Обзор тенденций в цифровизации предпринимательства и менеджмента

Умнова М.Г.1, Бусалова А.Д.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 6 (Июнь 2020)

Цитировать:
Умнова М.Г., Бусалова А.Д. Обзор тенденций в цифровизации предпринимательства и менеджмента // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 6. – С. 1689-1700. – doi: 10.18334/epp.10.6.110512.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43811683
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Глобальный переход к цифровому укладу диктует необходимость адаптации всех экономических систем. Отдельного внимания заслуживают преобразования в сфере управления и предпринимательства, на которых оказывает влияние ряд факторов, наиболее значимыми из которых являются структурные изменения экономической деятельности, трансформация сущности предпринимательства, потребителей и персонала. Кроме того, происходит переосмысление существующих методов работы и подходов к менеджменту, особенно в отношении работы с информацией и управления знаниями. Управление предприятием сегодня предполагает гармоничное сочетание классических постулатов менеджмента и новых технологических решений и возможностей на фоне динамично меняющихся условий. В статье проведен обзор российских и зарубежных источников с целью определения основных тенденций, формирующих современный облик цифрового предпринимательства и управления цифровым предприятием.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, предпринимательство, управление, менеджмент

JEL-классификация: L26, M21, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Цифровизация экономики и управления является одним из основных драйверов современных инноваций, стимулирующих развитие экономической, социальной, государственной и прочих сфер. В частности, значительные изменения претерпевают предпринимательство и управленческая деятельность в связи с использованием новых технологичных решений для организации труда, набирающим популярность удаленным режимом работы и другими факторами цифровой эры. Очевидно, анализ существующих и зарождающихся тенденций перехода экономических отношений в цифровую среду представляет научный и прикладной интерес. Целью настоящей статьи является обзор научных работ российских и зарубежных авторов с целью определения сущности, проблем и перспектив цифровизации экономики и управления.

В первой части статьи рассмотрены сущность и основные тенденции перехода экономики в общем и предпринимательства в частности к цифровому укладу. Рассмотрены основные изменения, касающиеся различных отраслей экономической деятельности, потребителей, персонала, и основных принципов работы цифровых предприятий. Во второй части статьи более подробное внимание уделено изменениям в менеджменте, особенно в отношении управления знаниями и информацией и принятия управленческих решений. В заключении подведены итоги, рассмотрены основные вызовы адаптации к переходу в цифровую среду в сфере управления предприятием.

Сущность и тенденции цифровизации экономики и предпринимательства

Термин «цифровая экономика» был введен в оборот в конце XX века американским ученым Николасом Негропонте в 1995 году, а его научное содержание было расширено канадцем Доном Тапскоттом в 1997 году [12] (Gretchenko, 2018). Феномен цифровизации экономики был выделен на фоне высоких темпов роста использования ресурсов сети Интернет и внедрения современных информационно-технологических средств коммуникаций для переноса различных социальных и экономических видов деятельности, таких как коммерция, бизнес, образование, медиа и т.д., в электронную интернет-среду.

Тема цифровой экономики все чаще становится объектом внимания научного сообщества. Проводя анализ публикационной деятельности на основании наукометрической базы РИНЦ, можно сделать выводы, что исследования в данном направлении набирают обороты (рис. 1). За пять лет актуальность данной темы возросла в несколько раз: если еще за 2016 год было опубликовано 220 статей по тематике «цифровая экономика», то на первое полугодие 2020 года уже опубликовано 3196 публикаций в РИНЦ.

Рисунок 1. Публикационная активность авторов в РИНЦ по тематике «цифровая экономика»

Источник: составлено авторами на основе данных РИНЦ.

Переход к цифровому укладу зачастую ассоциируется с положительной динамикой экономического развития как на микро-, так и на макроуровне. Так, в работах Туманян Ю.Р., Алексеенко О.А., Ильина И.В отмечено, что цифровизация рыночного пространства способствует развитию конкурентной среды между экономиками разных стран. Авторы отмечают, что при создании цифровой, управляемой технологиями, экономики данная парадигма может стать именно тем двигателем экономического роста, в котором нуждаются большинство стран мира. Потенциальные экономические выгоды от цифровизации производственной и экономической деятельности велики – это, прежде всего, формирование новых источников дохода и расширение границ экономических возможностей стран. Такая динамика приводит к повышению глобальной конкурентоспособности и улучшению жизненных условий населения [8, 19] (Alekseenko, Ilyin, 2018; Tumanyan, 2019).

