Конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства: сущность, пути повышения, взаимосвязь с теневой экономикой

Воронов Н.Д.1
1 Забайкальский государственный университет, Россия, Чита

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Воронов Н.Д. Конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства: сущность, пути повышения, взаимосвязь с теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 4. – С. 307-326. – doi: 10.18334/tek.5.4.113941.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48021589
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проанализированы сущность и содержание конкурентоспособности как ключевой экономической категории в контексте проблематики развития малого и среднего предпринимательства. Изучены уровни и факторы конкурентоспособности предприятий. Раскрыты подходы к оценке конкурентоспособности организаций, рассмотрены способы и субъекты ее повышения. Проанализировано влияние теневой экономики на конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства. Автором сформулирован комплекс рекомендаций по повышению конкурентоспособности малых и средних предприятий с учётом эффективного государственного регулирования экономики.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, малое и среднее предпринимательство, теневая экономика, предприятие

JEL-классификация: D40, E26, O17, L26, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Состоявшийся в России более 30 лет назад переход экономики на рыночный путь развития обусловил важнейшую роль малого и среднего предпринимательства в отечественной экономике. Показатели деловой активности и рыночной устойчивости предприятий данного сектора на сегодняшний день во многом определяют инвестиционный климат и финансовое благосостояние муниципалитетов и регионов, оказывая ощутимое влияние на состояние российской экономики в целом. В сфере бытового обслуживания населения и отдельных производственных отраслях малое и среднее предпринимательство занимает доминирующие позиции, что особенно актуально для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, рынок которых еще недостаточно освоен крупными федеральными компаниями.

Всего по состоянию на 2021 год в России насчитывается 5,684 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, а численность занятых на подобных предприятиях составляет более 15 млн человек, что превышает 20% от общего числа занятых в российской экономике. При этом за первые 7 месяцев 2021 года количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 130 тысяч единиц, продемонстрировав худшую динамику за 8 лет и продолжив начатое в предыдущем году падение. Данная статистика говорит о падении конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на фоне сложной макроэкономической ситуации и пандемии коронавирусной инфекции, что подчеркивает актуальность исследования [1].

Целью работы является анализ содержания понятия «конкурентоспособность» на примере малого и среднего предпринимательства и влияния на него теневой экономики. К задачам исследования относятся:

– проанализировать сущность и содержание конкурентоспособности;

– определить факторы формирования конкурентоспособности;

– изучить подходы к оценке конкурентоспособности предприятий;

– выявить способы и особенности повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

– проанализировать взаимосвязь конкурентоспособности легальных предприятий и теневой экономики;

– сформулировать рекомендации по повышению конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в современных условиях.

Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия

Начало развитию представлений о сущности конкуренции и конкурентных отношений положили представители классической школы политической экономии (Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Энгельс, К. Маркс, Дж. Ст. Милль, и др.). В рамках современной экономической науки целесообразно выделить структурный (С.Л. Брю, К.Р. Макконелл, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Ф. Эджуорт и др.), функциональный (Р. Колз, Д. Улл и др.), институциональный (В.М.Бусыгин, В. Ойген, Ф.А. Хайек и др.) подходы к анализу конкуренции и конкурентоспособности. Конкурентные стратегии развития субъектов хозяйствования исследованы в трудах Г.Л. Азоева, И. Ансоффа, М. Портера, А.Дж. Стрикленда, А.А. Томпсона, А.Ю. Юданова и др. В рамках российской экономической науки проблемы конкурентоспособности предприятий анализировались в работах Г.Г. Азгальдова, П.С. Завьялова, Д.С. Львова, Н.З. Сафиуллина, Р.А. Фатхутдинова, А.Ш. Хасановой, Л.Я. Шухгалиера, Н.С. Яшина и др. Методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности товара, предприятия, территориального образования сформулированы в работах Ю.Ю. Александрова, В.Г. Белкина, Н.И. Комкова, А.В.Короткова, А.В. Лазарева, А.А. Миграняна, М.Ю. Носовой, И.М. Романовой, Ю.Д. Шмидта и др. [1] (Burov et al., 2017).

Среди последних можно отметить работы следующих авторов: Е.В. Дробот [8, 9] (Drobot, 2012; Drobot, 2015) – рассматривает эволюцию теории национальной конкурентоспособности экономики, в том числе в условиях глобализации, и Т.А. Малышев [17] (Pechatkin, Malyshev, 2021) – конкурентоспособность реального сектора экономики зарубежных стран, и в том числе России в условиях пандемии. Интерес вызывает работа В.В. Печаткина и Л.М. Вильданова [16] (Pechatkin, Vildanova, 2021), которые выявили взаимосвязь конкурентоспособности с уровнем цифровизации.

