Функциональное моделирование процессов оказания гостиничных услуг

Топольник В.Г.1, Крылова Л.В.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2017)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30564894
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена моделированию деловых процессов гостиничного предприятия, что является необходимым этапом при процессном подходе к управлению деятельностью - одному из инновационных направлений в реальной экономике. С помощью стандартизированной методологии IDEF0 и CASE-средств проведена функциональная декомпозиция бизнес-процесса оказания гостиничных услуг. Разработана контекстная диаграмма, объединяющая обязательные для гостиничного предприятия процессы верхнего (первого) уровня и их дочерние диаграммы (процессы второго уровня). Сложная бизнес-функция представлена в виде взаимосвязанной совокупности менее сложных бизнес-функций. Для каждой функции определены: исполнители (механизм), что преобразуется (вход), чем руководствуются исполнители (управление), каков результат выполнения функции (выход). Предлагаемая модель дает четкое, наглядное представление о том, что конкретно является конечным результатом каждой функции в отдельности и всего процесса в целом. Она может служить нормативно-регламентирующим документом гостиницы или в качестве документированных корпоративных знаний, может быть использована для разработки стандартов организации, для выявления слабых и уязвимых мест в деятельности гостиницы, для обучения сотрудников соответствующих служб гостиницы. В настоящее время используется в учебном процессе при подготовке высококвалифицированных специалистов.

Ключевые слова: управление, бизнес-процесс, моделирование, гостиничные услуги, механизм, гостиница, idef0, диаграмма, вход, выход

JEL-классификация: M53, L83

Источники:

Наша специализация – системное решение проблем управления бизнесом [Электронный ресурс] // Company.iteam.ru. - URL: http://company.iteam.ru/ (дата обращения: 03.04.2016)
Система управления «Русский Менеджмент». Манифест лидеров российского менеджмента [Электронный ресурс] // Iteam.ru. - URL: http://iteam.ru/-/ru_management (дата обращения: 12.07.2016)
Елиферов В.Г., Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Стандарты и качество, 2007. – 408 с.
Информация о компании БИТЕК [Электронный ресурс] // Betec.ru. - URL: http://betec.ru/index.php?id=1&sid=01 (дата обращения: 09.11.2016)
Бизнес-процессы и оргструктура: Типовые процессы и процессные модели [Электронный ресурс] // Betec.ru. - URL: http://www.betec.ru/secure/indexprint.php?id=2&sid=10&tid =51 (дата обращения: 09.11.2016)
Кочнев А. Бизнес-процессы и неструктурированная деятельность [Электронный ресурс] // Iteam.ru. - URL: http://iteam.ru/publications/processes/process_control_system/design/business_lesson_1 (дата обращения: 10.05.2016)
Кочнев А. «Дорожная карта» создания системы управления процессами [Электронный ресурс] // Iteam.ru. - URL: http://iteam.ru/publications/processes/process_control_system/design/business_lesson_3 (дата обращения: 10.05.2016)
Кочнев А. Идентификация стратегии [Электронный ресурс] // Iteam.ru. - URL: http://iteam.ru/publications/processes/process_control_system/design/business_lesson_4 (дата обращения: 10.05.2016)
Кочнев А. Организационная концепция [Электронный ресурс] // Iteam.ru. - URL: https://iteam.ru/publications/processes/process_control_system/design/business_lesson_5 (дата обращения: 10.05.2016)
Топольник В.Г., Крылова Л.В. Адаптация методологии процессно-ориентированного управления организацией к деятельности гостиничного предприятия // Экономика и управление в ХХI веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Коллективная монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – С. 122-139
Топольник В.Г., Крылова Л.В. Вопросы организационного инжиниринга в гостинично-ресторанном хозяйстве // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 358-361
Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AIIFusion Process Modeler. - М: Диалог-МИФИ, 2004. – 240 с.
Р50.1.028–2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования [Электронный ресурс] // Gosthelp.ru. - URL: http://www.gosthelp.ru/text/R5010282001Informacionnye.html (дата обращения: 03.07.2016)
14. Топольник В.Г., Ткач В.В. Моделирование процесса СМК «Анализировать рынок и потребности клиентов» средствами IDEF0 // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 11-2. – С. 72-80.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 01:17:26

 

 

Functional modeling of processes of rendering hotel services

Topolnik V.G., Krylova L.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 3 (July-September 2017)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the modeling of business processes of hotel enterprises, which is a necessary step when using the process approach to management - one of the innovative trends in the real economy. Using a standardized IDEF0 methodology and CASE-tools we’ve made a functional decomposition of the business process of providing hotel services. We developed context diagram, which unifies mandatory for a hotel company processes of the upper (first) level, and their secondary diagrams (the second-level processes). Complex business function is represented in the form of a coherent set of less complex business functions. For each function we identified: executors (mechanism), what is converted (input) what motivates executors (management), what is the result of function execution (output). The proposed model gives a clear idea of what is exactly the end result of each function separately and of the entire process. It can serve as a regulatory document of the hotel or as documented corporate knowledge, it can be used to develop standards, to identify weak and vulnerable spots in the activities of the hotel, for staff training of the hotel. It is currently used in the educational process in the training of highly qualified experts.

Keywords: business process, modeling, mechanism, control, hotel, idef0, hotel services, output, diagram, input

JEL-classification: M53, L83