Трансформация запросов бизнеса к качествам и навыкам управленцев в условиях глобальных вызовов
Гаврилина О.П.1, Шальнова О.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316181
Аннотация:
Пандемия COVID-19, а в дальнейшем и начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция Российской Федерации стали «черными лебедями» для абсолютного большинства представителей бизнеса и повлекли за собой существенные изменения во всех бизнес-процессах организаций. Компании вынуждены были реагировать на внешние вызовы и стремительно адаптироваться к новым условиям. И в первую очередь данные изменения коснулись управленческого аппарата – самого подхода к управлению бизнесом и коллективами. На первое место стали выходить новые качества и навыки эффективного управленца.
В своей работе авторы рассмотрели подходы к выделению ключевых навыков управленца в период до и после пандемии COVID-19 и специальной военной операции. Гипотезой исследования стало предположение о том, что внешние вызовы, связанные с COVID-19 и специальной военной операции, повлекли за собой изменения в необходимых бизнесу качествах и навыках управленцев. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о сдвиге в запросах представителей бизнеса по отношению к качествам и навыкам управленцев.
Статья будет интересна представителям бизнеса, управленцам и ученым, занимающимся проблемами управления.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, специальная военная операция, «черные лебеди», современный менеджмент, трансформация бизнеса
JEL-классификация: M11, M21, L26, O31
Введение.
На современном этапе развития общества разных стран сталкиваются с большим количеством разноплановых вызовов, требующих трансформации подходов к ведению бизнеса и использованию управленческих принципов. Вопросы эффективного управления, сплочения команды и успешного решения поставленных задач актуальны всегда, особенно в периоды острой нестабильности.
В широком смысле менеджмент можно охарактеризовать как систему управления социально-экономическими системами. Однако, если конкретизировать данное понятие, то многие авторы сходятся на том, что менеджмент стоит рассматривать как особую разновидность управления предпринимательского типа [7, с. 39; 2, с. 24], т.е. применять данное понятие можно лишь к организациям, функционирующим в условиях рынка. В связи с чем, реализация менеджмента требует особого типа руководителя – профессионального управляющего, занимающегося управлением хозяйственной деятельностью компании и отвечающего за ее финансово-экономические результаты [7, с. 41].
Прогрессирующая глобализация во всех сферах жизни общества, в последнее время сменившая тенденцию на регионализацию экономических процессов под влиянием пандемии COVID-19, специальная военная операция Российской Федерации (СВО), активная цифровизация экономики, стремительная изменчивость рыночных реалий – все это обуславливает необходимость пересмотра подходов к управлению. Внешние факторы стали играть определяющую роль при выборе той или иной модели управления на предприятии [8, с. 28]. Отмечается сугубая важность таких способностей менеджеров, как адаптивность, креативность и умение организовывать коллективы.
Следует отметить, что система управления претерпевает значительные изменения уже на протяжении довольно длительного периода времени как в глобальном масштабе, так и на уровне государства. Значительное количество работ посвящено описанию и характеристике современной парадигмы менеджмента [8, 9, 10, 14].
В работах ученых можно найти различные подходы к описанию современной модели менеджмента. В работе С.Ю. Мычка и М.А. Шаталова выделен ряд актуальных характеристик новой модели менеджмента, учитывающие актуальные особенности ее развития [10, с. 89]. На основе данных характеристик, нами были выделены 8 ключевых критериев, позволяющих охарактеризовать современную модель менеджмента [16, с. 251]. Таким образом, опираясь на выделенные критерии, нами был сделан вывод о том, что современный менеджер в большей степени должен быть разноплановым специалистом, готовым идти на риск и нести ответственность за принимаемые решения, умеющим оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия рынка, использующим в своей работе симбиоз интуитивного подхода и системного анализа, и самое главное, обладающего развитыми коммуникативными навыками. Коммуникативные способности позволяют выстраивать продуктивный диалог с коллегами, слушать и особенно слышать своих подчиненных, выявлять и развивать способности каждого члена команды, формируя приверженность к внутрикорпоративным ценностям и выстраивая эффективную систему делегирования полномочий.
