Трансформация запросов бизнеса к качествам и навыкам управленцев в условиях глобальных вызовов

Гаврилина О.П.1, Шальнова О.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316181

Аннотация:
Пандемия COVID-19, а в дальнейшем и начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция Российской Федерации стали «черными лебедями» для абсолютного большинства представителей бизнеса и повлекли за собой существенные изменения во всех бизнес-процессах организаций. Компании вынуждены были реагировать на внешние вызовы и стремительно адаптироваться к новым условиям. И в первую очередь данные изменения коснулись управленческого аппарата – самого подхода к управлению бизнесом и коллективами. На первое место стали выходить новые качества и навыки эффективного управленца. В своей работе авторы рассмотрели подходы к выделению ключевых навыков управленца в период до и после пандемии COVID-19 и специальной военной операции. Гипотезой исследования стало предположение о том, что внешние вызовы, связанные с COVID-19 и специальной военной операции, повлекли за собой изменения в необходимых бизнесу качествах и навыках управленцев. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о сдвиге в запросах представителей бизнеса по отношению к качествам и навыкам управленцев. Статья будет интересна представителям бизнеса, управленцам и ученым, занимающимся проблемами управления.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, специальная военная операция, «черные лебеди», современный менеджмент, трансформация бизнеса

JEL-классификация: M11, M21, L26, O31



Введение.

На современном этапе развития общества разных стран сталкиваются с большим количеством разноплановых вызовов, требующих трансформации подходов к ведению бизнеса и использованию управленческих принципов. Вопросы эффективного управления, сплочения команды и успешного решения поставленных задач актуальны всегда, особенно в периоды острой нестабильности.

В широком смысле менеджмент можно охарактеризовать как систему управления социально-экономическими системами. Однако, если конкретизировать данное понятие, то многие авторы сходятся на том, что менеджмент стоит рассматривать как особую разновидность управления предпринимательского типа [7, с. 39; 2, с. 24], т.е. применять данное понятие можно лишь к организациям, функционирующим в условиях рынка. В связи с чем, реализация менеджмента требует особого типа руководителя – профессионального управляющего, занимающегося управлением хозяйственной деятельностью компании и отвечающего за ее финансово-экономические результаты [7, с. 41].

Прогрессирующая глобализация во всех сферах жизни общества, в последнее время сменившая тенденцию на регионализацию экономических процессов под влиянием пандемии COVID-19, специальная военная операция Российской Федерации (СВО), активная цифровизация экономики, стремительная изменчивость рыночных реалий – все это обуславливает необходимость пересмотра подходов к управлению. Внешние факторы стали играть определяющую роль при выборе той или иной модели управления на предприятии [8, с. 28]. Отмечается сугубая важность таких способностей менеджеров, как адаптивность, креативность и умение организовывать коллективы.

Следует отметить, что система управления претерпевает значительные изменения уже на протяжении довольно длительного периода времени как в глобальном масштабе, так и на уровне государства. Значительное количество работ посвящено описанию и характеристике современной парадигмы менеджмента [8, 9, 10, 14].

В работах ученых можно найти различные подходы к описанию современной модели менеджмента. В работе С.Ю. Мычка и М.А. Шаталова выделен ряд актуальных характеристик новой модели менеджмента, учитывающие актуальные особенности ее развития [10, с. 89]. На основе данных характеристик, нами были выделены 8 ключевых критериев, позволяющих охарактеризовать современную модель менеджмента [16, с. 251]. Таким образом, опираясь на выделенные критерии, нами был сделан вывод о том, что современный менеджер в большей степени должен быть разноплановым специалистом, готовым идти на риск и нести ответственность за принимаемые решения, умеющим оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия рынка, использующим в своей работе симбиоз интуитивного подхода и системного анализа, и самое главное, обладающего развитыми коммуникативными навыками. Коммуникативные способности позволяют выстраивать продуктивный диалог с коллегами, слушать и особенно слышать своих подчиненных, выявлять и развивать способности каждого члена команды, формируя приверженность к внутрикорпоративным ценностям и выстраивая эффективную систему делегирования полномочий.

