Концептуальный подход к формированию заработной платы персонала IT-компании
Богатырева И.В.1, Илюхина Л.А.1, Богатырев А.Е.2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 ООО «Современные бизнес-технологии и системы», Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 31 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 2 (Февраль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48159532
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Статья посвящена вопросам оплаты труда IT- специалистов. Высокие требования, предъявляемые к IT- специалистам и уровню их цифровых компетенций, сложность и разносторонность выполняемых ими задач находят отражение в особенностях организации оплаты труда данной категории персонала. В условиях высокого спроса на IT – специалистов на рынке труда работодатели вынуждены принимать кардинальные меры по привлечению и удержанию этих сотрудников, предлагая привлекательные формы организации труда и конкурентоспособную заработную плату. На рынке цифровых профессий сложилась парадоксальная ситуация, когда «правила игры» в вопросах оплаты труда устанавливает не работодатель, а наемные работники. Цель исследования, результаты которого изложены в статье, состояла в разработке единого методического подхода к формированию системы оплаты труда специалистов в IT- компаниях. Авторами разработан алгоритм дифференциации заработной платы по технологии грейдинга и оценки рабочих мест на основе балльного метода; справочник факторов для оценки должностей и рабочих мест. На примере должности инженера-программиста одной из Самарских IT- компаний описан состав трудовых функций и требований. В статье представлен сравнительный анализ медианных заработных плат персонала в IT- отрасли по отдельным городам РФ за 2020 год. Представлен пример тарификации должностей и рабочих мест, диапазон вилок должностных окладов по каждому грейду по Самарской IT-компании.
Ключевые слова: IT- специалисты, оплата труда, технология грейдинга, оценка должности, заработная плата, базовая заработной платы
JEL-классификация: J31, J33, J38
Введение
Ускорение темпов цифровизации во всех сферах жизни современного общества в последнее время наблюдается не только в России, но и во всем мире. Необходимость развития цифровых и интеллектуальных технологий вызвана, прежде всего, глобализацией мировой экономики [1, с. 837–848] (Pechatkin, 2020, р. 837–848); обострением конкуренции между странами и компаниями в связи с ограниченностью всех видов ресурсов; распространением коронавирусной инфекции, давшей толчок для расширения возможностей внедрения дистанционных форм обучения и работы, онлайн-торговли, электронных технологий, благодаря которым потребитель может быстро получать большее количество качественных услуг и товаров [2, с. 189–216] (Vorontsovskiy, 2020, р. 189–216).
Цифровая модернизация экономики как один из ключевых факторов устойчивого развития является сегодня наиболее актуальной для России. В настоящее время наша страна по многим показателям цифрового неравенства отстает от ведущих стран – лидеров цифрового мира. Цифровой разрыв России обусловлен рядом показателей: уровень развития ИКТ-сектора в экономике; объем и динамика инвестиций в развитие цифровой экономики; темпы роста цифровой экономики; уровень развития цифровых экосистем в бизнесе; уровень доходов населения; состояние человеческого капитала, в том числе и наличие ИКТ-навыков и компетенций [3, с. 26–37] (Safiullin, Moiseeva, 2019, р. 26–37). Не вызывает сомнения важность достижения всех показателей для сокращения уровня цифрового неравенства российской экономики. Однако без развития человеческого капитала и цифровых компетенций невозможно наращивать темп цифровизации экономики, развивать IT-отрасль и внедрять информационные и интеллектуальные технологии в бизнес.
