Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России
Крылова Е.А.1
1 Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 23 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 5 (Май 2022)
Цитировать:
Крылова Е.А. Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 5. – С. 1829-1848. – doi: 10.18334/ce.16.5.114638.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48611720
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Глобальный экономический кризис, ставший последствием пандемии, требует поиска инновационных решений. В частности, пандемия поставила сферу туризма в целом, и малый и средний бизнес во всех странах мира на грань выживания и одновременно показала, какой огромный вклад вносит предпринимательская активность и туризм в ВВП стран мира. В условиях нестабильности международных процессов, экономического кризиса, закрытия границ в следствие пандемией, представители туристической отрасли, политики многих стран задумались, какие направления туризма необходимо развивать в условиях турбулентности, какой новый продукт может предложить бизнес. Бесспорно, туризм является важным экономическим фактором во всем мире, который способствует росту экономики и занятости. Данная работа представляет собой анализ туристического рынка России в целом, и Санкт-Петербурга в частности. В статье рассматриваются роль туризма как бизнеса, его влияние на экономику страны и региона и перспективы развития научно-популярного туризма как нового направления в российском и международном туризме, которому до настоящего времени практически не уделялось достаточного внимания. Статья может быть интересна представителям университетов и академических учреждений, представителям туристической отрасли и руководителям ведомств, отвечающим за развитие туризма.
Ключевые слова: предпринимательство, туризм, научный туризм
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Туризм является существенным экономическим фактором во всем мире, «моторчиком» сферы услуг, занятости, а, следовательно, и роста экономики. Влиянию туризма на экономику посвящено множество исследований в РФ и за рубежом, как его прямому воздействию (создание дополнительной стоимости), так и косвенному и индуцированному (влияние и взаимодействие с другими секторами экономики). По результатам их изучения представляются две гипотезы, которые прослеживаются в текстах как «нить Ариадны». Первая - туризм стимулирует экономический рост (Е.Н.Александрова, И.А.Панова, Д.А.Лобкин [1], С.Б.Болдырева [2], Х.Г.Брида, Д.М.Гомэз, В.Сегарра [3]). Вторая - экономический спад или рост, падение или рост доходов и изменение качества жизни населения в худшую или лучшую сторону, благосостояние населения способствует развитию туризма или падению спроса (П.Келлер [4], Б.И. Рассадин [5], А.В.Варламова [6], В.Фрейер [7], Д.М.Гамбарота, М.А.Лорда [8]).
Познавательный туризм и его направления находят отражение в теоретических и прикладных публикациях за рубежом. Например, работа С.Сулеймани, Дж. Брювер, М. Дж. Гросс, Р. Ли [9] посвящена астрономическому туризму. «Научному туризму», как отдельному направлению, посвящены российские исследования Е.А.Крыловой, [33] Н.А. Кызьюровой, [34] Д.И.Марышкина, [35] В.П.Павлова, [36] зарубежные - С. Слокум, К.Клайн, А.Холден, [10] Ф.Бурлон, Р.Салинас. [11] Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет с уверенность сказать об отсутствии теоретического дискурса и разработанности концепции «научно-популярного туризма» не только в России, но и во всем мире. При этом имеет место и разность подходов авторов к определению научно-популярного туризма. Таким образом, вышеизложенное позволяет говорить о том, что настоящая статья содержит все признаки научной новизны. Представленная работа посвящена обоснованию авторской гипотезы - новое направление туризма будет вносить вклад в экономику регионов РФ, создаст позитивный социальный эффект.
Целью настоящего исследования является анализ туристического рынка России и Санкт-Петербурга, описание потенциала развития научно-популярного туризма как нового направления и турпродукта через осмысление его теоретической концепции в российском и мировом туризме, как сферы международного бизнеса на пересечении науки и туризма.
