Глэмпинг как новое направление туристической деятельности: особенности и перспективы развития

Островкин Д.Л.1, Муртазина А.В.2
1 Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, Екатеринбург
2 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 10 (Октябрь 2022)

Цитировать:
Островкин Д.Л., Муртазина А.В. Глэмпинг как новое направление туристической деятельности: особенности и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 10. – С. 2851-2864. – doi: 10.18334/epp.12.10.116388.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49851270
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена перспективному и быстроразвивающемуся направлению в кемпинг-туризме – глэмпингу, который рассматривается с позиции развития отдыха на открытом воздухе. В данной работе сформулирована систематизация теоретических основ и рассмотрена история развития понятия «глэмпинг», а также произведен анализ сильных и слабых сторон данного вида туристского отдыха в рамках комфортного проживания для туристов в природных условиях. Отдельно в работе уделено внимание видам объектов глэмпинга (сформулирована краткая характеристика каждого вида), особенностям отечественного глэмпинга, дана оценка настоящего положения и перспективного развития. Отмечено, что наличие богатого разнообразия природных локаций в Российской Федерации обуславливает возможность создания уникальных объектов глэмпинга. Уделено внимание факторам, способствующим развитию глэмпинга в России. Сделан вывод о перспективах развития данного вида отдыха в России, его высоком потенциале для внутреннего туризма. Отмечен высокий спрос на услугу глэмпинга среди туристов, что по итогу способствует активному процессу восстановления туристической отрасли после Covid-19.

Ключевые слова: глэмпинг, кемпинг, туризм и гостеприимство, виды объектов в глэмпинге, комфортный отдых, перспективы развития

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение. В настоящее время в отечественном гостиничном рынке существует огромное количество вариаций гостиниц, хостелов, которые предлагают различные номера, которые отличаются как размерами номеров, из дизайном, набором дополнительных услуг и многим другим. Кроме того, в связи с нынешней политико-экономической ситуацией в Российской Федерации все большую популярность приобретает внутренний туризм. Однако очевидно, образ современного потребителя гостиничных услуг постепенного претерпевает изменения, наметилась тенденция к усложнению предпочтений и требований клиентов. К примеру, за последние время число россиян, предпочитающих активный отдых (походы, катание на лыжах, сноуборде, рыбалку и охоту) возросло с 23% до 29% [10]. Данный аспект ведет к формированию новых форматов средств размещения, одним из которых является глэмпинг, который является относительно новым видом туристского отдыха, стимулирующим развитие инфраструктуры в туристических регионах, способствующим к масштабированию туристических маршрутов разных уровней сложности и продолжительностью пути.

Таким образом, актуальность данной статьи заключается в том, что авторы на основе теоретического и практического анализа, а также оценки статистических данных предпринимают попытку подтвердить перспективность нового направления туристической деятельности – глэмпинга. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении сильных и слабых сторон глэмпинга в контексте комфортного проживания в естественной среде обитания для туристов, а также авторском взгляде на видовую периодизацию глэмпингов, их категоризацию и характеристику.

Цель данной статьи – на основе анализа сильных и слабых сторон глэмпинга с позиции туристов, рассмотрения особенностей отечественного глэмпинга, дать оценку настоящего положения и перспективного развития нового вида туристической деятельности.

Основная часть. Изначально импульсом к развитию и преобразованию нового на тот период направления в сфере туризма послужили туристы, которые стремились провести время на природных просторах, а такой способ отдыха получил название кэмпинг.

На сегодня в Российской Федерации сложилось законодательное регулирование данного вида туристской деятельности. Во-первых, согласно ФЗ № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», внутренний туризм – это временные выезды или же путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях в пределах территории страны [1]. Во-вторых, в соответствии с ГОСТ Р 58187-2018 «Национальный Стандарт Российской Федерации: Туристские услуги. Кемпинги», под кемпингом понимается огороженная территория с контролируемым доступом для размещения туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов [2].

В целом слово «camp» переводится с английского языка как «палатка» или «палаточный лагерь». Кемпинг, основываясь на информации из статьи хорватских исследователей, появился в конце XIX века [11, с.83.]. Представляется, что кемпинг – это активный отдых в природных условиях вдали от дома, который длится сутки и/или более дней/недель.

