Формирование человеческого капитала для развития биоэкономики в России: вопросы применения профессиональных стандартов

Титова Е.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Титова Е.С. Формирование человеческого капитала для развития биоэкономики в России: вопросы применения профессиональных стандартов // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 4. – С. 469-486. – doi: 10.18334/et.11.4.120901.

Аннотация:
Статья посвящена изучению проблем использования профессиональных стандартов как механизма соотнесения потребностей рынка труда и системы подготовки кадров. Результаты анализа стратегических документов РФ, актуальных научных исследований и общемировых тенденций отражают потребность в квалифицированных кадрах: исследователей, инженеров, экономистов, управленцев для развития биоэкономики в РФ. Изучение изменений системы образования способствовало обнаружению ряда тенденций в подготовке кадров, существенных для развития человеческого капитала. По результатам выделения и систематизации профессиональных стандартов в области наук о жизни суммированы профильные обобщенные трудовые функции. В контексте изучения экономики, основанной на биотехнологиях, выявлены ограничения в использовании профессиональных стандартов как механизма координации компетенций трудовых ресурсов и реализуемых программ подготовки кадров. Приведенные в данной работе результаты анкетирования позволяют проиллюстрировать интерес обучающихся к изучению особенностей использования биотехнологий, существующие ограничения в организации подобной подготовки и распространении соответствующих знаний.

Ключевые слова: биоэкономика, биотехнологии, конкурентоспособные работники, профессиональные стандарты, профессиональные компетенции

JEL-классификация: Q57, J24, I25

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Обновленная стратегии научно-технологического развития РФ определяет в качестве целевых ориентиров и перспектив научно-технологического развития, среди прочих, интенсификацию подходов к организации хозяйственной деятельности и внедрение современных технологий, позволяющих активнее вовлекать в хозяйственный оборот возобновляемые ресурсы [1]. С учетом имеющихся планов по развитию биоэкономики в РФ [2], а также необходимости создания и использования специализированных биотехнологических знаний для развития биоэкономики планируется проведение ряда мероприятий. К числу данных мероприятий относятся создание:

- отечественных систем хранения уникальной биологической информации и данных (биологические коллекции и генетические данные);

- персонализированной и предиктивной медицины, основанной на использовании индивидуальных генетических данных и применении генетических технологий;

- широкого спектра технологических решений в биологической сфере и др.

Вместе с этим, обновленная стратегия научно-технологического развития РФ подчеркивает первостепенную значимость обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития объектами инфраструктуры, информационными, а главное – трудовыми ресурсами.

Все это требует развития человеческого капитала для обеспечения промышленного производства и научных исследований трудовыми ресурсами и последующего их воспроизводства через систему образования.

Более того, для развития биоэкономики требуется создание и использование широкого диапазона знаний как по наукам о жизни, так в области экономики и управления [3] (Titova, Shishkin, 2023). Поэтому особенное значение приобретает необходимость усиления подготовки ученых, способных знания генерировать, преподавателей, способных к трансляции знаний, инженеров, способных применять новые знания и технологии, а также экономистов и управленцев, компетентных в вопросах создания и использования биотехнологий.

Например, в странах мира, лидирующих в развитии биоэкономики: Бразилии, Германии, США и т.д. [3] (Titova, Shishkin, 2023), доля исследователей среди населения составляет примерно от 1 до 5% [4]. Современный уровень занятости в области науки и образования в РФ можно проиллюстрировать сведениями о региональном уровне занятых научной работой (рис. 1) по отношению к общему уровню занятых в регионе.

В контексте определенных президентом и правительством РФ приоритетов развития страны, развития технологий и подготовки соответствующих кадров подчеркивается необходимость работы над установлением прочных кооперационных связей между наукой, образованием и организациями реального сектора экономики. Указанная работа предполагает научно-образовательное взаимодействие и вовлечение обучающихся всех уровней в деятельность реального сектора экономики. Предполагается, что описанные задачи будут решены с использованием национального проекта «Кадры» [5].

Рисунок 1. Доля численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых, 2022, % [1]

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики [6].

