Исследование сущности и содержания категории «социально-трудовые отношения»
Баранов Д.Н.1
1 Московский университет им. С.Ю. Витте
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)
Цитировать:
Баранов Д.Н. Исследование сущности и содержания категории «социально-трудовые отношения» // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 12. – С. 4709-4724. – doi: 10.18334/ce.15.12.113994.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995218
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье показано, что в современных условиях в трудовом законодательстве России отсутствует определение сущности понятия социально-трудовые отношения. Исследование литературных источников показывает многогранность и многоаспектность данного понятия, поскольку оно вбирает в себя всю совокупность отношений между ее субъектами на различных уровнях, что определяет многоаспектность подходов исследователей к его определению. Согласно исследованию определены ключевые субъекты социально-трудовых отношений, к которым можно отнести работников, работодателей, органов государственной и муниципальной власти, профсоюзами и отраслевыми союзами. В результате анализа подходов к определению сущности понятия социально-трудовых отношений, автором выявлены ключевые признаки этого понятия, на основании которых уточнено это определение
Ключевые слова: труд, субъекты трудовых отношений, социально-трудовые отношения
JEL-классификация: J00, J01, J30, J50, J70
Введение
В процессе организации хозяйственной деятельности предприятия важнейшим элементом ее эффективности является организация социально-трудовых отношений между всеми заинтересованными субъектами. Однако в этой связи возникают следующие вопросы: что подразумевают современные исследования под понятием «социально-трудовые отношения»? Какие элементы социально-трудовых отношений выделяются? Какие факторы определяют эффективную организацию социально-трудовых отношений на отраслевом уровне?
Для ответа на поставленные вопросы необходимо провести обстоятельный анализ специализированных литературных источников, видных исследователей в данной тематике и на этой основе дать авторское определение понятию «социально-трудовые отношения». Исходя из этого, можно определить цель настоящей статьи, которая заключается в уточнении сущности категории «социально-трудовые отношения».
Научной новизной исследования является уточнение понятия сущности «социально-трудовые отношения» и выявление их ключевых признаков.
Необходимо отметить, что понятие социально-трудовых отношений вошло в отечественный научный дискурс относительно недавно [21] (Melik'yan, Kolosova, 1996). Смещение акцента в исследованиях феномена труда с чисто экономического и физиологического подходов в пользу включения в анализ социального фактора в конце ХХ века способствовало использованию нового термина «социально-трудовые отношения». Ключевые факторы такого смещения в исследованиях, как в менеджменте, так и в экономике труда, во многом были обусловлены поиском новых методов организации хозяйственной деятельности, направленных на увеличение производительности труда на предприятиях.
Сущность понятия социально-трудовых отношений опосредует совокупность отношений, которые возникают между работником, работодателем и органами государственной и муниципальной власти. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется посредством принятия и внесения изменений в нормативно-правовые акты, принимаемые на международном, национальном и отраслевом уровне.
При этом необходимо отметить, что в современном российском законодательстве отсутствует данное понятие. В частности, в Трудовом кодексе Российской Федерации представлено понятие «трудовые отношения», под которыми подразумеваются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка, при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором [1]. В Трудовом кодексе Российской Федерации упоминается понятие «социально-трудовые отношения», однако само определение этого понятия там отсутствует.
Отсутствие определения социально-трудовых отношений в нормативно-правовых актах обусловило научный дискурс по поводу того, что подразумевать под данным понятием. Это обусловило различие подходов к определению сущности понятия «социально-трудовые отношения».
Например, Колосов Р.П. под социально-трудовыми отношениями подразумевает «объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни» [9] (Krajnova, Sataeva, 2018). По нашему мнению, в данном определении нечетко прописан состав субъектов трудовых отношений. Автор делает акцент на взаимозависимости и взаимосвязи, упуская определение сторон и сфер трудовых отношений. Однако автор помимо взаимосвязи и взаимозависимости субъектов трудовой деятельности приводит еще одну важную черту – нацеленность деятельности по регулированию социально-трудовых отношений на качество труда. Однако не указывается, что основной задачей всей совокупности мер является повышение эффективности труда в организации.