Традиционный кемпинг хоть и был прямой возможностью уединиться с природой, но все-таки не отличался необходимым уровнем комфорта. По мнению иностранных авторов, развитие кемпинга пошло по пути обеспечения «дешёвого и простого массового размещения» [12, с.104]. Кемпингами стали называть палаточные лагеря, в которых отсутствовали санитарные и бытовые удобства. Кемпинг стал ассоциироваться со сложностями при обустройстве местности для пребывания на открытом воздухе: разбитие палаток, размещение в спальных мешках, приготовление питания, разводя костер подручными средствами, и отсутствие удобств.

В 90-е годы XIX века кемпинг стал разветвляться и преобразовываться в новые формы отдыха в зависимости от степени комфортности, длительности пребывания на открытом воздухе и по видам природных локаций (горы, леса, реки и озера, пустыни). Популярность стал набирать кемпинг с фиксированным местом пребывания. Установка стационарных палаток предоставила дополнительные возможности для комфортного пребывания туристов.

Уже в начале XX века стал развиваться элитарный кемпинг, который получил название «глэмпинг» [12, с.104]. Как пишут Н.Э. Хайретдинова и О.А. Хайретдинова, глэмпинг является не просто кемпингом, а кемпингом гламурным. В тот период новые продавцы и потребители использовали термин «гламур», под которым понималось синтез богатства, красоты и славы [11, с.84]. С 2010 года это явление начало распространяться по всему миру. В 2016-м термин glamping был внесен в Оксфордский словарь английского языка [16].

Историографический анализ литературы указывает, что среди научных публикаций по теме глэмпинга можно выделить два основополагающих подхода. Авторы первого рассматривают глэмпинг как один из видов гостиничной инфраструктуры [14, С.77-83]. К примеру, В.М. Дедок, указывает, что «данный формат размещения предполагает проживание на лоне дикой природы в максимально комфортных условиях: уютное жилище с мягкой кроватью вместо палатки и спального мешка, ванная комната со всеми удобствами и ресторанные блюда вместо купания в реке и еды, приготовленной на костре» [5, с.33].

Вторая группа исследователей делает акцент на том, что глэмпинг связан с природными туристскими путешествиями, с отдыхом на открытом воздухе. При этом, среди отечественных авторов популярна позиция восприятия глэмпинга как формы экотуризма [4, с.6]. Можно считать, что глэмпинг является одной из разновидностей кемпинга, главное отличие которого – это наличие удобств, как в хорошей гостинице. «Отдыхающим предоставляется все, к чему они привыкли: горячий душ, благоустроенный туалет, постель, вкусная еда и прочная крыша над головой. Только все это на лоне природы. Глэмпинг – это новый вид экотуризма, отдых «все включено» на природе» [9, С. 357–359].

Следует отметить, что с исторической точки зрения «глэмпинг» как феномен возник гораздо раньше по сравнению с появлением самого термина. Еще в Древнем Риме полководцы брали с собой необходимую утварь для создания удобства и комфорта в своей палатке, когда отправлялись в военные походы. Также и европейская знать обустраивала шатры на природе при выезде на летние сессии. В 80-х годах ХХ столетия кемпинги с высоким уровнем комфорта стали развиваться в Африке для охотников, приезжающих на сафари. И таким образом комфорт и удобство стали неотъемлемой частью туризма в естественных условиях, получившего название глэмпинг.

Поскольку кемпинг – это проживание в охраняемом летнем лагере для туристов, путешествующих самостоятельно или на транспортных средствах с оборудованными местами для установки палаток или легкими домиками и объектами санитарного значения, то глэмпинг по своей сути означает разновидность кемпинга с высоким уровнем комфорта [3, с.33]. Функционирование кемпинга основано на самообслуживании, где возможно предоставление дополнительных услуг. Глэмпинг часто предусматривает включение услуг питания и обслуживание в стоимость объекта. Туристы располагаются в стационарных сооружениях, где есть кровать, мягкая мебель, туалеты и душевые, элементы декора, электричество, интернет и другие услуги для комфортного проживания [16].

