Гендерные особенности HR-менеджмента в сфере науки, высшего образования и высоких технологий
Литвинюк А.А.1
, Логинова А.В.2, Кузуб Е.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Кемеровский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Скачать PDF | Загрузок: 52 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 3 (Август-Сентябрь 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=40087392
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье приведены результаты научных исследований, связанных с изучением феминизации российской науки и высшего образования. Полученные результаты позволили подставить под сомнение эффективность политики Государства в этой сфере деятельности поскольку она прямо или косвенно способствует снижению доли лиц мужского пола в составе основного персонала исследовательских учреждений. Основными причинами феминизации научного персонала являются: относительно низкий уровень оплаты труда научных работников, долгий временной лаг развития профессиональной карьеры; низкая социальная престижность профессии и многочисленные сокращения численности ППС и научных сотрудников в современных российских научных организациях и учреждениях высшего образования. Все это в совокупности приводит к снижению эффективности научных исследований и перемещению интересов персонала с достижения результата к формированию отчёта о проделанной работе.
Ключевые слова: наука, высшая школа, кадровый потенциал, гендер, феминизация, мотивационный профиль, сфера высоких технологий
JEL-классификация: M11, I23, M50, M21
Источники:
2. Moss-Racusin C.A., Dovidio J.F., Brescoll V.L., Graham M.J., Handelsman J. // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – № 109(41). – С. 16474-16479. – url: https://www.researchgate.net/publication/233195891_Science_Faculty`s_Subtle_Gender_Biases_Favor_Male_Students.
3. Handley I.M., Brown E.R., Moss-Racusin C.A., Smith J.L. // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – № 112(43). – С. 13201-13206. – url: https://www.researchgate.net/publication/282811815_The_Quality_of_Evidence_Revealing_Subtle_Gender_Biases_in_Science_is_in_the_Eye_of_the_Beholder..
Зоря А.С. Демократическая этика научного сообщества: гендерный аспект // Интеллигенция, её гражданские позиции в современном мире: Статья в сборнике трудов ⅩⅠ международной научной конференции. Улан-Удэ, 2016. – С. 93-99.
Литвинюк А.А. Организационное поведение. - М.: Юрайт, 2015. – 528 с.
6. Соловей А.П. Социальные и психологические факторы построения и реализации карьеры женщины в науке // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 64-70. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=28422801.
7. Литвинюк А.А., Мельников В.А., Кузуб Е.В. О проблемах мотивации инновационно-активных молодых специалистов к трудоустройству в сфере науки, высоких технологий и высшего образования // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – С. 1269-1278. – url: https://creativeconomy.ru/lib/40790.
8. Челнокова А.В., Дорфман Л.Я. Гендерные аспекты креативности // Образование и наука. – 2008. – № 7. – С. 50-60. – url: https://cyberleninka.ru/article/v/gendernye-aspekty-kreativnosti.
Ромах О.В., Слепцова А.О. Гендерный аспект феномена талантливой личности. Аналитика культурологии. [Электронный ресурс]. URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/593-gender-aspects-of-the-phenomenon-talented-individuals.html ( дата обращения: 19.08.2019 ).
10. Литвинюк А.А., Жигун Л.А., Полевая М.В., Камнева Е.В. Применение теории мотивационного комплекса трудовой деятельности к анализу организационного поведения преподавателей вуза // Креативная экономика. – 2018. – № 2. – С. 215-226. – doi: 10.18334/ce.12.2.38817 .
11. Литвинюк А.А., Смирнова М.Е., Ширванов Р.А. О методике прогнозирования организационного поведения персонала организации // Инновации в менеджменте. – 2018. – № 2(16). – С. 42-57. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=35214935.
Литвинюк А.А. и др. Актуальные проблемы управления персоналом в российских высших учебных заведениях. / Коллективная монография. - М.: Издательство Российского государственного торгово-экономического университета, 2009. – 236 с.
13. Качалова Ю.Н. Модель мужских и женских типов с позиций эволюционной психологии и кластерной теории сознания // Человеческий фактор: социальный психолог. – 2013. – № 2(26). – С. 24-40. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=29773588.
Литвинюк А.А. и др. Отчёт об оказании услуги по проведению комплексного исследования положения молодёжи на рынке труда города Москвы. / Отчёт о НИР/НИОКР. - М., 2015. – 376 с.
Бобков В.Н., Литвинюк А.А. Российская молодёжь на рынке труда: экономическая активность и проблемы трудоустройства. / Коллективная монография. - М.: Издательство «ООО Русайнс», 2016. – 228 с.
16. Лукичёв П.М. Дискриминация женщин на рынке труда и возможные пути решения проблемы // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 12(47). – С. 34-39. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=36517423.
Страница обновлена: 10.09.2025 в 06:13:16
Download PDF | Downloads: 52 | Citations: 18
Gender peculiarities of HR management in the sphere of science, higher education and high technologies
Litvinyuk A.A., Loginova A.V., Kuzub E.V.Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 3 (August-September 2019)
Abstract:
The article presents the results of research related to the study of feminization of Russian science and higher education. The results have cast doubt on the effectiveness of Government policy in this area of activity as it directly or indirectly contributes to the reduction of the proportion of males in the core staff of research institutions. The main reasons for the feminization of scientific personnel are as follows: relatively low wages of scientists, a long time lag of professional career development; low social prestige of the profession and numerous reductions in the number of teaching staff and researchers in modern Russian scientific organizations and institutions of higher education. All this together leads to a decrease in the efficiency of research and the movement of staff interests from achieving results to the formation of a report on the work done.
Keywords: high school, human resources, science, high technology, gender, feminization, motivational profile
JEL-classification: M11, I23, M50, M21

Россия, Москва