Человеческий капитал и развитие сервисной экономики

Кухтинова Л.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (3), Март 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959331
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для всех стран актуальной является задача поиска наиболее эффективных конкурентных преимуществ в экономическом развитии и адаптации системы государственного управления к условиям современной экономики. В России одновременно проявляется общемировая тенденция реорганизации социальной сферы в соответствии с требованиями сервисной экономики, и решаются национальные задачи преобразования сферы социальных услуг в связи с переходом к рыночной экономике.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, человеческий капитал, социальная сфера, социальные услуги



Для всех стран актуальной является задача поиска наиболее эффективных конкурентных преимуществ в экономическом развитии и адаптации системы государственного управления к условиям современной экономики. В России одновременно проявляется общемировая тенденция реорганизации социальной сферы в соответствии с требованиями сервисной экономики, и решаются национальные задачи преобразования сферы социальных услуг в связи с переходом к рыночной экономике.

Переход к сервисной экономике характеризуется превращением человеческого фактора в главный фактор экономического роста, возрастающими инвестициями в человеческий капитал. Как считает П. Самуэльсон «капитал нации воплощен не только в машинах и кирпичах, человеческое мастерство и сноровка, достигнутые с помощью образования и совершенствования профессии также составляют производственный капитал страны» [10, с. 367].

По оценкам Всемирного банка данных 192 стран, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%. В Японии, Германии и Швеции доля человеческого капитала достигает 80%, для России же всего 14%.

Концепция «человеческого капитала», трактуемого в качестве единства знаний и квалификации и выполняющего функции «средства производства» и «предмета длительного пользования», появилась в середине ХХ столетия в работах Т. Шульца и Г. Беккера [9, с. 23].

Расходы индивида на приобретение знаний и навыков (включая упущенные заработки, связанные с затратой времени на обучение) рассматривались этими авторами как инвестиции, прибыль от которых реализуется на протяжении трудовой жизни индивида в повышении его доходов [4].

Рассматривая человеческий капитал как важнейший фактор развития сервисной экономики, остановимся на вопросе сущности и содержания понятия «человеческий капитал». Сегодня предлагаются следующие определения человеческого капитала [5, с.43]:

У. Боуэн: «Приобретенные знания, навыки, мотивация и энергия, которыми наделены люди и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг»;

Л. Туроу: «Способность индивида к производству благ, его производительные способности, дарования и знания»;

Г. Беккер: «Формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах»;

М. Блауг: «Человеческий капитал есть приведенная стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность людей самих по себе;

Э. Дж. Долан и Д. Линдсей: «Капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование, либо через практический опыт»;

Д. Бегг: «Запас профессионального опыта, накопленного работником, ценность для потенциального роста доходов в будущем»;

С. Фишер, Р. Дорибуш и К. Шмалензи: «Есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход, включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию».

Г.И. Бондаренко придерживается мнения, что человеческий капитал – сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуя росту производительности труда и производства, тем самым, влияя на рост доходов человека [1, с. 34].

Инвестиции в человеческий капитал К. Макконнелл и С. Брю рассматривают как любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда. Инвестиции в человеческий капитал можно представить в форме трех видов расходов, затрачиваемых на [7, с. 171]:

1) образование (общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовка по месту работы и т.д.);

2) здравоохранение (расходы на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий то, что удлиняет срок жизни и повышает работоспособность и производительность труда);

3) мобильность, благодаря чему рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, обеспечивающие рациональное размещение рабочих мест.

Несколько по иному О.Б. Дигилина определяет структуру «инвестиций в человеческий капитал [2, с.123]:

‑ инвестиции в образование и профессиональную подготовку повышают уровень знаний человека и тем самым увеличивают объем «человеческого капитала»;

‑ вложения в охрану здоровья людей, включая затраты на обеспечение безопасности труда и рекреационные услуги (такие затраты, сокращая заболеваемость и смертность, продлевают срок службы «человеческого капитала»);

‑ затраты на воспитание детей (форма воспроизводства «человеческого капитала» в следующем поколении);

‑ затраты на поиск работы и улучшение мобильности рабочей силы (миграция способствует перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается);

‑ затраты на поиск информации о ценах и доходах, позволяющие снизить фактор неопределенности и риска при вложениях в «человеческий капитал».

Г.И. Бондаренко рассматривает внутреннюю структуру и внутренний состав человеческого капитала, относя к основным элементам человеческого капитала:

‑ уровень образования (знания),

‑ профессиональную подготовку (навыки, умения, производственный опыт, психофизиологические характеристики личности),

‑ капитал здоровья,

‑ обладание экономически значимой информацией (информированность),

‑ мобильность работника.

В отношении внутреннего состава человеческого капитала выделяются две основные точек зрения.

Первая ‑ капиталом являются не только знания и способности человека, но и он сам как физическое существо.

Вторая ‑ человек как физическое существо не образует капитала, он придерживается второй, поскольку предметом купли-продажи является не сам человек, а лишь услуги его труда [1, с. 34].

По нашему мнению, имеется противоречие между включением в качестве элемента человеческого капитала здоровья и исключением из внутреннего состава человеческого капитала человека как физического существа.

Важное место отведено в экономической литературе вопросу воспроизводства человеческого капитала. Воспроизводство человеческого капитала определяется развитием и стабильностью социальных институтов этого воспроизводства, таких как семья, здравоохранение, образование и социальная защита населения [2, с.127].