Однако в настоящее время отечественная система подготовки кадров проходит очередной этап преобразований, триггером которых во многом стали геополитические события. На фоне проводимых преобразований существует ряд тенденций, связанных с подготовкой кадров как фактора развития человеческого капитала:

- несоответствие компетенций выпускников образовательных организаций запросам работодателей [7] (Kazaryan, Kazantseva, 2023);

- количественные диспропорции в структуре направлений подготовки и специальностей (социогуманитарный блок направлений подготовки и специальностей превосходит инженерно-технический) [8, 9] (Bedenko, Sergeeva, 2020; Titova, 2024);

- отсутствие строгих механизмов маневренной переориентации количества выпускников образовательных организаций по тем или иным направлениям подготовки и специальностям сообразно стратегическим ориентирам научно-технологического развития страны и иным приоритетным потребностям;

- скорость интеграции новых знаний в образовательные программы и их распространение в регионах России недостаточно велика;

- отсутствует механизм сопряжения необходимых для эффективной работы выпускников образовательных организаций компетенций и установленных на государственном уровне ориентиров научно-технологического развития.

Поэтому целью данной работы стало изучение сопряжения каскада профессиональных стандартов в области наук о жизни с потенциальными потребностями рынка труда в условиях развития биоэкономики. Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:

- изучить особенности профессиональных стандартов по наукам о жизни как элемента системы формирования трудовых ресурсов для развития биоэкономики в России;

- выявить и систематизировать актуальные запросы работодателей на специалистов в области биоэкономики;

- выявить осведомленность обучающихся как перспективных работников о развитии биоэкономики, определить их намерения трудоустройства в данной области и установить самодетерминацию обучающихся в формировании профильных компетенций.

Материалы и методы

Материалы исследования составили данные реестра профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты РФ (http://profstandart.rosmintrud.ru), информационные ресурсы платформы «Роснавык» (https://rosnavyk.ru/), Федеральной службы государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/). Работа проведена с использованием методов статистического анализа, метода составления картограмм, контент-анализа и группировки информации, содержащейся в научных источниках, нормативно-правовых актах, информационно-аналитических материалах. Для изучения отношения обучающихся к вопросам развития биоэкономики, соответствующей подготовки и формирования профильных компетенций использовался метод анкетирования.

Изучение профессиональных стандартов в области наук о жизни для развития человеческого капитала в биоэкономике

В настоящее время механизм сопряжения компетенций, которыми должны обладать выпускники образовательных программ, и потенциальных трудовых функций, которые должны выполнять работники, реализуется через наложенное на образовательные организации обязательство по соответствию профессиональных компетенций образовательных программ установленным государством в профессиональных стандартах (ПС) трудовым функциям [10, 11] (Saprykina, 2019; Alekseeva, 2019).

Трудовой кодекс РФ определяет ПС как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [12].

При проектировании образовательной программы образовательная организация использует в том числе ПС, соответствующие профессиональной деятельности выпускников (из числа указанных во ФГОС в случае их применения и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников). Для размещения утвержденных ПС предусмотрен отдельный ресурс Министерства труда и социальной защиты РФ [13].

Из ПС, соотнесенных с направлением подготовки в соответствии с ФГОС, образовательная организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (ОТФ). При этом ОТФ должны соответствовать профессиональной деятельности выпускников в сопряжении с уровнем квалификации и требованиями к образованию, устанавливаемых ФГОС (например, по [14]).

Таким образом реализуется механизм условного соотнесения понимания основных характеристик работников двух институциональных регуляторов (Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерства науки и высшего образования). Предполагается, что данный механизм обеспечивает согласование требований рынка труда (работодателей) и системы образования при подготовке тех или иных специалистов [15, 16] (Karakozov, Hudzhina, Petrov, 2019; Vasilenok, Buyanova, Maryasheva, 2022).

Существуют и иные нормативные контуры для определения целевых образовательных результатов, например, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) [16] (Vasilenok, Buyanova, Maryasheva, 2022). Однако основой для детерминации трудовых функций, профессиональных критериев и карьерной траектории, перспектив переподготовки и пр. принято считать именно ПС [10] (Saprykina, 2019).

