Налоговое стимулирование частных инвестиций в спорт: анализ зарубежного опыта на примере Бразилии
Бида Д.А.1![]()
1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта
Скачать PDF | Загрузок: 26
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75097651
Аннотация:
В статье представлен анализ зарубежной практики налогового стимулирования частных инвестиций в спорт на примере Бразилии. Рассмотрены основные этапы реализованного в Бразилии механизма налогового стимулирования поддержки спорта, основанного на предоставлении налоговых льгот для спонсоров и благотворителей, вкладывающих средства в развитие спорта, а также выделены основные достоинства данного механизма. Отмечено, что рассматриваемый механизм налогового стимулирования активно популяризируется и пропагандируется бразильским правительством с помощью различных информационного-просветительских акций и мероприятий и в настоящее время стал узнаваемым брендом. Сформулирован вывод о том, что механизм налогового стимулирования поддержки спорта в Бразилии является ярким примером того, что при правильной организации и правовом регулировании налоговое стимулирование может приносить значительные объемы внебюджетных средств в спорт. Несмотря на различия в порядке администрирования налогов, бразильский опыт регулирования и реализации механизма налогового стимулирования поддержки спорта может быть использован в России с учетом его адаптации к российским реалиям.
Ключевые слова: финансирование спорта, налоговое стимулирование в спорте, внебюджетные источники, зарубежный опыт, Бразилия
Финансирование:
Публикация подготовлена на основе материалов научной работы, выполненной в рамках государственного задания ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» № 777-00001-24-01
JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29
Введение.
Российская практика финансирования спорта характеризуется превалированием бюджетного финансирования над внебюджетным. В течение последних 5 лет доля внебюджетных средств составляет всего около 8-10% от общего объема финансирования спорта [4]. Вместе с тем, в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [5] отмечена необходимость создания дополнительных источников финансирования сферы cпорта и повышение ее инвестиционной привлекательности, в том числе путем разработки и реализация мер по налоговой поддержке организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также спонсоров и инвесторов. Однако на сегодняшний день применение методов налогового стимулирования в России носит фрагментарный характер и их внедрение сталкивается с целым рядом трудностей. В этой связи целесообразно обращение, в том числе, к зарубежному опыту.
За рубежом успешно используются различные механизмы стимулирования частных инвестиций в сферу спорта. Наиболее распространено предоставление налоговых льгот физическим и юридическим лицам, направляющим финансовые средства на поддержку спорта [1,3]. С учетом формирования нового вектора на укрепление сотрудничества России со странами БРИКС, в том числе в сфере спорта, представляется интересным исследование опыта Бразилии, которая является одной из стран–лидеров данного объединения и при этом яркой спортивной державой. Важным достижением правительства Бразилии является эффективный механизм косвенного финансирования спорта, реализуемого в форме налоговых льгот для спонсоров и благотворителей, вкладывающих средства в развитие спорта. Данный механизм позволяет привлекать значительные объемы внебюджетных средств на прямое финансирование спортивных проектов.
Основная часть.
В соответствии с Законом Бразилии от 24 марта 1998 г. № 9.615 (известный как «Закон Пеле») [7], который устанавливает общие фундаментальные нормы в сфере спорта, финансирование бразильского спорта основывается на комбинации бюджетных и внебюджетных средств.
Следует упомянуть, что некоторые исследователи относят бразильскую систему финансирования спорта к отдельной, так называемой «бразильской» модели финансирования спорта [2, 6], которая сочетает признаки двух основных моделей – американской и европейской. Так, отмечается, что в Бразилии финансирование спортивных мероприятий и спортивных организаций осуществляется главным образом за счет средств спонсоров, которым государство представляет различные налоговые льготы. При этом отсутствуют организации-заказчики, которые получают финансовые средства и распоряжаются ими. Таким образом, бразильская система финансирования с применением децентрализации и значимостью налоговых стимулов для спонсоров тяготеет к американской модели финансирования спорта [6]. Однако государство, в лице Министерства спорта, сохраняет свою главенствующую роль в регулировании финансовых потоков и, в случае необходимости, может увеличить финансирование наиболее важных направлений за счет государственных ресурсов [1], что характерно уже для европейской модели финансирования спорта.
Тем не менее, на практике роль внебюджетных источников в финансировании бразильского спорта, несомненно, высока. Особое значение среди внебюджетных источников отводится спонсорству и благотворительности в спорте.
