Налоговые льготы на Украине и стимулирование инновационного развития

Богер Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (78), Июнь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19134941

Аннотация:
Автором рассматривается проблема налогового регулирования инновационного развития, а также разные методы его стимулирования на Украине и в других странах.

Ключевые слова: инновационная деятельность, налоговые льготы, стимулирование, инфраструктура, Украина, ресурсный потенциал, правовая база, стимулирование инновационного развития



Налоговое стимулирование инновационной деятельности – это относительно новое направление научных исследований на территории бывшего СССР и в странах Восточной Европы. В то время, когда большинство развитых государств давно используют приемы в сфере регулирования инновационной деятельности, в украинской экономике лишь создается соответствующая система стимулирования.

Отразим тенденции

Вопросами изучения налогового стимулирования занимались такие украинские ученые, как А.И. Крысоватый, О.Е. Кузьмин, С.И. Юрий, З.С. Варналий, Л.Л. Тарангул. Известны также и работы российских коллег: С.В. Валдайцева, В.И. Гуреева, В.Я. Кожинова, О.В. Мотовилова, О.В. Саввиной, Т.Ф. Юткиной, и других. Но существуют нерешенные и дискуссионные аспекты данной проблематики.

Ныне в Украине сложилась ситуация, когда результативность, качество функционирования и структура национальной инновационной системы не отвечают существующим потребностям интенсивного развития экономики [2]. Состояние инновационной деятельности в республике характеризуется проблемами и тенденциями, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Характерные особенности инновационного развития Украины

Согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности», предусмотрены следующие виды финансовой поддержки инновационной деятельности: полное беспроцентное кредитование приоритетных инновационных проектов; частичное (до 50%) беспроцентное кредитование; полная или частичная компенсация процентов, уплачиваемых субъектами инновационной деятельности за кредиты от коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений; предоставление госгарантий коммерческим банкам за кредитование приоритетных инновационных проектов; имущественное страхование реализации инновационных проектов в соответствии с Законом Украины «О страховании» [1].

Расходы окупаются

Источниками финансирования инновационной деятельности являются: средства Госбюджета Украины; местных бюджетов и бюджета АР Крым; собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений; собственные или заимствованные средства субъектов инновационной деятельности; средства (инвестиции) любых физических и юридических лиц. Структура средств, направляемых в инновационную деятельность, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Источники финансирования инновационной деятельностина Украине в 2000–2011 гг.

Сравнение показателя доли расходов на инновации в ВВП по разным странам дает основание для вывода о тенденции ее возрастания во всех странах и о существенных различиях (табл. 3).

Таблица 3

Сумма расходов на НИОКР по отношению к ВВП в мире

Уровень государственных расходов относительно ВВП Украины критически отличается от среднеевропейских данных. Для обеспечения аналитической сравнимости проанализируем данные стран – соседей Украины и стран – лидеров инновационных процессов.

Таблица 4

Государственное финансирование НИОКР в общей сумме расходов

Анализируя данные таблиц, можно сделать вывод, что высокий уровень государственного финансирования не всегда свидетельствует о высоком уровне инновационного развития. Страны с более низким уровнем такого развития вынуждены в большей мере стимулировать экономический рост на начальных стадиях реформ. В то же время лидирующие страны могут позволить себе лишь поддерживающее финансирование.

В экономически развитых и развивающихся странах в настоящее время активно применяются меры стимулирования инновационной деятельности в виде налоговых льгот, к числу которых относятся: вычет расходов для целей налога на прибыль в размере более 100% от размера фактически осуществленных затрат (налоговый вычет) [4]; отнесение к текущим затратам полностью или частично расходов на отдельные виды оборудования (амортизационная премия); ускоренная амортизация; обложение прибыли по пониженным ставкам; «налоговые каникулы»; льготные ставки социального или подоходного налогов с заработной платы научно-технического персонала, и другие.

Например, налоговой реформе в Германии отводится важнейшая роль в рамках правительственной программы, направленной на стимулирование экономического роста и активизацию рыночного механизма [8].

Для украинской экономики оптимальный вариант использования налогового стимулирования инновационной деятельности может быть связан с реализацией такого комплекса мероприятий:

• совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения развития инновационной системы Украины;

• создание широкой сети государственных региональных консультативных центров и обеспечение малых компаний доступной информацией по налоговому администрированию; [3];

• установление реально действующих нормативов ускоренной амортизации, льготного налогообложения дохода и заработной платы, предоставления «налоговых каникул», инвестиционного кредита, частичного или полного списания расходов, связанных с инновациями;

• предотвращение налоговых злоупотреблений со стороны контролирующих органов и оптимизация административных издержек;

• формирование специального правового режима льготного налогообложения инновационной продукции по программе, которая имеет государственную поддержку и утверждена на законодательном уровне.

Выводы

Условия налогообложения инновационной деятельности значительно различаются в странах и регионах. Различны определения инновационной деятельности, подпадающей под льготы, а также типы применяемых льгот и их окончательная форма. При этом методы налогового стимулирования на практике применяются весьма ограниченно. Однако в целом прослеживается рост тенденций использования механизмов налогового стимулирования в инновационной политике развитых стран. Поэтому сегодня необходимо из комплекса механизмов выбрать те из них, которые сегодня можно реально использовать с учетом влияния на этот процесс всех внутренних и внешних факторов сложившейся экономической ситуации.


Источники:

1. Закон Украины «Об инновационной деятельности» [Электронный ресурс] – URL: http://zakon0.rada. gov.ua/laws/show/40-15
2. Стратегия инновационного развития Украины на 2010-2020 годы в условиях глобализационных вызовов [Электронный ресурс]. – URL: www.pir.dp.ua/uploads/StrategizInnovRazvitiyaUkr.doc.
3. Иванова И.И. Налоговое стимулирование инновационных процессов. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.
4. Филипенко С.В. Стимулирование инновационной деятельности предпринимателей [Электронный ресурс]. – URL: http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bushuev/library/article_06.htm.
5. Состояние и перспективы инновационных процессов в Украине [Электронный ресурс] – URL:http://nanoinnovation.livejournal.com/2304.html.
6. Официальный сайт Государственной службы статистики Украины [Электронный ресурс] – URL:http://ukrstat.gov.ua/.
7. Main Science and Technology Indicators, Volume 2011 Issue 2 // http://www.oecd-ilibrary.org/scienceand-technology/main-science-and-technologyindicators_16097327.
8. European Innovation Scoreboard 2011 // http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/ius-2011_en.pdf.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:15