Формирование современных компетенций у управленцев в условиях цифровой экономики

Сысоева Е.А.1
1 Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, Москва

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Сысоева Е.А. Формирование современных компетенций у управленцев в условиях цифровой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 1. – С. 113-126. – doi: 10.18334/lim.9.1.114284.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122442
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье приведён теоретический анализ актуальности формирование современных компетенций у управленцев в условиях цифровой экономики. В современном мире цифровизация и образовательные процессы – это взаимодополняющие системы, без которых невозможно построить будущую экономику страны. Рассмотрены понятия цифровая экономика, компетенции, цифровые компетенции, компетентность, цифровой разрыв. Выявлена проблема отсутствия механизмов формирования ключевых компетенций кадров управления и сбора компетенций и консолидация компетенций в одном месте. По поручению президента РФ было принято решение к созданию центров, которые сформируют компетенции, разработают базу данных и будут транслировать их в массы в соответствии с потребностью цифровой экономики. Результаты проведённого исследования дают основания сделать следующие выводы, что мир меняется постоянно, технологии совершенствуются год от года, поэтому цифровая грамотность требует от каждого из нас развиваться в течение всей жизни и улучшать свои навыки в процессе постоянного обучения.

Ключевые слова: цифровая экономика, компетенции, человеческий капитал, менеджмент, цифровая грамотность

JEL-классификация: M21, J24, O15, O31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Современный мир в начале XXI века отличается развитием прорывных цифровых технологий и ускорением процессов глобализации экономики. При этом информация стала основным ресурсом общественных и хозяйственных процессов. Отставая со значительным отрывом от десятка лидирующих стран в использовании цифровых технологий, Россия в 2017 году занимала 38-е место [1, с. 8]. В связи с этим у Российской Федерации появилась необходимость дифференциации экономики в условиях цифровизации.

Отсутствие явных механизмов внедрения цифровой экономики стали причиной внедрения государственной программы по цифровизации экономики. Были разработаны «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 годы», программа «Цифровая экономика Российской Федерации», федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» и так далее, издан указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2030 г.». Одними из основных задач организаций и предприятий РФ в условиях цифровой экономики являются развитие механизма функционирования и создания подходов по содействию жителям РФ в получении ключевых компетенций в области цифровой экономики, повышение цифровой грамотности населения и переход к индивидуальному образованию.

Проблема отсутствия механизмов формирования ключевых компетенций кадров управления и сбора компетенций и консолидация компетенций в одном месте подтолкнула к созданию центров, которые сформируют компетенции, разработают базу данных и будут транслировать их в массы в соответствии с потребностью цифровой экономики. Такие центры способствуют обеспечению массовой цифровой грамотности населения Российской Федерации.

В России в 2021 году по поручению Президента РФ на базе ведущих университетов страны будут открыты более двадцати пяти Центров компетенций (далее – Центр) в рамках федерального проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». По словам сопредседателя Экспертного совета федерального проекта Комиссарова Алексея, в 2021 году центры планируют провести анализ компетенций примерно у 100 000 студентов [2].

Один из таких центров в начале сентября 2021 года открыт на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (далее – НИУ «МЭИ»).

НИУ «МЭИ» является одним из ведущих технических университетов РФ и мира в области энергетики, электротехники, радиотехники, электроники и информационных технологий, лидирующие позиции которого в научной и образовательной областях подтверждены государственными наградами, международными и отечественными рейтингами, а также высокой репутацией выпускников среди крупнейших отечественных и зарубежных энергохолдингов.

Центр компетенции НИУ «МЭИ» отвечает за проведение тестирования и проведение дополнительных курсов для студентов в области энергетики [3].

Центр является связующим звеном между обучающимся в высшем учебном заведении, предприятием в качестве работодателя и государственной властью региона.

Энергетика, в том числе и цифровая энергетика, является одним из основных направлений экономики РФ. Подготовка инженеров будущего крайне важная задача на сегодняшний день. Выявлена проблема нехватки квалифицированных кадров в энергетической области [4, с. 39] (Ketoeva, Kiseleva, Zargaryan, Mikheev, 2019, р. 39). Для достижения стабильной работы российской промышленности в будущем необходимо готовить компетентных специалистов, которые готовы реагировать на экстремальные ситуации, например распространение новой коронавирусной инфекции, имеющих разносторонние знания и навыки [5, с. 242–249] (Kirilov, Gulieva, Zargaryan, 2018, р. 242–249).