Таким образом, сегодня жизненно важным для российских компаний является наращивание человеческого капитала востребованными цифровыми компетенциями. К ним относят «общие» цифровые компетенции, такие как управление информацией, способность работы с большими неструктурированными данными, эмоциональный интеллект, саморазвитие, тайм-менеджмент и критическое мышление [4, с. 24–28] (Gileva, 2019, р. 24–28). Современные компании в условиях цифровизации не могут обойтись без IT-специалистов, занимающихся вопросами создания и поддержки работоспособности информационно-технических коммуникаций. Для этой категории персонала наиболее востребованными сегодня в соответствии с моделью цифровых компетенций DigComp являются: компетенции в области информации и данных (Information and Data Literacy Competence); компетенции в области коммуникаций и сотрудничества (Communication and Collaboration Competence); компетенции в создании цифрового контента (Digital Content Creation Competence); компетенции в области безопасности (Safety Competence); решение проблем (Problem Solving) [5]. Таким образом, состав компетенций и навыков, которыми должен обладать сотрудник IT-компании, является достаточно обширным и разнообразным. В соответствии с содержанием и характером работы, составом выполняемых функций и обязанностей, необходимых компетенций для выполнения рабочих задач все IT-специализации можно разделить по группам: системные администраторы, разработчики (игр, мобильных приложений, frontend-разработчик, backend-разработчик, fullstack-разработчик), тестировщики, этичный хакер, devops-инженер, системный аналитик, дата-инженер (data engineer), аналитик данных (data analyst), data scientist, ml-инженер, администраторы по внедрению программных и сетевых решений, менеджеры проектов.
Дефицит специалистов в IT-отрасли характерен для всех стран. Резкое увеличение спроса на цифровые навыки было отмечено в США [6] (Alekseeva, Azar, Giné, Samila, Taska, 2021), Великобритании [7, с. 193–208] (O’Connor, 2021, р. 193–208), Словакии [8, с. 994–1001] (Chinoracký, Čorejová, 2019, р. 994–1001) и других странах. В России сложилась аналогичная ситуация. По данным Минэкономразвития РФ, спрос на IT-специалистов в среднем удовлетворен лишь на 75%. Таким образом, российский рынок цифровых профессий является трудодефицитным [9, с. 165–171] (Ahmadullin, 2015, р. 165–171). Наиболее востребованными на рынке труда являются программисты, разработчики приложений, в том числе и мобильных, микросервисов, data scientist и сайтов. Наиболее популярны у работодателей разработчики, специализирующиеся на языках программирования: JavaScript (Node.Js, React, Angular, TS), Java (Spring, Kotlin, APEX), C# (ASP.NET, EF, Unity), Swift (для ios-разработки).
Высокие требования, предъявляемые к IT-специалистам и уровню их цифровых компетенций, сложность и разносторонность выполняемых ими задач находят отражение в особенностях организации оплаты труда данной категории персонала. В условиях высокого спроса на IT-специалистов на рынке труда работодатели вынуждены принимать кардинальные меры по привлечению и удержанию этих сотрудников, предлагая привлекательные формы организации труда и конкурентоспособную заработную плату. В погоне за востребованными специалистами компании предлагают им неоправданно высокую заработную плату, при этом не принимая во внимание влияние различных факторов на ее формирование. Каждая организация устанавливает свои правила в вопросах оплаты труда. Таким образом, на первый план выходят вопросы организации оплаты труда на основе использования единых принципов, правил и методов формирования заработной платы, что позволит компаниям честно конкурировать за IT-специалистов на рынке труда.
Традиционно в IT-компаниях денежное вознаграждение персонала состоит из нескольких частей: базовая заработная плата, включающая оклад; надбавки; доплаты и премии по результатам работы (бонусы в зависимости от размера прибыли компании).
Базовая часть заработной платы является основной для сотрудников и направлена на стимулирование качественного выполнения ими непосредственных трудовых обязанностей. Она формируется под воздействием соотношения спроса и предложения на нее на рынке труда. Персонал IT-компаний, как и работники любых других организаций, заинтересован в повышении именно этой части заработной платы, так как от ее размера зависит их покупательная способность. Небольшая доля базовой части заработной платы в общем заработке негативно сказывается на качестве рабочей силы и на заинтересованности сотрудников к повышению своей квалификации. Особенно это отражается на качестве IT-специалистов и на развитии их цифровых навыков. Во многих российских компаниях размер базовой заработной платы сейчас определяют не на основе анализа рынка труда, учета сложности и функциональных обязанностей сотрудников, а на условиях, которые устанавливают сами специалисты, наиболее востребованные на рынке, с целью их удержания в организации. Особенно это актуально для фирм, занимающихся разработкой цифровых продуктов. Таким образом, на рынке цифровых профессий сложилась парадоксальная ситуация, когда правила игры в вопросах оплаты труда устанавливает не работодатель, а наемные работники. Это является достаточно серьезной проблемой для российских компаний, которую нужно решать, используя различные экономические, административные и управленческие инструменты. Не последняя роль в решении данной проблемы отводится разработке эффективной модели оплаты труда, которая позволяет решать следующие задачи: учитывать характер, сложность и условия труда; отражать профессиональный уровень персонала и учитывать накопленные знания, его мастерство, опыт; соответствовать состоянию рынка труда и адекватно реагировать на все изменения спроса и предложения в каждой профессиональной группе.
