Инновационная экосистема территории: модели оценки и преодоления трансферных разрывов

Гилева Т.А.1,2, Галимова М.П.2, Арылбаева Э.Д.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Уфимский университет науки и технологий

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Гилева Т.А., Галимова М.П., Арылбаева Э.Д. Инновационная экосистема территории: модели оценки и преодоления трансферных разрывов // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121228.

Аннотация:
Согласно концепции экосистемы как структуры, фундаментом ее формирования и развития является создание общей ценности. С позиций реализации ценностного предложения, ключевыми элементами экосистемы являются необходимые для этого виды деятельности, субъекты (акторы), осуществляющие эту деятельность, их роли и механизм взаимодействий в ходе совместной работы. Особенностями инновационной экосистемы территории является существенная гетерогенность акторов и высокая сложность обеспечения непрерывности инновационных процессов в силу разнообразия и разнородности видов деятельности по всей цепочке создания инновационной ценности. Поэтому целью данной работы является исследование условий продуктивного взаимодействия гетерогенных участников инновационного процесса и разработка моделей преодоления трансферных разрывов на основе партнерских взаимодействий в рамках инновационной экосистемы территории. Введено понятие трансферного разрыва. Выявлены и систематизированы по этапам инновационной деятельности интересы и риски участников сети создания инновационной ценности как потенциальные источники нарушения непрерывности. Определена структура трансферного разрыва в части технологической и управленческой составляющих, разработаны соответствующие оценочные шкалы. Предложена модель демпфирования трансферных разрывов, которая позволяет определить наиболее целесообразные направления экосистемных взаимодействий с учетом типа и величины разрыва, а также ролевой структуры акторов инновационной экосистемы. Поскольку при этом, как правило, возникает ситуация выбора, разработана модель обоснования выбора партнера, построенная с использованием метода развертывания функции качества и таксонометрического метода. Такой подход обеспечивает широкий охват критериев и согласование требований компании-инициатора взаимодействий с возможностями потенциальных партнеров, а также ранжирование партнеров на базе количественной оценки выбранных критериев. Разработанные модели, основанные на согласовании интересов акторов инновационной экосистемы территории, ориентированы на обеспечение непрерывности инновационного процесса как одного из ключевых условий успешного создания инновационной ценности

Ключевые слова: инновационная экосистема территории, сеть создания ценности, трансферный разрыв, оценка и демпфирование, экосистемные взаимодействия, выбор партнера

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-00395

JEL-классификация: D70, О22, О32, M15, M21



Введение

Развитие экосистемных бизнес-моделей является одной из отличительных особенностей и движущих сил цифровой экономики. Именно такой способ организации управленческих и производственных процессов позволяет компаниям обеспечивать высокие уровень гибкости и темп масштабирования, соответствующие цифровой среде. Поэтому исследование экосистем на протяжении последних лет является актуальным, широким и динамично развивающимся направлением [1-4]. Объектом исследования в данной работе является инновационная экосистема как сообщество иерархически независимых, но взаимосвязанных разнородных участников, которые коллективно генерируют последовательные результаты, связанные с общим ценностным предложением, ориентированным на определенную аудиторию пользователей [5, 6]. Как любая экосистема, она обладает характеристиками, присущими любой экосистеме. К ним прежде всего следует отнести [1, 2, 3]:

– в основе формирования экосистемы лежит общая интегральная ценность, обеспечивающая больший уровень удовлетворенности потребителей, создание которой силами отдельной компании невозможно или неэффективно;

– сила экосистемы заключается в том, что ни одному участнику (актору) не нужно владеть или управлять всеми компонентами решения, и что ценность, которую генерирует экосистема, больше, чем совокупная ценность, которую каждый из участников может внести индивидуально;

– для достижения желаемых результатов деятельность всех участников экосистемы должна быть согласована. Успешная экосистема – это экосистема, в которой все участники удовлетворены своим положением;

– в экосистемах участники постоянно и совместно развиваются, а вместе с этим развивается и экосистема в целом;

– экосистемы используют сетевые эффекты и позволяют обеспечить быстрое масштабирование.

Экосистемы кардинально меняют ландшафт деятельности самых разных организаций, разрушают отраслевые границы, поэтому принятие решения о взаимодействии с экосистемами является стратегически важным для любой современной компании [7].

Проведенный анализ позволяет утверждать, что инновационная экосистема обладает особенностями, связанными со спецификой инновационного процесса. Во-первых, это касается состава акторов инновационной экосистемы территории. Поскольку в ее основе лежит адаптация региональной инновационной экосистемы к цифровой среде [3, 8], то состав участников формируется исходя из концепций тройной или четверной спиралей и включает в себя организации из сфер производства знаний, бизнеса и государственного управления, а также объекты инфраструктуры [8]. Поэтому инновационная экосистема территории обладает очень высоким уровнем гетерогенности (разнообразия) участников, что делает особо актуальной задачу обеспечения согласования их взаимодействия в процессе создания общей инновационной ценности [9]. Во-вторых, это связано с наличием существенных отличий между двумя укрупненными стадиями инновационного процесса: созданием и реализацией инноваций. Вследствие таких различий ряд исследователей рассматривает инновационную экосистему как совокупность двух подсистем: создания инноваций и развития бизнеса [10]. В-третьих, необходимо учитывать особенности формирования сетей создания инновационной ценности, развитием которых является экосистемный формат взаимодействий. В области построения инновационных сетей накоплен богатый теоретический и практический опыт [11-13], использование которого, по мнению авторов данной статьи, может способствовать развитию инновационной экосистемы территории. И одной из ключевых задач, решение которой необходимо для успешности инноваций, является обеспечение непрерывности инновационного процесса.