С этой целью сформулированы и последовательно реализуются следующие задачи:· описание современного состояния и развития туризма и бизнеса в мире вследствие пандемии;
· анализ ключевых показателей туристического рынка Санкт-Петербурга и РФ;
· представление потенциала развития научно-популярного туризма как бизнеса, как нового туристического направления для широких масс, которое позволит изменить восприятие не только учёного как путешественника, но и туристического бизнес - сообщества, процессов взаимодействия науки и индустрии туризма, и ее роли в развитии туристических маршрутов и направлений. [12]
Основная часть
2019 год стал годом значительного роста для мирового сектора путешествий и туризма, укрепив его роль в качестве движущей силы экономического роста и создания рабочих мест. В 2019 году, по данным UNWTO за границу совершили туристическую поездку 1,5 миллиарда человек (на 3,7 процента больше, чем в 2018 году Для сравнения: более полувека назад, в 1950 году - 25 млн. чел. [13]). «Согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC), сектор «туризм и путешествия» (далее, для краткости, просто «туризм») входит в четверку наиболее крупных и быстро развивающихся секторов экономики. Оценки по 185 странам и 25 географическим регионам, выполненные Всемирным советом по туризму и путешествиям, показывают, что по своему вкладу в валовый внутренний продукт (ВВП) туризм опережает производство химикатов, автомобилей, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых и банковскую деятельность, уступая лишь розничной торговле, финансовым услугам и строительству. Примерно каждое десятое рабочее место в мире принадлежит туристскому сектору. (…) Всемирный совет по туризму и путешествиям прогнозирует рост туристского сектора в ближайшие 10 лет по многим показателям». [14]
Туризм во время пандемии
Пандемия-2020, следствием которой явился мировой экономический кризис, поставила сферу туризма в целом, и малый и средний бизнес во всех странах мира на грань выживания, но и одновременно показала, какой огромный вклад вносит предпринимательская активность в ВВП стран мира. В России, например, по данным за 2018 год доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ составила 20,2 процента. [15] В России туризм составляет 3,9% ВВП страны по сост. на 2018 год. [16]
Всемирный совет по туризму и путешествиям выпускает отчеты о влиянии путешествий и туризма на экономику и занятость для 185 стран/экономик и 25 географических или экономических регионов мира. Эти отчеты совместно с Oxford Economics являются важным инструментом, помогающим нам вооружить органы государственного и частного секторов неопровержимыми доказательствами огромной ценности, которую путешествия и туризм привносят в экономику, чтобы их политические и инвестиционные решения поддерживали наш сектор. До пандемии на долю путешествий и туризма (включая их прямое, косвенное и индуцированное воздействие) приходилось 1 из 4 всех новых рабочих мест, созданных в мире, 10,6% всех рабочих мест (334 млн.) и 10,4% мирового ВВП (США). 9,2 триллиона долларов). Между тем, расходы иностранных посетителей в 2019 году составили 1,7 трлн. долларов США (6,8% от общего объема экспорта, 27,4% от мирового экспорта услуг). Последние ежегодные исследования WTTC показывают: Сектор путешествий и туризма понес убытки в размере почти 4,5 трлн. долларов США и достиг 4,7 трлн. долларов США в 2020 году, при этом вклад в ВВП сократился на ошеломляющие 49,1% по сравнению с 2019 годом; по сравнению с падением ВВП мировой экономики на 3,7% в 2020 году. В 2019 году доля сектора путешествий и туризма в мировом ВВП составила 10,4%; доля, которая снизилась до 5,5% в 2020 году из-за продолжающихся ограничений на мобильность. В 2020 году было потеряно 62 миллиона рабочих мест, что составляет падение на 18,5%, в результате чего в глобальном секторе осталось всего 272 миллиона рабочих мест по сравнению с 334 миллионами в 2019 году. Угроза потери рабочих мест сохраняется, поскольку многие рабочие места в настоящее время поддерживаются государственными схемами софинансирования и сокращенными рабочими часами. Без полного восстановления сферы Travel & Tourism многие рабочие места могут быть потеряны. Расходы внутренних туристов сократились на 45%, в то время как расходы иностранных туристов снизились на беспрецедентные 69,4%. [17]
В условиях нестабильности международных процессов, экономического кризиса, закрытия границ в 2020 году, связанного в пандемией, более актуальным стал вопрос, какие направления туризма необходимо развивать в условиях турбулентности, какой новый продукт может предложить бизнес.
