Концептуальные проблемы формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе

Анищенко А.Н.1
1 Институт проблем рынка Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Анищенко А.Н. Концептуальные проблемы формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – Том 8. – № 4. – С. 429-440. – doi: 10.18334/ppib.8.4.113254.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48023323
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье представлены результаты проведенного исследования в области фундаментальных проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе в условиях глобальных вызовов и угроз. Рассмотрены мировые тенденции по развитию кооперативного движения в подкомплексе, а также передовой отечественный опыт по развитию производственной кооперации. В заключении научнообоснованы концептуальные проблемы, с которыми сталкиваются региональные производители молока при формировании кластерных структур, что позволит в дальнейших исследованиях разработать комплекс дифференцированных мер, направлений и инструментов развития молочнопродуктового подкомплекса страны.

Ключевые слова: отраслевые рынки, молочное скотоводство, кластер, производственная кооперация, государственная поддержка, эффективность, регион, управление

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Идеи о преимуществах сетевой организации предприятий возникли более 100 лет назад, когда ученые-экономисты обратили внимание на синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации малых предприятий [7] (Porter, 2005). Известно, что в малом бизнесе большинство контрактов заключаются предприятиями с одними и теми же поставщиками и потребителями, это, в свою очередь, форми­рует определенный круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках поставок. Отметим, что такие отношения могут устанавливаться сти­хийно, а могут формироваться целенаправленно.

Цепочки взаимосвязей в международной практике получили название сетей компаний или кластеров предприятий. Кластер представляет собой отраслевую или географическую концентрацию пред­приятий, которая позволяет достичь синергетического эффекта за счет взаимовыгодного взаимодействия компаний со своими поставщиками и создания группы узкоспе­циализированных предприятий [1, 2, 4] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Dudin, 2018). При этом успешное создание сетевой организации возможно даже в том случае, если предприниматели никогда ранее не имели деловых контактов между собой.

В соответствии с общемировой практикой формирование кластеров включает выполнение следующих этапов:

- поиск и привлечение потенциальных участников к формированию кластера и проведение среди них разъяснительной работы по раскрытию потенциальных преимуществ и выгод от кластеризации предприятий;

- разработка общей концепции и стратегии создания и развития кластера как объединения предприятий-партнеров;

- создание пробного (пилотного) проекта с низким уровнем риска для проверки жизнеспособности новой идеи по созданию производственного кластера, который должен включать ряд разделов, таких как создание базовой гипотезы, разработка эксперимента, его запуск и анализ результатов. Например, пилотный проект по внедрению системы «менеджмента качества молока» на молочных фермах участников будущего кластера;

- разработка стратегического бизнес-плана создания и развития кластера на основе анализа стратегического потенциала бизнеса и оценки его возможностей в условиях кластера;

- формирование механизмов саморегулирования партнерских отношений между участниками кластера, включающих совокупность процессов, организационных структур, конкретных форм, методов управления, правовых норм и экспертных регламентов [8, с. 170] (Roy, Tretiak, 2010, р. 170).

На данном этапе исследования поставленной проблемы, необходимо отметить, что многочисленный опыт создания кластеров в молочном скотоводстве различных регионов Российской Федерации свидетельствует о серьезных недостатках, допущенных в процессе кластеризации производителей молока. Прежде всего, это касается отсутствия серьезного научного обоснования при разработке общей концепции и стратегии создания и развития кластера как объединения предприятий-партнеров. Так, например, при создании молочного кластера в Кировской области в качестве основного обоснования его потенциальной эффективности был сделан упор на два фактора: во-первых, перспективность молочного направления региона с учетом имеющихся климатических условий; во-вторых – избыточность производства сырого молока по отношению к объемам его переработки. При этом даже на уровне областной законодательной власти наблюдается негативное отношение к самой идее кластеризации производителей молока на том основании, что в Кировской области уже существуют более 60 племенных хозяйств, которые занимаются производством молока и делают это достаточно успешно без объединения в молочный кластер [5]. Аналогичная ситуация характерна и для других субъектов: Алтайского края, Белгородской и Вологодской областей, Республики Калмыкия и др. [1, 3, 4, 9, 10] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Selimenkov, 2013; Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011).

Справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время стали появляться фундаментальные научные работы в области изучения проблем кластеризации в молочнопродуктовом подкомплексе. Так, например, В.А. Кундиус в своей работе уделил серьезное внимание проработке теоретических аспектов формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае с опорой на прикладные исследования российского рынка сыра и уровня технической оснащенности и износа типовых сыродельных заводов края, была затронута и проблема недостаточно высокого качества молока для изготовления сыров [9] (Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011). На основе проведенных исследований авторы пришли к заключению, что решение выявленных проблем сыродельных предприятий Алтайского края возможно при условии создания молочно-сырного кластера. Дальнейшие обоснования кластеризации производителей сыра характеризуются чисто гипотетическими предположениями о будущей эффективности кластера: «Молочно-сырный кластер… создаст возможности для инновационного и производственного роста, будет способствовать стимулированию и облегчению формирования нового бизнеса… Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий» [9, с. 98] (Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011, р. 98).

Необходимо отметить, что формирование кластеров в молочнопродуктовом подкомплексе в целом способствует повышению произ­водительности труда за счет следующих факторов:

- специализации про­изводства молока внутри кластера, осо­бенно в области применяемых технологий, информатизации производства и обслужива­ния. М. Портер по этому поводу указывал, что «снабжение ресурсами внутри кластера облегчает ком­муникацию, снижает издержки на адаптацию и способствует общему обеспечению вспомогательного или поддерживающе­го обслуживания, такого, как установка, обучение пользователей, устранение неполадок, своевременный ремонт» [7, с. 223] (Porter, 2005, р. 223);

- специализации рабочей силы, т.к. в регионе располо­жения молочного кластера формируется развитый рынок специализированной рабочей силы, что снижает издержки на поиск нужных специалистов, которых часто готовят местные образовательные учреждения. Кроме того, в кластер стекается рабочая сила из других обла­стей и районов;

- расширения доступа участников кластера к необходимой им информации о деятельности конкурентов, за которыми они могут напрямую наблюдать внутри кластера. Широкие возможности для обмена информацией возникают за счет включения в кластер требовательных потребителей. Большую роль играет и личное общение предпринимателей. Актив­ный обмен информацией также обеспечивает перелив кадров внутри кластера.

Говоря о формировании кластерно-сетевых структур в подкомплексе, важно затронуть вопрос эффективности функционирования. Так, эффективность функционирования малого предприятия в кластере, так же как и эффективность функционирования всего молочнопродуктового подкомплекса, зависит от многих факторов. Малые предприятия, объединенные в кластер, становятся особым субъектом молочного рынка, т.е. субъектом рынка выступает не отдельное хозяйство, а их кластер. Поэтому оценка эффективности функционирования кластера должна проводиться как с точки зрения самого кластера, так и с точки зрения входящего в него отдельного хозяйства. Кроме того, эффективность функционирования кластера должна оцениваться и с точки зрения возникающих последствий для всей экономики страны, поскольку успешное функционирование кластера является гарантией сохранения рабочих мест для работающих в молочном скотоводстве. Это означает, что «кластеры представляют собой движущую силу для увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций» [7, с. 207] (Porter, 2005, р. 207).

Эффективность функционирования малого бизнеса в кластере, с точки зрения национальной экономики, может оцениваться количеством созданных рабочих мест, т.к. появление новых рабочих мест и их сохранение в кластере будет сокращать общую сумму выплат различных пособий из государственного бюджета. С точки зрения отраслевого рынка – показа­телем доли малого бизнеса в выпуске отраслевой продукции. По некоторым международным нормам такой долей могут быть 30% в отраслевом предложении [8, с. 368] (Roy, Tretiak, 2010, р. 368).

Еще одной группой показателей эффективности функционирования клас­тера может выступать наличие общественных объединений, союзов, и организаций, работающих на принципах саморе­гулирования, а также развитие различных форм доверия между участниками кластера, что способствует повышению прозрач­ности коммерческой информации внутри кластера. И наконец, важной группой показателей являются показатели самого малого предприятия (хозяйства) внутри клас­тера. Данные показатели, по нашему мнению, могут составить основу для разработки специальных критериев, по уровню которых можно проводить оценку результативности функ­ционирования молочных кластеров.

Таким образом, эффективность функционирования молочнопродуктового подкомплекса в значительной мере будет зависеть от особенностей пове­дения производителей молока на рынке и структурных параметров самого рынка. При этом эффективность функционирования подкомплекса следует рассматривать как много­уровневую систему, которая включает в себя международный уровень, уровень националь­ной экономики, отраслевой уровень, межотраслевой уровень, а также уровень отдельных субъектов рынка и потребителей. Так, например, на национальном уровне оценку эффективности функциони­рования подкомплекса можно дать в виде увязки ее с реаль­ными темпами роста экономического развития страны.

Методология исследования. С использованием принципов комплексного анализа предпринята попытка концептуальной постановки проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе и разработки в дальнейших исследованиях комплекса дифференцированных мер, направлений и инструментов его развития.