Исходя из этого, целью данной работы является исследование условий продуктивного взаимодействия гетерогенных участников инновационного процесса и разработка моделей преодоления трансферных разрывов на основе партнерских взаимодействий в рамках инновационной экосистемы территории. Научная новизна исследования заключается в следующем: введено понятие трансферного разрыва и предложен подход к его оценке; разработана модель демпфирования трансферных разрывов на основе экосистемных взаимодействий с учетом согласования интересов всех участников цепочки создания инновационной ценности и ролевой структуры экосистемы; построена модель выбора партнера по экосистеме на основе применения метода развертывания функции качества (QFD) и таксонометрического метода.

Трансферный разрыв: причины, понятие, оценка

Анализ теории и практики реализации инновационной деятельности, включая процесс трансфера технологий, показал, что часто причиной ее неэффективности становятся разрывы в цепочке создания ценности, возникающие как между различными участниками инновационного процесса, так и в рамках отдельных организаций. Как любая совместная деятельность, успешная инновационная деятельность требует, прежде всего, согласования интересов всех участников инновационного процесса. Соблюдение этого требования является необходимым условием результативности деятельности и инновационной экосистемы. Поэтому фундаментом ее проектирования должно быть согласование интересов и учет потенциальных рисков всех участников инновационной цепочки. Интересы и риски участников сети создания инновационной ценности как потенциальные источники нарушения ее непрерывности (в силу несогласованности первых и проявления вторых) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Интересы и риски участников сети создания инновационной ценности

Интересы участников инновационного процесса (инновационной цепочки)
Риски участников (разрывы) при передаче результатов инновационного процесса
Звено инновационной цепочки: Заказчик – Фундаментальные исследования (ФИ)
Ресурс: существующие научные знания, исследовательская база, кадры
Результат: новое фундаментальное знание
Интерес: внутренняя мотивация, академический статус, вознаграждение
Риски для Заказчика:
- отсутствие или неразвитость среды для проведения фундаментальных исследований;
- слабая связь с рынком.
Риски для ФИ:
- потеря академического статуса и будущих грантов в случае неудачи;
- отсутствие или территориальная отдаленность потребителя
Звено инновационной цепочки: Фундаментальные исследования – Прикладные исследования (ПИ)
Ресурс: существующие научные знания, исследовательская база, кадры, права на интеллектуальную собственность (ИС)
Результат: новое прикладное знание, права на интеллектуальную собственность
Интерес: быстрый доступ к ресурсной базе, контроль права на ИС, вознаграждение, статус
Риски для ФИ:
- потеря контроля над ИС;
- потеря академического статуса;
- потеря доходов;
- разница в потенциалах партнеров по инновационной цепочке
Риски для ПИ:
- отсутствие спроса на результаты;
- информационная асимметрия;
- низкий ресурсный потенциал
Звено инновационной цепочки: Прикладные исследования – Опытно-конструкторские работы (ОКР)
Ресурс: новое прикладное знание, права на интеллектуальную собственность
Результат: комплект рабочей документации для освоения производства, опытный образец (минимально жизнеспособный продукт), права на ИС
Интересы: оформление и защита прав на ИС, быстрый доступ к ресурсной базе, преодоление долины смерти, вознаграждение, статус
Риски для ПИ:
- потеря контроля /прав над ИС;
- ущерб репутации;
- высокие трансакционные издержки
Риски для ОКР:
- отсутствие спроса на результаты;
– «долина смерти»;
– недоступность лабораторной и испытательной базы
Звено инновационной цепочки: Опытно-конструкторские работы – Опытное производство (ОП)
Ресурс: комплект рабочей документации для освоения производства, опытный образец, права на ИС
Результат: опытная партия, комплект рабочей документации для подготовки производства, модель производства
Интересы: контроль/права на ИС, минимальные трансакционные издержки, доход от инжиниринговых услуг, продажи прав (патентов, лицензий)
Риски для ОКР:
- потеря контроля /прав над ИС;
- высокие трансакционные издержки
Риски для ОП:
- недоступность лабораторной и испытательной базы, производственных площадок;
- дефицит ресурсов (в том числе – финансовых);
- отсутствие спроса
Звено инновационной цепочки: Опытное производство – Производство
Ресурс: модель производства/ бизнес-модель, права на ИС/лицензия, опытная партия, комплект рабочей документации для подготовки производства, модель производства
Результат: инновационный продукт/ услуга, работа на основе использования ИС, бизнес-модель
Интересы: контроль/права на ИС, минимальные затраты на создание / перестройку бизнеса, быстрое освоение и выход на рынок, масштабирование, устойчивые источники доходов, встраивание в глобальные технологические цепочки
Риски для ОП:
- потеря контроля /прав над ИС;
- высокие трансакционные издержки;
- затраты на доработку технологии
Риски для производства:
- затраты на перестройку / создание бизнеса;
- рост издержек на контроль всей цепочки создания ценности;
- нехватка ресурсов;
- разница в потенциалах партнеров по инновационной цепочке;
- отсутствие спроса / разрыв между требованиями потребителя и производителя;
- затраты на доработку;
- нарушение устойчивости производства
Звено инновационной цепочки: Производство – Сбыт
Интерес: Устойчивый посреднический доход
Ресурс: бизнес-модель, продукт
Результат: устойчивые каналы сбыта
Риски для производства:
- высокие трансакционные издержки;
- низкая скорость доставки
Риски для сбыта:
- затраты на каналы сбыта;
- низкий уровень готовности к приобретению инновационной продукции
Звено инновационной цепочки: Сбыт – Потребитель
Ресурс: инновационный продукт/услуга/работа (ценность)
Результат: решение проблем с помощью инновационного продукта/услуги/ работы
Интерес: полное соответствие ценности потребностям, получение в конкурентоспособные сроки, минимальная стоимость владения, контроль над производителем и разработчиком
Риски для потребителя:
Несоответствие требованиям
Высокие издержки владения