В целях привлечения спонсорских средств и пожертвований бразильское правительство внедрило весьма эффективный механизм налогового стимулирования, предусматривающий предоставление налоговых льгот спонсорам и благотворителям. Данный механизм закреплен в Законе № 11.438 от 29 декабря 2006 года, известном как Закон о стимулировании поддержки спорта [8]. Закон позволяет использовать средства от налоговых льгот для реализации спортивных проектов на всей территории страны.
В соответствии с положениями указанного Закона физическим и юридическим лицам разрешено направлять часть суммы, которую они заплатили бы в виде подоходного налога, на финансирование спортивных проектов, имея возможность вычесть ее из налога, подлежащего уплате в ежегодной декларации. С 2023 года, с учетом внесенных поправок Законом № 14.439 от 24 августа 2022 г. юридические лица могут инвестировать до 2% от суммы, предназначенной для уплаты подоходного налога (в период с 2006 по 2022 гг. – до 1%,), а физические лица - до 7% от причитающейся суммы налога (в период с 2006 по 2022 гг. – до 6%) [9]. При этом спонсорами спортивных проектов по данному Закону могут стать только те компании, которые официально декларируют свой корпоративный подоходный налог на основе реальной прибыли. Физические лица, в свою очередь, могут выступить в качестве благотворителей только в том случае, если они декларируют свой подоходный налог, используя полную форму с указанием всех источников дохода [8].
В рамках рассматриваемого механизма налогового стимулирования поддержки спорта могут финансироваться проекты в сфере школьного и студенческого спорта, адаптивного спорта, досугового (рекреационного) спорта, спортивной подготовки и спорта высших достижений, а также профессионального спорта. При этом запрещается использование средств, полученных в рамках данного механизма для выплаты вознаграждений профессиональным спортсменам [8].
Инициатором проекта может стать только юридическое лицо публичного или частного права, преследующее некоммерческие цели и осуществляющее спортивную деятельность. Такими организациями могут быть, например, спортивные учреждения, спортивные конфедерации, федерации, лиги, ассоциации, институты, административные органы штатов и муниципалитетов и т.д. В качестве инициаторов также могут выступать учреждения начального, среднего и высшего образования.
Обязательным требованием для организации-инициатора является осуществление деятельности в течение не менее одного года и отсутствие неисполненных финансовых обязательств перед федеральным правительством [10].
Каждая организация-инициатор может представить до 6 спортивных проектов в год.
Для более глубокого понимания бразильского механизма налогового стимулирования поддержки спорта представляется целесообразным подробнее рассмотреть его основные этапы.
На первом этапе организация-инициатор должна направить заявку с соответствующим спортивным проектом на рассмотрение. Направление заявки осуществляется в электронном виде путем ее регистрации в специально созданной для целей Закона электронной Системе стимулирования поддержки спорта (Sistema da Lei de Incentivo), размещенной на официальном сайте Министерства спорта [13]. Заявку необходимо направить в период с 1 февраля по 15 сентября текущего года.
При регистрации заявки необходимо указать наименование, тип, цель, место реализации и бенефициаров проекта, а также размер и обоснование бюджета, необходимого для его реализации. К заявке должен быть приложен пакет документов, включающий заверенную копию устава организации, документы, подтверждающий назначение или избрание руководителя организации, документы, подтверждающие личность руководителя организации и др., а также декларацию об отсутствии источников финансирования заявленного проекта.
Необходимо отметить, что Министерством спорта установлена предельная стоимость для некоторых типов спортивных проектов. Например, для проектов в сфере рекреационного (досугового) спорта предельная стоимость составляет 2,5 млн реалов за проект, а для проектов в сфере спортивной подготовки и спорта высших достижений максимальная стоимость проекта не должна превышать 5 млн реалов [10]. При этом проекты в сфере школьного и студенческого спорта не имеют максимального предела по стоимости.
На втором этапе проект должен пройти экспертизу и получить положительное заключение Технического комитета (Comissão Técnica da Lei de Incentivo ao Esporte), созданного при Министерстве спорта. В состав Технического комитета входят представители правительства, назначаемые Министром спорта, и представители спортивного сектора, назначаемые Национальным советом по спорту.
