Разработка методического инструментария определения готовности компании к цифровой трансформации

Чурсин А.А.1, Пчелинцев А.С.1, Назюта С.В.1
1 Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68533887

Аннотация:
Статья отражает значимость адаптации Российской Федерации к изменениям в экономических условиях в условиях санкционного давления с 2022 года. Авторами статьи предлагаются стратегии для наиболее эффективной реорганизации бизнеса за счёт цифровой трансформации и стремлении к технологическому превосходству через внедрение инноваций и цифровых технологий, включая искусственный интеллект, с акцентом на замену импорта отечественными аналогами. Исследование фокусируется на разработке критериев и инструментария для оценки готовности предприятий к цифровой трансформации. Основная научная задача заключается в создании количественных методов для анализа этой готовности, что позволяет предприятиям эффективно адаптироваться к изменениям и поддерживать технологический суверенитет. Статья будет интересна специалистам в области экономической политики, менеджменту, а также исследователям, занимающимся проблемами цифровизации и технологической независимости. Новизна работы заключается в применении математических методов для оценки, что представляет собой значительный вклад в теорию и практику управления и развития предприятий в условиях санкционных ограничений.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация бизнеса, технологический суверенитет, инновации, критерии оценки готовности, экономическое развитие России

JEL-классификация: L86, O30, O31, O32, Q55



Введение

В настоящее время, экономические условия Российской Федерации характеризуются тем, что санкционное давление, со стороны стран Евросоюза и других недружественных стран, начиная с 2022 года увеличивается. В связи с эти увеличением, в экономике происходит определённые сдвиги, если раньше импорт составлял 58%, то в настоящее время 38% и снижается до сих пор, именно поэтому происходит ситуация, когда РФ находится в поиске наиболее перспективных идей по реорганизации бизнеса. [8]

Исходя из этого, необходимо заменить продукцию, которая выпускалась иностранными компаниями, на отечественные аналоги. Для этого требуется развивать и поддерживать собственное производство, стимулировать инновационные разработки и внедрение передовых технологий.

Стоит задача, при которой предприятий входящих в приоритетные отрасли промышленности могут получать субсидии и господдержку для решения задач и выпуска аналогов санкционной продукции.

Необходимо, что продукцию, которую РФ импортирует, нужно не только создать с характеристиками выше и тем самым достичь технологического превосходства и обеспечить технологический суверенитет России, но и необходимо создать средства производства разработанной продукциии на предприятиях.

Технологическое превосходство — это состояние, когда организация или страна обладает более продвинутыми технологическими решениями по сравнению с конкурентами. Это может включать наличие инновационного оборудования, передовых методов производства, передовых исследований и разработок, а также высококвалифицированный персонал, способный создавать и эффективно использовать последние технологии.

Технологическое превосходство может быть достигнуто благодаря динамичному применению современных технологий при создании продукции. Это позволит заменить продукцию, ранее поставляющей по импорту в более короткие сроки, благодаря внедрению инноваций, искусственного интеллекта, цифровых технологий. Создать новейшие цифровые технологии, методы цифровизации предприятий, основы искусственного интеллекта- достаточно сложная задача, требующая различных видов ресурсов и длительного времени. Поэтому на наш взгляд следует пойти путём трансфера из различных отраслей РФ цифровых технологий и методов их применений. Не исключая создания новых цифровых решений.

Трансфер цифровых технологий возможен только в организациях, которые обладают развитыми технологическими компетенциями в таких сферах, как информационные технологии, искусственный интеллект, машинное обучение, аналитика данных, а также обладают современным оборудованием и другими ресурсами. В связи с этим стоит задача разработать методологию оценки готовности организаций к применению ранее разработанных или создаваемых в настоящее время цифровых технологий.

И как правило, без цифровизации предприятия, без внедрения новых технологий произвести данный процесс в короткие сроки невозможно. Поэтому на сегодняшний день, есть пути решения данного вопроса через цифровую трансформацию бизнеса.

Цифровая трансформация бизнеса- процесс внедрения организацией цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами.

Цифровизации нацелена на такие сферы компании как, управление производством, повышение производительности, качества. Увеличение скорости принятия решений.

