Talent management as an element of the intellectual capital development of an organization in the conditions of the digital economy and the progress of information technologies
Zhilenkova E.P.1, Budanova M.V.1
1 Брянский государственный инженерно-технологический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 33 | Citations: 11
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 2 (April-June 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46160083
Cited: 11 by 30.01.2024
Abstract:
The basics of the concept of talent management in the organizational environment are presented. The authors touch upon the problems of defining talent, the correct selection of a talent management model, and also analyze some factors that reduce the practical implementation of the concept of talent management, such as undifferentiated strict standards of personnel policy and application of a motivation system based solely on financial factors, the human factors, etc.
The concept of talent management is defined. The process of managing the unique abilities and knowledge of employees is examined. A theoretical justification for the functioning of a talent management system that is adequate to the conditions of the company's activity is given. The specifics of talents and their needs for development are related to the characteristics of the organization in which talented people work, and their careers are built on the basis of specific features that are developed with the intention of the organization or individual. Therefore, the purpose of this article is to re-evaluate the abilities of a person and his active participation in the dynamically changing conditions of socio-economic development, the digital economy and the progress of information technology.
The authors argue that it is necessary to operate a talent management system in an online format, which helps to quickly adapt to the rapidly changing circumstances of doing business, to learn new skills as soon as they are needed.
Keywords: intellectual capital, digital economy, information technology, talent management, talent, knowledge
Funding:
Исследование выполнено в рамках гранта Президента Российской Федерации лицу, проявившему выдающиеся способности и показавшему высокие достижения в определенной сфере деятельности, в том числе в области искусств и спорта, поступившему на обучение в профессиональную образовательную организацию, образовательную организацию высшего образования, научную организацию по очной, очно-заочной или заочной форме обучения по программе подготовки специалистов среднего звена, программе бакалавриата, программе специалитета или программе магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, договор № 641-м от 30.12.2020 г.
JEL-classification: D83, J24, O15, O33
Введение
Стремительное развитие науки и технологий требует от человека такого же стремительного развития и способности адаптироваться к новым условиям. Сегодня, как никогда, необходим новый взгляд на задачи, возможности и процесс образования и развития творческого потенциала человека. В последнее время, когда речь идет об удовлетворении потребностей и достижении целей организации, роль особенно талантливых людей все больше ценится. Их выдающиеся знания и навыки становятся значительными ресурсами, влияющими на конкурентное преимущество предприятий.
Интеллектуальный капитал и, в частности, специализированные компетенции и знания [10], в последнее время стали чрезвычайно ценными и, следовательно, востребованными организациями. Знания, технологии, различные процессы и многие другие составляющие компаний создают люди, наделенные талантом [8] (Ryabchikova, 2020). Цифровая экономика выдвигает особые требования к развитию интеллектуального капитала организации, связанные с необходимостью внедрения системы управления талантами, особенно в области обращения с работниками, являющимися носителями уникальных знаний и выдающихся способностей. Эффективное управление талантами с позиции менеджмента – это не только оригинальная идея для развития организации, но и способ сохранить свои позиции на рынке в эпоху развития цифровой экономики.
Концепция управления талантами не является идеей особенно инновационной [10]. В 1990-е годы этот подход появился в ответ на интенсивное участие информационных технологий в процессах рыночной экономики, вызвав интерес к интеллектуальному потенциалу человека. Вытеснение индустриальной эпохи информационным прогрессом вызвало больший спрос на так называемых «работников знаний», то есть экспертов [10] в той или иной области, обладающих как теоретическими, так и прикладными знаниями. Т. Давенпорт [13] (Davenport, 2007) определяет эту группу занятых как: «сотрудников, представляющих высокий уровень знаний, образования или опыта, а важнейшими целями их работы являются создание, распространение или практическое использование знаний».
От этих людей требуется не только богатая интеллектуальная база, но и умение демонстрировать ее элементы, использовать их в практической деятельности. М. Букингем и К. Коффман [11] (Buckingham, Coffman, 2001) утверждают, что теоретических и практических знаний в виде различных навыков недостаточно, чтобы обосновать наличие особых достижений человека.
В специальной литературе можно встретить множество индивидуальных объяснений, касающихся определения талантливого работника и сущности самого таланта, при этом на сущность различных определений влияют множество факторов [10]: научная область; уровень полезности для организации; «умение адаптироваться к различным ситуациям» [3] (Davydova, Kozlov, 2018); характерные свойства или действия работника, а также перспектива развития специфических особенностей таланта и как сам человек может ими воспользоваться.
По словам С. Борковской [12] (Woińska, Szmidt, 2005), талантливые люди – это люди чрезвычайно творческие и предприимчивые, люди, которые отличаются особым потенциалом развития и влияют на рост стоимости компании. C. Челпа [10], в свою очередь, выделяет помимо специфических способностей человека и общие, которые определяются высоким интеллектуальным потенциалом.
