Обеспечение экономической безопасности при реорганизации предприятий

Михайлюк О.В.1
1 Пятигорский государственный университет, Россия, Пятигорск

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Михайлюк О.В. Обеспечение экономической безопасности при реорганизации предприятий // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 2. – С. 623-638. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114517.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48777069
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности предприятий в процессе их реорганизации. Систематизированы типичные схемы противоправных действий при реорганизации бизнеса. Предложены механизмы обеспечения экономической безопасности при реорганизации предприятий. Определены практические возможности использования организационной, портфельной, финансовой и операционной реструктуризации в целях укрепления системы экономической безопасности реорганизуемых предприятий.

Ключевые слова: реорганизация бизнеса, экономическая безопасность, экономические преступления, реструктуризация предприятия

JEL-классификация: M11, M21, L26



Введение. Коммерческие предприятия иногда сталкиваются с необходимостью реорганизации. Реорганизация бизнеса предполагает отношения правопреемства юридических лиц, в результате которых происходит одновременное создание одного или нескольких новых предприятий либо прекращение деятельности одного или нескольких прежних предприятий. Порядок реорганизации юридических лиц регулируется в первую очередь Гражданским кодексом РФ, где в рамках статьи 57 части первой называются основные формы реорганизации юридических лиц – слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование [1].

Слияние предполагает объединение двух и более предприятий в одно вновь создаваемое юридическое лицо. Присоединение означает прекращение деятельности одного или нескольких предприятий с передачей их прав и обязанностей другому юридическому лицу. Разделение – форма реорганизации, при которой из одного предприятия создается несколько новых компаний с полной передачей им прав и обязанностей, а деятельность реорганизуемого предприятия прекращается. Выделение предполагает, что из состава юридического лица выходят одно или несколько предприятий, к каждому из которых переходят права и обязанности реорганизуемого предприятия, но изначально существовавшее юридическое лицо при этом не ликвидируется. В процессе преобразования участвует одно и то же юридическое лицо, у которого изменяется структура управления и организационно-юридический статус.

В любом случае прохождение юридическим лицом процесса реорганизации повышает риски его экономической безопасности. Это обусловливается тем, что:

- реорганизуются изначально слабые хозяйствующие субъекты с низким уровнем и слабой системой экономической безопасности;

- уровень экономической безопасности значительно понижается в процессе реорганизационных преобразований;

- сторонними лицами совершаются преднамеренные мошеннические действия и экономические преступления, подрывающие экономическую безопасность реорганизуемого предприятия.

Подобным угрозам в особенной степени подвержены небольшие предприятия, у которых часто отсутствует даже штатный юрист и тем более специалист по экономической безопасности. Такие предприятия зачастую становятся мишенью для противоправных мошеннических действий, в результате которых могут быть выведены активы, денежные средства переведены на сторонние счета и т.п.

Это свидетельствует о необходимости разработки и применения действенных механизмов обеспечения экономической безопасности при реорганизации предприятий. Реорганизуемым хозяйствующим субъектам необходимы эффективные механизмы функционирования, нацеленные на преодоление кризисных ситуаций, подрывающих их экономическую безопасность.

Цель исследования – проанализировать обеспечение экономической безопасности при реорганизации предприятий.

Объект исследования – экономическая безопасность реорганизуемых предприятий.

Предмет исследования – процесс обеспечения экономической безопасности при реорганизации предприятий.

Задачи исследования:

- исследовать противоправные действия при реорганизации юридических лиц, подрывающие экономическую безопасность бизнеса;

- определить актуальные направления обеспечения экономической безопасности при реорганизации предприятий.