Вместе с этим отечественные авторы отмечают недостаточную гармонизацию профессиональных компетенций с требованиями ПС и, соответственно, потребностями рынка труда [7] (Kazaryan, Kazantseva, 2023). Во-первых, бюрократическая процедура внесения изменений или утверждения новых ПС накладывает временные ограничения на процесс их обновления. Во-вторых, профессиональные компетенции, необходимые для выполнения профессиональной деятельности, морально устаревают, требуют гибкости и постоянного обновления сообразно требованиям работодателей, развитию науки и техники, а также планам научно-технологического развития РФ [1]. Наконец, происходящее в мире развитие техники и технологий, выделение новых областей знания приводит к появлению новых профессий, что особенно выражено для биоэкономики. Указанные обстоятельства требует обновления и квалификационных характеристик, определяемых ПС.

С целью подтверждения приведенных доводов в контексте изучения особенностей формирования человеческого капитала для развития биоэкономики были изучены отдельные характеристики ПС. Экспертным методом было отобрано 45 ПС, относящихся к наукам о жизни в целом и биотехнологии в частности (за исключением ПС работников здравоохранения). Результаты отбора ПС позволили выделить в массив данных 143 обобщенные трудовые функции (ОТФ), группировка которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Группировка обобщенных трудовых функций, содержащихся в профильных для развития биоэкономики профессиональных стандартах

Группа ОТФ
Краткое описание
Сырьевая
Работы по получению и хранению возобновляемых биологических ресурсов
Технологическая/
лабораторная
Подготовительные работы, лабораторный контроль качества сырья и продукции, совершенствования технологий, использование технологий переработки возобновляемого сырья, работа с биотехнологическим оборудованием
Организационно-управленческая
Организация, мониторинг и контроль процесса получения и использования биологических ресурсов
Стратегическая
Развитие процессов получения биологических ресурсов
Проектная
Организация испытаний при производстве новых видов биологических ресурсов, разработка проектов использования биотехнологий
Продуктовая
Получение продуктов из биологического сырья, в том числе энергоносителей биотехнологическим способом
Экологическая
Мониторинг состояния окружающей среды в целях применения природоохранных биотехнологий и разработка соответствующих рекомендаций
Источник: составлено автором по материалам [13].

Несмотря на условное наличие в изученном массиве данных ОТФ, связанных с использованием биотехнологий, ОТФ очень разнородны по ПС, а ОТФ непосредственно связанные с использованием биотехнологий или получением возобновляемого сырья присутствуют в ограниченном количестве. Приведенные в таблице 1 группы ОТФ представлены в изученных ПС фрагментарно. Существенным для развития биоэкономики обстоятельством является отсутствие среди ОТФ исследовательской компоненты, а также указаний на способности работников использовать в практической деятельности постгеномных технологий, работать с соответствующими базами данных.

Стоит отдельно отметить, что среди, например, ПС по укрупненной группе направлений подготовки «Экономика и управление» отсутствуют ОТФ прямо указывающие на обязательность требования к работнику в части способности использовать биотехнологии.

Примечательно, что среди отобранных, профильных для развития биоэкономики ПС преобладают стандарты, отнесенные к первой, второй и третьей группам занятий, соответствующих общероссийскому классификатору (ОКЗ). К этим группам занятий относятся руководители, специалисты высшего и среднего уровней квалификации. Доля первых трех групп в выборке составляет 84,8%. Например, группы занятий №№ 6 и 7: квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства и квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий представлены в ограниченном количестве. В качестве примера распределение занятий в собранной выборке проиллюстрировано по подгруппам (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение отобранных профессиональных стандартов по подгруппам в соответствии с общероссийским классификатором занятий

Источник: составлено автором по данным [13].

Полученная выборка профессиональных стандартов содержит ОТФ, относящиеся в основном к четвертому, пятому, шестому и седьмому квалификационному уровню [17], которые разграничивают не только уровни профессиональных обязанностей, но и объем профессиональных знаний работника (рис. 3а), ОТФ первого и девятого квалификационных уровней отсутствуют вовсе. Если работников первого квалификационного уровня связано с применением элементарных знаний или узкого круга специальных знаний, то работники девятого квалификационного уровня должны иметь подготовку по программам подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры) и быть способными осуществлять научные исследования и производить новые знания.

Кроме того, полученная выборка ПС в основном относится к таким видам экономической деятельности: производство пищевых продуктов, а также растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (рис. 3б).



