Формирование привлекательности рабочих мест в условиях цифровой экономики

Погосян А.Э.1, Кормилицын К.О.1, Боркова Е.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812278
Цитирований: 29 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования привлекательность рабочих мест для молодежи в условиях цифровизации экономики. Цель – выявления факторов, которые влияют на привлекательность рабочих мест. Методами исследования послужили анализы научных статей, статистических данных. На основании всех исследовании и опросов, был сделан вывод, что в данной отрасли сложились благоприятные условия для привлечения молодых людей в работу, но вместе с тем имеются определенные сложности с закрытием ненужных вакансий и сложности с нехваткой высококвалифицированных сотрудников среди молодого поколения. Сделан вывод, что привлекательность рабочих мест в цифровой отрасли во многом зависит от учета желаний и ценностей молодых сотрудников. Результаты данного исследования могут быть полезны для руководства крупных организации, которые постепенно переходят к цифровой экономике, а также для начинающих предпринимателей, которые находятся в поиске молодых и амбициозных сотрудников

Ключевые слова: цифровая экономика, рабочее место, привлекательность рабочего места, высокотехнологичное рабочее место, телекоммуникации, рынок труда

JEL-классификация: J21, O33, J22



Введение

Мировой рынок труда существенно трансформируется в связи с процессами глобализации, цифровизации и изменениями в демографии. Большинство экспертов, которые занимаются исследованием современного положения мирового рынка труда, сходятся во мнении о том, что повсеместное внедрение цифровых технологий в различные отрасли производства создает для него серьезные проблемы, которые связаны с влиянием информационных и телекоммуникационных технологий на занятость населения. Мир находится на пороге новой производственной революции, именуемой четвертой промышленной революцией [1]. Все чаще высказываются предположения, что в скором времени многие виды деятельности будут полностью базироваться на машинном труде. Одновременно с этим будет расти спрос на рабочие места, занятые внедрением и применением цифровых технологий. Это приведет к масштабным сокращениям во всех сферах производства и к серьезным изменениям на рынке труда [1] (Borkova, 2020). Согласно прогнозу McKinsey [2], к 2030 году около 400 миллионов человек на планете, или 14% рабочей силы, потеряют работу из-за того, что их функции станут выполнять программы или роботы [2].

Присутствующая на рынке труда ситуация, характеризующаяся отсутствием специалистов во многих сферах, их требованиями к условиям труда и проблемной возрастной структурой (старение), содействует актуализации вопросов, беспокоящих руководителей организаций, заинтересованных в привлечении молодых сотрудников, готовых работать в условиях цифровой экономики.

Объектом исследования выступают особенности рабочих мест с точки зрения их привлекательности для молодых сотрудников. Предметом исследования являются управленческие отношения, направленные на формирование привлекательности рабочих мест, в том числе в информационной и телекоммуникационной отраслях.

В экономической теории выделяют ряд макро- и микрофакторов, влияющих на формирование спроса и предложения на рынке труда. Спрос на рабочую силу может изменяться вместе с изменениями следующих факторов:

· темпы роста и развития экономики в общем;

· степень научно-технического развития и оснащенности экономики;

· структура производства благ и услуг.

Предложение на рынке труда формируется на основе следующих факторов:

· средний уровень оплаты труда;

· ожидания, потребности, ценности и иные особенности населения;

· численность населения и демографическая ситуация.

Цифровая экономика рассматривается Всемирным банком как экономика, в которой развитие цифровых технологий приводит к росту производительности труда, конкурентоспособности компаний, снижению издержек и к созданию новых рабочих мест.

Актуальность данной темы обусловлена изменениями в структуре производства, а внедрение информационной оснащенности вынуждает изменять требования как к организации рабочих мест, так и к работникам.

Цифровая экономика: понятие, характеристики

Цифровая экономика – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий (Всемирный банк). Несмотря на присутствие множества толкований термина «цифровая экономика», содержание понятия остается расплывчатым. Чаще всего под цифровой экономикой подразумевают набор видов деятельности, которые обеспечиваются информационно-коммуникационными технологиями. Сюда входит осуществление коммуникаций, финансовых транзакций, образования, развлечений и другие виды бизнеса, базирующиеся на использовании цифровых устройств.

Цифровая экономика олицетворяет собой переход от третьей промышленной революции к четвертой промышленной революции. Третья промышленная революция, которая именуется также цифровой, является следствием изменений в конце XX века, когда произошел переход от электронных и механических устройств к цифровым технологиям. Сама четвертая индустриальная революция основывается на цифровой революции [3] (Plotnikov, 2020).