Организация Объединенных Наций также заявила, что тесно сотрудничает с международными организациями, правительствами и частным сектором в целях содействия восстановлению туристического сектора, от которого зависят миллионы малых предприятий и рабочих мест. По информации ООН, снижение спроса в сфере туризма негативно сказалось на экономике государств, доходах населения и усилиях по достижению целей в области устойчивого развития. Всемирной туристской организацией был выпущен пакет руководящих указаний для государств-членов по восстановлению экономики, маркетингу и рекламе, а также укреплению институтов и повышению их устойчивости. [18]
Новые направления мирового туризма
Принимая во внимание огромный научно-образовательный и туристический потенциал РФ, можно сделать вывод о необходимости, помимо уже реализуемых программ и проектов, интенсивно развивать и научно-популярный туризм как отдельное направление на пересечении туристического бизнеса и науки.
В основу исследований имеющихся проблем, современного состояния и перспектив развития научно-популярного туризма в Санкт-Петербурге и в России лег и собственный предпринимательский опыт в процессе развития этого направления. [37] Предпринимательство и туризм, в частности, как уже было сказано выше, вносят огромный вклад в ВВП стран мира.
«Спрос на необычные направления влечет за собой глобальную конкуренцию стран и регионов в целях привлечения туристов. Представляется, что международная туристическая конкурентоспособность стран зависит как от специфических для туристкой отрасли факторов, так и от общих условий бизнес-среды (…)». [1]
Обзор туризма Российской Федерации
В сфере туризма задействовано значительное число людей и компаний, обеспечивающих функционирование туристической отрасли. Это представители поисковых машин Google, Yandex и пр., онлайн-турфирмы, сфера IT, обеспечивающая их функционирование, офлайн туристические фирмы, консолидаторы (агрегаторы поиска и брони авиа- и жд- билетов), представители сферы транспорта и пассажирских перевозок (паромы, автобусы, железнодорожный транспорт, авиакомпании), сервисы по аренде личного транспорта, организаторы тура (экскурсионные бюро, турфирмы), которые готовят информацию о местных достопримечательностях, ресторанах, развлекательной программе; сфера развлечений и отдыха, музеи и выставочные залы; сфера торговли; агентства, обеспечивающие бронирование в отелях и предоставление услуг для заказчика на месте, куда турист отправляется в путешествие. Система сопровождается сетью транзакций и деятельностью банков и различных провайдеров на каждом из этапов бронирования тура.
«Туризм относится не к сырьевой сфере, а к сфере услуг, и его развитие имеет большое значение для нашей страны, особенно на фоне мирового падения цен на сырьевые ресурсы»,- сообщил глава Ростуризма Олег Сафонов. [20] Ростуризмом была отмечена необходимость федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма. С 2019 года доля туризма в ВВП страны должна увеличиться до 5% к 2025 году. Представляя концепцию новой ФЦП в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), глава Ростуризма отметил, что целевая установка программы – рост объемов сферы туризма темпами, в два раза опережающими рост экономики в России. В настоящее время, по данным Ростуризма, доля туризма в ВВП РФ не превышает 3,4%, тогда как в мире в среднем она составляет до 10%. [21]
Заместителем министра экономического развития РФ С.Галкиным также была отмечена необходимость увеличения вклада туризма в ВВП РФ. Среди других целей, которые были поставлены Минэкономразвития-рост показателей турпотока и инвестиций в отрасль. По его словам, туристический поток должен увеличиваться как в существующих точках притяжения, так и на новых направлениях. Также важен рост государственных и частных инвестиций. Кроме этого, одна из задач состоит во вхождении России в десятку самых популярных туристических направлений по версии Всемирной туристической организации (UNWTO). [22]
В таблице 1 представлено количество въездных туристов в РФ с 2014 года по первое полугодие 2020 года включительно.
Таблица 1
Количество туристов в РФ с 2014 по 2021 гг.
Количество
туристов, млн./ год.
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Въездные
|
25,4
|
26,8
|
24,5
|
24,3
|
24,5
|
24,4
|
9,7
|
0,28
|
За условную «точку отсчета» был взят 2014 год - год значительных геополитических изменений и последующего периода введения санкций, как в отношении РФ, так и в отношении ЕС.