В большинстве IT-компаний организация работы персонала построена на проектном подходе, что также отражается на специфике оплаты труда специалистов. В частности, в организации остро стоит вопрос об учете трудового вклада каждого сотрудника в проект. Возникает объективная необходимость создания единой системы оплаты труда, где учитывались бы ценность и значимость каждого рабочего места и должности, вклад сотрудников в результаты деятельности компании и рыночная цена работы и рабочей силы. Разработка такой системы оплаты, которая бы позволила подойти более дифференцированно и объективно к поощрениям сотрудников, и сделает оплату труда более прозрачной, является особо актуальной для российских IT-компаний.
Актуальная для многих российских IT-компаний задача формирования системы оплаты труда специалистов не может быть кардинально решена без разработки единого методического подхода, в основе которого положена технология грейдинга. Использование ранжирования имеющихся в компании должностей по результатам их оценки дает возможность совершенствовать структуру заработной платы: базовая часть заработной платы выплачивается в соответствии с квалификацией, опытом работы, значимостью должности для компании; переменная часть заработной платы зависит непосредственно от результатов работы самого сотрудника.
Таким образом, цель нашего исследования состояла в разработке единого методического подхода к формированию системы оплаты труда специалистов в IT-компаниях. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) обоснована необходимость разработки единого методического подхода к формированию системы оплаты труда IT-специалистов;
2) разработан алгоритм дифференциации базовой части заработной платы на основе технологии грейдинга;
3) составлено описание работ и требований на примере должности инженера-программиста одной из самарских IT-компаний;
4) разработан алгоритм оценки должностей и рабочих мест на основе балльного метода и проведена оценка на примере должности инженера-программиста одной из самарских IT-компаний;
5) разработан справочник факторов для оценки должностей и рабочих мест в самарской IT-компании;
6) проведен сравнительный анализ медианных заработных плат персонала в IT-отрасли по отдельным городам РФ за 2020 год;
7) в качестве примера составлена тарификация должностей и рабочих мест для самарской IT-компании;
8) определена рыночная цена каждого рабочего места и вилка должностных окладов на примере самарской IT-компании.
Результаты
Одной из проблем оплаты труда специалистов в IT-компаниях является отсутствие единого методического подхода к ее формированию. Многие ученые и практики отмечают, что особенностям содержания и организации труда специалиста информационных технологий наиболее отвечает комбинированная форма оплаты труда, т.е. совместное использование повременной и сдельной форм оплаты труда [10, с. 616–618] (Tigay, Bogatyreva, 2020, р. 616–618). С данной точкой зрения можно согласиться при условии, что при выборе системы оплаты труда будут учтены особенности содержания и организации труда IT-специалистов, сложность и ответственность выполняемой работы, состояние нормирования труда, учет его затрат и результатов, уровень требований к качеству и безопасности работ.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что заработная плата персонала в большинстве IT-компаний состоит из двух частей: базовой и переменой. Первая часть включает в себя должностной оклад и является основным источником дохода, так как в структуре заработной платы она имеет наибольший удельный вес. Например, в анализируемой нами компании оклад составляет 60–70% от общего заработка в зависимости от позиции, должности сотрудников и результатов их работы. Базовая часть заработной платы является основной, и ее выплата гарантируется работникам [11, с. 143–158] (Bogatyreva, Dinukova, 2020, р. 143–158). Задачами базовой части заработной платы являются:
1) учет характера, сложности и условий труда, ответственности и других факторов;
2) отражение профессионального уровня персонала и учет накопленных знаний, его мастерство, опыт и т.д.;
3) соответствие состоянию рынка труда, адекватного реагирования на все изменения спроса и предложения в каждой профессиональной группе.