Таким образом, для выполнения поставленных государством задач, необходимо оценить возможности технического состояния предприятия и готовность его бизнес-процессов к цифровой трансформации. Чтобы в итоге модернизировать бизнес-процессы и повысить технический уровень, крайне важно определить готовность предприятия к цифровой трансформации. И, в связи с этим, надо определить готово ли предприятие модернизироваться?

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время потребность в создание высококонкурентной продукции для обеспечения экономики РФ находится на феноменальном уровне. Ведь экономические условия усложняются с каждым днём. Так, в отношение РФ был принят 13 пакет санкций, который существенно ограничивает использование зарубежных технологий в производстве и в настоящее время рассматривается 14 пакет. Так же стоит отметить, что применение цифровых технологий, позволяет решить задачи, поставленные национальным государственным проектом по преобразованию приоритетных отраслей экономики. Промышленности, финансовых услуг, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Это поможет повысить эффективность компании, её конкурентоспособность, существенно сокращает текучесть сотрудников, затраты и прочие расходы, увеличить скорость принятия решений и обработку больших данных, при работе с массивом документов повышает производительность труда. А также позволит модернизировать и трансформировать бизнес-модели классического бизнеса

На сегодняшний день, согласно выступлению В.В.Путина на ПМЭФ 2024: России необходимо сформировать к 2030 году цифровые платформы во всех отраслях экономики в рамках национального проекта «Экономика данных». [12]

Противостояние санкционному давлению вызывает необходимость осуществления моментальных мер по изменению экономики России, для этого была принята конвенция о 13 приоритетных отраслях промышленности. Поддержку которых, правительство должно осуществить в ближайшее время. Опираясь на цифровые технологии, методы искусственного интеллекта, которые обеспечат решение поставленных задач с наименьшим расходом. Исходя из вышеизложенного является актуальным определение готовности предприятия к цифровой трансформации. С этой целью проведём исследование по разработки критериев методического инструментария по определению готовности компании к цифровой трансформации. В рамках данного исследования, напрашивается необходимость создания эффективного инструментария цифровой трансформации, но перед этим нужно разобраться, надо ли интегрировать во все компании цифровые инструменты? И как понять, готова ли компания к цифровой трансформации?

Гипотеза: разработанные критерии, инструментарий позволяют с наиболее высокой точностью определить готовность предприятия к цифровой трансформации.

Новизна: Создание критериев и инструментов для оценки готовности компании к цифровой трансформации с использованием математических методов обеспечивает возможность количественного анализа каждого критерия. Это позволяет, с помощью разработанной шкалы, определить уровень готовности компании к цифровой трансформации.

Далее рассмотрим создание экономического инструментария для о оценки критериев готовности инструментария для цифровой трансформации. С её помощью можно будет установить, насколько компания подготовлена к цифровой трансформации. Благодаря разработанной методики, бизнес получит возможность понять, нужно ли ему применять цифровые инструменты в своей деятельности? Или его деятельность ещё не нуждается в этом?

Рассмотрим научный опыт: вопросами цифровой трансформации предприятий, процессов занимались многие учёные: Гершман М.Г, [13] исследования которого, посвящены анализу процессов цифровой трансформации. Орлова Н. А. [4] сделала значимый вклад в теоретическую основу исследования, разработав методы для оценки готовности малых производственных предприятий к переходу на цифровую экономику, Чернов И.В, [15] в исследованиях учитывает специфику бизнеса, что позволяет наиболее эффективно применять инструменты цифровизации. Попов Е. В., [5]. Артяков В.В, [2] фокусируется на разработке методов управления цифровой трансформацией. Семячков К. А. [5], Кокуйцева Т.В, [7] изучает цифровизацию с учётом регионального аспекта, Исаев Е. А., [3] Сологубова Г.С [16] исследует вопрос развития человеческого капитала. Вейбер В. В., Богдан С.А., Кудинов А.В., и Марков Н.Г. [14] разработали архитектуру платформы для интеграции производственных данных предприятия, подробно проработав процесс на уровне одного предприятия.