Можно предположить, что интеллектуальные возможности, узко понимаемые некоторыми как интеллект, являются важной составляющей структуры таланта. Однако интеллектуальный потенциал – это только составляющий элемент таланта, также необходимо обращать внимание на стремление к определенной деятельности, которое усиливается индивидуальной мотивацией. Такой особенно сильный интерес, вдохновение, энтузиазм являются важными компонентами, создающими талант.
Интенсивный прогресс информационных технологий, создание передовых технологических решений, расцвет индустрии услуг, а также развитие коммуникаций привели к тому, что человек столкнулся не только с новыми возможностями, но также с новыми требованиями и рисками в области знаний: во многих областях применение возможностей информационных технологий уже превосходит возможности человека по многим направлениям, «…заменяя работу, проделанную людьми, с помощью алгоритмов, компьютеров и роботов» [9] (Struk, Rudnev, Khnykina, 2019).
Цель исследования. Учитывая вышесказанное, в данном контексте на первый план выходят вопросы переоценки способностей человека и его активного участия в динамично меняющихся условиях социально-экономического развития общества, что трансформируется в больший интерес к человеческим ресурсам и особенно таким аспектам, как: специализированные цифровые знания; освоенные навыки, так называемые «мягкие» компетенции, которые становятся важным элементом, определяющим ход экономического развития.
Формулировка проблемы. В условиях прогресса развития информационных технологий и функционирования цифровой экономики для улучшения контактов с клиентами и обеспечения высочайшего качества предоставляемых услуг организации инвестируют в обучение сотрудников не только в области новых навыков, квалификации и специальных знаний, связанных с информационными технологиями и технологическими достижениями, но также в рамках развития навыков, обусловливающих эффективное межличностное общение, гармоничную кооперацию, соответствующий уровень мотивации к действию и ряд других возможностей, касающихся непрерывного развития.
Еще в 1989 году Г.П. Щедровицкий [1] сказал, что происходит отказ от моделей человека как «индивида-личности» в пользу другой модели – «мыслящего индивида, способного свободно жить в условиях сверхмощных и сверхразветвленных учрежденческих структур». В связи с этим необходимы «новые системы индивидуально-личностной подготовки и образования, формирующие человека, способного мыслить и действовать в новых, непрерывно меняющихся ситуациях». Это подразумевает выход за рамки традиционных подходов в управлении, мотивирует людей к постоянному саморазвитию и совершенствованию своих профессиональных навыков.
Методы, результаты и перспективы исследования
Динамическая эпоха технологических изменений и прогрессивной интеллектуализации труда способствует тому, что предприятия стали признавать необходимость постоянного развития и эффективного использования человеческих знаний, то есть адекватного управления этими знаниями и талантами. Эта задача представляет собой своего рода процесс [4] (Zhilenkova, 2020), который можно описать с помощью ряда определенных действий (рис. 1).
Под управлением талантами будем понимать совокупность действий, касающихся выдающихся, одаренных людей, предпринимаемых с целью их развития, удержания и адекватного потребления потенциала таланта в данной организационной среде, а также эффективности функционирования и достижения целей организации.
Реализация идеи управления талантами на конкретном предприятии сочетается с принятием концепции, ориентированной на человеческий потенциал, поэтому она требует такой системы управления людьми, которая подчеркивает субъективность работника, признавая его включенность в потребности и цели организации. Данный аспект еще больше подчеркивает необходимость создания корпоративной культуры, которая отличалась бы высоким уровнем организационного доверия и функциональностью системы коммуникаций, облегчающих развитие знаний и их распространение.
Рисунок 1. Процесс управления уникальными способностями и знаниями
Источник: составлено авторами.
Именно работник является основным генератором знаний и именно от его потенциала зависят интеллектуальные ресурсы организации, а следовательно, ее ценность. Поэтому в последнее время на рынке труда наблюдается постоянный рост значимости творческих, умных людей, людей с высоким уровнем развития профессиональных компетенций, специальными квалификациями, выдающимися способностями, то есть людей талантливых.
Для организации самой большой проблемой является то, как наиболее эффективно использовать ресурсы талантливых сотрудников [2] (Bychkova, Zhilenkova, 2019) для достижения целей. Таким образом, перед предприятием возникают сложные задачи, связанные с отбором, созданием правильной мотивационной системы, подготовкой эффективных условий для развития потенциала работника. Стремясь обеспечить повышение конкурентоспособности в условиях прогресса информационных технологий и развития цифровой экономики, предприятия должны научиться эффективно управлять выдающимися работниками, то есть внедрять механизмы управления талантами.