Однако развитие возможно лишь при условии корректного перевода и адаптации всех отраслей экономической деятельности. Так, например, по мнению Фролова В.Г. и Каминченко Д.И., промышленное производство в России, приобретающее черты децентрализации и сетевизации, имеет ряд неразрешенных институциональных проблем, препятствующих внедрению цифровых решений [20] (Frolov, Kaminchenko, 2019). Аналогично, российская агропромышленность в настоящий момент не может перейти от простой автоматизации к полноценной цифровизации в условиях отсутствия сформированной цифровой экосистемы [9] (Vartanova, 2019).

Зарубежными авторами отмечается положительное влияние цифровизации экономики на склонность населения к предпринимательству (entrepreneurial intent) в связи с возможностью продажи товаров и услуг не только на локальных, но и на глобальных рынках, снижением барьеров на вход на рынки, использованием цифровых платформ [1] (Geissinger, Laurell, Sandström, Eriksson, Nykvist, 2019). Сферы с исторически высокими входными барьерами, такие как туризм, транспорт, банковская сфера, сейчас стали более доступными для предпринимателей нового поколения. Склонность к предпринимательству также возрастает благодаря более доступному формату дистанционного образования. Вместе с этим создается новый сегмент предприятий, обслуживающих возрастающие цифровые нужды общества, например распространение 3D-принтеров преобразовало рынок печати и создало новые возможности для бизнеса.

Таким образом, благодаря переходу к цифровому укладу, происходит переосмысление сущности предпринимательских рисков и неопределенности, и методов управления ими. Все чаще используется термин «цифровое предпринимательство», подразумевающий ведение бизнеса в рамках обмена, трансфера и приобретения предпринимательских знаний в электронной среде. Отмечается нарастающий конфликт между рыночной логикой предпринимательства и использованием нерыночных цифровых инструментов продвижения и взаимодействия с заинтересованной общественностью. Компании, работающие по принципу экономики совместного потребления, зачастую называют институциональными предпринимателями в связи с их активным участием в формировании правил и норм регулирования формирующихся индустрий. Другой характеристикой цифрового предпринимательства является его привязка по географическому признаку: комфортные условия для существования цифровых бизнес-структур создаются преимущественно в агломерациях крупных городов, характеризующихся крупными и насыщенными рынками сбыта, детальным разделением труда, отраслевым разнообразием, что в целом снижает трансакционные издержки предпринимателей [1] (Geissinger, Laurell, Sandström, Eriksson, Nykvist, 2019).

Переход управления в цифровую среду сопряжен с изменениями в организационной структуре предприятий и выработке новых подходов в работе с персоналом. В своей работе Витер К.А. и Ускова Е.А. делают акцент на том, что информация сейчас и в будущем будет движущей силой рынка, а навыки работы с ней будут необъемлемой частью профессиональной квалификации. Кроме того, приоритетным является формирование у персонала цифровых компетенций, выраженных в уверенном и эффективном использовании информационно-коммуникационных технологий для работы, отдыха и общения [10] (Viter, Uskova, 2018).

С другой стороны, следует ожидать сокращения занятости в отраслях с преимущественно рутинным физическим трудом, например, в России к 2027 году ожидается значительное сокращение рабочих мест на обрабатывающих предприятиях (на 24%), в сельском хозяйстве (на 14,9%), в сфере транспортных коммуникаций (9,3%) [12] (Gretchenko, 2018). Отдельного упоминания заслуживает возрастающая роль трудоустройства в организациях, работающих по принципу электронных платформ («Яндекс.Такси», Amazon, Delivery Club и т.д.), особенно в так называемых единорогах, цифровых платформах нового типа с колоссальной стоимостью бизнеса, одновременно разрушающих существующие бизнес-структуры и создающих вместо них новые [13] (Denisov, Polozhishnikova, Kuttybaeva, Petrenko, 2020).

Помимо изменяющейся структуры рынка занятности и требований к сотрудникам, меняются и методы и принципы работы. Так, все более распространенной становится концепция гибкого рабочего дня, впервые обозначенная инженером NASA Джеком Ниллесом в 1970-х, во время его удаленной работы над одним из коммуникационных проектов компании [4] (Nilles, 1975). Другим набирающим популярность форматом работы является концепция коворкинга, формы гибкой организации рабочего места, предложенного инженером Бредом Нейбергом в 2005 году. Коворкинг-зоны открывают новые возможности для предпринимателей благодаря общедоступным современным технологиям и зонам для деловых встреч. Наконец, цифровые интернет-платформы способствуют распространению феномена совместного (sharing) использования ресурсов, услуг, информации и знаний, являющегося фундаментом концепции «умных городов», в которых информационные и коммуникационные технологии расширяют возможности участия населения в различных активностях вне зависимости от времени и места [6] (Yu, Burke, Raad, 2019).