Таблица 2
Количество въездных и выездных туристов РФ с 2019 по 2021гг.
Год
|
Въездные иностранные
туристы
|
Выездные туристы РФ
за рубеж
|
2019
|
24 419
000
|
45 330 000
|
2020
|
9 700
00
|
14 140
027
|
2021
|
288 300
|
21 413 573
|
Для сравнения в таблице 2 были использованы данные за 2019 год, поскольку, как уже было сказано в начале статьи, 2019 год стал годом значительного роста для мирового сектора путешествий и туризма и за 2020 и 2021 пандемические годы. «Стоит отдельно отметить, что цифра в 9,7 млн визитов иностранцев в Россию в 2020 году никак не характеризует количество посетивших нашу страну иностранных туристов. Из статистики Погранслужбы ФСБ РФ следует, что 96,5% из этих 9,7 млн иностранных граждан въехали в РФ с не с туристическими, а с преимущественно частными, а также деловыми, рабочими, учебными целями или как обслуживающий персонал транспортных средств (поездные бригады, экипажи морских и воздушных судов, водители грузовиков и пр.). Как туристы в Россию в 2020 году въехали всего от всех 3,5% иностранцев». [25]
Также как и следует из таблицы 2, число въездных туристов почти в 2 раза ниже числа выездных. Следовательно, необходимо повышать привлекательность страны как туристического направления для въездного туризма.
Обзор туристического рынка Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, как туристическое направление, хорошо известен в России и за рубежом. Туризм является важной отраслью экономики города и поэтому путешествие в город на Неве является важным с точки зрения организации приема туристов, путешественников и гостей из-за рубежа и регионов России. Именно от хорошо организованного отдыха будет зависеть впечатление гостей от города. Северная столица привлекательна не только богатым историко-архитектурным наследием, ее пригородами -Пушкин, Павловск, Петергоф, Стрельна, Кронштадт, Ломоносов, которые дополняют город на Неве, но и разнообразием достопримечательностей и тематических туров.
Основные показатели туризма Санкт-Петербурга
Таблица 4.
Количество туристов в Петербурге с 2014 по 2021 гг.
Год
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Количество туристов,
млн.
|
6,3
|
6,5
|
6,9
|
7,5
|
8,2
|
10,4
|
2,9
|
6,0
|
Иностранные
|
2,7
|
2,8
|
2,8
|
3,6
|
3,9
|
4,9
|
0,5
|
0,25
|
Российские
|
3,6
|
3,7
|
4,1
|
3,9
|
4,3
|
5,5
|
2,4
|
5,75
|
В целом, исходя из вышеприведенных данных, прослеживается тенденция увеличения числа и внутрироссийских туристов, количество которых за последние три года было выше числа иностранных туристов. Поэтому, в свете имеющихся ограничений, до полного восстановления туристического потока и авиасообщения с зарубежными странами, можно сделать акцент на развитии внутрироссийского туризма. Как и прогнозировалось, на фоне эпидемиологической обстановки и связанных с ней ограничений, туристический поток в Петербурге в 2020 году снизился от 70% до 80%. [28]
Характеристика ключевых акторов и новых акторов на туристическом рынке Санкт-Петербурга
Количество турфирм и турагентств в Санкт-Петербурге составляет порядка 390 компаний, которые специализируются на въездном туризме, 247 компаний - на выездном. [29] В связи с падением туристической отрасли по причине Covid-19, ожидается закрытие до 50% компаний. Средняя продолжительность пребывания туриста в Санкт-Петербурге в 2019 году составляла от 3 до 5 дней, средний объем расходов за поездку – порядка 36,4 тыс. рублей. Общий объем вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга (совокупные расходы туристов в городе) за 2019 год составил порядка 375 млрд. рублей. По оценочным данным доля туризма в ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2019 года составила 4,4% или 208,2 млрд. руб, что сопоставимо с долей строительного рынка в ВРП города. Общий объем потребления платных услуг в сфере туризма (услуги гостиниц и средств размещения, услуги турфирм) по итогам 2019 года составил в объеме более 31 млрд рублей). [30]
На сегодняшний день город предлагает следующие тематические направления туризма: культурный туризм, медицинский туризм, лечебно-оздоровительный туризм, экологический туризм, гастрономический туризм, религиозный туризм, семейный туризм, романтический туризм, свадебный туризм, промышленный туризм, тематические кварталы Петербурга, аграрный туризм. [26]
Благодаря совместной работе с Комитетом по развитию туризма Правительства Санкт-Петербурга по продвижению научно-пулярного туризма удалось дополнить палитру туризма новым направлением, которому посвящен раздел «Научный туризм» на городском портале «Visit Petersburg». [39]
Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-технических центров России и мира. По данным паспорта Петербурга на 2015 год, в городе сосредоточено более 10% научного потенциала страны: более 350 научных организаций, в том числе около 70 организаций Российской Академии Наук, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, научных центров. [40]
Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в РФ
Общая статистика сферы туризма в России показывает тенденцию его снижения в свете пандемии и именно поэтому научно-популярный туризм может стать шансом на увеличение туристического потока в РФ, создание новых туристических маршрутов и туристического продукта, как для внутреннего, так и для въездного туризма.
