Digital technology transfer in the international tourism industry
Kostin K.B.1, Berezovskaya A.A.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 27 | Citations: 4
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (February 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48122562
Cited: 4 by 07.12.2023
Abstract:
An attempt is made to theoretically comprehend the transfer of digital technologies from the point of view of their effectiveness in the struggle for Russia's leadership in the tourism industry market. The tendencies of the tourist market development in Russia are characterized. The dynamics and features of development are analyzed. The factors influencing the relevance of the digital technology transfer development amidst modern uncertainty are examined. A model of digital technology transfer in the international tourism industry is proposed.
Keywords: digital technologies, tourism industry, technology transfer, international tourism, competitiveness
JEL-classification: Z31, Z32, L83, O31, O33
Введение
Современная неопределенная среда, оказывающая влияние на структуру развития мирового хозяйства, актуализирует вопросы внедрения цифровых технологий в деятельность его отдельных субъектов. Повышается роль таких технологий в формировании новых конкурентных преимуществ предприятий и отраслей, которые они формируют. Актуальность исследования состоит в повышающемся научном интересе к вопросам применения современных цифровых технологий в формировании конкурентоспособности отраслей. В международной туристской индустрии цифровые технологии представляют собой ключевой инструмент эффективности за счет того, что большинство элементов развития туризма переходят в онлайн-среду: взаимодействие с потребителями и партнерами: процесс оформления туров, оплата, обмен информацией. С целью повышения эффективности применения цифровых технологий в международной туристской индустрии актуализируется вопрос активизации трансфера технологий, который в настоящий момент реализуется с помощью информационного обмена (персональных контактов на семинарах, симпозиумах, выставках), однако недостаточно развит в области реализации прочих основных форм трансфера технологий, который представляет собой процесс перманентного обмена информацией и технологиями, нацеленного на инновационное развитие субъектов, применяющих эту информацию и технологии для формирования ими новых конкурентных преимуществ (см. напр. [15] (Terebova, 2010)). С учетом этого данное исследование нацелено на выявление особенностей расширения возможностей применения форм трансфера цифровых технологий в международной туристской индустрии.
Научная новизна работы состоит в следующем: проанализированы основные формы трансфера цифровых технологий. Выделены основные виды цифровых технологий, которые оказывают наибольшее влияние на туристскую индустрию. Разработана модель трансфера цифровых технологий в международной туристской индустрии.
Объектом исследования выступают цифровые технологии в международной туристской индустрии.
Предмет исследования: трансфер цифровых технологий в международной туристской индустрии.
Целью данной работы является разработка модели трансфера цифровых технологий, основанной на расширении возможностей применения форм трансфера цифровых технологий в туристской индустрии России.
В работе использованы такие методы научного познания, как анализ, сравнение, измерение, моделирование.
Авторы предполагают, что активизация трансфера технологий будет способствовать развитию цифровых технологий. Поступательное развитие современных цифровых технологий, в свою очередь, позитивно отразится на конкурентоспособности международной туристской индустрии.
Сущность и роль туризма в современном мировом хозяйстве
Основополагающим процессом, вокруг которого формируется вся система туризма, является процесс перемещения индивидуума в пространственной среде (между географически определенными местами – двумя и более) – путешествие. На основе исследования природных и общественно-географических параметров мест происхождения туриста можно определить ключевые черты туристского спроса [30–34] (Brovko, Solod, 2020; Dagman, 2019; Denisov, Petrenko, 2020; Kuznetsova, Kosmin, 2019; Shostak, Yakovleva, 2020). Анализ конечного пункта, куда стремится путешественник, и/или промежуточных пунктов позволяет определить как способ перемещения, так и цель туризма, а также потенциал формирования и развития туристских дестинаций.
Туристская дестинация – это место, представляющее собой совокупность туристских продуктов и услуг, потребление которых осуществляется под «брендом» места назначения, которые, в свою очередь, четко определены географически и воспринимаются туристами как уникальные объекты и демонстрируют доступность, наличие достопримечательностей, комплексных мероприятий и вспомогательных услуг [24] (Mutuku, 2013).
