Налоговое стимулирование предпринимательской активности

Алиева Э.Б.1, Ибрагимова З.Ш.1
1 Дагестанский государственный университет, Россия, Махачкала

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Алиева Э.Б., Ибрагимова З.Ш. Налоговое стимулирование предпринимательской активности // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 12. – С. 2827-2836. – doi: 10.18334/epp.11.12.113981.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47943151
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются основные и наиболее обоснованные в доктрине налогового права понятия налоговых льгот, их сущность, основные признаки и их значимость в развитии экономики государства. Отмечена актуальная проблема в лице ударившей по экономике и особо сильно по субъектам малого и среднего предпринимательства короновирусной инфекции, повлекшей сильнейший спад в производстве. С такими событиями непосредственно связана необходимость оперативного законодательного реагирования в целях поддержки бизнеса и удержания стабильной позиции в стране. В ходе изложения, анализируются различные меры воздействия на предпринимательство в Российской Федерации, влияние опыта зарубежных стран, эффективность их применения, правовая основа, а также текущие отечественные программы реализации поддержки. Особое внимание уделено нормативно-правовой базе Республики Дагестан, рассмотрены региональные налоговые льготы по земельному налогу, порядок их применения, а также уделено внимание общему значению стимулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: налоговые льготы, предпринимательство, субъекты малого и среднего бизнеса, экономика, программы поддержки

JEL-классификация: H21, H25, L26



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Предпринимательство на сегодняшний день представляет собой основу экономики, общественных отношений и общегосударственных систем. Именно поэтому исследования на тему развития предпринимательства, факторы воздействия и влияния на него со стороны государства актуальны во всем мире.

В Российской Федерации вопросы предпринимательской деятельности стоят на повестке дня еще с момента перехода к рыночной экономике. Но именно сейчас в период пандемии, ставшей испытанием для всего мира и особенно сильно ударившей по субъектам малого и среднего бизнеса, вопросы поддержки предпринимательства особенно актуальны и нуждаются в новых эффективных мерах стимулирования.

Многие авторы, такие как Бажутов Е.С., уделяют большое внимание вопросам «формирования благоприятной среды и условий для становления, роста и развития предпринимательства», а также способам «повышения эффективности реализации программ государственной помощи и поддержки предпринимателей» [10, c. 12–14] (Belousov, 2018, р. 12–14). Различные исследователи, рассматривая сущность и проблемы мер поддержки налогового стимулирования, выносят на обсуждение определение налогового стимулирования, выделяя важные признаки. Так, Володченко В.А. под налоговым стимулированием понимает целенаправленное воздействие органов государственной власти и местного самоуправления по закреплению в законодательстве налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих положение налогоплательщиков [9, c. 40–43] (Bazhutov, 2017, р. 40–43). Также рассмотрены исследовательские работы Брызгалина А.В. [11, c. 4–12] (Bryzgalin, 1997, р. 4–12), Дементьева И.В. [13, c. 67–72] (Dementev, 2013, р. 67–72), Дмитриева Е.О. [14, c. 11–19] (Dmitrieva, Arkhipov, 2021, р. 11–19), Зубова О.Г. [15, c. 59–72] (Pulkacheva, Ushnikova, 2021, р. 59–72) и Костанян Р.К. [16. c. 24–36] (Zubova, Zharkova, 2020, р. 24–36).

Таким образом, до настоящего времени многие вопросы налогового стимулирования и оперативной организации поддержки со стороны государства при необходимых случаях все еще открыты и нуждаются в развитии, доработке и закреплении.

На основании вышеизложенного целью исследования является изучение и анализ действующей системы поддержки предпринимательства, а в особенности действие и эффективность налоговых льгот.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать правовую основу налоговых льгот.

2. Изучить признаки налоговых льгот.

3. Рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок, условия и основания предоставления налоговых льгот.

4. Исследовать отчеты органов, уполномоченных на контроль и надзор в сфере налогов и сборов за последние годы.

5. Определить значимость и эффективность действия налоговых льгот как меры стимулирования предпринимательства.

