Анализ основных особенностей рынка платных стоматологических услуг

Машнинова Ю.В.1, Ермакова С.Э.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)

Цитировать:
Машнинова Ю.В., Ермакова С.Э. Анализ основных особенностей рынка платных стоматологических услуг // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 4. – С. 1519-1534. – doi: 10.18334/ce.16.4.114466.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447170
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ факторов, влияющих на функционирование медицинских организаций, предоставляющих платные стоматологические услуги, в том числе населению детского возраста с целью определить направления и возможности их дальнейшего развития. Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, обусловленная последствиями коронавирусной пандемии и новыми внешними угрозами, не могла не затронуть социальную сферу, а конкретно - систему здравоохранения, которая в полной мере приняла на себя все основные вызовы настоящего времени, что нашло отражение в особенностях функционирования рынка медицинских услуг, особенно его коммерческого сектора. Авторами приводится сводная характеристика факторов, определяющих специфику функционирования медицинских организаций, оказывающих платные стоматологические услуги населению детского возраста, составленная на основе научных, открытых статистических и маркетинговых источников. Статья будет интересна исследователям и практикам сферы менеджмента здравоохранения.

Ключевые слова: рынок платных медицинских услуг, здравоохранение, медицинская организация, медицинские услуги, коммерческая медицина, стоматология

JEL-классификация: M21, I11, I19

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Сложившийся к настоящему времени сегмент рынка, отвечающий за платные медицинские услуги, представляет собой важнейшую составляющую национальной системы здравоохранения. Повышенное внимания к нему обусловлено различными факторами, в том числе и отсутствием длительного накопленного опыта в данном сегменте в российском здравоохранении. С этой точки зрения целесообразно сосредоточить основное внимание на оценке состояния и тенденций развития рынка платных медицинских услуг, которые напрямую влияют на эффективность управления процессами их предоставления. В настоящее время практически все сегменты здравоохранения подверглись коммерциализации. Тем не менее, по мнению ряда исследователей понятие «рынка», а тем более «свободного рынка» в сфере здравоохранения – по большей части скорее абстрактный нежели реальный подход, некоторое приближенное обобщение [7,8]. Одна из причин подобной точки зрения заключается в том, что в настоящее время большая часть систем здравоохранения по всему миру функционируют за счет и благодаря тому, что государство участвует в их деятельности в той или иной степени. Рыночные механизмы в свою очередь обладают определенными чертами и характеристиками и их переложение на социальную сферу должно учитывать специфику данной области. Таким образом во множестве работ [4,7,8,] термин «рынок» используется с учетов его адаптированного значения для здравоохранения.

В тоже время в научной литературе практически не освещены некоторые сегменты данного рынка, к примеру отсутствует анализ рынка платных стоматологических услуг, предоставляемых детям. Обзор данного социально-важного сегмента позволит выявить направления его перспективного развития, а также выявить существующие проблемы и возможные будущие угрозы.

Цель: основной целью данной статьи является анализ специфики функционирования российского рынка платных стоматологических услуг.

Научная новизна: на основе анализа научных и статистических источников составлена сводная характеристика факторов, определяющих положение медицинских организаций на рынке предоставления платных стоматологических услуг населению детского возраста.

Авторская гипотеза: современное состояние рынка платных стоматологических услуг обуславливает необходимость поиска новых форм развития медицинских организаций. Одним из вариантов может быть их объедение во взаимовыгодные союзы (кластеры, партнерства и т.п.)

Метод и методология проведенной работы: в работе проведен анализ маркетинговых и статистических данных, позволивший выявить и сформулировать факторы, определяющие специфику функционирования медицинских организаций на рынке предоставления платных стоматологических услуг.

Факторы, влияющие на российский рынок стоматологических услуг. Рассматривая главные характеристики рынка стоматологических услуг России для всех возрастных групп, можно констатировать, что в последние десятилетие наблюдается рост потребительского интереса к платному сегменту, что привело к захвату бизнесом большей доли этого рынка как в Москве, так и в России в целом (представлено на рис.1, 2).

