Sherington G. A Genealogy of an Australian System of Comprehensive High Schools: The Contribution of Educational Progressivism to the One Best Form of Universal Secondary Education (1900-1940) // Paedagogica Historica. – 2006. – № 42. – p. 191-210.
16. Labaree D. Progressivism, schools and schools of education: An American romance // Paedagogica Historica. – 2005. – № 41. – p. 275-288.
17. McInerney R. Philosophy and the Metaphysical Achievements of Education. - London: Bloomsbury Publishing, 2021. – 168 p.
18. Matthews M.R. Constructivism and science education: a further appraisal // Journal of Science Education and Technology. – 2002. – № 11(2). – p. 121-134.
19. Pring R. Philosophy of Education: Aims, Theory, Common Sense and Research. - London: Continuum, 2004. – 280 p.
20. Richardson V. Constructivist Pedagogy // Teachers College Record. – 2003. – № 105. – p. 1623-1640.
21. Robertson E. Is Dewey's Educational Vision Still Viable? // Review of Research in Education. – 1992. – № 18. – p. 335-381.
22. Sahin M. Essentialism in Philosophy, Psychology, Education, Social and scientific scopes // Journal of Innovation in Psychology, Education and Didactics. – 2019. – № 22(2). – p. 193-204.
23. Voon X.P., Wong L.H., Looi C.K., Chen W. Constructivism-informed variation theory lesson designs in enriching and elevating science learning: Case studies of seamless learning design // Journal of Research in Science Teaching. – 2020. – № 2. – p. 1- 23.
24. Wesley J. William C. Bagley and the Founding of Essentialism: An Untold Story in American Educational History // Teachers College Record. – 2007. – № 109(4). – p. 1013-1055.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:29