Противоправные действия при реорганизации юридических лиц, подрывающие экономическую безопасность бизнеса. Число фактов мошенничества в России за последнее время значительно выросло. По данным компании Forensic & Business Solutions, отдельные фирмы, ставшие жертвами экономических преступлений, теряют до $1 млн каждая из-за всевозможных экономических махинаций [17]. С экономическими преступлениями (коррупция, присвоение активов, киберугрозы и др.) сталкиваются около 83% предприятий. В среднем финансовые потери от экономических преступлений в малых компаниях составляют $200 000, в крупных – $104 000 [17]. Малые предприятия, как правило, имеют меньше средств для противодействия мошенничеству, чем более крупные организации, что делает их более уязвимыми, а систему их экономической безопасности – слабозащищенной.

Росту экономических преступлений при реорганизации бизнеса способствует компьютеризация их деятельности. Перевод большинства регистрационных действий в электронную сферу открывает для мошенников новые преступные возможности. К примеру, законный руководитель предприятия до последнего может не знать, что за его спиной мошенники изготовили новую электронную цифровую подпись (ЭЦП) и распоряжаются активами предприятия.

Выделим наиболее типичные схемы противоправных действий при реорганизации бизнеса.

1. Незаконное образование предприятий, создание фирм-однодневок.

1.1. Незаконное образование юридического лица в процессе реорганизации. Состав преступления, предусмотренного статьей 173 Уголовного кодекса РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» [2], предусматривает два альтернативных варианта этого общественно опасного деяния: образование юридического лица через подставных лиц; представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о подставных лицах. Действия мошенников по незаконному созданию новой организации внешне могут выглядеть вполне официально и включать подготовку к государственной регистрации, прохождение этой процедуры, уплату регистрационного сбора и получение свидетельства о государственной регистрации.

Как отмечает в своем исследовании Петухов Е.В. [16] (Petukhov, 2015), при незаконном образовании юридического лица может иметь место обман физического лица. Человека вводят в заблуждение касательно его роли в создаваемом предприятии, относительно цели применения его документов и частных данных, реального содержания регистрационных действий и т.п. Похожий механизм может прослеживаться и в ситуации использования физического лица в качестве учредителя предприятия без его ведома. Это возможно, например, когда для образования предприятия используются потерянные или похищенные документы либо частные данные человека [15] (Petukhov, 2014).

1.2. Создание фирм-однодневок, не имеющих фактической самостоятельности, не ведущих предпринимательскую деятельность, сдающих бухгалтерскую отчетность с минимальной налоговой нагрузкой. Иначе говоря, фирмы-однодневки – это фиктивные компании, задействованные в криминальных схемах теневой экономики. Предприятиям нужно помнить, что сотрудничество с фирмой-однодневкой может быть не прямым, а опосредованным – через поставщиков или иных контрагентов. Это несет угрозу подрыва экономической безопасности и ущерба для добросовестно функционирующего предприятия.

2. Незаконное использование документов.

2.1. Незаконное использование документов, удостоверяющих личность, доверенностей и персональных данных, что нарушает установленный порядок персонализации и идентификации ответственного физического лица, реорганизующего юридическое лицо. Согласно законодательству, для образования юридического лица предписывается использовать правомерно полученные документы [16] (Petukhov, 2015), поэтому незаконное использование документов при реорганизации нарушает законодательно установленный порядок ведения предпринимательской деятельности. Как правило, происходит временная возмездная либо безвозмездная передача любого документа, удостоверяющего личность, в государственные регистрирующие органы или иным заинтересованным лицам, в частности – для внесения сведений в ЕГРЮЛ.

2.2. Мошенничество с иными документами в процессе реорганизации бизнеса, в том числе [17]:

- фальсификация платежных поручений с указанием заведомо недостоверных оснований платежа. Особенно активно такие платежные поручения могут использоваться при совершении налоговых правонарушений и иных незаконных финансовых операций;

- мошенничество с расчетно-платежными ведомостями – включает в себя получение каких-либо ценностей обманными путями: фальсификацию расходных документов, фальсификацию или потерю платежных ведомостей, подлог результатов инвентаризации, заключение договоров с нарушением правил;

- махинации с финансовыми отчетностями – это преднамеренное искажение или неотражение существенных хозяйственных фактов в бухгалтерском учете, которое вводит в заблуждение пользователя и может привести к изменению его мнения или решения.