Мраморнова О.В. утверждает, что «социально-трудовые отношения – это объективно существующая взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда и связанными с ним сферами деятельности, направленные на реализацию целей предприятия, и регулирование качества трудовой и связанных с ней сфер жизни индивида» [14] (Maslennikov, 2015). Данное определение также не учитывает всей совокупности субъектов трудовых отношений, что важно с позиции регуляторной функции. Кроме того, оно излишне выделяет отдельного индивида. Однако достоинством данного определения, на наш взгляд, является то, что здесь указывается связь в создании качества трудовой деятельности и целей предприятия.
Наиболее проработанным, на наш взгляд, является определение рассматриваемого понятия, данное Масленниковой И.А. Данный автор под социально-трудовыми отношениями подразумевает совокупность экономических, психологических и правовых аспектов взаимосвязей и взаимоотношений субъектов: государства, работодателя и наемных работников, возникающих в ходе трудовой деятельности и по поводу трудовой деятельности, направленных на повышение качества трудовой жизни и эффективности работы персонала организации [15] (Nekhoda, 2009). Однако в нем в качестве субъектов трудовых отношений не отмечены органы муниципальной власти, профсоюзы и отраслевые союзы. Кроме того, в определении отсутствует охват видов отношений, которые присущи проявлению социально-трудовых отношений.
Кирнос А.И. определяет социально-трудовые отношения через отношения между людьми в процессе работы по поводу ее организации, условий, оплаты, социальной защиты, которые регулируются системой соглашений на макро-, мезо-, микроэкономическом и производственном уровне для достижения оптимальной производительности и эффективной деятельности субъектов хозяйствования [7] (Kirnos, 2007). Достоинством данного определения является выделение уровней анализа социально-трудовых отношений. Однако данное определение опосредует только отдельные сферы трудовых отношений, хотя на практике охват ими намного больше.
В то же время Лаврентьева Е.А. утверждает, что сущность социально-трудовых отношений представляет из себя совокупность социально-экономических взаимоотношений, возникающих между наемными работниками и работодателями по поводу условий их совместной деятельности: найма, увольнения, условий труда, материального вознаграждения, получения образования, переподготовки и повышения квалификации, решения жилищных проблем, проблем отдыха и медицинского обслуживания и других [11] (Lavrent'eva, 2018). Автор, предлагая данное определение социально-трудовых отношений, старается охватить все его проявления, что крайне сложно сделать в связи с их большим разнообразием. Кроме того, в процессе генезиса системы социально-трудовых отношений субъектов становится намного больше.
Волков Ю.Е. определяет социально-трудовые отношения как отношения между субъектами трудовой деятельности по поводу формирования трудового потенциала людей и его использования в трудовой деятельности коллективного характера с учетом различий по месту и роли этих субъектов в соответствующей деятельности, по условиям и способам осуществления ими своих социальных ролей в ней [5] (Volkov, 2009).
Нехода Е.В. добавляет, что «предметно-содержательная область социально-трудовых отношений включает широкий спектр вопросов, начиная с профессионального обучения работников, развития систем социальной защиты и трудовой мобильности, проблем, связанных с оплатой труда, условиями и организацией труда и заканчивая вопросами социального развития человека и его здоровья, мотивов, ценностей, целей деятельности и т.д.» [15] (Nekhoda, 2009). Таким образом, можно отметить, что социально-трудовые отношения включают в себя всю совокупность отношений, которые происходят на соответствующем уровне анализа.
Исследование литературных источников показывает многогранность и многоаспектность данного понятия, поскольку оно вбирает в себя всю совокупность отношений между субъектами трудовых отношений на различных уровнях. Так, Беззубко Л.В. и Нехода Е.В. выделяют основные термины, которые характеризуют понятие «социально-трудовые отношения», к которым они относят: производственные отношения, индустриальные отношения, трудовые отношения, человеческие отношения и социальные отношения (рис. 1).
Рисунок 1. Элементы социально-трудовых отношений
Источник: составлено автором на основании работы Беззубко Л.В., Нехода Е.В. Социально-трудовые отношения: результаты исследований в России и Украине / под общ. ред. Е.В. Неходы. – Томск : Томский государственный университет, 2013. – 372 с.