Научная новизна. На основании проведенного исследования выявлена значимость налоговых льгот и определены пробелы в порядке закрепления их на региональном уровне, вследствие чего выявлена необходимость законодательной доработки и контроля за исполнением всех предписанных норм.

Такие проблемы, как пандемия, не позволяют точно прогнозировать и знать наперед, какие меры будут наиболее эффективны и устойчивы, но выработать определенную тенденцию и быть готовым к любой непредвиденной ситуации, угрожающей бизнесу, необходимо.

Методологическая основа научной статьи включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.

Правовая основа налоговых льгот как фактора стимулирования предпринимательства. Одной из основных мер налогового стимулирования являются налоговые льготы. В соответствии с налоговым законодательством под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. [1] Рассмотрим несколько определений, предлагаемых в научно-правовой доктрине. Так, по мнению Р.К. Костанян, природа налоговых льгот заключается в категории правовых преимуществ, представляющих помимо дополнительных прав освобождение от некоторых установленных обязанностей [16, c. 24–36] (Zubova, Zharkova, 2020, р. 24–36). С точки зрения А.В. Брызгалина, льгота представляет собой специальную норму, которая действует в строго определенных случаях [11, c. 4–12] (Bryzgalin, 1997, р. 4–12).

Также под налоговой льготой можно понимать предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение организации или физического лица от уплаты налога с полученной экономической выгоды [13, c. 67–72] (Dementev, 2013, р. 67–72). Все эти определения позволяют выделить характерные и бесспорные признаки налоговых льгот. К ним относятся: законодательное закрепление; добровольный характер применения; недопустимость индивидуального применения; недопустимость дискриминации по каким-либо признакам; создание налогового преимущества. Именно преимущества делают налоговые льготы эффективной мерой поддержки предпринимательства.

На основании анализа научных исследований можно сказать, что льготы позволяют получить молодым предпринимателям небольшой толчок, поддержку для того, чтобы устоять на рынке и расширять производство. Именно на крупных, устойчивых и прибыльных организациях и держится в некоторой части мировая экономика, удерживающаяся на масштабах производства, росте ВВП и налоговых отчислениях. Так, наиболее значимое влияние оказывается мерами налогового стимулирования на субъектов именно малого и среднего бизнеса как на самых уязвимых представителей предпринимательства.

Изучив правовую основу государственного и налогового стимулирования предпринимательства в РФ, устанавливаем, что ее составляют: Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который является основным нормативно-правовым актом, определяющим организацию поддержки малого и среднего бизнеса в различных областях, Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий (дорожной карте) по ее реализации», Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также региональные акты.

Законодательством Республики Дагестан регламентированы такие виды налогового стимулирования предпринимательской активности, как пониженные ставки налога на имущество организаций, [2] единого сельскохозяйственного налога, налога по упрощенной системе налогообложения; [3] отсрочка или освобождение от уплаты арендной платы; [4] предоставление субсидий; [5] отсрочка авансовых платежей; [6] а также дополнительные льготы, введенные в связи с распространением коронавирусной инфекцией. [7]

Благодаря проведенному анализу и рассматривая подробно упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), следует отметить, что продление сроков уплаты и возможность отсрочки авансовых платежей «является одной из главных мер государственной поддержки предпринимательства» [15, c. 32–45] (Pulkacheva, Ushnikova, 2021, р. 32–45). До конца 2021 г. ставка составляет от 1 до 6% в зависимости от сфер предпринимательской деятельности. Притом особую привилегию получают впервые зарегистрировавшиеся в качестве предпринимателей – для них введена нулевая ставка на первые два года.

Для полного изучения вопроса следует изучить налоговые льготы по конкретному налогу, например земельному налогу. В соответствии с налоговым законодательством земельный налог уплачивают владеющие на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения граждане и организации. На земельный налог установлены как федеральные налоговые льготы, так и региональные. Согласно НК РФ, закреплена группа налогоплательщиков, которые полностью освобождаются от уплаты налога. К ним относятся организации, использующие земельные участки для исполнения возложенных на них обязанностей, а также ряд иных категорий юридических лиц, указанных в ст. 395 НК РФ. Для каждой из этих категорий в законе детально определены условия получения льгот. Так, можно заметить, что налоговые льготы позволяют предприятиям уменьшить налоговую нагрузку, чтобы вложить средства в дальнейшее развитие бизнеса, не отдавая большую часть в виде налогов [18, c. 87–101] (Kosheleva, Mitryushina, Kostina, 2021, р. 87–101).