3. Незаконная смена директора и захват компании.

3.1. Незаконная смена директора на основе фальсификации доверенности и ЭЦП. Схема заключается в том, что от лица предприятия изготавливают поддельную доверенность, по которой получают новую ЭЦП (через нотариуса или оператора удостоверяющего центра (УЦ), выдающего сертификаты электронной подписи юр. лицам) на другого директора, а предприятие используют для возмещения НДС, кражи денег со счетов и имущества.

Базовую информацию о любом предприятии получить довольно просто: многие данные есть в открытом доступе, в том числе на собственном сайте компании. Некоторые открытые данные о фирмах содержатся на сайте ФНС России – например, там можно запросить предоставление сведений из ЕГРЮЛ в электронном виде. Некоторые данные о компаниях можно взять с сайтов rusprofile.ru (проверка и анализ российских юридических лиц и предпринимателей), synapsenet.ru (бесплатный поиск тендеров и закупок по всей России), spark-interfax.ru (проверка контрагента, сведения об организации по ИНН, анализ рынка) и т.п. Часть сведений можно получить, послав предприятию предложение о гипотетической сделке.

На следующем шаге подается заявление в один из УЦ для получения новой ЭЦП. Обычно у злоумышленника есть сообщник в УЦ, либо сам центр не отличается высокой квалификацией. Получив электронный ключ, преступник инициирует процедуру регистрации и вскоре становится новым руководителем компании. После чего от имени нового директора совершаются противоправные действия – перевод средств со счетов, вывод активов, налоговые нарушения и др.

3.2. Незаконная смена директора на основе фальсификации решения Совета директоров. Допустим, в компании имеется 2 учредителя, один из которых решил незаконно сменить директора. Для этого он может сфальсифицировать заседание и решение Совета директоров. Подделанные документы заверяются у нотариуса, после чего изменяется запись в ЕГРЮЛ. Мошенник становится новым директором и начинает выводить активы через подставные компании. Печально, что законный руководитель узнает о потере контроля над предприятием слишком поздно, когда формально он уже таковым не является.

4. Рейдерский захват предприятия – это недружественное, в том числе силовое поглощение предприятия против воли его руководителя и/или собственников. Рейдерский захват может трактоваться как незаконное слияние, присоединение или преобразование фирмы. Рейдерский захват, как правило, не связан с созданием новой организации, а подразумевает переход прав управления действующей фирмой.

Заметим, что слияние, присоединение или преобразование считается дружественным, если предприятия обладают примерно равными экономическими параметрами, а их руководство и акционеры поддерживают сделку. Однако на практике часто наблюдается именно недружественное, враждебное рейдерство. В слиянии или присоединении участвуют юридические лица с разными экономическими параметрами, более мощная компания поглощает экономически слабую фирму, а установление контроля происходит вопреки воле собственников и акционеров.

Рейдерские захваты представляют реальную угрозу не только имущественным интересам собственников конкретных предприятий, но и экономической безопасности России в целом, поскольку препятствуют нормальному экономическому развитию, росту эффективности национальной экономики, снижают доверие общества к органам власти и инвестиционную привлекательность страны. Как отмечает Волкова Т.В., ущерб от рейдерства в российской экономике достигает $20–50 млрд ежегодно [4] (Volkova, 2011). В связи с этим государство пытается решать данную проблему, совершенствуя нормативно-правовые основы.

5. Фальсификация данных ЕГРЮЛ, внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений. Подобные схемы связаны с нарушением достоверности сведений ЕГРЮЛ, реестров владельцев ценных бумаг, электронных систем депозитарного учета [10] (Kostyuk, 2014). Такие преступления связаны с представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные. Преступление может выражаться также во внесении первичных сведений о регистрации права или субъекта, например, о создании фиктивных юридических лиц, о получении статуса ИП подставным лицом, о регистрации мнимой сделки и т.д. [14] (Nikitin, Cherepashkin, 2012).

