Разработка модели инвестирования в проекты технологических платформ на основе реорганизации структурно-функциональных связей участников

Злывко О.В., Лисин Е.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (81), Сентябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034655

Аннотация:
В статье проведен структурный анализ существующих механизмов и инструментов финансирования научной и инновационной деятельности в России, на основе которого разработана функциональная модель инвестиционного взаимодействия участников отечественных технологических платформ, определены недостатки ее функционирования и предложены рекомендации в части управления бюджетом проектов, учитывающие особенности организации совместной деятельности представителей государственных структур и частных компаний при реализации инновационных проектов

Ключевые слова: инновационный проект, технологическая платформа, финансирование инновационной деятельности, бюджет проекта



Создание перспективных коммерческих технологий и новых продуктов, привлечение ресурсов на проведение исследований и разработок, а также совершенствование нормативно-правовой базы в инновационной сфере может стать реальностью в случае использования технологических платформ (ТП), целью которых является активизация усилий промышленного бизнеса, науки и государства.

В основе ТП лежит отраслевой принцип формирования тематических проектов. Реализация платформ предусматривает разработку стратегической программы исследований, формирование программы внедрения и распространения результатов научных работ, создание программ обучения в различных отраслях народного хозяйства, обеспечивая непрерывность инновационного процесса и поддерживая жизненный цикл инновации на всех его стадиях.

Важно отметить, что механизм технологических платформ предполагает проектную форму организации и управления инновационной деятельностью, в рамках которой уточняются темы НИОКР, определяются источники инвестирования, дается экономическая оценка результатов проекта для участников и пр.

Впервые концепция технологических платформ была сформулирована Европейской комиссией в начале 2000-х гг. ТП рассматривались как политический инструмент для объединения участников инновационной деятельности с целью исполнения программ научно-технической направленности в соответствии со стратегией развития Евросоюза.

На основе положительного опыта реализации инновационной деятельности в ЕС с 2010 г. в России началась разработка и адаптация механизма ТП, призванного усилить связь субъектов инновационной системы в рамках создания перспективных коммерческих технологий. Однако спустя уже три года с момента инициирования формирования технологических платформ все еще остаются вопросы инвестиционного взаимодействия участников ТП в условиях существующих схем и механизмов финансирования инновационной деятельности.

Анализ существующих механизмов инвестирования проектов российских технологических платформ

В России на сегодняшний день основным источником финансирования инновационной деятельности при реализации крупномасштабных научно-технических проектов (в т.ч. и технологических платформ) является государство, осуществляя поддержку в виде безвозмездных бюджетных ассигнований, в т.ч. через систему научных грантов и механизм федеральных целевых программ (ФЦП); на возвратной основе через внебюджетные фонды; а также на основе софинансирования проектов через созданные институты развития. Характеристика основных источников финансирования инновационной деятельности в России представлена в таблице (см. на с.???) [1].

Таблица

Характеристика основных источников финансирования научно-технической и инновационной деятельности в России.

Источник
Ресурсы, млрд руб., 2012 г.
Объем поддержки, млн руб., 2012 г.
Внешэкономбанк
бюджет банка – 383
не менее 1000
МСП-банк
бюджет банка – 50
до 60–150
РВК
бюджет всех фондов – 30
до 300–1000
Фонд посевных инвестиций РВК
уставный капитал – 2
до 25
РОСНАНО
22,2
не менее 250
Фонд «Сколково»
27,1
1,5–300

ФЦП «Исследования и разработки»
32,02
до 50–100 в год
РФФИ, РГНФ
9,35
до 0,5 в год
Фонд Содействия
4
до 6–15 в год
РФТР
1,3
до 300

В рамках финансирования посредством федеральных целевых программ следует обратить особое внимание на ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», через которую государство осуществляет научно-техническую политику, размещая государственные заказы на исследования и разработки в тех направлениях науки и технологии, которые признаны приоритетными для российской экономики и способствуют повышению ее конкурентоспособности.