Несмотря на то, что в начале XX в. явными двигателями экономики являлись довольно крупные машиностроительные, горнодобывающие, нефтяные и металлургические организации, в XXI в. первенство переходит к сектору цифровой экономики (табл. 1).

Основываясь на данных исследования аналитиков International Data Corporation [3], проведенном в 2019 году, затраты на ИТ-оборудование, программное обеспечение, сервисы и телекоммуникационные разрешения будут ежегодно увеличиваться на 3,8% и достигнут 4,8 трлн долларов США к 2023 году. Согласно данным Всемирного банка, увеличение количества пользователей высокоскоростного интернета на 10% имеет возможность вызвать рост ежегодного прироста ВВП от 0,4% до 1,4%.

Таблица 1

10 самых дорогих интернет-компаний в России в 2019 году. Рейтинг Forbes

Компания
Сфера деятельности
Рыночная капитализация за 2019 год
Яндекс
Информационные технологии
$14, 64 млрд
Mail.ru Group
Информационные технологии
$5,285
Avito
Интернет-сервис для продаж
$3,85 млрд
QIWI
Платежный сервис
$1,16 млрд
HeadHunter
Интернет-портал для поиска работы
$1,15 млрд
2Gis
Картографическая компания
$320 млн
Rambler Group
Группа компаний, работающих в области медиа, технологий и электронной коммерции
$305 млн
ivi
Онлайн-кинотеатр
$255 млн
Eruditor Group
Агрегатор частных услуг
$225 млн
Aviasales
Метапоисковик [4] авиабилетов
$180 млн
Источник: [4].

Согласно прогнозам ведущей мировой консалтинговой фирмы The Boston Consulting Group, масштаб цифровой экономики к 2035 году заметно увеличится, достигнув 16 трлн долларов [5] (Medovnikov, 2018). Согласно статистическим данным, на 2018 год Россия значительно уступает в развитии информационных технологий странам ЕС и США [6] (Abdrakhmanova, Vishnevsky, Gokhberg, 2019).

Ведущими основаниями отставания России от мировых лидеров в сфере ИТ являются неблагоприятная среда для ведения бизнеса, перевод инноваций в производство и низкий уровень утилизации цифровых технологий в сфере бизнеса.

Несмотря на то, что многие лица утилизируют технологии для осуществления примитивных задач на устройствах, цифровая экономика является более развитой. Она подчеркивает потребность для частных лиц и предприятий в использовании технологий для выполнения организованных задач лучше, быстрее и совершенно иначе, чем раньше.

Для конкуренции организациям, независимо от того, являются ли они коммерческими предприятиями, предприятиями, нацеленными на обслуживание (системы здравоохранения), или же некоммерческими государственными учреждениями, требуются сотрудники, обладающие склонностью к инновациям и использованию цифровых технологий.

Цифровая экономика является жизненно важным сектором, предоставляющим довольно существенный рост производительности предприятиям. Помимо информационных товаров и услуг, цифровая экономика выходит на многие другие сферы экономики, равно как и на образ жизни в целом. Примером может служить разработка мобильных устройств, с внедрением которых охват интернета в обществе достиг своего пика.

Общее понятие рабочего места

Термин «рабочее место» предлагает разностороннее толкование, поэтому у многих авторов и исследователей встречается совершенно разная его трактовка. Под рабочим местом может предполагаться физическое пространство (офисный стол или кухня в ресторане) и формальное (рабочее место шофера или сотрудника на удаленной работе), и сам товар, который создается и реализуется на рынке организацией-работодателем.

В современном мире экономическая трактовка понятия «рабочее место» получает гораздо большее значение и постепенно выталкивает материально-вещественную. Под экономическим пониманием предполагаются три основных компонента рабочего места:

· перечень обязательств, исполняемых сотрудником для работодателя за заработную плату;

· соглашение между работником и работодателем, определяющее задачи, даты и размер заработной платы;

· определенная величина продукции или услуг, необходимая работодателю и получаемая им от сотрудника согласно договору.

Необходимо добавить, что внедрение маркетингового подхода в управлении развивает представленное экономическое содержание, добавляя в него новое направление работы, которое сопряжено не только с формированием рабочего места, но и продвижением его на рынке для обеспечения закрытия вакансий и реализации поставленной работы. Таким образом, рабочее место превращается в товар, который работодатель в лице организации представляет на рынке, и в соответствии с его привлекательностью создаются возможности по закрытию вакансий.

