Tax incentives for entrepreneurial activity

Alieva E.B.1, Ibragimova Z.Sh.1
1 Дагестанский государственный университет, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 12 (december 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47943151
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
The article discusses the main and most well-founded concepts of tax preferences in the doctrine of tax law, their essence, main features and their significance in the country's economic development. The coronavirus infection hit the economy and had a very negative impact on small and medium-sized businesses. As a result, the strongest decline in production occurred. Such events are directly related to the need for prompt legislative response in order to support business and maintain a stable position in the country. Various measures of influence on entrepreneurship in the Russian Federation are analyzed. The experience of foreign countries is considered. The effectiveness of the individual measures application, their legal basis, as well as current domestic programs for the implementation of entrepreneurship support are evaluated. Special attention is paid to the regulatory framework of the Republic of Dagestan. Regional land tax preferences and the procedure for their application are considered. Attention is paid to the general importance of stimulating entrepreneurial activity.

Keywords: tax preferences, entrepreneurship, small and medium-sized businesses, economy, support programs

JEL-classification: H21, H25, L26



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Предпринимательство на сегодняшний день представляет собой основу экономики, общественных отношений и общегосударственных систем. Именно поэтому исследования на тему развития предпринимательства, факторы воздействия и влияния на него со стороны государства актуальны во всем мире.

В Российской Федерации вопросы предпринимательской деятельности стоят на повестке дня еще с момента перехода к рыночной экономике. Но именно сейчас в период пандемии, ставшей испытанием для всего мира и особенно сильно ударившей по субъектам малого и среднего бизнеса, вопросы поддержки предпринимательства особенно актуальны и нуждаются в новых эффективных мерах стимулирования.

Многие авторы, такие как Бажутов Е.С., уделяют большое внимание вопросам «формирования благоприятной среды и условий для становления, роста и развития предпринимательства», а также способам «повышения эффективности реализации программ государственной помощи и поддержки предпринимателей» [10, c. 12–14] (Belousov, 2018, р. 12–14). Различные исследователи, рассматривая сущность и проблемы мер поддержки налогового стимулирования, выносят на обсуждение определение налогового стимулирования, выделяя важные признаки. Так, Володченко В.А. под налоговым стимулированием понимает целенаправленное воздействие органов государственной власти и местного самоуправления по закреплению в законодательстве налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих положение налогоплательщиков [9, c. 40–43] (Bazhutov, 2017, р. 40–43). Также рассмотрены исследовательские работы Брызгалина А.В. [11, c. 4–12] (Bryzgalin, 1997, р. 4–12), Дементьева И.В. [13, c. 67–72] (Dementev, 2013, р. 67–72), Дмитриева Е.О. [14, c. 11–19] (Dmitrieva, Arkhipov, 2021, р. 11–19), Зубова О.Г. [15, c. 59–72] (Pulkacheva, Ushnikova, 2021, р. 59–72) и Костанян Р.К. [16. c. 24–36] (Zubova, Zharkova, 2020, р. 24–36).

Таким образом, до настоящего времени многие вопросы налогового стимулирования и оперативной организации поддержки со стороны государства при необходимых случаях все еще открыты и нуждаются в развитии, доработке и закреплении.

На основании вышеизложенного целью исследования является изучение и анализ действующей системы поддержки предпринимательства, а в особенности действие и эффективность налоговых льгот.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать правовую основу налоговых льгот.

2. Изучить признаки налоговых льгот.

3. Рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок, условия и основания предоставления налоговых льгот.

4. Исследовать отчеты органов, уполномоченных на контроль и надзор в сфере налогов и сборов за последние годы.

5. Определить значимость и эффективность действия налоговых льгот как меры стимулирования предпринимательства.

Научная новизна. На основании проведенного исследования выявлена значимость налоговых льгот и определены пробелы в порядке закрепления их на региональном уровне, вследствие чего выявлена необходимость законодательной доработки и контроля за исполнением всех предписанных норм.