Таким образом, цифровая эра наложила отпечаток не только на экономики стран, бизнес-структуры, рабочие процессы, но и на общество в целом, на клиентов и потребителей. Модель потребления товаров, работ и услуг сегодня принципиально отличается от ситуации двадцатилетней давности, а граждане способны участвовать в микроэкономических процессах не только благодаря традиционно присущей им рыночной власти покупателей, но и как носители новых ролей, таких как агенты по распространению, разработчики контента, иными словами, в качестве активных участников рыночных отношений в противоположность устаревающему образу потребителя как пассивной роли «получателя» товаров [2] (Lammi, Pantzar, 2019).

Изменения в управлении предприятием в цифровую эпоху

Рассмотрим подробнее цифровую трансформацию управленческой деятельности. В работах Масленникова В.В, Ляндау Ю.В., Калининой И.А. проводится параллель между классической системой управления и «новой» моделью в цифровой экономике. Цифровая модель опирается на все классические организационные постулаты, но в то же время возникают потребности в видоизменении объектов системы. Авторы пишут, что для обеспечения реализации беспрерывного функционирования объекта управления в цифровой экономике необходимо наличие цифрового двойника, позволяющего оцифровать основные бизнес-процессы, виртуализировать их с использованием технологий дополненной реальности. Процессы управления цифровизируются за счет внедрения полуавтоматических систем реализации основных функций менеджмента. Цифровизация управленческих решений заключается в формировании на цифровой платформе возможных сценариев развития организации с расчетом показателей для каждого сценария по принципу «что будет, если…». Таким образом, большая часть рутинных функций управленцев будет замещена творческими задачами, такими как подбор сотрудников, разработка систем мотивации, командообразование и лидерство [14–16] (Kuzmina, Zhernakova, 2020; Kutepov, Rybakov, 2018; Maslennikov, Lyandau, Kalinina, 2020).

Будет возникать управленческая нагрузка в связи с ростом функций обслуживания цифровой среды. Так, например, из-за повсеместного перехода на электронные способы оплаты возникает необходимость в организации работы отделов кибербезопасности в части предотвращения мошенничества и обеспечения надежности механизмов идентификации личности клиентов, где на текущий момент ряд операций не могут быть автоматизированы [11] (Voskanyan, Krivoshapka, 2016).

В работах российских и зарубежных авторов подчеркивается важность адаптации к новым технологиям и разработке новых подходов для получения максимально положительных эффектов в переходном периоде. При этом влияние цифровизации управления наиболее выражено в следующих аспектах [14] (Kuzmina, Zhernakova, 2020):

· межфункциональное взаимодействие;

· скорость выполнения операций;

· качество оперативных решений;

· снижение затрат;

· мониторинг операционной деятельности в реальном времени;

· качество производимых товаров и услуг.

С учетом того, что рассматриваемые нововведения влияют на принятие управленческих решений не только на операционном уровне, но и на стратегическом, стоит рассмотреть какие принципы в себе несет новый подход. В своих трудах Кутепов О.Е., Рыбаков О.Е [15] (Kutepov, Rybakov, 2018) выделяют следующие факторы, необходимые для принятия управленческих решений в цифровую эру:

· необходимость получения данных в режиме онлайн;

· управление экономическими процессами на предприятии должно основываться на результатах анализа Big Data;

· необходимость обеспечения мгновенного принятия решения в зависимости от изменений параметров внешней и внутренней среды предприятия;

· необходимость обеспечения высокого уровня клиентоориентированности бизнеса, использование персонального подхода, особенно при работе с ключевыми клиентами, потребности которых составляют фундамент бизнес-стратегии предприятия;

· необходимость обеспечения возможностей быстрого решения проблем клиентов (например, использование чат-ботов);

· использование цифровой системы должно обеспечивать синергетический эффект.

