Socio-economic aspects of research on the reproduction of highly qualified employees in the new economy

Chzhan Tyankhuey1
1 Московский педагогический государственный университет

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 12 (december 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48000001
Cited: 2 by 24.01.2023

Abstract:
The relevance of the research is determined by the leading role of the human resources reproduction in the new economy. The novelty of the author's approach is to highlight the role of highly qualified employees in reproduction of human resources, who have the necessary professional competencies and skills for the formation and development of a new economy. The author defines the socio-economic aspects of the research on the reproduction of highly qualified employees in the new economy. The relationship between the increase in the number of highly qualified employees and the characteristics of the Human Development Index, increased efficiency of production factors, economic growth, investments in education, science, and culture is shown. The author substantiates the stabilizing role of highly qualified employees in the reproductive system of the new economy as a "new middle class". The author relied on generally recognized theoretical concepts of reproduction, theoretical methods, statistical and graphical research methods. The results can be used to understand the socio-economic aspects of the expanded reproduction of highly qualified employees for the purpose of state regulation of reproductive processes in the new economy.

Keywords: reproduction, highly qualified employees, new economy, new middle class

JEL-classification: A12, J01, J21, J24



Введение

Совокупность вопросов по воспроизводственной проблематике всегда находилась в центре внимания исследователей на различных этапах развития экономических систем. В экономической стратегии современных государств значительное место занимает сфера образования и подготовка высококвалифицированных сотрудников, что объективно вытекает из ведущей роли человеческого фактора и отчетливо проявляющейся тенденции усиления значения творческих и интеллектуальных потенций человека в новой экономике.

В работах исследователей при раскрытии содержания «новая экономика» упор сделан на термине «новая», подчеркивая новационность всех элементов, включенных в систему технико-технологических, организационно-экономических, социально-экономических, институциональных и ценностно-аксиологических отношений общества [1] (Chzhan Tyankhuey, Platonova, 2021). Под влиянием трендов новой экономики трансформируется процесс воспроизводства человеческих ресурсов как формы организации функционирования и развития производительных сил общества, которая включена в систему социально ориентированной рыночной экономики в новых условиях.

В новой экономике на первый план выходит решение социально-экономических задач воспроизводства не абстрактных человеческих ресурсов, то есть человеческих ресурсов «вообще», а высококвалифицированных специалистов, которые составляют основу среднего класса. Вместе с тем в структуре высококвалифицированных специалистов необходимо выделить слой сотрудников, которые обладают профессиональными компетенциями и надпрофессиональными навыками для работы в соответствии с требованиям развития ключевых сфер Индустрии 4.0 (облачные вычисления, искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей, кибербезопасность, электронная коммерция и др.).

В этой связи цель статьи – обобщить и систематизировать социально-экономические аспекты исследования роли воспроизводства человеческих ресурсов в воспроизводственной системе новой экономики. Новизна авторского подхода заключается в конкретизации структуры воспроизводства человеческих ресурсов в новой экономике путем выделения особого слоя высококвалифицированных специалистов, которые составляют основу формирования нового среднего класса и обладают необходимыми компетенциями и навыками для развития новой экономики.

Методология и источники исследования

В статье используются общепризнанные теоретические концепции воспроизводства, теоретические методы (анализ и синтез, единство исторического и логического, абстракция, генерализация), статистические и графические методы исследования. Автором проанализированы информационные материалы международных отчетов, официальные данные государственной российской статистики, публикации российских и зарубежных авторов, а также информация, размещенная на официальных сайтах организаций в сети Интернет.

Результаты исследования

В настоящее время, по данным зарубежных аналитиков, к высококвалифицированным сотрудникам, которые составляют основу среднего класса, относят свыше 50% всего населения земного шара. При этом к 2030 году численность среднего класса достигнет 5,3 млрд чел., или увеличится на 1,7 млрд человек [2]. Данная оптимистическая оценка основана на учете одного их факторов увеличения численности среднего класса, а именно, на глобальном росте благосостояния и повышения среднедушевых ежемесячных доходов в домохозяйствах практически во всех странах мира в период до пандемии COVID-19. Однако в условиях новой экономики основными факторами отнесения представителей наемного труда, предпринимателей или самозанятых к среднему классу являются рентоприносящий уровень образования, профессиональный статус и наличие сформированного человеческого капитала, соответствующего требованиям Индустрии 4.0 [3, c. 42] (Tikhonova, 2020, р. 42).