Такие проблемы, как пандемия, не позволяют точно прогнозировать и знать наперед, какие меры будут наиболее эффективны и устойчивы, но выработать определенную тенденцию и быть готовым к любой непредвиденной ситуации, угрожающей бизнесу, необходимо.

Методологическая основа научной статьи включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.

Правовая основа налоговых льгот как фактора стимулирования предпринимательства. Одной из основных мер налогового стимулирования являются налоговые льготы. В соответствии с налоговым законодательством под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. [1] Рассмотрим несколько определений, предлагаемых в научно-правовой доктрине. Так, по мнению Р.К. Костанян, природа налоговых льгот заключается в категории правовых преимуществ, представляющих помимо дополнительных прав освобождение от некоторых установленных обязанностей [16, c. 24–36] (Zubova, Zharkova, 2020, р. 24–36). С точки зрения А.В. Брызгалина, льгота представляет собой специальную норму, которая действует в строго определенных случаях [11, c. 4–12] (Bryzgalin, 1997, р. 4–12).

Также под налоговой льготой можно понимать предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение организации или физического лица от уплаты налога с полученной экономической выгоды [13, c. 67–72] (Dementev, 2013, р. 67–72). Все эти определения позволяют выделить характерные и бесспорные признаки налоговых льгот. К ним относятся: законодательное закрепление; добровольный характер применения; недопустимость индивидуального применения; недопустимость дискриминации по каким-либо признакам; создание налогового преимущества. Именно преимущества делают налоговые льготы эффективной мерой поддержки предпринимательства.

На основании анализа научных исследований можно сказать, что льготы позволяют получить молодым предпринимателям небольшой толчок, поддержку для того, чтобы устоять на рынке и расширять производство. Именно на крупных, устойчивых и прибыльных организациях и держится в некоторой части мировая экономика, удерживающаяся на масштабах производства, росте ВВП и налоговых отчислениях. Так, наиболее значимое влияние оказывается мерами налогового стимулирования на субъектов именно малого и среднего бизнеса как на самых уязвимых представителей предпринимательства.

Изучив правовую основу государственного и налогового стимулирования предпринимательства в РФ, устанавливаем, что ее составляют: Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который является основным нормативно-правовым актом, определяющим организацию поддержки малого и среднего бизнеса в различных областях, Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий (дорожной карте) по ее реализации», Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также региональные акты.

Законодательством Республики Дагестан регламентированы такие виды налогового стимулирования предпринимательской активности, как пониженные ставки налога на имущество организаций, [2] единого сельскохозяйственного налога, налога по упрощенной системе налогообложения; [3] отсрочка или освобождение от уплаты арендной платы; [4] предоставление субсидий; [5] отсрочка авансовых платежей; [6] а также дополнительные льготы, введенные в связи с распространением коронавирусной инфекцией. [7]

Благодаря проведенному анализу и рассматривая подробно упрощенную систему налогообложения (гл. 26.2 НК РФ), следует отметить, что продление сроков уплаты и возможность отсрочки авансовых платежей «является одной из главных мер государственной поддержки предпринимательства» [15, c. 32–45] (Pulkacheva, Ushnikova, 2021, р. 32–45). До конца 2021 г. ставка составляет от 1 до 6% в зависимости от сфер предпринимательской деятельности. Притом особую привилегию получают впервые зарегистрировавшиеся в качестве предпринимателей – для них введена нулевая ставка на первые два года.

