Цифровая трансформация малого бизнеса: возможности, перспективы и препятствия

Мызрова К.А., Панько Ю.В., Овчинникова С.В., Брюхачев В.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Мызрова К.А., Панько Ю.В., Овчинникова С.В., Брюхачев В.А. Цифровая трансформация малого бизнеса: возможности, перспективы и препятствия // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 12. – doi: 10.18334/ce.18.12.122173.



Введение. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует увеличение ВВП Российской Федерации в 2024 г. до 3,6% вместо 3,2%, ожидаемых ранее [38], одной из причин роста отечественной экономики является активная цифровизация.

Основой формирования цифровой экономики является процесс цифровизации (digitization, digitalization) экономики и общества, подразумевающий массовое внедрение и усвоение цифровых технологий, что приводит к социально-экономической трансформации общества [15], которая имеет глобальное влияние на современный бизнес.

Цифровизация проникла во все сферы социально-экономической деятельности, не стало исключением её применение малым бизнесом. Именно малый бизнес способен преодолевать препятствия через своё прогрессивное развитие, используя новые открывающиеся возможности в современных условиях цифровой трансформации и осуществлении перехода к цифровой экономике [10]

Современный период становления цифровой экономики уже невозможен без трансформации бизнеса. Вовлечённость организаций малого бизнеса в процесс цифровой трансформации (далее - ЦТ) связана, во-первых, с возрастающей конкурентоспособностью, а во-вторых, перспективами развития при переходе на «цифровые рельсы».

В российских организациях начался этап масштабного внедрения цифровых технологий, а часть компаний это ещё планирует сделать.

Введение беспрецедентных санкций вражеских по отношению к России стран привело к необходимости импортозамещения, что послужило драйвером ЦТ отраслей российской экономики.

При исчерпании традиционных способов повышения эффективности деятельности внутренних процессов возникает необходимость поиска новых решений для оптимизации рутинных процессов, применения искусственного интеллекта, роботизированных систем, облачных технологий и пр.

Одним из основных принципов развития и использования технологий искусственного интеллекта, приведённых в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. [26], является прозрачность, т.е. объяснимость его работы и процесса достижения результатов, недискриминационный доступ пользователей продуктов, которые созданы с использованием технологий искусственного интеллекта [13].

Так, согласно результатам совместного исследования консалтинговой компании «Яков и партнёры» и «Яндекс» «Искусственный интеллект в России - 2023: тренды и перспективы» 94% российских компаний, внедряющих искусственный интеллект в процессы, отмечают сокращение затрат, а также способствует увеличению выручки и снижению издержек [34]. Чат-боты, голосовые помощники, речевая аналитика, синтез и распознавание речи - разновидности диалогового (речевого) искусственного интеллекта, рынок которого достиг в 2023 г. почти 6 млрд руб., увеличившись на 42 % в 2023 г., по данным компании-разработчика Naumen [36].

Согласно материалам III конференции Сбербанка по ЦТ бизнеса «SberPro Tech 2024» [37], состоявшейся 15 ноября 2024 г. 90 % компаний задумываются о цифровой трансформации, 10% успешно реализуют подобные проекты, 25 % - прогноз роста мирового рынка Open Banking, 3,5 трлн руб. - прогноз роста росссийского ИТ- рынка к 2025 г., 7 трлн руб. - к 2030 г. [30].

В связи с вышеизложенным, актуальность темы научной публикации очевидна.

Изученность темы исследования. Анализу ЦТ малого бизнеса посвящены публикации зарубежных авторов П. Вайла и С. Ворнера [3], а также публикации последних лет российских исследователей С.А.Арутюнян [1], Е.Р.Галяув, Ю.А.Дмитриевой, Д.Ф. Касимовой [6], А.И.Мордовец [9], А.А. Рудычева, Ю.И.Селиверстова [16], Н.В.Соловьевой, М.М.Степанова [18], А.А.Рябова [17] и др., рассмотрению проблем и перспектив малого бизнеса в цифровой экономике публикации авторов Г.Б. Новосельцевой, Н.В.Рассказовой [15]. Вопросам применения проектного управления ЦТ бизнеса посвящены публикации К.Т.Багдыкова [2], Е.В.Волкодавовой, А.П.Жабина [4], А.С.Колупаева, Н.В.Кузнецова [7], В.В.Крюкова [8], В.В.Лизяевой. Н.В.Никитиной [14], Н.Е.Муромец, Ю.В.Разумовой, Д.Ю.Скачкова, Л.С.Солдатовой, Д.А.Шевченко.

Цель исследования заключается в выявлении возможностей, перспектив развития и препятствий на пути к ЦТ малого бизнеса в период становления цифровой экономики.