В целях изучения степени влияния непрогнозируемых внешних факторов на систему управления компаний и анализа направлений дальнейшей трансформации подходов к управлению, нами был проведен контент-анализ публикаций как зарубежных, так и российских ученых и профессионалов-практиков по данной проблематике, изданных в период до и после пандемии COVID-19 и специальной военной операции.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что внешние вызовы, связанные с COVID-19 и специальной военной операцией Российской Федерации, повлекли за собой изменения в необходимых бизнесу качествах и навыках управленцев, несмотря на и так постоянную трансформацию.

Основная часть.

В таблице 1 приведены некоторые подходы как иностранных, так и российских авторов, включая представителей бизнеса, к перечню качеств и навыков, необходимых современному управленцу, распространенные до 2020 года.

Таблица 1

Подходы ученых и практиков к необходимым качествам и навыкам управленца до 2020 г.

Автор
Выделяемые качества и навыки
Р. Айгер (2019) (цит. по [4])
1. Оптимизм
2. Смелость
3. Сосредоточенность
4. Решительность
5. Любопытство
6. Справедливость
7. Вдумчивость
8. Искренность
9. Постоянное стремление к совершенству
10. Принципиальность
Л. Лэндри, (2018) [23]
1. Способность влиять на других
2. Прозрачность – в определенной степени
3. Поощрение принятия рисков и инноваций
4. Этика и честность
5. Решительность
6. Баланс ответственности за свои решения и оптимизма
Дж. де Йонг, (2019) [26]
1. Умение адаптироваться к внешней среде
2. Руководство решением глобальных проблем
Е. Камашев, (2019) [5]
1. Управление ожиданиями заинтересованных сторон. 2. Управление рисками. 3. Управление атмосферой в команде. 4. Умение контролировать договорные обязательства. 5. Умение контролировать критический путь. 6. Умение контролировать внешнюю среду проекта. 7. Управление своей энергией.
Б. Финци, М. Липтон, В. Ферт (2018) [20]
1. Амбидекстрия.
2. Эмоциональная стойкость.
3. Проявление мышления «новичка».
4. «Разрушительное джиу-джитсу».
5. Этнография комплексного обслуживания клиентов.
Ю.Е. Семенов (2019) [12, с. 161]
1. Коммуникабельность
2. Организаторские способности и самоорганизация
3. Специальные знания по проекту
4. Лидерские качества
Z. Friedman (2018) [21]
1. Хорошие тренерские навыки
2. Расширение возможностей команды – гибкость
3. Инклюзивность
4. Продуктивность и ориентация на результат
5. Хорошие навыки коммуникации
6. Вдохновление команды на карьерный рост
7. Обсуждение
8. Обладание техническими навыками
9. Умение принимать решения
Афонин Ю.А., Орлова Л.В. (2015) [1, с. 60]
1. Высокий профессионализм (знания, способность влиять на свое окружение, изобретательность и способность к инновациям, умение перестраиваться к измененным условиям)
2. Постоянный профессиональный рост
3. Высокая ответственность за принятие решения
4. Деловитость и предприимчивость
5. Умение рисковать, уверенность в своих силах, способность самоуправления в сложных условиях
6. Умение взаимодействовать с людьми
7. Эмпатия и способность создавать психологический комфорт
8. Моральные качества (порядочность, честность, гуманность)
9. Властный, волевой характер
10. Сила, выносливость, умение концентрироваться и расслабляться.
Источник: составлено авторами

Если проанализировать работы, посвященные качествам и навыкам современного управленца, необходимым для успешного развития компании до начала пандемии COVID-19 (см. табл. 1), можно сделать следующие основные выводы:

1. Очень большое внимание уделяется внутренним качествам, способствующим саморазвитию и развитию лидерских навыков управленца. Управленец рассматривается как личность «в себе», которой свойственна деловитость, решительность, смелость, властность, постоянный профессиональный рост и т.д., и в большей степени упор делается именно на умении эффективно управлять любым коллективом, мотивировать его на решение поставленных задач.