До настоящего времени в России не существовало научно-популярного туризма как туристического направления, поэтому отсутствует официальная статистика по этому направлению. Бизнес - проект автора статьи стал в 2015 году первым не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Большую актуальность и востребованность он получает и в свете недавнего поручения Президента РФ о развитии научно-популярного туризма в России от 11 февраля 2022 года. [38] План мероприятий по развитию данного направления, согласно поручению, будет включен в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Более того, изначально проект «Научный туризм» был поддержан Российской Академией Наук. С 2015 года в этом направлении ведется и научно-исследовательская работа, созданы маршруты и проводятся научно-популярные туры совместно с учеными РАН.
Ранее, в мае 2020 года Президентом РФ была определена необходимость развития внутреннего туризма в России, создания новых маршрутов и направлений для путешествий. [19]
В ситуации сокращения туристического потока и ограничений, связанных с распространением вируса Covid-19, представителям туристической отрасли стоит задуматься о новых туристических продуктах и направлениях, более нишевых, узкоспециализированных, менее массовых, но более устойчивых и прибыльных. Таким может стать новый туристический продукт «Научно-популярный туризм». Независимо от политического развития страны или спада экономической активности, сферы науки и туризма обладают большим потенциалом.
Отличительной особенностью такого туризма от обычного является ориентированная по интересам программа, которая может включать, в первую очередь, тематическое посещение образовательных, научных и иных профессиональных учреждений, лабораторий, обсерваторий, встречи с российскими учёными и специалистами, а также и культурную программу. Другой интересной составляющей программы может быть и участие в экспедициях, организуемых по линии различных учреждений.
Особый интерес данный проект может представлять для российских студентов и школьников в плане профессиональной ориентации. Все это будет содействовать привлечению как внешних, так и внутренних источников финансирования.
Научно-популярный туризм представляет собой совершенно новую форму бизнеса на стыке туристической деятельности и науки. В своей работе мы четко определяем нашу аудиторию (турист-учёный или учёный-турист), создаем продукт под её потребности и ищем подход к сотрудникам академических учреждений, выявляя организационные, юридические проблемы, решая административные вопросы, вступая в диалог с органами власти.
Особенностью бизнеса является и его страновая принадлежность: в каждой отдельной стране форма его организации, налогообложение, упрощение системы налогообложения и прозрачность административных согласований будет решать ключевую роль. Но сегодня мы считаем, что данная форма предпринимательской активности и проект дополнит всю палитру предлагаемых продуктов на рынке туризма Санкт-Петербурга, и России в целом. Он может иметь как внутреннее так и международное направления развития,. Поэтому мы считаем необходимым найти механизмы для его успешной реализации и развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, научной новизной исследования является представление данного направления, как нового туристического направления в России, его определение как тематические путешествия, включающие в себя не только посещение научных, образовательных и иных учреждений, достопримечательностей, связанных с наукой и ее историей, но также и культурную программу. Именно поэтому Санкт-Петербург имеет все шансы стать центром научно-популярного туризма в России.