Прежде чем получить заключение Технического комитета, проект анализируется Дирекцией программ и политики стимулирования поддержки спорта (Diretoria de Programas e Políticas de Incentivo ao Esporte). Анализ проектов осуществляется в порядке регистрации их в Системе. Специалисты Дирекции проверяют полноту и подлинность представленной документации, а также анализируют предлагаемый бюджет проекта. По итогам анализа Дирекция выдает Техническому комитету предварительную оценку, предлагающую полное разрешение, частичное разрешение или отклонение проекта. Технический комитет, в свою очередь, выдает окончательное заключение для перехода к следующему этапу. Срок анализа и получения заключения на проект составляет 30 дней с даты регистрации [12].
Информация об одобренных проектах, включая наименование и сроки реализации проекта, организацию-инициатора проекта, бюджет проекта и др., публикуется в Официальном вестнике Союза (это официальный бюллетень, в котором в соответствии с законодательством публикуются все нормативные правовые документы, включая указы, декреты, постановления, нормативные инструкции, акты государственных, муниципальных органов власти, которые по закону требуют публикации, акты судебного характера, контракты, уведомления и другие документы), после этого проект считается окончательно утвержденным и начинается третий этап – этап сбора средств на реализацию проекта.
На данном этапе для утвержденных проектов открывается счет в государственном банке «Banco do Brasil» для сбора средств от спонсоров и благотворителей на его финансирование [11].
Каждому проекту предоставляется непродлеваемый двухлетний период для сбора средств, начиная с момента получения разрешения на сбор средств. Для проектов со спонсорским контрактом допускается однократное продление на срок, который равен сроку, указанному в контракте. Спонсорский контракт предполагает, что спонсор будет вносить финансовые средства последовательными траншами в течение определенного периода. В случае наличия спонсорского контракт, он должен быть приложен к заявке.
Сама процедура регистрации проекта и положительное заключение Технического комитета не гарантируют получение финансовых средств. Инициатор проекта должен убедить потенциальных спонсоров и благотворителей инвестировать в свой проект через механизм налогового стимулирования.
Физическое или юридическое лицо, желающее сделать пожертвование в пользу того или иного спортивного проекта, может ознакомиться с перечнем утвержденных проектов в разделе «Проекты для сбора средств» и сразу внести пожертвование в пользу выбранного проекта на финансовый счет, который указан в его описании. После этого физическому или юридическому лицу, совершившему пожертвование, будет направлена квитанция на внесенную сумму – документ, необходимый для подтверждения льгот и последующего налогового вычета [11].
Министерство спорта самостоятельно пересылает квитанцию в Федеральную налоговую службу, которая осуществляет вычет определенной суммы из подоходного налога в соответствии с процентом, установленным Законом.
Необходимо заметить, что у одного и того же проекта может быть несколько спонсоров и/или благотворителей, так же как один и тот же спонсор или благотворитель может инвестировать в несколько проектов.
Собранные средства зачисляются на специальный счет, открытый на имя организации-инициатора проекта, доступ к которому имеет только Министерство спорта [11].
После истечения двухлетнего периода сбора средств, в том случае, если была собрана полная сумма заявленного бюджета проекта, организация-инициатор заключает с Министерством спорта соглашение о реализации проекта с приложением плана его реализации.
Если была собрана сумма в размере не менее 50% бюджета в случае строительных проектов и не менее 20% для других проектов, организация-инициатор в течение 12 месяцев должна направить в Технический комитет новый бюджет проекта с приложением всех необходимых документов и указания источников покрытия необеспеченных расходов [12].
В случае изменения бюджета как в большую, так и меньшую сторону в инициативном порядке, организация-инициатор также должна направить обновленный бюджет проекта в Технический комитет для анализа. При этом любые корректировки бюджета должны обоснованы. Организация-инициатор также должна представить информацию о влиянии изменений параметров бюджета на достижение целей и результатов проекта. Если бюджет проекта предлагается увеличить, то организация-инициатор, помимо прочего, должна указать дополнительные источники финансирования.
После проведения повторного анализа проекта с обновленным бюджетом в описанных выше случаях, Технический комитет принимает решение о его одобрении или отклонении. В случае одобрения, между-организацией-инициатором и Министерством спорта также заключается соглашения о реализации проекта. В случае отклонения проекта, собранные на него ресурсы по решению Дирекции программ и политики стимулирования поддержки спорта, могут быть направлены на реализацию другого проекта той же организации-инициатора или переданы в Национальное казначейство.