Для полного изучения вопроса следует изучить налоговые льготы по конкретному налогу, например земельному налогу. В соответствии с налоговым законодательством земельный налог уплачивают владеющие на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения граждане и организации. На земельный налог установлены как федеральные налоговые льготы, так и региональные. Согласно НК РФ, закреплена группа налогоплательщиков, которые полностью освобождаются от уплаты налога. К ним относятся организации, использующие земельные участки для исполнения возложенных на них обязанностей, а также ряд иных категорий юридических лиц, указанных в ст. 395 НК РФ. Для каждой из этих категорий в законе детально определены условия получения льгот. Так, можно заметить, что налоговые льготы позволяют предприятиям уменьшить налоговую нагрузку, чтобы вложить средства в дальнейшее развитие бизнеса, не отдавая большую часть в виде налогов [18, c. 87–101] (Kosheleva, Mitryushina, Kostina, 2021, р. 87–101).

В порядке издания локальных нормативно-правовых актов о налоговых ставках и порядке уплаты земельного налога муниципальные образования вправе вводить налоговые льготы. За установление налоговых льгот в регионах следит Министерство финансов РФ, которое ведет реестр [8] и статистику эффективности налоговых льгот на бюджет государства и развитие предпринимательства. Однако отсутствие информации о результатах контроля и проверок определенно влияет на отношение населения к мерам ответственности и важности статистического учета, влияющего на оказание реальных и весомых мер поддержки предпринимательства.

Эффективность данных мер разные исследователи оценивают по-своему, наиболее востребованными по мнению многих из них были отсрочка уплаты всех налогов, за исключением НДС, на следующие шесть месяцев, отсрочка ссуды на полгода и приостановка страховых премий [14, c. 11–19] (Dmitrieva, Arkhipov, 2021, р. 11–19).

Опыт зарубежных стран позволяет делать вывод о том, что для успешного развития предпринимательства необходимо создать многофункциональную многоканальную инфраструктуру поддержки. В странах Европы применяются такие меры, как финансовая поддержка, включающая совокупность инструментов, льготное кредитование, привлечение инвесторов, стимулирование банков к финансированию начинающих предпринимателей, содействие в получении государственных заказов, формирование эффективной налоговой системы и т.д. [9]

Безусловно, отечественное законодательство учитывает и анализирует мировой опыт, изучает статистику и совершенствует политику. Так, была проанализирована система национальных проектов страны, и установлено, что на данный момент создается система поддержки предпринимательства, основой которой является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Проект включает в себя пять федеральных программ, направленных на улучшение условий для предпринимателей, расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, к льготному финансированию и т.д. [15, c. 59–72] (Pulkacheva, Ushnikova, 2021, р. 59–72). Данный проект имеет большой потенциал, однако проект слабо освещен, так как после изучения статистику обсуждаемости проекта в сети можно делать вывод, что это существенно снизит эффективность проекта. Также есть необходимость обеспечить меры для контроля и реализации проекта на региональном уровне.

Заключение

Таким образом, по итогам исследовательской работы можно сделать выводы о том, что предпринимательство определенно играет существенную роль в положении государства, исходя из чего законодатель анализирует практику, ведет реестры для изучения статистики, формирует систему мер для поддержания и развития субъектов экономики. Также существующие и весьма потенциальные проекты имеют немалое количество пробелов, мешающих их полноценной реализации. Данные пробелы необходимо решать своевременно и обеспечить реальное действие всех механизмов исполнения государственной системы поддержки среднего и малого предпринимательства. Важно изучить вопросы учета статистики контролирующих органов, психологию населения и освещенность законодательным мер стимулирования предпринимательства.

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ: принят Государственной Думой 16 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года – Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: сайт. – Режим доступа: доступ только из читальных залов библиотеки ДГУ.

[2] О налоге на имущество организаций: Закон Республики Дагестан от 08.10.2004. № 22: в ред. от 29.05.2020: принят Народным Собранием РД 30.09.2004. – Текст: электронный // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc3462020-06-05.html/ (дата обращения: 27.11.2021).

[3] О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения: Закон Республики Дагестан от 06.05.2009 № 26 в ред. от 29.05.2020: принят Народным Собранием РД 30.04.2009. – Текст: электронный // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc3462020-06-05.html/ (дата обращения: 27.11.2021).