2. Традиционными ключевыми навыками управленца являются адаптивность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость и умение управлять рисками. Однако, эти качества не упоминаются в числе первых.

3. Умение принимать решения в условиях кризиса хоть и упоминается авторами в рамках навыков управленцев, но не всегда и не рассматривается в ряду ключевых.

4. Авторы также уделяют внимание этическим качествам управленца, делая упор на справедливости, честности, порядочности и искренности, хотя и эти качества не упоминаются в числе первых.

Стоит отметить данные исследования, приведенные в работе Ю.А. Афонина и Л.В. Орловой, дающие весьма целостное представление о том, каким должен быть современный управленец. Профессиональные качества и навыки управленца проранжированы по степени их значимости в результате проведенного исследования, и на первое место респонденты поставили высокий профессионализм, включающий в себя знание современных технологий, способность влиять на свое окружение, изобретательность и способность к инновациям, умение перестраиваться к измененным условиям деятельности. При этом, в перечне представлены и другие не менее важные качества и навыки, выделявшиеся респондентами (см. табл. 1) [1, с. 60].

Отдельно хотелось бы остановиться на подходе Б. Финци, М. Липтона и Винсента Ферта, представителей управляющего звена Deloitte Consulting LLP. В своей работе «Пять характеристик неустранимых руководителей», опубликованной в 2018 году в журнале The Wall Street Journal, они выделили 5 ключевых навыков управленца, разительно отличающиеся от других подобных классификаций. К таким навыкам они отнесли амбидекстрию (создание здорового баланса между оптимизацией операционной деятельности и инновациями, ориентированными на будущее), эмоциональную стойкость (сочетание трезвой оценки потенциальных рисков и препятствий с бесстрашием для достижения высоких целей), проявление мышления «новичка» (задавание вопросов и проявление искреннего любопытства, внимательное слушание и относиться к тому, что слышишь, с меньшим суждением (даже в случае информации или процесса, которые знаешь), разрушительное «джиу-джитсу» (раннее, точное распознавание внешних негативных факторов, их дробление и обращение угроз себе на пользу для создания конкурентного преимущества) и этнографию комплексного обслуживания клиентов (от вершины маркетинговой воронки до исключительного послепродажного обслуживания) [20]. Впоследствии, авторы, опираясь уже на опыт COVID-19, опубликовали обновленную статью, в которой подчеркнули высокую актуальность выделенных ими навыков.

С наступлением COVID-19 ситуация начала стремительно меняться, и на первое место стали выходить качества и навыки, которые ранее хоть и озвучивались, но не рассматривались как приоритетные. А с началом в 2022 году специальной военной операции Российской Федерации данная тенденция усилилась. Пандемия COVID-19 и СВО стали «черными лебедями», изменившими расклад сил в бизнесе, а главное, подходы к его управлению. В работах ученых и практиков, изучающих вопросы управления, стали наблюдаться изменения в приоритетах качеств и навыков, которыми, по их мнению, должен обладать управленец сегодня.

К примеру, в работе Т. Соколова, ключевого эксперта по стратегическому и командному развитию The Team, в числе первых озвучиваются такие навыки и качества, как ответственность, адаптивность, умение поддерживать проект, людей и компанию, эмпатичность, отсутствие боязни конкуренции и результативность [13].

Адаптивность, а соответственно, и управление изменениями были определены исследовательской компанией BCG, как ключевые навыки в сфере управления в период пандемии [22].

В таблице 2 представлены разные подходы ученых и практиков к данной теме в период пандемии и начала специальной военной операции.