Грантовое финансирование научной и инновационной деятельности в России осуществляется через систему государственных фондов – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), а также Фонд содействия развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

Важной формой государственной поддержки инновационной деятельности также является создание и функционирование внебюджетных фондов, основным из которых выступает Российский фонд технологического развития (РФТР), осуществляющий финансирование поздних стадий исследований и разработок, создание и испытание экспериментальных и опытно-производственных образцов.

В последние годы российское правительство для реализации политики по модернизации экономики предпринимает решительные шаги к формированию системы институтов развития, среди которых, сформированных и функционирующих на сегодняшний день, можно выделить следующие:

– Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ) функционирует с целью интенсификации деятельности по обеспечению устойчивого инновационного социально-экономического развития страны на основе модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

– ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО МСП Банк) содействует развитию малого и среднего предпринимательства.

– ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) стимулирует создание в России собственной индустрии венчурного инвестирования.

– Фонд посевных инвестиций РВК ориентирован на инвестирование в малые российские инновационные компании с высоким потенциалом.

– OAO «РОСНАНО» организовано с целью коммерциализации разработок и координации инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.

– Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») создан с целью формирования полного цикла инновационного процесса, включающего образование и научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов.

Однако предпринимаемые государством попытки создания различного рода финансовых институтов, призванных способствовать реализации научно-технической деятельности, пока не гарантируют слаженной структурированной работы инновационной системы в целом: связи между ее элементами специфичны и неэффективны во многих направлениях, движение инновационных проектов от одного института к другому полностью не налажено.

Таким образом, в виду сложностей налаживания функционального взаимодействия между участниками инновационного процесса российским технологическим платформам приходится рассчитывать главным образом на государственную поддержку.

Разработка структурной модели взаимодействия участников российских технологических платформ

На сегодняшний день целенаправленное финансирование проектов ТП предполагается из двух источников:

– займы на возвратной основе сроком до 5 лет внебюджетного фонда РФТР, осуществляющего финансирование поздних стадий исследований и разработок, создания и испытания экспериментальных и опытно-производственных образцов;

– бюджетные ассигнования через ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на проведение разных стадий НИОКР на период до 3-х лет.

В результате проведенного исследования источников и механизмов финансирования проектов российских технологических платформ на сегодняшний день модель взаимодействия участников ТП может быть представлена в следующем виде (см. рис. 1) [1]:

2014-09-15 22-17-37 Скриншот экрана

В зависимости от стадии реализации инновационного проекта изменяется и состав участников ТП, которыми выступают:

– научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, инжиниринговые компании, в компетенции которых находятся соответственно вопросы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских, а также инженерное сопровождение проекта, в т.ч. в рамках промышленного освоения технологии;

– финансово-экономические институты, осуществляющие инвестиционную поддержку проекта;

– бизнес-структуры, представленные, главным образом, отраслевыми промышленными предприятиями, формирующими спрос на результаты инновационной деятельности в рамках проектов ТП, а также непосредственно осуществляющие финансирование работ.

При рассмотрении модели взаимодействия участников платформы в целом, обращает на себя внимание тот факт, что в рамках реализации инновационного проекта не предполагается разработка стратегического плана управления стоимостью.

Так, например, отсутствует единый бюджет: средства привлекаются на выполнение конкретных работ отдельно взятого этапа самостоятельно каждым из исполнителей и лишь при формальной поддержке Координатора, выполняющего, по сути, информационную поддержку платформы. Последовательно на каждой из стадий проекта происходит формирование отдельного, не связанного с концепцией проектного подхода, бюджета, практическое управление которым осуществляется участниками конкретного этапа.

В целом по проекту отсутствует какое-либо финансовое планирование: реализация работ начинается в условиях финансовой неопределенности и высокого риска незавершенности проекта. При этом связи между участниками разных стадий прослеживаются слабо, а результаты исследований и разработок, полученные на предыдущих этапах, не являются гарантией продолжения работ на последующих.