Экономические махинации возможны как на уровне самих предприятий, так и на уровне государственных органов [6] (Gunukbaeva, Kilinkarova, 2019). Так, описанная преступная схема подрывает нормальное функционирование органов власти, ответственных за ведение единых реестров. Преступление отягчается тем, что его участником фактически становятся коррумпированные должностные лица, незаконно вносящие в ЕГРЮЛ заведомо недостоверные сведения. То есть, с одной стороны, участником криминальной сделки является лицо, предоставляющее в регистрирующие органы документы для создания или реорганизации предприятия с привлечением подставных лиц. С другой стороны, участником преступной схемы является коррумпированное должностное лицо, которое осознает незаконность образования предприятия и вносит в ЕГРЮЛ заведомо ложные либо неверные сведения. Действия обеих сторон криминальной схемы при этом нацелены на незаконное образование юридического лица. Однако, с правовой точки зрения, не образуется соучастие в преступлении, и эти действия квалифицируются по разным статьям уголовного законодательства [16] (Petukhov, 2015).

Актуальные направления обеспечения экономической безопасности при реорганизации предприятий. В ходе принятия нормативно-правовых актов и реализации исполнительной власти государственные и муниципальные органы РФ стремятся повысить эффективность противодействия экономическим преступлениям и махинациям при реорганизации бизнеса [11] (Kuznetsova, Filatova, 2019). Однако можно дать ряд советов и предприятиям, которые потенциально могут оказаться в вышерассмотренных ситуациях. Их действия должны быть направлены на защиту собственных экономических интересов [12] (Leshchenko, 2020), сохранение целостности и устойчивости корпоративной системы экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности предприятия актуальными методами при его реорганизации выступает важнейшей управленческой бизнес-задачей [7].

В целях снижения рисков экономической безопасности реорганизуемым предприятиям будет целесообразно сотрудничать с профессионалами – специалистами по экономической безопасности, юристами, аудиторами. Таких специалистов желательно привлекать в штат компании на постоянной основе, чтобы они налаживали внутренний контроль и выстраивали эффективную систему собственной экономической безопасности в рамках деятельности корпоративной службы безопасности. Можно также привлекать на платной основе внешних экспертов из специализированных агентств по борьбе с экономическими преступлениями. В обоих случаях функции подобных специалистов заключаются в том, чтобы предупреждать возможные противоправные действия в отношении предприятия, а если они уже совершились, то как можно эффективнее устранять их и минимизировать негативные последствия.

Автор поддерживает следующие общие рекомендации по защите экономической безопасности предприятиям, потенциально подверженным незаконным противоправным действиям в процессе реорганизации, выделенные Майоровым С.М. [13] (Mayorov, 2021):

- запретить предприятиям регистрационные действия в Федеральной налоговой службе без нотариального заверения;

- запретить регистрационные действия в Росреестре без личного присутствия директора и/или собственников предприятия;

- необходимо изменить процедуру смены руководителя в Уставе компании. Рекомендуется усложнить данный процесс, прописать как можно более четкий регламент этой процедуры и обратить внимание банка на это отдельным письмом;

- следует вести постоянный контроль ЕГРЮЛ на предмет подачи каких-либо изменяющих документов по предприятию. Это возможно на электронном сервисе ФНС, либо путем запроса постоянного мониторинга в Реестре, либо на специализированных платных интернет-ресурсах;

- рекомендуется проверять данные по предприятию на сайте судебных решений. Поддельный договор может стать лазейкой для мошенников с целью воровства средств с банковских счетов компании;

- необходимо контролировать почту (и электронную, и обычную), выявляя подозрительные письма от неизвестных лиц;

- рекомендуется регулярно осуществлять вход в личный кабинет налогоплательщика, и если вход вдруг становится невозможным, то незамедлительно выяснить причину этого.