Информационной базой исследования послужили данные Росстата, аналитические материалы Национального союза производителей молока, органов управления агропромышленным комплексом субъектов России, результаты ранее проведенных исследований ученых-экономистов по данной проблематике.

Результаты исследования. Как показал проведенный анализ ранее полученных результатов исследований ученых по данной проблематике, основная проблема, препятствующая переходу от «соперничества к сотрудничеству» малых и крупных предприятий в молочнопродуктовом подкомплексе, по нашему мнению, заключается в негативном отношении большинства индивидуальных предпринимателей (фермеров, хозяйств) к развитию кооперативного движения. Речь идет о низкой степени доверия между производителями молока, сомнениях экспертов о возможности влияния на принятие управленческих решений со стороны членов кооперативов, настороженном отношении предпринимателей к кооперативам. В этих условиях очень важно избежать слепого копирования чужого опыта и максимально учитывать конкретные обстоятельства, складывающиеся в различных регионах и функциональных секторах молочных хозяйств. Среди этих обстоятельств эксперты выделяют следующие:

- уровень взаимного доверия кооператоров;

- степень близости их интересов;

- сложность учета трудового вклада;

- особенности функционирования молочных рынков [4, с. 92].

С целью выявления специфических особенностей развития кооперативов и про­блем, препятствующих такому развитию, а также определения возмож­ных направлений их государственной поддержки было прове­дено анкетирование 538 членов кооперативных предпри­ятий Липецкой области [10] (Khabibullin, 2015). Как показало исследование, по мнению 93% респондентов, расширению масштабов деятельности кооперативов препятствует недостаток денежных средств, 62% респондентов отметили две существенные проблемы: недостаток горюче-смазочных материалов, семян и кормов, а также высокие ставки по кредитам, 30% респондентов указали на диспаритет цен на промышленные ресурсы и продукцию сельского хозяйства (табл. 1).

Таблица 1

Проблемы развития кооперативов Липецкой области

Варианты ответов респондентов на вопрос: «Что мешает расширению масштабов деятельности Вашего кооператива (возможно указать не­сколько вариантов)?»
Доля ре­спонден­тов, %
1. Недостаток денежных средств
93
2. Недостаток горюче-смазочных материалов, семян, кормов
62
3. Высокие ставки по кредитам
62
4. Соотношение цен на промышленные ресурсы и продукцию сель­ского хозяйства
30
5. Несовершенство законодательной базы
28
6. Неэффективная система реализации продукции
20
7. Изношенность техники и построек
7
8. Неэффективная государственная поддержка товаропроизводителей
4
Источник: [10, с. 130–136] (Khabibullin, 2015, р. 130–136).

Также анализ современных тенденций развития кооперации показал, что большое значение экспертное сообщество за рубежом придает формированию кооперативных сетей, т.е. интеграции кооперативов по принципу создания структур сетевого типа, которые позволяют [4, с. 91–92]:

- использовать достоинства кооперативов малых размеров по оперативности принимаемых решений и использованию упрощенной системы оценки интенсивности усилий каждого кооператора;

- повысить эффективность кооперативов за счет их специализации в рамках сети;

- выстроить технологическую цепочку из специализированных кооперативов и таким образом выйти на большие масштабы производства;

- снизить риски внутрисетевой специализации и, как следствие, уменьшить риски привлечения заемных средств на развитие специализированного производства.

Необходимо отметить, что к главным причинам, побуждающим к интеграции кооперативов в кластеры, является стремление предприятий снизить совместный риск при освоении новых рынков, реализовать новые дорогостоящие программы, сократить издержки и расширить сферы компетенций предприятия в конкретной отрасли или технологии. При этом опыт показал, что острая конкуренция между предприятиями в одних областях не противоречит их сотрудничеству в других [1, 2] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Dudin, 2018).

В данном направлении обращает на себя внимание опыт Липецкой области в развитии кооперативного движения в различных функциональных и отраслевых сферах, в которой органами государственной власти была принята и достаточно успешно реализуется комплексная программа «Раз­витие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой об­ласти» [6]. В ней предусматривается решение следующих задач:

- создание на территории области условий для объединения кооперативных предприятий различной специализации в кооперативы второго и последующих уровней (кластеры), т.е. создание крупных кооперативов путем объединения небольших кооперативных предприятий;

- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в отраслях животноводства и растениеводства;

- организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем создания кооперативных торговых объектов, в том числе кооперативных рынков, кооперативных магазинов и сельскохозяйственных ярмарок.