Источник: составлено авторами.

В работах [15, 16] в качестве причин нарушения непрерывности инновационного процесса также названы слабые коммуникации между наукой и бизнесом и высокий уровень закрытости организаций для непрерывной передачи знаний. Р. О'Рейли и Дж. Каннингэм [17] делают акцент на отсутствии инновационной культуры и менталитета сотрудников, а также неразвитости инновационной культуры во внешней среде. М. Ким с коллегами [18] в качестве препятствий успешной коммерциализации технологий называют такие классические проблемы, как отсутствие необходимых компетенций, в том числе – на этапе передачи технологий от разработчика к заказчику, нехватку денежных средств, отсутствие ориентированного на рынок маркетинга, стратегии коммерциализации или опыта. Исходя из этого, в цитируемой работе рассматривается два вида разрывов: технологический разрыв (между поставщиками и потребителями технологий) и дефицит финансирования (возникает в основном между потребителями и инвесторами). Влияние асимметрии между высокотехнологичными и низкотехнологичными фирмами на процесс трансфера технологий подробно рассмотрено в работе [19]. К. Симмс выделяет девять проблем, структурированных по трем этапам передачи технологий (формулировка технической проблемы, доводка технологии, распространение технологии) и причинам возникновения («технологическое расстояние», сложность интеграции технологий и несовместимость инновационных возможностей), которые снижают эффективность трансфера и способны задержать или исказить внедрение новых технологий [19]. Ф. Паредес-Леон с коллегами дополнительно выделяют факторы выбора неэффективных партнеров, риски утечки информации, недоступность инновационной инфраструктуры и ресурсов, а также несоответствие инструментов принятия решений требованиям цифровой среды [20].

В качестве оценочного направления, определяющего результативность взаимодействий участников инновационной системы, предлагается использовать непрерывность инновационного процесса. В связи с этим для решения задачи выбора формата партнерских взаимодействий введем понятие трансферного разрыва, под которым понимается нарушение непрерывности процесса передачи (трансфера) результатов инновационной деятельности по всей цепочке создания ценности, не позволяющее получить конкурентоспособный результат (инновационный продукт) и (или) довести его до потребителя в конкурентоспособные сроки. Оценка разрывов как вариация метода GAP-анализа широко используется для определения готовности компаний к работе в цифровой среде. Инновационная цепочка может иметь разную конфигурацию. Если инновационный процесс сосредоточен в рамках одной организации, или находится под контролем владельца процесса, трансферные разрывы либо не возникают, либо быстро демпфируются. Однако в случаях, когда в инновационном процессе задействованы различные участники, иногда конкурирующие между собой, такие разрывы возникают часто и преодолеть их удается не всегда. Именно в этих ситуациях особенно важно правильное взаимодействие с элементами инновационной экосистемы.

По результатам проведенного анализа, а также с учетом требований цифровой среды, выделены два укрупненных направления оценки трансферного разрыва: технологический разрыв и управленческий разрыв как характеристика готовности системы управления предприятием обеспечивать успешную инновационную деятельность в цифровой среде.

Технологические разрывы между участниками инновационной цепочки могут проявляться в различных формах:

– информационная асимметрия или неравенство участников рассредоточенной инновационной цепочки по разным хозяйствующим субъектам, что затрудняет обмен информацией между участниками инновационного процесса, ослабляет связь бизнеса с исследованиями и разработками, связь государства с бизнесом и наукой;

– низкий уровень технико-технологической готовности предприятия к внедрению новых технологий, включая слабое проникновение цифровых решений в инновационные процессы;

– разрыв между ростом объемов информации и возможностями ее быстрой обработки и использования;

– несоответствие технико-технологического потенциала инноваций и их потребительского потенциала, что приводит к невысокому спросу на инновационные продукты.