Но многие компании в сфере информационных технологий при определении оклада не учитывают разницу в трудовых функциях и обязанностях, возлагаемых на сотрудников внутри организации. Соответственно, вознаграждение для персонала компании теряет свою ценность и начинает восприниматься им как несправедливое, что приводит в конечном итоге к снижению уровня интенсивности труда сотрудников.
Кроме того, существуют различия в интересах работодателей и наемных работников относительно размеров заработной платы. Если сотрудники заинтересованы в получении достаточно высокой заработной платы (заработная плата является источником дохода), то компании стремятся платить персоналу как можно меньше (заработная плата относится к издержкам производства). Необходимый компромисс между интересами работодателей и наемных работников достигается через организацию оплаты труда, базирующуюся на социальном партнерстве и предусматривающую механизм увязки индивидуальных интересов работников с результатами деятельности предприятий [12, с. 56–63] (Bogatyreva, 2014, р. 56–63). Применение технологии грейдинга в оплате труда решает проблему дифференциации заработной платы персонала IT-компаний.
Разработка системы оплаты труда на основе технологии грейдинга имеет ряд преимуществ: связь оплаты труда и стимулирования работников с бизнес-целями и стратегией компании, получение максимальной отдачи от инвестиций в персонал, обеспечение объективной оценки должности или работ, повышение мотивации сотрудников, прозрачность перспектив роста для персонала, что приводит к сокращению текучести кадров. Все это делает ее привлекательной для компаний.
Процедура разработки системы дифференциации базовой части заработной платы на основе технологии грейдинга включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Анализ и описание работ.
Целью данного этапа является выявление основных характеристик работы и необходимых требований к исполнителям, описание трудовых функций и обязанностей, прав и ответственности персонала в соответствии с занимаемой должностью и выполняемой работой.
В качестве примера авторами статьи были проанализированы основные трудовые функции и обязанности инженера-программиста и составлено описание его работ одной из самарских IT-компаний (табл. 1). Базой для анализа и описания работ послужили: должностные инструкции и профессиональный стандарт (профессиональный стандарт «Программист» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 679н).
Таблица 1
Описание работ и требований к должности инженера-программиста
Название
|
Инженер-программист
| |
Должностная
инструкция
|
Профессиональный
стандарт
| |
Подразделение
|
Отдел
разработки
| |
Наименование
должности
|
Инженер-программист
|
Программист
|
Цель
|
Разработка ПО
|
Разработка,
отладка, проверка работоспособности, модификация программного обеспечения
|
Ключевые
обязанности, функции на проекте
|
1) создание
программного кода в соответствии с техническим заданием
2) оптимизация программного кода с использованием специализированных программных средств 3) оформление программного кода в соответствии с установленными требованиями 5) работа с системой контроля версий |
1) разработка
процедур проверки
работоспособности и измерения характеристик программного обеспечения 2) рефакторинг и оптимизация программного кода 3) исправление дефектов зафиксированных в базе данных дефектов 4) оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач |
Необходимые
знания и умения
|
1) знание
алгоритмов, используемые для решения прикладных задач с помощью соответствующего
программного обеспечения
2) знание правил работы с соответствующей технической документацией 3) языки программирования и среды разработки 4) умение оформлять техническую документацию к проекту 5) знание технологии автоматической обработки и кодирования информации |
Знать:
1) методы автоматической и автоматизированной проверки работоспособности программного обеспечения 2) языки, утилиты и среды программирования, и средства пакетного выполнения процедур 3) основные методы измерения и оценки характеристик программного обеспечения 4) языки программирования и среды разработки Уметь: 1) применять методы и приемы отладки дефектного программного кода |
Образование
|
Высшее или
среднее специальное
|
Высшее
образование – бакалавриат
|
Требуемый опыт
работы
|
Практическая
работа в области разработки не менее года
|
Практическая
работа в области разработки программного обеспечения
не менее 6 месяцев |
Этап 2. Оценка должностей и рабочих мест.
Основная цель оценки должностей и рабочих мест – определение ее относительной ценности для компании. Конечным результатом оценки должностей и рабочих мест будет определение иерархии оплаты. Методической основой оценки должностей и рабочих мест послужило сравнение содержания работ по следующим критериям: профессиональное мастерство, управление, ответственность, сложность и разнообразие.