Целью исследования выступает проведение теоретического анализа актуальности формирования цифровых компетенций у менеджеров в условиях цифровой экономики. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи: проведен обзор современной научной литературы по проблематике исследования и анализ формирования современных компетенций у управленцев в условиях цифровой экономики.

Научной новизной исследования является выявление проблемы отсутствия механизмов формирования ключевых компетенций кадров управления и сбора компетенций и консолидация компетенций в одном месте.

Основу исследования составили методы: диалектический научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и анализ нормативно-правовых документов).

В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) цифровые технологии приобретают все большую важность в развитии экономик стран мира. Учеными выявлен в конце ХХ – начале ХХI века переход экономик развитых стран к цифровой.

Попытавшись разобраться в том, какие подходы есть к понятию цифровой экономики, мы изучили позиции государства, профильного научного общества и предпринимателей, благодаря идеям и проектам которых этот термин широко используется сегодня.

Цифровая экономика – это экономическая деятельность, которая базируется на цифровых технологиях. В понятие цифровой экономики включают и электронную коммерцию, и экономическую деятельность правительства с использованием цифровых технологий, и даже отдельные некоммерческие виды деятельности с применением информационно-коммуникационных средств.

Цифровая экономика – это деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах позволяют повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологиях, оборудовании, хранении, реализации, поставки и потребления товаров и услуг [6, с. 19–21] (Andreeva, Mizova, 2018, р. 19–21).

Цифровая экономика представляет собой недавно возникшее явление, имеющее большое значение, учитывающее оценки ежегодного роста экономики и цифровизации во всем мире, которые выражаются двузначными числами, причем важно отметить, что особенно высокий темп роста наблюдается в странах Южного полушария. Причины этой эмерджентности бывают экономическими и политическими, однако они, безусловно, основываются на технологических инновациях, которые сами охватывают много областей. В 1990-е годы в большей степени экономические изменения были связаны с появлением Интернета, который до сегодняшнего дня является основой для роста цифровой экономики.

Исследователи отмечают, что впервые выявил феномен цифровой экономики в 1994 году ученый Дон Тапскотт в своей книге «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта». Под цифровой экономикой Тапскотт понимает экономику, которая основана на использовании ИКТ [7, с. 12] (Golovenchik, 2020, р. 12).

Нил Лейн (помощник президента США в области технологий и науки) в 1999 году один из первых дал определение понятию цифровой экономики: «Цифровая экономика – это конвергенция компьютерных и коммуникационных технологий в сети Интернет и возникающий поток информации и технологий, которые стимулируют развитие электронной торговли и масштабные изменения организационной структуре» [7, с. 12] (Golovenchik, 2020, р. 12).

Зотова И.В. пишет в исследовании о том, что «цифровая экономика – это экономика, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной» [8, с. 31] (Zotova, 2018, р. 31).

Некоторые ученые сопоставляют 4 промышленную революцию с процессами в области цифровизации. Процессы цифровизации объединяют новые технологии, которые стирают различия между многими смежными областями, которые отличаются скоростью передачи информации, системностью, распространением по всему миру [9] (Klaus Schwab, 2016).

Затем в период с 2000-х годов по настоящий день последовательное появление новых ИКТ расширило и закрепило изменения в мировой экономике. Эти технологии все в большей степени входят в состав разных видов деятельности в области экономики. Примерами могут послужить система контроля промышленного оборудования через Интернет; новые устройства для конечного пользователя. Растет интенсивность использования данных за счет распространения большого массива данных, анализа параметров аналитической обработки данных и принятия алгоритмических решений, а также новые технологии автоматизации и робототехники. В результате создается набор возможностей для использования цифровых технологий.