В ряде случаев сам факт реорганизации юридического лица можно считать инструментом обеспечения его экономической безопасности. Реорганизация бизнеса несет в себе возможности смены вектора дальнейшего экономического развития фирмы, повышения эффективности хозяйственной деятельности и укрепления экономической безопасности преобразуемого предприятия.

В связи с гибкостью ее практического применения реорганизация как процесс целенаправленного изменения структуры организации и входящих в нее элементов носит универсальный характер и имеет прикладное значение [18] (Sergeeva, 2016). Белоусова В. отмечает, что такие формы реорганизации юридических лиц, как слияние и присоединение, выступают неплохим способом финансового оздоровления компаний (например, когда финансово сильное предприятие вкладывается в уставный капитал либо акции кризисной компании, подтягивая, таким образом, ее финансовое состояние) [3].

При устойчивых экономических условиях реорганизуемое юридическое лицо способно сохранять свою нишу на рынке, уровень прибыльности, хорошие отношения с контрагентами, и в целом – стабильность системы экономической безопасности. Реорганизация предприятий может проводиться именно в целях усиления уровня экономической безопасности и повышения финансовой результативности бизнеса в изменяющихся условиях. Динамичная организационно-управленческая структура преобразуемого предприятия обеспечит в таком случае его оперативное реагирование на изменения внешних и внутренних условий, включая серьезные перемены, вызываемые непрогнозируемыми событиями. Реорганизация бизнеса дает возможность уточнить параметры дальнейшего стратегического развития компании и стратегию ее экономической безопасности [9] (Karavaeva, Lev, 2019). При этом важно максимально использовать сильные стороны бизнеса во внешней среде и собственные потенциальные возможности – во внутренней среде.

Реорганизация бизнеса должна сопровождаться его реструктуризацией, что предполагает оптимизацию организационно-управленческого и производственного устройства предприятия. В исследовании Тарана В.А. и Патронова Э.Л. выделяются четыре основных подхода к реструктуризации предприятий: организационный, портфельный, финансовый и операционный [19] (Taran, Patronov, 2002). Рассмотрим цели каждого подхода и практические возможности их применения для укрепления отдельных блоков и общей корпоративной системы экономической безопасности реорганизуемых предприятий.

1. Организационная реструктуризация имеет целью повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Она предполагает внедрение инновационных принципов управления предприятием, современных видов контроля и форм отчетности, оптимизацию системы стимулирования.

В рамках организационной реструктуризации можно порекомендовать замену популярной линейно-функциональной организационной структуры управления на матричную. При матричной структуре управления формируются специальные команды исполнителей под конкретные проекты/программы. При работе над проектами сотрудники подчиняются руководству своих отделов и руководителям проектов/программ. Внедрение такой структуры управления вызывает ряд положительных изменений, причем одновременно во многих областях деятельности реорганизуемого предприятия. Это связано с тем, что внутри организации пересекаются экономические интересы множества субъектов (учредителей, руководителей, наемных сотрудников), играющих важную роль в формировании организационной культуры компании [8] (Dneprov, 2018).

Организационная реструктуризация предприятия будет способствовать укреплению таких блоков в общей системе экономической безопасности, как кадровая, интеллектуальная, правовая безопасность.

2. Цель портфельной реструктуризациирост конкурентоспособности предприятия в процессе его реорганизации (либо по завершении этого процесса). Это достигается оптимизацией управления активами, выявлением и реализацией потенциальных возможностей и преимуществ перед фирмами-конкурентами.

Часто при реорганизации бизнеса меняются его собственники. Это может способствовать новым финансовым вливаниям в уставный капитал преобразуемого предприятия, а в итоге – пополнению его основных и оборотных фондов. Также реорганизуемые компании могут привлекать заемные средства для финансирования текущей деятельности.