Уже в 2018 году количество сельскохозяйственных потребитель­ских кооперативов в регионе составило 855, из них: количе­ство кредитных кооперативов – 316 (в них вовлечено 22% общего числа личных подсобных хозяйств); снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов – 53. [4, с. 247–248].

В целом система управления развитием кооперации в Липецкой области яв­ляется многоуровневой и сформирована по схеме «область – район – посе­ление». Управление развитием коллективных форм хозяйствования на уровне муниципальных районов осуществляют координацион­ные центры развития кооперации. Их основными задачами являются:

- консультационная помощь коллективным предприятиям в подготовке их бизнес-планов и инвестиционных проектов;

- помощь этим предприятиям в получении кредитов, методиче­ское сопровождение участников проектов;

- мониторинг выполнения плановых показателей проектов и биз­нес-планов предприятий коллективных форм хозяйствования [4, с. 249].

Такие координационные центры развития кооперации созданы в каждом районе Липецкой области. Их возглавляют заместители глав муниципальных образований. В сельских поселениях определены ответственные координаторы по работе с населением, поиску инициатив­ных людей, способных создать кооператив, и обеспечению его развития и др. Методическую основу консультационной помощи кооперативам и их финансовую поддержку обеспечивают созданные в области институты развития: Фонд поддержки кооперативов (являющийся подразделением Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства), Центр развития кооперативов, Ревизионный Союз ЦФО «Липецкий» (член Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов – Союз «Агроконтроль»). Основная цель Центра развития кооперативов (ЦРК) – оказание помощи создающимся и действующим ко­оперативам (информационной, консультационной и методической), ко­ординационным центрам районов, главам сельских поселений, коопера­тивам, а также обучение молодежи основам кооперации и профориентация школьников [4, с. 249].

В Липецкой области устойчиво развивается кредитная кооперация, которая является единственным источником заемных средств, привлекаемых на развитие для личных подсобных хозяйств в условиях дорогих банковских кредитов, сокращения или отсутствия банковской филиальной сети в селах. Уровень доверия сельского населения области к сель­скохозяйственным кредитным потребительским кооперативам неуклонно повы­шается. В последнее время процесс укрупнения кредитных кооперативов в области ускорился.

Заключение. Таким образом, исследование проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе на данном этапе работы по данной проблематике позволило сделать следующие выводы:

1. Объединение производителей молока в кооперативы, кластеры – процесс сложный и пока достаточно неактивный, поскольку они испытывают недоверие к кооперативам, имеют негативный опыт участия в коллективных хозяйствах, не желают нести финансовые риски, а также требуют гарантий сохранения вложенных средств наряду с большими затруднениями в получении заемных средств.

2. Дальнейшая интеграция кооперативов по принципу создания структур сетевого типа, т.е. формирование кластеров в молочнопродуктовом подкомплексе, невозможна без серьезной государственной поддержки и повышения эффективности и устойчивости функционирования молочного рынка в условиях глобальных вызовов и угроз.

3. Формирование кластеров должно осуществляться на основе проведения фундаментальных научных исследований и использования проектного подхода к организации процесса кластеризации предприятий.


Источники:

1. Анищенко А.Н. Модернизация производства – основа повышения эффективности молочного скотоводства. / монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. – 162 c.
2. Анищенко А.Н., Дудин М.Н. Проблемы развития интеграционных процессов перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий // Продовольственная политика и безопасность. – 2018. – № 4. – c. 183-190.
3. Анищенко А.Н., Селименков Р.Ю. Оценка функционирования сельского хозяйства региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 5 (29). – c. 156-168.
4. Коллективные формы хозяйствования в современной экономике. / монография / В.Е. Дементьев, Р.М. Качалов, Г.Б. Клейнер и др.; под ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Научная библиотека, 2017. – 355 c.
5. В Кировской области предлагают создать молочный кластер. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dairynews.ru (дата обращения: 17.08.2021).
6. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области»: Постановление Администрации Липецкой области от 30.10.2013 № 490. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/872621671 (дата обращения: 17.08.2021).
7. Портер М. Конкуренция. / пер. с англ. О. Л. Пелявского и др. - М. [и др.]: Вильямс, 2005. – 602 c.
8. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. / учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 442 c.
9. Кундиус В.А., Федулова И.В., Кузнецова Ю.Е. Теоретические аспекты формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2011. – № 6(80). – c. 95-99.
10. Хабибуллин Р.И. Региональный опыт развития коллективных предприятий (пример Липецкой области) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 1. – c. 130-136.
11. Anishchenko A.N., Usmanov D.I., Zadumkin K.A. On the System of State Support for the Dairy Subcomplex in Russia // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – № 206. – p. 497-503.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:51:15