В порядке издания локальных нормативно-правовых актов о налоговых ставках и порядке уплаты земельного налога муниципальные образования вправе вводить налоговые льготы. За установление налоговых льгот в регионах следит Министерство финансов РФ, которое ведет реестр [8] и статистику эффективности налоговых льгот на бюджет государства и развитие предпринимательства. Однако отсутствие информации о результатах контроля и проверок определенно влияет на отношение населения к мерам ответственности и важности статистического учета, влияющего на оказание реальных и весомых мер поддержки предпринимательства.

Эффективность данных мер разные исследователи оценивают по-своему, наиболее востребованными по мнению многих из них были отсрочка уплаты всех налогов, за исключением НДС, на следующие шесть месяцев, отсрочка ссуды на полгода и приостановка страховых премий [14, c. 11–19] (Dmitrieva, Arkhipov, 2021, р. 11–19).

Опыт зарубежных стран позволяет делать вывод о том, что для успешного развития предпринимательства необходимо создать многофункциональную многоканальную инфраструктуру поддержки. В странах Европы применяются такие меры, как финансовая поддержка, включающая совокупность инструментов, льготное кредитование, привлечение инвесторов, стимулирование банков к финансированию начинающих предпринимателей, содействие в получении государственных заказов, формирование эффективной налоговой системы и т.д. [9]

Безусловно, отечественное законодательство учитывает и анализирует мировой опыт, изучает статистику и совершенствует политику. Так, была проанализирована система национальных проектов страны, и установлено, что на данный момент создается система поддержки предпринимательства, основой которой является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Проект включает в себя пять федеральных программ, направленных на улучшение условий для предпринимателей, расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, к льготному финансированию и т.д. [15, c. 59–72] (Pulkacheva, Ushnikova, 2021, р. 59–72). Данный проект имеет большой потенциал, однако проект слабо освещен, так как после изучения статистику обсуждаемости проекта в сети можно делать вывод, что это существенно снизит эффективность проекта. Также есть необходимость обеспечить меры для контроля и реализации проекта на региональном уровне.

Заключение

Таким образом, по итогам исследовательской работы можно сделать выводы о том, что предпринимательство определенно играет существенную роль в положении государства, исходя из чего законодатель анализирует практику, ведет реестры для изучения статистики, формирует систему мер для поддержания и развития субъектов экономики. Также существующие и весьма потенциальные проекты имеют немалое количество пробелов, мешающих их полноценной реализации. Данные пробелы необходимо решать своевременно и обеспечить реальное действие всех механизмов исполнения государственной системы поддержки среднего и малого предпринимательства. Важно изучить вопросы учета статистики контролирующих органов, психологию населения и освещенность законодательным мер стимулирования предпринимательства.

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ: принят Государственной Думой 16 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года – Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: сайт. – Режим доступа: доступ только из читальных залов библиотеки ДГУ.

[2] О налоге на имущество организаций: Закон Республики Дагестан от 08.10.2004. № 22: в ред. от 29.05.2020: принят Народным Собранием РД 30.09.2004. – Текст: электронный // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc3462020-06-05.html/ (дата обращения: 27.11.2021).

[3] О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения: Закон Республики Дагестан от 06.05.2009 № 26 в ред. от 29.05.2020: принят Народным Собранием РД 30.04.2009. – Текст: электронный // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc3462020-06-05.html/ (дата обращения: 27.11.2021).

[4] О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 мая 2020 года № 106-р. – Текст: электронный // – URL: https://docs.cntd.ru/document/570773154 (дата обращения: 27.11.2021).

[5] Об утверждении Порядка реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан, на 2020 год: Постановление Правительства Республики Дагестан от 02.10.2020 № 214. - Текст: электронный // – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0500202010060007/ (дата обращения: 27.11.2021).