В современной экономике с точки зрения социально-экономических аспектов исследования воспроизводства человеческих ресурсов наиболее часто применяемым в международной практике параметром для характеристики человеческих ресурсов в различных странах является международный индекс человеческого развития (ИЧР).

Основная особенность комплексного ИЧР, отражающего ожидаемую продолжительность жизни при рождении, ожидаемые годы обучения и уровень образования, реальный душевой валовой внутренний продукт (ВВП), заключается в том, что его высокое значение обеспечивается и поддерживается в странах со значительным слоем высококвалифицированных сотрудников, занятых в производстве товаров и услуг, в также предпринимательской деятельностью (рис. 1).

Рисунок 1. Страны с самым высоким уровнем ИЧР в 2020 году

Источник: составлено автором на основе [4].

Страны, не имеющие в социально-экономической основе устойчивого и массового отряда высококвалифицированных специалистов, даже при высоких темпах роста экономики отличаются относительно низким уровнем конкурентоспособности национальной экономики. Другими словами, на конкурентное позиционирование национальной экономики влияет не только технико-технологический уклад, государственная экономическая политика, институциональная структура экономики, уровень корпоративного управления, но и профессионально-квалификационная структура человеческих ресурсов, обусловливающая характер и уровень экономической и инвестиционной культуры общества, динамику совокупного спроса, уровня инвестиций в человеческий капитал.

Выделим роль, которую играют высококвалифицированные сотрудники в воспроизводственной системе стран, которые характеризуются технико-технологической многоукладностью, но стремятся к расширению основ Индустрии 4.0. Это позволит аргументировать значимость нашего исследования для обоснования его важности для процесса воспроизводства человеческих ресурсов и ускорения имплементации в России технико-технологических и социально-экономических основ новой экономики.

Наличие в структуре воспроизводства человеческих ресурсов высококвалифицированных сотрудников обеспечивает эффективное использование факторов производства. Высокая мотивация к труду и предпринимательской деятельности представителей данного высококвалифицированного отряда специалистов, получивших высшее образование не ниже бакалавриата, выступает источником благосостояния текущего и будущих периодов и отражает их нацеленность на максимизацию и капитализацию факторных доходов, в том числе в человеческий капитал. Необходимым условием эффективности применения факторов производства является «высококвалифицированность» человеческих ресурсов, интеллектуализация труда и предпринимательской способности, ориентированных на компетентностный успех и формирование «цифрового» человека в условиях перехода общества к новому технико-технологическому укладу [5] (Suleymankadieva, Petrov, Aleksandrov, Popazova, 2021).

Данные сотрудники в составе человеческих ресурсов, включенные в систему экономических и социальных взаимодействий, обеспечивают высокий уровень общественной и региональной производительности труда, а также снижение трансакционных издержек и повышение деловой активности. Как показывают расчеты исследователей [6] (Samusenko, 2021), это приводит к более производительному использованию наличных факторов производства и повышению уровня конкурентоспособности как национальных предприятий, так и национальной экономики в целом.

С другой стороны, как известно, факторы производства детерминированы ресурсными ограничениями. В принципе, эта проблема в настоящее время решается переходом на качественно новый уровень технико-технологического развития и качественным улучшением вещественного фактора, в основе которого лежит имплементация технико-технологических идей Индустрии 4.0 (робототехника, нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать и др.).

Основными экономическими субъектами этих процессов в условиях новой экономики является слой высококвалифицированных сотрудников, составляющих основу нового среднего класса и обладающих такими качествами, как аналитическое мышление, креативность, инициативность, эмоциональный интеллект, комплексное решение проблем, лидерство [7].