Конкурентоспособность предприятий является одной из ключевых категорий в исследованиях проблематики малого и среднего предпринимательства (далее – МCП). Данное понятие имеет многогранный характер и не имеет однозначного универсального толкования в силу наличия в науке множества концептуальных подходов к его трактовке. В соответствии с системно-диалектическим подходом конкурентоспособность представляет собой способность организации сохранять и укреплять свои рыночные позиции в конкурентной борьбе с другими экономическими субъектами, выступая фактически универсальной характеристикой любого анализируемого предприятия [14] (Kuripchenko, 2015). Подобный вариант определения базируется на деятельности организации и ее особенностях, напрямую не упоминая проблематику конкурентоспособности продукта, а лишь косвенно подразумевая ее.

Существуют подходы, акцентирующие внимание именно на товарном компоненте, подчеркивая приоритетное значение удовлетворенности потребителей, их вкусов и потребностей производимым товаром. В данной концепции под конкурентоспособностью понимается способность предприятия производить и продавать товары с оптимальным соотношением цены и качества, сохраняя при этом рентабельность деятельности и долю рынка на определенной нише. Ряд исследователей интегрируют обе научные позиции, в равнозначной степени рассматривая организационную и товарную составляющие конкурентоспособности, которая в таком случае понимается как способность организации эффективно использовать имеющиеся ресурсы, удерживать свои рыночные позиции и развиваться в соответствии с поставленными целями, выпуская конкурентоспособную и привлекательную для потребителя продукцию [18] (Rud, 2021).

Актуален также комбинированный подход, который подразумевает сочетание различных концепций и отрицание универсального определения конкурентоспособности. Исследуемое понятие здесь рассматривается в отношении узкого круга объектов, объединенных значимым общим признаком – например, предприятий, конкурирующих на одном отраслевом рынке в рамках одной территории. Параметрами выбора конкурентов могут стать конкретный сегмент рынка, ассортимент продукции и масштаб предприятий. Такой подход активно применяется в теории маркетинга при анализе конкурентоспособности товаров и организаций [2] (Safronova, 2016).

Конкурентоспособность товаров, услуг и предприятий формируется на различных взаимосвязанных между собой уровнях. В экономической науке традиционно выделяют три основных уровня – макроуровень, мезоуровень и микроуровень. На макроуровне определяются общие параметры осуществления предпринимательской деятельности и функционирования рыночной системы в целом. Мезоуровень заключает в себе отрасли и объединения предприятий, рыночную конъюнктуру и состояние конкурентной среды в рамках отраслей. На микроуровне конкуренция обретает завершенную форму и строится вокруг конкретных товаров или узких рыночных сегментов, выводя на первый план конкурентоспособность отдельных предприятий и производимой ими продукции [12] (Kara, Minina, 2015).

Формирование конкурентоспособности происходит под непрерывным воздействием широкого комплекса факторов, которые в экономической науке принято дифференцировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от самого предприятия и представляют собой его возможности по сохранению и укреплению собственной конкурентоспособности, включая в себя:

– эффективность организационной структуры и качество управления предприятием;

– кадровый потенциал и квалификацию сотрудников;

– финансовое положение организации, наличие денежных резервов и возможности по привлечению инвестиционных и заемных средств;

– качество, цену и уникальность выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

– уровень технологизации производственного процесса и внедрения в него инноваций, текущее состояние материально-технической базы;

– маркетинговую активность предприятия [20] (Skvortsova, 2010).

Внешние факторы не зависят от предприятия и формируют объективную действительность для осуществления предпринимательской деятельности. Характер и интенсивность влияния внешних факторов зависит от действующих на рынке конкурентных сил – покупателей, поставщиков, товаров-субститутов и самих конкурентов. Численность, возрастная и половая структура, платежеспособность, территориальное распределение и социокультурные характеристики покупателей определяют объем и гибкость текущего и будущего спроса на товары и услуги. Цены, качество и продвижение товаров-субститутов также воздействуют на спрос, представляя собой угрозу конкурентоспособности выпускаемых предприятием товаров. От поставщиков зависит себестоимость продукции и стабильность ресурсного обеспечения производства. Состояние конкурентной среды оказывает решающее внешнее влияние на рыночные позиции предприятия, выявляя его конкурентные преимущества и недостатки, которые в дальнейшем определяют конкурентоспособность организации и стратегию по ее повышению. Речь в данном случае идет о наличии входных барьеров на рынок, количестве конкурентов, их действиях и ресурсах, структуре рынка, уровне развития отрасли, ценах, качестве и активности продвижения товаров-аналогов.