Система управления талантами включает в себя разработку конкретного плана действий, которые должны быть адекватными относительно условий функционирования данной компании: ее кадровой стратегии, кадровой политике, организационной культуре, а также программе определения потребности в знаниях или навыках (рис. 2).
Рисунок 2. Система управления талантами, адекватная условиям функционирования компании
Источник: составлено авторами.
Практическая реализация системы управления талантами в организации должна характеризоваться высоким уровнем гибкости и индивидуальным подходом к способным сотрудникам и повышению «уровня интеллектуальных навыков» [6] (Litvinyuk, 2020). Поэтому важен тщательный анализ потребностей и условий, которыми располагает компания, и подготовка на этой основе программы действий. Эффективная система управления талантами должна учитывать потребности и отдельного сотрудника, и компании в целом, создает такие условия «...трудовой жизни сотрудников, в которых их полезные способности, знания и навыки будут развиты и с успехом реализованы» [7] (Odegov, 2015).
Выбор предпочтительного пути карьеры талантливого сотрудника определяется на основе индивидуальной программы его развития во взаимоувязке с целями и интересами организации, используя принцип ротации кадров, так как новые обязанности и задачи стимулируют к творческой деятельности и глубокому погружению в работу. Главное здесь – актуальность контента и методик. Соответственно, нужно хорошо понимать, каких навыков и компетенций не хватает каждому сотруднику.
В условиях прогресса развития информационных технологий и цифровой экономики актуальной будет организация функционирования системы управления талантами в формате онлайн. Данный фактор помогает быстро перестроиться с офисной работы на удаленную, адаптироваться к резко меняющимся обстоятельствам ведения бизнеса, осваивать новые навыки сразу же, как только в них возникла необходимость. Для эффективного процесса управления талантами требуется соответствующая инфраструктура. И здесь ключевую роль приобретают автоматизированные решения. Переход России к цифровой экономике требует от HR-функции активного внедрения digital-инструментов [5] (Zavyalova, Kireeva, 2020). С их помощью компании могут настроить гибкие программы развития навыков дистанционной работы и удаленного управления бизнес-процессами, «унифицировать и сделать более прозрачными многие HR-процессы», а также продолжать развитие сотрудников.
В процессе проектирования, организации и реализации программы управление талантами организация может сталкиваться с рядом проблем, одна из которых связана с выбором модели управления, которая будет адекватна потребностям организации, и с созданием соответствующих условий сотрудничества с талантливыми сотрудниками. Менеджеры должны помнить, что эта группа сотрудников требует особого внимания. Недифференцированные жесткие стандарты кадровой политики, ориентированные на всех, кто работает на данном предприятии, могут быть неэффективными в этом случае, вызывая замедление или даже блокирование развития потенциала, связанного с талантами [10].
Применение системы мотивации, основанной исключительно на финансовых факторах, может быть недостаточно, чтобы удержать выдающихся сотрудников в компании и активизировать их особые возможности в пользу фирмы. Гораздо большее значение в этом случае имеют нематериальные мотиваторы, такие как признание важности работника в контексте целей организации и доверие со стороны начальства.
Работник, основанный в основном на своих знаниях и навыках, должен иметь оптимальный уровень самостоятельности и свободы в действиях, чтобы иметь возможность правильно использовать свои ресурсы. Только в таких условиях он быстро раскроет свой скрытый потенциал, проявит способность мыслить творчески и тем самым генерировать необычные идеи. В случае если свобода работника ограничена, например, путем практики определенных решений, повышающих производительность труда, можно ожидать постепенного блокирования его творческой инициативы и заметного ослабления приверженности выполняемой работе.
В контексте практических препятствий, стоящих на пути сотрудничества с особо одаренными личностями, нельзя забывать о действии так называемого человеческого фактора. Факт принятия в компанию человека, который обладает выдающимися способностями и выделяется среди других занятых, создает определенную угрозу качеству трудовых отношений. По отношению к новому сотруднику могут возникнуть зависть, неприязнь и даже враждебность в связи с его исключительным положением, привилегиями или авторитетом. Скорее всего, это приведет к дальнейшим препятствиям в кооперации, коммуникационным барьерам и даже серьезным конфликтам, так как не каждый руководитель полностью поддерживает идею управления талантами, не каждый убежден в преимуществах, которые она приносит [10].
В целях более эффективного использования потенциала талантливых сотрудников необходимо осуществлять оценку мнения способных работников в отношении к трудовому коллективу. Тот факт, что они располагают ключевыми для целей организации ресурсами, может породить чрезвычайно высокое чувство уникальности, уверенность в своей незаменимой роли. В результате чего они могут значительно раздвигать границы своих компетенций, навязывать собственные нетрадиционные правила [10], зачастую пренебрегая интересами других.