Многоаспектность туризма, по мнению ряда ученых, играет важную роль в процессе развития человеческой цивилизации, потому как характеризуется динамичностью развития спроса и стабильностью интереса к такому виду времяпрепровождения. Туризм проникает во все сферы жизнедеятельности современного человека, что обуславливает его активную роль в достижении целей устойчивого развития человечества и формировании общества постиндустриального типа (см. напр. [5] (Dyatlov, Maryanenko, Selishcheva, 2008)). Факторы поступательного развития туристской индустрии представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы развития туризма
Источник: разработано авторами.
Туризм, в свою очередь, способствует формированию всесторонне развитой личности, что делает его фактором прогресса общества постиндустриального типа, а туристское потребление выступает фактором инвестирования в развитие человеческого капитала [25] (Tkachuk, 2017).
Развитие туризма играет не только познавательно-просветительскую роль для населения, но и выступает в качестве инструмента интеграции индивидуумов, предприятий и стран в глобальную социально-экономическую систему.
Динамика развития туризма в России
Анализ особенностей развития туризма в России будет реализован с помощью вычисления динамики ряда показателей, характеризующих индустрию. К ним авторами отнесены: вклад туризма в ВВП страны, количество туроператоров в Едином федеральном реестре, экспорт услуг по статье «поездки».
В таблице 1 представлена динамика показателя «вклад туризма в ВВП» и рассчитаны соответствующие изменения по годам с помощью применения показателей абсолютного и относительного изменения [1].
Таблица 1
Динамика показателя «вклад туризма в ВВП» Российской Федерации, 2012–2020 гг., млрд руб.
Период
|
Значение показателя
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2012
|
5046,61
|
-
|
-
|
2013
|
5108,28
|
61,67
|
101,22
|
2014
|
4983,84
|
-124,44
|
97,56
|
2015
|
4834,85
|
-148,99
|
97,01
|
2016
|
5344,37
|
509,52
|
110,54
|
2017
|
5340,32
|
-4,05
|
99,92
|
2018
|
5394,49
|
54,17
|
101,01
|
2019
|
5445,4
|
50,91
|
100,94
|
2020
|
2888,1
|
-2557,3
|
53,04
|
Стабильным был вклад туризма в ВВП Российской Федерации в период 2016–2019 гг., что было вызвано государственной поддержкой отрасли, нацеленной на инфраструктурное развитие туризма. Основным фактором, который оказал на это влияние, стала переориентация туристских потоков с выездного туризма на въездной. Это дало возможность для развития инфраструктурной и институциональной среды внутреннего туризма, что в перспективе приведет к расширению возможности полноценного отдыха внутри страны [4]. Также важную роль в положительном развитии вклада туризма в ВВП играет применение цифровых технологий, что позволило сократить барьер между туристскими операторами и потребителями в процессе их взаимодействия в условиях изменения формата работы в условиях пандемии, вызванной COVID-19. В 2020 году вклад туризма в ВВП значительно сократился (-2557,3 млрд руб., 46,96% относительно показателя 2019 года). Важно также отметить, что в условиях пандемии Правительство России выделило на поддержку отрасли 15 млрд руб. Целью стало стимулирование туристской деятельности внутри страны, адресно финансовые ресурсы были направлены на возмещение части расходов туристов, которые были потрачены на покупку туров по России и бронирование билетов (туристский кэшбек) [10].
В таблице 2 представлены изменения показателя «количество туроператоров в Едином федеральном реестре».
Таблица 2
Динамика показателя «количество туроператоров в Едином федеральном реестре» Российской Федерации, 2011–2020 гг., ед.