С целью разработки жизнеспособной методики реализации проектов технологических платформ авторами было проведено математическое моделирование различных схем формирования и управления бюджетом проектов на основе существующей модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников ТП

В результате была разработана схема поэтапного финансирования проектов ТП, предполагающая формирование единого бюджета проекта за счет средств государственных и частных источников. При этом предлагаемая схема предполагает внесение изменений в существующую организационно-инвестиционную модель взаимодействия участников ТП (см рис. 2).

2014-09-15 22-18-55 Скриншот экрана

Предполагается разработка комплексной схемы поэтапного финансирования проектов ТП, в разрезе которой бюджет по проекту в целом формируется за счет государственного и частного капитала, причем роль и состав участников ТП в контексте финансового обеспечения зависит от стадии реализации инновационного проекта. Финансирование НИОКР может осуществляться за счет средств, безвозмездно выделяемых государством в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», на основе займов внебюджетного фонда РФТР и с учетом инвестиций промышленных предприятий, как частично обеспечивающих финансирование проекта, так и выступающими потребителями его конечных результатов.

На этапе промышленного освоения технологии в процесс накопления бюджета помимо средств промышленных предприятий могут привлекаться инвестиции со стороны специально созданного при участии государства и средств частного сектора отраслевого Инновационного фонда. Предлагается, что деятельность фонда основывается на механизме венчурного инвестирования, в основе которого заложен принцип участия в уставном капитале промышленного предприятия до момента полного возврата им средств, в соответствии с долевым финансированием и с учетом предполагаемой прибыли. Возможность финансовой поддержки со стороны Инновационного фонда на завершающих стадиях в определенной мере обеспечивает реализацию всего проекта в целом, тем самым гарантируя необходимое продолжение проведенных на ранних этапах работ, в финансировании которых задействованы и средства предприятия.

Следует иметь в виду, что для успешной реализации инновационной деятельности проекты технологических платформ (в т.ч. отдельно по каждой из стадий) должны быть детально проработаны, на основании чего составлен комплексный финансовый план. Особое внимание при этом отводится Координатору: на основе проектного подхода предполагается выполнение им функций менеджера проекта, обеспечивающему баланс интересов всех участников с учетом имеющихся ресурсов, необходимых затрат и заявленных требований к результатам проекта. Именно Координатор осуществляет управление стоимостью проекта, регулируя вопросы формирования и расходования средств бюджета как в целом по проекту, так и на каждом из его этапов в отдельности, и при необходимости принимает корректирующие меры для снижения финансовых рисков. Такой подход позволяет окончательно определиться со схемой финансирования каждого из этапов и проекта в целом еще до начала его реализации в рамках ТП.

Разработка модели и предложение алгоритма управления бюджетом проекта технологических платформ

Предложенная модель организационно-инвестиционного взаимодействия участников ТП предполагает формирование единого бюджета проекта, образуемого за счет средств возможных источников с применением различных схем финансирования. Финансовый поток при этом распределяется во времени по трем затратным этапам проекта, включающим проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и промышленное освоение технологии.

При моделировании бюджета проекта основное внимание было сосредоточено на рассмотрении трех процессов: накопления бюджета проекта с учетом привлечения различных источников, потребления бюджета проекта с учетом нарастания затрат на проведение работ, управления бюджетом проекта с целью снижения издержек. В итоге был предложен следующий алгоритм моделирования бюджета проекта:

Моделирование нарастания затрат на реализацию проекта ТП

Моделирование нарастания затрат предполагает функциональную схему построения расходов исполнителей работ поэтапно в ходе реализации всего проекта в зависимости от степени готовности технологии и, соответственно, характера нарастания затрат. Так, на каждом из этапов проекта предполагается осуществление как единовременных затрат, производимых разово в начале каждой из стадий, так и нарастающих, отчисляемых равномерно или неравномерно по мере проведения работ. В общем случае модель можно представить в следующем виде:

2014-09-15 22-20-47 Скриншот экрана

где P0 – разовые затраты, Pt – равномерно нарастающие затраты, Ftn – неравномерно нарастающие во времени затраты.