Рис. 1. Соотношение государственных и частных стоматологических клиник, предоставляющих платные стоматологические услуги по г. Москва по состоянию на конец 2021 г. (Источник: составлено автором на основе [9,10])

Рис. 2. Соотношение государственных и частных стоматологических клиник, предоставляющих платные стоматологические услуги по России в 2020-2021 гг. (Источник: составлено автором на основе [9,10])

Исследования потребительских предпочтений этих услуг, проведенных ВЦИОМ, с достаточной долей однозначности выявили причины доминирующих предпочтений в сторону роста процента пациентов, которые обратились или предпочли бы обратиться по причине болезни в коммерческую клинику:

– существуют объективные и субъективные причины нежелания пациента обращаться в организации, находящиеся в государственном ведении, которое в основном связаны с большими очередями, низкой квалификацией медицинского персонала, длительным ожиданием даты приема, коррупцией среди медицинских работников, равнодушием медицинского персонала, плохим отношением к пациенту, устаревшим оборудованием и др.;

– при этом 65% респондентов высказались в негативном ключе о качестве предложенной медицинской услуги в государственных организациях:

- доступность услуги.

Относительно последней причины, следует отметить, что в пользу частных клиник говорит так же и их достаточно равномерное географическое распределение (рис. 3). Так было определено среднее расстояние между коммерческими клиниками в различных районах (в метрах) и установлено, что, во-первых, подобных бизнес-структур достаточно много, а, во-вторых, все они практически в пешей доступности для граждан.

Рис.3. Среднее расстояние между частными стоматологическими клиниками г. Москве в метрах, в 2020-2021 г. (Источник: составлено автором на основе [9])

Анализируя состояние современных медицинских организаций (на примере оказания стоматологических услуг населению детского возраста) на основе данных, представленных в исследованиях РБК, BusinesStat и EY.COM за период 2018-2021 г., можно охарактеризовать каждый из элементов внешней среды: рынок, потребителя, ресурсы, источники финансирования и роль государства, а так же те возможности и угрозы, которые они несут.

Если говорить о предоставлении платных стоматологических услуг детям, то следует отметить, что ситуация в данном сегменте достаточно напряженная. Во-первых, в г. Москве по состоянию на начало 2021 г. функционировало 24 государственные поликлиники, предоставляющие в том числе платные услуги, что безусловно недостаточно с точки зрения норм обеспеченности специалистами. Во-вторых, что касается коммерческих клиник, то здесь ситуация еще более неоднозначная. Частным бизнес-структурам, чтобы вести детский прием нужна специальная лицензия, которая подразумевает выполнение ряда сложных и затратных правил, а специалистам соответствующие сертификаты. Не все представители малого бизнеса идут на это, что приводит к росту теневого сегмента стоматологических приемов. С учетом степени социальной значимости данного сегмента это достаточно тревожный сигнал.

Факторы внешней среды медицинских организаций.

В этой связи, детальная характеристика факторов внешней среды медицинских организаций, работающих в сфере здравоохранения и оказывающих платные услуги детям представленная в таблице 1, имеет важное значение. Основная тенденция последних 2-х лет – это снижение привлекательности платных услуг, предоставляемых государственными медицинскими организациями (ГМО) ввиду того, что, во-первых, их выполнение обеспечивается теми же специалистами, которые оказывают помощь по программам ОМС/ДМС, во-вторых, по мнению потребителя уровень сервиса ГМО сильно уступает уровню сервиса коммерческих организаций, а, в-третьих, пациент в целом стремится к экономии и негибкая ценовая политика государственных структур (отсутствие скидок и бонусов) часто является причиной выбора в пользу конкурентов. Основными предпочтениями потребителя остается сервис и сокращение времени ожидания записи. Большая проблема ГМО – это срок ожидания приема специалиста. Внедрение цифровых технологий (запись через сеть Интернет и ЕМИАС (Единую медицинскую информационную систему) облегчает процесс записи к специалистам, однако, не оказывает влияния на срок записи к ним.

Современный потребитель платных медицинских (стоматологических) услуг колеблется между стремлением к экономии, желанием использовать возможности ОМС/ДМС и намерением получить качественную услугу. Чаще всего из прочих равных альтернатив потребитель выбирает качество, даже если в конечном счете ему приходится платить больше.

Анализируя информацию из различных источников, можно сделать вывод, что современный потребитель связывает понятие качества чаще с коммерческими структурами, оправдывая это тем, что бизнес больше заботится о собственной репутации, нежели чем государственные организации, так как постоянно ощущает угрозу финансовой ответственности и финансовых последствий. Таким образом, существенная проблема для государственных ГМО – это убедить потребителя обращаться за платной услугой именно к ним.

Одно из ключевых преимуществ организаций, работающих по федеральному заданию в области формирования ресурсной базы – государственная поддержка технологического обеспечения. В частности, это касается закупки дорогостоящего лечебного и диагностического оборудования. Стоит отметить, что данное оборудование используется как для оказания плановой медицинской помощи, так и для реализации платных услуг. При этом расходные материалы четко разделены на те, что выделяются централизовано для оказания плановой помощи и те, что приобретаются ГМО для платных услуг. Таким образом, основная возможность для ГМО заключается в непосредственной экономии на технологическом оснащении. С другой стороны, одна из острых проблем в области технологического оснащения – это недостаточная загрузка технологического оборудования. В частности, это касается диагностического оборудования.