В Российской Федерации большие данные, цифровые сервисы все активнее используются в здравоохранении, транспорте, образовании и государственном управлении. Развитие цифровизации выявило проблему острой нехватки IT-специалистов и управленцев, как высококвалифицированных кадров, так и специалистов, которые отвечают за развитие технологии искусственного интеллекта, Интернет вещей, больших данных и других новейших технологий в процессе цифровой трансформации различных отраслей экономики. Также одним из сдерживающих факторов развития цифровой экономики в РФ является низкий уровень цифровых компетенций. Стране нужны профессионалы нового времени, которых на данный момент дефицит. Современная кадровая система не позволяет быстро реагировать на внешние изменения, вследствие чего подготовка управленцев в условиях цифровой экономики несет огромную ответственность в области цифровых компетенций [10, с. 18] (Shklyaruk, Garkushi, 2020, р. 18). Также важно, как университеты используют информационные технологии для обучения студентов и подготовки их к взаимодействию в мире, насыщенном технологиями искусственного интеллекта и формируемым социальной, профессиональной и экономической динамикой [11] (Aoun,, 2017).

Решение этой проблемы – одна из ключевых целей национальной системы подготовки кадров для цифровой экономики в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». Вследствие чего одним из направлений программы «Цифровая экономика РФ» стало совершенствование системы образования [12, с. 2] (Sundukova, Bobyleva, Derevyagina, 2019, р. 2).

В 2020 году федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» [13] был серьезно трансформирован. Сформирован ряд задач по трем направлениям:

- Подготовка высококвалифицированных специалистов. Проведение набора на программы высшего образования по IT-специальностям (в 2021 г – 80 000 абитуриентов, в 2024 г. – увеличение бюджетных мест и прием до 120 000 человек в год).

- Дополнительное профессиональное образование в области IT-программ переподготовки с софинансированием от государства для педагогического состава образовательных учреждений, государственных служащих и т.д.

- Внедрение цифровых компонентов в образовательный процесс по 11 приоритетным направлениям отрасли экономики, таких как здравоохранение, сельское хозяйство и т.д.

Доля специалистов в России одна из самых низких в области ИКТ, в 2 раза уступает среднему уровню в странах Европейского союза. Россию опережают такие страны, как Румыния, Сербия, Кипр, Болгария, и отставание от Швеции, лидера в Европейском союзе (далее – ЕС), по доле занятых в области ИКТ составляет более 3 раз, поэтому проблема дефицита кадров для цифровой экономики стоит очень остро, несмотря на принятые запланированные государством мероприятия [14, с. 6] (Khesin, Klinova, Nevskaya et al., 2020, р. 6).

По данным отчета об индексе цифровой экономики и общества за 2021 г. (DESI), только 56% жителей ЕС обладают базовыми цифровыми компетенциями, и только к 2030 году этот показатель планируется довести до 80%. Это подразумевает не только ограниченный доступ населения к запросам рынка труда, но и невозможность использования ими всех преимуществ цифровых технологий в сфере трудоустройства [15].

Проблема формирования ключевых компетенций управления персоналом в условиях цифровой экономики актуальна, потому что современный мир находится на пороге новой технической революции, основанной на цифровой экономике.

Говоря о мягких навыках (soft skills), современных способах повышения квалификации персонала, электронном обучении, дистанционных технологиях и других вещах, подчеркивается важность формирования цифровых компетенций в эпоху реальности распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Актуальность исследования заключается в переходе мировой экономики к цифровой экономике. Сегодня эксперты отмечают низкий уровень цифровых компетенций управленческого персонала; нехватку управленческого персонала с цифровыми компетенциями, а также появление цифрового разрыва по уровню доступа к цифровым сервисам и технологиям и умением владеть ими.

Исследователи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ) провели анализ цифровой готовности российских граждан и выявили масштабы цифрового неравенства в РФ в 2020 г. Рассмотрим более подробно исследование. Из-за возможности доступа к Интернету в различных регионах страны и наличия у граждан персональных компьютеров наблюдается цифровое неравенство. По результатам исследования, если есть доступ в Интернет или компьютер, то половина опрошенных умеют пользоваться текстовыми редакторами, каждый четвертый россиянин умеет редактировать и проводить различные манипуляции с электронными таблицами, каждый десятый умеет создавать презентации в электронном виде. А если нет Интернета и/или компьютера, то примерно 8% опрошенных умеют пользоваться текстовыми редакторами, примерно 5% умеют работать с электронными таблицами и только около 1% могут создать электронную презентацию [16, с. 28–30] (Tumbas, Sakal, Pavlicevic et al., 2019, р. 28–30).