На сегодняшний день глэмпинг приобретает популярность, и поэтому владельцы таких туристических площадок стремятся создать уникальное предложение для потенциальных туристов, располагая жилые объекты в живописных природных местах, принося свое дизайнерское решение во внутренний и внешний вид жилья, внедряя необычные и уникальные услуги. Объекты могут различаться по форме, материалу изготовления, внутренней и внешней отделке, месту расположения, уровню комфорта, использованных новаций. Для систематизации объектов глэмпинга нами была разработана авторская таблица видов таких объектов и их характеристика (таблица 1.). За основу была использована информация из работы S.Twose и N.Perkins [13, С.3-67], а также данные из исследований отечественных авторов [3, C.32; 11, С.82-93].

Таблица 1 – Характеристика видов объектов в глэмпинге [1]

Виды объектов в глэмпинге
Характеристика
Тенты (объекты с тканевым покрытием) «Tents»
Роскошный» Тент «Luxury Tent»
- Высокие с большой площадью дизайнерские палатки.
- Комплектация мебелью: кровати, ковры и другие элементы создания домашнего уюта.
- Пользуется спросом в теплое время года.
Сафари Тент «Safari Tent»
- Просторные палатки в колониальном стиле.
- Располагаются в прямоугольной форме.
- Имитация домашнего пространства.
- Высота конька позволяет воздуху свободно циркулировать внутри объекта (нет необходимости использовать кондиционер).
Вигвамы
«Tepee»
- Традиционный тип жилья североамериканских индейцев треугольной формы.
- Строение: деревянные шесты сверху скреплены и покрыты полотном (чаще всего с цветным изображением).
- Диаметр объекта обычно равен 3-6 метров.
- Просторный объект. Позволяет разместить необходимые объекты мебели.
- Часто используется как площадка для проведения атмосферных мероприятий.
Юрты
«Yurt»
- Монгольское строение
- Комфортное проживание в зимний период.
- Строение: широкое цилиндрическое основание, конусный верх, полотно и круглый решетчатый деревянный каркас.
- Наименее портативный вид тканевых палаток.
Примечание: объекты с тканевым покрытием более всего приближены к условиям проживания при реализации традиционного туристического похода. В основном эти объекты мобильны и удобны для перемещения и размещения на территориях любого климата (оснащение тканевых палаток легко подстроить под погодные условия размещения объектов)
Кабины (тип капсульных отелей)
«Pods»
Современные экодома
- Сферические/ кубические конструкции со стеклянными стенами.
- Часто из таких объектов состоят небольшие деревни, расположенные в живописной местности.
- Статичное строение.
Эко-капсулы «Eco Pods»
- Экологичное, минималистичное и универсальное жилое пространство.
- Форма – округлая с низким потреблением электроэнергии.
- Мобильный объект.
Купол «Domes»
- Шарообразные конструкции.
- Применяемые материалы: дерево, сталь, плотная натяжная прозрачная или частично прозрачная ткань.
- Часто оснащены ковровым покрытием, светодиодным освещением.
Примечание: просторные объекты, выполненные в основном в непривычной для проживания форме (шарообразной). Прозрачные вставки или полностью прозрачное покрытие объекта позволяет туристам в полном комфорте и тепле любоваться живописными видами природных просторов, звездным небом, проявлением погодных изменений (проливной дождь, снегопад).
Природное пространство «Nature Space»
Дом на дереве «Tree House»
- Внешний вид: традиционный игровой домик на дереве с лестницей.
- Может иметь дизайнерский вид, который подчеркивает необычность размещения жилого объекта.
- Возможность тесного взаимодействия с природой, находясь в «живом» деревянном доме
Иглу «Igloo»
- Самобытные жилые постройки северных народов
- Применяемые материалы: блоки льда, шкуры животных.
- В настоящее время на Северном Полюсе планируются постройки аналогичных сооружений из прочного стекла.
Пещера «Cave»
- Природное подземельное пространство.
- Площадь мебелирована, при этом сохраняется самобытность.
Жилье на воде «On Water»
- Объекты размещаются на платформе (устанавливается прямо на воде), или на колоннах/сваях (объект устанавливается над уровнем воды)
«Хижина»
- Применяемые материалы: камень, солома, дерево, ветки, пальмовые листья.
- Уютная постройка изнутри имеет достаточно самобытный внешний вид (стилистика средневековья).
Примечание: обустроенном пространстве, туристы полностью могут ощутить энергию дикой природы, уединение с ней. Несмотря на самобытность таких мест, само жилое пространство имеет высокий уровень комфорта
Транспорт «Transport»
Караван «Caravan»
- Классический автофургон для туристов.
- Размещается на специально обустроенных площадках.
- Проживающие могут насладиться атмосферой дорожного туризма, при этом не обладая водительскими правами.
Камбуз «Caboose»
- Отдельные вагоны железнодорожного поезда.
- Объекты претерпели ребрендингу для комфортного проживания отдыхающих.
- Стилизованные объекты дополняются оборудованной верандой или таверной.
Примечание: данные объекты удобны своей мобильностью для их владельцев (без сложностей можно поменять локацию для размещения глэмпинга). Также эти объекты привлекают своим удобством и туристов, ибо внутреннее оснащение достаточно компактно и включает все необходимые предметы для комфортного пребывания клиентов. Многие владельцы таких глэмпинг-площадок стилизуют жилые объекты, что дает возможность провести тематические фотосессии
Деревянные конструкции
Экофермы
- Небольшие домики в окружении природы.
- Часто высокий уровень обслуживания.
- Наличие целого комплекса для увлекательного времяпрепровождения: возможность пасти овец и коров; поучаствовать в процессе сыроварения, изготовления вина, сборе урожая.
Реконструированные помещения
- Объекты, которые не были возведены с целью проживания людей: маяки, ветряные мельницы, башни, зернохранилища.
- Особенная атмосфера, историческая значимость, неформальное размещение – уникальность таких объектов глэмпинга.
- Полностью мебелированы и оснащены необходимыми элементами для комфортного проживания после реконструкции
Примечание: данные объекты своей конструкцией похожи на традиционные базы отдыха. Стационарные здания, выполненные из прочного дерева, чаще всего с окнами со вставленными стеклопакетами, с подведенной водной и электрической системой. Помимо уютных жилых помещений на территории размещают бани, сауны, спа-центр, бассейн, площадки для проведения мастер-классов и пр.
Такое разнообразие объектов глэмпинга обуславливается наличием высокого спроса к данной услуге со стороны туристов. Владельцы глэмпингов стараются создать уникальные проекты жилых помещений, их материально-технического оснащения, площадки размещения объектов, комплексов различных услуг. Туристов же привлекает возможность провести время на природе в комфортных условиях, при этом воспользоваться развлекательными услугами.

