Социально-экономические аспекты исследования роли воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в новой экономике

Чжан Тяньхуэй1
1 Московский педагогический государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда
Том 8, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Чжан Тяньхуэй Социально-экономические аспекты исследования роли воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в новой экономике // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 12. – С. 1445-1458. – doi: 10.18334/et.8.12.114041.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48000001

Аннотация:
Актуальность исследования определяется ведущей ролью воспроизводства человеческого фактора в воспроизводственной системе новой экономики. Новизна авторского подхода заключается в выделении роли особого слоя высококвалифицированных сотрудников в структуре воспроизводства человеческих ресурсов, которые обладают необходимыми профессиональными компетенциями и навыками для формирования и развития новой экономики. Автором определены социально-экономические аспекты исследования роли воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в новой экономике, показана взаимосвязь между увеличением численности высококвалифицированных сотрудников и характеристиками индекса человеческого развития, повышением эффективности использования факторов производства, экономическим ростом, инвестициями в образования, науку, культуру. Обосновывается стабилизирующая роль высококвалифицированных сотрудников в воспроизводственной системе новой экономики как «нового среднего класса». Автор опиралась на общепризнанные теоретические концепции воспроизводства, теоретические методы, статистические и графические методы исследования. Результаты могут быть использованы для понимания социально-экономических аспектов расширенного воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в целях государственного регулирования воспроизводственных процессов в новой экономике.

Ключевые слова: воспроизводство, высококвалифицированные сотрудники, новая экономика, новый средний класс

JEL-классификация: A12, J01, J21, J24



Введение

Совокупность вопросов по воспроизводственной проблематике всегда находилась в центре внимания исследователей на различных этапах развития экономических систем. В экономической стратегии современных государств значительное место занимает сфера образования и подготовка высококвалифицированных сотрудников, что объективно вытекает из ведущей роли человеческого фактора и отчетливо проявляющейся тенденции усиления значения творческих и интеллектуальных потенций человека в новой экономике.

В работах исследователей при раскрытии содержания «новая экономика» упор сделан на термине «новая», подчеркивая новационность всех элементов, включенных в систему технико-технологических, организационно-экономических, социально-экономических, институциональных и ценностно-аксиологических отношений общества [1] (Chzhan Tyankhuey, Platonova, 2021). Под влиянием трендов новой экономики трансформируется процесс воспроизводства человеческих ресурсов как формы организации функционирования и развития производительных сил общества, которая включена в систему социально ориентированной рыночной экономики в новых условиях.

В новой экономике на первый план выходит решение социально-экономических задач воспроизводства не абстрактных человеческих ресурсов, то есть человеческих ресурсов «вообще», а высококвалифицированных специалистов, которые составляют основу среднего класса. Вместе с тем в структуре высококвалифицированных специалистов необходимо выделить слой сотрудников, которые обладают профессиональными компетенциями и надпрофессиональными навыками для работы в соответствии с требованиям развития ключевых сфер Индустрии 4.0 (облачные вычисления, искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей, кибербезопасность, электронная коммерция и др.).

В этой связи цель статьи – обобщить и систематизировать социально-экономические аспекты исследования роли воспроизводства человеческих ресурсов в воспроизводственной системе новой экономики. Новизна авторского подхода заключается в конкретизации структуры воспроизводства человеческих ресурсов в новой экономике путем выделения особого слоя высококвалифицированных специалистов, которые составляют основу формирования нового среднего класса и обладают необходимыми компетенциями и навыками для развития новой экономики.

Методология и источники исследования

В статье используются общепризнанные теоретические концепции воспроизводства, теоретические методы (анализ и синтез, единство исторического и логического, абстракция, генерализация), статистические и графические методы исследования. Автором проанализированы информационные материалы международных отчетов, официальные данные государственной российской статистики, публикации российских и зарубежных авторов, а также информация, размещенная на официальных сайтах организаций в сети Интернет.