Человеческий капитал воспроизводится, накапливается и используется в условиях искусственно создаваемой социальной среды, человеческий капитал ‑ это форма социального мира человека [3, с. 14].

Особенности человеческого капитала влияют на социальную структуру общества, отношения между людьми, взаимодействие отдельных личностей, социальных групп, общественных организаций, государственных, региональных и муниципальных органов власти. Социальный аспект рассматриваемого вопроса отмечает и Р. Лукас ‑ основатель теории «рациональных ожиданий». Он признает, что накопление человеческого капитала имеет в своей основе социальную деятельность, вовлекающую в свою орбиту группы людей и не имеющую аналога в накоплении физического капитала» [5, с.61].

Проведенное исследование доказывает целесообразность анализа человеческого капитала во взаимосвязи с положением человека в общественном производстве, причем это положение зависит от инвестиций, как со стороны самого человека, так и со стороны общества. Рассматривая процесс инвестирования в человеческий капитал как процесс оказания услуг, формирующих и наращивающих человеческий капитал, учитывая связь человеческого капитала с социальными процессами, следует, по нашему мнению, определить услуги, связанные с формированием и развитием человеческого капитала как социальные услуги. Заметим, что круг социальных услуг шире, к ним относятся услуги, оказываемые тем членам социума, которые в силу объективных причин не могут обеспечить себе собственными силами нормальное существование в социуме.

Имеются различные подходы относительно структуры человеческого капитала и состава инвестиций в человеческий капитал. К основным составляющим человеческого капитала относят капитал образования и капитал здоровья, которые создаются в процессе оказания социальных услуг, соответственно рассматривают инвестиции на образование и здравоохранение. Существует мнение, что человеческий капитал – это совокупность образовательного и культурного (результат чтения книг, посещения театров, концертов, музеев и т.д.) капитала [2, с. 15]. С этим вряд ли можно согласиться, так как основой человеческого капитала является физическое и психическое здоровье человека.

Поэтому в составе человеческого капитала мы выделяем капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры. Ход дальнейшего исследования требует ясности в понимании используемых терминов.

В Толковом словаре русского языка здоровье определятся как правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие [8, с.232], образование – совокупность знаний, полученных в результате обучения [8, с. 447], культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей [8, с.321].

Специфические сферы деятельности или отрасли социальных услуг, формирующие человеческий капитал (капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры) – это здравоохранение, образование и культура. В том же словаре здравоохранение определяется как охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней и поддержание общественной гигиены и санитарии [8, с. 232], образование – как получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение.» [8, с. 447].

В теории человеческого капитала рассматривается индивидуальный, коллективный и совокупный человеческий капитал. С учетом того, что человеческий капитал накапливают как отдельные индивиды (в виде персонального капитала), так и другие экономические субъекты, распределение человеческого капитала может быть представлено на:

‑ микроуровне (индивид, семья, фирма);

‑ мезоуровне (регионы и крупные корпорации);

‑ макроуровне (национальная экономика – совокупный человеческий капитал);

‑ мегауровне (объединение государств типа СНГ, ЕЭС и т.д., и в масштабе мировой экономики) [5, с.48].

Общество предъявляет спрос на высококачественный человеческий капитал, он востребован, по меньшей мере, четырьмя общественными структурами [6]:

1. Государством в целом, точнее обществом, чтобы граждане были высокоморальными, добропорядочными и лояльными к принятым правилам поведения.

2. Муниципалитетами, заинтересованными в повышении своей конкурентоспособности.

3. Крупным бизнесом, вкладывающим средства в формирование человеческого капитала.

4. Любым бизнесом, готовым платить за высококачественную рабочую силу.

Г. Беккер делит человеческий капитал на общий (перемещаемый), накапливаемый в основном в молодости в стенах учебных заведений, и специальный (неперемещаемый), приобретаемый в результате обучения в специализированных учебных центрах, на курсах переподготовки, на рабочих местах [5, с.46].

Общий человеческий капитал формируется в домохозяйствах, этот процесс рыночным механизмом не контролируется и поэтому величина человеческого капитала в условиях недостатка информации зависит от индивидуальных возможностей и представлений и может не соответствовать потребностям общества. Только государство в масштабах национальной экономики обладает возможностью обеспечить формирование и развитие человеческого капитала в соответствии с потребностями общества на основе предоставления государственных социальных услуг.


Источники:

1. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства. – Ростов – на – Дону: Терра, 2005.
2. Дигилина О.Б. Человеческий капитал в государственной политике России: монография / О.Б. Дигилина, А.П. Трутнев, А.С. Филиппов. – Владимир: Ред-издат. комплекс ВлГУ.
3. Зарецкий А.Д. Человеческий капитал как социально-технологический ресурс общества. Науч. изд. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета, 2005.
4. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения – 2004. - №9.
5. Курганский С.А. Теория формирования и использования человеческого капитала: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.
6. Макаров В. Социальные услуги – сегмент рынка человеческого капитала // Проблемы теории и практики управления – 2005. - №3.
7. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. – М.: Республика, 1992.
8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений /Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.
9. Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения»
// Российский экономический журнал – 2004. - № 9-10.
10. Самуэльсон П. Экономика. - М.: НПО «АЛГОН», 1994. – Т.2 .

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:08:02