Концепция Web 3.0 или инструмент управления организациями будущего

Терехин Д.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (43), Июль 2010

Цитировать:
Терехин Д.А. Концепция Web 3.0 или инструмент управления организациями будущего // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 7. – С. 122-127.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112942

Аннотация:
Развитие всемирной сети Интернет привело к широкому вовлечению пользователей в социальные сети различного типа и профиля. Во многих случаях социальные сети стали основным механизмов взаимодействия как отдельных пользователей, так и их групп. Развитие технологий и навыка использования социальных сетей позволяет предположить, что их потенциал позволит упорядочить деятельность организаций, все в большей степени полагающихся на креативный труд высококвалифицированных сотрудников – «менеджеров знаний».

Ключевые слова: интернет, управление знаниями, креативность, знания, эффективные организации, социальная сеть, адхократическая конфигурация, web 30



Одним из ключевых факторов современного развития общества является продолжающаяся его компьютеризация наряду с распространением Интернета. При этом данный процесс протекает весьма стремительно. Так, если в 1995 г. число пользователей Интернета не превышало 16-17 млн., ожидается, что в самое ближайшее время (2010-11 гг.) их количество превысит 1,8 млрд. При этом налицо не только количественный рост, но и качественный. Всемирная сеть Интернет все в большей степени превращается из хранилища информации в важнейшее средство коммуникации, социальную арену. Подтверждением данной тенденции является исключительно стремительный рост популярности разнообразных социальных сетей. Примером подобных социальных сетей является сеть Facebook, которая насчитывает более 400 млн. активных пользователей.

Немного истории

Отсчет истории развития всемирной сети Интернет начинается с первой половины 1990-х годов, когда произошло объединение действующих на тот момент сетей передачи информации в единую сеть. Появилась возможность подключения к сети по телефонной линии, были запущены первые интернет браузеры. Здесь можно выделить два этапа, получивших названия Web 1.0 и Web 2.0.

Всемирная сеть первого поколения Web 1.0 представляла собой в большей степени способ изложения информации. Другими словами, пользователь являлся достаточно пассивным, не имея возможности оказывать посредством сети воздействие на контент. По мере развития применяемых технологий, таких как широкополосные сети, удобные интерфейсы браузеров, новые интернет сервисы, каждый отдельный пользователь получил возможность не только влиять на предоставляемую ему информацию, но и самому участвовать в ее создании, что знаменовало собой переход на качественно новый уровень – Web 2.0. И интернет-сервис Facebook является одним из наиболее ярких примеров глобальных сетей второго поколения, которым, собственно говоря, мы пользуемся сегодня. Примечательно, что при подготовке данного материала были использованы интернет сервисы второго поколения, к примеру, ресурс www.wikipedia.org – интернет-энциклопедия, формируемая самими пользователями.

При рассмотрении вопросов, связанных с Web 1.0 и Web 2.0, практически всегда возникает вопрос – что же будет представлять собой Web 3.0.

На сегодняшний день существуют несколько определений Web 3.0. Так, согласно одному из них, Web 3.0 в первую очередь является семантической сетью – основная идея такого толкования Web 3.0 основана на внедрении программного языка, соответствующим образом описывающего информацию для организации автоматического обмена ею между базами данных. Другим распространенным определением Web 3.0 является концепция менеджеров знаний. Согласно этой концепции, центральное место в системе занимает менеджер знаний - эксперт в конкретной области, привносящий в сообщество (Web 2.0) качественную отобранную информацию (Web 1.0) и тем самым избавляющий рядового пользователя от необходимости поиска и оценки. Также термин Web 3.0 определяют как взаимодействие Интернета с физическим миром, однако до широкого внедрения интерактивных технологий в бытовое обращение о новом поколении Web в таком смысле говорить рано.

Как видно, единая трактовка термина Web 3.0 на сегодняшний день отсутствует, однако приведенные выше описания данного явления сходятся в одном - Web 3.0 является новой и более совершенной системой передачи информации, способной самостоятельно принимать в этом процессе непосредственное участие. Внедрение Web 3.0 позволит систематизировать во многом хаотичную сеть связей и перемещаемые по ней потоки информации – создать упорядоченную сеть.

Сеть как она есть

Изучение сетей как групп объектов, объединенных определенными связями, развивается уже достаточно длительное время. В математике изучение сетей было оформлено в теорию графов. В социальных же науках изучение сетей в том или ином виде затрагивало практически все наиболее значимые исследования, в том числе и в области менеджмента. Сложность изучения сетей в социальных науках обусловлена крайней неоднородностью объектов и связей между ними. Несмотря на это, существование социальных сетей очевидно, примером чего и являются такие интернет-сервисы, как Facebook. Высокая популярность данного сервиса свидетельствует о том, что современный человек не только готов к подобного рода коммуникациям, но и ощущает нужду в них. Следовательно, необходимо их более широкое внедрение и дальнейшее развитие.