Отдельно стоит отметить такое понятие, как институциональные факторы конкурентоспособности, – организационные структуры, экономическую инфраструктуру и законодательно-нормативную среду. Организационные структуры представляют собой различные формы производства и реализации продукции с институциональной основой, способной повысить эффективность деятельности и, как следствие, конкурентоспособность предприятий. Примерами таких структур выступают отраслевые и межотраслевые объединения, промышленные кластеры, кооперативные формы производства. В категорию экономической инфраструктуры попадают предприятия, обеспечивающие вспомогательные функции и создающие необходимые для успешного развития экономики условия – энергетика, транспортно-логистическая сфера, коммунальное хозяйство, техническое обслуживание оборудования и производственных помещений. Законодательно-нормативная среда включает в себя все инструменты нормативно-правового регулирования, применяемые в отношении субъектов предпринимательства и осуществляемых с их участием операций [18] (Rud, 2021).

Важную роль в современном мире играет также уровень цифрового развития как предприятия, так и всей отрасли. То есть цифровой фактор обретает одновременно внутренний и внешний характер. Цифровая трансформация мировой экономики и постепенное внедрение в мировую экономику технологий Индустрии 4.0 обозначили перед предприятиями всех масштабов и сфер деятельности острую необходимость цифровизации производственных и управленческих процессов в ближайшем будущем для сохранения конкурентоспособности на национальных и зарубежных рынках. Особенно актуальна данная проблема именно для субъектов малого и среднего предпринимательства в силу наиболее активной цифровизации транснациональных корпораций и крупных отечественных компаний, обладающих достаточными ресурсами для приобретения и внедрения дорогостоящих передовых технологий и способных потеснить малый и средний бизнес.

Оценка конкурентоспособности предприятий

Разнообразие концептуальных подходов к сущности и содержанию конкурентоспособности обусловливает наличие множества методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности организаций, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди них выделяются структурно-функциональный, ресурсный, ситуативный, целевой, качественный и другие подходы. Различие между подходами состоит во мнении о приоритетности приведенных в предыдущем разделе внешних и внутренних факторов, а также в противоречиях относительно самого понимания конкурентоспособности как категории оценки. Структурно-функциональный подход основан на анализе сложившейся в отрасли конкурентной ситуации, то есть оценке входных барьеров для «новичков», потенциала предприятия противостоять им и другим конкурентам, рыночной доли организации и ее способности влиять на спрос и предложение на конкретном рынке [21] (Yamova, Efremova, 2019).

Ресурсный подход предполагает анализ имеющихся у организации производственных, финансовых, кадровых, информационных ресурсов и эффективности их использования. Ситуативный подход фактически не рассматривает фундаментальные аспекты деятельности предприятия, его ресурсное обеспечение и долгосрочные перспективы развития, акцентируя внимание лишь на результативности действий фирмы на рынке в конкретной ситуации. Целевой подход к оценке конкурентоспособности предприятия базируется на сопоставлении экономических результатов его деятельности с соответствующими целевыми показателями конкурентов. В свою очередь, качественный подход основан на оценке конкурентоспособности производимых товаров и оказываемых услуг, интегрируя в себе анализ цен, каналов и объемов сбыта, качества сервиса и других параметров оценки продукта [10] (Kaybalina, Makarova, 2017). По методологии оценки конкурентоспособности он схож с продуктово-рыночным подходом, сосредоточенном на маркетинговой оценке текущей деятельности и выпускаемой продукции.

Алгоритм оценки конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

1. Маркетинговое исследование рынка – определение емкости рынка и тенденций его развития, выявление и оценка конкурентов, их продуктов и особенностей деятельности, анализ ценовой конъюнктуры и целевой аудитории.

2. Установление показателей для оценки конкурентоспособности.

3. Выбор конкурентов и товаров-аналогов для сопоставления, утверждение базовых образцов для дальнейшего сравнительного анализа.

4. Сопоставление реальных показателей с базовым ориентиром и формулировка выводов о конкурентоспособности предприятия.