Период
|
Значение показателя
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2011
|
4479
|
-
|
-
|
2012
|
4775
|
296
|
106,6
|
2013
|
4608
|
-167
|
96,5
|
2014
|
4173
|
-435
|
90,6
|
2015
|
4110
|
-63
|
98,5
|
2016
|
4467
|
357
|
108,7
|
2017
|
4553
|
86
|
101,9
|
2018
|
4426
|
-127
|
97,2
|
2019
|
4613
|
187
|
104,2
|
2020
|
4298
|
-315
|
93,2
|
Количество туроператоров в Едином федеральном реестре составило в 2020 году 4298 ед., что на 6,8% меньше по сравнению с 2019 годом. Это характеризует спад на рынке. Причиной стала невозможность оперативной адаптации туристских операторов в 2020 году к последствиям пандемии, вызванной COVID-19: массовые закрытия стран для их посещения, увольнение сотрудников или их вынужденный переход на дистанционный формат работы, к которому многие были не готовы, спад туристических потоков, сокращение выездного туризма и недостаточно быстрый рост въездного туризма.
Наиболее серьезные негативные последствия отмечались у средних фирм, в том время как крупные предприятия нивелировали их путем активного применения цифровых технологий, а мелкие – совмещали реализацию туристских услуг с прочими, не всегда смежными видами деятельности [17].
В таблице 3 отражены изменения экспорта услуг по статье «Поездки».
Таблица 3
Динамика показателя «экспорт услуг по статье «Поездки» Российской Федерации, 2011–2020 гг., млрд долл.
Период
|
Значение показателя
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2011
|
11,3
|
-
|
-
|
2012
|
10,8
|
-0,5
|
95,6
|
2013
|
12
|
1,2
|
111,1
|
2014
|
11,8
|
-0,2
|
98,3
|
2015
|
8,4
|
-3,4
|
71,2
|
2016
|
7,8
|
-0,6
|
92,9
|
2017
|
8,9
|
1,1
|
114,1
|
2018
|
11,6
|
2,7
|
130,3
|
2019
|
11
|
-0,6
|
94,8
|
2020
|
2,9
|
-8,1
|
26,4
|
К последствиям пандемии, вызванной COVID-19, также было отнесено сокращение экспорта услуг по статье «Поездки», которое в период 2020/2019 годов составило 8,1 млрд долл. (73,6%).
Исследуя изменение ключевых показателей туризма и динамики его развития в первом и втором кварталах 2021 года, отмечается, что индустрия туризма в России, как и в других странах, во втором квартале 2020 года пережила резкое сокращение в различных секторах, вызванное пандемией COVID-19. Таким образом, темпы роста ключевых показателей туризма во втором квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года были высокими. Например, количество выездных поездок из России увеличилось в 30 раз, а стоимость услуг, предлагаемых отелями и аналогичными учреждениями временного размещения, выросла почти на 550% (рис. 2).
Рисунок 2. Рост индустрии туризма в России в годовом исчислении в 1 и 2 квартале 2021 года по показателям, %
Источник: составлено авторами по [28].
Примечание: показатель 1 – количество выездных туристических поездок, 2 – количество въездных туристических поездок; 3 – экспорт услуг по категории «Поездки»; 4 – стоимость услуг туристических агентств туроператоров и других услуг; 5 – стоимость услуг предоставляемых санаторно-курортными организациями; 6 – доход от услуг предоставляемых коллективными средствами размещения; 7 – количество лиц размещенных в коллективных средствах размещения; 8 – количество ночевок в учреждениях коллективного размещения; 9 – стоимость гостиничных услуг и аналогичных услуг по временному размещению; 10 – пассажирооборот.
Показатели, представленные на рисунке 2, следующие:
– показатель 1: количество выездных туристских поездок;
– показатель 2: количество въездных туристских поездок;
– показатель 3: экспорт услуг по категории «поездки»;
– показатель 4: стоимость услуг турагентов, туроператоров и других служб;
– показатель 5: стоимость услуг, оказываемых санаторно-курортными организациями;
– показатель 6: доходы от услуг, предоставляемых средствами коллективного размещения;
– показатель 7: количество человек, размещенных в коллективных средствах размещения;
– показатель 8: количество ночевок в местах коллективного проживания;
– показатель 9: стоимость гостиничных услуг и аналогичных услуг по временному размещению;
– показатель 10: пассажирооборот.