Управленческие разрывы могут возникать вследствие:

– различия экономических интересов, различного понимания потребительской ценности участниками инновационного процесса;

– рассредоточенности участников инновационного процесса по самостоятельным хозяйствующим субъектам, что усложняет согласование различных этапов инновационной цепочки в пространстве и времени;

– недостаточного распространения модели открытых инноваций, когда результат каждого этапа остается в собственности разных участников, что усложняет процесс непрерывного трансфера результатов на следующий этап, часто реализуемый другим участником;

– критических различий инновационных потенциалов участников, что создает «узкие места», снижает скорость трансфера и требует значительных усилий для их преодоления;

– различий в бизнес-моделях участников инновационного процесса и др.

Исходя из приведенных направлений проявления трансферных разрывов, выделены оценочные параметры и разработаны шкалы, ориентированные на обеспечение непрерывности процесса передачи (трансфера) результатов инновационной деятельности по всей цепочке создания ценности. В качестве основных оценочных параметров технологического разрыва выбраны: технологии и процессы, инфраструктура, продукты и сервисы, работа с данными. Областями оценки управленческих разрывов являются: кадры, организационная культура, стратегия, финансово-экономический потенциал и готовность предприятия к осуществлению партнерских взаимодействий. Фрагмент оценочной шкалы приведен в таблице 2.

Таблица 2

Фрагмент оценочной шкалы по оценке уровня технологической готовности

1.1. Технологии и процессы
Нулевой уровень
Начальный
Базовый
Продвинутый
Уровень обеспеченности современными технологиями менее 30%
Уровень обеспеченности современными технологиями 30% -50%
Уровень обеспеченности современными технологиями 50% -70%
Реализуются цифровые платформенные решения
Права на технологии не защищены и не контролируются
Права на ключевые технологии защищены, но контролируются не в полной мере
Права на ключевые технологии защищены и контролируются
Права на технологии защищены, полностью контролируются в рамках экосистемы
Технологический потенциал не соответствует потенциалу партнеров
Технологический потенциал может быть частично сформирован за счет партнеров
Технологический потенциал полностью соответствует потенциалу партнеров
Технологический потенциал выше потенциала партнеров

Источник: составлено авторами.

При низком уровне готовности отдельных участников инновационной цепочки преодоление трансферных разрывов возможно за счет их взаимодействия с другими участниками экосистемы, в том числе – с выполняющими функции инфраструктурного обеспечения инновационного процесса.

Модель преодоления трансферных разрывов на основе экосистемных взаимодействий

Характер взаимодействий в инновационной экосистеме в значительной степени зависит от роли, которую играет каждый из ее участников. Кроме выполняемых функций, на выбор роли влияет соотношений уровней зрелости каждого из участников и экосистемы в целом [8]. На сегодняшний день существует достаточно много исследований в области определения ролей, необходимых для успешной деятельности экосистем. Наиболее укрупненным является выделение трех групп ролей: агрегатор, оркестратор и партнер [21]. В рамках данной работы интерес представляет группа партнерских ролей. С позиций возможностей предоставления и обмена операционными ресурсами и данными выделяют стратегических партнеров, комплементоров, поставщиков и спутников (сателлитов) [22]. Партнеры в экосистеме могут различаться также по характеру решаемых задач. Например, группа партнеров, формирующих предложение (партнеры по решениям, по продажам, по доставке, по сервису, социальные партнеры) и группа партнеров, обеспечивающих работу платформы как ядра экосистемы (провайдеры инфраструктуры, сетевые провайдеры, технологические партнеры, партнеры по исследованиям, поставщики компонентов и т. д.) [21]. С позиций задач инновационной экосистемы наиболее развернутая характеристика ролевой структуры предложена в исследовании [23]. Конфигуратор возможных ролей предприятия как актора инновационной экосистемы [24] представлен в табл. 3.

Таблица 3

Конфигуратор экосистемных ролей предприятия

Экосистемная роль
Уровень готовности предприятия
низкий (нулевой, базовый)
средний
высокий
Уровень зрелости экосистемы
высокий
Реципиент
Реализатор или донор
Дизайнер сотрудничества
средний
Реципиент
Зона коэволюции
Поставщик задач или стратег
низкий
«Мертвая зона»
Достигатор
Пилот или донор

Источник: составлено авторами.

На основе интеграции результатов проведенного анализа, авторами данной статьи построена модель выбора целесообразных вариантов экосистемных взаимодействий для преодоления трансферных разрывов в зависимости от формы (технологический, управленческий) и величины разрыва (табл. 4). Модель позволяет установить ориентиры относительно потенциальной экосистемной роли участника инновационного процесса (реципиент, донор, дизайнер сотрудничества и пр.) и выбрать объекты инновационной инфраструктуры, взаимодействие с которыми позволит повысить его уровень технологической и (или) управленческой готовности к осуществлению инновационной деятельности. С позиций инновационной экосистемы в целом это позволит сократить трансферные разрывы, возникающие по причинам низкого уровня технико-технологической готовности и критических различий инновационных потенциалов участников инновационной деятельности, сгладить информационную асимметрию и несоответствия между их технологическими и предпринимательскими возможностями и др.

