Концептуальные проблемы формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе
Анищенко А.Н.1
1 Институт проблем рынка Российской академии наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)
Цитировать:
Анищенко А.Н. Концептуальные проблемы формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – Том 8. – № 4. – С. 429-440. – doi: 10.18334/ppib.8.4.113254.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48023323
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В статье представлены результаты проведенного исследования в области фундаментальных проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе в условиях глобальных вызовов и угроз. Рассмотрены мировые тенденции по развитию кооперативного движения в подкомплексе, а также передовой отечественный опыт по развитию производственной кооперации. В заключении научнообоснованы концептуальные проблемы, с которыми сталкиваются региональные производители молока при формировании кластерных структур, что позволит в дальнейших исследованиях разработать комплекс дифференцированных мер, направлений и инструментов развития молочнопродуктового подкомплекса страны.
Ключевые слова: отраслевые рынки, молочное скотоводство, кластер, производственная кооперация, государственная поддержка, эффективность, регион, управление
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Идеи о преимуществах сетевой организации предприятий возникли более 100 лет назад, когда ученые-экономисты обратили внимание на синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации малых предприятий [7] (Porter, 2005). Известно, что в малом бизнесе большинство контрактов заключаются предприятиями с одними и теми же поставщиками и потребителями, это, в свою очередь, формирует определенный круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках поставок. Отметим, что такие отношения могут устанавливаться стихийно, а могут формироваться целенаправленно.
Цепочки взаимосвязей в международной практике получили название сетей компаний или кластеров предприятий. Кластер представляет собой отраслевую или географическую концентрацию предприятий, которая позволяет достичь синергетического эффекта за счет взаимовыгодного взаимодействия компаний со своими поставщиками и создания группы узкоспециализированных предприятий [1, 2, 4] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Dudin, 2018). При этом успешное создание сетевой организации возможно даже в том случае, если предприниматели никогда ранее не имели деловых контактов между собой.
В соответствии с общемировой практикой формирование кластеров включает выполнение следующих этапов:
- поиск и привлечение потенциальных участников к формированию кластера и проведение среди них разъяснительной работы по раскрытию потенциальных преимуществ и выгод от кластеризации предприятий;
- разработка общей концепции и стратегии создания и развития кластера как объединения предприятий-партнеров;
- создание пробного (пилотного) проекта с низким уровнем риска для проверки жизнеспособности новой идеи по созданию производственного кластера, который должен включать ряд разделов, таких как создание базовой гипотезы, разработка эксперимента, его запуск и анализ результатов. Например, пилотный проект по внедрению системы «менеджмента качества молока» на молочных фермах участников будущего кластера;
- разработка стратегического бизнес-плана создания и развития кластера на основе анализа стратегического потенциала бизнеса и оценки его возможностей в условиях кластера;
- формирование механизмов саморегулирования партнерских отношений между участниками кластера, включающих совокупность процессов, организационных структур, конкретных форм, методов управления, правовых норм и экспертных регламентов [8, с. 170] (Roy, Tretiak, 2010, р. 170).
На данном этапе исследования поставленной проблемы, необходимо отметить, что многочисленный опыт создания кластеров в молочном скотоводстве различных регионов Российской Федерации свидетельствует о серьезных недостатках, допущенных в процессе кластеризации производителей молока. Прежде всего, это касается отсутствия серьезного научного обоснования при разработке общей концепции и стратегии создания и развития кластера как объединения предприятий-партнеров. Так, например, при создании молочного кластера в Кировской области в качестве основного обоснования его потенциальной эффективности был сделан упор на два фактора: во-первых, перспективность молочного направления региона с учетом имеющихся климатических условий; во-вторых – избыточность производства сырого молока по отношению к объемам его переработки. При этом даже на уровне областной законодательной власти наблюдается негативное отношение к самой идее кластеризации производителей молока на том основании, что в Кировской области уже существуют более 60 племенных хозяйств, которые занимаются производством молока и делают это достаточно успешно без объединения в молочный кластер [5]. Аналогичная ситуация характерна и для других субъектов: Алтайского края, Белгородской и Вологодской областей, Республики Калмыкия и др. [1, 3, 4, 9, 10] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Selimenkov, 2013; Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011).
Справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время стали появляться фундаментальные научные работы в области изучения проблем кластеризации в молочнопродуктовом подкомплексе. Так, например, В.А. Кундиус в своей работе уделил серьезное внимание проработке теоретических аспектов формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае с опорой на прикладные исследования российского рынка сыра и уровня технической оснащенности и износа типовых сыродельных заводов края, была затронута и проблема недостаточно высокого качества молока для изготовления сыров [9] (Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011). На основе проведенных исследований авторы пришли к заключению, что решение выявленных проблем сыродельных предприятий Алтайского края возможно при условии создания молочно-сырного кластера. Дальнейшие обоснования кластеризации производителей сыра характеризуются чисто гипотетическими предположениями о будущей эффективности кластера: «Молочно-сырный кластер… создаст возможности для инновационного и производственного роста, будет способствовать стимулированию и облегчению формирования нового бизнеса… Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий» [9, с. 98] (Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011, р. 98).
Необходимо отметить, что формирование кластеров в молочнопродуктовом подкомплексе в целом способствует повышению производительности труда за счет следующих факторов:
- специализации производства молока внутри кластера, особенно в области применяемых технологий, информатизации производства и обслуживания. М. Портер по этому поводу указывал, что «снабжение ресурсами внутри кластера облегчает коммуникацию, снижает издержки на адаптацию и способствует общему обеспечению вспомогательного или поддерживающего обслуживания, такого, как установка, обучение пользователей, устранение неполадок, своевременный ремонт» [7, с. 223] (Porter, 2005, р. 223);
- специализации рабочей силы, т.к. в регионе расположения молочного кластера формируется развитый рынок специализированной рабочей силы, что снижает издержки на поиск нужных специалистов, которых часто готовят местные образовательные учреждения. Кроме того, в кластер стекается рабочая сила из других областей и районов;
- расширения доступа участников кластера к необходимой им информации о деятельности конкурентов, за которыми они могут напрямую наблюдать внутри кластера. Широкие возможности для обмена информацией возникают за счет включения в кластер требовательных потребителей. Большую роль играет и личное общение предпринимателей. Активный обмен информацией также обеспечивает перелив кадров внутри кластера.
Говоря о формировании кластерно-сетевых структур в подкомплексе, важно затронуть вопрос эффективности функционирования. Так, эффективность функционирования малого предприятия в кластере, так же как и эффективность функционирования всего молочнопродуктового подкомплекса, зависит от многих факторов. Малые предприятия, объединенные в кластер, становятся особым субъектом молочного рынка, т.е. субъектом рынка выступает не отдельное хозяйство, а их кластер. Поэтому оценка эффективности функционирования кластера должна проводиться как с точки зрения самого кластера, так и с точки зрения входящего в него отдельного хозяйства. Кроме того, эффективность функционирования кластера должна оцениваться и с точки зрения возникающих последствий для всей экономики страны, поскольку успешное функционирование кластера является гарантией сохранения рабочих мест для работающих в молочном скотоводстве. Это означает, что «кластеры представляют собой движущую силу для увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций» [7, с. 207] (Porter, 2005, р. 207).
Эффективность функционирования малого бизнеса в кластере, с точки зрения национальной экономики, может оцениваться количеством созданных рабочих мест, т.к. появление новых рабочих мест и их сохранение в кластере будет сокращать общую сумму выплат различных пособий из государственного бюджета. С точки зрения отраслевого рынка – показателем доли малого бизнеса в выпуске отраслевой продукции. По некоторым международным нормам такой долей могут быть 30% в отраслевом предложении [8, с. 368] (Roy, Tretiak, 2010, р. 368).
Еще одной группой показателей эффективности функционирования кластера может выступать наличие общественных объединений, союзов, и организаций, работающих на принципах саморегулирования, а также развитие различных форм доверия между участниками кластера, что способствует повышению прозрачности коммерческой информации внутри кластера. И наконец, важной группой показателей являются показатели самого малого предприятия (хозяйства) внутри кластера. Данные показатели, по нашему мнению, могут составить основу для разработки специальных критериев, по уровню которых можно проводить оценку результативности функционирования молочных кластеров.
Таким образом, эффективность функционирования молочнопродуктового подкомплекса в значительной мере будет зависеть от особенностей поведения производителей молока на рынке и структурных параметров самого рынка. При этом эффективность функционирования подкомплекса следует рассматривать как многоуровневую систему, которая включает в себя международный уровень, уровень национальной экономики, отраслевой уровень, межотраслевой уровень, а также уровень отдельных субъектов рынка и потребителей. Так, например, на национальном уровне оценку эффективности функционирования подкомплекса можно дать в виде увязки ее с реальными темпами роста экономического развития страны.