Позиция относительно того, что наличие в воспроизводственной структуре высококвалифицированных сотрудников (средний класс), составляющих большинство населения, обеспечивает устойчивый экономический рост экономики, является наиболее распространенной среди исследователей [8, 9] (Bettler, 2009; Platonova, 2006). Его количественный рост рассматривается как результат эффективных механизмов функционирования социально-экономических факторов рыночной экономики и следствие интенсивного типа экономического прогресса. Именно в экономическом поведении высококвалифицированных сотрудников реализуются факторы интенсивного экономического роста (мобильность и эффективность распределения ресурсов; экономия на масштабе; рост образования и профессионального уровня работников, совершенствование менеджмента и др.). В этой связи закономерен рост удельного веса окончивших бакалавриат и выше в технологически передовых экономиках. Так, в американской экономике данный показатель среди молодежи 25 лет и старше увеличился с 2000 г. по 2020 г. на 11,9% и составил 37,5% [10].

В допандемийный период позитивная динамика ВВП в развитых и развивающихся странах давала аргументы в пользу тезиса о значительной роли высококвалифицированных специалистов в обеспечении глобального экономического роста за счет их участия в фундаментальных и прикладных исследованиях и регистрации патентов. Так, увеличение числа патентов на 1% может повысить производительность на одного работника на 0,04%, а повышение собственных фундаментальных исследований в какой-либо стране на 10% может повысить производительность на 0,3% [11]. О возрастающей роли высококвалифицированных специалистов в обеспечении прогресса российской экономики свидетельствует рост на 16% числа действующих патентов на изобретения, промышленные модели и полезные образцы в 2020 году по сравнению с 2015 годом [12]. Применение «сквозных» технологий Индустрии 4.0, которые в том числе обеспечиваются действующими патентами, по оценке экспертов, позволяет повысить производительность труда на 40% [13] (Gorodnova, 2021).

Развитые страны имеют высокие затраты на труд и одновременно высокую производительность труда, которая достигается в первую очередь за счет социальных инвестиций в образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, окружающую среду. Однако начиная с 2019 года государства с высоким и средним уровнем дохода увеличивали инфраструктурные инвестиции, развивая информационно-телекоммуникационные технологии для перехода университетов на электронное обучение и дистанционные формы организации образовательного процесса. По оценке западных экспертов, в 2019 году глобальные инвестиции в образовательные технологии достигли 18,66 млрд долл. США, а общий рынок онлайн-образования к 2025 году, по прогнозам, будет оцениваться в 350 млрд долл. США [14].

Данные мероприятия в российских университетах в целом обеспечили, за исключением локдаунов, непрерывность учебного процесса, подготовку и выпуск высококвалифицированных специалистов по профессиям, которые необходимы для развития новой экономики (рис. 2).

Рисунок 2. Выпуск в российских вузах высококвалифицированных специалистов по профессиям новой экономики в 2017, 2020, 2021 годах

Источник: составлено автором на основе [15].

Профессиональное развитие высококвалифицированных сотрудников в технологически передовых странах в первую очередь происходит по сценарию окончания престижного университетского образования, затем – работы или бизнеса, требующих высокого уровня профессиональных компетенций и достижения высокого социального и материального статуса. При этом представители нового среднего класса характеризуются схожим образом жизни, предполагающим определенные стандарты потребления, финансового поведения, жизненные приоритеты, культурные ценности и предпочтения.

Высокий спрос на высококвалифицированных сотрудников в новой экономике обеспечивает им возрастающий доход, мотивирующий развитие интеллектуального потенциала, приобретение новых профессиональных компетенций в процессе постоянного повышения квалификации и культурного уровня. Так, основными потребителями продуктов и услуг сферы культуры (театр, музыка, кинематограф, книги, живопись и т.д.) являются в основном представители данной страты. Как справедливо отмечают исследователи [16] (Kamaltdinova, 2008), роль социальных инвестиций в капитал культуры является условием любой профессиональной подготовки, создавая предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы и передачи культурного достояния общества из поколения в поколение.

Одной из особенностей воспроизводства высококвалифицированных сотрудников в новой экономике, на наш взгляд, является их способность к профессиональной мобильности и в то же время быстрой адаптации к социально-экономическим переменам, освоению новых идей и технологий, обновляющих человеческий капитал и реализующихся в склонности к предпринимательскому и профессиональному рискам, активному участию в социальной жизни и развитию социальной сферы. Кроме того, у представителей нового среднего класса возрастает особая заинтересованность в повышении качества жизни социума – среде экологически благополучного обитания, воспитания подрастающего поколения и его будущего.