Привлекательность рабочего места

Понятие привлекательности рабочего места является систематичным. Оно включает в себя как материально-вещественные и экономические характеристики рабочего места, так и эмоциональный фактор сотрудничества работника и организации-работодателя. В целом на привлекательность компании на рынке труда оказывают влияние следующие факторы: заработная плата, предоставление интересной работы, личное развитие, социальные гарантии, престижность организации и другие [7] (Volkova, Plotnikov, Rukinov, 2019).

При осуществлении анализа привлекательности рабочих мест необходимо учитывать, что внешние условия постоянно подвергаются изменениям, и для подстраивания под эти условия рекомендуется систематически проводить исследования [8] (Barsukova, Borkova, Vatlina, 2019). Планирование привлекательных рабочих мест довольно слабо изучено как с теоретической, так и методологической точки зрения. Рынок труда же является, по сути, довольно конкурентной средой, в которой работодателям, если они заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, необходимо самим прорабатывать эти вопросы. Научная литература отличается многими наработками, основанными на технократическом подходе к планированию эффективных, но не привлекательных рабочих мест. То есть мнения самих работников относительно предлагаемых им рабочих мест совсем не учитываются. Поэтому работодателю, планирующему рабочие места в современных условиях, необходимо учитывать такие их характеристики, как:

· взаимодействия между сотрудниками;

· экономические размеры производственной деятельности;

· личные интересы работника.

При проектировании привлекательных рабочих мест работодатель сталкивается с рядом проблем. Одной из главных является проблема разработки индивидуальной методологии, дающей возможность оценки уровня привлекательности рабочего места [9] (Borkova, Glotova, Bulgakov, 2019). Это довольно запутанная задача, которая предполагает формирование списка оправданных критериев и разработку методик, выявляющих числовые коэффициенты, которые дают возможность сопоставить значимость этих критериев. Одним из основных элементов получения информации может служить статистика, которая учитывает процент отказов работников от предлагаемой им вакансии после обсуждения всех деталей или данные, полученные в ходе интервью. Под критериями следует подразумевать определенные требования, которые работник предъявляет своему работодателю и которые носят субъективный характер (табл. 2).

Таблица 2

Основные требования работников к привлекательному рабочему месту и способы их выполнения со стороны работодателя

Требование
Способы выполнения
Возможность реализации своего потенциала, профессионального совершенствования и роста
· Формирование системы, которая способствует значительному карьерному росту всех сотрудников в зависимости от выполненных ими задач
· Построение четкой иерархии, благодаря которой в компании будет осуществляться существенный карьерный рост сотрудников
· Поощрение сотрудников и расширении квалификации сотрудников
Благоприятные рабочие условия
· Использование передовых и безопасных технологий
· Обеспечение всех работников страховками и средствами индивидуальной защиты
Профессиональное признание и справедливое вознаграждение за труд
· Внедрение справедливых и объективных систем оценки труда
· Материальные компенсации за нарушения трудового договора или уклонения от выполнения некоторых пунктов
· Выплаты премии и заработных плат за внеурочную и дополнительную работу
· Обоснование размера заработных плат на основе доходов компании
Уверенность в правовой защищенности и в собственном будущем
· Развитие практик, гарантирующих сотрудникам долгосрочную материальную обеспеченность
Интерес к работе и ощущение полезности
· Обеспечение возможности реализовывать творческий потенциал
· Учет интересов и жизненной ситуации каждого сотрудника
Наличие средств для удовлетворения базовых потребностей
· Наличие мест для питания с качественной едой
· Наличие санитарных узлов со всеми необходимыми удобствами
Климат в рабочем коллективе
· Прохождение каждым сотрудником психологических тестов и тестов на профессиональную пригодность
· Учет специфики взаимоотношений в коллективе
Возможность участвовать в жизни коллектива
· Вовлечение персонала в различные организационные моменты с целью получения профессионального опыта
· Предоставление сотрудникам возможности самостоятельно принимать важные решения в рамках своей деятельности

Непривлекательность рабочих мест можно рассматривать на основе исследования, в пределах которого избираются и пристально исследуются группы рабочих мест по представленным признакам:

· довольно длительное пребывание вакансии в свободном состоянии;

· нередкие увольнения сотрудников (необходим тщательный разбор причин увольнения)

· существенная упущенная выгода в связи с простоем рабочего места [10] (Menovshikova, Belaya, Selina, 2018).