Таблица 4

Модель демпфирования трансферных разрывов на основе экосистемных взаимодействий


Уровень технологической готовности
Нулевой
Начальный
Базовый
Продвинутый
Уровень управленческой готовности
Нулевой
«Мертвая зона»
Краудфандинговые платформы
Коворкинги
Университеты
«Реципиент»
Бизнес-инкубаторы
Центры коллективного пользования
Университеты
«Реципиент»
Бизнес-инкубаторы
Бизнес-акселераторы
МИП
Стартапы
Центры трансфера технологий
«Коэволюция»
Малые инновационные предприятия (МИП)
Консорциумы
Кластеры
Начальный
«Реципиент»
Консорциумы
Краудфандинговые платформы
Коворкинги
Университет
«Реципиент»
МИП
Стартапы
Центры коллективного пользования
Технопарки
Фонды содействия инновациям
«Коэволюция»
Бизнес-акселераторы
МИП
Технопарки
Испытательные полигоны
Фонды содействия инновациям
«Реализатор/ Донор»
НОЦ
Кластеры
Венчурные фонды
Базовый
«Реципиент»
Бизнес-инкубаторы
Центры коллективного пользования
Краудфандинговые платформы
«Коэволюция»
Бизнес-акселераторы
Центры трансфера технологий
Технопарки
Испытательные полигоны
Фонды содействия инновациям
«Реализатор/ Донор»
Кластеры
Венчурные фонды
Научно-образовательные центры (НОЦ)
«Донор / Дизайнер сотрудничества» Цифровая платформа трансфера технологий
Продвинутый
«Реципиент»
Бизнес-инкубаторы
Технопарки
Центры коллективного пользования
«Реципиент/ Достигатор»
Центры коллективного пользования
Консорциумы
Кластеры
«Дизайнер сотрудничества»
НОЦ
Цифровая платформа трансфера технологий
Оркестратор / «Дизайнер сотрудничества»
Цифровая платформа трансфера технологий

Источник: составлено авторами.

Особенностями предложенной модели являются:

– акцент на непрерывности инновационного процесса как ключевом факторе результативности инновационной деятельности. Понятие и характеристика трансферных разрывов, сформированные в результате анализа препятствий и факторов успешности инноваций, служат основанием для определения направлений выбора экосистемных взаимодействий;

– совокупность оценочных шкал для повышения обоснованности оценки технологических и управленческих трансферных разрывов, разработанных с учетом особенностей осуществления инновационной деятельности в цифровой среде;

– учет интересов и рисков участников инновационных процессов по всей цепочке создания ценности при определении возможностей инновационной экосистемы по преодолению трансферных разрывов;

– учет динамики экосистемных ролей и их зависимости от соотношения уровней зрелости (готовности) отдельных участников и инновационной экосистемы в целом.

Модель выбора партнера по экосистемным взаимодействиям

Как правило, при определении партнера по экосистеме необходимо осуществить выбор из нескольких возможных вариантов. Модели выбора партнеров представлены в исследованиях по формированию сетей создания инновационной ценности. В качестве наиболее общих рекомендаций можно выделить модель четырех параметров совместимости (стратегическая – непротиворечивость целей, ресурсная, организационная и культурная совместимость), предложенную Г. Гривом с коллегами [25]. Более развернутые рекомендации по выбору партнера содержатся в работе [26]. Выбор осуществляется в несколько этапов. Сначала составляется перечень потенциальных партнеров. Далее определяются критерии отбора. На данном этапе это чаще всего необходимые ресурсы и компетенции, а также финансовое положение и деловая репутация компании. Рекомендуется уже на этом этапе включать в рассмотрение и «мягкие» составляющие оценки: предпочтительные культуру и организационную структуру и уровень мотивации партнера к сотрудничеству. Затем формируется «воронка партнеров» для отсеивания неподходящих вариантов. Для оставшихся претендентов проводится более глубокое исследование с использованием инструмента «профиль партнера», содержащего более развернутую информацию по выбранным оценочным критериям.

Однако такие модели имеют преимущественно качественный характер. С целью получения количественных ориентиров авторами данной статьи предлагается модель выбора экосистемных партнеров на основе применения метода развертывания функции качества (QFD) [27, 28] и таксонометрического метода [29]. Продемонстрируем суть модели на условном примере. Предположим, что источником трансферного разрыва служит невозможность выпуска необходимого объема инновационной продукции в установленные сроки, поэтому принимается решение передать часть ее производства компании-партнеру.