Согласно концепции благосостояния как возможности свободы потребительского выбора А. Сена [17] (Sen, 2003), социально-экономический статус человека должен оцениваться в зависимости от возможности людей вести такую жизнь, которую они считают достойной. Как правило, формирование определенного уровня потребления культурных ценностей у индивидов связано с социально-институциональной средой воспитания и образа жизни. Масштабный средний класс оказывает основное влияние на их формирование и развитие, а преемственность поколений данной страты сохраняет и качественно преобразует структуру и уровень данных потребностей, причем не только в качестве потребителя, но и как производителя этих ценностей.

В новой экономике высококвалифицированные сотрудники обеспечивают освоение и распространение управленческих и информационно-инновационных технологий, новых и более высоких стандартов потребления и вместе с этим сохранение устойчивого спроса на знания, образование, необходимую социальную инфраструктуру и поддерживают устойчивую мотивацию к творчеству.

Высококвалифицированные сотрудники выполняют стабилизационную роль в воспроизводственной системе общества. Российский исследователь Дилигенский Г.Г. выделяет две наиболее важные функции высококвалифицированных специалистов в новой экономике – «политической активности» и «стабилизирующую функцию» [18] (Diligenskiy, 2002). Автором подчеркивается влияние представителей данной группы на формирование государственного устройства в силу своей массовости и заинтересованности в стабильной политической и социально-экономической ситуациях.

Другими словами, Г.Г. Дилигенский пишет о том, что представители высококвалифицированных сотрудников в новой экономике в силу своей численности, образованности, компетентности и статусности оказывают решающее влияние на политическую и социально-экономическую стабильность в стране. Это влияние обусловлено в первую очередь их способностью эффективно использовать инновационные факторы производства и высокой доходностью от трудовой и предпринимательской деятельности. В этой связи рациональное экономическое и социальное поведение данной страты способствует формированию стабильного общества, что, по нашему мнению, уже является основополагающей ролью среднего класса и его функцией.

Значительный методологический потенциал имеет синергетическая трактовка роли высококвалифицированных сотрудников, которая базируется на их социально-экономических характеристиках, психологических особенностях, ценностях, профессиональной мотивации и интересах как едином целом. Данный подход, по нашему мнению, связывает уровень развития современного общества с уровнем сформированности универсальных и профессиональных компетенций высококвалифицированных сотрудников и их ценностными ориентациями.

Высококвалифицированные специалисты в новой экономике выступают носителями инновационной информации и стремятся к самореализации через участие в инновационных проектах, инициированных малым, средним и крупным бизнесом. В этом отношении в новой экономике правомерно рассматривать высококвалифицированных сотрудников как представителей преимущественно «нового среднего класса», выступающих катализаторами новаций и инициаторами масштабных инновационных проектов.

Формирование устойчивого среднего класса в России следует рассматривать как критерий успешности проводимых в стране экономических и социальных трансформаций. В этом отношении оценку численности среднего класса в России в размере около 40% населения можно считать результатом успешной социально-экономической трансформации по сравнению с состоянием российской действительности в 90-х годах прошлого века [3, c. 52] (Tikhonova, 2020, р. 52). Однако для устойчивого социально-экономического развития и перехода к прорывному сценарию, заложенному в федеральных документах стратегического планирования [19], необходимо, по нашему мнению, увеличить численность среднего класса до среднего мирового показателя (50%) за счет подготовки соответствующих специалистов высшего уровня квалификации для работы в условиях новой экономики.

В основе реализации функций высококвалифицированных сотрудников в новой экономике лежит особое социально-экономическое положение, которое позволяет удержать и укрепить свою статусную позицию; максимизировать факторные доходы; выступать источником удовлетворения общественных потребностей, социально-экономической помощи и поддержания малообеспеченных и нетрудоспособных граждан; обеспечивать устойчивое повышение уровня благосостояния; не обращаться к правительству за материальной помощью в виде трансфертных платежей; реализовывать преимущественно инвестиционную экономическую стратегию; формировать основные тенденции развития потребительского спроса.