Портфельная реструктуризация будет способствовать укреплению блока «финансовая безопасность» в системе экономической безопасности реорганизуемого предприятия.

3. Финансовая реструктуризация предполагает планомерный переход финансовой системы реорганизуемого предприятия на иной, более высококачественный уровень. Цели финансовой реструктуризации – наращивание конкурентных преимуществ, усиление экономической безопасности, укрепление финансовой устойчивости. Это может достигаться за счет изменения структуры собственности, сокращения долгов, повышения эффективности финансового менеджмента. Финансовая реструктуризация предполагает системный характер оптимизации и на практике включает комплекс современных взаимоувязанных управленческих мероприятий (от финансовой диагностики до реорганизации бизнес-процессов и изменения оргструктуры) [5] (Voronina, Dramaretskaya, 2009).

В рамках финансовой реструктуризации актуальным инструментом для реорганизуемых предприятий является внедрение и развитие центров финансовой ответственности (ЦФО). Система ЦФО отлично сочетается с предлагаемой в рамках организационной реструктуризации матричной структурой управления. ЦФО представляют собой структурные подразделения в финансовой структуре компании, выполняющие определенные хозяйственные операции и отвечающие за определенные статьи доходов и расходов. Финансовое управление по ЦФО строится через бюджеты и дает возможность эффективного использования ресурсов. Традиционные рекомендуемые к выделению в финансовой структуре реорганизуемого предприятия ЦФО – центр инвестиций, центр прибыли, центр дохода, центр маржинального дохода, центр затрат, центр финансового учета.

Финансовая реструктуризация укрепляет блок финансовой безопасности в общей системе экономической безопасности предприятия.

4. Операционная реструктуризация нацелена на оптимизацию ассортимента и повышение качества продукции; рост операционной рентабельности; рост производительности труда и эффективности каналов реализации продукции производственных и торговых предприятий.

Оптимизация ассортимента продукции предусматривает улучшение взаимодействия с поставщиками, для чего реорганизуемым компаниям рекомендуется активнее принимать участие в отраслевых ярмарках, выставках. В рамках операционной реструктуризации для снижения рисков экономической безопасности реорганизуемым компаниям можно порекомендовать применение диверсификационных стратегий – горизонтальной, вертикальной, концентрической, конгломератной. К относительно частным, но весьма актуальным направлениям реструктуризации операционной деятельности следует отнести расширение сбытовых каналов – в частности, выход в систему госзакупок в качестве поставщика, создание и продвижение собственных интернет-магазинов, выход в качестве поставщика на маркетплейсы. Эти направления развития не только повысят прибыльность и усилят позиции реорганизуемого предприятия на рынке, но и повысят его деловую репутацию, укрепят позитивное отношение клиентов и партнеров к компании.

Операционная реструктуризация повышает доходность бизнеса, а значит, способствует укреплению блока финансовой безопасности предприятия.

Заключение

Подводя итоги исследования, подчеркнем следующее.

При реорганизации юридических лиц могут применяться различные схемы противоправных действий, подрывающие экономическую безопасность бизнеса: незаконное образование предприятий и создание фирм-однодневок; незаконное использование ЭЦП, доверенностей и иных документов; незаконная смена директора; рейдерский захват; фальсификация данных ЕГРЮЛ.

Для обеспечения экономической безопасности предприятия в процессе его реорганизации целесообразно заключить сотрудничество с профессионалами сферы экономической безопасности бизнеса. Подобных специалистов рекомендуется набирать в штат предприятия на постоянной основе или привлекать со стороны, например, по договору со специализированными агентствами по борьбе с экономическими преступлениями.