[4] О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 мая 2020 года № 106-р. – Текст: электронный // – URL: https://docs.cntd.ru/document/570773154 (дата обращения: 27.11.2021).

[5] Об утверждении Порядка реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан, на 2020 год: Постановление Правительства Республики Дагестан от 02.10.2020 № 214. - Текст: электронный // – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0500202010060007/ (дата обращения: 27.11.2021).

[6] О сроках уплаты авансовых платежей по налогам на территории: Постановление Правительства РД от 25 мая 2020 г. № 95. – Текст: электронный // – URL: https://www.nalog.gov.ru/rn05/about_fts/docs/9892530/ (дата обращения: 27.11.2021).

[7] О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Республике Дагестан: Указ главы Республики Дагестан от 31 марта 2020 года № 24. – Текст: электронный // – URL: https://rg.ru/2020/04/01/dagestan-ukaz24-reg-dok.html (дата обращения: 27.11.2021).

[8] Реестр налоговых льгот (налоговых расходов), установленных законами субъектов Российской Федерации на 2016–2017 годы с оценкой на прогнозный период до 2021 года: Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс] – режим доступа – URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/index.php?id_4=124742 (дата обращения: 01.12.2021 г.)

[9] Зубова О.Г. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства/ О.Г. Зубова, С.Л. Жаркова. – Текст: электронный // Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. – № 3. – С. 86. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44219542 (дата обращения: 28.11.2021 - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.


References:

Bazhutov E.A. (2017). Regionalnye faktory povysheniya predprinimatelskoy aktivnosti v realnom sektore ekonomiki regiona [Regional factors of increasing entrepreneurial activity in the real sector of the economy of the region (on the example of the murmansk region)]. Management in modern systems. (2(13)). 3-9. (in Russian).

Belousov A.L. (2018). Voprosy deyatelnosti instituta upolnomochennogo po zashchite prav predprinimateley v Rossiyskoy Federatsii [Issues of activity of the institute of the commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs in the Russian Federation] Managing the transformation of the socio-economic space of territories: trends, problems, prospects. 64-69. (in Russian).

Bryzgalin A.V. (1997). Nalogi i nalogovoe pravo [Taxes and tax law] Moscow: Izdatelstvo: Analitika-Press. (in Russian).

Dementev I.V. (2013). Ekonomicheskoe osnovanie naloga: doktrinalnoe soderzhanie i rol v nalogovom pravoprimenenii [The economic basis of the tax: the doctrinal content and role in tax enforcement]. Nalogoved. (6). 20-27. (in Russian).

Kosheleva D.S.. Mitryushina Yu.N., Kostina O.I. (2021). Otsenka effektivnosti nalogovyh lgot na nalogovuyu nagruzku organizatsiy [Assessment of the effectiveness of tax incentives on the tax burden of the organization]. Kaluzhskiy ekonomicheskiy vestnik. (1). 66-69. (in Russian).

Kostanyan R.K. (2008). Pravovoe regulirovanie nalogovyh lgot v Rossiyskoy Federatsi [Legal regulation of tax benefits in the Russian Federation] Moscow. (in Russian).

Pulkacheva P.K., Ushnikova V.P. (2021). Nalogovye lgoty v period pandemii koronavirusa [Tax benefits during the coronavirus pandemic]. The young scientist. (23(365)). 239-241. (in Russian).

Volodchenko V.S., Lantsova D.S., Mironova T.A. i dr. (2020). Ponyatie i metodologiya nalogovogo stimulirovaniya [The concept and methodology of tax incentives]. Voprosy nauki i obrazovaniya. (3(87)). 65-69. (in Russian).

Zubova O.G., Zharkova S.L. (2020). Zarubezhnyy opyt gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [Foreign experience of state support for small and mediumsized businesses]. Bulletin of University of the Russian Academy of Education. (3). 86-94. (in Russian). doi: 10.24411/2072-5833-2020-10032 .

Страница обновлена: 06.05.2025 в 00:47:59