Таблица 1

Характеристика факторов внешней среды государственных медицинских организаций при предоставлении ими платных медицинских услуг (на примере детской стоматологии).

ФАКТОР
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИНАМИКА
УГРОЗЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
РЫНОК
Спрос
стабильный спрос
стабильный рост с тенденцией к замедлению, прогноз роста менее 5% до 2023 г.
потеря клиентов благодаря развитию конкуренции на рынке услуг
наличие постоянного спроса ввиду специфики медицинской услуги
Предложение
сформированный стандартный набор услуг
ассортимент услуг практически не изменяется
· сокращение перечня предлагаемых услуг из-за их нерентабельности
· отсутствие понимания потребности потребителя из-за отсутствия маркетинговой политики
· улучшение сервиса со стороны организации
· внедрение новых услуг (телемедицина)
Конкуренция
легальная коммерческая медицина (КМО)
занимают 16% рынка, рост занимаемой доли рынка
усиление позиций конкурентов на рынке за счет большего опыта коммерческой деятельности
отсутствие угрозы банкротства или нерентабельности, вследствие чего относительно стабильное положение
Ценообразование
определяется на основе рыночных механизмов
рост среднего чека по услугам
· сокращение выручки по перечню оказываемых услуг
· отсутствие гибкой ценовой политики
возможность варьировать цену (нет законодательных ограничений)
ПОТРЕБИТЕЛИ

изменение поведения
· увеличение требований к сервису;
· низкая платежеспособность потребителей
· желание минимизировать ресурсы
· отток к конкурентам;
· рост степени неудовлетворенности качеством помощи и отсутствием сервиса
· привлечение клиентов из сферы ОМС/ДМС
· поиск новой стратегии привлечения и удержания клиента на принципах клиентоориентированности
· поиск новых способов повышения степени удовлетворенности клиента
РЕСУРСЫ
Материалы
определяется на основе рыночных механизмов
увеличение стоимости
снижение качества за счет замены материалов более дешевыми аналогами в гос. поставках;
обновление за счет собственных средств (выручки от платных услуг)
обновление за счет программ господдержки
Оборудование
определяется на основе рыночных механизмов
увеличение стоимости
· низкое качество услуг за счет высокой степени морального и физического износа оборудования в связи с замедлением темпов модернизации
· обновление за счет собственных средств (выручки от платных услуг)
· обновление за счет программ господдержки
Кадры
Сокращение численности врачей
(40 специалистов на 10 тыс. населения в 2013 г.;
38 специалистов на 10 тыс. населения в 2019 г.)
· усиление конкуренции за персонал
· дефицит кадров из-за сокращения численности врачей
· отток молодых специалистов в КМО
· снижение привлекательности работы в госучреждениях
· угрозы пандемии COVID-19
· постоянное наличие свободных вакансий
· возможность проф. развития
· отсутствие угрозы потери рабочего места из-за ликвидации организации
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Бюджетные

рост финансирования + оптимизация (национальная программа)
сокращение финансирования из-за COVID-19
наличие гарантированного источника дохода
ОМС/ДМС

оптимизация программ страхования (реформа)
усиление контроля за реализацией услуг по программам ОМС/ДМС
подключение большего количества пациентов по
Собственные

сокращение на фоне пандемии COVID-19
· сокращение выручки из-за неудовлетворённости клиента качеством/ассортиментом услуг
· сокращение выручки из-за оттока пациентов в КМО
· сокращение выручки из-за COVID-19
возможность самостоятельно управлять объемом поступающих и расходующихся средств при условии оптимальной стратегии
ГОСУДАРСТВО

участие в плановом секторе;
невмешательство в сферу платных услуг
внедрение национальных программ, реформ, инструментов контроля
· контроль за качеством оказываемых услуг;
· штрафы за невыполнение/ненадлежащее выполнение ГФЗ
· соучастие в ведении деятельности;
· обеспечение стабильности;
· снятие угрозы банкротства.
Источник: составлено автором на основе источника [9,10]

Несмотря на то, что организации такого типа в сфере стоматологии имеют внушительную загрузку, диагностическое оборудование согласно ряда исследований используется не в полной мере, что увеличивает срок его окупаемости, а значит косвенно свидетельствует о недостаточной эффективности расходования бюджетных средств.