Результаты исследования

В настоящее время, по данным зарубежных аналитиков, к высококвалифицированным сотрудникам, которые составляют основу среднего класса, относят свыше 50% всего населения земного шара. При этом к 2030 году численность среднего класса достигнет 5,3 млрд чел., или увеличится на 1,7 млрд человек [2]. Данная оптимистическая оценка основана на учете одного их факторов увеличения численности среднего класса, а именно, на глобальном росте благосостояния и повышения среднедушевых ежемесячных доходов в домохозяйствах практически во всех странах мира в период до пандемии COVID-19. Однако в условиях новой экономики основными факторами отнесения представителей наемного труда, предпринимателей или самозанятых к среднему классу являются рентоприносящий уровень образования, профессиональный статус и наличие сформированного человеческого капитала, соответствующего требованиям Индустрии 4.0 [3, c. 42] (Tikhonova, 2020, р. 42).

В современной экономике с точки зрения социально-экономических аспектов исследования воспроизводства человеческих ресурсов наиболее часто применяемым в международной практике параметром для характеристики человеческих ресурсов в различных странах является международный индекс человеческого развития (ИЧР).

Основная особенность комплексного ИЧР, отражающего ожидаемую продолжительность жизни при рождении, ожидаемые годы обучения и уровень образования, реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП), заключается в том, что его высокое значение обеспечивается и поддерживается в странах со значительным слоем высококвалифицированных сотрудников, занятых в производстве товаров и услуг, в также предпринимательской деятельностью (рис. 1).

Рисунок 1. Страны с самым высоким уровнем ИЧР в 2020 году

Источник: составлено автором на основе [4].

Страны, не имеющие в социально-экономической основе устойчивого и массового отряда высококвалифицированных специалистов, даже при высоких темпах роста экономики отличаются относительно низким уровнем конкурентоспособности национальной экономики. Другими словами, на конкурентное позиционирование национальной экономики влияет не только технико-технологический уклад, государственная экономическая политика, институциональная структура экономики, уровень корпоративного управления, но и профессионально-квалификационная структура человеческих ресурсов, обусловливающая характер и уровень экономической и инвестиционной культуры общества, динамику совокупного спроса, уровня инвестиций в человеческий капитал.

Выделим роль, которую играют высококвалифицированные сотрудники в воспроизводственной системе стран, которые характеризуются технико-технологической многоукладностью, но стремятся к расширению основ Индустрии 4.0. Это позволит аргументировать значимость нашего исследования для обоснования его важности для процесса воспроизводства человеческих ресурсов и ускорения имплементации в России технико-технологических и социально-экономических основ новой экономики.

Наличие в структуре воспроизводства человеческих ресурсов высококвалифицированных сотрудников обеспечивает эффективное использование факторов производства. Высокая мотивация к труду и предпринимательской деятельности представителей данного высококвалифицированного отряда специалистов, получивших высшее образование не ниже бакалавриата, выступает источником благосостояния текущего и будущих периодов и отражает их нацеленность на максимизацию и капитализацию факторных доходов, в том числе в человеческий капитал. Необходимым условием эффективности применения факторов производства является «высококвалифицированность» человеческих ресурсов, интеллектуализация труда и предпринимательской способности, ориентированных на компетентностный успех и формирование «цифрового» человека в условиях перехода общества к новому технико-технологическому укладу [5] (Suleymankadieva, Petrov, Aleksandrov, Popazova, 2021).

Данные сотрудники в составе человеческих ресурсов, включенные в систему экономических и социальных взаимодействий, обеспечивают высокий уровень общественной и региональной производительности труда, а также снижение трансакционных издержек и повышение деловой активности. Как показывают расчеты исследователей [6] (Samusenko, 2021), это приводит к более производительному использованию наличных факторов производства и повышению уровня конкурентоспособности как национальных предприятий, так и национальной экономики в целом.

С другой стороны, как известно, факторы производства детерминированы ресурсными ограничениями. В принципе, эта проблема в настоящее время решается переходом на качественно новый уровень технико-технологического развития и качественным улучшением вещественного фактора, в основе которого лежит имплементация технико-технологических идей Индустрии 4.0 (робототехника, нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать и др.).