Какое место на туристическом рынке может занять научно-популярный туризм
Прямой вклад отрасли туризма в ВРП города в 2019 году составил 4,4% или 209 млрд. рублей, что сопоставимо, к примеру, с деятельностью в сфере строительства в Санкт-Петербурге. При этом туризм дает самый большой мультипликативный эффект: он обеспечивает работой большое количество смежных отраслей - сферу торговли и услуг, дает клиентов ресторанам, кафе, транспорту, гостей для учреждений культуры и многих других организаций, а также дает толчок развития новых креативных пространств и целых территорий города, что раньше не всегда было так очевидно. Отрасль обеспечивает рабочими местами не менее 100 тыс. человек. По оценочным данным, с учетом мультипликативного эффекта, доля туризма в ВРП в 2019 году составила 6%. В прошлом году рост ВРП туризма достиг максимального за последние пять лет значения – 124,1%, что в 4,8 раза больше роста ВРП Санкт-Петербурга в целом. [31] По официальным данным, за четыре года поток иностранных туристов в город увеличился почти в 2 раза. Если в 2015 году их было 2,8 млн, то в 2019 году - уже 4,9 млн. С точки зрения валютных поступлений в течение последних пяти лет отрасль туризма в Санкт-Петербурге увеличила объем экспорта более чем в 2 раза (в 2019 году – 3,14 млрд долл.) и стабильно составляет в структуре экспорта города более 10% (в 2019 году – 12,5%). При этом доля туризма составляет практически половину несырьевого экспорта Санкт-Петербурга (в 2019 году – 44,5%). [31]Таким образом туризм – это существенная экономическая часть жизни города и один из главных драйверов его развития.
Научно-популярный туризм является нишевым и специализированным. Нашей целевой аудиторией являются как представители компаний, государственных органов, так и научные сотрудники и студенты, которые направляются на конференции, симпозиумы, в научные туры или экспедиции с учёными. Также, другим, наиболее востребованным, как показывает практика, является научно-популярный туризм с экскурсионными программами для широких масс.
Принимая во внимание огромный научно-образовательный и туристический потенциал страны, предлагаем развивать данное направление как отдельное, новое направление в сфере науки и туризма России.
Новые участники рынка в свете развития научно-популярного туризма
Развитие этого направления может заключаться в продуктивном взаимодействии частного и государственного секторов. Научно-популярные туры в России могут разрабатываться совместно с институтами РАН, университетами и другими учреждениями, тем самым внося вклад в развитие региональной экономики. Масштабы и перспективы развития научно-популярного туризма как нового направления туристического бизнеса вполне очевидны.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что состояние данной отрасли туризма - «научно-популярный туризм» представляет собой лишь разрозненные инициативы, разбросанные по всему миру.
Выводы
Во-первых, на основании открытых данных было показано, какой вклад в экономику страны вносит предпринимательская деятельность и насколько велик вклад туризма как бизнеса в устойчивость развития экономики регионов и стран. Пандемия 2019-2020 гг. и сопутствующие локдауны по всему миру наиболее ярко показали это.
Во-вторых, была представлена уникальная концепция «научно-популярного туризма», который может иметь большое значение для развития туризма Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. Разработка проекта имеет большое практическое значение в силу объединения сферы науки и туризма, предлагая новые направления внутреннего и въездного международного туризма. Проект также имеет значительный социальный эффект. Научно-популярный туризм предоставляет жителям и гостям России познакомиться с ее уникальными местами и людьми, представляет туриста как возможного будущего учёного или учёного как туриста, открывая новые локации, объединяя академическое сообщество и туризм, привлекая внимания к проблемам науки и высшего образования. Это направление может рассматриваться как одна из форм повышения привлекательности науки и учёбы в регионах России, так и как будущая профессиональная ориентация для школьников. Имея практический опыт реализации научно-популярного туризма в Санкт-Петербурге во время пандемии, мы с уверенностью можем говорить о его позитивном развитии в России в условиях имеющихся ограничений, что, безусловно, имеет положительные социальные последствия, позволяет развивать туризм в регионах РФ, оказывает позитивное влияние на общество и на имидж России за рубежом, как открытого и современного государства, готового к сотрудничеству.