Сокращение численности высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями нового среднего класса, может быть следствием снижения престижа интеллектуальных профессий, уменьшения затрат на научные исследования и разработки, общего снижения уровня жизни в совокупности с либерализацией миграционной политики. Такая ситуация в 90-е годы пошлого века в России привела к эмиграции той части населения, которая представляла высококвалифицированных специалистов и основу среднего слоя в развитых экономиках [20] (Platonova, Glazkova, 2015). По оценке исследователей, удельный вес «утечки умов» в период 1992–1999 гг. в общей эмиграции из России возрос с 14 до 31%, что уменьшило расходы принимающих государств на подготовку высококвалифицированных специалистов [21, с. 330] (Iontsev, 2001, р. 330). Вместе с тем необходимо учитывать встречные миграционные потоки носителей интеллектуального капитала, к которым относятся специалисты с высшим образованием. Так, с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция ежегодного миграционного прироста всех групп населения, включая высококвалифицированных специалистов [22]. По данным Росстата, в 2020 году миграционный прирост лиц с высшим профессиональным образованием составил 19 477 чел., включая 279 лиц с научными степенями [23]. Это свидетельствует о потенциальных возможностях включения в российскую экономику дополнительных высококвалифицированных специалистов и расширения основ нового среднего класса.

Заключение

Современная ситуация в российской экономике свидетельствует о все еще сохраняющейся в ряде сфер «ресурсорасточительной» траектории развития. Вместе с тем состояние технико-технологического потенциала России характеризуется построением основ новой экономики, которое охватило в первую очередь военно-техническую сферу и обеспечило повышение роли высококвалифицированных сотрудников в воспроизводственной системе российской экономики. Однако формирование инновационного кластера в России, закрепление инновационных элементов в экономике России происходит неравномерно и не является гарантом для ускорения темпов роста, а также снижения зависимости от «нефтяной иглы». Можно проинвестировать экспортные доходы, собранные в Фонде национального благосостояния, в крупные инновационные и национальные проекты, но отдача от них (в том числе в виде темпов экономического роста) будет только тогда, когда этот потенциал сможет реализовываться в комплексе с формированием на каждой воспроизводственной фазе высококвалифицированных специалистов, обладающих компетенциями Индустрии 4.0. Речь идет о развитии социальной инфраструктуры, повышении уровня социальной вовлеченности, доступности качественного высшего образования, адекватной цене на жилищные и ипотечные услуги, а также других параметрах качества жизни нового среднего класса.

Расширенное воспроизводство высококвалифицированных сотрудников, составляющих новый средний класс, предполагает усиление действия социально-экономических факторов; формирование у большей части населения стабильной доходной базы; повышение уровня инвестиционной грамотности; совершенствование правовой базы обеспечения инвестиционного процесса; повышение требований к качеству финансовых инструментов, обращающихся на российском рынке капитала; формирование системы интересов, моральных ценностей и мотиваций к активной экономической деятельности.

Особенностью воспроизводства человеческих ресурсов в новой экономике является то, что необходимо целенаправленно формировать и развивать достаточно тонкий слой высококвалифицированных сотрудников, которые обладают особыми навыками и компетенциями, соответствующими Индустрии 4.0. Наряду с материальными факторами формирования данного слоя высококвалифицированных сотрудников, по своим качествам соответствующего новому среднему классу, существуют нематериальные факторы, связанные с социальными, культурными и психологическими особенностями. Эти факторы оказывают большое влияние на социально-экономические отношения в современной России, прежде всего через сферу использования человеческого капитала, отношения внутри производственных коллективов и социальную организацию общества (уровня системы социальных институтов и характера мотиваций и интересов).

Решение всего комплекса социально-экономических задач, направленных на улучшение социально-экономического благополучия высококвалифицированных сотрудников в широком значении данного понятия, по нашему мнению, становится необходимым условием для активизации процессов имплементации принципов новой экономики в России и повышения роли высококвалифицированных сотрудников, занятых трудовой и предпринимательской деятельностью.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы для определения социально-экономических аспектов расширенного воспроизводства высококвалифицированных специалистов в целях государственного регулирования воспроизводственных процессов в новой экономике.