И в тоже время, изучение практического применения методов цифровой трансформации и оценка предприятий к готовности цифровизироваться показывает, что данная сфера имеет ряд недостатков и научный пробел, а именно: 1) почти все подходы основаны на вычислении интегрального показателя с использованием таких методов исследования, как экспертные оценки, анкетирование, нормирование, статистические методы и сравнение. 2) Основные подходы включают в себя 2-4 блока, в которых анализируется одно и тоже, например: человеческие ресурсы рассматриваются без индивидуального подхода, а просто средний результат по компании. Организационно управленческая структура в компании, финансовый фактор. 3) Оценка цифровой зрелости имеет абсолютный характер, то есть основывается на определенном наборе параметров. Что не позволяет рассматривать каждую компанию индивидуально и максимально эффективно анализировать её готовность, необходимо учитывать особенности рынка и бизнес процессов каждой анализируемой компании. Это так же определяет актуальность работы.

В работе мы опираемся на известные трудности при разработке методики, которые выявлены из подходов в таблице №1.

Методика оценки цифровой зрелости компании

Таблица №1


Наименование подхода (автор)
Суть подхода
Макроуровень
1
Национальный индекс развития цифровой экономики (Росатом) [9]
Оценка на основе анализа групп показателей:
— 7 групп факторов развития цифровой экономики;
— 5 групп факторов использования цифровых технологий;
— 3 группы факторов воздействия цифровой трансформации
2
Типологизация архетипов цифровой экономики (Хуавей) [11]
Анализ семи архетипов цифровой экономики:
— в области технологического дизайна и разработки продуктов: инновационный хаб, эффективные просьюмеры;
— в области производства: сервисные центры, глобальные заводы;
— в области торговли: бизнес-хаб;
— в области потребления: ИКТ-покровитель, ИКТ-новичок
3
Методология Digital Economy Country Assessment (Мировой банк) [10]
Оценка на основе расчета трех групп показателей: цифровой трансформации государственного сектора; цифровой трансформации частного сектора; цифровых граждан и потребителей
Мезоуровень
1

Оценка цифровизации отраслей экономики России (Росатом)
Оценка цифровизации отраслей экономики России на основе 11 групп показателей: государственная политика и регулирование, человеческий капитал, НИОКР, деловая среда, кибербезопасность, цифровой сектор, цифровая инфраструктура, цифровое правительство, здравоохранение, цифровой бизнес, цифровые граждане
2
Методика оценки готовности отраслей к цифровой экономике
Расчет интегрального индекса путем суммирования трех субиндексов: обеспеченность оборудованием, программное обеспечение, кадровый потенциал отраслей. (Ввиду отсутствия национальных или международных аналогичных методик использован научный подход ученых Института экономики УрО РАН) [5]
Микроуровень
1
Модель цифровой зрелости Forrester 4.0
Методика основана на 28 вопросах, распределенных по 4 секциям: культура, организация, технологии, понимание. В зависимости от полученных баллов идет распределение на 4 группы: скептиков, испытателей, продвинутых и инноваторов [3]
2
Модель оценки цифровых способностей KPMG
Оценка по 5 областям: видение и стратегия, цифровые таланты, ключевые цифровые процессы, гибкие источники и технологии, руководство. По итогам оценки результаты предприятия сравнивают со среднеотраслевым уровнем [4]
Методика оценки цифровой зрелости компании. Источник: [7]

Из анализа таблицы №1 следует, что текущие методики не обеспечивают полноценную оценку готовности организации к цифровой трансформации, так как они не включают ключевые критерии, определяющие эту готовность. Тем не менее, эти методики предоставляют основу для разработки эффективных инструментов оценки цифровой трансформации.

Из ходя из этого, определим критерии оценки готовности компании к цифровой трансформации

При разработке критериев готовности компании использовались наиболее успешные критерии (см. таблицу №2), которые были доработаны, а также собственно разработанные пункты, которые позволят наиболее эффективно решить поставленную задачу.

Таблица №2 Критерии оценки готовности к трансформации.

Критерий
Показатель
Ед. Измерения
Внутренняя цифровая зрелость
Научно-технологический фактор
Доля расходов на НИОКР от выручки
Процент ( или балл)
Внешняя цифровая зрелость
Финансовый фактор
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами
Процент (или балл)
Инфраструктурный фактор
Удельный вес организаций, использовавших средства защиты информации, в регионе
Процент (или балл)
Составлено авторами на основе источника [7].