Оценка должностей и рабочих мест в анализируемой IT-компании проводилась на основе метода баллов. Процедура оценки предусматривала пять этапов.
1-й шаг. Определение ключевых факторов и субфакторов, характеризующих каждую должность (рабочее место) в организации.
2-й шаг. Определение уровней важности.
Для оценки должностей и рабочих мест в самарской IT-компании применялись четыре уровня: минимальный, низкий, средний и высокий.
3-й шаг. Определение формы распределения баллов.
Для оценки должностей и рабочих мест использовалось пропорциональное распределение баллов, предполагающее следующий алгоритм расчета:
- высокий уровень важности – 100% от максимального числа баллов;
- средний уровень важности – 75% от максимального числа баллов;
- низкий уровень важности – 50% от максимального числа баллов;
– минимальный уровень важности – 25% от максимального числа баллов.
4-й шаг. Создание матрицы баллов с учетом значимости (веса) каждого фактора (субфактора).
Приоритетность того или иного фактора зависит от вида деятельности организации. Например, для компании, которая работает в IT-сфере и занимается разработкой программного обеспечения, важнейшим критерием для сотрудников является профессиональное мастерство. Авторами разработана матрица баллов для анализируемой компании (табл. 2).
Таблица 2
Матрица баллов для оценки должностей и рабочих мест в самарской IT-компании
Факторы
и субфакторы
|
Уровни
| |||
Минимальный
(25%) |
Низкий
(50%) |
Средний
(75%) |
Высокий
(100%) | |
1) профессиональное
мастерство
|
300
|
600
|
900
|
1200
|
а) знания и
навыки (60%)
|
180
|
360
|
540
|
720
|
б) опыт работы
(30%)
|
90
|
180
|
270
|
360
|
в) образование
(10%)
|
30
|
60
|
90
|
120
|
2) управление
|
75
|
150
|
225
|
300
|
а)
самостоятельность в принятии решений (60%)
|
45
|
90
|
135
|
180
|
б) наличие
подчиненных (40%)
|
30
|
60
|
90
|
120
|
3) ответственность
|
75
|
150
|
225
|
300
|
а) качество и
своевременность выполнения проекта (60%)
|
45
|
90
|
135
|
180
|
б) обучение
сотрудников (40%)
|
30
|
60
|
90
|
120
|
4) сложность и
разнообразие
|
50
|
100
|
150
|
200
|
а) сложность труда
(80%)
|
40
|
80
|
120
|
160
|
б) разнообразие задач
(20%)
|
10
|
20
|
30
|
40
|
С помощью экспертной оценки руководителей подразделений авторами были распределены веса (%) для каждого фактора и субфактора по степени их значимости для компании. Наиболее значимым, по оценкам экспертов, стал фактор – профессиональное мастерство (60%), далее факторы: ответственность (15%), управление (15) и сложность и разнообразие (10%). Максимальное общее количество баллов для распределения составило 2000 баллов. Далее по степени значимости проранжированы субфакторы внутри факторов с помощью пропорционального метода распределения.
5-й шаг. Разработка справочника факторов.
Для проведения объективной оценки должностей и рабочих мест в компании необходимо составить справочник или классификатор, содержащий описание каждого фактора и субфактора по каждому уровню важности. Справочник факторов приведен в качестве примера в таблице 3.
Таблица 3
Справочник факторов для оценки должностей и рабочих мест в самарской IT-компании
Факторы
и субфакторы
|
Уровни
| |||
Минимальный
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
| |
1)
Профессиональное мастерство
| ||||
а)
знания и навыки
|
Сотрудник
знает основы разработки программного обеспечения, базовую теорию
программирования, умеет выполнять небольшие задачи под контролем старшего
коллеги
|
Сотрудник
отвечает за выполнение рутинных несложных задач под контролем старшего
коллеги, знает основные методы и инструменты разработки, собирает простые
интерфейсы
|
Сотрудник
самостоятельно решает любую типовую для проекта задачу, разрабатывает новый
функционал, умеет работать с интеграцией данных, уверенно применяет
инструменты в работе
|
Сотрудник
разрабатывает и оказывает помощь при построении архитектуры проекта, глубоко
погружается в технологию проектирования программного обеспечения, работает со
сложными задачами, менторствует
над новичками
|
б)
опыт работы
|
Опыт
работы менее 1 года
|
Опыт
работы от
1 года до 3 лет
|
Опыт
работы от
3 до 6 лет
|
Опыт
работы более
6 лет
|
в)
образование
|
Среднее
специальное образование
|
Незаконченное
высшее образование – бакалавриат
|
Высшее
техническое образование – бакалавриат
|
Высшее
техническое образование – магистратура
|
2)
управление
| ||||
а)
самостоятельность в принятии решений
|
Сотрудник
не принимает участие в решениях вопросов, связанных с проектом.