Развитие цифровой экономики в мире направлено для формирования условий для создания новейших цифровых и информационных технологий. Для обеспечения и создания этих условий необходим профессиональный персонал, поэтому основным направлением цифровой экономики является подготовка кадров, то есть важно формировать исследовательские компетенции у студентов и молодых ученых, готовить высококвалифицированных специалистов в области цифровой экономики, а также развить научно-технические резервы предприятий.

На современное образование повлияли экономические, социальные и политические факторы, которые привели к ряду серьезных изменений. Развитие рынка образовательных услуг, ряд экономических условий, развитие цифровой экономики и цифровых технологий, формирование сферы образования в качестве еще одной отрасли экономики оказывают влияние на развитие современной системы высшего образования. Особенно в условиях цифровой экономики конкурентоспособность высших учебных заведений обеспечивается профессиональным управлением и лидерскими качествами его руководителей, которые подразумевают определенную управленческую подготовку, освоение определенных компетенций.

Термин «компетенция» в переводе с латинского «comptentio» происходит от «соревноваться» – достигать, соответствовать, подходить. В организациях этот термин означает способность работника выполнять ряд должностных обязанностей, а также прописанные в нормативных документах организации качества работника, по которым оцениваются качество выполнения работы и ее эффективность.

По словарю можно утверждать, что компетенции – это знания, умения и навыки, которыми владеет работник. Компетентность – выраженная способность применять знания, навыки специалиста в своей профессиональной деятельности для достижения стратегических, тактических и операционных целей организации.

Компетентностный подход направлен на создание профессиональных компетенций, которые определяются предметной областью будущего сотрудника, по мнению Абрамова Е.Ю. [17, с. 62] (Dmitrieva, Zhulin et al., 2021, р. 62). Кроме того, для успеха во время применения профессиональных компетенций студенту необходимы и общекультурные компетенции.

Компетентностный подход в образовании имеет ряд преимуществ, таких как объединение личной и профессиональной подготовки специалиста, развитие и формирование универсальных компетенций, направленность обучения на достижение результата [18, с. 1299] (Abramova, 2017, р. 1299).

В современных условиях рынка труда большое значение придается общекультурным компетенциям. Они предназначены для того, чтобы обеспечивать высокую профессиональную мобильность, создать условия для быстрой адаптации к новым профессиональным обязанностям и возможностям изменения ситуации.

Компетенции делятся на общекультурные и профессиональные.

Общекультурные компетенции способствуют формированию профессиональных компетенций. Студенты должны обладать набором общекультурных компетенций независимо от их профессиональной принадлежности [19, с. 82] (Sysoeva E.A.. Ketoeva, Kiseleva, Zargaryan, 2020, р. 82).

В контексте постоянно меняющихся условий на рынке труда культурные компетенции приобретают ключевое значение. Их цель – дать профессиональным профилям возможность адаптироваться и меняться, предоставляя возможность для высокой профессиональной мобильности. Компетенции также делятся на твердые и мягкие.

К твердым навыкам относят профессиональные компетенции, которым учат, а также их можно измерить. Для овладения такими компетенциями необходимо пройти обучение, изучить теорию и выполнить практические задания, сдать экзамен. Примером профессиональных компетенций служат: знание иностранного языка, использование IT-программ, вождение автотранспорта и многое другое.

К мягким навыкам относят компетенции, которые не относятся к профессиональной области сотрудника, но помогают ему успешно и продуктивно выполнять должностные обязанности.

Мягкие навыки включают:

- выслушивать собеседника, вести диалог и переписку, аргументированно отстаивать точку зрения, задавать вопросы;

- общаться с представителями различных специальностей, социальных и культурных групп;

- командообразование, постановка целей, инициатива и делегирование ответственности;

- понимание задачи (что, как и зачем вам это нужно делать).

Мягкие навыки можно разделить на когнитивные и социально-поведенческие компетенции.