Для понимания разберем каждый пункт.

1) Научно технологический критерий. Далее «НИОКР»

Нами был взят уже разработанный критерий, расчёты которого я адаптировал для решения поставленной задачи.

Знание доли расходов на НИОКР позволяет оценить, насколько компания инвестирует в исследования и разработки, что может указывать на ее инновационный потенциал и готовность к изменениям. Кроме того, этот показатель может использоваться для сравнения компаний в одной отрасли или для оценки эффективности использования ресурсов.

Нормальная доля затрат на НИОКР может варьироваться в зависимости от отрасли и размера компании. В среднем, крупные компании могут тратить от 3% до 5% своего дохода на НИОКР, а некоторые могут достигать 10% и более.

Для расчета этого показателя необходимо знать общую сумму затрат предприятия за определенный период и сумму затрат на НИОКР за тот же период.

Предлагаем проводить расчёты следующим образом, для расчета доли расходов на НИОКР: Доля расходов на НИОКР = Затраты на НИОКР / Общие затраты * 100%

Результат оценивается по 10 бальной шкале. Итоговый результат заносится в итоговую формулу.

Таблица №3. Интерпретация результатов. НИОКР

Итоговый результат
>3%
>5%
>7%
>9%
<10%
Балл
2
4
6
8
10
Составлено авторами.

2) Финансовый критерий (далее по тексту - фк).

В основе данного критерия лежит достаточность получаемой прибыли для проведения цифровой трансформации. Благодаря определению объёмов финансирования, предприятие способно определить готово ли оно тратить часть выручки на цифровизацию, в случае недостатка финансирование, возможно привлечение субсидий, грантов, кредитов.

Результат: Процент, который тратится на цифровизацию. Оценивается по 10 бальной шкале. Итоговый результат заносится в конечную формулу.

Таблица №4. Интерпретация результатов. Финансовый критерий.

Итоговый результат
>1%
>2%
<3%
<5%
<8%
Балл
2
4
6
8
10
Составлено авторами.

3) Инфраструктурный критерий, (далее по тексту – ик)

Под инфраструктурой в данном случае понимается цифровая инфраструктура, представляющая собой комплекс технологий и построенных на их основе цифровых продуктов, обеспечивающих вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности и работающих на цифровой основе. Учитывая то, что абсолютные значения отдельных показателей, характеризующих уровень развития цифровой инфраструктуры в регионе, вряд ли будут информативными в рамках нашего исследования, предлагается использовать удельный вес в регионе организаций, использовавших средства защиты информации, для характеристики инфраструктурного аспекта

Результат: удельный вес организаций, использовавших средства защиты информации. Оценивается по 10 бальной шкале. Итоговый результат заносится в итоговую формулу.

Таблица №5. Интерпретация результатов. Инфраструктурный критерий.

Итоговый результат
>50%
<51%
Балл
5
10
Составлено авторами.

Исходя из изложенного выше и проанализировав деятельность иных компаний по внедрению и использованию критериев оценки готовности компании к цифровой трансформации, я сформулировал и разработал дополнительные критерии, которые должны решить такие проблемы, как: всесторонность анализа компании, индивидуальность при оценке готовности компании к цифровой трансформации. Данные критерии наиболее полно отвечают перед поставленной задачей. Для удобства я структурирую критерии в таблице, а далее опишу каждый наиболее подробно.

Таблица №6. Собственные критерии.

Критерий
Узкий Критерий
Что нового?
Ед. Измерения
Оценка технологического уровня развития предприятия
1) Критерий Технический, далее КТ
1.1) Технологический суверенитет
1.2) Конкурентоспособность продукции
1.3) Способность предприятия реализовать предлагаемый проект
1.4) Критерий быстрого переформатирования производства, далее: КБПП. ( Оценивается по критериям: скорость переключения, эффективность переключения, качество новых продуктов или услуг, удовлетворённость потребителей, рост рынка )
1)Независимость от внешних факторов
2) Способность конкурировать
3) Понимания готовности к работе с массивом данных
4)Анализирует насколько быстро и эффективно перейти от одного вида продукции или услуги к другому, чтобы адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям
Балл
Уровень цифрового управления оборудованием
2.1 Критерий электронного оборудования, далее КЭО.
2.2 Удельный вес прогрессивных видов оборудования в общем количестве, далее КЭО1
2.3 Уровень развития цифровой зрелости предприятия, далее КЦЗ
1) описывается какое количество автоматизированного оборудования применяется на предприятие.
2) % прогрессивного вида оборудования
3) Уровень использования ИИ в бизнес-процессах, качество и количество анализируемых данных
Балл
Человеческие компетенции
3) Критерий компетенций сотрудников компании. Далее ККСК.
Упор на индивидуальную оценку сотрудников
Балл
Составлено авторами.