|
Сотрудник
влияет на разработку проекта под руководством старшего коллеги и вносит
изменения в проект после согласования вышестоящего руководства
|
Сотрудник
самостоятельно принимает решение, не ждет согласования от старших коллег,
если это необходимо
|
Сотрудник
определяет организационную политику проекта, самостоятельно принимает
решение, отвечает за неверные решения, приводящие к серьезным потерям компании
|
б)
наличие подчиненных
|
Сотрудник
не имеет подчиненных, прямого руководства нет
|
Сотрудник
не имеет подчиненных, иногда показывает новичкам как правильно выполнить
задание
|
Сотрудник
периодически дает указания, принимает ответственность за выполнение задач на
проекте от других коллег
|
Сотрудник
имеет в подчинении всю команду разработки, отвечает за работу коллег. Выдает
задания и следит за их выполнением
|
3)
ответственность
| ||||
а)
качество и своевременность выполнения проекта
|
Выполнение
задач не сильно отражается на конечном результате. Основная суть работы – выполнение
небольших рутинных задач
|
Сотрудник
работает в основной части команды по разработке, оказывает поддержку
|
Сотрудник
работает в основном производстве продукта, в некоторой степени влияет на
качество и своевременность сдачи проект заказчику
|
Сотрудник
непосредственно влияет на качество и своевременность сдачу проекта заказчику
|
б)
обучение сотрудников
|
Сотрудник
проходит обучение у старшего коллеги
|
Сотрудник
может обучить новичков и подсказать как правильно выполнить задачу, но не
более
|
Сотрудник
имеет несколько сотрудников в подчинении, проводит менторство, обучает
основам разработки на проекте
|
Сотрудник
обучает архитектуре проекта сотрудников с недостаточным опытом работы
|
4)
сложность и разнообразие
| ||||
а)
сложность труда (80%)
|
Сотрудники
выполняют достаточно простые и в основном повторяющиеся работы
|
Сотрудники
выполняют работы средней сложности, которые выполняются под общим
руководством в рамках согласованных целей
|
Сотрудники
выполняют работы достаточной степени сложности, требующие самостоятельности в
рамках согласованных целей.
|
Сотрудники
выполняют сложные задания, требующие специальных компетенций. На сотрудников
возлагается решение сложных и непредсказуемых задач на проектах
|
б)
разнообразие задач (20%)
|
Сотрудник
выполняет рутинную, однообразную работу с одинаковыми действиями
|
Сотрудник
выполняет разнообразную работу в одной области
|
Сотрудник
выполняет разнообразную работу, требующую внимания и концентрации
|
Сотрудники
выполняют разнообразные работы, привлекаются к разным проектам
|
В соответствии с матрицей баллов и справочником факторов нами была проведена оценка должности инженера-программиста, получившая в ходе анализа 1540 баллов. Аналогичным образом были оценены все должности и рабочие места в компании.
Этап 3. Анализ рынка труда и определение рыночной цены работы и рабочего места.
С целью определения цены рабочего места нами был проведен обзор отечественного и зарубежного рынков труда специалистов IT-сферы. В качестве объекта анализа были выбраны сайты «Зарплаты в IT – Хабр карьера», «Статистика заработных плат на hh.ru», «Зарплатомер».
Анализ рынка труда свидетельствует, что в 2020 году медианная заработная плата персонала в IT-сфере составила 113 тыс. руб. В Москве специалисты, задействованные в создании digital-продуктов в IT-сфере, зарабатывают 150 тыс. руб., в Санкт- Петербурге чуть меньше – 130 тыс. руб. Самый низкий уровень заработной платы IT-специалистов в Челябинске (66 тыс. руб.) (рис. 1).