К когнитивным компетенциям относятся:

- достижение результатов (развитие лидерского потенциала; результативность в условиях неопределенности; инициативность; личная эффективность; стратегическое мышление);

- решение нестандартных задач (креативное мышление; системное мышление; дизайн-мышление; Agile: основы гибкого мышления; менеджмент в стиле коучинг);

- управленческие навыки (ситуационное руководство; ключевые навыки руководителя; управление дистанционными командами; формирование антихрупкой команды).

К социально-поведенческим компетенциям относят:

- коммуникация (публичные выступления; навыки ведения переговоров; управление конфликтами; навыки стресс-менеджмента; конструктивные бизнес-коммуникации);

- межличностные навыки (эмоциональный интеллект; основы управления проектами; работа в кросс-функциональных командах).

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Проведение тестирований помогает ответить на вопросы: какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? какие признаки об этом говорят?

Во многих странах многие люди по-прежнему не хотят использовать цифровые технологии из-за недостатка компетенций, хотя это может быть полезно для их сферы работы. В данном исследовании автор рассматривает данную точку зрения с помощью различных психологических методов.

Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей.

Исследователи проекта «Цифровой гражданин» выделяют 5 ключевых цифровых компетенций (исследование основано на международной методологии DigComp) [20] (Sysoeva, Ketoeva, Gulicheva, 2020):

1. «Информационная грамотность» (оценка информации; навыки поиска информации; управление цифровым контентом).

2. «Коммуникативная грамотность» (совместная работа с файлами в цифровом пространстве; использование цифровых технологий в коммуникациях; соблюдение этикета и правил поведения в сети).

3. «Создание цифрового контента» (создание и редактирование цифрового контента; настройка программного обеспечения; использование авторских прав и лицензий).

4. «Цифровая безопасность» (охрана здоровья при использовании цифровых устройств; защита цифровых устройств и персональных данных; учет влияния ИКТ-устройств на окружающую среду).

5. «Цифровая компетентность» (получение знаний о сфере ИКТ; решение повседневных проблем при помощи цифровых технологий; постоянное совершенствование навыков пользования цифровыми технологиями).

Коллектив исследователей НИУ ВШЭ в 2021 году провел анкетирование жителей России. Основная цель – выявить уровень цифровой грамотности и доверия населения. В онлайн-опросе приняли участие более 2 000 человек в возрасте от 18 лет. Использовался тест, который разработала Европейская комиссия. Участники сами оценивали свой уровень по 82 компетенциям, начиная от самых простых, постепенно переходя к самым сложным [21].

Результаты исследования были сформированы по 5 направлениям, рассмотренным ранее. Почти у 60% опрошенных сформирован базовый уровень по всем направлениям цифровых компетенций, 39% опрошенных владеют цифровыми компетенциями на начальном уровне, а чуть больше 1% вообще не владеют базовыми цифровыми компетенциями. На данные показатели влияют такие показатели, как уровень образования, возраст, тип населенного пункта, в котором проживает респондент, профессия.

Ученые выявили средний уровень владения цифровыми компетенциями примерно у 20% опрошенных, промежуточный уровень у 67% опрошенных, они владеют большей половиной базовых компетенций. Удалось выявить, что только у 3% опрошенных владение цифровыми компетенциями находится на продвинутом уровне, а 35% – промежуточный продвинутый уровень [21].

В современном мире в условиях цифровой экономики важную роль имеют цифровые компетенции. Цифровизация охватывает все сферы жизни гражданина. На наш взгляд, даже в самых развитых странах уровень освоения цифровых компетенций еще недостаточно высок. В итоге: большая доля населения не понимает всех преимуществ, которые открывают перед ними цифровые технологии; это закономерно приводит к неэффективным параметрам конъюнктуры рынка труда, когда имеет место разбалансированность между количеством лиц желающими трудоустроиться и числом открытых вакансий, которыми в силу своей цифровой некомпетентности они не могут воспользоваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наблюдается незначительный рост цифровых компетенций у кадров управления, сохранение дефицита управленческих кадров, владеющих цифровыми компетенциями, а также в условиях постоянно меняющегося и развивающегося мира, совершенствования технологий цифровая грамотность требует от каждого управленца развиваться в течение всей жизни и улучшать свои навыки в процессе постоянного обучения. Для достижения поставленных целей по поручению Президента РФ на базе ведущих университетов России открываются центры компетенций, которые консолидируют и транслируют цифровые компетенции, а также являются связующим звеном между обучающимся в высшем учебном заведении, предприятием, в качестве работодателя, и государственной властью региона.