Одним из возможных путей развития социальных сетей является их повсеместное внедрение в корпоративном секторе. Применение современных информационных технологий может позволить выстроить организацию не столько как формальную структуру, сколько как сообщество.

Сегодня для многих организаций особое значение приобретает труд высококвалифицированных специалистов различного профиля. Организация деятельности таких специалистов ради достижения общей цели и является важнейшей задачей современного менеджмента. При этом важно не ограничить их способности к новаторству, сохранив тем не менее возможность планирования и контроля их деятельности. Все большее число организаций ныне приобретают адхократическую конфигурацию, дающую возможность для инноваций. Для адхократической конфигурации свойственно отсутствие стандартизации и регламентации деятельности. Члены подобной организации формируют функциональные единицы – команды, обладая при этом достаточно широкой свободой действий. Зачастую организациям, построенным по принципу адхократии свойственны определенные координационные сложности.

Наиболее уместным в этой связи представляется использование потенциала социальных сетей какмеханизма интеграции знаний в различных областях в единый процесс и координации деятельности их носителей. Для организаций будущего применение такого механизма интеграции высококвалифицированных сотрудников либо групп сотрудников, представляющих собой функциональные единицы, позволит создать информационную среду, выполняющую не только часть функций управленческой системы и улучшающую коммуникации, но и позволяющую функциональным единицам в значительной степени раскрыть творческий потенциал за счет неиерархичности ее построения. При этом действие данной социальной сети должно следовать определенным правилам и алгоритмам, что повысит ее надежность и функциональность для решения конкретных задач участников. Таким образом, мы говорим об упорядоченной социальной сети организации.

Каким же образом представляется действие социальной сети в организации?

Внедрение подобной системы должно происходить естественным, органическим путем, параллельно с развитием самой организации. Конфигурация любой организации представляет собой эволюционирующую под воздействием как внешних, так и внутренних факторов структуру.

ранние стадии развития организации характеризуются минимальным регламентированием деятельности и отсутствием четкой оргструктуры, то по мере развития отдельные структурные элементы, а вернее рабочие созвездия, приобретают все более четкие очертания, формируются стабильные каналы взаимодействия, общепринятые механизмы решения тех или иных задач. Таким же образом предположительно должно происходить и развитие внедренной социальной сети.

На ранних этапах функционирования действующая система выполняет в большей степени коммуникационную функцию, вовлекая всех участников организации в процессы взаимного согласования, в ходе которых организация вырабатывает механизмы, необходимые для решения стоящих перед ней задач.

Ход развития организации соответствующим образом влияет на социальную сеть, действующую в ней: обретают более четкие очертания отдельные ее каналы, линии коммуникации, происходит накопление информации. На более поздних стадиях развития организации действующая в ней социальная система в большей степени выполняет информационную функцию, являясь обширной базой данных, содержащей материалы в отношении различных аспектов деятельности. При этом коммуникационная функция не утрачивается, а наоборот усовершенствуется посредством внедрения соответствующих приложений и сервисов.

Продолжая рассуждение на тему построения систем Web 3.0, можно сделать предположение, что построение организационной сети «менеджеров знаний» как раз и является новым витком развития коммуникационных технологий и выводит их на более высокий уровень. Организации должны последовательно внедрять сетевые принципы взаимодействия сотрудников, которые в условиях постиндустриального и информационного общества становятся «менеджерами знаний».

Данное предположение в свою очередь вписывается в теорию волнового характера процессов объединения и разобщения. Согласно данной теории, процессы стандартизации, унификации, объединения в единое целое, достигнув определенной точки, сменяются на противоположные им процессы, при этом каждый виток такого развития происходит на качественно новом уровне.

Выводы

В случае с применением сетевых технологий Web 1.0, представляющий сообщество держателей контента информации, эволюционировал в Web 2.0, то есть глобальную социальную сеть, бесконтрольное насыщение которой несистематизированной информацией является ее главной угрозой и стимулом развития. Эволюция Web 2.0 в Web 3.0, предполагает не только переход на качественно новый уровень, но и индивидуализацию информационных потоков.


Источники:

1. O. Brafman, R. Beckstrom. The starfish and the spider: the unstoppable power of leaderless organizations.
2. H. Mintzberg. Structure in Fives: Designing Effective Organizations.
3. M.E.J. Newman. The structure and function of complex networks.
4. www.internetworldstats.com.
5. www.facebook.com.
6. www.wikipedia.org.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:43:29