По мнению Игоря Гиркина, менеджера по развитию новых технологий Cisco, управление информационными потоками цифрового предприятия должно максимально исключить участие человека в процессах передачи информации, поскольку именно человек является «наиболее слабым звеном, способным преднамеренно или непреднамеренно исказить передаваемую информацию». Полностью автоматизированный процесс обмена информацией внутри и снаружи предприятия является залогом его эффективной работы в цифровую эпоху [11] (Voskanyan, Krivoshapka, 2016).

С другой стороны, принятие управленческих решений является той зоной менеджмента, которая, по мнению Авдеенко Т.В. и Алетдиновой А.А., полностью автоматизирована быть не может, хотя существующие программные алгоритмы могут быть усовершенствованы. Используемые в управлении знаниями экспертные системы, использующие в своей работе искусственный интеллект (ИИ), имеют ряд недостатков, которые за последние 40 лет не были полностью адресованы. Первым недостатком является использование в большинстве экспертных систем представления в формате «если предпосылка → заключение». Однако зачастую комплексность разрешаемых задач такова, что представить ситуацию ввиду набора комплекса подобных правил невозможно, а эксперт-человек (менеджер) при разрешении такого рода задач использует опыт и интуицию. Авторами предлагается усовершенствование алгоритмов программной поддержки принятия решений в виде гибридной экспертной системы, опирающейся не только на правила, но и на прецеденты – запись сценариев аналогичных событий в прошлом и сделанных выводов [7] (Avdeenko, Aletdinova, 2017).

Другим изменяющимся аспектом работы с информацией с перспективы управленцев является ее презентация в условиях растущей прозрачности и доступа к большому массиву данных. В работе японского автора Мурата К. рассматривается необходимость перехода от конвенциональной визуализации в менеджменте к цифровой, что подразумевает отражение рисков, бизнес-процессов и других элементов предприятия в слоях как реального, так и цифрового мира, где в последнем необходимо учитывать наличие сенсорных, аналитических, контролирующих технологий, а также дисплеев, интернета [3] (Murata, 2019).

Заключение

В статье было выделено четыре основных направления, оказывающих влияние на управление цифровым предприятием (рис. 2).

Рисунок 2. Направления трансформации управления цифровым предприятием

Источник: составлено авторами.

Первый блок изменений, вызванных переходом к цифровому укладу, связан с макроэкономическими изменениями, вызванными возникновением и ростом и одновременно сокращением ряда отраслей, появлением новых источников доходов и изменением позиции потребителей. Вторая группа – рост тенденции населения к предпринимательству, возможный благодаря снижению барьеров на вход в рынки, доступности дистанционного образования и получения знаний, появлению новых инструментов взаимодействия с внешней средой и концентрации цифровых предприятий в городах. Далее, преобразовываются принципы и методы работы с персоналом, изменяются требования к навыкам, рабочему месту и графику. В последней группе представлены управленческие аспекты цифрового бизнеса, а именно изменение структуры труда менеджеров, особенно в отношении их работы с информацией.

В заключение можно отметить, что интерес к теме цифровизации экономики и управления неизменно растет, и многие представители научного и бизнес-сообщества предлагают инновационные решения и методологические подходы к адаптации рабочих процессов к новым условиям. Возникает необходимость пересмотра всего рабочего цикла: оцифровка бизнес-процессов, переход на платформенные решения, внедрение искусственного интеллекта и т.д. Данные изменения дадут толчок для развития даже в сложившихся кризисных условиях. Примером может служить опыт компаний, которые в период пандемии смогли продолжить деятельность благодаря перестройке существующих бизнес-процессов и переводу персонала на удаленную работу. Конечно, для многих копаний данный переход дается сложнее ввиду дороговизны IT-решений и сложности переноса процессов в цифровую сферу, однако постепенный переход позволит бизнесу оставаться конкурентоспособными.


Источники:

1. Geissinger А., Laurell C., Sandström C., Eriksson K., Nykvist R. Digital entrepreneurship and field conditions for institutional change – Investigating the enabling role of cities. 2019. Technological Forecasting and Social Change. Volume 146, pp. 877-886. URL: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.06.019 (дата обращения 13.06.2020)
2. Lammi M., Pantzar M. The data economy: How technological change has altered the role of the citizen-consumer. 2019. Technology in Society. Vol 59. URL: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2019.101157 (дата обращения 13.06.2020)
3. Murata K. On the Role of Visual Management in the Era of Digital Innovation. 2019. Procedia Manufacturing, 39, pp. 117- 122. URL: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2020.01.246 (дата обращения 13.06.2020)
4. Nilles J.M. Telecommunications and organizational decentralization. IEEE Transactions on Communications, 1975. 10, pp. 1142-1147. URL: https://jala.com/Telecomm%20and%20Org%20Decentralization.pdf (дата обращения 12.06.2020)
5. Youssef A.B., Boubaker S., Dedaj B., Carabregu-Vokshi M. Digitalization of the economy and entrepreneurship intention. Technological Forecasting and Social Change. April 2020. URL: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120043 (дата обращения 12.06.2020)
6. Yu R., Burke M., Raad N. Exploring impact of future flexible working model evolution on urban environment, economy and planning. Volume 8, Issue 3. 2019. pp. 447-457. URL: https://doi.org/10.1016/j.jum.2019.05.002 (дата обращения 12.06.2020)
7. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями / Т.В. Авдеенко, А.А. Алетдинова // Научно-технические ведомости Санкт-петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Том 10, №1. С.7-18. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=28794920 (дата обращения 13.06.2020)
8. Алексеенко О.А., Ильин И.В. Цифровизация глобального мира и роль государства в цифровой экономике / О.А. Алексеенко, И.В. Ильин // Информационное общество. 2018. № 2. С. 25 – 28. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35729162 (дата обращения 08.06.2020)
9. Вартанова М.Л. Цифровая трансформация российского АПК в современных условиях / М.Л. Вартанова // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Том 9, номер 4. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42471342 (дата обращения 08.06.2020)
10. Витер К.А., Ускова Е.А. Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровой экономики / К.А. Витер, Е.А. Ускова // Управление знаниями в цифровой экономике: сборник научных статей Международной молодежной конференции по управлению знаниями. 2018. С. 22-24. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36827401 (дата обращения 10.06.2020)
11. Восканян Е., Кривошапка И. Цифровизация экономики: влияние на управление / Е. Восканян, И. Кривошапка // Эффективное антикризисное управление. 2016. № 6(99), с. 6-11. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=28174500 (дата обращения 11.06.2020)
12. Гретченко А.А. Сущность цифровой экономики, генезис понятия "цифровая экономика" и предпосылки ее формирования в России / А.А. Гретченко // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. Т.10, №3(31). С.23-37. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36366304 (дата обращения 08.06.2020)
13. Денисов И.В., Положишникова М.А., Куттыбаева Н.Б., Петренко Е.С. Цифровые предпринимательские экосистемы: бизнес-платформы как средство повышения эффективности / И.В. Денисов, М.А. Положишникова, Н.Б. Куттыбаева, Е.С. Петренко // Вопросы инновационной экономики. 2020. Том 10, номер 1. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42676075 (дата обращения 10.06.2020)
14. Кузьмина Е.Ю., Жернакова М.Б. Организационные аспекты цифровизации управления / Е.Ю. Кузьмина, М.Б. Жернакова // Экономические системы. 2020. Том 13. № 1 (48). С. 95–101. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42525485 (дата обращения 08.06.2020)
15. Кутепов О.Е., Рыбаков О.Е. Цифровизация экономики: влияние на управление / О.Е. Кутепов, О.Е. Рыбаков // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 80-82. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35628791 (дата обращения 8.06.2020)
16. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Организация цифрового управления персоналом / В.В. Масленников, Ю.В. Ляндау, И.А. Калинина // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. № 1 (109). С. 87-92. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42407982 (дата обращения 08.06.2020)
17. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Формирование системы цифрового управления организацией / В.В. Масленников, Ю.В. Ляндау, И.А. Калинина //Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6 (108). С. 116-123.Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41482589 (дата обращения 07.06.2020)
18. Мрочковский Н.С., Ляндау Ю.В., Пушкин И.С., Федосимова М.А. Цифровая трансформация бизнес-моделей / Н.С. Мрочковский, Ю.В. Ляндау, И.С. Пушкин, М.А. Федосимова //
Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 69-72. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=41445400 (дата обращения 05.06.2020)
19. Туманян Ю.Р. Цифровизация экономики как фактор стимулирования экономического роста и решения социальных проблем / Ю.Р. Туманян // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 170-175. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=38243167 (дата обращения 07.06.2020)
20. Фролов В.Г., Каминченко Д.И. Применение методов политико-экономического анализа в целях проведения результативной согласованной промышленной политики в условиях цифровой экономики / В.Г. Фролов, Д.И. Каминченко // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Том 9, номер 4. Ссылка в РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=42471341 (дата обращения 06.06.2020)

Страница обновлена: 08.04.2024 в 16:01:56