К тенденциям последствий пандемии, вызванной COVID-19, которые наблюдаются как в России, так и в мире, по оценкам экспертам, можно отнести [11] (Razinkov, 2021):
1. Повышение потребности в эксклюзивном отдыхе, нацеленном на более «роскошные» варианты, что эксперты обуславливают обогащением части населения страны в условиях кризисной неопределенности за счет активного применения технологий цифровизации в их бизнесе.
2. Развитие такого вида туризма, как «неороскошь», который характеризуется активизацией посещения нетронутых мест дикой природы, что, по мнению туристов, вызвано потребностью в социальной изоляции и тягой к новым местам.
3. Укрепление тренда «воркшейн», который представляет собой вариант удаленной работы путешественника и реализуется в условиях длительного отъезда в страну, отличную от места его постоянно жительства, зачастую теплую.
4. Появление потребности в «безопасном» путешествии, в приоритете при выборе туристской дестинации становится перманентная дезинфекция номеров, регулирование социальной дистанции между туристами, требования к персоналу и др.
Также важным трендом, который отчетливо выделяется в туристской индустрии и ее развитии в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, является применение цифровых технологий.
Цифровые технологии в туризме
Сегодня туризм представляет собой глобальный бизнес, характеризующийся не только торговлей услугами, но и совокупностью элементов цифровой среды, которые включают в себя цифровые технологии. Основные категории цифровых технологий, являющихся наиболее распространенными в индустрии туризма, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные категории цифровых технологий, являющихся наиболее распространенными в индустрии туризма
Источник: разработано авторами.
Отмеченные на рисунке технологии можно классифицировать как внешние и внутренние. Первые, в свою очередь, включают в себя технологии, нацеленные на построение эффективных коммуникаций с потребителями цифровых продуктов, вторые – на оптимизацию внутренних процессов работы туристских предприятий.
Именно благодаря цифровым технологиям туристский продукт с каждым годом становится более индивидуальным, более доступным и гибким для каждого потребителя. Например, VR-технологии дают возможность путешествовать, не выходя из дома – многие туроператоры предлагают посетить «цифровые» знаковые места, причем в виртуальных турах пользователя сопровождает персональный гид, который рассказывает о достопримечательностях.
Помимо технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в сфере туризма используются и другие приложения, сервисы и технологии. Так, во многих европейских городах появились хостелы с автоматизированным чек-ином/чек-аутом. Еще один замысел – багаж, который сам регистрируется, или smart-багаж. Подобные замыслы используют такие компании, как Rimowa, Bluesmart [23] (Irish Examiner, 2016).
Для туристов функционируют сервисы, которые помогают планировать путешествия. Приложения на основе искусственного интеллекта, например Travel Genome и др., становятся личными карманными турагентами. В них накапливаются сведения из разных поисковых систем с фотографиями и видео, отзывами и путеводителями, предложениями авиакомпаний и гостиничных сетей. Пользователь вводит запросы с нужных ему направлений, и программа формирует персонализированное предложение: нейросеть запоминает предпочтения пользователя, учитывает финансовые аспекты и предлагает персонализированный план путешествия.
В последнее десятилетие, когда информационные технологии значительно продвинулись вперед, повседневная жизнь все больше формируется Интернетом вещей (IoT) [22] (Balaji, Roy, 2017). Хотя определение Интернета вещей все еще находится на стадии формирования, оно отражает парадигму, в которой повседневные вещи используют технологии для обнаружения, создания сетей и обработки, чтобы эффективно взаимодействовать с другими устройствами и службами с помощью глобальной цифровой сети для достижения целей [21, 27] (Abdullah Promise Opute, Bridget Obiageli Irene, Chux Gervase Iwu, 2020; Whitmore, Agarwal, Xu, 2015).
Еще одна технология, способная упростить жизнь путешественникам, – распределенный реестр, блокчейн. Он может решить многие проблемные для туристов моменты, в частности идентификацию в аэропортах, вокзалах, портах, при чекинах и при поиске багажа. В аэропортах уже используют технологии биометрической идентификации – по биометрическим данным проводят посадку пассажиров, что значительно ускоряет процесс их регистрации [29] (Youd, 2021).