В том случае, если на проект была собрана сумма в размере менее 20% от первоначального бюджета или менее 50% от предполагаемого бюджета для строительных проектов, эти средства могут быть переданы по решению Дирекции для реализации другого спортивного проекта той же организации-инициатора, при условии предоставления в течении 120 дней с момента окончания сбора средств согласия самой организации-инициатора и отсутствии возражений со стороны поддержавших проект спонсоров и благотворителей [12].
По истечении этого периода, если от организации-инициатора не будет получено согласие, все собранные средства будут направлены в Национальное казначейство.
Необходимо отметить, что все собранные на реализацию проектов средства освобождаются от всех видов налогов [12].
С момента подписания соглашения с Министерством спорта начинается этап непосредственной реализации проекта.
Любой проект может реализовываться в срок до 2 лет, при этом возможно двукратное продление данного срока при условии надлежащего обоснования [12]. Запрос на продление срока должен быть направлен в Дирекцию программ и политики стимулирования поддержки спорта не менее, чем за 30 дней до окончания срока реализации проекта, предусмотренного соглашением. При принятии положительного решения, междуду организацией-инициатором проекта и Министерством спорта подписывается дополнительное соглашение.
На этапе реализации проекта организация-инициатор осуществляет все действия, определенные в плане его реализации, используя собранные финансовые ресурсы исключительно для оплаты понесенных расходов. Министерство спорта перечисляет финансовые средства непосредственно организации-инициатору отдельными траншами в соответствии с графиком выплат.
В ходе реализации проекта организации-инициаторы обязаны упоминать механизм налогового стимулирования поддержки спорта, и размещать его логотипы при проведении мероприятий, соревнований, и других видов деятельности, связанных с реализацией проекта, на брошюрах, буклетах, плакатах и другой рекламной продукции, а также на товарах, приобретенных или произведенных в результате реализации проектов.
Все утвержденные проекты контролируются Дирекцией программ и политики стимулирования поддержки спорта, что является гарантией того, что спонсор/благотворитель поддерживает заслуживающую доверия спортивную инициативу. В частности, Дирекция осуществляет на постоянной основе мониторинг и оценку реализации проекта, наблюдая за надлежащим использованием ресурсов, соблюдением действующего законодательства, соответствием реализуемого спортивного проекта с утвержденным, достижением целей проекта. Кроме того, в ходе реализации проекта Дирекция вправе проводить контрольные проверки, о которых будет предварительно сообщено лицам, ответственным за реализацию проекта. С этой целью дата и время проверки будут основываться на календаре мероприятий или событий, связанных с реализацией проекта. Проверки могут проходить как лично, так и онлайн.
Таким образом, Дирекция осуществляет анализ проектов и последующий контроль за ходом их реализации, а Министерство спорта в сотрудничестве с Федеральной налоговой службой отвечает за организацию вычета определенной суммы из подоходного налога благотворителей спортивных проектов.
Лица, ответственные за проект, должны предоставлять Министерству спорта промежуточную отчетность о реализации проекта, в том числе финансовые отчеты с ежемесячными выписками о состоянии счета, на котором находятся собранные финансовые средства. Предоставление следующего транша финансовых средств зависит от представления предшествующего финансового отчета.
По завершению реализации проекта организация-инициатор должна представить в Министерство спорта итоговый отчет, котором необходимо отразить полную информацию о ходе реализации проекта с начала его инициации, включая информацию из форм, которые уже были отправлены в промежуточных отчетах. К отчету должны быть приложены все подтверждающие документы, оригиналы которых организация-инициатор сохранять у себя в течение 10 лет с момента утверждения итогового отчета [11]. Итоговый отчет представляется в течение 60 дней с момента завершения проекта.
По имеющимся данным, в 2023 году в рамках механизма налогового стимулирования поддержки спорта было представлено 5 883 спортивных проекта [14]. По сравнению с 2022 годом, в котором было заявлено всего 3042 проекта, рост составил 93% [14]. В 2021 году, несмотря на пандемию коронавируса, количество представленных проектов составило 2507, что превысило значение 2020 года – 1421 проект (рост составил 56%) [15].