На каждой из затратных стадий реализации проекта в рамках технологической платформы с учетом различной сложности и ресурсоемкости проводимых работ прослеживается неодинаковая зависимость в нарастании затрат в течение времени осуществления каждого из этапов. Так, при выполнении научно-исследовательских работ в части нарастающих затрат главным образом наблюдается равномерный рост в основном за счет отчислений на оплату труда. Практика проведения анализа сметных расчетов [2] отражает существенное преобладание доли трудовых затрат в общем объеме затрат на осуществление НИР. При осуществлении опытно-конструкторских работ заметен уже (хотя и незначительный) нелинейный рост затрат в виду усложнения процесса научного производства и повышения в структуре затрат доли расходов на материалы, потребление которых по мере близости к завершению этапа возрастает. На этапе промышленного освоения технологии нелинейное нарастание затрат проявляется особенно явно в виду увеличения доли расходов, связанных с выполнением монтажных и пуско-наладочных работ, охватывающих проведение как индивидуальных испытаний, так и комплексное тестирование. [3]

Поскольку этапы, как предполагается, осуществляются последовательно и непрерывно друг за другом во времени, то обобщенная функция нарастания затрат в течение инновационного проекта в целом принимает вид, представленный на рисунке 3.

Моделирование накопления бюджета проекта ТП

Моделирование накопления бюджета проекта в зависимости от источников и механизмов финансирования предусматривает последовательное его формирование на каждом из этапов в виде функциональных моделей как за счет единовременно выделяемых средств в начале выполнения работ, так на основе периодических отчислений в процессе реализации проекта. В общем случае модель представляется в следующем виде:

Моделирование накопления бюджета проекта ТП

Моделирование накопления бюджета проекта в зависимости от источников и механизмов финансирования предусматривает последовательное его формирование на каждом из этапов в виде функциональных моделей как за счет единовременно выделяемых средств в начале выполнения работ, так на основе периодических отчислений в процессе реализации проекта. В общем случае модель представляется в следующем виде:

2014-09-15 22-22-35 Скриншот экрана

где WС – единовременные отчисления государственного капитала, WD – единовременные отчисления частного капитала, VD– ежепериодические отчисления частного капитала.

В соответствии с существующей схемой государственного финансирования проектов технологических платформ, средства на проведение исследований и разработок (как из бюджетных, так и внебюджетных источников) выделяются разово в начале выполнения работ главным образом на безвозмездной основе (в виде грантов через механизм ФЦП и в качестве беспроцентного займа РФТР).

Промышленное предприятие, в свою очередь, формирующее спрос на результаты инновационной деятельности, также выступает одним из инвесторов, причем на ранних стадиях, являющихся по своему содержанию менее затратными, выделяет средства единовременно, а на завершающих ресурсоемких этапах проекта, когда стоимость работ несопоставимо выше, проводит финансирование по мере осуществления производства и внедрения технологии.

На завершающем затратном этапе проекта соинвестором выступает также формируемый за счет частного и государственного капитала Инновационный фонд, деятельность которого, в соответствии с механизмом венчурного финансирования, предполагает единовременное выделение средств на проведение работ. Обобщенная функция накопления бюджета проекта представлена на рисунке 4 .

2014-09-15 22-23-39 Скриншот экрана

Моделирование сальдо бюджета проекта

В соответствии с функциональными зависимостями нарастания затрат и накопления бюджета в течение всего затратного периода реализации проекта, на каждой из стадий в определенные моменты времени остаются нераспределенные бюджетные средства, которые можно охарактеризовать как локальное сальдо бюджета проекта, определяемое как разность между накапливаемым денежным потоком за счет поступающих в бюджет средств и нарастающими затратами, отчисляемыми на реализацию инновационной деятельности:

2014-09-15 22-24-56 Скриншот экрана

Стоит отметить, что к концу каждого из этапов локальное сальдо бюджета снижается, а риски перерасходования средств бюджета растут, в связи с чем возникает необходимость в управлении локальным сальдо на всех стадиях проекта, по возможности образуя резервы капитала путем перераспределения денежных средств и снижения издержек.