На первом этапе применения метода развертывания функции качества осуществляется формирование ранжированного перечня требований компании-заказчика к результатам партнерских взаимодействий. В нашем примере такими критериями могут служить: разумная стоимость работ (желательно ниже, чем в случае самостоятельного выполнения данной функции самой компанией), соответствующее исходным требованиям качество выполнения работ, доступность услуг, мотивированность партнера, концентрация на профильных видах деятельности, снижение рисков и повышение эффективности производства. Важность этих требований оценивается экспертами по 5-балльной шкале (5 – очень важно; 4 –важно; 3 – менее важно, но желательно; 2 – не очень важно; 1 – не представляет особой ценности).

Далее формируется перечень критериев оценки партнера, обеспечивающих реализацию сформулированных требований. Такими критериями являются: специализация работ, стоимость работ, квалификация специалистов, география производственных мощностей, производственная структура, опыт работы, деловая репутация, наличие необходимых ресурсов, модернизация технологий, прозрачность финансовой деятельности.

По двум выделенным группам критериев на основе экспертных оценок строится дом качества, основанием которого является матрица взаимосвязей между требованиями компании-заказчика и характеристиками (компетенциями) партнера, совмещающая ответы на два взаимосвязанных вопроса: «что надо сделать?» и «как это сделать?». В каждой ячейке матрицы устанавливается сила взаимосвязи между ожиданиями заказчика (записанными в соответствующей строке) и характеристиками партнера (записанными в столбцах матрицы). Характеристики и компетенции партнера могут оказывать влияние друг на друга. При этом влияние может быть как положительным (при увеличении значения одной характеристики увеличивается значение другой), так и отрицательным (при увеличении значения одной характеристики уменьшается значение другой). Для отображения и анализа такого взаимовлияния дом качества имеет элемент «крыша» [28]. В табл. 3 представлена матрица взаимосвязей с учетом взаимовлияния факторов по рассматриваемой ситуации.

Таблица 5

Матрица взаимосвязи между требованиями компании-заказчика и характеристиками (компетенциями) партнера


КАК?
ЧТО?
Важность ожидания
Специализация работ
Стоимость работ
Квалификация специалистов
География производства
Производственная структура
Опыт работы
Деловая репутация
Наличие ресурсов
Модернизация технологий и оборудования
Прозрачность финансовой отчетности
Ожидания компании-заказчика (потребителя)
Увеличение объема выпуска
5










Обеспечение качества
5










Доступность услуг
5










Мотивированность партнера
4










Снижение издержек
4










Снижение рисков
4










Эффективность производства
5










Абсолютное значение
144
76
116
102
56
134
90
153
75
51
Относительное значение, %
14
8
12
10
6
13
9
15
8
5

Принятые обозначения:

■ – сильная взаимосвязь (9 баллов);

● – средняя взаимосвязь (6 баллов);

▲ – слабая взаимосвязь (3 балла).

Источник: составлено авторами

Для применения таксонометрического метода нужны четкие количественные характеристики, поэтому для каждой из выделенных характеристик (компетенций) партнера выбран ключевой показатель, оценивающий уровень владения соответствующей компетенцией (Ki) (таблица 6). Важность требований (αi) определяется в соответствии с полученными в матрице взаимосвязей оценками соответствующих факторов (см. табл. 5).

Таблица 6

Ключевые показатели оценки партнера

Требования к партнеру
Ключевой показатель
Важность требования, αi
Специализация работы
K1 уровень брака, %
144
0,14
Стоимость работ
K2 рентабельность выполняемых работ для компании-заказчика, %
75
0,08
Квалификация специалистов
K3 – удельный вес квалифицированных работников, %
116
0,12
География производственных мощностей
K4доля трансакционных издержек, связанных с удаленностью партнера, %
102
0,10
Архитектура производственной структуры
K5 уровень соответствия производственной структуры партнера требованиям по выпуску инновационной продукции, %
56
0,06
Опыт работы
K6 удельный вес рекламаций за период деятельности, % в год
134
0,13
Деловая репутация
K7 доля рынка, %
90
0,09
Наличие ресурсов
K8 cрыв заказа из-за нехватки ресурсов, % нарушений
153
0,15
Модернизация технологий
K9 удельный вес новых технологий ремонта, %
75
0,08
Прозрачность финансовой деятельности
K10 уровень затрат на защиту от финансовых рисков,%
51
0,05

Источник: составлено авторами.

В анализе принимало участие пять потенциальных партнеров, по каждому из которых была собрана информация для характеристики выбранных ключевых показателей. Исходные данные по партнерам приведены в таблице 7.

Таблица 7

Исходная матрица

Ключевые показатели
O1
O2
O3
O4
O5
O6
O7
O8


К1
5
10
7
8
6
9
7
4
7
2
К2
8
7
6
5
10
2
3
10
6,38
2,97
К3
24
7
12
16
23
28
15
30
19,38
8,10
К4
5
5
9
3
18
7
2
3
6,50
5,18
К5
10
8
7
6
5
4
3
2
5,63
2,67
К6
2
6
2
4
1
1
3
1
2,50
1,77
К7
12
5
4
8
3
7
10
4
11,77
3,20
К8
2
4
6
10
5
5
8
10
6,25
2,87
К9
14
25
20
15
30
5
10
15
16,75
8,03
К10
2
3
4
5
6
7
8
9
5,50
2,44

Источник: составлено авторами.