Экономистами разработан целый ряд методов оценки конкурентоспособности предприятия, основными из которых являются дифференциальный, комплексный и смешанный методы. При дифференциальном методе отбираются и сопоставляются единичные параметры конкурентоспособности организации. В комплексном методе используется совокупность параметров, сводимая к групповым, интегральным и обобщенным показателям с учетом удельной полезности каждого из них. Смешанный подход предполагает сочетание дифференциальных и комплексных параметров для формирования наиболее полного представления о конкурентоспособности предприятия. При этом по форме выражения результатов оценки методы принято классифицировать на матричные, индексные и графические [5] (Vinogradova, Semiletova, 2016).

Повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства

Повышение конкурентоспособности предприятия представляет собой сложный и комплексный по своему содержанию процесс, охватывающий в определенной степени все подразделения организации, а также требующий их тесной координации и мобилизации имеющихся ресурсов. При отсутствии данных действий организация со временем утрачивает свои рыночные позиции и вынужденно покидает отрасль, не справившись с деятельностью конкурентов и вытекающим отсюда падением спроса.

Процесс повышения конкурентоспособности коммерческого предприятия включает в себя такие этапы, как проведение анализа рыночных позиций, проблем и конкурентных преимуществ организации, постановка конкретных целей и задач, разработка стратегии и релевантных критериев оценки изменения конкурентоспособности, определение мероприятий по достижению целей и их непосредственная реализация [15] (Lokteva, 2017). Последовательное выполнение названных этапов и соблюдение принципа системности в принятии управленческих решений способствуют устойчивому росту конкурентоспособности предприятия.

Эффективность стратегических мероприятий зависит от их соответствия поставленным целям, согласованности и непротиворечивости принимаемых мер, гибкости системы управления, действий конкурентов, воздействия внешних факторов и ресурсного обеспечения реализации мероприятий. Рассчитать эффективность можно через соотношение количественного показателя изменения конкурентоспособности предприятия и затрат на реализацию стратегического мероприятия. Для удобства расчета следует применить формулу капиталоемкости, для чего необходимо поменять местами числитель и знаменатель дроби, то есть получить обратную вышеуказанной формуле величину. Целевой функцией в данном случае является минимум, и при сопоставимых результатах наилучшей альтернативой будет стратегическое мероприятие с наименьшей капиталоемкостью [6] (Voronov, Krivorotov, 2017).

Повышение конкурентоспособности предприятий является генеральной целью институционального регулирования конкурентоспособности, к субъектам которого относятся не только сами хозяйственные организации, но государство как ключевой экономический регулятор в целом. Отсюда можно выделить 3 основных вида институционального регулирования конкурентоспособности – саморегулирование, государственное регулирование и квазирегулирование. Саморегулирование представляет собой независимую от государства разработку и применение предприятиями механизмов и стандартов поведения на рынке, направленных на повышение собственной конкурентоспособности и формирование свободного конкурентного рынка [19] (Rud, Rud, 2019). Повышение конкурентоспособности на уровне предприятия происходит через воздействие на перечисленные ранее внутренние факторы. Следовательно, к его способам можно отнести оптимизацию организационной структуры и улучшение качества управления, развитие рекрутинга и повышение квалификации сотрудников, установление и обеспечение высоких стандартов качества продукции и ее уникальности, автоматизацию и цифровизацию производственных и управленческих процессов, обновление материально-технической базы предприятия, повышение инвестиционной привлекательности компании, совершенствование ценовой и маркетинговой политики. Специфичным инструментом повышения конкурентоспособности также является участие малых и средних предприятий в институциональных формах осуществления производства и инфраструктурных проектах – промышленных кластерах, отраслевых объединениях, индустриальных парках и технопарках, территориях опережающего социально-экономического развития.

Однако стоит учитывать сложность обеспечения ценового преимущества малых и средних предприятий в отраслях, где на рынках присутствуют крупные игроки, которые способны производить продукцию с более низкой себестоимости за счет эффекта масштаба и потому имеют потенциал к снижению цен, сохраняя оптимальный уровень маржинальности. Аналогичная ситуация складывается и в случае с автоматизацией производства и внедрения инноваций в операционные процессы – крупные предприятия имеют превосходство в финансовых ресурсах и способны инвестировать в современные технологии больше денежных средств, получая конкурентное преимущество над малыми и средними организациями.

Государственное регулирование формирует упомянутую при рассмотрении факторов конкурентоспособности законодательно-нормативную среду через принятие соответствующих нормативных правовых актов и документов стратегического планирования с целью создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования развития малого и среднего предпринимательства. При этом в условиях рыночной экспансии транснациональных корпораций и федеральных компаний малым и средним предприятиям требуется не только правовая защита, но и комплексное содействие со стороны государства для сохранения своих позиций и конкурентоспособности. Для удовлетворения данной потребности государство располагает сложноструктурной системой поддержки, состоящей из учреждаемых на различных уровнях фондов, центров развития, бизнес-инкубаторов, объектов инвестиционной инфраструктуры и применяемых данного рода организациями мер финансовой, имущественной, кадровой, технологической, административной и информационно-консультационной поддержки.