Рисунок 1. Сравнительный анализ медианных заработных плат персонала в IT-отрасли по отдельным городам РФ за 2020 г., тыс. руб.
Источник: составлено авторами по данным сайта «Хабр Карьера» [13].
При определении рыночной цены рабочего места в IT-компании необходимо учитывать и возникший в последнее время дисбаланс спроса и предложения на специалистов информационных технологий. Разработчики, специалисты по тестированию и др. стали массово уходить на удаленную работу, в онлайн, поэтому в текущих реалиях компаниям приходится увеличивать ставку заработной платы ведущих специалистов для удержания и конкуренции с другими компаниями Москвы и Санкт-Петербурга.
С начала пандемии количество компаний, где необходимы IT-специалисты, резко увеличилось, поскольку для них единственным каналом продаж стала digital-индустрия. В настоящее время специалисты, работающие в IT-сфере, необходимы не только технологическим компаниям, поэтому спрос превышает предложение.
В результате массового перехода IT-специалистов в онлайн сфера IT стала более глобальной, многие разработчики, которые живут в России, стали искать работу среди зарубежных работодателей. Часто ожидания по заработной плате кандидатов растут по мере того, как они проходят собеседования в различных компаниях и получают предложения по работе. По оценкам ведущих специалистов по найму, как только кандидат начинает искать работу, он может увеличить свою заработную плату в среднем на 30–40%. Поэтому все больше фирм готовы платить столько, сколько запрашивает разработчик, и идти на его условия.
С этой проблемой столкнулась и анализируемая нами самарская компания. Ситуация на рынке труда вынуждает ее предлагать такую заработную плату кандидатам, которую они запрашивают.
Размер базовой части заработной платы специалистов IT-компании зависит не только от ситуации на рынке труда, но и от внутренней (относительной) ценности должностей и рабочих мест.
Таким образом, по итогам анализа рынка труда в изучаемой самарской IT- компании мы установили оклад в размере 25 тыс. руб. для 1 грейда, к которому отнесли должности администратора хозяйственной части и офис-менеджера.
Этап 4. Установление базовой заработной платы.
Цель данного этапа состоит в объединении должностей и рабочих мест в группы (грейды) и установлении вилок заработной платы для каждого из них.
Количество грейдов зависит от разнообразия рабочих мест и должностей в компании, сложности выполнения трудовых функций и степени их однотипности. В рассматриваемой организации по результатам описания должностей и рабочих мест было определено 10 грейдов, для каждого из которых установлена вилка должностных окладов в пределах диапазона 85–115%. При установлении диапазона окладов был соблюден следующий принцип: процент роста должностного оклада следует принимать не менее 10% в качестве порога, который важен для вознаграждения за работу. Фиксированный процент необходим для строгого контроля за фондом заработной платы. Пример тарификации должностей (рабочих мест) и установления вилок должностных окладов по каждому грейду представлен по самарской IT-компании в таблице 4.
Таблица 4
Тарификации должностей (рабочих мест) и вилки должностных окладов в самарской IT-компании
Грейд
|
Баллы
|
Должность
|
Система месячных окладов, тыс. руб.
| |||
Минимум
|
Среднее
|
Максимум
|
вилка 15%
| |||
10
|
2000
|
Генеральный
директор
|
174,25
|
205
|
235,75
|
61,5
|
9
|
1736–1999
|
Проектный
менеджер
|
153,85
|
181
|
208,15
|
54,3
|
8
|
1669–1735
|
Руководитель
отдела
|
137,275
|
161,5
|
185,725
|
48,45
|
7
|
1502–1668
|
Инженер-программист
|
120,7
|
142
|
163,3
|
42,6
|
6
|
1335–1501
|
Бизнес-аналитик
|
104,125
|
122.5
|
140,875
|
36,15
|
5
|
1168–1334
|
Дизайнер
|
87,55
|
103
|
118,45
|
30,99
|
4
|
1001–1167
|
Специалист
по тестированию
|
70,975
|
83,5
|
96,025
|
25,05
|
3
|
834–1000
|
Системный
администратор
|
54,4
|
64
|
73,6
|
19,2
|
2
|
667–833
|
Административный
персонал
|
37,825
|
44,5
|
51,175
|
13,35
|
1
|
500–666
|
Специалист
АХЧ, офис-менеджер
|
21,25
|
25
|
28,75
|
1,5
|
При приеме нового сотрудника в компанию ему устанавливается минимальный оклад по грейду на время испытательного срока (до 3 месяцев), после окончания испытательного срока данный сотрудник может претендовать на более высокий оклад внутри грейда в соответствии с результатами работы.