В-третьих, практическую ценность статьи придает наличие предпринимательского опыта автора в процессе реализации проекта «Научно-популярный туризм». Кроме того, практическая значимость исследования заключается в анализе устойчивого развития рынка туризма в Санкт-Петербурге в свете разработки нового туристического направления, позволяющего увеличить, как внутренний, так и международный въездной туризм в РФ. Настоящая статья может быть рассмотрена в качестве экспертных рекомендаций для государственных органов власти регионального и федерального уровней в концепции развития данного направления не только в Санкт-Петербурге, но и РФ.
Источники:
2. Болдырева С.Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 5(452). – c. 972-988. – doi: 10.24891/re.16.5.972.
3. Brida J.G., Gomez D.M., Segarra V. On the empirical relationship between tourism and economic growth // Tourism Management. – 2020. – p. 104131. – doi: 10.1016/j.tourman.2020.104131.
4. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. – 2013. – № 3. – c. 17-20.
5. Рассадин Б.И. Развитие туризма в России и финансовые возможности населения // Сервис plus. – 2018. – № 1. – c. 10-22. – doi: 10.24411/2413-693X-2018-10102.
6. Варламова А.В. Туризм как индикатор качества жизни населения: социологический анализ // Сервис plus. – 2014. – № 4. – c. 68-75. – doi: 10.12737/6469.
7. Freyer W. Tourismus: Einführung in die Fremdenverkehrsökonomie. - Munchen, Oldenburg: Wissenschaftsverlag GmbH, 2011. – 577 p.
8. Gambarot D.M., Lorda M.A. Tourism as a strategy for local development // Revista Geografica Venezolana. – 2017. – № 2. – p. 346-359.
9. Soleimani S., Bruwer J., Gross M.J., Lee R. Astro-tourism conceptualisation as special-interest tourism (SIT) field: a phenomonological approach // Current Issues in Tourism. – 2019. – № 18. – p. 2299-2314. – doi: 10.1080/13683500.2018.1444021.
10. Slocum S., Kline C., Holden A. Scientific Tourism. Researchers as Travellers. / 1st Edition. - London: Routledge, 2015. – 212 p.
11. Bourlon F., Salinass R.T. Scientific tourism, a tool for tourism development in Patagonia. Conference: Seconde Université Internationale d’hiver, LabEx ITEM - Innovation et Territoires de Montagne. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/310767029_Scientific_tourism_a_tool_for_tourism_development_in_Patagonia.
12. Economic Impact Reports. The World Travel & Tourism Council (WTTC). [Электронный ресурс]. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 12.04.2022).
13. Пандемия короновируса. Влияние на туризм. Федеральное министерство экономики и защиты климата ФРГ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Dossier/tourismus.html (дата обращения: 17.08.2021).
14. Аистов А.В., Николаева Т.П. Гипотеза о стимулирующем воздействии туризма на ВВП // Прикладная эконометрика. – 2019. – № 4(56). – c. 5-24. – doi: 10.24411/1993-7601-2019-10014.
15. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ. ЕМИСС государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59206 (дата обращения: 12.06.2021).
16. Официальная статистика. Предпринимательство. Розничная торговля, услуги населению, туризм. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/23457 (дата обращения: 16.07.2021).
17. Economic Impact Reports. World Travel & Tourism Council (WTTC). [Электронный ресурс]. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 12.07.2021).
18. Короновирус. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/coronavirus (дата обращения: 16.07.2021).
19. Путин поручил форсировать развитие внутреннего туризм. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/05/07/putin-poruchil-forsirovat-razvitie-vnutrennego-turizma.html (дата обращения: 11.07.2020).
20. Доля туризма в ВВП России почти в семь раз меньше среднемирового значения. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/economics/2016/01/20/dolya-turizma-vvvp-rossii-pochti-vsem-raz-menshe-srednemirovogo-znacheniya.html (дата обращения: 11.07.2020).
21. Ростуризм: доля туризма в ВВП страны к 2025 году должна достичь 5%. Интерфакс-Туризм. [Электронный ресурс]. URL: https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464 (дата обращения: 17.07.2020).
22. Минэкономразвития РФ поставило цель повысить долю туризма в ВВП до 6%. РИА-новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190522/1554792421.html (дата обращения: 14.07.2020).