В российской же практике нормативно-правовое регулирование зачастую лишь создает дополнительные административные барьеры и непропорциональное регулирование большинства отраслей экономики, а государственная поддержка влечет внушительные бюджетные расходы и не приносит ожидаемых результатов в силу формализованности бюрократических процедур, низкого доверия самих предпринимателей к системе государственной поддержки, отсутствия должной стратегической оценки проектов и высокого уровня коррупциогенности сферы. В совокупности низкая эффективность государственного регулирования предпринимательской деятельности приводит к расширению масштабов теневой экономики.

Влияние теневой экономики на конкурентоспособность малого и среднего бизнеса

Вопросы конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства тесно связаны с проблематикой теневой экономики, остающейся неотъемлемым элементом российской экономической системы. Данная взаимосвязь носит противоречивый характер в силу наличия у субъектов теневой экономики как конкурентных преимуществ, так и ощутимых недостатков, способных подорвать рыночные позиции организации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

С одной стороны, себестоимость производимых товаров и оказываемых услуг в теневом секторе может быть ниже за счет экономии средств от уплаты многочисленных прямых и косвенных налогов, страховых взносов на сотрудников организации и различного рода трансакционных издержек. При более низкой себестоимости производитель и продавец получают возможность устанавливать цены ниже среднерыночной, тем самым формируя более благоприятную для потребителя ценовую политику без ощутимых финансовых потерь и снижения рентабельности деятельности предприятия. При использовании продуктовых методов оценки конкурентоспособности организации субъект теневой экономики вполне может быть оценен выше представителей исключительно легальных коммерческих структур, так как аналогичный товар он способен предложить по более низкой цене. Следовательно, важнейшее для потребителя и рынка в целом соотношение цены и качества его продукции складывается благоприятнее относительно конкурентов.

Ключевые в рамках многих подходов финансовые индикаторы конкурентоспособности – рентабельность и затраты предприятия на 1 рубль товарной продукции – в ряде случаев также продемонстрируют конкурентное преимущество субъектов теневой экономики. Сюда же стоит отнести автономность участников теневого сектора от деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, то есть их сравнительно невысокую зависимость от неблагоприятных для предпринимательской среды изменений в налоговой, трудовой, имущественной, контрольно-надзорной и иных отраслях законодательства.

С другой стороны, очевидны недостатки субъектов теневой экономики, которые негативно отражаются на эффективности хозяйственной деятельности таких предприятий и их стратегических перспективах на конкурентном рынке. Выделим основные группы интенсивно воздействующих на представителей теневого сектора отрицательных факторов и рисков:

– ресурсные;

– кадровые;

– коммерческие;

– имиджевые;

– правовые.

Ресурсные риски заключаются в отсутствии у субъектов теневой экономики доступа к широкому спектру внешних источников финансирования текущей (операционной) деятельности и инвестиционных проектов. Вероятность получения достаточного объема заемных средств в кредитных учреждениях для предприятий, чья деятельность полностью или частично относится к теневому сектору, минимальна вследствие отсутствия у них возможности официально подтвердить фактическую платежеспособность и потенциал для залогового обеспечения. Закрытыми оказываются и источники привлечения инвестиционных ресурсов в силу низкой ликвидности активов теневых предприятий, трудности корректной оценки их стоимости, отсутствия правовых оснований для выпуска и размещения ценных бумаг, высокой степени риска инвестиций и невозможности юридической защиты инвестиционных вложений.

Одним из источников финансовых и иных материально-технических ресурсов малого и среднего предпринимательства является государство, располагающее инструментарием поддержки бизнеса, включая субсидии, гранты, налоговые льготы, государственные гарантии, инвестиционный налоговый кредит, бюджетные инвестиции, механизмы государственно-частного партнерства, а также меры имущественной, кадровой, административной, технологической поддержки. По аналогичным с инвестиционными и заемными средствами причинам данный источник недоступен для субъектов теневой экономики, не попадая в формальную сферу ответственности уполномоченных на поддержку предпринимательства органов власти.

В ходе вызванной пандемией коронавирусной инфекции экономической рецессии в 2020 году конкурентоспособность теневых игроков в сфере услуг ускорила снижение на фоне усиления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в пострадавших от кризиса отраслях, которая за счет прямых трансфертов, материальных льгот и снижения процентных ставок по кредитным продуктам частично компенсировала понесенные предприятиями незапланированные финансовые потери.