В целях изучения степени влияния непрогнозируемых внешних факторов на систему управления компаний и анализа направлений дальнейшей трансформации подходов к управлению, нами был проведен контент-анализ публикаций как зарубежных, так и российских ученых и профессионалов-практиков по данной проблематике, изданных в период до и после пандемии COVID-19 и специальной военной операции.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что внешние вызовы, связанные с COVID-19 и специальной военной операцией Российской Федерации, повлекли за собой изменения в необходимых бизнесу качествах и навыках управленцев, несмотря на и так постоянную трансформацию.
Основная часть.
В таблице 1 приведены некоторые подходы как иностранных, так и российских авторов, включая представителей бизнеса, к перечню качеств и навыков, необходимых современному управленцу, распространенные до 2020 года.
Таблица 1
Подходы ученых и практиков к необходимым качествам и навыкам управленца до 2020 г.
Автор
|
Выделяемые качества и навыки
|
Р. Айгер (2019) (цит. по
[4])
|
1. Оптимизм
2. Смелость 3. Сосредоточенность 4. Решительность 5. Любопытство 6. Справедливость 7. Вдумчивость 8. Искренность 9. Постоянное стремление к совершенству 10. Принципиальность |
Л. Лэндри, (2018) [23]
|
1. Способность влиять на других
2. Прозрачность – в определенной степени 3. Поощрение принятия рисков и инноваций 4. Этика и честность 5. Решительность 6. Баланс ответственности за свои решения и оптимизма |
Дж. де Йонг, (2019) [26]
|
1. Умение адаптироваться к внешней среде
2. Руководство решением глобальных проблем |
Е. Камашев, (2019) [5]
|
1. Управление ожиданиями заинтересованных сторон.
2. Управление рисками.
3. Управление атмосферой в команде.
4. Умение контролировать договорные обязательства.
5. Умение контролировать критический путь.
6. Умение контролировать внешнюю среду проекта.
7. Управление своей энергией.
|
Б. Финци, М. Липтон, В. Ферт (2018) [20]
|
1. Амбидекстрия.
2. Эмоциональная стойкость. 3. Проявление мышления «новичка». 4. «Разрушительное джиу-джитсу». 5. Этнография комплексного обслуживания клиентов. |
Ю.Е. Семенов (2019) [12, с.
161]
|
1. Коммуникабельность
2. Организаторские способности и самоорганизация 3. Специальные знания по проекту 4. Лидерские качества |
Z. Friedman (2018) [21]
|
1. Хорошие тренерские навыки
2. Расширение возможностей команды – гибкость 3. Инклюзивность 4. Продуктивность и ориентация на результат 5. Хорошие навыки коммуникации 6. Вдохновление команды на карьерный рост 7. Обсуждение 8. Обладание техническими навыками 9. Умение принимать решения |
Афонин Ю.А., Орлова Л.В. (2015) [1, с. 60]
|
1. Высокий профессионализм (знания, способность влиять на
свое окружение, изобретательность и способность к инновациям, умение
перестраиваться к измененным условиям)
2. Постоянный профессиональный рост 3. Высокая ответственность за принятие решения 4. Деловитость и предприимчивость 5. Умение рисковать, уверенность в своих силах, способность самоуправления в сложных условиях 6. Умение взаимодействовать с людьми 7. Эмпатия и способность создавать психологический комфорт 8. Моральные качества (порядочность, честность, гуманность) 9. Властный, волевой характер 10. Сила, выносливость, умение концентрироваться и расслабляться. |
Если проанализировать работы, посвященные качествам и навыкам современного управленца, необходимым для успешного развития компании до начала пандемии COVID-19 (см. табл. 1), можно сделать следующие основные выводы:
1. Очень большое внимание уделяется внутренним качествам, способствующим саморазвитию и развитию лидерских навыков управленца. Управленец рассматривается как личность «в себе», которой свойственна деловитость, решительность, смелость, властность, постоянный профессиональный рост и т.д., и в большей степени упор делается именно на умении эффективно управлять любым коллективом, мотивировать его на решение поставленных задач.