Ещё одной острой проблемой в области ресурсного обеспечения является нехватка трудовых ресурсов, так как конкуренция за персонал на рынке услуг здравоохранения между государственными и коммерческими структурами представлена довольно остро. Отток квалифицированной рабочей силы в коммерческие организации, снижение привлекательности работы государственных структур, неудовлетворённость персонала условиями труда (нагрузкой, необходимостью выполнять плановые задания, большим объемом бумажной работы) – все эти актуальные угрозы сильно изменили ситуацию с обеспеченностью государственных клиник медицинским персоналом.

Средний возраст специалистов, работающих в государственных стоматологических поликлиниках, в настоящий момент составляет 45 лет, тогда как в коммерческих структурах – это 32 года. Подобный разрыв несет в себе скрытую угрозу, которая заключается, во-первых, в невозможности обеспечить эффективную передачу производственного опыта от одного поколения врачей к другому, а, во-вторых, в более быстром моральном старении специалистов государственной медицины, лишенных связи с молодым и активным по части инноваций поколением. В то же время государственные стоматологические клиники обладают наличием постоянно существующих свободных вакансий для персонала, обеспечивают организацию профессионального развития (повышение квалификации, сертификация и проч.), а также для них отсутствует угроза коммерческого банкротства, а значит потери рабочего места из-за ликвидации организации.

Основные источники финансирования здравоохранения России – это бюджетные средства, средства ОМС/ДМС и личные средства граждан. Использование первых двух источников финансирования сопровождаются контролем со стороны государства, которое отслеживает выполнение федерального заказа (плана), расходование бюджетных средств и работу со страховыми фондами. Различные законопроекты и постановления регулируют деятельность организаций государственного сектора таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного использования денежных средств. Участие государства и страховых фондов обеспечивает гарантированный доход для медицинских организаций, однако руководство и врачебный персонал приобретают, наряду с этим, значительные дополнительные нагрузки, обязуя их вести внушительный объем отчетной документации. Усиление контроля за расходованием средств бюджета и средств ОМС/ДМС также является дополнительной нагрузкой на персонал ГМО. Определённую свободу обеспечивают собственные средства, получаемые за счет предоставления платных медицинских услуг, однако здесь присутствует ряд угроз, связанных с неудовлетворённостью клиента качеством и ассортиментом услуг, а также из-за оттока пациентов в коммерческие структуры. В последние годы существенной также является угроза сокращения выручки из-за распространения COVID-19, так как стоматологическая отрасль внесена в список пострадавших от пандемии.

Однако наличие собственных источников дохода позволяет государственным организациям быть более гибкими, в перспективе дает возможность самостоятельно управлять объемом поступающих средств (при условии внедрения адекватной маркетинговой политики). В настоящий момент ГМО занимается в основном оптимизацией расходования поступающих средств, выбирая те направления, которые могут быть профинансированы за счёт них. Здесь для ГМО важно при распределении прибыли и планирования собственного финансирования помнить о необходимости выдерживать критерии качества предоставляемых медицинских услуг. Чрезмерная экономия на расходных материалах и оплате труда персонала в конечном счете отражается на качестве отказываемой услуги, а значит вызовет неудовлетворенность потребителя.

Обобщая представление о тенденциях будущего развития рынка стоматологических услуг, целесообразно провести анализ результатов исследования рынка, проведенного компанией BusinesStat в 2020-2021 г. Данные показывают, что за период с 2016 по 2019 год величина натурального объема рынка в России оставалась стабильной и составила около 271 миллиона приемов в 2019 г. (рис.4), 2020 год продемонстрировал падение до 239 млн. приемов, что неудивительно, так как сказались ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции. По состоянию на 2021 г. можно было наблюдать выравнивание ситуации (255,6 млн. приемов), однако исследователи полагают, что тенденция не сохранится. Скорее всего на фоне ограничения поставок стоматологических материалов и их стремительного роста в цене рынок отреагирует сокращением числа приемов.

Рис. 4. Число стоматологических приемов в 2016-2021, в млн. приемов (Источник: составлено автором на основе [9,10])

Интересным фактом, в отношении тенденций стоматологического рынка в России является тот факт, что стадия экстенсивного роста для него уже пройдена. Стабильное состояние величины предоставленных стоматологических услуг сохраняется в связи с тем, что необходимо перелечивать зубы, а также благодаря тому, что появляются новые эстетические стандарты понятия «улыбка». Тем не менее в ближайшем будущем следует ожидать тенденции сокращения доли «эстетической стоматологии» в общем числе услуг. Известно, что большую часть в нем составляет ортодонтия, которая, к слову, практически полностью относится к платным услугам и для которой исследователи уже достаточно длительный период времени отмечают крайне сдержанный рост клиентской базы. И данная тенденция безусловно сохранится на фоне новых возникающих угроз.