Данные, представленные на рисунке 1, показывают, что основными элементами, определяющими в совокупности социально-трудовые отношения, являются производственные отношения, индустриальные отношения, трудовые отношения, человеческие отношения и социальные отношения. Производственные отношения опосредуют исследование вопросов, связанных с основами взаимодействия работника и работодателя по поводу уровня оплаты труда, уровня выработки, возникновения противоречий между ними. Индустриальные отношения рассматривают вопросы, связанные с урегулированием вопросов трудовых отношений, кооперации, усиления роли профсоюзов в организации, развития социального партнерства и других. Трудовые отношения рассматривают организационные аспекты отношений работника и работодателя по поводу установления условий трудовых отношений, установления системы оплаты труда, условий труда, социальной политики организации и ряда других. Человеческие отношения опосредуют отношения между работником и работодателем по поводу формирования мотивационных механизмов в организации, направленных на увеличение эффективности и производительности их труда. Социальные отношения в коллективе направлены на установление в коллективе благоприятного психологического климата, атмосферы сотрудничества и эффективной кооперации, направленной на удовлетворение жизненных потребностей работников. В этой связи Лаврентьева Е.А. отмечает, что социально-трудовые отношения включают не только характеристики труда, но и уровень жизни работников и членов их семей, а также характеристики общественного мнения по поводу состояния этих отношений [11] (Lavrent'eva, 2018). Она указывает, что эти отношения направлены на процесс регулирования качества трудовой жизни, ведут к определенным структурным преобразованиям, направленным на их улучшение. Таким образом, согласно подходу Лаврентьевой Е.А., социально-трудовые отношения представляют из себя непосредственно существующие взаимосвязи и взаимодействия субъектов этих отношений, которые проявляются в процессе труда и направлены на регулирование качества трудовой жизни. Социально-трудовые отношения проявляются и в форме социальных интересов. Социальные интересы и трудовые отношения связаны между собой как источник, предпосылка и условие взаимного существования [11] (Lavrent'eva, 2018).
В научной литературе развернулся дискурс по поводу следующего: кого рационально включить в состав субъектов социально-трудовых отношений. Существует огромный набор подходов к определению субъектности социально-трудовых отношений. Например, Куликов В.В. утверждает, что в процессе трудовой деятельности в социально-трудовые отношения вступают работник и работодатель [10] (Kulikov, 2000). В свою очередь, ряд исследователей (Мраморнова О.В., Беззубко Л.В., Нехода Е.В., Лаврентьева Е.А., Чилипенок Ю.Ю. и другие) считают, что кроме работника и работодателя в процессе социально-трудовых отношений участвует целый ряд субъектов. Например, Волков Ю.Е. дает развернутый перечень субъектов социально-трудовых отношений: 1) учащиеся учебных заведений; 2) люди, занятые поиском работы; 3) работодатели – организации или индивидуальные предприниматели; 4) работники, занятые в организациях или у индивидуальных предпринимателей; 5) органы государственной власти, сфера деятельности которых связана с рынком труда или его регулированием; 6) органы местного самоуправления как владельцы муниципальных предприятий и регуляторы рынка труда на муниципальном уровне; 7) трудовые организации и коллективы; 8) общественно-политические и коммерческие организации, деятельность которых связана с организацией трудовой деятельности людей [5] (Volkov, 2009). По нашему мнению, в процессе осуществления социально-трудовых отношений на уровне отрасли субъектами социально-трудовых отношений могут выступать: работники, работодатели, органы государственной и муниципальной власти, союзы предпринимателей, профессиональные союзы, и институты рынка труда. Структура ключевых функций и взаимосвязей между ключевыми субъектами социально-трудовых отношений представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура ключевых функций и взаимосвязей между ключевыми субъектами социально-трудовых отношений на отраслевом уровне
Источник: составлено автором.
В содержательной части рисунка 2 представлены ключевые субъекты социально-трудовых отношений и их функциональные взаимосвязи. Так, например, органы государственной власти на федеральном уровне выполняют функцию регуляции рынка труда, выработки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения на рынке труда, следят за ее соблюдением, проводят социальную политику и политику по стимулированию занятости населения. Органы государственной власти являются арбитром в случае возникновения спора между субъектами социально-трудовых отношений. Функцией органов государственной и муниципальной власти является формирование институтов рынка труда. Их целью является обеспечение посредничества между работниками, которые ищут работу, и работодателями, которые находятся в поиске новых сотрудников.