Оценка технологического уровня развития предприятия

1) КТ- Критерий технический (далее по тексту – кт).

Один из критериев, который определяет производственную мощность предприятия. Чем выше данный показатель, тем цифровая трансформации повлияет на компанию более серьёзно и позволит оптимизировать больший объём деятельности.

1.1) Технологический суверенитет — это достижение и поддержание независимости страны в научно-технической и технологической сферах, а также способность самостоятельно разрабатывать, производить и использовать передовые технологии.

Критические технологии играют важную роль в разработке продуктов, обеспечивая доступность отечественных материалов и компонентов, необходимых для выполнения производственных задач в установленные сроки.

Для определения технологического суверенитета (Ts) предлагается использовать сумму произведений подкритериев на весовой коэффициент для каждой отдельной части изделия (продукта). Формула выглядит следующим образом:

Ts = Σ (Ct * Mt * Ct * Wi) / n, где:

Ct — количество освоенных критических технологий для производства i-й составной части;

Mt — удельный вес отечественного материала в общей массе i-й составной части;

Ct — удельный вес доступных комплектующих изделий в общем количестве комплектующих i-й составной части;

Wi — весовой коэффициент i-й составной части;

n — количество составных частей изделия (продукта).

При этом сумма весовых коэффициентов должна равняться единице:

Σ Wi = 1. [1]

Таблица №7. Интерпретация результатов. Технологический суверенитет.

TS
<2
<3
<4
<5
<6
Балл
2
4
6
8
10
Составлено авторами.

1.2) Конкурентоспособность продукции

Метод заключается в определении способности товара конкурировать на рынке с другими аналогичными товарами в заданных условиях. Индекс конкурентоспособности вычисляется путём сравнения технических и экономических характеристик товара с характеристиками товаров конкурентов. А. А. Чурсин [1] предлагает следующую формулу для расчёта обобщённого показателя конкурентоспособности товара:

Коэффициент конкурентоспособности продукции по i-му частному показателю, сравниваемому с аналогичным показателем образца продукции, обозначается как Ki. Также существует коэффициент конкурентоспособности продукции по i-му частному показателю, который сравнивается с соответствующим показателем, отражающим научно-технологический прогресс в данной области продукции. Этот коэффициент обозначается как «Ki». Количество учитываемых частных показателей обозначается через n. Важно отметить, что сумма всех весовых коэффициентов равна единице:

∑α i =1

1.3) Оценка способности предприятия успешно реализовать предложенный проект

Для оценки способности предприятия успешно реализовать предложенный проект можно применить формулу, разработанную авторами, [1] которая оценивает его технологический уровень. «Формула имеет следующий вид:

Cr = Σ BkiWi, где Cr — технический и технологический уровень предприятия, BKi — оценка каждого отдельного ключевого критерия, включая оснащённость, технологическое совершенство, инновации, технологические платформы, квалификацию и технологический суверенитет, а Wi — весовые коэффициенты для каждого ключевого критерия. [2]

Таблица №8. Интерпретация результатов. Технический уровень предприятия.

CR
<2
<3
<4
<5
<6
Балл
2
4
6
8
10
Составлено авторами.

Исследования показывают, что архитекторам систем поддержки принятия решений (СППР) необходимо уделять внимание не только формальному описанию, но и детальному определению требований к системе. Чем выше уровень автоматизации сбора информации, тем быстрее растёт объём данных, что усложняет управление ими. [6]

1.4 Критерий быстрого переформатирования производства, далее: КБПП.