Методология исследования. С использованием принципов комплексного анализа предпринята попытка концептуальной постановки проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе и разработки в дальнейших исследованиях комплекса дифференцированных мер, направлений и инструментов его развития.
Информационной базой исследования послужили данные Росстата, аналитические материалы Национального союза производителей молока, органов управления агропромышленным комплексом субъектов России, результаты ранее проведенных исследований ученых-экономистов по данной проблематике.
Результаты исследования. Как показал проведенный анализ ранее полученных результатов исследований ученых по данной проблематике, основная проблема, препятствующая переходу от «соперничества к сотрудничеству» малых и крупных предприятий в молочнопродуктовом подкомплексе, по нашему мнению, заключается в негативном отношении большинства индивидуальных предпринимателей (фермеров, хозяйств) к развитию кооперативного движения. Речь идет о низкой степени доверия между производителями молока, сомнениях экспертов о возможности влияния на принятие управленческих решений со стороны членов кооперативов, настороженном отношении предпринимателей к кооперативам. В этих условиях очень важно избежать слепого копирования чужого опыта и максимально учитывать конкретные обстоятельства, складывающиеся в различных регионах и функциональных секторах молочных хозяйств. Среди этих обстоятельств эксперты выделяют следующие:
- уровень взаимного доверия кооператоров;
- степень близости их интересов;
- сложность учета трудового вклада;
- особенности функционирования молочных рынков [4, с. 92].
С целью выявления специфических особенностей развития кооперативов и проблем, препятствующих такому развитию, а также определения возможных направлений их государственной поддержки было проведено анкетирование 538 членов кооперативных предприятий Липецкой области [10] (Khabibullin, 2015). Как показало исследование, по мнению 93% респондентов, расширению масштабов деятельности кооперативов препятствует недостаток денежных средств, 62% респондентов отметили две существенные проблемы: недостаток горюче-смазочных материалов, семян и кормов, а также высокие ставки по кредитам, 30% респондентов указали на диспаритет цен на промышленные ресурсы и продукцию сельского хозяйства (табл. 1).
Таблица 1
Проблемы развития кооперативов Липецкой области
Варианты ответов респондентов на вопрос: «Что мешает расширению масштабов
деятельности Вашего кооператива (возможно указать несколько вариантов)?»
|
Доля респондентов, %
|
1.
Недостаток денежных средств
|
93
|
2.
Недостаток горюче-смазочных материалов, семян, кормов
|
62
|
3.
Высокие ставки по кредитам
|
62
|
4.
Соотношение цен на промышленные ресурсы и продукцию сельского хозяйства
|
30
|
5.
Несовершенство законодательной базы
|
28
|
6.
Неэффективная система реализации продукции
|
20
|
7.
Изношенность техники и построек
|
7
|
8.
Неэффективная государственная поддержка товаропроизводителей
|
4
|
Также анализ современных тенденций развития кооперации показал, что большое значение экспертное сообщество за рубежом придает формированию кооперативных сетей, т.е. интеграции кооперативов по принципу создания структур сетевого типа, которые позволяют [4, с. 91–92]:
- использовать достоинства кооперативов малых размеров по оперативности принимаемых решений и использованию упрощенной системы оценки интенсивности усилий каждого кооператора;
- повысить эффективность кооперативов за счет их специализации в рамках сети;
- выстроить технологическую цепочку из специализированных кооперативов и таким образом выйти на большие масштабы производства;
- снизить риски внутрисетевой специализации и, как следствие, уменьшить риски привлечения заемных средств на развитие специализированного производства.
Необходимо отметить, что к главным причинам, побуждающим к интеграции кооперативов в кластеры, является стремление предприятий снизить совместный риск при освоении новых рынков, реализовать новые дорогостоящие программы, сократить издержки и расширить сферы компетенций предприятия в конкретной отрасли или технологии. При этом опыт показал, что острая конкуренция между предприятиями в одних областях не противоречит их сотрудничеству в других [1, 2] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Dudin, 2018).
В данном направлении обращает на себя внимание опыт Липецкой области в развитии кооперативного движения в различных функциональных и отраслевых сферах, в которой органами государственной власти была принята и достаточно успешно реализуется комплексная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» [6]. В ней предусматривается решение следующих задач:
- создание на территории области условий для объединения кооперативных предприятий различной специализации в кооперативы второго и последующих уровней (кластеры), т.е. создание крупных кооперативов путем объединения небольших кооперативных предприятий;
- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в отраслях животноводства и растениеводства;
- организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем создания кооперативных торговых объектов, в том числе кооперативных рынков, кооперативных магазинов и сельскохозяйственных ярмарок.