На основе исходных данных (табл. 7) формируется нормированная матрица (табл. 8). Переход осуществляется по следующим формулам:

(1)

(2)

, где (3)

xij – элементы исходной матрицы (табл. 7);

zij – элементы нормированной матрицы (табл. 8);

– среднее арифметическое значение по каждому показателю;

– среднее квадратичное отклонение.

Таблица 8

Нормированная матрица

Ключевые показатели
O1
O2
O3
O4
O5
O6
O7
O8
К1
-1
1,5
0
0,5
-0,5
1
0
-1,5
К2
0,54
0,21
-0,12
-0,46
1,21
-1,47
-1,13
1,21
К3
0,57
-1,52
-0,91
-0,41
0,44
1,06
-0,54
1,31
К4
-0,28
-0,28
0,48
-0,67
2,21
0,096
-0,86
-0,67
К5
1,63
0,88
0,51
0,14
-0,23
-0,60
-0,98
-1,35
К6
-0,28
1,97
-0,28
0,84
-0,84
-0,84
0,28
-0,84
К7
0,07
-2,11
-2,42
-1,17
-2,73
-1,48
-0,55
-2,42
К8
-1,48
-0,78
-0,08
1,30
-0,43
-0,43
0,61
1,30
К9
2,70
6,54
4,79
3,05
8,28
-0,431
1,30
3,05
К10
-1,43
-1,02
-0,61
-0,20
0,20
0,61
1,02
1,43

Источник: составлено авторами.

По данным нормированной матрицы (табл. 8) на основе выбора лучших значений по каждому показателю формируется эталонная матрица (табл. 9).

Таблица 9

Эталонная матрица

К1
К2
К3
К4
К5
К6
К7
К8
К9
К10
-1,5
1,21
1,311
-0,86
-1,35
-0,84
0,07
-1,48
8,28
-1,43

Источник: составлено авторами.

Процедура ранжирования заключается в расчете показателя квазирасстояния (Rj), характеризующего отличие каждого из рассматриваемых партнеров от сформированного эталона по формуле:

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza13/274859167728.files/image159.gif (4)

Предприятие, имеющее минимальное значение Rj, является наилучшим по критерию отклонения от эталонного значения с учетом весов αi, полученных по методу QFD (табл. 5). Результаты ранжирования потенциальных партнеров приведены в табл. 10.

Таблица 10

Ранжирование партнеров

O1
O2
O3
O4
O5
O6
O7
O8
Rj
1,617
2,206
1,668
2,601
1,126
4,121
3,111
2,159
Рейтинг
2
5
3
6
1
8
7
4

Источник: составлено авторами.

Таким образом, наиболее подходящим партнером является O5.

Заключение

Инновационная экосистема территории является результатом адаптации и развития региональной инновационной системы в цифровой среде. Процесс (цепочка) создания инновационной ценности включает много различных этапов и работ, вследствие чего акторы инновационной экосистемы территории отличаются большим разнообразием. Проблема согласования интересов, недостаточный уровень мотивации и доверия, асимметрия в технологическом и организационном развитии участников, а также ряд других причин, приводят к нарушению непрерывности инновационного процесса. Это может оказать существенное влияние на качество, сроки, затраты и саму возможность создания общей инновационной ценности. Поэтому преодоление трансферных разрывов как факта нарушения непрерывности процесса передачи (трансфера) результатов инновационной деятельности, не позволяющего получить конкурентоспособный результат (инновационный продукт) и (или) довести его до потребителя в конкурентоспособные сроки, является критически важным условием результативности инновационной экосистемы территории.

В данной работе введено понятие и предложен подход к оценке трансферных разрывов, построена модель их демпфирования, позволяющая на основе типа (технологический и управленческий) и величины (высокий, средний или низкий) разрыва определить наиболее целесообразные направления экосистемных взаимодействий. Для принятия решений в ситуациях множественного выбора разработана модель выбора партнеров, дающая возможность принимать обоснованные решения за счет применения как качественных, так и количественных оценок.

Предложенные инструменты, по мнению авторов, могут быть использованы в рамках формирования механизма неиерархической координации гетерогенных участников (акторов) инновационной экосистемы территории. Последняя задача представляется перспективным направлением дальнейших исследований.