Стоит упомянуть такие важные и распространенные сегодня информационные системы в туриндустрии, как компьютерные системы бронирования и резервирования. Наиболее популярными на международном рынке туризма являются системы Sabre, Amadeus, Worldspan и Galileo. Путешественники массово покупают авиабилеты с помощью сервиса Aviasales, а отели бронируют на Booking.com или AirBnB. Есть и другие приложения для получения необходимых документов для путешествия: так, сервис Tripinsurance дает возможность оформить полис в течение нескольких минут [19] (Shevelyuk, 2021).
Анализируя также цифровые технологии как драйвер совершенствования инфраструктуры, можно отметить, что они становятся основными элементами стратегии развития культуры и туризма городов будущего [2] (Vishnevskaya, 2019). На основе проведенного исследования можно заключить, что цифровая трансформация оказывает влияние на инструменты продвижения, формы создания и иерархии кооперации, в том числе и в сфере трансфера технологий.
Особенности трансфера технологий цифровых технологий в международной туристской индустрии России
Исследуя понятия термина «трансфер технологий», отметим, что его можно определить как широкий диапазон правовых отношений, ключевым элементом которого является передача прав на результаты НИОКР [9, 14] (Latyntsev, 2017; Teodorovich, Muravev, 2011). Основной функцией, которую выполняет трансфер технологий, является транзит инновационного ресурса, который выступает в качестве связующего звена в инновационной деятельности, обеспечивая ее эффективность [3] (Gavrilyuk, 2018).
Вопросы классификации видов, форм трансфера технологий и определения особенностей договоров трансфера технологий раскрывались в исследованиях многих ученых [12] (Rozgon, 2021). Так, В.Н. Щебликин и А.С. Ершов обосновывали, что к формам трансфера технологий следует относить вертикальный и горизонтальный трансфер [20] (Shcheblykin, Ershov, 2011). В.Я. Швец определил, что формы и виды трансфера технологий существуют в двух формах: как процесс передачи технологии без составления договора между субъектами инновационного процесса (трансфер информации) и как процесс передачи технологий от одного субъекта к другому на условиях заключенного между ними договора на юридическом уровне [18] (Shvets, Baranets, 2015). О.О. Плахотник предлагает рассматривать организационные и коммерческие формы трансфера технологий, относя к ним: лицензирование, лизинг, франчайзинг, инжиниринг, ноу-хау [6] (Plakhotnik, 2017). На рисунке 4 представлены основные каналы трансфера технологий.
Рисунок 4. Основные каналы трансфера технологий
Источник: разработано авторами.
По мнению ряда исследователей, развитию трансфера технологий будет способствовать экосистемный подход, с помощью которого будет реализовываться обеспечение конструктивного взаимодействия между отдельными субъектами трансфера технологий, что приведет к активному развитию научно-исследовательского потенциала отдельных организаций, внедрению разработок в производство, укреплению позиций Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой продукции [1] (Belyakov, Gavrilyuk, Ishchenko, Poselova, Pyataeva, Ragozin, Tishchenko, Tishchenko, Khvorostyanaya, Novikova, Shelekhova, Shipitsyn, Engovatova, Uayt, 2020). С учетом этого авторами будет разработана модель трансфера технологий цифровых технологий в международной туристской индустрии России (рис. 5).
Рисунок 5. Модель трансфера технологий цифровых технологий в международной туристской индустрии России
Источник: разработано авторами на основе [7, 16] (Kostin, Berezovskaya, 2017).
Основываясь на разработанной модели, можно отметить высокую роль в трансфере технологий потребителей туристского продукта, которые, по сути, являются «заказчиками» трансфера, потому как их запрос на путешествие запускает весь процесс трансфера цифровых технологий в международной туристской индустрии. Такие субъекты рынка технологий, как вузы, НИИ, предприятия и инвесторы, играют непосредственную роль в обмене знаниями, их активной передаче и использовании. Они продуцируют новые знания, которые впоследствии используются разработчиками технологий и потребителями этих технологий. Последними, в свою очередь, могут быть непосредственно туристские предприятия или предприятия, которые поставляют цифровые технологии туристским предприятиям.