Моделирование схемы управления бюджетом проекта ТП

С позиции теории управления рисками [4] для обеспечения устойчивости проекта в каждой контрольной точке бюджета, представляющей собой переход между стадиями проекта, необходимо установление резерва на возможные финансовые потери. Поскольку очень редко удается устранить все угрозы проекта, предполагается использование стратегии принятия рисков [5], когда план управления проектом не подвергается радикальным изменениям (таким, как передача рисков, изменение цели, закрытие проекта).

В рамках инновационного проекта ТП предлагается применение стратегии формирования резерва бюджета, в рамках которой часть локального сальдо направляется на снижение затрат реализации инновационной деятельности в ходе каждого из этапов.

В общем случае функциональная модель имеет вид:

2014-09-15 22-25-45 Скриншот экрана

Так, на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в процессе реализации которых основные расходы связаны все-таки с оплатой труда (равномерно нарастающие затраты), приемлемым решением являются меры по повышению производительности труда научного коллектива и снижению трудоемкости работ. На этапе освоения технологии возникает потребность в сокращении расходов на потребление дополнительных ресурсов, связанных с проведением испытаний, организацией монтажных и пуско-наладочных работ (неравномерно нарастающие затраты).

Важно, что увеличение финансового ресурса x, направляемого в снижение затрат проводимых работ, может быть оправдано только до некоторого предельного значения xlim(t) при превышении которого эффект от снижения затрат на реализацию инновационной деятельности оказывается настолько незначительным, что подобные вложения становятся неэффективными.

Помимо предельного значения xlim объем финансового ресурса x не должен также превосходить сальдо бюджета проекта, т.е. на момент отчисления средств в снижение затрат на выполнение работ проекта в бюджете должны находиться свободные нераспределенные средства.

Таким образом, оптимальный объем капитала x, доставляющий максимальное значение сальдо бюджета проекта, определяется из условия:

2014-09-15 22-26-38 Скриншот экрана

Стоит заметить, что при правильном планировании и управлении резервом бюджета происходит смещение сальдо ближе к завершению каждого из затратных этапов проекта, в результате чего появляются неизрасходованные средства, которые в качестве поощрения за предложенные мероприятия передаются исполнителям, принимающим в виду высокого уровня компетенции непосредственное и активное участие в разработке стратегии снижения затрат проводимых ими научно-производственных работ.

Таким образом, предлагаемый подход к управлению бюджетом проекта может в некоторой степени нивелировать финансовые риски и, тем самым, быть важной составляющей вопроса управления финансированием инновационной деятельности в рамках ТП.

Однако в целом о возможности подготовки качественно проработанного плана по управлению стоимостью проекта технологической платформы можно говорить только в случае активного содействия государства в контексте подготовки программ инвестирования ТП, предлагающих разнообразные схемы и механизмы финансирования инновационной деятельности платформ за счет средств различных источников.

Выводы

1. Проведенное исследование существующих источников и механизмов финансирования проектов российских технологических платформ позволило выявить пробелы в части управления стоимостью проектов платформ, препятствующие осуществлению инновационной деятельности.

2. В результате построения экономико-математических моделей и исследования на их основе схем организационно-инвестиционного взаимодействия участников платформ предложен алгоритм вовлечения средств частного и государственного секторов с соблюдением баланса интересов участников.

3. Разработана методика управления бюджетом проекта ТП в качестве возможной схемы управления инновационной деятельностью.


Источники:

1. Злывко О.В., Лисин Е.М., Рогалев Н.Д., Стриелковски В. Разработка модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников российских технологических платформ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 89–97.
2. Индикаторы науки: 2013: статистический сборник. – Москва: НИУ Высшая школа экономики, 2013. – 400 с.
3. Общие положения по применению сборников ресурсных сметных норм на пусконаладочные работы. Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России), 1994 г.
4. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. – М.: Дело и сервис, 2003. – 528 с.
5. Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами, 2008.– 463 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:26:11