References:

Rossiya v tsifrakh. 2020 [Russia in figures. 2020] (2020). M.: Rosstat. (in Russian).

Bettler A. (2009). Kontury mira v pervoy polovine XXI veka i chut dalee [Contours of the world in the first half of the 21st century and a little further]. World Economy and International Relations. (1). 29. (in Russian).

Chzhan Tyankhuey, Platonova E.D. (2021). Vosproizvodstvo chelovecheskikh resursov: soderzhanie, osobennosti, indikatory v novoy ekonomike [Reproduction of human resources: content, features, indicators in the new economy]. Financial economics. (9). 60-62. (in Russian).

Diligenskiy G.G. (2002). Lyudi srednego klassa [Middle class people] M.: I.F. Obshchestvennoe mnenie. (in Russian).

Gorodnova N.V. (2021). Razvitie tsifrovoy ekonomiki: teoriya i praktika [Digital economy development: theory and practice]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 911-928. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.

Homi Kharas, Kristofer Hamel A global tipping point: Half the world is now middle class or wealthierBrookings.edu. Retrieved November 25, 2021, from https://www.brookings.edu/blog/future-development/2018/09/27/a-global-tipping-point-half-the-world-is-now-middle-class-or-wealthier/

Human Development Index (HDI) Ranking. Retrieved November 25, 2021, from http://hdr.undp.org/en/content/latest-human-development-index-ranking

Iontsev V. (2001). Ekonomicheskie i demograficheskie aspekty «vneshney» migratsii naseleniya v Rossii [Economic and demographic aspects of the "external" migration of the population in Russia] M.: Popechitelstvo o nuzhdakh ros. repatriantov. (in Russian).

Kamaltdinova R.M. (2008). Chelovecheskiy kapital kak prioritetnyy obekt investitsiy [Human capital as a priority investment object]. Fundamental research. (5). 198-199. (in Russian).

Platonova E.D. (2006). Sovremennaya teoriya i praktika nakopleniya (transformatsionnyy aspekt) [Modern theory and practice of accumulation (transformational aspect)] M.: APKiPPRO. (in Russian).

Platonova E.D., Glazkova A.A. (2015). Nakoplenie i vosproizvodstvo chelovecheskogo potentsiala: sovremennyy vzglyad na teoriyu i praktiku [Accumulation and reproduction of human potential: a modern view of theory and practice] M.: APKiPPRO. (in Russian).

Samusenko S.A. (2021). Ekonometricheskiy analiz faktorov rosta proizvoditelnosti truda na urovne strany i regiona [Econometric analysis of labour productivity drivers: the case of regional and national economy]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (8). 763-784. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.8.112834.

Sen A. (2003). On Ethics & Economics Oxford: Blackwell Publishing.

Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N., Popazova O.A. (2021). Razvitie chelovecheskogo kapitala v usloviyakh perekhoda obshchestva k novomu tekhnologicheskomu ukladu [Development of human capital in the conditions of society\'s transition to a new technological mode]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.114013.

Table 104.10. Rates of high school completion and bachelor's degree attainment among persons age 25 and over, by race/ethnicity and sex: Selected years, 1910 through 2020Nces.ed.gov. Retrieved November 28, 2021, from https://nces.ed.gov/programs/digest/d20/tables/dt20_104.10.asp

The COVID-19 pandemic has changed education forever. This is howWeforum.org. Retrieved November 28, 2021, from https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning

The Future of Jobs Report 2020Weforum.org. Retrieved November 26, 2021, from https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf

Tikhonova N.E. (2020). Sredniy klass v fokuse ekonomicheskogo i sotsiologicheskogo podkhodov: granitsy i vnutrennyaya struktura (na primere Rossii) [Various theoretical approaches to the Russian middle class: thresholds and internal structure]. World of Russia: sociology, ethnology. 29 (4). 34-56. (in Russian). doi: 10.17323/1811-038X-2020-29-4-34-56.

Страница обновлена: 30.04.2025 в 21:04:00