В период с 1 января по 31 декабря 2023 года на реализацию проектов, находящихся в стадии сбора средств, было собрано более 948,46 млн реалов, что является максимальной суммой по сравнению с суммами, ежегодно собираемыми в рамках механизма стимулирования поддержки спортивных проектов [15]. Для сравнения: в 2021 году было собрано 498,58 млн реалов, в 2020 году – 317,67 млн реалов [15]. Наибольший объем средств в 2023 году был собран на реализацию проектов по развитию школьного и студенческого спорта– 448,31 млн реалов.
В 2023 году в Системе стимулирования поддержки спорта было зарегистрировано более 6400 спонсоров и благотворителей, как юридических и физических лиц, которые поддержали более 2200 проектов [14].
Такой результат стал возможен благодаря масштабной информационно-просветительской работе, которую ведет команда Дирекции спортивных программ и политики стимулирования поддержки спорта в последние годы. Так, Дирекцией реализовано несколько пропагандистских инициатив с целью популяризации данного механизма налогового стимулирования. Например, инициатива «Разговор о поддержке спорта» (Papo com Incentivo) [14], в рамках которой приглашаются представители спортивных организаций, реализующие спортивные проекты, известные представители спорта, потенциальные спонсоры и другие участники на открытые встречи с командой Дирекции спортивных программ и политики стимулирования поддержки спорта, чтобы рассказать о том, как Закон о стимулировании поддержки спорта помогает реализовывать спортивные проекты. Цель состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие между теми, кто формирует и реализует проекты, спонсорами/благотворителями и командой Дирекции, а также мотивировать благотворителей к участию в данном механизме поддержки спорта.
Еще одна инициатива – это премия «Предприниматель - друг спорта» (Empresário Amigo do Esport), которая предназначена для награждения инвесторов спортивных проектов, реализуемых в рамках механизма налогового стимулирования поддержки спорта, которые внесли наибольший вклад в развитие и укрепление спорта и значительные объемы пожертвований для реализации указанных проектов [14].
По данным на 2023 год, через 18 лет после внедрения данного механизма налогового стимулирования, на реализацию спортивных проектов было привлечено финансирование в суммарном объеме более 4,9 млрд реалов, что составляет в среднем около 272 млн реалов на каждый год [14]. По оценкам, около 300 тыс. граждан ежегодно вовлекается в спортивные проекты, реализованные в рамках механизма налогового стимулирования [14].
Таким образом, механизм стимулирования поддержки спорта, основанный на налоговом вычете, является достаточно успешным с точки зрения реализации и позволяет привлекать значительные объемы внебюджетного финансирования за счет спонсорства и благотворительности для реализации конкретных проектов в сфере спорта.
Очевидными достоинствами данного механизма является, во-первых, доступность использования для широкого круга как физических, так и юридических лиц. Во-вторых, возможность выбора из множества спортивных проектов разной направленности. В-третьих, очень простая форма осуществления пожертвований (перевод на счет, указанный в описании проекта). В-четвертых, отбор и последующий контроль за реализацией спортивных проектов осуществляется Министерством спорта, что является гарантией того, что пожертвованные средства будут направлены на заслуживающий доверия проект и использоваться строго по назначению.
Необходимо ответить, что данный механизм активно популяризируется и пропагандируется с помощью различных информационного-просветительских акций и мероприятий, а также имеет свой бред и логотип. Это позволяет ежегодно увеличивать количество спонсоров и благотворителей, а также сумму собранных пожертвований.
Важно отметь, что механизм налогового стимулирования в Бразилии – это не просто юридический механизм для привлечения дополнительных финансовых средств, это инструмент консолидация и социальной интеграции общества, обеспечивающий наглядную обратную связь от населения в части его оценки предлагаемых спортивных проектов. За 18 лет существования данного механизма он подтвердил свою эффективность и полезность.
Заключение.
Для современной практики финансирования российского спорта вопросы применения мер налогового стимулирования более чем актуальны, что отмечается многими исследователями [1,2,3]. Выбор конкретных мер и инструментов зависит от многих факторов: уровень национальной экономики, социально-экономическое состояние страны, особенности бюджетной и налоговой системы, характер распределения полномочий в сфере государственного управления спортом, исторически сложившиеся подходы к финансированию спорта и т.д. Однако рассмотренный механизм налогового стимулирования поддержки спорта в Бразилии является ярким примером того, что при правильной организации и правовом регулировании налоговое стимулирование может приносить значительные объемы внебюджетных средств, которые при этом могут направляться строго на определенные цели.