Заключение
IT-специалисты сегодня являются востребованной категорией персонала как коммерческими компаниями, так и государственными организациями. Их труд является интеллектуальным, с тем или иным удельным весом творческой деятельности, имеет квалификационную сложность трудовых функций по составу и разнообразию. Все эти особенности должны найти отражение в оплате труда персонала, занимающегося созданием цифровых продуктов, переработкой и предоставлением информации.
Качественное выполнение работы, сдача проекта заказчику в срок, привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов, обеспечение творческого подхода к решению производственных задач – это тот круг проблем, которые должна решать система оплаты и стимулирования персонала IT-компаний.
Как показывает практика, весьма сложно найти универсальный метод оплаты труда, который учитывал бы интересы и работодателя, и сотрудника. Применение технологии грейдинга помогает «увязать» оплату труда и логику бизнеса.
Таким образом, внедрение новой системы оплаты трута на основе технологии грейдинга позволит организации быть более конкурентоспособной на рынке труда, снизит текучесть кадров и повысит удовлетворенность сотрудников.
Источники:
https://elibrary.ru/item.asp?id=42936829
2. Воронцовский А.В. Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние// Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2020. – Т. 36. - Вып. 2. - С. 189-216
DOI: 10.21638/spbu05.2020.202
https://elibrary.ru/item.asp?id=43139195
3. Сафиуллин А.Р., Моисеева О.А. Цифровое неравенство: Россия и страны мира в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2019. - Т. 12 - № 6. - С. 26–37. DOI: 10.18721/JE.12602, с. 26-37
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41802881
4. Гилева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала//Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. - 2019. - № 2(28). - С. 24-28
DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38507719
5. DigComp 2.1. The Digital Competence Framework for Citizens. With Eight Proficiency Levels and Examples of Use. [Электронный ресурс]. URL: http:// publications.jrc.ec.europa.eu/repository/ bitstream/JRC106281/web-digcomp2.1pdf_ (online).pdf (дата обращения: 17.01.2021)
6. Alekseeva, L., Azar, J., Giné, M., Samila, S., Taska, B. The demand for AI skills in the labor market. Labour Economics, 2021, 71, 102002. DOI:10.1016/j.labeco.2021.102002
7. O’Connor, C. 12 - Closing the digital skills gap: Working with business to address local labour market policy. Future Directions in Digital Information, 2021, 193-208 DOI: 10.1016/B978-0-12-822144-0.00012-4
8. Chinoracký, R., Čorejová, T. Impact of Digital Technologies on Labor Market and the Transport Sector. Transportation Research Procedia, 2019, 40, 994-1001, DOI:10.1016/j.trpro.2019.07.139
9. Ахмадуллин А.Р. Особенности персонала и специфика трудовой деятельности в отрасли информационных технологий как основа повышения конкурентоспособности персонала // Вестник ГУУ. - 2015. - №13. - С. 165-171
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26178941.
10. Тигай В.А., Богатырева И.В. Особенности оплаты труда IT- специалистов// Наука XXI века: актуальные направления развития: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции. - 2020. - Вып. 1, ч. 1. - С. 616-618
https://elibrary.ru/item.asp?id=43458504
11. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях// Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 2. – с. 143 – 158 DOI: 10.18334/et.8.2.111694
https://elibrary.ru/item.asp?id=44927523
12. Богатырева И.В. Концептуальный подход к сущности заработной платы в условиях современной экономики// Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. Самара: Изд-во «САГМУ». - 2014. - № 2 (29) – С. 56 – 64 https://elibrary.ru/item.asp?id=21724343
13. [Электронный ресурс].URL: https://habr.com/ru/article/540718/(дата обращения: 18.01.2021)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:20