Методологической основой публикации послужили федеральные проекты, монографии и научные публикации. Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции.

Гипотеза исследования: применение современных цифровых технологий неизбежно ведёт к необходимости перестройки малого бизнеса, с помощью стратегии его ЦТ, открывая новые возможности.

Теоретическая значимость научной статьи заключается в описании препятствий, возможностей и перспектив применения стратегии ЦТ малым бизнесом.

Практическая значимость исследования определяется выявлением препятствий для ЦТ малого бизнеса в России, а также описании возможностей и перспектив развития бизнеса при переходе к цифровой экономике.

Научная новизна определена авторским подходом к определению особенностей ЦТ малого бизнеса.

ЦТ малого бизнеса способствует его устойчивому развитию, увеличивая экономическую, экологическую и социальную ответственность бизнеса, обеспечивая увеличение выручки и снижая издержки. Наиболее яркие примеры ЦТ наблюдаются к банковской сфере (Альфа, Сбер и др.), сфере услуг («»Яндекс», порт «Госуслуги», сервис «Федеральной налоговой службы»). Например, Сбер развивает проект «Цифровая трансформация как сервис» (digital transformation as a service, проект DTaaS) [32], функционирующий во всех отраслях, с помощью него решаются задачи организации онлайн-продаж, управления предприятием, создания цифрового производства, развития облачных технологий и инфраструктуры. Организации, участвующие в данном проекте проходят ЦТ в среднем на 40% в год быстрее [25]. Появившиеся финансово-технологические сервисы (финтех-сервисы) помогают оптимизировать платёжные процессы и обмен данными с контрагентами и банком. Это позволяет на 90% увеличить скорость оплат, на 50 % - объёмы транзакций, а также оптимизировать загрузку сотрудников и снизить операционные риски [37].

ЦТ субъектов малого бизнеса - это изменения в организации, которые позволят ей быстро адаптироваться к новым внешним условиям, а также позволят самим субъектам малого бизнеса задавать эксклюзивные тренды, такие как:

- разрабатывать и реализовывать новые бизнес-модели;

- становится производителем цифровых технологий;

- сформировать «цифровую культуру» организации и её трансформировать при необходимости;

- применять инновационные методы работы с персоналом;

- обучать и развивать цифровые компетенции своих сотрудников;

- формировать проектные команды и пр.

Период ЦТ в малом бизнесе представляет собой систему внутриорганизационных изменений, основанную на преобразовании традиционной модели бизнеса, а также внедрении цифровых технологий и получении синергетических эффектов от использования новых инструментов менеджмента [11].

Решения задач управления организаций малого бизнеса посредством ЦТ включают (табл. 1) цифровизацию таких процессов как: планирование производственной деятельности, процесса управления финансами, управления персоналом, управления затратами, управления продажами и клиентами [16].

Таблица 1.

Возможности решения задач управления организаций МБ посредством цифровой трансформации


п/п
Решение задач управления организаций МБ
Возможности решить задачу
при помощи цифровых технологии
1.
Цифровизация процесса планирования производственной деятельности
Цифровые технологии обеспечивают поддержку решения задач составления производственных планов различного уровня и проверки возможности исполнения производственных планов при имеющихся производственных мощностях, трудовых и иных видов ресурсов, что позволяет существенно повысить обоснованность принимаемых планов.
2.
Цифровизация процесса управления финансами
Цифровые технологии обеспечивают поддержку решения задач составления и контроля исполнения системы бюджетов предприятия и составления прогнозов движения денежных средств, позволяющих вовремя предвидеть сроки возможного наступления разрывов ликвидности.
3.
Цифровизация управления персоналом
Современные технологии цифровой экономики поддерживают не только основные функции кадрового учета, но и позволяют планировать повышение квалификации и карьерный рост персонала, эффективно отслеживать условия применения различных форм мотивации.
4.
Цифровизация процесса управления затратами
Цифровые технологии позволяют более эффективно управлять затратами предприятия за счет максимальной детализации учета всех затрат компании и существенного повышения оперативности калькуляции себестоимости готовой продукции и услуг. Это, в свою очередь, создает условия для совершенствования системы норм и нормативов, оптимизации системы цен и ассортиментной политики предприятия.
5.
Цифровизация процесса управления продажами и клиентами
Инновационные возможности современных технологий для создания новых предложений для клиентов велики, если понимать их потребности.
У поставщиков оборудования нет достаточного понимания глубинных потребностей заказчиков. Необходим анализ того, как использование технологий может привести к совместному созданию ценностей, повышению благосостояния партнеров и созданию на основе сотрудничества инноваций.