Со стороны клиента глэмпинга можно выделить следующие сильные стороны данного вида туризма:

1. Уединение с природой в комфорте и уюте благодаря необходимой для жизни комплектации объектов для проживания: душ, санузел, питание (зачастую в персонал входит повар), всевозможные досуговые площадки.

2. Разнообразие дополнительных предоставляемых услуг: баня, сауна, бассейн, мангальная зона; гамаки (шезлонги); проектор для просмотра фильмов, творческие кружки; спортивный инвентарь (лыжи, коньки, коврики для йоги, тренажеры и пр.), велосипеды, квадроциклы, снегокаты, снегоходы, лодки; услуги повара, горничной, экскурсовода.

3. Экономия времени и сил. Выбор самого простого глэмпинг-объекта (лакшери палатки) избавит туристов от лишних хлопот по установке палаток, разбивке лагеря, сборе дров и приготовлении пищи в естественных условиях.

4. Эмоциональное насыщение: погружение в эко-среду и удаленность от цивилизации. Многим людям необходимо брать перерыв от нахождения в информационно-цифровом мире. Человек, уединяясь с природой, восстанавливает свои силы и энергию.

5. Безопасное нахождение на природе. Прочные конструкции объектов глэмпинга укроют туристов от неблагоприятных условий.

6. Универсальный отдых для любой целевой аудитории: соло-туристы, пары и молодожены, семьи с детьми, компании друзей, рабочие коллективы, пожилые люди.

7. С наличием необходимой инфраструктуры есть возможность проведения выездных мероприятий и конференций на территории глэмпинга.

При наличии многочисленных положительных сторон у глэмпинга существуют и достаточное количество недостатков, которые сказываются на клиентах:

1. Стоимость услуги глэмпинга. Комфортабельное обустройство территории и возможность предоставить уникальные услуги клиентам требует от владельцев подобных площадок серьезных затрат (особенно когда глэмпинг строится с нуля). Для того, чтобы проект окупился, могут потребоваться годы. Поэтому стоимость размещения рассчитана в основном для людей с достатком выше среднего. Ценовые предложения – от 2000 руб. до 7300 руб. за ночь (по данным на 2021 год) [6, с.75].

