Адаптивная устойчивость экономических систем: факторы и условия обеспечения роста

Туменова С.А.1
1 Институт информатики и проблем регионального управления - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук", Россия, Нальчик

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Туменова С.А. Адаптивная устойчивость экономических систем: факторы и условия обеспечения роста // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2409-2420. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116525.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211443
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В современной кризисной среде поиск новых подходов к разработке и реализации адаптационных механизмов, направленных на обеспечение устойчивости и безопасности экономических систем, приобретает особую актуальность. В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением динамической устойчивости сложных экономических систем и определением условий и механизмов наращивания ими адаптационного потенциала. В работе использован системно-синергетический подход, методологическая позиция и инструментарий которого оказываются в большей готовности воспринимать и интерпретировать специфику происходящих трансформаций, закономерностей самоорганизации сложных объектов. Показаны содержание и этапы развития экономических систем на основе аксиоматики эволюционной парадигмы как процесса необратимых качественных изменений; классифицированы типы устойчивости систем различного уровня в зависимости от силы механизмов их адаптации к внешним воздействиям; указано на важность рассмотрения адаптивной устойчивости как системно-организационного принципа и значимого фактора политики роста; представлен подход к определению факторов и условий сохранения адаптивной устойчивости сложных экономических систем в категориях синергетики и сделан вывод о том, что реорганизация их внутренней структуры через механизмы, обеспечивающие приращение материально-вещественных, энергетических и информационных составляющих их потенциала, выступает как наиболее выгодная реакция на динамку внешней среды.

Ключевые слова: динамическая устойчивость, сложные экономические системы, адаптационный потенциал, эволюционная парадигма, синергетический подход, самоорганизация

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках НИР (№ регистрации темы 122041200050-5).

JEL-классификация: P00, Q01, O40



Введение

Одним из главных условий обеспечения динамической устойчивости современных экономических систем является наращивание адаптационного потенциала. Именно адаптивность позволяет им сохранять жизнестойкость/выживаемость в условиях беспрецедентного нарастания неопределенности, новых экономических, геополитических и иных вызовов и угроз [1–4] (Nikulkina, Gordyachkova, Kalavriy, Vanderlinden, 2022; Bezdenezhnyh, 2022; Nikitskaya, Valishvili, Namgalauri, 2022; Mitroff, Anagnos, 2000). В экономическом контексте термин «адаптация» («приспособляю» – от лат. adapto) принято интерпретировать как способность сложных экономических систем сохранять свою целостность и стабильность реализации функции в долгосрочной перспективе [5] (Shevchenko, 2016).

Следует отметить, что в рамках общей теории систем наблюдается многообразие методологических подходов к изучению факторов, условий, способов достижения ими динамической устойчивости, а также требований к структуре и взаимосвязям их компонентов [6, 7] (Pflitsch et al., 2001; Strambach, Pflitsch, 2020). Вместе с тем адекватное исследование и интерпретация происходящих сегодня качественных и количественных изменений в экономике, обусловленных усилением нелинейности, антропологизма, эволюционизма, средствами традиционных подходов оказывается невозможным. В результате продолжается накопление научно-прикладных проблем, связанных с неспособностью имеющихся подходов эффективно решать практические задачи по стабилизации динамики сложных экономических систем [8] (Tumenova, 2019).

Таким образом, глобальные трансформации в стремительно меняющейся экономике и социуме актуализировали необходимость переосмысления традиционных представлений об устойчивости систем, основанных на классической теории регулирования, оптимального управления, моделях общего равновесия, понятиях линейности, прогнозируемости поведения.

Методология

Беспрецедентное нарастание кризисных явлений и реальных угроз экономической безопасности требует разработки и реализации новых адаптационных механизмов, способных нивелировать отрицательное воздействие факторов, дестабилизирующих функционирование экономических систем.