Рекомендации по защите экономической безопасности предприятиям, подверженным противоправным действиям в процессе реорганизации: запретить регистрационные действия в ФНС без нотариального заверения; запретить регистрационные действия в Росреестре без личного присутствия директора и собственников; усложнить процедуру смены руководителя в Уставе компании, уведомить об этом банк; вести постоянный контроль ЕГРЮЛ на предмет подачи изменяющих документов по предприятию; проверять данные по предприятию на сайте судебных решений; контролировать почту, выявляя подозрительные письма; регулярно осуществлять вход в личный кабинет налогоплательщика.

Законная реорганизация предприятия тесно связана с его реструктуризацией – совершенствованием организационно-управленческой структуры, повышением эффективности управления, укреплением экономической безопасности. Мероприятия в рамках организационной, портфельной, финансовой и операционной реструктуризации будут способствовать повышению эффективности хозяйственной деятельности и укреплению экономической безопасности предприятий при реорганизации.


Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (ред. от 21.12.2021 г.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 25.01.2022).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. (ред. от 30.12.2021 г.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 27.01.2022).
3. Белоусова В. Слияния и поглощения как способ финансового оздоровления компаний. Cfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/investor/m_and_a/financial_recovery.shtml (дата обращения: 20.01.2022).
4. Волкова Т.В. Рейдерство как угроза экономической безопасности // Современная наука. – 2011. – № 4. – c. 60-64.
5. Воронина Л.А., Драмарецкая Я.В. Механизм осуществления финансовой реструктуризации при реорганизации системы управления промышленным предприятием // Финансы и кредит. – 2009. – № 7(343). – c. 37-40.
6. Гунукбаева А.Э., Килинкарова С.Г. Необходимость предупреждения и пресечения экономических преступлений в сфере государственной поддержки малого предпринимательства в зеркале обеспечения экономической безопасности страны // Экономический рост как основа устойчивого развития России: Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2019. – c. 271-275.
7. Демина Н.В., Рыжук А.В. Экономическая безопасность в схемах и таблицах. – Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2020619083, 11.08.2020 г. – Заявка № 2020618092 от 21.07.2020 г
8. Днепров М.Ю. Организационная культура как источник стимулирования // Университетские чтения-2018. Пятигорск, 2018. – c. 101-106.
9. Караваева И.В., Лев М.Ю. Развитие стратегии экономической безопасности (итоги проведения ежегодной международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 4. – c. 194-204. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10055.
10. Костюк М.Ф. Уголовно-правовой анализ фальсификации единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учёта (статья 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 20(349). – c. 82-88.
11. Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Реализация противодействия криминальным проявлениям при обеспечении экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – c. 305-309. – doi: 10.24411/2414-3995-2019-10262.
12. Лещенко Ю.Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 2375-2390. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110815.
13. Майоров С.М. Трансформационные риски и механизмы повышения экономической безопасности предприятия в процессе реорганизации // Мировые научные исследования и разработки в эпоху цифровизации: Ч.1. Ростов-на-Дону, 2021. – c. 776-779.
14. Никитин Е.В., Черепашкин А.С. Система преступлений, связанных с фальсификацией единых государственных реестров и систем учёта прав владельцев ценных бумаг: уголовно-правовой аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – c. 771.
15. Петухов Е.В. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица: признаки объективной стороны состава преступления // Юристъ-Правоведъ. – 2014. – № 4(65). – c. 118-120.
16. Петухов Е.В. Уголовно-правовая охрана отношений в сфере создания и реорганизации юридических лиц. / дисс. … канд. юр. наук: 12.00.08. - Краснодар, 2015. – 189 c.
17. Прогноз потерь российского бизнеса и руководство по борьбе с мошенничеством и конфликтом интересов. - Москва: FBS, 2020. – 7 c.
18. Сергеева А.И. Реструктуризация и границы её использования в обеспечении экономической безопасности бизнеса // Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами. Тверь, 2016. – c. 71-75.
19. Таран В.А., Патронов Э.Л. Инструментальный аппарат реорганизации предприятий и структурного перепроектирования производства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. – 2002. – № 1. – c. 239-242.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:48:09