Основными экономическими субъектами этих процессов в условиях новой экономики является слой высококвалифицированных сотрудников, составляющих основу нового среднего класса и обладающих такими качествами, как аналитическое мышление, креативность, инициативность, эмоциональный интеллект, комплексное решение проблем, лидерство [7].

Позиция относительно того, что наличие в воспроизводственной структуре высококвалифицированных сотрудников (средний класс), составляющих большинство населения, обеспечивает устойчивый экономический рост экономики, является наиболее распространенной среди исследователей [8, 9] (Bettler, 2009; Platonova, 2006). Его количественный рост рассматривается как результат эффективных механизмов функционирования социально-экономических факторов рыночной экономики и следствие интенсивного типа экономического прогресса. Именно в экономическом поведении высококвалифицированных сотрудников реализуются факторы интенсивного экономического роста (мобильность и эффективность распределения ресурсов; экономия на масштабе; рост образования и профессионального уровня работников, совершенствование менеджмента и др.). В этой связи закономерен рост удельного веса окончивших бакалавриат и выше в технологически передовых экономиках. Так, в американской экономике данный показатель среди молодежи 25 лет и старше увеличился с 2000 г. по 2020 г. на 11,9% и составил 37,5% [10].

В допандемийный период позитивная динамика ВВП в развитых и развивающихся странах давала аргументы в пользу тезиса о значительной роли высококвалифицированных специалистов в обеспечении глобального экономического роста за счет их участия в фундаментальных и прикладных исследованиях и регистрации патентов. Так, увеличение числа патентов на 1% может повысить производительность на одного работника на 0,04%, а повышение собственных фундаментальных исследований в какой-либо стране на 10% может повысить производительность на 0,3% [11]. О возрастающей роли высококвалифицированных специалистов в обеспечении прогресса российской экономики свидетельствует рост на 16% числа действующих патентов на изобретения, промышленные модели и полезные образцы в 2020 году по сравнению с 2015 годом [12]. Применение «сквозных» технологий Индустрии 4.0, которые в том числе обеспечиваются действующими патентами, по оценке экспертов, позволяет повысить производительность труда на 40% [13] (Gorodnova, 2021).

Развитые страны имеют высокие затраты на труд и одновременно высокую производительность труда, которая достигается в первую очередь за счет социальных инвестиций в образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, окружающую среду. Однако начиная с 2019 года государства с высоким и средним уровнем дохода увеличивали инфраструктурные инвестиции, развивая информационно-телекоммуникационные технологии для перехода университетов на электронное обучение и дистанционные формы организации образовательного процесса. По оценке западных экспертов, в 2019 году глобальные инвестиции в образовательные технологии достигли 18,66 млрд долл. США, а общий рынок онлайн-образования к 2025 году, по прогнозам, будет оцениваться в 350 млрд долл. США [14].

Данные мероприятия в российских университетах в целом обеспечили, за исключением локдаунов, непрерывность учебного процесса, подготовку и выпуск высококвалифицированных специалистов по профессиям, которые необходимы для развития новой экономики (рис. 2).

Рисунок 2. Выпуск в российских вузах высококвалифицированных специалистов по профессиям новой экономики в 2017, 2020, 2021 годах

Источник: составлено автором на основе [15].

Профессиональное развитие высококвалифицированных сотрудников в технологически передовых странах в первую очередь происходит по сценарию окончания престижного университетского образования, затем – работы или бизнеса, требующих высокого уровня профессиональных компетенций и достижения высокого социального и материального статуса. При этом представители нового среднего класса характеризуются схожим образом жизни, предполагающим определенные стандарты потребления, финансового поведения, жизненные приоритеты, культурные ценности и предпочтения.

Высокий спрос на высококвалифицированных сотрудников в новой экономике обеспечивает им возрастающий доход, мотивирующий развитие интеллектуального потенциала, приобретение новых профессиональных компетенций в процессе постоянного повышения квалификации и культурного уровня. Так, основными потребителями продуктов и услуг сферы культуры (театр, музыка, кинематограф, книги, живопись и т.д.) являются в основном представители данной страты. Как справедливо отмечают исследователи [16] (Kamaltdinova, 2008), роль социальных инвестиций в капитал культуры является условием любой профессиональной подготовки, создавая предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы и передачи культурного достояния общества из поколения в поколение.