Также важно, как университеты используют информационные технологии для обучения студентов и подготовки к миру работы, насыщенному искусственным интеллектом и формируемому социальной, профессиональной и экономической динамикой.


Источники:

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/436754837 (дата обращения: 01.11.2021).
2. Сайт АНО «Россия – страна возможностей». [Электронный ресурс]. URL: https://rsv.ru (дата обращения: 02.11.2021).
3. Сайт НИУ «МЭИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mpei.ru/news/Lists/PortalNews/NewsDispForm.aspx?ID=2579 (дата обращения: 02.11.2021).
4. Кетоева Н.Л., Киселева М.А., Заргарян М.Т., Михеев Д.В. Определение тенденций влияния рынка труда на рынок образовательных услуг сферы энергетики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2019. – № 2. – c. 35-41.
5. Кирилов С.Н., Гулиева С.А.К., Заргарян М.Т. Понятие и современная практика сферы образования для энергетики // Наука, культура, техника: креативный потенциал России. Четвертые Арефьевские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию Г.С. Арефьевой. Москва, 2018. – c. 242-249.
6. Андреева А.Н., Мизова Е.М. Цифровая экономика: новые возможности для бизнеса // Экономика и бизнес. – 2018. – № 4. – c. 19-21.
7. Головенчик Г.Г. Цифровая экономика. Elib.bsu.by. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/242300/1/Goloventchik%20.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
8. Зотова И.В. Влияние цифровой трансформации экономики на предпринимательские компетенции // Современная конкуренция. – 2018. – № 2-3(68-69). – c. 30-40.
9. Klaus Schwab The Fourth Industrial Revolution: what it means, how to respond. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/ 2016/01/the-fourth-industrial-revolution-what-it-means-and-how-to-respond (дата обращения: 05.11.2021).
10. Шклярук М.С., Гаркуши Н.С. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления. - М.: РАНХиГС, 2020. – 84 c.
11. Aoun, J.E. Robot-proof: Higher education in the age of artificial intelligence. - Cambridge, MA, US: MIT Press, 2017.
12. Сундукова Г.М., Бобылева Н.В., Деревягина Л.Н. Стратегическое управление вузом в условиях цифровой экономики // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 3. – c. 27.
13. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Digital.ac.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru/about/26 (дата обращения: 05.11.2021).
14. Хесин Е.С., Клинова М.В., Невская А.А. и др. Европейский союз в мировом хозяйстве: проблемы конкурентоспособности. / Коллективная монография. - М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 317 c.
15. Digital Economy and Society Index (DESI). Digital-strategy. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi/ (дата обращения: 04.02.2022).
16. Tumbas P., Sakal M., Pavlicevic V. et al. Digital Competencies in Business Informatics Curriculum Innovation // 13th International Technology, Education and Development Conference. Valencia, Spain, 2019. – p. 9655-9664.
17. Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б. и др. Оценка цифровой готовности населения России. / докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 86 c.
18. Абрамова Е.Ю. Механизм формирования набора компетентностей управленческих кадров для предприятий электроэнергетики. / дис.,.. канд. экон. наук. - Москва, 2017. – 144 c.
19. Сысоева Е.А.. Кетоева Н.Л., Киселева М.А., Заргарян М.Т. Академическая мобильность студента как фактор формирования ключевых компетенций выпускника в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 8(121). – c. 1297-1301. – doi: 10.34925/EIP.2020.121.8.258 .
20. Сысоева Е.А.. Кетоева Н.Л., Гуличева Е.Г. Академическая мобильность как один из методов формирования компетенций студентов и аспирантов в условиях цифровой экономики // Государство, общество, бизнес в условия цифровизации: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2020. – c. 81-83.
21. Раздел «Цифровая грамотность россиян: исследование 2020». Сайт аналитического центра НАФИ. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020 (дата обращения: 18.11.2021).
22. Раздел «Новости» : «Цифровой разрыв. Чем он грозит России и каковы его масштабы?. Сайт НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/465308186.html (дата обращения: 19.11.2021).

Страница обновлена: 11.04.2024 в 20:29:08