[6] О сроках уплаты авансовых платежей по налогам на территории: Постановление Правительства РД от 25 мая 2020 г. № 95. – Текст: электронный // – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn05/about_fts/docs/9892530/ (дата обращения: 27.11.2021).

[7] О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Республике Дагестан: Указ главы Республики Дагестан от 31 марта 2020 года № 24. – Текст: электронный // – URL: https://rg.ru/2020/04/01/dagestan-ukaz24-reg-dok.html (дата обращения: 27.11.2021).

[8] Реестр налоговых льгот (налоговых расходов), установленных законами субъектов Российской Федерации на 2016–2017 годы с оценкой на прогнозный период до 2021 года: Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] – режим доступа – URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/index.php?id_4=124742 (дата обращения: 01.12.2021 г.)

[9] Зубова О.Г. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства/ О.Г. Зубова, С.Л. Жаркова. – Текст: электронный // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – № 3. – С. 86. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44219542 (дата обращения: 28.11.2021 - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ: принят Государственной Думой 16 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
2. О налоге на имущество организаций: Закон Республики Дагестан от 08.10.2004. N 22: в ред. от 29.05.2020: принят Народным Собранием РД 30.09.2004. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc3462020-06-05.html (дата обращения: 27.11.2021).
3. О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения: Закон Республики Дагестан от 06.05.2009 N 26 в ред. от 29.05.2020: принят Народным Собранием РД 30.04.2009. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc3462020-06-05.html (дата обращения: 27.11.2021).
4. О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 мая 2020 года N 106-р. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/570773154 (дата обращения: 27.11.2021).
5. Об утверждении Порядка реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан, на 2020 год: Постановление Правительства Республики Дагестан от 02.10.2020 № 214. Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0500202010060007 (дата обращения: 27.11.2021).
6. О сроках уплаты авансовых платежей по налогам на территории: Постановление Правительства РД от 25 мая 2020 г. № 95. Nalog.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn05/about_fts/docs/9892530 (дата обращения: 27.11.2021).
7. О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Республике Дагестан: Указ главы Республики Дагестан от 31 марта 2020 года № 24. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/04/01/dagestan-ukaz24-reg-dok.html (дата обращения: 27.11.2021).
8. Паспорт национального проекта от 24.12.2018 г. «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/ (дата обращения: 29.11.2021).
9. Бажутов Е.А. Региональные факторы повышения предпринимательской активности в реальном секторе экономики региона // Управление в современных системах. – 2017. – № 2(13). – c. 3-9.
10. Белоусов А.Л. Вопросы деятельности института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации // Управление трансформацией социально экономического пространства территорий: тенденции, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. Вологда, 2018. – c. 64-69.
11. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. / Учебное пособие. - Москва: Издательство: Аналитика-Пресс, 1997. – 600 c.
12. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А. и др. Понятие и методология налогового стимулирования // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 3(87). – c. 65-69.
13. Дементьев И.В. Экономическое основание налога: доктринальное содержание и роль в налоговом правоприменении // Налоговед. – 2013. – № 6. – c. 20-27.
14. Дмитриева Е.О., Архипов П.А. Исследование эффективности мер государственной поддержки сектора МСП в РФ в период пандемии COVID-19. Studnet. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-effektivnosti-mer-gosudarstvennoy-podderzhki-sektora-msp-v-rf-v-period-pandemii-covid-19/viewer.
15. Пулкачева П.К., Ушникова В.П. Налоговые льготы в период пандемии коронавируса // Молодой ученый. – 2021. – № 23(365). – c. 239-241.
16. Зубова О.Г., Жаркова С.Л. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – № 3. – c. 86-94. – doi: 10.24411/2072-5833-2020-10032 .
17. Костанян Р.К. Правовое регулирование налоговых льгот в Российской Федераци. / автореферат дис.,.. кандидата юридических наук : 12.00.14. - Москва, 2008. – 22 c.
18. Кошелева Д.С.. Митрюшина Ю.Н., Костина О.И. Оценка эффективности налоговых льгот на налоговую нагрузку организаций // Калужский экономический вестник. – 2021. – № 1. – c. 66-69.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:16:02