Привлекательность рабочих мест – это одно из важнейших конкурентных преимуществ любой компании. Также необходимо обращать внимание на то, что данная характеристика рабочих мест не является постоянной и зависит от условий, в которых работает организация.

В современном мире одним из важнейших критериев, который влияет на привлекательность рабочих мест для молодежи, является активное развитие цифровой экономики в организации.

Высокотехнологичное рабочее место

Явление высокотехнологичного рабочего места возникло благодаря речи президента РФ В.В. Путина, произнесенной им на инаугурации 7 мая 2012 года [11]. В.В. Путин также указал, что исследование усовершенствованных производств указало на то, что в организациях новой экономики выработка на одного работника в 10 раз превышает выработку на старых предприятиях и прибыль на одного работника выше в 8,6 раза.

Точно обоснованного определения понятия «высокотехнологичное рабочее место» не существует. Принято выделять новые рабочие места, которые являются противоположными по отношению к старым. Огромные технологические и организационные трансформации, произошедшие за 30 лет, проявились в переходе к теории нового рабочего места. Команды, занимающиеся выполнением задач в современных компаниях, могут состоять из поставщиков, конкурентов, внешних подрядчиков, потребителей и свободных агентов, осуществляющих трудовую деятельность не на определенную организацию, а от проекта к проекту.

Выведем основные свойства ВРМ. ВРМ – это такое рабочее место, для которого характерны следующие условия:

· наличие самого современного технического оснащения;

· повышенная экономическая эффективность производства;

· удовлетворяющие условия труда;

· хорошая образованность и высокая компетентность работников на конкретном рабочем месте;

· повышенная заработная плата работников, находящихся на конкретном рабочем месте;

· дороговизна создания ВРМ или модернизации старого [12] (Ovsyannikov, 2018).

Телекоммуникационная отрасль

Телекоммуникационная отрасль России представляет из себя одну из наиболее значимых в стабильном развитии цифровой экономики в России. Под телекоммуникациями подразумеваются все современные источники передачи: интернет, мобильная и проводная связь, спутниковая связь и др.

Развитие отрасли происходит вместе с двумя процессами:

· среди населения распространяется свободная передача информации, равно как и растет количество ее источников, проводится модернизация компаний и возникают новые ниши развития бизнеса;

· вакансии в телекоммуникационной сфере являются наиболее востребованными, но выявляется ситуация нехватки профильных специалистов, а их подготовка в профильных учебных заведениях не успевает за темпами развития этой отрасли.

Деятельность в отрасли телекоммуникаций можно разделить на две группы: специалисты и технические работники; организационные и управленческие позиции [13] (Arkhipova, Nazaikinsky, Sedova, 2018).

К первой категории относятся работники широкого и узкого профилей, которые занимаются различными видами обслуживания технического оборудования и сетей связи. Работа в этой отрасли гарантирует хорошее материальное обеспечение и стремительный рост на любой должности, которую будет занимать сотрудник. Происходит это из-за стремительного развития телекоммуникационной отрасли во всем мире. В связи со стремительным развитием данной сферы возникают некоторые проблемы:

· система обучения, которая не соответствует современным стандартам. Из-за этого ученики школ и студенты высших учебных заведений не могут адекватно оценивать ситуацию на мировом рынке и рынке труда;

· недостаточное количество учебных заведений, которые соответствуют современным стандартам. То есть студенты не могут получить качественное образование, которое связано с телекоммуникационной отраслью. Следовательно, в стране минимальное количество специалистов, которые работают в этой сфере.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, средняя заработная плата в телекоммуникационной отрасли составляет 66 тыс. рублей, но значительная часть работников при этом получают заработную плату до 32 тыс. рублей (табл. 3). К ним в основном относятся молодые специалисты, не имеющие опыта и занимающие невысокие должности.

Таблица 3

Привлекательность рабочих мест в телекоммуникационной отрасли

Размер начисленной заработной платы, тыс. руб.
Доля работников в ноябре 2019, %
60+
9,8
46-60
5,7
32-46
13,6
17-32
66,2
17<
5,7
Источник: [14].

На основе данных сервиса для поиска работы SuperJob было выявлено, что большинство представителей поколения Y (миллениалов [5]) самым важным критерием в работе в телекоммуникационной отрасли считают высокую заработную плату (56%). Далее следует карьерный рост (49%), устойчивая компания (39%) и благоприятная атмосфера (30%).