Целью работы стала попытка обосновать целесообразность выбора новых подходов к обеспечению динамической устойчивости экономических систем в контексте аксиоматики эволюционной парадигмы и теории сложных систем, а также проанализировать возможности создания условий и механизмов наращивания их адаптационного потенциала.

В статье использован синергетический подход, методологическая позиция и инструментарий которого оказываются в большей готовности воспринимать и интерпретировать специфику происходящих трансформаций, процессов самоорганизации сложных объектов, а также определить новые подходы к разработке механизмов стабилизации экономических систем.

В работе рассматриваются сложные экономические системы, трактовка которых варьируется у разных авторов от чисто описательного до комплексного подхода, включающего состояние духовной, политической, законодательной и других сфер. Вместе с тем в качестве базовых имманентных свойств практически все авторы выделяют структурную целостность, организованность, эмерджентность, функциональность, целеустремленность. Нами экономические системы рассматриваются в категориях теории сложных систем, а именно как целеориентированное единство/комплекс динамично взаимодействующих подсистем с разной степенью обменивающихся с внешней средой энергией, веществом и информацией, которым характерны процессы стихийной самоорганизации, взаимодействие случайных событий и определенных закономерностей экономических отношений [9, 10] (Nikolis, Prigozhin, 1979; Haken, 2012). По сути, как «сложную самоорганизацию из самоорганизованных элементов (отдельных акторов) в которой наблюдаются сильные нисходящие и восходящие корреляции «целое-части», изучаемые, как правило, качественными методами [11] (Tumenova, 2011).

Основные результаты исследования

Содержание и этапы эволюции экономических систем

Способность экономических систем к развитию характеризуется дискретностью, наличием сложной взаимосвязи между явлениями устойчивости и неустойчивости [12] (Malinetskiy, Kurdyumov, 2004): система или реагирует на вызовы внешней среды путем трансформации своей структуры, то есть, адаптируясь, не теряет первоначальной целостности, или в случае недостаточности существующего адаптационного потенциала система, сумев (не сумев) преодолеть определенный критический порог, может (не может) переходить на принципиально другую траекторию развития.

На рисунке 1 представлены содержание и этапы развития экономических систем как процесса необратимых качественных изменений, сопровождаемых, как правило, количественными переменами.

Устойчивое развитие является процессом эволюционных изменений экономической системы как расширение/сужение ее экономического потенциала, базирующееся на непрерывном взаимодействии (противоречии) человеческих потребностей и возможностей их удовлетворения в условиях существования ресурсных и иных, связанных с ее текущим функционированием ограничений. Характеристиками устойчивого (функционального) развития сложных экономических систем являются их динамичность при относительной стабильности состояния, неизменности порядка и основных свойств. По мере накопления трансформаций оно переходит в неустойчивое, которое тождественно качественным изменениям ее сущности, потере системой целостности (трансформационное развитие).

Рисунок 1. Содержание и этапы развития экономических систем

Источник: составлено автором по [9, 13,14] (Nikolis, Prigozhin, 1979; Khaken, 1985; Nelson, Uinter, 2002)).

Следует отметить, что изменения, реализуясь перманентно, обеспечивают экономической системе текущее функционирование, создают условия для ее существования в перспективе, что соответствует процессам самоорганизации, а именно способности системы изменять свои внутренние взаимосвязи, структуру, порядок в зависимости от воздействия на нее внешних и внутренних факторов.

В зависимости от характера и силы механизмов адаптации экономических систем к внешним воздействиям, принято выделять следующие виды устойчивости (табл. 1).

Таблица 1

Виды устойчивости и их характеристика

Источник: составлено автором по [15] (Tumenova, 2013).