На рынке труда конкурентоспособность теневых предприятий, как правило, ниже по причине отсутствия у сотрудников установленных действующим законодательством социальных гарантий при наличии рисков произвола со стороны работодателя. Однако за счет экономии средств на налогах и взносах в государственные внебюджетные фонды доходы работников теневой сферы могут быть существенно выше, что делает нелегальную занятость привлекательной с материальной точки зрения. Возвращаясь к тематике пандемии коронавирусной инфекции, стоит отметить, что и в рамках вопросов кадрового обеспечения противоэпидемические и последующие за ними антикризисные государственные решения ослабили конкурентоспособность предприятий теневого сектора посредством предоставления мер государственной поддержки официальным работодателям. Льготные займы и прямые трансферты субъектам предпринимательской деятельности на стабильную выплату заработной платы и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий укрепили позитивный имидж и конкурентное преимущество легальных работодателей по отношению к теневым предприятиям на региональных рынках труда.

Официальная статистика подтверждает тренд увеличения численности неформально занятых граждан – за 2010–2019 годы она возросла с 11,4 млн до 14,8 млн человек, абсолютное большинство из которых составляют работники с высшим либо средним профессиональным образованием. Возрос и удельный вес данной категории граждан в общей численности занятых с 16,4% до 20,6% [11] (Kapitonova, 2021). Однако, согласно актуальным исследования специалистов РАНХиГС, благодаря предпринятым государством усилиям по поддержке легального бизнеса и зарегистрированной занятости на фоне пандемии в 2020 году произошло сокращение доли неформальной занятости до 20,5% [3], что, безусловно, не изменило общую структуру рынка труда, а лишь краткосрочно остановило отрицательную тенденцию.

Суть коммерческих рисков теневых методов осуществления предпринимательской деятельности состоит в сокращении объемов рынка сбыта продукции за счет исключения из круга потенциальных покупателей организаций государственного сектора и ряда крупных коммерческих структур, взаимодействующих лишь с легальными поставщиками строго в рамках правового поля. Доступ к системе государственных и муниципальных закупок, а также к емким по стоимости тендерам фактически устраняется. Сужение целевой аудитории бизнеса сопровождается невозможностью применения широкого спектра маркетинговых инструментов, являющихся катализатором продаж на большинстве отраслевых и территориальных рынков. При отсутствии эффективной рекламы и освещаемой на целевую аудиторию грамотной промополитики реализация товаров и услуг в условиях высокой конкуренции рискует иметь нисходящий тренд как в реальном времени, так и в долгосрочной перспективе.

С маркетинговыми проблемами тесно связаны имиджевые риски, содержание которых заключается в отсутствии транспарентного информационного пространства вокруг деятельности теневых предприятий и, как следствие, меньшем уровне доверия к ним со стороны потребителей и контрагентов. Вопросы возникают также к качеству товаров и услуг, производимых и оказываемых субъектами теневой экономики, ввиду недостатка механизмов сертификации, лицензирования и иных форм контроля и надзора за их хозяйственной деятельностью. Правовые риски же наиболее очевидны и связаны с незаконным ведением бизнеса, что грозит привлечением собственника к административной или уголовной ответственности и дальнейшим прекращением деятельности теневого предприятия.

Несмотря на представленные риски осуществления теневой деятельности, указывающие на конкурентное преимущество легальных организаций, теневой сектор экономики сохраняет свои позиции. Численность неформально занятых граждан остается на стабильно высоком уровне, а действие жестких ограничительных мер, снижение платежеспособности населения и спад инвестиционной активности на фоне пандемии коронавирусной инфекции и последующего экономического кризиса усилили стремление потребителей и бизнеса минимизировать потери за счет теневой экономической деятельности. Причем в данном случае под теневой экономической деятельностью понимается не только неуплата налогов, несанкционированная торговля и неформальная занятость граждан, но и отмывание денег, незаконные банкротства, разглашение коммерческой тайны, махинации в сфере интеллектуальной собственности, нелегальные денежно-кредитные и внешнеэкономические операции [4] (Burov, 2021).