а
б
Рисунок 3. Распределение отобранных профессиональных стандартов по квалификационным уровням (а); распределение отобранных профессиональных стандартов по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД [2] (б)

Источник: составлено автором по данным [13].

Описанные обстоятельства могут рассматриваться в контексте изучения ПС, профильных для развития биоэкономики, как недостаток определенных стандартов, а не как отсутствие специалистов первого и девятого (как и других) квалификационных уровней в целом. Между тем, существующая необходимость сопряжения профессиональных компетенций, содержащихся в образовательных программах, и ОТФ ПС, ограниченный круг и диапазон ПС, бюрократическая нагрузка их модернизации приводят к противоречию в целеполагании при формировании трудовых ресурсов для развития биоэкономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что в заданном контексте отсутствуют строгая рамка и ключевые направления для формирования профессиональных компетенций в соответствии с актуальными потребностями развития национальной биоэкономики.

Результаты выявления запроса работодателей на специалистов в области биоэкономики

Несмотря на распространенную практику участия потенциальных работодателей в разработке, рецензировании и последующей реализации образовательных программ отечественных вузов, существует не только проблема диспропорций спроса, но проблема структуры предложения на рынке труда [18] (Mirzabalaeva, Antonova, 2023). Второй ощутимой проблемой является различия в видении совокупных квалификационных (качественных) характеристик и способностей выпускника образовательными организациями и потенциальными работодателями.

По этой причине создаются структуры для подготовки кадров в целях отдельных компаний (например, Перекресток и др. [19]), активно развивается рынок дополнительного образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Возникает понятие «микроквалификации» – осуществляется краткосрочная образовательная подготовка для решения отдельных профессиональных задач динамично меняющегося мира [20] (Shadrina, 2023).

Описанные явления свидетельствуют о стремлении работодателей получить наиболее соответствующего должности работника, а также оперативно решать задачи его профессионального развития в целях увеличения эффективности экономической деятельности.

Таким образом, становится очевидно, что для подготовки кадров, квалификация которых отвечает запросам работодателей, существенным является своевременное изучение необходимых компетенций: знаний, умений и навыков.

Для изучения существующего запроса работодателей по привлечению специалистов в области биотехнологии (биоэкономики) были использованы данные платформы «Роснавык», которая предназначена для анализа востребованных на рынке труда профессий, навыков и предложений работодателей [21]. Платформа «Роснавык» агрегирует сведения ведущих отечественных сервисов взаимодействия работников и работодателе: Работа России (https://trudvsem.ru/), HeadHunter (https://hh.ru/), SuperJob (https://www.superjob.ru/), Работа.ру (https://www.rabota.ru/). С целью получения выборки для последующего анализа был осуществлен поиск вакансий в РФ за период 27.02.2023-27.02.2024 по ключевому запросу «био». Следует отметить, что всего за изученный период на платформе «Роснавык» агрегировано более 13 млн вакансий. Обработка результатов поискового запроса позволила получить 41 наименование с общим количеством вакансий 7076. Из полученного количества 47,84% вакансий отведено преподавателям и учителям биологии. Сведения о следующих по численности двадцати наименованиях вакансий в качестве примера приведены на рисунке 4.

Рисунок 4. Распространенность вакансий по итогам обработки результатов профильного поискового запроса

Источник: составлено автором по данным [21].

Примечательно, что существуют актуальные запросы на таких специалистов как: технолог участка биосинтеза, специалист по биобезопасности, клеточный биолог, оператор цеха биотехнологического производства, специалист по внедрению биологических решений и др.

Впоследствии были обработаны сопряженные с результатами поискового запроса профессиональные и надпрофессиональные навыки, так называемые «hard» и «soft» skills [22] (Zolnikov, Niazbakiev, 2019). Всего обнаружено 87 наименований профессиональных навыков, которые работодатели указывают в качестве необходимых для последующего трудоустройства, с общим количеством упоминаний в вакансиях 5052. По частоте встречаемости лидирую такие профессиональные навыки как:

- базовые знания для работы на персональном компьютере;

- проведение лабораторной диагностики;

- ведение документооборота;

- контроль качества, научно-исследовательская работа;

- выполнение производственного технического контроля и т.д.

Вместе с этим распространены требования к владению навыками химического, физико-химического и иммуноферментного анализа и т.д. Значительное количество наименований навыков относится к цифровым профессиональным компетенциям: анализ и статистическая обработка данных, управление базами данных, владение языками программирования и пр.