2. Традиционными ключевыми навыками управленца являются адаптивность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость и умение управлять рисками. Однако, эти качества не упоминаются в числе первых.
3. Умение принимать решения в условиях кризиса хоть и упоминается авторами в рамках навыков управленцев, но не всегда и не рассматривается в ряду ключевых.
4. Авторы также уделяют внимание этическим качествам управленца, делая упор на справедливости, честности, порядочности и искренности, хотя и эти качества не упоминаются в числе первых.
Стоит отметить данные исследования, приведенные в работе Ю.А. Афонина и Л.В. Орловой, дающие весьма целостное представление о том, каким должен быть современный управленец. Профессиональные качества и навыки управленца проранжированы по степени их значимости в результате проведенного исследования, и на первое место респонденты поставили высокий профессионализм, включающий в себя знание современных технологий, способность влиять на свое окружение, изобретательность и способность к инновациям, умение перестраиваться к измененным условиям деятельности. При этом, в перечне представлены и другие не менее важные качества и навыки, выделявшиеся респондентами (см. табл. 1) [1, с. 60].
Отдельно хотелось бы остановиться на подходе Б. Финци, М. Липтона и Винсента Ферта, представителей управляющего звена Deloitte Consulting LLP. В своей работе «Пять характеристик неустранимых руководителей», опубликованной в 2018 году в журнале The Wall Street Journal, они выделили 5 ключевых навыков управленца, разительно отличающиеся от других подобных классификаций. К таким навыкам они отнесли амбидекстрию (создание здорового баланса между оптимизацией операционной деятельности и инновациями, ориентированными на будущее), эмоциональную стойкость (сочетание трезвой оценки потенциальных рисков и препятствий с бесстрашием для достижения высоких целей), проявление мышления «новичка» (задавание вопросов и проявление искреннего любопытства, внимательное слушание и относиться к тому, что слышишь, с меньшим суждением (даже в случае информации или процесса, которые знаешь), разрушительное «джиу-джитсу» (раннее, точное распознавание внешних негативных факторов, их дробление и обращение угроз себе на пользу для создания конкурентного преимущества) и этнографию комплексного обслуживания клиентов (от вершины маркетинговой воронки до исключительного послепродажного обслуживания) [20]. Впоследствии, авторы, опираясь уже на опыт COVID-19, опубликовали обновленную статью, в которой подчеркнули высокую актуальность выделенных ими навыков.
С наступлением COVID-19 ситуация начала стремительно меняться, и на первое место стали выходить качества и навыки, которые ранее хоть и озвучивались, но не рассматривались как приоритетные. А с началом в 2022 году специальной военной операции Российской Федерации данная тенденция усилилась. Пандемия COVID-19 и СВО стали «черными лебедями», изменившими расклад сил в бизнесе, а главное, подходы к его управлению. В работах ученых и практиков, изучающих вопросы управления, стали наблюдаться изменения в приоритетах качеств и навыков, которыми, по их мнению, должен обладать управленец сегодня.
К примеру, в работе Т. Соколова, ключевого эксперта по стратегическому и командному развитию The Team, в числе первых озвучиваются такие навыки и качества, как ответственность, адаптивность, умение поддерживать проект, людей и компанию, эмпатичность, отсутствие боязни конкуренции и результативность [13].
Адаптивность, а соответственно, и управление изменениями были определены исследовательской компанией BCG, как ключевые навыки в сфере управления в период пандемии [22].
В таблице 2 представлены разные подходы ученых и практиков к данной теме в период пандемии и начала специальной военной операции.