Уже в 2018 году количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе составило 855, из них: количество кредитных кооперативов – 316 (в них вовлечено 22% общего числа личных подсобных хозяйств); снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов – 53. [4, с. 247–248].
В целом система управления развитием кооперации в Липецкой области является многоуровневой и сформирована по схеме «область – район – поселение». Управление развитием коллективных форм хозяйствования на уровне муниципальных районов осуществляют координационные центры развития кооперации. Их основными задачами являются:
- консультационная помощь коллективным предприятиям в подготовке их бизнес-планов и инвестиционных проектов;
- помощь этим предприятиям в получении кредитов, методическое сопровождение участников проектов;
- мониторинг выполнения плановых показателей проектов и бизнес-планов предприятий коллективных форм хозяйствования [4, с. 249].
Такие координационные центры развития кооперации созданы в каждом районе Липецкой области. Их возглавляют заместители глав муниципальных образований. В сельских поселениях определены ответственные координаторы по работе с населением, поиску инициативных людей, способных создать кооператив, и обеспечению его развития и др. Методическую основу консультационной помощи кооперативам и их финансовую поддержку обеспечивают созданные в области институты развития: Фонд поддержки кооперативов (являющийся подразделением Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства), Центр развития кооперативов, Ревизионный Союз ЦФО «Липецкий» (член Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов – Союз «Агроконтроль»). Основная цель Центра развития кооперативов (ЦРК) – оказание помощи создающимся и действующим кооперативам (информационной, консультационной и методической), координационным центрам районов, главам сельских поселений, кооперативам, а также обучение молодежи основам кооперации и профориентация школьников [4, с. 249].
В Липецкой области устойчиво развивается кредитная кооперация, которая является единственным источником заемных средств, привлекаемых на развитие для личных подсобных хозяйств в условиях дорогих банковских кредитов, сокращения или отсутствия банковской филиальной сети в селах. Уровень доверия сельского населения области к сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам неуклонно повышается. В последнее время процесс укрупнения кредитных кооперативов в области ускорился.
Заключение. Таким образом, исследование проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе на данном этапе работы по данной проблематике позволило сделать следующие выводы:
1. Объединение производителей молока в кооперативы, кластеры – процесс сложный и пока достаточно неактивный, поскольку они испытывают недоверие к кооперативам, имеют негативный опыт участия в коллективных хозяйствах, не желают нести финансовые риски, а также требуют гарантий сохранения вложенных средств наряду с большими затруднениями в получении заемных средств.
2. Дальнейшая интеграция кооперативов по принципу создания структур сетевого типа, т.е. формирование кластеров в молочнопродуктовом подкомплексе, невозможна без серьезной государственной поддержки и повышения эффективности и устойчивости функционирования молочного рынка в условиях глобальных вызовов и угроз.
3. Формирование кластеров должно осуществляться на основе проведения фундаментальных научных исследований и использования проектного подхода к организации процесса кластеризации предприятий.
Источники:
2. Анищенко А.Н., Дудин М.Н. Проблемы развития интеграционных процессов перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий // Продовольственная политика и безопасность. – 2018. – № 4. – c. 183-190.
3. Анищенко А.Н., Селименков Р.Ю. Оценка функционирования сельского хозяйства региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 5 (29). – c. 156-168.
4. Коллективные формы хозяйствования в современной экономике. / монография / В.Е. Дементьев, Р.М. Качалов, Г.Б. Клейнер и др.; под ред. Г.Б. Клейнера. - М.: Научная библиотека, 2017. – 355 c.
5. В Кировской области предлагают создать молочный кластер. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dairynews.ru (дата обращения: 17.08.2021).
6. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области»: Постановление Администрации Липецкой области от 30.10.2013 № 490. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/872621671 (дата обращения: 17.08.2021).
7. Портер М. Конкуренция. / пер. с англ. О. Л. Пелявского и др. - М. [и др.]: Вильямс, 2005. – 602 c.
8. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. / учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 442 c.
9. Кундиус В.А., Федулова И.В., Кузнецова Ю.Е. Теоретические аспекты формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2011. – № 6(80). – c. 95-99.
10. Хабибуллин Р.И. Региональный опыт развития коллективных предприятий (пример Липецкой области) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 1. – c. 130-136.
11. Anishchenko A.N., Usmanov D.I., Zadumkin K.A. On the System of State Support for the Dairy Subcomplex in Russia // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – № 206. – p. 497-503.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:51:15