Надпрофессиональных («мягких») навыков выявлено 23 наименования с общим количеством упоминаний 4513. Первые десять наиболее распространенных надпрофессиональных навыков суммированы на рисунке 5.

Среди промышленных предприятий, лидирующих по количеству размещенных за указанный период вакансий можно отметить: БиоАгроСервис, Медицинскую компанию ЭРА, группу предприятий «Черкизово», Danone (Россия), группа компаний «АГРОЭКО», Фармстандарт, Р-Фарс, Генериум, Управляющую компанию «ЭФКО» и других. Преимущественно компании относятся к агропромышленному комплексу или фармацевтической промышленности.

Рисунок 5. Наиболее распространенные в выборке надпрофессиональные компетенции, ед.

Источник: составлено автором по данным [21].

Результаты анализа полученного массива данных показывают, что запросы работодателей весьма далеки от подбора персонала с использованием характеристик, изложенных в профессиональных стандартах. Кроме того, запросы работодателей, осуществляющих деятельность в области биоэкономики, в части способностей потенциальных работников в основном ориентированы на имеющиеся у работников навыки по применению технологий или соответствующих методов.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости ориентации образовательных результатов на стратегические, в том числе технологические, цели развития национальной биоэкономики с учетом основных тенденций развития науки и технологий в мире или на основе результатов организованных форсайт-исследований [23] (Thayer, 2023). Для усиления модернизации и актуализации образовательных программ сообразно перспективам социально-экономического и технологического развития РФ важно снижать бюрократическое обременение и в большей степени опираться на отечественные научные и прикладные достижения, анализ запроса рынка труда, в том числе его региональных особенностей.

Существенное для развития биоэкономики значение приобретают знания о перспективах трудоустройства выпускников вузов в сопряжении с имеющими потребностями экономики, установление заблаговременных связей обучающихся с организациями реального сектора экономики.

Результаты анкетирования обучающихся

Для получения обратной связи и изучения осведомленности обучающихся о развитии биоэкономики, отношению к перспективам трудоустройства в организации, деятельность которых связана с созданием и использованием биотехнологий, в начале 2024 года было проведено анкетирование обучающихся в онлайн-формате. Анкета включала пятнадцать вопросов с вариантами ответов, содержащих сведения об используемых в биоэкономики технологиях, а также компетенциях для ее развития.

В анкетировании на добровольной основе приняли участие 426 студентов 17 вузов регионов России (г. Москва, Тамбовская, Ульяновская, Белгородская, Рязанская, Челябинская области). Также в анкетировании приняли активное участие обучающиеся Минского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (36,2% опрошенных). Среди участников анкетирования 71,6% обучаются в бакалавриате, в специалитете – 13,8%, в аспирантуре 7,7%, в магистратуре – 6,8%. Большинство респондентов – 63,6% обучаются по направлению подготовки 38.00.00 Экономика и управление, 7,3% обучаются по направлению подготовки 05.00.00 Науки о Земле, 3,3% опрошенных обучаются по направлению 27.00.00 Управление в технических системах. На вопрос «Приходилось ли Вам изучать возможности использования биотехнологий в процессе освоения образовательной программы?» отрицательно ответили почти 70% обучающихся, 13,1% ответили, что общие вопросы возможностей использования биотехнологий широко освещены в образовательной программе, остальные изучали биотехнологии, но считают, что возможности биотехнологий недостаточно широко освещены в образовательной программе. Результаты ответов обучающихся на вопросы о перспективах развития образовательной подготовки по биоэкономике суммированы на рисунках 6 и 7. Примечательно, что о результатах практического использования биотехнологий в регионе проживания не имеют сведений более 60% респондентов.

Рисунок 6. Результаты ответа на вопросы: Считаете ли Вы необходимым организацию курса «Биоэкономика» в рамках образовательной программы, по которой Вы проходите подготовку? (единичный вариант ответа), %

Источник: составлено автором.

Рисунок 7. Результаты ответа на вопрос: Считаете ли Вы необходимым организацию курса «Биоэкономика» как программу повышения квалификации (дополнительного образования)? (единственный вариант ответа), %

Источник: составлено автором.