2. Узкие рамки выбора в России. На сегодняшний день глэмпинг еще не повсеместное явление в РФ, поэтому услугами такого типа отдыха пока могут воспользоваться туристы только нескольких регионов. Глэмпинг площадки не различаются большим разнообразием услуг и дизайнерским решением.

3. Высокая загруженность площадок. Данная проблема вытекает из предыдущей. Наличие небольшого количества глэмпинг-площадок становится причиной возникновения сложностей с бронированием объектов глэмпинга. Из-за высокого спроса возникает необходимость заблоговременного бронирования места (особенно в летний сезон и в выходные дни).

4. Отсутствие качественной дороги. Многие глэмпинги располагаются далеко от цивилизации, что по итогу может затруднить проезд туристов на транспорте.

5. Чрезмерная удаленность от цивилизации лишает возможности туристов доехать до магазина и приобрести необходимую продукцию; может стать причиной отсутствия связи и доступа к Wi-Fi.

6. Неприятное соседство. В связи с плотным бронирование глэмпингов, одновременно с простыми отдыхающими могут располагаться шумные компании, которые могут проводить различные конференции и мероприятия, отмечать важные события, сопровождаемые громкой музыкой. Поэтому уединение с природой может подвергнуться угрозе.

7. Непредвиденные климатические аномалии. Данный пункт касается тех видов объектов глэмпинга, которые располагаются в природном пространстве: объекты на воде, на дереве, в пещере, внутри гор и пр. Зачастую, самые красивые места, это локации для размещения глэмпинга с достаточным уровнем риска (сложно предсказать природные аномалии). Ярким примером являются домики над водой: сильное наводнение может подвергнуть домики затоплению.

Но несмотря недостатки такой вариант отдыха притягивает все большее количество туристов возможностью наслаждаться отдыхом на природе без трудностей, связанных с транспортировкой, установкой, демонтажом палатки и другими хлопотами. Глэмпинг особенно привлекателен для путешественников, которые хотят проводить время на свежем воздухе, но не хотят разбивать лагерь традиционными способами. Такие туристы выделяют несколько положительных аспектов в глэмпинге, представленных на рисунке 1 [7, с.,69].

Рисунок 1 – Положительные аспекты в глэмпинге для туристов, % [2]

Интерес к глэмпингу, по прогнозам экспертов, среди потребителей будет расти и в ближайшие несколько лет, так как в этот период времени будет происходить активный процесс восстановления отрасли после Covid-19. Около 38% отдыхающих интересовались отдыхом в глэмпинге в мае 2021 г. и сентябре 2021 г. В целом с 2016 г. сегмент глэмпингов начал активно развиваться и в Российской Федерации, о чем говорят данные Ассоциации Глэмпингов России (Рисунок 2) [7, с.71].

Рисунок 2 – Развитие глэмпингов в Российской Федерации 2016 – февраль 2022 гг. [3]

Стоит отметить, что 69% глэмпингов из 230 объектов расположены на территории 13 регионов Российской Федерации. Данный сегмент средств размещения представлен лишь в 44 из 85 субъектов РФ, что свидетельствует о пока еще незначительном масштабе распространения их по территории страны [7, с.71] и достаточно мощной перспективе развития в регионах, где на данный момент отсутствуют такие локации.

Вывод. Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации сложились условия для активного развития глэмпингов, как самостоятельного вида туризма, а данное направление является одним из наиболее перспективным на туристическом рынке. Наша страна богата природными локациями, имеет несколько поясов (теплообеспеченность климата), внутри которых выделяют природные зоны, что обуславливает возможность создания различных по своему оснащению и виду объектов глэмпинга. Глэмпинги можно создавать там, где запрещено капитальное строительство: земли лесного фонда или особо охраняемые земли, прибрежные земельные участки. Таким образом глэмпинги представляются как возможность для эффективного использования земельных участков [8].