Согласно Федеральному закону № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», граждане могут создавать профсоюзы, которые представляют из себя добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [2]. Профсоюзы взаимодействуют с работниками и работодателями по вопросу защиты их трудовых прав. Также профсоюзы осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и союзами предпринимателей по вопросам регулирования трудового законодательства.
Союзы предпринимателей создаются с целью представления и защиты работодателей, в том числе их профессиональных интересов и целей [3]. Союзы предпринимателей лоббируют интересы работодателей в органах государственной власти в процессе выработки регуляторных решений, которые касаются их интересов.
Социально-трудовые отношения охватывают ряд предметных областей, к которым можно отнести организацию труда, контроль труда, нормирование труда, оценку эффективности труда и аттестацию. Характеристика предметных областей социально-трудовых отношений представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика предметных областей социально-трудовых отношений
№
п.п.
|
Предмет
|
Характеристика
|
1
|
Организация
труда
|
Сфера
социально-трудовых отношений, связанная с реализацией комплекса мер по
приведению трудовой деятельности работников в единую, упорядоченную систему,
направленную на реализацию цели деятельности предприятия
|
2
|
Контроль
труда
|
Комплекс
мероприятий по осуществлению контроля деятельности группы работников или
отдельного работника в рамках качества и своевременности выполнения
поставленных трудовых задач
|
3
|
Нормирование
труда
|
Сфера
социально-трудовых отношений, связанная с обеспечением контроля за мерой
труда и его результатов, соотношения численности работающих и используемых
орудий труда
|
4
|
Оценка
эффективности труда
|
Комплекс
мероприятий по обеспечению контроля за результативностью деятельности всего
персонала, его группы или отдельного работника за определенный период времени
в рамках исполнения установленных критериев эффективности труда
|
5
|
Аттестация
|
Комплекс
мероприятий, направленных на периодический контроль знаний, умений и навыков
работников в рамках выполнения установленных показателей результатов труда
|
Данные таблицы 1 показывают, что социально-трудовые отношения охватывают всю совокупность трудовых процессов на уровне предприятия и направлены на формирование высокого потенциала трудового коллектива с целью наиболее эффективной реализации целей деятельности предприятия.
Исходя из проведенного анализа сущности понятия «социально-трудовые отношения», можно выделить следующие ключевые признаки, которые определяют его содержание:
- социально-трудовые отношения являются квинтэссенцией производственных, индустриальных, человеческих, трудовых и социальных отношений между субъектами хозяйствования;
- выстраивание эффективной системы социально-трудовых отношений направлено на формирование благоприятной среды для участников трудового процесса с целью достижения целей деятельности предприятия;
- субъектами социально-трудовых отношений являются работники, работодатели, органы государственной и муниципальной власти, профсоюзы, союзы предпринимателей, институты рынка труда и иные участники;
- социально-трудовые отношения характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью субъектов этих отношений;
- регулирование социально-трудовых отношений осуществляется посредством принятия и внесения изменений в нормативно-правовые акты, принимаемые на международном, национальном и отраслевом уровне.
Социально-трудовые отношения представляют из себя сложное и многогранное явление, которое проявляется на разных уровнях хозяйствования, предстает в различных формах и сложно структурировано. На основании проведенного анализа понятия «социально-трудовые отношения» представим авторское определение, которое будем использовать в процессе дальнейшего исследования. Таким образом, можно дать следующее определение: социально-трудовые отношения – это совокупность отношений, сложившихся на предприятии, между субъектами договорных отношений (работниками, работодателями, органами государственной и муниципальной власти, профсоюзами и отраслевыми союзами), направленных на достижение целей предприятия и регулирование качества трудовой жизни, предусмотренной трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что социально-трудовые отношения являются сложным, многогранным и многоаспектным понятием, вбирающим в себя всю совокупность отношений между субъектами на макро-, мезо- и микроуровне. Генезис системы социально-трудовых отношений развивается в направлении формирования благоприятной трудовой среды, которая могла бы наиболее эффективно решать вопросы, связанные с достижением целей деятельности предприятия. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется исходя из положений, принимаемых на международном, национальном и отраслевом уровне. В процессе выработки этих положений участвуют все заинтересованные субъекты социально-трудовых отношений – работодатели, работники, органы государственной и муниципальной власти, профсоюзы, союзы предпринимателей и институты рынка труда.