Таблица 2
Подходы ученых и практиков к необходимым качествам и навыкам управленца с началом COVID-19 и СВО (публикации с 2020 года)
Автор
|
Качества
|
А. Савицкий (2022), [11]
|
1. Гибкость.
2. Адаптивность. 3. Масштабные коммуникативные навыки – умение выстраивать горизонтальную коммуникацию. 4. Умение находить креативные пути решения проблемы. |
Т. Соколов (2021), [13]
|
1. Ответственность.
2. Адаптивность. 3. Умение поддерживать проект, людей и компанию. 4. Эмпатичность. 5. Отсутствие боязни конкуренции. 6. Результативность. |
Генеральный директор. Рейтинг (2020), [6]
|
1. Коммуникабельность.
2. Стрессоустойчивость. 3. Способность расставлять приоритеты. 4. Внутренняя уверенность. 5. Активность, энергичность. |
К. Лу, Б. Финци, М. Липтон, В. Ферт (2021), [24]
|
1. Двустороннее лидерство.
2. Мышление новичка. 3. Разрушительное джиу-джитсу. 4. Этнография конечного пользователя (умение отстаивать и моделировать эмпатию по отношению к клиентам и развивать понимание того, кем они являются как люди, а не просто точки данных). 5. Эмоциональная стойкость. |
Е. Запотылок (2021), [3]
|
1. Гибкость и высокая скорость реакции.
2. Планирование. 3. Умение оптимизировать процессы. 4. Лидерские качества и личная эффективность. 5. Поддержка сотрудников. 6. Креативность. 7. Способность рисковать. 8. Умение управлять удаленной командой. |
А. Дойль (2022),
[18] |
1. Коммуникация.
2. Мотивация. 3. Делегирование. 4. Позитивность. 5. Надежность. 6. Креативность. 7. Обратная связь. 8. Ответственность. 9. Приверженность. 10. Гибкость. |
О. Шамбер (2021), [17]
|
1. Высокая адаптивность.
2. Способность убеждать. 3. Умение принимать решения и брать на себя ответственность. 4. Умение вести стратегическое планирование несмотря ни на что. 5. Умение решительно и твёрдо вести за собой своих сотрудников. |
Г. Харро (2022)
[15] |
1. Развитый эмоциональный интеллект.
2. Коммуникабельность. 3. Организованность. 4. Умение выстраивать отношения с подчиненными. 5. Открытость к самосовершенствованию. |
Исходя из представленных в таблице 2 точек зрения авторов, можно сделать вывод, что главными качествами в период с 2020 года стали навыки кризис-менеджера, позволяющие работать в условиях длительной неопределенности: высокая адаптивность, гибкость, умение быстро принимать решения и брать на себя ответственность, способность планировать даже в сложнейших внешних условиях, надежность, умение расставлять приоритеты и пр.
В целях дополнительного изучения наблюдающихся изменений в подходах практиков и ученых (см. табл. 2) к теме приоритетных качеств и навыков современного управленца, нами было проведено разведочное исследование представителей управленческого аппарата компаний малого и среднего бизнеса. Всего было опрошено 40 респондентов. Методика исследования представляла собой личный опрос респондентов. Респондентам предлагалось оценить важность предложенных качеств и навыков по шкале от 1 до 10, где 10 соответствует максимальной значимости. Для оценки были предложены следующие качества:
● адаптивность;
● стрессоустойчивость;
● порядочность;
● открытость;
● умение расставлять приоритеты;
● позитивный подход;
● ответственность перед собой за принимаемые решения;
● лидерские навыки.
При этом, некоторые из качеств, такие как порядочность и открытость, были включены в перечень, т.к. часто упоминались в работах до 2020 года, но при этом не встретились в анализируемых работах, начиная с 2020 года. С нашей точки зрения, в сложившихся обстоятельствах данные качества являются весьма значимыми, т.к. от них зависит во многом умение объединять коллектив, поддерживать сотрудников, налаживать горизонтальные связи.