Анализ представленных в таблице 1 характеристик различных видов устойчивости позволяет заключить, что устойчивость первых трех видов характерна для микроэкономических систем, три других – для мезоэкономических структур; для многих реальных ситуаций наиболее актуальной является адаптивная (или адаптационная) устойчивость, которая может достигаться в рамках большинства сложных экономических систем. Нами адаптивная устойчивость понимается как способность экономической системы создавать новые пространственно-временные и различные функциональные комбинации в соответствии с изменившимися условиями хозяйственной среды или самоорганизовываться. По утверждению Накена Г., способность сложных систем к самоорганизации обусловлена тем, что каждый ее элемент вносит определенный вклад в общее поведение системы, которое, выступая как параметр порядка, может запустить механизмы синергии [13] (Khaken, 1985). В данном контексте адаптивную устойчивость следует рассматривать как системно-организационный принцип и значимый фактор политики устойчивого роста. Причем в динамично и непредсказуемо меняющейся экономике существенно возрастает значимость поиска новых подходов и путей приращения их адаптационного потенциала для обеспечения экономической безопасности и сохранения устойчивой динамики в долгосрочной перспективе.

Эволюционные изменения и процессы самоорганизации сложных экономических систем

Рассматривая процессы самоорганизации экономических систем через категории синергетики, следует отметить, что их адаптационный потенциал зависит от следующих компонентов/факторов:

- материально-вещественных как совокупности составляющих производственного, финансового капитала (М);

- энергетических – составляющих человеческого капитала и ресурса предпринимательских способностей (Э);

- информационных как наиболее сложного ресурса, включающего как знания и компетенции, опыт и навыки человеческого потенциала, так и организационную память, накопленную в виде формальных/неформальных правил и рутин функционирования: управленческих, технологических, инвестиционных, инновационных (И) и др.

Сущность эволюционных изменений раскрывается через механизмы, обеспечивающие приращение (положительное или отрицательное) во времени МЭИ-потенциала (материально-вещественных, энергетических, информационных) сложной экономической системы, которое может быть вызвано эндо- и экзогенными процессами [16] (Erokhina, 2015).

В формализованном виде приращение МЭИ-потенциала можно записать как:

dМЭИ = F (dМ; dЭ; dИ; сЭМИ), (1)

где dМЭИ – эволюционное развитие экономической системы;

dМ – приращение материально-вещественных параметров системы;

dЭ – энергетическое приращение системы;

dИ – информационное приращение системы;

сМЭИ – приращение параметров, вызванное синергетическими эффектами.

Случай, при котором совокупная величина приращения равна нулю (dМЭИ=0), характеризует модель динамического равновесия, достигающуюся за счет уравновешивания отрицательных и положительных приращений параметров МЭИ-потенциала.

Модель устойчивости экономической системы в параметрах формализации приращения МЭИ может быть представлена с помощью следующего неравенства:

Х1<dМЭИ<X2 , (2)

где Х1 и Х2 – нижняя и верхняя границы устойчивости экономической системы, которые могут быть рассчитаны как комплексные показатели или как векторы, включающие в качестве компонент критические параметры видов деятельности.

Точку бифуркации как переломный, критический момент в развитии экономической системы, в котором происходят ее скачкообразные качественные трансформации, можно записать как:

dМЭИ=Х1 или dМЭИ=Х2.

Сохранение устойчивости сложной экономической системы определяется выполнением трех условий:

- приращение ее МЭИ-потенциала находится внутри границ устойчивости, сохраняется симметричность вертикальных и горизонтальных связей системы, внутри системы происходит «уравновешивание сил созидания и разрушения»;

- показатели эффективности системы (рентабельность видов деятельности) находится в области допустимых значений;

- под воздействием внешних и внутренних факторов не ухудшается (сохраняется) организационная эффективность, эффективность координации бизнес-процессов.

Динамика экономической системы внутри области значений параметров устойчивости (Х12) носит характер адаптивных, позволяет настраивать (подавляя внешние и внутренние вызовы) ее структуру, состав, параметры функционировать в неравновесной среде.