Около 20% респондентов рассматривают возможность трудоустройства в организациях, деятельность которых связана с созданием и использованием биотехнологий, более 40% затрудняются с ответом, предположительно ввиду недостаточной осведомленности о данном виде деятельности и недостаточной подготовке в данной области. Вместе с тем результаты изучения самоопределения обучающимися собственных компетенций показывают, в основном, низкую оценку респондентами собственных способностей по анализу и использованию возрастающих объемов новых знаний, их генерации, тематического приращения биоэкономики и пр.

Собственную технологическую компетентность в области наук о жизни; компетентность, связанную с отраслевыми (в том числе промышленными), секторальными и организационно-экономическими особенностями использования биотехнологий (сельское и лесное хозяйство, химическая, пищевая, фармацевтическая промышленность и т.д.), экологическими особенностями использования биотехнологий, биобезопасностью респонденты оценивают также как низкую. Относительно высоко респонденты оценивают образовательные и правовые компетенции (способности к постоянному обучению и трансляции знаний, применению актуального законодательства и его совершенствованию) – в 4 и 5 баллов собственные способности оценили более 40% респондентов. Обобщенные результаты изучения самодетерминации компетентности обучающихся суммированы на рисунке 8.

Рисунок 8. Результаты самооценки респондентов по пятибалльной шкале, %

Источник: составлено автором.

Заключение

Ввиду происходящего реформирования системы образования РФ, а также обновления отечественной стратегии научно-технологического развития более выраженными становятся задачи, связанные с укреплением технологического суверенитета и подготовкой кадров, соответствующих современному уровню развития науки и технологий в мире.

Это обстоятельство рождает потребность организации системы подготовки кадров и формирования трудовых ресурсов, способных осуществлять деятельность для ответа на «большие вызовы», определенные руководством страны.

В этой связи в работе показаны возможности переориентации существующего компетентностного подхода организации системы подготовки кадров сообразно технологическим ориентирам и национальным задачам, в том числе по развитию биоэкономики.

Результаты проведенного в данной работе анализа профессиональных стандартов показывают весьма отрывочный охват необходимых для развития биоэкономики трудовых функций, недостаток исследовательского компонента и отсутствие сведений об использовании новых знаний и достижений постгеномной эры развития биологии. Можно отметить недостаточное покрытие ПС возможных для развития биоэкономики занятий, а также ограниченный охват видов экономической деятельности, предполагаемых ПС для соответствующих работников.

Анализ более 7 тыс. вакансий по материалам портала «Роснавык» позволил выявить перечень профессий, которые уже в настоящее время востребованы в качестве перспективных для развития биоэкономики. Полученный массив данных профильных для развития биоэкономики вакансий способствовал получению информационного массива из более чем 80 наименований профессиональных навыков и выделению из полученного массива наиболее востребованных, в том числе методов лабораторной диагностики, химического анализа, использования цифровых технологий и пр. Таким образом, выявлены некоторые общие характеристики трудовых ресурсов, необходимых для развития биоэкономики.

Анализ надпрофессиональных навыков позволил выявить ключевые по исследуемой выборке, а также определить ключевые предприятия, у которых существует запрос на подготовку подобных специалистов в отраслевой привязке.

Более того, междисциплинарные особенности биоэкономики обеспечивают значимость подготовки специалистов не только в области наук о жизни, но работников социогуманитарного профиля.

Таким образом, в работе показана необходимость расширения диапазона определенных в ПС ОТФ как фактора развития биоэкономики, а также определена потребность непрерывного соотнесения профессиональных компетенций с запросами работодателей, целями национальной экономики.

Соответственно, существует значительная вероятность того, что расширение спектра ОТФ будет способствовать симметричной диффузии профильных профессиональных компетенций в образовательные программы, что существенно для создания конкурентоспособного сектора биоэкономики в нашей стране.

Выявленная в результате проведенного исследования потребность работодателей в квалифицированных кадрах и интерес обучающихся к перспективам трудовой деятельности в области биоэкономики свидетельствуют о необходимости поиска эффективной системы для формирования устойчивого человеческого капитала и трудовых ресурсов для развития биоэкономики в РФ.