23. Число въездных туристских поездок. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/torg/tur/tab-tur1-1.htm (дата обращения: 11.07.2020).
24. Туризм и туристические фирмы по данным Росстат. Росинфостат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/turizm (дата обращения: 13.07.2020).
25. Въездной турпоток в Россию в 2020 году рухнул на 93,4%. Атор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/54327.html (дата обращения: 14.04.2022).
26. Тематический туризм в Санкт-Петербурге. Visit Petersburg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visit-petersburg.ru/ru/thematic_tourism_in_petersburg (дата обращения: 11.07.2020).
27. Развитие туристского рынка. Статистика. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/statistic (дата обращения: 14.07.2020).
28. Число посетивших Санкт-Петербург туристов в 2020 г может снизиться на 70%. Рамблер путешествия. [Электронный ресурс]. URL: https://travel.rambler.ru/news/44641130-chislo-posetivshih-sankt-peterburg-turistov-v-2020-g-mozhet-snizitsya-na-70-vlasti/?article_index=1&updated (дата обращения: 15.07.2020).
29. Количество туристских предприятий, работающих в регионе Санкт-Петербург. Система обмена туристской информацией. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbcrs.org/regions/sankt-peterburg/kolichestvo-turistskikh-predpriyatiy-rabotayushchikh-v-regione (дата обращения: 11.07.2020).
30. Развитие туристского рынка. Статистика. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/statistic (дата обращения: 27.06.2021).
31. Туризм в экономике Петербурга. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/190533 (дата обращения: 27.06.2021).
32. Туризм и туристические фирмы по данным Росстатa. Росинфостат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/turizm (дата обращения: 27.06.2021).
33. Крылова Е.А. Развитие научного туризма в Северо-Западном регионе РФ // Будущее науки в Санкт-Петербурге: Сборник трудов Региональной молодёжной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021.
34. Научный туризм на Полярном Урале как пример возможного сотрудничества в Арктическом регион // Полярные чтения на Ледоколе «Красин». – 2020. – c. 392-400.
35. Марышкин Д.И. Организация научного туризма на научно-учебном полигоне «Сарма» в Приольхонье // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. – 2016. – c. 66-76.
36. Павлов В.П. Научный туризм: накопленный опыт и перспективы Развития. Международная туристская академия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intacadem.ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyy-opyt-i-perspektivy-razvitiya.html (дата обращения: 17.04.2022).
37. Страница стартапа «Научный туризм». Вконтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/scientific_tourism (дата обращения: 19.04.2022).
38. Поручение Президента РФ Пр-290, п.4б о развитии научно-популярного туризма. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752#assignment-22 (дата обращения: 11.02.2022).
39. Научный туризм. Тематический туризм в Санкт-Петербурге. Туристский портал Санкт-Петербурга Visit Petersburg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visit-petersburg.ru/thematic_tourism/nauchnyy-turizm (дата обращения: 19.04.2022).
40. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга- 2030. Администрация Санкт-Петербурга. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/02/25/Big_RUS_05-05.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
41. Туризм и туристические фирмы по данным Росстата. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/turizm (дата обращения: 11.07.2020).
42. В 2017 году Санкт-Петербург принял рекордное количество туристов. РИА-новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180327/1517368112.html (дата обращения: 14.07.2020).
43. Туризм в цифрах. Система обмена туристской информацией. Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbcrs.org/regions/sankt-peterburg/statistics (дата обращения: 14.07.2020).
44. Krylova Е.А. «Reboot» of world tourism: scientific tourism // Интернаука. – 2021. – № 4-3(180). – p. 43-48.
45. Крылова Е.А. Перезагрузка мирового туризма: научный туризм // Власть и общество. – 2021. – № 2(22). – c. 4-10. – doi: 10.32743/2658-4077.2021.2.22.427.
46. Крылова Е.А. Научный туризм как одна из форм научной дипломатии РФ // Аллея науки. – 2018. – № 2(18). – c. 365-369.
47. Krylova E.A. Scientific tourism in saint-petersburg // Modern Science. – 2018. – № 2. – p. 155-156.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:46:38