Источники:

1. AdnerR. Ecosystemas Structure: An Actionable Construct for Strategy // Journal of Management. – 2017. – № 1. – p. 39-58.
2. Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems // Strategic Management Journal. – 2018. – № 8. – p. 2255-2276.
3. Акбердина В. В., Василенко Е. В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. – 2021. – № 3. – c. 462-473.
4. Кулапов М.Н., Переверзева Е.И., Кириллова О.Ю. Бизнес-экосистемы: определения, типологии, практики развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1597-1612.
5. Autio E. Orchestrating ecosystems: a multi-layered framework. Innovation // Organization & Management. – 2022. – № 1. – p. 96-109.
6. Granstrand O., Holgersson M. Innovation ecosystems: A conceptual review and a new definition // Technovation. – 2020. – № 90–91. – p. 102098.
7. Гилева Т.А., Шкарупета Е.В. Рефрейминг стратегического управления развитием предприятий в цифровой среде: этапы и инструменты // Π-Economy. – 2022. – № 5. – c. 28-42.
8. Гилева Т.А., Галимова М.П., Хуссамов Р.Р. Методология адаптации и развития инновационной инфраструктуры территории в цифровой среде // Проблемы экономики. – 2023. – № 3. – c. 192-200.
9. Reiter A., Stonig J., Frankenberger K. Managing multi-tiered innovation ecosystems // Research Policy. – 2024. – № 1. – p. 104905.
10. Isckia T., De Reuver M., Lescop D. Orchestrating Platform Ecosystems: The Interplay of Innovation and Business Development Subsystems // Journal of Innovation Economics & Management. – 2022. – № 2. – p. 197-223.
11. Aarikka-Stenroos L., Ritala P. Network management in the era of ecosystems: Systematic review and management framework // Industrial Marketing Management. – 2017. – № 67. – p. 23-36.
12. Hurmelinna-Laukkanen P., Möller K., Nätti S. Orchestrating innovation networks: Alignment and orchestration profile approach // Journal of Business Research. – 2022. – № 140. – p. 170-188.
13. Reypens C., Lievens A., Blazevic V. Hybrid orchestration in multi-stakeholder innovation networks: Practices of mobilizing multiple, diverse stakeholders across organizational boundaries // Organization Studies. – 2021. – № 1. – p. 61-83.
14. Исмагилова Л.А., Галимова М.П., Гилева Т.А. Проектирование цифровой платформы трансфера технологий: методология и функционал // Инновационная деятельность. – 2020. – № 4. – c. 53-65.
15. Jasinski A.H. Barriers for technology transfer: the case of a country in transition // Journal of Technology Management in China. – 2009. – № 2. – p. 119-131.
16. Shmeleva N., Gamidullaeva L., Tolstykh T., Lazarenko D. Challenges and opportunities for technology transfer networks in the context of open innovation: Russian experience // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2021. – № 3. – p. 1–24.
17. O’Reilly P., Cunningham J.A. Enablers and barriers to university technology transfer engagements with small- and medium-sized enterprises: Perspectives of Principal Investigators // Small Enterprise Research. – 2017. – № 3. – p. 274–289.
18. Kim M., Park H., Sawng Y., Park S. Bridging the Gap in the Technology Commercialization Process: Using a Three-Stage Technology–Product–Market Model // Sustainability. – 2019. – № 11(22). – p. 6267.
19. Simms С., Frishammar J. Technology transfer challenges in asymmetric alliances between high-technology and low-technology firms // Research Policy. – 2024. – № 3. – p. 104937.
20. Paredes-Leon F., Rodriguez-Salvador M., CastilloValdez P.F. Evaluating the Impact of Technology Transfer from the Perspective of Entrepreneurial Capacity // Foresight and STI Governance. – 2023. – № 1. – p. 80–87.
21. Lyman M., Ref R., Wright O. Corner Stone of Future Growth: Ecosystems. - Accenture, 2018. – 15 p.
22. Lanzolla G., Markides C. How to Choose the Right Ecosystem Partners for Your Business. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2022/03/how-to-choose-the-right-ecosystem-partners-for-your-business (дата обращения: 01.06.2024).
23. Innovation Ecosystem Strategy Tool. CeRRI – Center for Responsible Research and Innovation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cerri.iao.fraunhofer.de/content/dam/iao/cerri/de/Leistungsspektrum/InnovationEcosystemStrategies/CeRRI (дата обращения: 01.06.2024).
24. Гилева Т.А., Галимова М.П., Хуссамов Р.Р. Модель стратегически ориентированного проектирования инновационной инфраструктуры предприятия в цифровой среде // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1495-1512.
25. Грив Г., Роули Т., Шипилов А. Преимущество сетей. Как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений. - М.: Альпина Паблишер, 2018. – 259 c.
26. Kage M., Drewel M., Gausemeier J., Schneider M. Value Network Design for Innovations: Developing Alternative Value Network Drafts // Technology Innovation Management Review. – 2016. – № 7. – p. 21-33.
27. Гилева Т.А., Галимова М.П., Горшенина М.Е. Проектирование инновационной инфраструктуры предприятия на основе развертывания функции качества // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2018. – № 1. – c. 122-135.
28. Шмайлов А.Л. Практика применения СФК-QFD. [Электронный ресурс]. URL: https://up-pro.ru/library/quality_management/smk_methodology/practice-primeneniya-sfk-qfd/ (дата обращения: 01.06.2024).
29. Еремеев Д.В., Оголь А.Р., Бондарев А.С. Применение таксонометрического метода для разработки и обоснования нормативных показателей деятельности компании // Управленческий учет. – 2022. – № 10-1. – c. 58-64.

Страница обновлена: 15.06.2024 в 13:05:58