Если соотношение конкурентных преимуществ теневого бизнеса и официальных коммерческих организаций носит противоречивый характер, то сам факт мощного влияния теневого сектора на конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства неоспорим из-за происходящей на данном фоне деформации рынка. Сокращение затрат теневых предприятий позволяет им снижать цену товара или услуги без ущерба для собственной прибыли либо наращивать маржинальность, сохраняя среднерыночные цены. Появляется больше материальных возможностей для ценового демпинга без перехода на продажу товаров и услуг с отрицательным показателем прибыли. Кривая предложения при этом сдвигается вниз, формируя более низкую цену в точке равновесия спроса и предложения.

Подобная деформация рынка может оказать конструктивное воздействие на конкретный товарный сегмент, став непосредственным стимулом к повышению эффективности деятельности легальных коммерческих организаций посредством оптимизации бизнес-процессов с последующим снижением себестоимости продукции и ростом рентабельности производства. В таком случае отраслевой рынок выигрывает, однако вышеописанная ситуация носит идеалистический характер и не всегда применима к действительности. В реальных условиях деформация имеет деструктивный вектор развития и наносит материальный ущерб деятельности субъектов предпринимательства и способствует дальнейшему разрастанию теневого сектора без комплексного вмешательства государства.

Негативное влияние теневого сектора на конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства не ограничивается ценовой деформацией рынка и колебаниями спроса на продукцию легальных предприятий. Расширение масштабов теневой экономики оказывает значительное отрицательное воздействие на макроэкономическую ситуацию в стране: сокращаются налоговые поступления, вызывая риск дефицита бюджета, нарастает социальная напряженность, а инвестиционная привлекательность регионов падает в силу недоверия внешних инвесторов на фоне наличия на рынке недобросовестной конкуренции [7] (Gadzhiev, Konovalenko, Trofimov, 2021). Без эффективных механизмов правовой защиты и государственной поддержки предпринимательской деятельности ухудшение макроэкономической конъюнктуры соответствующим образом отразится и на конкурентоспособности отечественных предприятий малого и среднего бизнеса.

Заключение

Таким образом, конкурентоспособность является одной из важнейших характеристик предприятия, определяя его жизнеспособность и рыночные позиции как в текущий момент, так и в долгосрочной перспективе. К определению и содержанию данного понятия существует множество подходов, в соответствии с наиболее универсальным из которых конкурентоспособность представляет собой способность организации сохранять и укреплять свои рыночные позиции за счет конкурентных преимуществ продукта, используя имеющиеся ресурсы и собственный потенциал. Конкурентоспособность формируется под непрерывным воздействием многочисленных внешних и внутренних факторов на микро-, мезо- и макроуровне, которые объединены тесными связями и взаимно определяют конфигурацию каждого из уровней. Разнообразие концептуальных подходов к сущности и содержанию конкурентоспособности обусловливает наличие множества методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности предприятий, осуществляемой посредством индексных, матричных и графических методов.

Процесс повышения конкурентоспособности требует высокого уровня координации всех подразделений и предприятия и строгого соблюдения алгоритма с обязательным прохождением таких этапов, как проведение анализа рыночных позиций, проблем и конкурентных преимуществ организации, постановка конкретных целей и задач, разработка стратегии и релевантных критериев оценки изменения конкурентоспособности, определение мероприятий по достижению целей и их непосредственная реализация. Основными субъектами повышения конкурентоспособности являются сами предприятия, которые посредством технологических, финансовых, кадровых и маркетинговых преобразований способны воздействовать на внутренние факторы конкурентоспособности, формируя конкурентные преимущества на рынке.

Для успешного противостояния рыночной экспансии крупных фирм, учитывая их ресурсное превосходство, малому и среднему бизнесу важно строить свои конкурентные преимущества на близости к покупателю, особых клиентоориентированных подходах, создании уникального продукта или сервиса, который крупным корпорациям затруднительно продвигать в сегменте массмаркета. При этом важно не отставать от лидеров рынка в набирающих обороты трендах цифровой трансформации экономики и внедрении соответствующих инноваций.

Отсюда вытекает важная роль государства как второго ключевого субъекта повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства. Государство обладает широким инструментарием поддержки, способным повлиять фактически на любой внутренний фактор конкурентоспособности предприятия и сформировать благоприятный деловой климат для развития бизнеса. В данной связи автором предлагаются следующие мероприятия:

– расширение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне, в особенности в малых городах и сельских территориях;

– активизация и упрощение условий применения механизма государственных гарантий для получения малыми и средними предприятиями доступа к заемным средствам по оптимальной для дальнейшего инвестирования ставке;

– увеличение прямой финансовой поддержки и налоговых льгот для малого и среднего бизнеса на реализацию инновационных проектов и внедрение передовых технологий в производственные процессы и менеджмент предприятий;

– вовлечение малого и среднего предпринимательства в крупные инфраструктурные проекты и государственные контракты для повышения спроса на их товары;

– стимулирование участия субъектов малого и среднего предпринимательства в кластерных проектах, индустриальных парках, технопарках, территориях опережающего социально-экономического развития с созданием для них особых условий деятельности и снижением требований для выхода на подобные институты развития.