Вышеперечисленные сдерживающие факторы подтверждают тот факт, что процесс управления талантами чрезвычайно сложный процесс. В то же время «современные технологии позволяют существенно снизить затраты на обучение новых сотрудников, адаптировать сотрудников в более короткие сроки и в целом повысить их производительность», а реализация самого процесса выявления и управления талантами «с использованием современных информационных технологий существенно влияет на результат» [5] (Zavyalova, Kireeva, 2020) деятельности компании.
Заключение
Влияние таких ресурсов личности, как специализированные навыки, межличностные компетенции, соответствующий уровень вовлеченности и интеллектуальный потенциал человека наряду с прогрессирующими социально-экономическими изменениями в обществе, приобретает чрезвычайно важное значение и влияние на результативность организации.
Развивающиеся цифровые технологии накладывают отпечаток на процессы развития как интеллектуального капитала, так и управления талантами в организации: повышается производительность труда; высвобождаются профессии, которые менее способны адаптироваться к цифровизации; увеличиваются темпы текучести кадров. Приход информационной эры выявил потребность в экспертных и уникальных знаниях, получивших чрезвычайно высокий статус в новых экономических условиях [10], то есть в условиях цифровой экономики, развития информационных технологий и необходимости развития и автоматизации процесса управления талантами. В данном контексте «менеджмент компаний должен сосредоточиться на профессиональном росте своих сотрудников, пополнении уникального ресурса талантливыми людьми, способными к самостоятельному решению бизнес-задач, к работе в проектных группах, способными генерировать и воплощать в жизнь самые фантастические идеи» [5] (Zavyalova, Kireeva, 2020), а также на развитии специфического потенциала сотрудников для достижения важных организационных целей.
References:
Buckingham M., Coffman C. (2001). Po pierwsze: złam wszelkie zasady. Co najwięksi menedżerowie na świecie robią inaczej Warszawa : MT Biznes.
Bychkova Ya.V., Zhilenkova E.P. (2019). Razvitie chelovecheskogo kapitala organizatsii v usloviyakh primeneniya tsifrovyh form kommunikatsii [Development of the organization's human capital in the context of the use of digital forms of communication] Current issues of engineering, science, and technology. 254-257. (in Russian).
Davenport T.H (2007). Zarządzanie pracownikami wiedzy Kraków: Wolters Kluwer Polska.
Davydova E.V., Kozlov V.D. (2018). Osnovnye tendentsii kapitalizatsii chelovecheskikh resursov v APK selskikh territoriy [The main trends in the capitalization of human resources in agriculture rural areas]. Russian Journal of Labor Economics. 5 (2). 479-492. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.2.39101 .
Litvinyuk A.A. (2020). Sovershenstvovanie kadrovogo potentsiala v nauke i vysshem obrazovanii putem privlecheniya molodyh talantlivyh spetsialistov: problemy i resheniya [Improving the slate of internal talent in science and higher education by attracting young talented specialists: problems and solutions]. Leadership and management. 7 (4). 629-642. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.4.111263 .
Odegov Yu.G. (2015). Upravlenie talantami – realnost sovremennogo menedzhmenta [Talent management as a reality of modern management]. Bulletin of Omsk University Series \. (1). 92-99. (in Russian).
Ryabchikova N.N. (2020). Talant-menedzhment kak neobkhodimoe napravlenie razvitiya chelovecheskogo kapitala v agropromyshlennom klastere [Talent management as a necessary direction of human capital development in the agro-industrial cluster]. Leadership and management. 7 (3). 459-472. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.3.110673 .
Struk K.Yu., Rudnev V.E., Khnykina T.S. (2019). Formirovanie podkhoda k upravleniyu talantami v usloviyakh tsifrovizatsii [Formation of an approach to talent management in the context of digitalization] SPbPU Science Week. 387-391. (in Russian).
Woińska M., Szmidt Cz. (2005). Metody i techniki wyłaniania kadry o wysokim potencjale (wnioski z praktyki) Warszawa : Instytut Pracy i Spraw Socjalnych.
Zavyalova N.B., Kireeva A.A. (2020). Avtomatizatsiya upravleniya talantami v povyshenii effektivnosti kompanii [Talent management automation in improving company efficiency]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (5). 1413-1424. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.110193 .
Zhilenkova E.P. (2020). Tsifrovizatsii v razvitii chelovecheskogo kapitala obshchestva: upravlenie znaniyami i obuchenie v realnom vremeni i na postoyannoy osnove [Digitalization in the development of human capital of society: knowledge management and training in real time and on an ongoing basis] Digital region: experience, competencies, projects. 300-304. (in Russian).
Страница обновлена: 12.05.2025 в 16:48:20