Человеческий капитал: реалии настоящего и необходимость развития в будущем
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (17), Май 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11169549
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Различные компании, пытаясь найти пути повышения рентабельности своего бизнеса, стали осознавать, что следует обращать особое внимание на нематериальные активы и, прежде всего, на человеческий капитал. Необходимость изучать его состояние связана со стремлением проводить в жизнь принципы стратегического менеджмента для реализации поставленных задач. В связи с этим формируется цель: исследовать свойства человеческого капитала, причины и возможности его формирования, планомерного развития, сохранения и увеличения.
Ключевые слова: человеческий капитал, нематериальные активы, формирование человеческого капитала, свойства человеческого капитала
Различные компании, пытаясь найти пути повышения рентабельности своего бизнеса, стали осознавать, что следует обращать особое внимание на нематериальные активы и, прежде всего, на человеческий капитал. Необходимость изучать его состояние связана со стремлением проводить в жизнь принципы стратегического менеджмента для реализации поставленных задач. В связи с этим формируется цель: исследовать свойства человеческого капитала, причины и возможности его формирования, планомерного развития, сохранения и увеличения.
Современное развитие человечества показывает, что перспективы развития общества будет определять фактор знаний и техники.
Знания можно разделить на два типа:
1. декларативные (знать, чтобы знать);
2. процедурные (знать, чтобы уметь, превращение знаний в результат).
В современных условиях срок, в течение которого устаревает половина знаний рабочего, по западным оценкам, сократился до 3-5 лет. Объем интеллектуального капитала за прошедшее столетие значительно вырос и составил 1015-1016 степени [1]. Оценивая роль и значительность знаний в ХХ веке, можно отметить, что именно они обеспечили темп роста выработки национального дохода на планете с 0,25% в 1900 г. до 0,75% в 2001 г. Экстраполируя объем сегодняшних знаний к их показателям в 2025 г., можно получить свидетельства, что современные знания в соотношении с приобретенными в будущий период составят лишь 1%. Причем из-за неравномерности развития областей жизни человечества 95% интеллектуального капитала будет приходиться на технологические и естественные науки, и лишь 5% – на гуманитарные науки.
Значительное место в ряду концепций, определяющих отношение к человеку в сфере производства, занимает теория человеческого капитала. В развитых странах бизнес высоко оценивает знания. Так, в США ежегодно вкладывается около 1,4 трлн. долл. в развитие человеческого капитала, что обеспечивает непрерывный экономический рост. Наиболее ценен в этой структуре творческий потенциал. Как показывает статистика, 6% активного населения страны умеют зарабатывать деньги, 1% - врожденные предприниматели, но лишь 0,1% ‑ генераторы новых идей, двигатели прогресса [2]. В настоящее время мы являемся свидетелями нового расслоения общества, в основу которого положен уровень знаний и образования, появляется высокообразованная «элита» и малообразованный «низший класс».
Одно из важных положений теории человеческого капитала (ЧК) заключается в том, что увеличение ЧК находится среди главных причин экономического развития, поскольку он составляет большую часть благосостояния общества. Таким образом, следовало бы возвести в ранг государственной задачи подготовку, сохранение и использование человеческого капитала. Например, в Японии и Китае, которые только в XX веке взяли курс на модернизацию, огромную роль играет психологический настрой нации, искусно поддерживаемый государством. По опросам менеджеров передовых корпораций Японии, которые имеют в настоящее время наилучшее управление персоналом фирм и прокладывают путь к передовым организационным технологиям XXI века, заметна следующая последовательность в системе ценностей современного менеджмента:
1. Развитие человеческих ресурсов (отметили 85,3% из 1200 опрошенных);
2. Развитие рынков сбыта (72,8%).
3. Создание новых продуктов и услуг (63,8%);
4. Укрепление финансовой структуры (59%);
5. Опора на новые продукты (45%);
6. Интенсификация НИОКР (43,1%);
7. Стабилизация трудовых отношений (36,2%);
8. Поддержка дружественных кампаний (32,9%) [3].
Исследователи указывают, что большие социальные и экономические достижения являются результатом вложений капитала в образование, обучение, здравоохранение и питание, а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого капитала. Поэтому инвестирование в ЧК является абсолютно необходимым для любой национальной экономики, особенно в развивающихся странах. Об этом говорят данные ООН последних лет. Общие национальные богатства сейчас оцениваются в 539 трлн. долл. Россия имеет 11% общего их объема, США – 21%, Япония – 10%, Франция – 9%, Китай – 7%. В сумме эти пять стран обладают 58% общего национального богатства планеты. Но по структуре эти богатства распределены по-разному (табл. 1).
Таблица 1
Структура распределения национального богатства
Страна
|
Общий объем национального богатства, трлн. долл.
|
Богатство на душу населения, тыс. долл./чел
|
Относительный объем вида нац. богатства в %
| ||
Человеческий капитал
|
Природные ресурсы
|
Материальные ресурсы
| |||
Россия
|
59
|
400
|
50
|
40
|
10
|
США
|
124
|
460
|
77
|
4
|
19
|
Япония
|
54
|
420
|
68
|
1
|
31
|
Франция
|
21
|
360
|
56
|
7
|
37
|
Китай
|
35
|
28
|
27
|
7
|
66
|
Как видно из таблицы, соотношение интеллектуальных ресурсов к материальным изменяется в сторону первых, то есть знания преобразуются в активы и становятся наиболее важным экономическим ресурсом.
Таким образом, важность человеческого капитала как стратегического ресурса развития очевидна. Этот ресурс работает эффективно тогда, когда знания преобразуют в результаты, в дело, в активы. То есть ценность человеческого капитала будет расти как при повышении накопленных знаний или их уровня, так и при увеличении уровня использования знаний, то есть умении применять их для решения практических задач. Пример такого подхода — малые европейские государства, которые, не обладая ни военной мощью, ни бездонными недрами, процветают, благодаря развитым технологиям, продуманной инновационной политике и, что немаловажно, действенным человеческим капиталом.
Источники:
2. Долятовский В.А., Мазур О.А., Мелешко Е.Н. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Монография. – Ростов-на-Дону, Невинномысск: СКНЦ ВШ; РГЭУ; НИЭУП, 2003.
3. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред Р. Марра и Г. Шмидта. – М: МГУ, 1997.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:52:09