Одной из особенностей воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в новой экономике, на наш взгляд, является их способность к профессиональной мобильности и в то же время быстрой адаптации к социально-экономическим переменам, освоению новых идей и технологий, обновляющих человеческий капитал и реализующихся в склонности к предпринимательскому и профессиональному рискам, активному участию в социальной жизни и развитию социальной сферы. Кроме того, у представителей нового среднего класса возрастает особая заинтересованность в повышении качества жизни социума – среде экологически благополучного обитания, воспитания подрастающего поколения и его будущего.

Согласно концепции благосостояния как возможности свободы потребительского выбора А. Сена [17] (Sen, 2003), социально-экономический статус человека должен оцениваться в зависимости от возможности людей вести такую жизнь, которую они считают достойной. Как правило, формирование определенного уровня потребления культурных ценностей у индивидов связано с социально-институциональной средой воспитания и образа жизни. Масштабный средний класс оказывает основное влияние на их формирование и развитие, а преемственность поколений данной страты сохраняет и качественно преобразует структуру и уровень данных потребностей, причем не только в качестве потребителя, но и как производителя этих ценностей.

В новой экономике высококвалифицированные сотрудники обеспечивают освоение и распространение управленческих и информационно-инновационных технологий, новых и более высоких стандартов потребления и вместе с этим сохранение устойчивого спроса на знания, образование, необходимую социальную инфраструктуру и поддерживают устойчивую мотивацию к творчеству.

Высококвалифицированные сотрудники выполняют стабилизационную роль в воспроизводственной системе общества. Российский исследователь Дилигенский Г.Г. выделяет две наиболее важные функции высококвалифицированных специалистов в новой экономике – «политической активности» и «стабилизирующую функцию» [18] (Diligenskiy, 2002). Автором подчеркивается влияние представителей данной группы на формирование государственного устройства в силу своей массовости и заинтересованности в стабильной политической и социально-экономической ситуациях.

Другими словами, Г.Г. Дилигенский пишет о том, что представители высококвалифицированных сотрудников в новой экономике в силу своей численности, образованности, компетентности и статусности оказывают решающее влияние на политическую и социально-экономическую стабильность в стране. Это влияние обусловлено в первую очередь их способностью эффективно использовать инновационные факторы производства и высокой доходностью от трудовой и предпринимательской деятельности. В этой связи рациональное экономическое и социальное поведение данной страты способствует формированию стабильного общества, что, по нашему мнению, уже является основополагающей ролью среднего класса и его функцией.

Значительный методологический потенциал имеет синергетическая трактовка роли высококвалифицированных сотрудников, которая базируется на их социально-экономических характеристиках, психологических особенностях, ценностях, профессиональной мотивации и интересах как едином целом. Данный подход, по нашему мнению, связывает уровень развития современного общества с уровнем сформированности универсальных и профессиональных компетенций высококвалифицированных сотрудников и их ценностными ориентациями.

Высококвалифицированные специалисты в новой экономике выступают носителями инновационной информации и стремятся к самореализации через участие в инновационных проектах, инициированных малым, средним и крупным бизнесом. В этом отношении в новой экономике правомерно рассматривать высококвалифицированных сотрудников как представителей преимущественно «нового среднего класса», выступающих катализаторами новаций и инициаторами масштабных инновационных проектов.

Формирование устойчивого среднего класса в России следует рассматривать как критерий успешности проводимых в стране экономических и социальных трансформаций. В этом отношении оценку численности среднего класса в России в размере около 40% населения можно считать результатом успешной социально-экономической трансформации по сравнению с состоянием российской действительности в 90-х годах прошлого века [3, c. 52] (Tikhonova, 2020, р. 52). Однако для устойчивого социально-экономического развития и перехода к прорывному сценарию, заложенному в федеральных документах стратегического планирования [19], необходимо, по нашему мнению, увеличить численность среднего класса до среднего мирового показателя (50%) за счет подготовки соответствующих специалистов высшего уровня квалификации для работы в условиях новой экономики.