Полученные результаты подтвердили наши предположения. На первое и второе места с весьма значительным отрывом респонденты поставили такие качества, как адаптивность и стрессоустойчивость. В целом, полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты опроса респондентов
№
|
Качества и навыки управленца
|
Совокупное количество баллов
|
1.
|
Адаптивность
|
329 баллов
|
2.
|
Стрессоустойчивость
|
311 баллов
|
3.
|
Порядочность
|
185 баллов
|
4.
|
Умение расставлять приоритеты
|
173 балла
|
5.
|
Открытость
|
156 баллов
|
6.
|
Лидерские навыки
|
144 балла
|
7.
|
Ответственность перед собой за принимаемые решения
|
140 баллов
|
8.
|
Позитивный подход
|
118 баллов
|
Заключение
Таким образом, сопоставляя результаты анализа подходов практиков и ученых с данными разведочного исследования, можно заключить, что запрос бизнеса в отношении необходимых качеств и навыков управленцев претерпел изменения, выдвинув на передний план такие качества, как адаптивность, стрессоустойчивость, порядочность и умение расставлять приоритеты. Бизнес нуждается в кризис-менеджерах, способных, помимо всего прочего, проявлять эмпатию и умение поддерживать своих подчиненных, одновременно с этим показывая четкий путь, в направлении которого нужно двигаться коллективу, открытых для креативных предложений и всего нового. Существует важнейший запрос со стороны бизнеса – тренд на объединение коллектива, его поддержку и развитие эмоционального интеллекта. Коммуникабельность стала рассматриваться в большей степени, не как инструмент взаимодействия с партнерами, мотивации и координации коллектива, а среди ключевых навыков со сдвигом в развитие горизонтальных коммуникаций и эмпатии. Важным стало именно налаживание устойчивого доброжелательного контакта с сотрудниками. Такие качества, как порядочность и открытость, являются весьма значимыми, т.к. от них зависит во многом умение объединять коллектив, поддерживать сотрудников, налаживать горизонтальные связи. Кроме того, бизнес очень нуждается в менеджерах, способных чувствовать ответственность перед собой, коллективом и компанией за принимаемые решения.
Без сомнения, произошедшие во внешней среде изменения сформировали новое представление об идеальном управленце, где нацеленность на развитие личностных профессиональных качеств и стремление к постоянному профессиональному росту, становятся не такими значимыми, т.к. в конечном счете, те качества, которые были в приоритете до 2020 года, предполагают отсутствие постоянства и привязанности к компании и коллективу, не способствуют отождествлению себя как управленца с ценностями и нуждами компании, а следовательно, мешают стабилизации ситуации и развитию в условиях кризиса.
Источники:
2. Веснин В.Р. Менеджмент. / Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 c.
3. Запотылок Е. Какие качества нужны управленцу в постковидный период. Русская школа управления. [Электронный ресурс]. URL: https://uprav.ru/blog/kakie-kachestva-nuzhny-upravlentsu/ (дата обращения: 25.02.2020).
4. Ильин И. 10 качеств настоящего лидера. Русская школа управления. [Электронный ресурс]. URL: https://uprav.ru/blog/10-kachestv-nastoyashchego-lidera/ (дата обращения: 25.02.2020).
5. Камашев Е. 7 правил проактивного проджект-менеджера. Laba.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://l-a-b-a.com/blog/810-7-pravil-proaktivnogo-prodzhektmenedzhera (дата обращения: 25.02.2020).
6. Качества руководителя, которые ему можно и нужно развивать. Генеральный директор. Рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://rating.gd.ru/blog/article/kachestva-rukovoditelya/ (дата обращения: 25.02.2020).
7. Колношенко В.И. Менеджмент и управление: общее и особенное // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2018. – № 5. – c. 5. – doi: 10.17805/trudy.2018.5.5.