В зависимости от специфики деятельности организации могут выбирать направления ЦТ: создание цифровых товаров и услуг, управление жизненным циклом продукта, автоматизированный сбор, хранение и обработка информации; оцифровка процессов общения с клиентами и генерации трафика; оцифровка внутренних бизнес-процессов; управление производственными процессами сетями поставок [12].

Для формирования стратегии ЦТ малого бизнеса необходима, прежде всего, проектная команда, направляющая рабочие процессы, взаимодействующая со стейкхолдерами, а также подразделениями организаций. Основной принцип на основании которого необходимо формировать проектную команду - это гибридность.

Для избежания перекосов в IT-сферу необходимо формирование определённой культуры, в данном случае «цифровой культуры». Её внедрение проблематично без поддержки руководства организации. Для введения изменений в организациях малого бизнеса необходимо не только готовить кадры, но и реализовывать мероприятия для преодоления сопротивления изменениям и адаптации к новым условиям.

Многие предприятия малого бизнеса способны перейти от традиционной системы управления к системе управления проектами в таких областях как информационные технологии, консалтинг, производство, торговля, креативные индустрии [12].

Гибридный подход, предполагающий использование как гибкого так и классического подходов, чаще всего используется в управлении проектами ЦТ организаций [19].

Проектное управление в малом бизнесе может быть использовано в любых сферах деятельности и на любых стадиях ведения бизнеса. Современные методики Agile, Scrum, Lean, Kanban, Six Sigma, PRINCE2, возникшие на базе Agile-идеи имеют своё ноу-хау и дают огромнейший потенциал для развития малого бизнеса, обладающего небольшими трудовыми ресурсами. Практика показывает, что для внедрения инноваций в приоритете оказывается именно проектное управление [12].

При переходе к ЦТ малый бизнес сталкивается с рядом препятствий.

Во-первых, недостаточное финансирование. 25% отечественных организаций среди малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) не имеют запущенных процессов цифровизации, а также у 39 % наблюдается дефицит финансовых ресурсов, таковы выводы исследования «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития» от Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС и компании Google [31].

В целях поддержания процесса цифровизации сектора МСП Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализуется специальная программа в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [28], согласно которой, организации, относящиеся к субъектам МСП, имеют возможность приобрести программное обеспечение российского производства за 50% стоимости, а оставшиеся 50 % компенсируется производителям из средств федерального бюджета.

Существует грантовая поддержка для поддержания идей российских предпринимателей в области искусственного интеллекта. Так, Фондом содействия инновациям оказывается поддержка малым предприятиям, как уже существующим, так и новым созданным, стремящимся разработать новую продукцию с использованием технологии искусственного интеллекта [29].Фонд «Сколково» уже прорабатывает новые инструменты на 2025 г. для поддержки технологических решений российских организаций через грантовые программы.

По результатам аналитического отчёта «Цифровая трансформация в России - 2020» компании KMDA [35], занимающейся цифровым консалтингом, размер бюджета на ЦТ отечественных компаний варьируется от 3 до 10% годовой выручки.

Бизнес так или иначе вкладывает средства в цифровые технологии, однако, объём вкладываемых инвестиций существенно отличается. Совсем не каждая организация может нанять в штат специалиста по работе, например, с нейросетями, так как у многих организаций малого бизнеса отсутствуют ИТ - подразделения. Безусловно, роль государственной поддержки остаётся здесь очень высокой.

Во-вторых, нехватка квалифицированных кадров, способных взять ответственность за осуществление цифровой трансформации бизнеса [Например, 5].

В связи с дефицитом высококвалифицированных кадров применение проектно-ориентированного управления малым бизнесом позволяет формировать портфель проектов и распределять по проектам имеющийся в штате персонал.

Согласно результатам отчёта об индексах цифровизации МСП [27] (Банк «Открытие», Mail.ru Group, Московская школа управления СКОЛКОВО и РАЭК) доля компаний, в которых прошли обучение руководители выросла с 26% в 2019 г. до 32% в 2020 г., также выросла и доля организаций, где прошли обучение рядовые сотрудники -- с 28 до 43% в 2020 г.

Согласно оценке уровня цифровой грамотности россиян Аналитическим центром НАФИ, показатель составил 71 п.п. из 100 возможных. Сохраняется разница в уровне цифровой грамотности жителей городов-миллионников (75 п.п.) и жителей небольших городов и сел (71 п.п.) [23], где уровень ниже.