Модель сформирована в виде экосистемы, которая представляет собой особую форму взаимодействия заинтересованных сторон, деятельность которых дополняет друг друга. За счет этого создается позитивный эффект, выраженный в виде синергии усилий и более высокой коммерциализированности деятельности, а также наблюдается максимизация конечного положительного эффекта. Экосистемный подход будет способствовать получению дополнительных преимуществ для всех ее участников – субъектов рынка знаний (вузы, НИИ, предприятия, инвесторы), цифрового рынка (электронные процессы, электронная коммерция, электронные базы данных) и туристского рынка (потребители туристских продуктов, туристские предприятия, их бизнес-партнеры).
Заключение
Цифровая трансформация туристской отрасли представляет собой драйвер ее развития, что обусловлено не только необходимостью применения цифровых технологий в ускорении предоставления информации потребителям туристских продуктов и оптимизацией маркетинговой деятельности туристских предприятий, но и потребностью применения таких технологий в процессе организации всего туристического процесса [8]. Ключевым фактором, который влияет на необходимость цифрового развития международной туристской деятельности, является пандемия, вызванная COVID-19. Последствия, которые она вызывает, актуализируют более активное развитие цифровых технологий. Этому будет способствовать трансфер технологий. Авторами была предложена модель реализации включения международной туристской деятельности в процесс трансфера цифровых технологий. Обеспечение эффективности реализации предлагаемой модели позволит получить эффект синергии, который сможет привнести экосистемный подход.
[1] Абсолютное изменение = показатель текущего года – показатель предыдущего года, относительное изменение = показатель текущего года / показатель предыдущего года * 100%.
References:
Abdullah Promise Opute, Bridget Obiageli Irene, Chux Gervase Iwu (2020). Tourism Service and Digital Technologies: A Value Creation Perspective African Journal of Hospitality, Tourism and Leisure. (9(2)).
Balaji M. S., Roy S. K. (2017). Value co-creation with Internet of things technology in the retail industry Journal of Marketing Management. (33(1–2)). 7–31.
Belyakov K., Gavrilyuk A., Ischenko A., Poselova T., Pyataeva O., Ragozin P., Tischenko E., Tischenko S., Khvorostyanaya A., Novikova Yu., Shelekhova M., Shipitsyn E., Engovatova A., Uayt K. (2020). Transfer tekhnologiy v tsifrovoy ekonomike [Technology transfer in the digital economy] (in Russian).
Brovko S.B., Solod T.V. (2020). Spetsifika reagirovaniya industrii turizma na globalnye ekonomicheskie riski [Specifics of the tourism industry's response to global economic risks]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1025-1038. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111142.
Dagman S. (2019). Kontseptualnye podkhody k ustoychivomu turizmu na osnove ispolzovaniya integralnyh metodov marketinga [Conceptual approaches to sustainable tourism on the basis of integrated marketing techniques]. Journal of International Economic Affairs. (4). (in Russian).
Denisov I.V., Petrenko E.S. (2020). Gosudarstvennoe upravlenie razvitiem turizma v Kazakhstane: klasternyy podkhod [Government control over the tourism development in Kazakhstan: cluster concept]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12). 3359-3374. (in Russian).
Dyatlov S., Maryanenko V.P., Selischeva T.A. (2008). Informatsionno-setevaya ekonomika: struktura, dinamika, regulirovanie [Information and network economy: structure, dynamics, regulation] (in Russian).
Gavrilyuk A.V. (2018). Sushchnost, formy realizatsii i funktsionalnoe naznachenie transfera tekhnologiy [Essence, forms of implementation and functional design of the transfer of technologies]. Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaystvom. Ekonomicheskie nauki. (4(161)). 15–20. (in Russian).