Можно сделать вывод, что глэмпинг – это не просто модное, сезонное и быстропроходящее явление. Глэмпинг – это долгосрочный туристический проект, который распространяется ежегодно по всему миру. По данным Grand View Research, до 2025 года средний рост рынка глэмпингов в мире составит 12,5% [14]. Глэмпинг притягивает молодежь не только в качестве клиентского сегмента, но и как возможность самореализации (проектирование и реализация собственного глэмпинга). Важно, что такой вид размещения позволяет сформировать состоятельную клиентскую базу туристов, без строительства гостиничных комплексов пятизвездочного уровня и соответствующей инфраструктуры. Поэтому существуют все предпосылки того, что глэмпинг в России будет формировать как новый вид отдыха для внутреннего туризма, так и создавать условия для развития бизнеса в туристической сфере, а при должной поддержке со стороны государства данный вид туризма может стать прорывным для внутреннего туристического потока.

[1] Составлено авторами по: [3, 11, 13].

[2]Составлено авторами по: [7].

[3] Составлено авторами по: [7].


Источники:

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 октября 1996 г.: одобр. Советом Федер. 14 ноября 1996 г. Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/136248 (дата обращения: 01.10.2022).
2. ГОСТ Р 58187-2018. Туристские услуги. Кемпинги. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200159998 (дата обращения: 01.10.2022).
3. Безрукова Н.Л. Глэмпинг: понятие, виды и перспективы развития в России // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2020. – № 2. – c. 28-37. – doi: 10.24411/1995-0411-2020-10203.
4. Воротников А.М., Гасанова С.Ф., Стоцкий А.И. Глэмпинг как формат развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях в Арктической зоне Российской Федерации // Журнал исследований по управлению. – 2019. – № 1. – c. 3-10.
5. Дедок В.М. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в мировой индустрии гостеприимства // Современные тенденции развития международного туризма в мире и Республике Беларусь в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию основания кафедры международного туризма факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Минск, 2018. – c. 32-38.
6. Драчева Е.Л., Николаева А.В. Глэмпинг как новая концепция отдыха и перспективы его развития в России // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2021. – № 2. – c. 69-83.
7. Духовная Л.Л., Гончарова О.В., Красноженова Г.Ф. Глэмпинги в России и за рубежом: модный тренд илил перспективный формат? // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – № 2(99). – c. 65-76. – doi: 10.24412/1995-042X-2022-2-65-76.
8. Конова Е. Палатки с гостиничным сервисом: как развивается глэмпинг в России. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5de8992e9a7947dab28c45c1 (дата обращения: 01.10.2022).
9. Титов К.П. Перспективы развития глэмпинга в России // Экономика и социум. – 2017. – № 9(40). – c. 357-359.
10. Туристические предпочтения россиян: в моде активный отдых. Нафи. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/turisticheskie-predpochteniya-rossiyan-v-mode-aktivnyy-otdykh/ (дата обращения: 01.10.2022).
11. Хайретдинова Н.Э., Хайретдинова О.А. Глэмпинг: истоки концепции // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2021. – № 1(35). – c. 8-93. – doi: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-82-93.
12. Cvelic-Bonifacic J., Milohnic I., Cerovic Zd. Glamping - creative accommodation in camping resorts: insights and opportunities // Tourism in Southern and Eastern Europe. – 2017. – p. 101-114. – doi: 10.20867/tosee.04.39.
13. Twose S., Perkins N. On the Edge Glamping: Design investigations in the New Zealand Landscape. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/318092927_On_the_Edge_Glamping_Design_investigations_in_the_New_Zealand_Landscape.
14. Vrtodusic Hrgovic A.-M., Cvelic Bonifacic J., Licul I. Glamping New Outdoor Accommodation // Journal of Outdoor Recreation and Tourism. – 2017.
15. Гламур в палатке: как развиваются глэмпинги в России. СберПро Медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://sber.pro/publication/glamur-v-palatke-kak-razvivaiutsia-glempingi-v-rossii (дата обращения: 01.10.2022).
16. Глэмпинг, или люксовый отдых вдали от цивилизации. Редакция Planet of hotels: сервис бронирования отелей - по всему миру. [Электронный ресурс]. URL: https://planetofhotels.com/guide/ru/blog/glemping (дата обращения: 01.10.2022).

Страница обновлена: 14.01.2024 в 16:29:01