Дефицит квалифицированных кадров, способных занять руководящие должности для управления процессами цифровизации испытывают 38% [31]. Одним из инструментов «для решения задачи здесь и сейчас» является сервис vCISO (Virtual Chief Information Security Officen) для обеспечения устойчивости бизнеса в условиях дефицита кадров. Даже в небольших компаниях данный сервис может подключаться в качестве временного проектного помощника на периодической основе [22].

Много мер предпринято со стороны Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по подготовке ИТ-специалистов в университетах в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Так, проект «Цифровые профессии» предлагает получить дополнительное ИТ-образование за 50% стоимости и предлагает двадцать четыре направления образовательных программ от известных ИТ-организаций и образовательных организаций [24].

На настоящий момент в вузах появились специализированные программы по кибербезопасности критической информационной инфраструктуры.

Государство поддерживает ЦТ компаний и, в частности, способствует развитию таких обучающих программ, как Chief Digital Transformation Officer (CDTO), т.е. программ, связанных с обучением директоров ЦТ компании. Это очень важное и востребованное на сегодняшний день направление, так как основная задача CDTO заключается в стратегическом обновлении организации путём преобразования процессов в цифровые [5] .

В-третьих, недостаточное внимание организаций малого бизнеса к информационной безопасности. Так, зачастую бизнес сектор более заинтересован в оснащении современной техникой и технологиями, нежели в затратах, связанных с информационной безопасностью [20]. Чаще всего хакерским атакам подвергаются организации МСП, что связано с недостаточной информационной безопасностью, а в защите, прежде всего, нуждается информация о клиентах, поставщиках, новых разработках и ноу-хау, договорах с партнёрами, себестоимость продуктов, результаты маркетинговых исследований, отчётность и финансовом положении организаций, а также о заработных платах. Способы злоумышленников становятся всё более изощрёнными, с применением искусственного интеллекта и социальной инженерии.

Использование персональных ноутбуков для работы дома особенно стало востребованным в период пандемии COVID19, что значительно увеличило риск быть подвергнутым атаке, так как личные устройства хуже защищены от вредоносного программного обеспечения.

Доля компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных, по сравнению с сентябрём 2020 года снизилась на 7 п.п. (с 28% до 21%). Каждая третья компания сектора МСП в 2021 г. имела утверждённую политику информационной безопасности (34%), каждая вторая — политику конфиденциальности информации (53%). Антивирусными программами для физических лиц пользуются 43% опрошенных, только 35% компаний используют антивирусные программы для юридических лиц и лишь 11% – специализированные программы для комплексной защиты бизнеса (межсетевые экраны, защиту от DDoS-атак) [21].

Для обеспечения безопасности сайтов организаций российские домены используют TLS-сертификаты, разработанные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Выдача российских сертификатов осуществляется бесплатно на основе запроса организации через сайт Госуслуг [33].

Кажущиеся простыми, на первый взгляд, ошибки персонала при сохранения информации организаций малого бизнеса, такие как, например, отсутствие индивидуальных паролей для компьютеров, резервного копирования информации влекут за собой серьёзные проблемы, связанные с потерей конфиденциальности, потерей важной информации. Работа с персоналом в области информационной безопасности должна стать составляющей частью по формированию «цифровой культуры» организаций малого бизнеса.

Для повышения уровня цифровой грамотности на Цифровой платформе МСП создано направление «Вовлечение предпринимателей», весомый вклад в обучение бизнеса привносят образовательные программы АО «Корпорации «МСП»: «Азбука предпринимателя», «Школа предпринимательства», а также образовательные ресурсы для МСП АО «Деловая Россия».

Благодаря новому национальному проекту «Экономика данных и цифровая трансформация государства» с 2025 г. получат масштабирование и популяризацию лучшие практики нацпроекта «Цифровая экономика».

Заключение

Реализация вышеуказанных национальных проектов открывает новые возможности и создаёт перспективы для развития малого бизнеса, многое уже делается: осуществляется грантовая поддержка, финансовая, информационная, консультационная. Конечно, существуют препятствия на пути цифровой трансформации: нехватка финансирования, недостаточно высококвалифицированных кадров, проблемы с информационной безопасностью.

Полагаем, что для осуществления цифровой трансформации малого бизнеса необходимо также решать вопросы, связанные с трансформацией существующей культуры в организации в «цифровую культуру». Для этого необходима проектная команда, способная привести малый бизнес к его трансформации, начиная, прежде всего, с людей, изменения их отношения и настроя на слаженную работу в новых условиях, с использованием цифровых технологий.

Перспективы дальнейших научных исследований связаны с исследованием «цифровой культуры» малого бизнеса, как одного из главных факторов для его устойчивого развития и успешного осуществления цифровой трансформации.


Страница обновлена: 22.11.2024 в 11:49:51