Гендерные особенности HR-менеджмента в сфере науки, высшего образования и высоких технологий

Литвинюк А.А.1, Логинова А.В.2, Кузуб Е.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 Кемеровский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент
Том 6, Номер 3 (Август-Сентябрь 2019)

Цитировать:
Литвинюк А.А., Логинова А.В., Кузуб Е.В. Гендерные особенности HR-менеджмента в сфере науки, высшего образования и высоких технологий // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 279-290. – doi: 10.18334/lim.6.3.40954.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=40087392

Аннотация:
В статье приведены результаты научных исследований, связанных с изучением феминизации российской науки и высшего образования. Полученные результаты позволили подставить под сомнение эффективность политики Государства в этой сфере деятельности поскольку она прямо или косвенно способствует снижению доли лиц мужского пола в составе основного персонала исследовательских учреждений. Основными причинами феминизации научного персонала являются: относительно низкий уровень оплаты труда научных работников, долгий временной лаг развития профессиональной карьеры; низкая социальная престижность профессии и многочисленные сокращения численности ППС и научных сотрудников в современных российских научных организациях и учреждениях высшего образования. Все это в совокупности приводит к снижению эффективности научных исследований и перемещению интересов персонала с достижения результата к формированию отчёта о проделанной работе.

Ключевые слова: наука, высшая школа, кадровый потенциал, гендер, феминизация, мотивационный профиль, сфера высоких технологий

JEL-классификация: M11, I23, M50, M21

Источники:

1. Knobloch-Westerwick S., Glynn C.J., Huge M. // Science Communication. – 2013. – С. 603-625. – url: https://www.kcl.ac.uk/ioppn/depts/addictions/Diversity-Inclusion/Matilda-effect-Science-Communication-2013-Knobloch-Westerwick-603-25.pdf.
2. Moss-Racusin C.A., Dovidio J.F., Brescoll V.L., Graham M.J., Handelsman J. // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – № 109(41). – С. 16474-16479. – url: https://www.researchgate.net/publication/233195891_Science_Faculty`s_Subtle_Gender_Biases_Favor_Male_Students.
3. Handley I.M., Brown E.R., Moss-Racusin C.A., Smith J.L. // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – № 112(43). – С. 13201-13206. – url: https://www.researchgate.net/publication/282811815_The_Quality_of_Evidence_Revealing_Subtle_Gender_Biases_in_Science_is_in_the_Eye_of_the_Beholder..
Зоря А.С. Демократическая этика научного сообщества: гендерный аспект // Интеллигенция, её гражданские позиции в современном мире: Статья в сборнике трудов ⅩⅠ международной научной конференции. Улан-Удэ, 2016. – С. 93-99.
Литвинюк А.А. Организационное поведение. - М.: Юрайт, 2015. – 528 с.
6. Соловей А.П. Социальные и психологические факторы построения и реализации карьеры женщины в науке // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 64-70. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=28422801.
7. Литвинюк А.А., Мельников В.А., Кузуб Е.В. О проблемах мотивации инновационно-активных молодых специалистов к трудоустройству в сфере науки, высоких технологий и высшего образования // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – С. 1269-1278. – url: https://creativeconomy.ru/lib/40790.
8. Челнокова А.В., Дорфман Л.Я. Гендерные аспекты креативности // Образование и наука. – 2008. – № 7. – С. 50-60. – url: https://cyberleninka.ru/article/v/gendernye-aspekty-kreativnosti.
Ромах О.В., Слепцова А.О. Гендерный аспект феномена талантливой личности. Аналитика культурологии. [Электронный ресурс]. URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/593-gender-aspects-of-the-phenomenon-talented-individuals.html ( дата обращения: 19.08.2019 ).
10. Литвинюк А.А., Жигун Л.А., Полевая М.В., Камнева Е.В. Применение теории мотивационного комплекса трудовой деятельности к анализу организационного поведения преподавателей вуза // Креативная экономика. – 2018. – № 2. – С. 215-226. – doi: 10.18334/ce.12.2.38817 .
11. Литвинюк А.А., Смирнова М.Е., Ширванов Р.А. О методике прогнозирования организационного поведения персонала организации // Инновации в менеджменте. – 2018. – № 2(16). – С. 42-57. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=35214935.
Литвинюк А.А. и др. Актуальные проблемы управления персоналом в российских высших учебных заведениях. / Коллективная монография. - М.: Издательство Российского государственного торгово-экономического университета, 2009. – 236 с.
13. Качалова Ю.Н. Модель мужских и женских типов с позиций эволюционной психологии и кластерной теории сознания // Человеческий фактор: социальный психолог. – 2013. – № 2(26). – С. 24-40. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=29773588.
Литвинюк А.А. и др. Отчёт об оказании услуги по проведению комплексного исследования положения молодёжи на рынке труда города Москвы. / Отчёт о НИР/НИОКР. - М., 2015. – 376 с.
Бобков В.Н., Литвинюк А.А. Российская молодёжь на рынке труда: экономическая активность и проблемы трудоустройства. / Коллективная монография. - М.: Издательство «ООО Русайнс», 2016. – 228 с.
16. Лукичёв П.М. Дискриминация женщин на рынке труда и возможные пути решения проблемы // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 12(47). – С. 34-39. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=36517423.

Страница обновлена: 13.11.2020 в 19:44:20