Таблица 2

Подходы ученых и практиков к необходимым качествам и навыкам управленца с началом COVID-19 и СВО (публикации с 2020 года)

Автор
Качества
А. Савицкий (2022), [11]
1. Гибкость.
2. Адаптивность.
3. Масштабные коммуникативные навыки – умение выстраивать горизонтальную коммуникацию.
4. Умение находить креативные пути решения проблемы.
Т. Соколов (2021), [13]
1. Ответственность.
2. Адаптивность.
3. Умение поддерживать проект, людей и компанию.
4. Эмпатичность.
5. Отсутствие боязни конкуренции.
6. Результативность.
Генеральный директор. Рейтинг (2020), [6]
1. Коммуникабельность.
2. Стрессоустойчивость.
3. Способность расставлять приоритеты.
4. Внутренняя уверенность.
5. Активность, энергичность.
К. Лу, Б. Финци, М. Липтон, В. Ферт (2021), [24]
1. Двустороннее лидерство.
2. Мышление новичка.
3. Разрушительное джиу-джитсу.
4. Этнография конечного пользователя (умение отстаивать и моделировать эмпатию по отношению к клиентам и развивать понимание того, кем они являются как люди, а не просто точки данных).
5. Эмоциональная стойкость.
Е. Запотылок (2021), [3]
1. Гибкость и высокая скорость реакции.
2. Планирование.
3. Умение оптимизировать процессы.
4. Лидерские качества и личная эффективность.
5. Поддержка сотрудников.
6. Креативность.
7. Способность рисковать.
8. Умение управлять удаленной командой.
А. Дойль (2022),
[18]
1. Коммуникация.
2. Мотивация.
3. Делегирование.
4. Позитивность.
5. Надежность.
6. Креативность.
7. Обратная связь.
8. Ответственность.
9. Приверженность.
10. Гибкость.
О. Шамбер (2021), [17]
1. Высокая адаптивность.
2. Способность убеждать.
3. Умение принимать решения и брать на себя ответственность.
4. Умение вести стратегическое планирование несмотря ни на что.
5. Умение решительно и твёрдо вести за собой своих сотрудников.
Г. Харро (2022)
[15]
1. Развитый эмоциональный интеллект.
2. Коммуникабельность.
3. Организованность.
4. Умение выстраивать отношения с подчиненными.
5. Открытость к самосовершенствованию.
Источник: составлено авторами

Исходя из представленных в таблице 2 точек зрения авторов, можно сделать вывод, что главными качествами в период с 2020 года стали навыки кризис-менеджера, позволяющие работать в условиях длительной неопределенности: высокая адаптивность, гибкость, умение быстро принимать решения и брать на себя ответственность, способность планировать даже в сложнейших внешних условиях, надежность, умение расставлять приоритеты и пр.

В целях дополнительного изучения наблюдающихся изменений в подходах практиков и ученых (см. табл. 2) к теме приоритетных качеств и навыков современного управленца, нами было проведено разведочное исследование представителей управленческого аппарата компаний малого и среднего бизнеса. Всего было опрошено 40 респондентов. Методика исследования представляла собой личный опрос респондентов. Респондентам предлагалось оценить важность предложенных качеств и навыков по шкале от 1 до 10, где 10 соответствует максимальной значимости. Для оценки были предложены следующие качества:

● адаптивность;

● стрессоустойчивость;

● порядочность;

● открытость;

● умение расставлять приоритеты;

● позитивный подход;

● ответственность перед собой за принимаемые решения;

● лидерские навыки.

При этом, некоторые из качеств, такие как порядочность и открытость, были включены в перечень, т.к. часто упоминались в работах до 2020 года, но при этом не встретились в анализируемых работах, начиная с 2020 года. С нашей точки зрения, в сложившихся обстоятельствах данные качества являются весьма значимыми, т.к. от них зависит во многом умение объединять коллектив, поддерживать сотрудников, налаживать горизонтальные связи.