Заключение

Таким образом, анализ рынка стоматологических услуг показал, что он находится в состоянии стагнации и достаточно остро реагирует на ту социально-экономическую обстановку, в которой функционирует. Перед государственными и коммерческими организациями стоит ряд нерешенных проблем, связанный с ресурсным обеспечением (обеспеченность врачами, текучесть кадров, инфраструктурные проблемы и проч.), а также с теми внешними угрозами, которые от них не зависят напрямую (эпидемическая ситуация – коронавирусная пандемия, социально-экономическая ситуация в стране и проч.). Как бизнес-структурам, так и государственным поликлиникам, предоставляющим платные услуги, безусловно следует искать новые пути развития с целью минимизации негативного воздействия внешних угроз и решения собственных внутренних проблем.


Источники:

1. Буньяминовна Г.У., Косинова Н.Н. Особенности развития рынка частных стоматологических клиник в условиях пандемии // Московский экономический журнал. – 2020. – № 9. – c. 64. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10664 .
2. Ермакова С.Э., Артеменко С.Н. Международный и российский опыт управления инновациями в организациях здравоохранения // Корпоративный менеджмент и бизнес-образование: сборник научных статей. М., 2021. – c. 168-176.
3. Костромина Е.А., Шамалова Е.В. Формирование механизма конкурентоспособности организации на рынке стоматологических услуг // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2017. – № 1(20). – c. 89-95. – doi: 10.21777/2307-6135-2017-1-89-95 .
4. Кузнецов Н.В., Рулева А.В., Рулев М.В. Характеристика системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России // Московский экономический журнал. – 2019. – № 6. – c. 25. – doi: 10.24411/2413-046X-2019-16024 .
5. Сапожникас И.Д. Ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства и функционирования системы управления его развитием в стоматологической сфере // Экономика и управление. – 2017. – № 12(146). – c. 76-84.
6. Тарасенко Е.А., Дворяшина М.М. Рынок частной медицины в России: взгляд маркетолога // Эко. – 2019. – № 6(540). – c. 43-61.
7. Тишков Д. С. Стоматологическое здравоохранение в России: сравнение полиса обязательного медицинского страхования и частных услуг в стоматологической практике. АНИ: экономика и управление. 2021. №1 (34). [Электронный ресурс]. URL: stomatologicheskoe-zdravoohranenie-v-rossii-sravnenie-polisa-obyazatelnogo-meditsinskogo-strahovaniya-i-chastnyh-uslug-v (дата обращения: 24.02.2022).
8. Шамалова Е.В., Лауфер К.М. Экономические аспекты формирования цены медицинской услуги на различных сегментах рынка стоматологии // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – № 1(26). – c. 389-392. – doi: 10.26140/anie-2019-0801-0093 .
9. Материалы исследования РБК (2016-2021). Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru (дата обращения: 18.01.2022).
10. Материалы исследования BusinesStat. Businesstat.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru (дата обращения: 18.01.20122).
11. Fajardo-Ortiz G, Robledo H. Gestión de la atención médica, herramienta fundamental para los médicos residentes [Management of medical care, a fundamental tool for resident doctors] // Cir Cir. – 2018. – № 1. – c. 71-78. – doi: 10.24875/CIRU.M18000005.
12. Kostyak L., Shaw D. M., Elger B., Annaheim B. A means of improving public health in low- and middle-income countries? Benefits and challenges of international public-private partnerships // Public Health. – 2017. – c. 120-129. – doi: 10.1016/j.puhe.2017.03.005.
13. Mestre A., Oliveira M., Barbosa-Póvoa A. Location–allocation approaches for hospital network planning under uncertainty // European Journal of Operational Research. – 2015. – № 3. – c. 791-806. – doi: 10.1016/j.ejor.2014.07.024.
14. Weaver C.A., Ball M.J., Kim G.R., Kiel J.M. Healthcare Information Management Systems. Cases, Strategies, and Solutions. - Heidelberg. NY: Springer, 2016.
15. Wright D, Nizzer K, Catchpole J, Klass C, Mondkar A. Patient and professional engagement in the procurement of dental services // Community Dental Health. – 2019. – № 2. – c. 91-94. – doi: 10.1922/CDH_4402Wright04.

Страница обновлена: 15.04.2024 в 17:58:21