Совершенствование институционального регулирования конкурентоспособности со стороны государства в перспективе позволит также сократить масштабы теневого сектора, который, как было выявлено в ходе проведенного в рамках работы исследования, оказывает деструктивное воздействие на отраслевые рынки, вызывая их деформацию и нанося вред легальным предприятиям, макроэкономическую ситуацию и инвестиционную привлекательность регионов и страны в целом. Создание благоприятной деловой среды и наличие эффективной государственной поддержки способны минимизировать выгоды теневой детальности и обеспечить конкурентное преимущество действующего в правовом поле малого и среднего предпринимательства, спровоцировав легализацию теневых предприятий и, как следствие, приток капитала.

[1] Предпринимательство. Официальная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.11.2021).


Источники:

1. Буров В.Ю. и др. Малое предпринимательство в России: Становление и факторы развития. Обеспечение конкурентоспособности и эффективность. Государственная поддержка и экономическая безопасность. / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2017. – 236 c.
2. Сафронова Л.А. Управление конкурентоспособностью организации. - Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2016. – 154 c.
3. Анализ некриминальной «теневой» экономической деятельности. Social.ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://social.ranepa.ru/tsentry-i-instituty/tsentr-sotsialno-politicheskogo-monitoringa/issledovaniya/105-analiz-nekriminalnoj-tenevoj-ekonomicheskoj-deyatelnosti-2020 (дата обращения: 21.11.2021).
4. Буров В.Ю. Трансформация теневых практик экономической деятельности в условиях пандемии // Теневая экономика. – 2021. – № 2. – c. 79-94. – doi: 10.18334/tek.5.2.112325 .
5. Виноградова Т.Г., Семилетова Я.И. Конкурентоспособность: методы и оценка // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2016. – № 43. – c. 169-175.
6. Воронов Д.С., Криворотов В.В. Методика повышения конкурентоспособности предприятия // Проблемы развития территории. – 2017. – № 5. – c. 59-74.
7. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182. – doi: 10.18334/tek.5.3.112799 .
8. Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. – 2012. – № 2. – c. 27-40.
9. Дробот Е.В. Управление конкурентоспособностью национальной экономики в условиях глобализации. / Монография. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Троицкий мост», 2015. – 224 c.
10. Кайбалина Н.Б., Макарова В.В. К вопросу анализа и оценки уровня конкурентоспособности предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 3(63). – c. 93-96.
11. Капитонова Н.В. Тенденции развития неформальной занятости в условиях пандемии // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 223-232. – doi: 10.18334/tek.5.3.113418 .
12. Кара А.Н., Минина А.П. Анализ подходов к сущности понятия «конкурентоспособность» // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2015. – № 1. – c. 65-67.
13. Киселица Е.П., Слюсарева А.И. Конкурентоспособность предприятия: подходы к ее пониманию и факторы ее повышения // Эксперт. – 2019. – № 1(1). – c. 21-24. – doi: 10.24411/2686-7818-2019-00013 .
14. Курипченко Е.В. Методический подход к обеспечению конкурентоспособности предприятия // Организатор производства. – 2015. – № 3(66). – c. 75-84.
15. Локтева Е.Ю. Стратегия выбора мероприятий для повышения конкурентоспособности компании // Российское предпринимательство. – 2017. – № 5. – c. 723-731. – doi: 10.18334/rp.18.5.37607 .
16. Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 47-60. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111893.
17. Печаткин В.В., Малышев Т.А. Конкурентоспособность реального сектора экономики США, Китая и России в условиях пандемии // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 319-334. – doi: 10.18334/eo.11.2.111995.
18. Рудь Е.М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2021. – № 1. – c. 18-22. – doi: 10.18500/1994-2540-2021-21-1-18-22 .
19. Рудь Е.М., Рудь А.Е. Конкурентоспособность организации как объект институционального регулирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – № 2. – c. 142-146. – doi: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-142-146 .
20. Скворцова Г.Р. Структурные и институциональные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – № 3. – c. 73-81.
21. Ямова О.В., Ефремова В.В. Совершенствование методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2019. – № 3. – c. 142-146. – doi: 10.18721/JE.12304.

Страница обновлена: 25.01.2024 в 08:12:06