Несмотря на различия в порядке администрирования налогов, бразильский опыт регулирования и реализации механизма налогового стимулирования поддержки спорта может быть использован в России с учетом его адаптации к российским реалиям.
Источники:
2. Перькова Е.Ю. Особенности модели государственной поддержки физической культуры и спорта в России и в ведущих спортивных державах // Славянский форум. – 2019. – № 4(26). – c. 103-110.
3. Солнцев И.В., Осокин Н.А., Власов А.Е. Финансирование спорта: зарубежная практика // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 1. – c. 67-74. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-1-67-74.
4. Статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте». Minsport.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/activity/statisticheskayainformacziya/ (дата обращения: 08.06.2024).
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html?ysclid=louq7pduty70784817.
6. Чернобровкина Е.Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 7(59). – c. 62-70. – doi: 10.17803/2311-5998.2019.59.7.063-070.
7. Lei № 9.615, de 24 de março de 1998. Planalto.gov.br. [Электронный ресурс]. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L9615Compilada.htm (дата обращения: 24.04.2024).
8. Lei № 11.438, de 29 de dezembro de 2006. Planalto.gov.br. [Электронный ресурс]. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_ato2004-2006/2006/lei/l11438.htm (дата обращения: 26.04.2024).
9. Lei № 14.439, de 24 agosto de 2022. Planalto.gov.br. [Электронный ресурс]. URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_Ato2019-2022/2022/Lei/L14439.htm#art1.
10. Cartilha da Lei de Incentivo ao Esporte. Ministério do Esporto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/esporte/pt-br/acesso-a-informacao/emendas-parlamentares/CartilhaLIE.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
11. Fases do Projeto. Ministério do Esporto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/esporte/pt-br/acoes-e-programas/lei-de-incentivo-ao-esporte/fases-do-projeto-2 (дата обращения: 23.05.2023).
12. Manual da Lei de Incentivo ao Esporte. Ministério do Esporto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/esporte/pt-br/acoes-e-programas/lei-de-incentivo-aoesporte/Manualdaleideincentivoaoesporte_ compressed.pdf (дата обращения: 07.06.2024).
13. Novo Sistema da Lei de Incentivo ao Esporte (SLI). Ministério do Esporto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/esporte/pt-br/acoes-e-programas/lei-de-incentivo-ao-esporte/acesso-aos-sistemas-1 (дата обращения: 25.06.2024).
14. Relatório de Gestão 2023. Ministério do Esporto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/esporte/pt-br/acesso-a-informacao/auditorias/exercicio-2023 (дата обращения: 25.05.2024).
15. Secretaria Nacional de Incentivo e Fomento ao Esporte (SENIFE). Relatório de Gestão. Ministério do Esporto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.br/esporte/pt-br/acoes-e-programas/lei-de-incentivo-ao-esporte/SENIFE_RelatriodeGesto20211.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
Страница обновлена: 22.07.2025 в 11:15:30
Download PDF | Downloads: 26
Tax incentives for private investments in sports: analysis of foreign experience on the example of Brazil
Bida D.A.Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 3 (July-september 2024)
Abstract:
The article presents an analysis of the foreign practice of tax incentives for private investments in sports on the example of Brazil. The main stages of the tax incentive mechanism for sports support implemented in Brazil, which is based on the provision of tax benefits to sponsors and benefactors investing in the development of sports, are considered. The main advantages of this mechanism are highlighted. It is noted that the tax incentive mechanism under consideration is actively popularized and promoted by the Brazilian government through various information and educational campaigns and events, and has now become a recognizable brand. It is concluded that the mechanism of tax incentives for sports in Brazil is a vivid example of the fact that, with proper organization and legal regulation, tax incentives can bring significant amounts of non-budgetary funds to sports. Despite the differences in the procedure of tax administration, the Brazilian experience in the regulation and implementation of the mechanism of tax incentives for sports support, taking into account its adaptation to Russian realities, can be used in Russia.
The publication was prepared on the basis of the materials of the scientific work performed within the framework of the state assignment of the Federal State Budgetary Institution «Federal Science Center of Physical Culture and Sports» No. 777-00001-24-01.
Keywords: sports funding, sports tax incentives, non-budgetary sources, foreign experience, Brazil
Funding:
Публикация подготовлена на основе материалов научной работы, выполненной в рамках государственного задания ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» № 777-00001-24-01
JEL-classification: L80, L83, M20, Z21, Z29