Полученные результаты подтвердили наши предположения. На первое и второе места с весьма значительным отрывом респонденты поставили такие качества, как адаптивность и стрессоустойчивость. В целом, полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 Результаты опроса респондентов


Качества и навыки управленца
Совокупное количество баллов
1.
Адаптивность
329 баллов
2.
Стрессоустойчивость
311 баллов
3.
Порядочность
185 баллов
4.
Умение расставлять приоритеты
173 балла
5.
Открытость
156 баллов
6.
Лидерские навыки
144 балла
7.
Ответственность перед собой за принимаемые решения
140 баллов
8.
Позитивный подход
118 баллов
Источник: составлено авторами

Заключение

Таким образом, сопоставляя результаты анализа подходов практиков и ученых с данными разведочного исследования, можно заключить, что запрос бизнеса в отношении необходимых качеств и навыков управленцев претерпел изменения, выдвинув на передний план такие качества, как адаптивность, стрессоустойчивость, порядочность и умение расставлять приоритеты. Бизнес нуждается в кризис-менеджерах, способных, помимо всего прочего, проявлять эмпатию и умение поддерживать своих подчиненных, одновременно с этим показывая четкий путь, в направлении которого нужно двигаться коллективу, открытых для креативных предложений и всего нового. Существует важнейший запрос со стороны бизнеса – тренд на объединение коллектива, его поддержку и развитие эмоционального интеллекта. Коммуникабельность стала рассматриваться в большей степени, не как инструмент взаимодействия с партнерами, мотивации и координации коллектива, а среди ключевых навыков со сдвигом в развитие горизонтальных коммуникаций и эмпатии. Важным стало именно налаживание устойчивого доброжелательного контакта с сотрудниками. Такие качества, как порядочность и открытость, являются весьма значимыми, т.к. от них зависит во многом умение объединять коллектив, поддерживать сотрудников, налаживать горизонтальные связи. Кроме того, бизнес очень нуждается в менеджерах, способных чувствовать ответственность перед собой, коллективом и компанией за принимаемые решения.

Без сомнения, произошедшие во внешней среде изменения сформировали новое представление об идеальном управленце, где нацеленность на развитие личностных профессиональных качеств и стремление к постоянному профессиональному росту, становятся не такими значимыми, т.к. в конечном счете, те качества, которые были в приоритете до 2020 года, предполагают отсутствие постоянства и привязанности к компании и коллективу, не способствуют отождествлению себя как управленца с ценностями и нуждами компании, а следовательно, мешают стабилизации ситуации и развитию в условиях кризиса.


Источники:

1. Афонин Ю.А., Орлова Л.В. Профессиональные качества современного лидера-управленца: социологический анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 3(12). – c. 59-62.
2. Веснин В.Р. Менеджмент. / Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 c.
3. Запотылок Е. Какие качества нужны управленцу в постковидный период. Русская школа управления. [Электронный ресурс]. URL: https://uprav.ru/blog/kakie-kachestva-nuzhny-upravlentsu/ (дата обращения: 25.02.2020).
4. Ильин И. 10 качеств настоящего лидера. Русская школа управления. [Электронный ресурс]. URL: https://uprav.ru/blog/10-kachestv-nastoyashchego-lidera/ (дата обращения: 25.02.2020).
5. Камашев Е. 7 правил проактивного проджект-менеджера. Laba.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://l-a-b-a.com/blog/810-7-pravil-proaktivnogo-prodzhektmenedzhera (дата обращения: 25.02.2020).
6. Качества руководителя, которые ему можно и нужно развивать. Генеральный директор. Рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://rating.gd.ru/blog/article/kachestva-rukovoditelya/ (дата обращения: 25.02.2020).
7. Колношенко В.И. Менеджмент и управление: общее и особенное // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2018. – № 5. – c. 5. – doi: 10.17805/trudy.2018.5.5.
8. Королев В.И. Современный российский менеджмент в контексте международных тенденций // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – № 2. – c. 26-33.
9. Муравьев Ю.Л. Современный менеджмент: технология или искусство // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. – № 2(18). – c. 53-57.
10. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы современного менеджмента и пути их решения в условиях нестабильности внешней среды // Xii всероссийская научно-практическая конференция «Экономические науки и прикладные исследования»: «Экономика России в XXI веке». Сборник научных трудов XII Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2015. – c. 88-92.
11. Савицкий А. Время гибких: какие навыки нужны руководителю в условиях неопределенности. РБК.Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f9c13009a794785c37bebaf.
12. Семенов Ю.Е. Развитие навыков управления проектами // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 9. – c. 161-163. – doi: 10.24411/2411-0450-2019-11182.
13. Соколов Т. Кто такой лидер?. Деловой мир. [Электронный ресурс]. URL: https://delovoymir.biz/kto-takoy-lider.html (дата обращения: 25.02.2020).
14. Тухватулина Р.В., Черепанова Н.В. Методологический подход в определении «границ» современного менеджмента // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2011. – № 4. – c. 25.
15. Харро Г. Качества руководителя, которыми он должен обладать. Генеральный директор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gd.ru/articles/4322-kachestva-rukovoditelya (дата обращения: 25.02.2020).
16. Шальнова О.А., Гаврилина О.П. Проблематика и принципы развития современного менеджмента в организации здравоохранения Российской Федерации // Приоритеты развития экономики РА: внутренние и внешние вызовы: Материалы 28-ой научной конференции АГЭУ. Армения, 2021. – c. 249-259.
17. Шамбер О. Твёрдость, но гибкость. Какие навыки топ-менеджера сейчас наиболее востребованы. Sber.pro. [Электронный ресурс]. URL: https://sber.pro/publication/tverdost-no-gibkost-kakie-navyki-top-menedzhera-seichas-naibolee-vostrebovany (дата обращения: 25.02.2020).
18. Doyle A. Important Leadership Skills for Workplace Success. The balance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalancemoney.com/top-leadership-skills-2063782 (дата обращения: 25.02.2020).
19. Fayol H. Administration industrielle et générale. - Paris: Dunod et Pinat, 1917. – 174 p.
20. Finzi B., Firth V., Lipton M. Five Characteristics of Un-disruptable CEOs. The Wall Street Journal. [Электронный ресурс]. URL: https://deloitte.wsj.com/articles/five-characteristics-of-un-disruptable-ceos-1521086529 (дата обращения: 25.02.2020).
21. Friedman Z. Google Says the Best Managers have these 10 Qualities. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/zackfriedman/2018/08/30/best-managers-google/?sh=276e35314f26 (дата обращения: 25.02.2020).
22. Kirchhoff D., Lutz M., Kumar A., Messenböck R., Meyding G. The Elements of a Good Change Management Function. BCG.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2020/elements-good-change-management-function (дата обращения: 25.02.2020).
23. Landry L. 6 Characteristics of an Effective Leader. Harvard Business School Online. [Электронный ресурс]. URL: https://online.hbs.edu/blog/post/characteristics-of-an-effective-leader (дата обращения: 25.02.2020).
24. Lu K., Finzi B., Firth V., Lipton M. COVID-19 and the undisruptable CEO Five attributes that can help CEOs navigate through crisis. Delloite. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/covid-19/covid-19-and-the-undisruptable-ceo-five-attributes.html (дата обращения: 25.02.2020).
25. Taylor F.W. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Brothers, 2011. – 144 p.
26. Yonge J. de Are you a CEO that will define the future or defend the past?. EY Knowledge. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/en_gl/growth/are-you-a-ceo-that-will-define-the-future-or-defend-the-past (дата обращения: 25.02.2020).

Страница обновлена: 24.10.2024 в 21:54:32