КБПП- это ситуация, при которой компания должна быстро и эффективно перейти от одного вида продукции или услуги к другому, чтобы адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, технологическим инновациям или другим внешним факторам.

Данный критерий оценивается следующим способом. По каждому пункту (под критерию) выставляется балл и итоговый результат делится на 5. Полученный результат заносится в итоговую формулу готовности компании к цифровизации.

1) Скоростью переключения: Время, необходимое для перехода от одного продукта или услуги к другому. Чем быстрее компания может переключиться, тем лучше. Результат оценивается в месяцах.

Таблица №9. Интерпретация результатов. Скорость переключения.

Месяцев
<10
>9
>8
>7
>6
>5
>4
>3
>2
>1
Балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Составлено авторами.

2) Эффективность переключения: (далее по текстуэп) Количество ресурсов, затраченных на переключение. Чем меньше ресурсов требуется для переключения, тем эффективнее процесс.

Данный критерий оценивается по 10 бальной шкале. Лицо принимающие решение должен ответить на вопрос: Какой количество ресурсов компании необходимо для эффективного переключения?

Таблица №10. Интерпретация результатов. Эффективность переключения.

Количество реcурсов %
100
90
80
70
60
50
40
30
20
>10
Балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Составлено авторами.

3) Качество новых продуктов или услуг: Качество новых продуктов и услуг должно быть на уровне или выше, чем у конкурентов.

Данный критерий оценивается по 10 бальной шкале, где 10 это качество новых продуктов на уровне или выше чем у конкурентов. 1- качество новых продуктов или услуг ниже чему конкурентов

4) Удовлетворенность потребителей: после переключения компания должна убедиться, что потребители довольны новыми продуктами и услугами.

Данный критерий оценивается по 10 бальной шкале, где 10 это потребители удовлетворены в полном объёме, а 1- не удовлетворены полностью

5) Рост рынка: (далее по тексту – рр) После перехода к выпуску нового продукта, компания должна нацелиться на увеличение своей доли на рынке. Рост рыночной доли будет измеряться в процентах после того, как предприятие переключится на новую продукцию. Данный критерий оценивается по 10 бальной шкале.

Таблица №11. Интерпретация результатов. Рост рынка.

Рост рынка. %
>0
>1
>2
>3
>4
>5
>6
>7
>8
<9
Балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Составлено авторами.

2 Уровень цифрового управления оборудованием

2.1 Критерий электронного оборудования (далее по тексту – кэо).

В данном критерии описывается какое количество автоматизированного оборудования применяется на предприятие.

Данный критерий оценивается по 10 бальной шкале. Лицо ответственное за производственный цикл должен ответить на вопрос: Какое количество автоматизированного оборудования задействовано в компании?

Интерпретация результатов: 10 - это наивысший балл,1- наименьший

Таблица №12. Интерпретация результатов. Критерий электронного оборудования.

Кол. Оборуд. %
>10
<10
<20
<30
<40
<50
<60
<70
<80
<90
Балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Составлено авторами.

2.2 Удельный вес прогрессивных видов оборудования в общем количестве (далее по тексту – кэо1).

Ioi= N11/N3

где N11 - объем работ в натуральных показателях или показателях затрат труда, который выполнен с использованием прогрессивных методов и средств

N3 - общий объем работ в тех же единицах измерения.

Прогрессивные виды оборудования - это современные, высокотехнологичные, инновационные средства производства, которые обеспечивают более эффективную, точную, быструю и качественную работу по сравнению с традиционными методами и оборудованием. Они часто основаны на использовании последних достижений науки и техники, таких как компьютерная интеграция, автоматизация, робототехника, применение новых материалов и источников энергии.

Интерпретация результатов: 10 - это наивысший балл,1- наименьший

Таблица №13. Интерпретация результатов. Удельный вес прогрессивных видов оборудования.

Удельный вес
>0.001
>0.01
>0.1
>0.2
>0.3
>0.4
>0.5
>0.6
>0.7
<0.7
Балл
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Составлено авторами.

2.3 Уровень развития цифровой зрелости предприятия (далее по тексту – кцз).