В основе реализации функций высококвалифицированных сотрудников в новой экономике лежит особое социально-экономическое положение, которое позволяет удержать и укрепить свою статусную позицию; максимизировать факторные доходы; выступать источником удовлетворения общественных потребностей, социально-экономической помощи и поддержания малообеспеченных и нетрудоспособных граждан; обеспечивать устойчивое повышение уровня благосостояния; не обращаться к правительству за материальной помощью в виде трансфертных платежей; реализовывать преимущественно инвестиционную экономическую стратегию; формировать основные тенденции развития потребительского спроса.

Сокращение численности высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями нового среднего класса, может быть следствием снижения престижа интеллектуальных профессий, уменьшения затрат на научные исследования и разработки, общего снижения уровня жизни в совокупности с либерализацией миграционной политики. Такая ситуация в 90-е годы пошлого века в России привела к эмиграции той части населения, которая представляла высококвалифицированных специалистов и основу среднего слоя в развитых экономиках [20] (Platonova, Glazkova, 2015). По оценке исследователей, удельный вес «утечки умов» в период 1992–1999 гг. в общей эмиграции из России возрос с 14 до 31%, что уменьшило расходы принимающих государств на подготовку высококвалифицированных специалистов [21, с. 330] (Iontsev, 2001, р. 330). Вместе с тем необходимо учитывать встречные миграционные потоки носителей интеллектуального капитала, к которым относятся специалисты с высшим образованием. Так, с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция ежегодного миграционного прироста всех групп населения, включая высококвалифицированных специалистов [22]. По данным Росстата, в 2020 году миграционный прирост лиц с высшим профессиональным образованием составил 19 477 чел., включая 279 лиц с научными степенями [23]. Это свидетельствует о потенциальных возможностях включения в российскую экономику дополнительных высококвалифицированных специалистов и расширения основ нового среднего класса.

Заключение

Современная ситуация в российской экономике свидетельствует о все еще сохраняющейся в ряде сфер «ресурсорасточительной» траектории развития. Вместе с тем состояние технико-технологического потенциала России характеризуется построением основ новой экономики, которое охватило в первую очередь военно-техническую сферу и обеспечило повышение роли высококвалифицированных сотрудников в воспроизводственной системе российской экономики. Однако формирование инновационного кластера в России, закрепление инновационных элементов в экономике России происходит неравномерно и не является гарантом для ускорения темпов роста, а также снижения зависимости от «нефтяной иглы». Можно проинвестировать экспортные доходы, собранные в Фонде национального благосостояния, в крупные инновационные и национальные проекты, но отдача от них (в том числе в виде темпов экономического роста) будет только тогда, когда этот потенциал сможет реализовываться в комплексе с формированием на каждой воспроизводственной фазе высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями Индустрии 4.0. Речь идет о развитии социальной инфраструктуры, повышении уровня социальной вовлеченности, доступности качественного высшего образования, адекватной цене на жилищные и ипотечные услуги, а также других параметрах качества жизни нового среднего класса.

Расширенное воспроизводство высококвалифицированных сотрудников, составляющих новый средний класс, предполагает усиление действия социально-экономических факторов; формирование у большей части населения стабильной доходной базы; повышение уровня инвестиционной грамотности; совершенствование правовой базы обеспечения инвестиционного процесса; повышение требований к качеству финансовых инструментов, обращающихся на российском рынке капитала; формирование системы интересов, моральных ценностей и мотиваций к активной экономической деятельности.

Особенностью воспроизводства человеческих ресурсов в новой экономике является то, что необходимо целенаправленно формировать и развивать достаточно тонкий слой высококвалифицированных сотрудников, которые обладают особыми навыками и компетенциями, соответствующими Индустрии 4.0. Наряду с материальными факторами формирования данного слоя высококвалифицированных сотрудников, по своим качествам соответствующего новому среднему классу, существуют нематериальные факторы, связанные с социальными, культурными и психологическими особенностями. Эти факторы оказывают большое влияние на социально-экономические отношения в современной России, прежде всего через сферу использования человеческого капитала, отношения внутри производственных коллективов и социальную организацию общества (уровня системы социальных институтов и характера мотиваций и интересов).