[1] Данные по Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 9); данные по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (АО); Ханты-Мансийскому, Ямало-Ненецкому АО и Тюменской области представлены раздельно

[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402280003?ysclid=lt5xch62nx571626148 (дата обращения: 18.03.2024).
2. Постановление Правительства РФ от 12.11. 2021 № 1933 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/403071720/ (дата обращения: 18.03.2024).
3. Титова Е.С., Шишкин С.С., Штыхно Д.А. Биоэкономика – один из путей к устойчивому развитию регионов // Федерализм. – 2023. – № 1(109). – c. 56-79. – doi: 10.21686/2073-1051-2023-1-56-79.
4. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения: 12.03.2024).
5. Партия «Единая Россия». Владимир Путин объявил о запуске нового национального проекта «Кадры». Er.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://er.ru/activity/news/vladimir-putin-obyavil-o-zapuske-novogo-nacionalnogo-proekta-kadry?ysclid=ltbem6gza4905241960 (дата обращения: 03.03.2024).
6. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 19.03.2024).
7. Казарян И.Р., Казанцева Н.А. Несоответствие формируемых компетенций выпускников вузов требованиям работодателя как фактор роста неформальной занятости // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 187-196. – doi: 10.18334/tek.7.2.117595.
8. Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Менеджмент образовательных услуг в системе высшего образования // Профессиональное образование и общество. – 2020. – № 4(36). – c. 15-127.
9. Титова Е.С. Управленческие подходы к обеспечению технологического суверенитета в контексте развития биоэкономики в Российской Федерации // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 1. – c. 211-230. – doi: 10.18334/lim.11.1.120502.
10. Сапрыкина О.А. Внедрение профессиональных стандартов в практической деятельности организации как важный шаг повышения профессиональной компетентности работников // Национальная система квалификаций и профессиональные стандарты: Сборник научных трудов по материалам российской научно-практической конференции. Новосибирск, 2019. – c. 57-66.
11. Алексеева Л.П. Опыт создания проектов основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС3++ и профессиональных стандартов // Научные горизонты. – 2019. – № 3(19). – c. 8-15.
12. Трудовой кодекс РФ. Часть III. Раздел IX. Глава 31. Ст. 195.1. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12125268/fb0038f2c8c34bfe3f3f439332701ac7/ (дата обращения: 01.03.2024).
13. Реестр профессиональных стандартов. Министерство труда и социальной защиты РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения: 15.03.2024).
14. Портал федеральных государственных образовательных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-01-ekonomika-954/ (дата обращения: 15.03.2024).
15. Каракозов С.Д., Худжина М.В., Петров Д.А. Проектирование содержания профессиональных компетенций образовательного стандарта ИТ-специалиста на основе требований профессиональных стандартов и работодателей // Информатика и образование. – 2019. – № 7(306). – c. 7-16. – doi: 10.32517/0234-0453-2019-34-7-7-16.
16. Василенок А.В., Буянова Н.М., Маряшева С.В. Сравнительный анализ профессиональных стандартов специалистов с высшим и средним профессиональным медицинским образованием // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2022. – № 6. – c. 1345-1350. – doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-6-1345-1350.
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 148Н. Normativ.kontur.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=265332 (дата обращения: 15.03.2024).
18. Мирзабалаева Ф.И., Антонова Г.В. Структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1145-1168. – doi: 10.18334/et.10.8.118938.
19. «Перекрёсток» открыл собственный Учебный центр. Vk.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/@x5group-tcx-center (дата обращения: 20.03.2024).
20. Шадрина Л.Ю. Экономическая модель оценки продвижения образовательных программ университетов: на основе микроквалификаций // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 9(158). – c. 1427-1430. – doi: 10.34925/EIP.2023.158.09.277.
21. Портал «Роснавык». [Электронный ресурс]. URL: https://rosnavyk.ru/?ysclid=lupbt3mdky769179106 (дата обращения: 27.02.2024).
22. Зольников А.Е., Ниязбакиев И.И. Hard skills и soft skills: в чем разница для инженера? // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-3. – c. 44-48.
23. Thayer T. Identifying similarities and differences in sustainability education and foresight and futures education: a comparative analysis of competence frameworks // On the Horizon. – 2023. – № 2. – p. 95-109. – doi: 10.1108/OTH-11-2022-0066.

Страница обновлена: 24.04.2024 в 21:38:22