Данный критерий базируется на применение искусственного интеллекта и иных современных технологиях, на основе которых принимаются решения, оптимизируется работа. В частности, при анализе данного критерия рассматриваются такие пункты как:

- Уровень использования ИИ в бизнес-процессах: Это может включать в себя использование машинного обучения, обработки естественного языка, компьютерного зрения и других технологий ИИ для автоматизации рутинных задач, принятия решений, анализа данных и т.д.

- Качество данных и их использование: Наличие качественных и актуальных данных является ключевым фактором для успешного использования ИИ. Предприятия с высоким уровнем цифровой зрелости будут иметь структурированные и очищенные данные, которые используются для обучения моделей ИИ.

На основе данных пунктов руководитель должен выставить балл по 10 бальной шкале, где 10 — это высокое количество применения цифровых решений, 1 — это низкое количество цифровых решений.

Количество баллов заносится в итоговую формулу.

3. Критерий компетенций сотрудников компании. (далее по тексту – кск).

Оценка текущих кадровых ресурсов: на данном этапе необходимо оценить текущие кадровые ресурсы компании. Для этого можно провести анализ имеющихся специалистов по различным направлениям (ИТ, маркетинг, финансы, производство и т.д.), а также оценить их профессиональные компетенции, опыт работы и образование. Главным является компетентность высшего руководства в сферах: изменения производственной культуры; создания правильного мышления, общего понимания целей и стратегии цифровой трансформации; создания команды лидеров изменений; обучения менеджеров предприятия формированию цифровой стратегии.

Однако тот факт, что доля комплексных ИТ-решений в автоматизации бизнес-процессов на предприятиях электронной отрасли РФ не превышает 15–25 %, свидетельствует о том, что такой компетентности у высшего руководства практически нет.

Данная методика позволит понять на сколько сотрудники готовы к цифровой трансформации, на основе этого фактора, станет понятно: способен ли специалист, руководство к изменениям в компании и хватит ли их Soft Skills, Hard Skills для данного изменения.

Определение критерия человеческого потенциала может быть сложной задачей из-за его многогранности. Одна из возможных формул может выглядеть так:

Где:

- RС - когнитивные способности (например, IQ, уровень образования)

- RИ - креативность и инновационность (например, способность к решению проблем, творческий потенциал)

- RТ - таланты и способности (например, музыкальные, спортивные, лидерские)

- RЗ - здоровье и физическая форма (например, физическая активность, общее здоровье).

Интерпретация итоговых результатов

Интерпретация результатов происходит после того, как по каждому критерию был подсчитан результат в виде баллов, который заносится в итоговую формулу.

Готовность компании к цифровой трансформации бизнеса (далее: Гкцтб) рассчитывается по следующей формуле.

ГКЦТБ=R

Где, 1 ≤R ≤10.

R1- НИОКР, R2 - ФК, R3 - ИК, R4 - TS, R5 - CR, R6 - КБПП, R7 - КЭО, R8 - КЭО1, R9 - КЦЗ, R10 - КП.

По результатам расчётов, полученный результат оценивается следующим образом.

Таблица №14. Готовность компании к цифровой трансформации

Балл
>40
40<R<60
60<R<80
80<R<95
<95
Уровень готовности
Критически низкий
Низкий
Средний
Высокий
Наивысший
Составлено авторами.

Критический низкий- компания испытывает серьёзные проблемы с внедрением и использованием цифровых технологий. Это может привести к отставанию в экономическом развитии, снижению конкурентоспособности и потере рабочих мест.

Низкий- компания недостаточно использует цифровые технологии для оптимизации бизнес-процессов, повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития. Это может проявляться в недостатке экспертизы, высокой стоимости кастомных разработок, отсутствии готовых решений на рынке и сложностях с оценкой эффектов цифровой трансформации.

Средний- компания активно внедряет цифровые технологии, но ещё не достигла максимальной эффективности и результативности. Основные проблемы на этом уровне связаны с недостаточной интеграцией цифровых инструментов и решений, а также с отсутствием единой стратегии цифровизации.

Высокий- компания активно использует цифровые технологии для оптимизации бизнес-процессов, повышения конкурентоспособности. Это проявляется в активном использовании CRM-систем, приложений для смартфонов и стратегий интернет-маркетинга.