Решение всего комплекса социально-экономических задач, направленных на улучшение социально-экономического благополучия высококвалифицированных сотрудников в широком значении данного понятия, по нашему мнению, становится необходимым условием для активизации процессов имплементации принципов новой экономики в России и повышения роли высококвалифицированных сотрудников, занятых трудовой и предпринимательской деятельностью.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для определения социально-экономических аспектов расширенного воспроизводства высококвалифицированных специалистов в целях государственного регулирования воспроизводственных процессов в новой экономике.


Источники:

1. Чжан Тяньхуэй, Платонова Е.Д. Воспроизводство человеческих ресурсов: содержание, особенности, индикаторы в новой экономике // Финансовая экономика. – 2021. – № 9. – c. 60-62.
2. Homi Kharas, Kristofer Hamel A global tipping point: Half the world is now middle class or wealthier. Brookings.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2018/09/27/a-global-tipping-point-half-the-world-is-now-middle-class-or-wealthier/ (дата обращения: 25.11.2021).
3. Тихонова Н.Е. Средний класс в фокусе экономического и социологического подходов: границы и внутренняя структура (на примере России) // Мир России: Социология, этнология. – 2020. – № 4. – c. 34-56. – doi: 10.17323/1811-038X-2020-29-4-34-56.
4. Human Development Index (HDI) Ranking. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/content/latest-human-development-index-ranking (дата обращения: 25.11.2021).
5. Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н., Попазова О.А. Развитие человеческого капитала в условиях перехода общества к новому технологическому укладу // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114013.
6. Самусенко С.А. Эконометрический анализ факторов роста производительности труда на уровне страны и региона // Экономика труда. – 2021. – № 8. – c. 763-784. – doi: 10.18334/et.8.8.112834.
7. The Future of Jobs Report 2020. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 26.11.2021).
8. Бэттлер А. Контуры мира в первой половине XXI века и чуть далее // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 1. – c. 29.
9. Платонова Е.Д. Современная теория и практика накопления (трансформационный аспект). / Монография. - М: АПКиППРО, 2006. – 367 c.
10. Table 104.10. Rates of high school completion and bachelor's degree attainment among persons age 25 and over, by race/ethnicity and sex: Selected years, 1910 through 2020. Nces.ed.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://nces.ed.gov/programs/digest/d20/tables/dt20_104.10.asp (дата обращения: 28.11.2021).
11. В чем важность фундаментальной науки для экономического роста?. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2021/10/06/blog-ch3-weo-why-basic-science-matters-for-economic-growth (дата обращения: 26.11.2021).
12. Поступление патентных заявок и выдача охранных документов в России. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 25.11.2021).
13. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 911-928. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
14. The COVID-19 pandemic has changed education forever. This is how. Weforum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning (дата обращения: 28.11.2021).
15. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Minobrnauki.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed (дата обращения: 29.11.2021).
16. Камалтдинова Р.М. Человеческий капитал как приоритетный объект инвестиций // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5. – c. 198-199.
17. Sen A. On Ethics & Economics. - Oxford: Blackwell Publishing, 2003. – 93 p.
18. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. - М.: И.Ф. Общественное мнение, 2002. – 8(284) c.
19. Единый план по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Mineconom.gov74.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
20. Платонова Е.Д., Глазкова А.А. Накопление и воспроизводство человеческого потенциала: современный взгляд на теорию и практику. / Монография - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: АПКиППРО, 2015. – 187 c.
21. Ионцев В. Экономические и демографические аспекты «внешней» миграции населения в России. / В книге: Эмиграция и репатриация в России. - М.: Попечительство о нуждах рос. репатриантов, 2001. – 293-391 c.
22. Россия в цифрах. 2020. / краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 80-83 c.
23. Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по уровню образования и причинам смены места жительства в Российской Федерации в 2020 году. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/q9wFke4y/bul-migr20.xlsx.

Страница обновлена: 24.05.2022 в 12:20:50