Следует отметить, что адекватная количественная оценка системообразующих параметров «порядка», пределов, границ устойчивости, представляет собой довольно сложную задачу, решение которой возможно на основе привлечения методов и инструментария экспертного подхода, когнитивных технологий, применения в расчетах принципов теории нечеткой логики. Несмотря на неоднозначное отношение экспертного сообщества к возможности ее принципиального прикладного решения, знание и понимание специфики взаимозависимости ключевых факторов стабилизации экономических систем, условий и процессов сохранения ими устойчивости позволит определить стратегические направления и создать адаптационные механизмы, нивелирующие негативное воздействие внешней среды.

Заключение

Эволюционные изменения сложных экономических систем выступают как основа их внутренней структурной, функциональной, временной динамики. Указано, что реорганизация внутренней структуры выступает как наиболее выгодная их реакция на динамику их окружения как с энергетической, так и временной точки зрения. Ее мерой может являться количество возможных комбинаций, которые способна потенциально породить система в определенных условиях за счет структурных трансформаций.

Для обеспечения целенаправленности и эффективности развития экономических систем их адаптивную устойчивость, представляющую собой способность систем приспосабливаться к изменениям условий деятельности посредством внутренних преобразований, перегруппировки производственного потенциала и используемых ресурсов, необходимо рассматривать в качестве системно-организационного принципа и значимого фактора политики роста (трансформация для роста).

Представленный в работе подход к определению области значений параметров (границ) устойчивости и условий сохранения адаптивной устойчивости экономических систем вносит определенный вклад в развитие теории риск-ориентированного управления.


Источники:

1. Никулкина И.В., Гордячкова О.В., Калаврий Т.Ю., Вандерлинден Ж.-П. Резильентность социально-экономических систем: методологический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 659-668. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114087.
2. Безденежных В.М. Проблемы развития управления сложными социально-экономическими системами с учетом риск-ориентированного подхода – пути преодоление мифов // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 819-834. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114891.
3. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А., Намгалаури А.Н. Адаптационные механизмы активизации инновационного процесса // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 785-802. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114461.
4. Mitroff I.I., Anagnos G. Managing crises before they happen: what every executive and manager needs to know about crises management. - N.Y.: American Management Association, 2000. – 192 p.
5. Шевченко В.В. К вопросу о сущности экономической адаптации // Вестник института экономических исследований. – 2016. – № 1(1). – c. 20-39.
6. Perrings C. Resilience and sustainability. / chapter 13; Chapters, Henk Folmer & H. Landis Gabel & Shelby Gerking & Adam Rose. (Eds). / Frontiers of Environmental Economics. - Edward Elgar Publishing, 2001.
7. Strambach S., Pflitsch G. Transition topology: Capturing institutional dynamics in regional development paths to sustainability // Research Policy. – 2020. – № 49 (7). – p. 104006. – doi: 10.1016/j.respol.2020.104006.
8. Туменова С. А. Региональная конкурентоспособность в новой экономике: концепции, методы, модели. - Нальчик: Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 2019. – 200 c.
9. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. - М.: Мир, 1979. – 512 c.
10. Haken H. Advanced Synergetics: Instability Hierarchies of Self-Organizing Systems and Devices. - Kindle Edition, 2012. – 356 p.
11. Туменова С. А. Методология синергетики в исследовании социально-экономических систем // Европейский журнал социальных наук. – 2011. – № 7(10). – c. 45-48.
12. Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Нелинейная динамика и проблемы прогноза // Вестник Российской академии наук. – 2004. – № 3. – c. 210 - 232.
13. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985. – 424 c.
14. Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. / Пер. с англ. М. Я. Каждана. - М.: Дело, 2002. – 535 c.
15. Туменова С. А. Адаптивная устойчивость экономических систем в условиях неопределенности // Устойчивое развитие: Проблемы, концепции, модели: Материалы международного симпозиума, посвященного 20-летию КБНЦ РАН. – Нальчик: КБНЦ РАН. 2013. – c. 290-294.
16. Ерохина Е. А. Синергетическая парадигма современной экономической теории, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xaoc.ru/a181/ (дата обращения: 30.10.2022).

Страница обновлена: 25.04.2024 в 19:34:14