Источники:
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8840/a8e7a1e3362b4a814665779f2e79ba9df5098289/ (дата обращения: 10.12.2021).
3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/e46eaf5d69e335ddbd0839f17ebcba4c581690c2/ (дата обращения: 10.12.2021).
4. Беззубко Л.В., Нехода Е.В. Социально-трудовые отношения: результаты исследований в России и Украине. / под общ. ред. Е.В. Неходы. - Томск: Томский государственный университет, 2013. – 372 c.
5. Волков Ю.Е. Социология труда. - М., ИД «АТИСО», 2009. – 452 c.
6. Воронина А.В., Шевелева О.М. Уровни анализа тенденций и факторов развития рынка труда // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 2 (25). – c. 56-61. – doi: 10.21777/2587-554X-2018-2-56-61.
7. Кирнос А.И. Теоретико-методологические аспекты механизмов государственного регулирования заработной платы как одного из главных факторов социально-трудовых отношений. - Донецк: ВИК, 2007. – 379 c.
8. Меликьян Г.Г., Колосова Р.П. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Учеб. для экон. специальностей вузов / Р. П. Колосова, В. Г. Костаков, А. А. Ткаченко и др.]. - М. : ЧеРо : Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 623 c.
9. Крайнова О.С., Сатаева Д.М. Формирование кадрового потенциала: подход на основе принципов системы менеджмента качества и требований профессиональных стандартов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 3 (26). – c. 77-85. – doi: 10.21777/2587-554X-2018-3-77-85.
10. Куликов В.В. Концептуальные основы современной экономики труда // Российский экономический журнал. – 2000. – № 11-12. – c. 56-67.
11. Лаврентьева Е. А. Управление социально-трудовыми отношениями. / Учебник. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2018. – 492 c.
12. Лунёва Е.И., Коробкова Ю.Е. Создание службы внутреннего кадрового аудита как инструмент управления персоналом // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2017. – № 2(21). – c. 67-76. – doi: 10.21777/2307-6135-2017-2-67-76.
13. Мраморнова О.В. Формирование российской институциональной модели социально-трудовых отношений. / автореф. дис. … доктора экон. наук. - Краснодар, 2010. – 49 c.
14. Масленников И. А. Формирование механизма регулирования социально-трудовых отношений в матричных структурах наукоемкой организации. / автореферат дис.,.. кандидата экономических наук : 08.00.05. - М.:, 2015. – 28 c.
15. Нехода Е.В. Социализация трудовых отношений. / автореф. дис. … доктора экон. наук. - Томск, 2009. – 47 c.
16. Рогова Д.А. Мотивация труда, как один из факторов повышения использования трудовых ресурсов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 1 (24). – c. 108-112. – doi: 10.21777/2587-9472-2018-1-108-112.
17. Рожков В.Д. Эволюция категорий занятости и рынка труда в эпоху цифровой экономики // Труд и социальные отношения. – 2020. – № 5. – c. 91-98. – doi: 10.20410/2073-7815-2020-31-5-91-98.
18. Рожков В.Д. Карташов С.А., Ананченкова П.И. Государственная служба занятости населения как субъект регулирования социально-трудовых отношений часть 1. становление и развитие в России системы трудового посредничества: исторический обзор (xx- начало xxi в.) // Труд и социальные отношения. – 2021. – № 3. – c. 13-26. – doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-3-13-26.
19. Рожков В.Д. Карташов С.А., Ананченкова П.И. Государственная служба занятости населения как субъект регулирования социально-трудовых отношений часть 2. Организационные основы функционирования службы занятости населения // Труд и социальные отношения. – 2021. – № 4. – c. 5-17. – doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-1-5-17.
20. Суптело Н.П. Формирование гибкой системы материального стимулирования работников в организации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2016. – № 3(18). – c. 90-97. – doi: 10.21777/2307-6135-2016-3-90-97.
21. Меликьян Г.Г., Колосова Р.П. Экономика труда и социально-трудовые отношения. - М. : Изд-во МГУ: Изд-во ЧеРо, 1996. – 623 c.
22. Suptelo N., Sobol T., Rubtsova E., Fokina O. Sustainable regional social protection system. В сборнике: E3S Web of Conferences. Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. 2020. С. 11042
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:40:09