Наивысший- это полная интеграция цифровых технологий во все аспекты деятельности компании, включая производство, управление и коммуникации.

Заключение: Внедрение современных цифровых технологий и искусственного интеллекта является приоритетным направлением для предприятий Российской Федерации. Использование таких инструментов позволяет значительно увеличить эффективность бизнес-процессов, оптимизировать производственные и управленческие операции, а также повысить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Благодаря разработанной методике оценки готовности к цифровой трансформации, бизнес способен проанализировать текущее состояние своих процессов и определить степень готовности к внедрению новых технологий. Это позволяет предприятиям выявить ключевые области, требующие улучшений, и разработать план действий для успешной цифровизации.

В ходе исследования была выяснена проблема, которая создаёт сложность цифровой трансформации предприятий, а именно внедрение новейших цифровых технологий, методов цифровизации и искусственного интеллекта требует значительных ресурсов и времени.

Возможные направления для дальнейших исследований является изучение трансфера технологий: Исследование возможности и эффективности трансфера цифровых технологий между различными отраслями, а также разработка новых цифровых решений.


Источники:

1. Скреметов Н.А., Ермаков В.А. Особенности стратегического управления торговой компании в российской федерации в условиях цифровой трансформации // Горизонты экономики. – 2024. – № 3(83). – c. 221-237.
2. Исаев Е.А., Коровкина Н.Л., Табакова М.С. Оценка готовности ИТ-подразделения компании к цифровой трансформации бизнеса // Бизнес-информатика. – 2018. – № 2(44). – c. 55-64.
3. Орлова Н.А. Подходы к оценке готовности малых производственных предприятий к цифровой экономике // Вестник университета. – 2020. – № 2. – c. 26-34. – doi: 10.26425/1816-4277-2020-2-26-34.
4. Попов Е.В., Семячков К.А. Оценка готовности отраслей РФ к формированию цифровой экономики // Инновации. – 2017. – № 4(222). – c. 37-41.
5. Чурсин А.А., Богинский А.И., Должиков Д.С., Назюта С.В. Разработка теоретических и практических аспектов усовершенствования систем поддержки принятия решений для устойчивого развития высокотехнологичных организаций // Креативная экономика. – 2024. – № 2. – c. 357-372. – doi: 10.18334/ce.18.2.120367.
6. Чурсин А.А., Кокуйцева Т.В. Развитие методов оценки цифровой зрелости организации с учетом регионального аспекта // Экономика региона. – 2022. – № 2. – c. 450-463. – doi: 10.17059/ekon.reg.2022-2-11.
7. Шевченко О.И., Савчук Д.О. Роль России в мировой экономике до и после начала проведения специальной военной операции // Актуальные исследования. – 2023. – № 19-2(149). – c. 50-53.
8. Национальный индекс развития цифровой экономики: Пилотная реализация. Госкорпорация «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/331470670_Nacionalnyj_indeks_razvitia_cifrovoj_ekonomik_Pilotnaa_realizacia (дата обращения: 20.06.2024).
9. Digital Economy Country Assessment for Russia. Institute of the Information Society. [Электронный ресурс]. URL: https://iis.ru/wp-content/uploads/2020/12/DECARussia2018eng.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
10. Think differently. Think archetype. Your digital economy model. Huawei.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/-/media/corp2020/pdf/public-policy/adl_huawei_digital_transformation_main_report.pdf?la=en (дата обращения: 20.06.2024).
11. Путин: РФ предстоит сформировать цифровые платформы во всех отраслях к 2030 году. Известия. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1709123/2024-06-07/putin-prizval-sformirovat-k-2030-godu-tcifrovye-platformy-vo-vsekh-otrasliakh-ekonomiki.
12. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О. и др. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/603838492.pdf?ysclid=lyy5uof0d9723133291.
13. Вейбер В.В., Богдан С.А., Кудинов А.В., Марков Н.Г. Концепция построения платформы для интеграции производственных данных нефтегазодобывающей компании // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2011. – № 5. – c. 126-131.
14. Чернов И.В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса // Гуманитарий Юга России. – 2021. – № 1. – c. 121-132. – doi: 10.18522/2227-8656.2021.1.11.
15. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 141 c.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 09:40:00