Irish Examiner LVMH to control luxury case maker Rimowa. Retrieved January 28, 2022, from https://www.irishexaminer.com/business/arid-20424205.html
Kostin K.B., Berezovskaya A.A. (2017). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya mirovogo elektronnogo biznesa [Current state and prospects of the global e-business development]. Russian Journal of Entrepreneurship. (24). 4071–4086. (in Russian).
Kuznetsova O.P., Kosmin A.D. (2019). Turizm kak drayver sotsialno-ekonomicheskogo i sotsiokulturnogo razvitiya strany [Tourism as a driver of socio-economic and socio-cultural development of the country]. Journal of International Economic Affairs. (3). 2165-2178. (in Russian).
Latyntsev A.V. (2017). Predlozheniya po opredeleniyu termina «transfer tekhnologii» [Scientific proposals for the definition of the term "technology transfer"]. Journal of Russian Law. (4). 65. (in Russian).
Mutuku C. (2013). Ourism Destinations. Definitions, Changes and Trends
Plakhotnik O.O. (2017). Konspekt lektsiy po distsipline «Transfer tekhnologiy» dlya soiskateley vysshego obrazovaniya vtorogo (magisterskogo_ urovnya vsekh spetsialistov) [Summary of lectures on the discipline "Technology transfer" for applicants of higher education of the second (master's level of all specialists)] (in Russian).
Rozgon O. V. (2021). Organizatsionnye formy transfera tekhnologiy v innovatsionnom protsesse [Organizational forms of technology transfer in the innovation process]. Pravo i innovatsii. (1 (33)). 14–21. (in Russian).
Scheblykin V. N., Ershov A. C. (2011). Kachestvo gorizontalnogo transfera intellektualnoy sobstvennosti [The quality of horizontal transfer of intellectual property]. Transport business in Russia. (5). 72. (in Russian).
Shevelyuk M. M. (2021). Tsifrovizatsiya v sfere turizma: innovatsionnye trendy i prioritetnye napravleniya razvitiya [Digitalization in tourism: innovative trends and priority areas of development]. Voprosy kulturologii. (38). 226–235. (in Russian).
Shostak M.A., Yakovleva M.A. (2020). Internet-servisy v turizme: klassifikatsionnyy podkhod [Internet service providers in tourism: classification approach]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1463-1480. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.110256.
Shvets V. Ya., Baranets G.V. (2015). Transfer innovatsiy v logisticheskikh sistemakh [Transfer of innovations in logistics systems] (in Russian).
Teodorovich N. N., Muravev I.B. (2011). Rol informatsionnyh tekhnologiy v razvitii turbiznesa [The role of information technology in the development of the tourism business]. Service in Russia and abroad. (1(20)). 193–206. (in Russian).
Terebova S.V. (2010). Transfer tekhnologiy kak element innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Technology transfer as an element of innovation economy development]. Problems of Territory’s Development. (4). 31-36. (in Russian).
Tkachuk L. Ourism as a multidimensional phenomenon. Retrieved January 27, 2022, from https://www.researchgate.net/publication/320449546_tourism_as_a_multidimensional_phenomenon
Total contribution of travel and tourism to GDP in Russia from 2012 to 2020(in billion Russian rubles). Retrieved January 29, 2022, from https://www.statista.com/statistics/895110/travel-tourism-total-gdp-contribution-russia/
Vishnevskaya E. V. (2019). Vliyanie tsifrovyh tekhnologiy na razvitie turistskogo rynka [The impact of digital technologies on the development of the tourism market]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. (4). 12–24. (in Russian).
Whitmore A., Agarwal A., Xu D. L. (2015). The Internet of things—A survey of topics and trends Information Systems Frontiers. (17(2)). 261–274.
Year-over-year growth of tourism industry in Russia in 1st quarter and 2nd quarter 2021, by indicator. Retrieved January 29, 2022, from https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/statistics/1175773/russia-tourism-industry-growth-by-indicator/
Youd F. Contactless airport boarding: biometric technology with SITA. Retrieved January 28, 2022, from https://www.airport-technology.com/features/contactless-airport-boarding-biometrictechnology-with-sita/
Страница обновлена: 30.04.2025 в 02:06:42