8. Королев В.И. Современный российский менеджмент в контексте международных тенденций // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – № 2. – c. 26-33.
9. Муравьев Ю.Л. Современный менеджмент: технология или искусство // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. – № 2(18). – c. 53-57.
10. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы современного менеджмента и пути их решения в условиях нестабильности внешней среды // Xii всероссийская научно-практическая конференция «Экономические науки и прикладные исследования»: «Экономика России в XXI веке». Сборник научных трудов XII Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2015. – c. 88-92.
11. Савицкий А. Время гибких: какие навыки нужны руководителю в условиях неопределенности. РБК.Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f9c13009a794785c37bebaf.
12. Семенов Ю.Е. Развитие навыков управления проектами // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 9. – c. 161-163. – doi: 10.24411/2411-0450-2019-11182.
13. Соколов Т. Кто такой лидер?. Деловой мир. [Электронный ресурс]. URL: https://delovoymir.biz/kto-takoy-lider.html (дата обращения: 25.02.2020).
14. Тухватулина Р.В., Черепанова Н.В. Методологический подход в определении «границ» современного менеджмента // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2011. – № 4. – c. 25.
15. Харро Г. Качества руководителя, которыми он должен обладать. Генеральный директор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gd.ru/articles/4322-kachestva-rukovoditelya (дата обращения: 25.02.2020).
16. Шальнова О.А., Гаврилина О.П. Проблематика и принципы развития современного менеджмента в организации здравоохранения Российской Федерации // Приоритеты развития экономики РА: внутренние и внешние вызовы: Материалы 28-ой научной конференции АГЭУ. Армения, 2021. – c. 249-259.
17. Шамбер О. Твёрдость, но гибкость. Какие навыки топ-менеджера сейчас наиболее востребованы. Sber.pro. [Электронный ресурс]. URL: https://sber.pro/publication/tverdost-no-gibkost-kakie-navyki-top-menedzhera-seichas-naibolee-vostrebovany (дата обращения: 25.02.2020).
18. Doyle A. Important Leadership Skills for Workplace Success. The balance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalancemoney.com/top-leadership-skills-2063782 (дата обращения: 25.02.2020).
19. Fayol H. Administration industrielle et générale. - Paris: Dunod et Pinat, 1917. – 174 p.
20. Finzi B., Firth V., Lipton M. Five Characteristics of Un-disruptable CEOs. The Wall Street Journal. [Электронный ресурс]. URL: https://deloitte.wsj.com/articles/five-characteristics-of-un-disruptable-ceos-1521086529 (дата обращения: 25.02.2020).
21. Friedman Z. Google Says the Best Managers have these 10 Qualities. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/zackfriedman/2018/08/30/best-managers-google/?sh=276e35314f26 (дата обращения: 25.02.2020).
22. Kirchhoff D., Lutz M., Kumar A., Messenböck R., Meyding G. The Elements of a Good Change Management Function. BCG.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2020/elements-good-change-management-function (дата обращения: 25.02.2020).
23. Landry L. 6 Characteristics of an Effective Leader. Harvard Business School Online. [Электронный ресурс]. URL: https://online.hbs.edu/blog/post/characteristics-of-an-effective-leader (дата обращения: 25.02.2020).
24. Lu K., Finzi B., Firth V., Lipton M. COVID-19 and the undisruptable CEO Five attributes that can help CEOs navigate through crisis. Delloite. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/economy/covid-19/covid-19-and-the-undisruptable-ceo-five-attributes.html (дата обращения: 25.02.2020).
25. Taylor F.W. Principles of Scientific Management. - New York: Harper & Brothers, 2011. – 144 p.
26. Yonge J. de Are you a CEO that will define the future or defend the past?. EY Knowledge. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/en_gl/growth/are-you-a-ceo-that-will-define-the-future-or-defend-the-past (дата обращения: 25.02.2020).
Страница обновлена: 24.10.2024 в 21:54:32