В противовес мнению старого поколения миллениалы считают, что решающую роль играют талант и способности, а не связи, как это принято у поколения X. Такие сотрудники являются более социализированными, а их жизнь проходит в мобильном измерении, и если технологии оказываются интегрированы в их работу, то это выступает положительным аспектом и мотивацией для работника. Миллениалы не имеют склонности к накоплению и выжиданию момента получения ими более высокой должности, так, высокую заработную плату они тратят на путешествия и самообразование. Им важна сама возможность быть частью увлекающих проектов, в которых они не будут загнаны в рамки должностной инструкции, они имеют склонность общаться со своим начальством на равных, игнорируя принцип иерархии в организации.

Ориентацией цифровой экономики являются креативные способности человека, так как монотонные и обыденные действия выполняются компьютерами, в то время как специалисты новых поколений должны задействовать свои творческие способности для того, чтобы и дальше оставаться востребованными на рынке труда [10] (Menovshchikova, Belaya, Selina, 2018).

Заключение

Привлекательность рабочих мест формируется за счет постоянного мониторинга предпочтений молодой аудитории, которые в скором времени собираются устраиваться на работу. На основе постоянного мониторинга требований или пожеланий, которые предъявляют молодые люди, можно составить список наилучших качеств, которые люди хотят видеть в компании и в людях, которые работают в компании, и список самых прогрессивных и нужных вещей, которые должны быть в компании.

В современных условиях в каждой телекоммуникационной компании необходимо проводить оценку рабочих мест с точки зрения определения их привлекательности для молодого поколения. Основываясь на опросах и пожеланиях, компании должны формировать высокотехнологичные рабочие места, что будет способствовать быстрому закрытию рабочих мест и эффективному выполнению плана по развитию. Благодаря развитию данных технологий компании получают возможность своевременно, а иногда и досрочно покрывать потребность в человеческих ресурсах, снижать текучесть кадров и принимать на работу сотрудников, которые с первого рабочего дня готовы трудиться на благо компании.

[1] Четвертая промышленная революция – технологический скачок. Это переход на производство с интеллектуальным управлением, независимым от человека.

[2] Международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением.

[3] Международная исследовательская и консалтинговая компания, основанная в 1964 году и занимающаяся изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций.

[4] Поисковая система, которая не имеет собственной базы данных и собственного поискового индекса.

[5] Люди, родившиеся с 1981 по 1996 год.


Источники:

1. Боркова Е.А. Организационные аспекты реализации государственной политики устойчивого развития // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 4.
2. Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 1-й Международной конференции (8-9 февраля 2018 г., Москва). — М.: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2018. — 174 с.
3. Плотников В.А. Цифровой потенциал экономической системы // современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах сборник научных трудов 9-й Международной научно-практической конференции. 2020. С. 55-59.
4. Официальный сайт Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/393345-20-samyh-dorogih-kompaniy-runeta-reyting-forbes (дата обращения: 21.04.2020)
5. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса // Доклад НИУ ВШЭ, под ред. Медовникова Д.С. - М.: НИУ ВШЭ, 2018
6. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019.
7. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С. 38-49.
8. Барсукова М.А., Боркова Е.А., Ватлина Л.В. Управление экономической устойчивостью в условиях инновационного развития // Известия СПбГЭУ — 2019. — №2 (116) С. 54-58.
9. Боркова Е.А., Глотова Ю.Д., Булгакова Д.С. Предпринимательство в России: тенденции, проблемы и перспективы развития // Финансовая экономика 2019. № 5. С. 445-449.
10. А. Н. Меновщикова, И. Д. Белая, О. В. Селина Развитие информационной экономики в России // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. - № 3. - С. 177-181
11. Общероссийский Народный Фронт. [Электронный ресурс]. URL: http://onf.ru/2013/05/24/25-millionov-rabochih-mest-na-marshe (дата обращения: 24.05.2020)
12. Овсянников В. А. Выбор критериев эффективности системы управления // Молодой ученый. 2018. № 21. С. 283–286.
13. Архипова Н. И., Назайкинский С. В., Седова О. Л. Подготовка кадров в условиях развития цифровой экономики: проблемы и решения // Управление человеческими ресурсами: теория, практика, перспективы / под ред. С. И. Сотниковой. Новосибирск: НГУЭУ, 2018. С. 38–48.
14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://old.gks.ru/ (дата обращения: 01.05.2020)

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:06:01