Экономическая безопасность аграрного вуза

Яркова Т.М.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Яркова Т.М. Экономическая безопасность аграрного вуза // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114820.

Аннотация:
Статья посвящена вопросам экономической безопасности узкопрофильных вузов аграрного профиля. Ввиду доказанной актуальности и практического отсутствия изученности данной темы, данное исследование приобретает особенный интерес для науки и практики. Общие аспекты экономической безопасности высшего образования, аграрного сектора экономики позволили представить авторское определение понятию «экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования». Раскрыта основная проблематика, риски и угрозы в отношении основных видов экономической безопасности. На основе проведенного исследования предложен комплекс мероприятий, способствующий укреплению экономической безопасности аграрного вуза за счет реализации стратегических мероприятий по его развитию, отвечающих требованиям отраслей образования и сельского хозяйства, социально-экономического потенциала региона и страны. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для руководства аграрных вузов, региона, аграрных отраслей и ведомств, а также в научных кругах с целью развития данной темы исследования.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования, риски, угрозы, аграрный сектор экономики

JEL-классификация: I23, Q13, Q18



Введение. Вопросы экономической безопасности на современном этапе развития общества и экономики приобретают все большую актуальность и значимость. При этом их проблематика относится ко всем отраслям народного хозяйства и сферам деятельности. Действующий экономический кризис вынуждает пересматривать отношение к экономической безопасности, и к пониманию процессов ее образующих и укрепляющих.

В рамках настоящего исследования объектом пристального внимания выступает экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования. Однако, прежде чем раскрыть специфику именно аграрных учреждений высшего образования необходимо обратится к пониманию того, что сфера высшего образования есть важнейшая составляющая как социальной, так и экономической системы государства.

Аграрный сектор экономики является одним из уязвимых во все времена. Особенно негативным периодом для российского аграрного сектора стал постсоветский период времени, который практически отвернул с организационной, социальной и экономической точки зрения государственные позиции и национальные интересы. Итогом такого невнимания явилась деградация субъектов хозяйствования, сельских территорий, возник продовольственный дефицит, кадровый «голод», продовольственная зависимость и, как следствие, уязвимость государства. Сельское хозяйство и в настоящее время ощущает отголоски тех времен в своем социально-экономическом развитии, которые на долгие времена закрепились в подсознании нашего общества, и в некотором смысле могут быть расценены как необратимые, либо трудно восстанавливаемые последствия. Это проблемы миграции, отсутствия социальной инфраструктуры сельских территорий, низкая экономическая эффективность и конкурентоспособность аграрных отраслей, а также нехватка кадров.

В повествовании всех вышеуказанных проблем стоит серьезно обратить внимание на такие составляющие как конкурентоспособность и кадры для аграрного сектора экономики. И если высшее образование выполняет главную стратегическую задачу развития государства, то говоря об аграрном образовании, важно отметить его роль в развитии сельского хозяйства и даже всего агропромышленного комплекса страны (далее АПК).

Современное развитие высшего аграрного образования во многом определяет дальнейшую конкурентоспособность аграрных отраслей, их развитие. Таким образом, учреждения высшего аграрного образования являются фундаментальной основой развития и безопасности как на уровне отрасли, так и на уровне государства. Следовательно, вопросы стабильного функционирования аграрных вузов становятся все более актуальными.

Экономическое развитие учреждений высшего аграрного образования достаточно проблематично, т.к. имеет множество рисков и угроз. Такие учреждения финансируются дифференцированно по регионам страны и это обусловлено рядом факторов. Слабое квотирование бюджетных мест, недостаточное финансирование по ряду таких вузов создает проблему их экономической безопасности. Безусловно, эти проблемы являются корневыми и проецируются на многие стороны экономической безопасности, создавая тем самым риски и угрозы различного генезиса.

Таким образом, вопросы экономической безопасности аграрного вуза достаточно актуальны и не являются зеркальным отражением универсальной системы экономической безопасности высшего образования ввиду своей специфики. Следовательно, проблематика экономической безопасности высшего аграрного учреждения требует научного исследования и развития в теории, методологии и практики.

Целью исследования является выявление и систематизация основных элементов экономической безопасности учреждений высшего аграрного образования в современных условиях развития.

Авторская гипотеза базируется на разработке комплекса теоретико-методологических и практических положений по стратегическому формированию и развитию экономической безопасности учреждений высшего аграрного образования и ее влиянию на развитие аграрной сферы экономики в регионе и государстве.

Результаты исследования. Для представления сущности теоретических взглядов на экономическую безопасность учреждения высшего аграрного образования и представления авторской дефиниции данного понятия попробуем разобраться с уже существующими дефинициями таких понятий как:

- «экономическая безопасность»;

- «экономическая безопасность высших учебных заведений»;

- «экономическая безопасность аграрной сферы экономики»;

- «экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования».

Итак, в Указе Президента РФ от 13.05.2017 г. №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» дано определение «экономической безопасности», которое представлено в следующей трактовке: «… состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [1].

В научных кругах данное определение рассматривается как некоторое состояние экономики и институтов власти в основе которых лежат национальные интересы, социальное развитие и оборонный потенциал на достаточном для защиты государства уровне [9; 12].

Отличие представленных определений заключается в том, что в Указе дано общее понятие с акцентом на защиту национальной безопасности посредством формирования экономического потенциала, а другое представленное определение детально конкретизирует комплекс инструментов, образующих национальный интерес и общее развитие экономики страны [10].

Что касается определения понятию «экономическая безопасность высших учебных заведений», то следует отметить его широкое представление и разнополярность взглядов. Приведем некоторые из них.

Слободяник А.П. в своих трудах отмечает, что экономическая безопасность высшего учебного заведения представляет собой некую общепринятую систему по обеспечению защиты учреждения высшего образования, задачи которой направлены на минимизацию и ликвидацию рисков и угроз в экономической сфере [14].

В ряде других исследований экономическая безопасность вузов представлена в виде тесной связи с показателями финансовой устойчивости, стабильности и экономической независимости. Однако, на наш взгляд, такое определение вполне является универсальным и может быть приурочено к совершенно разным объектам экономической безопасности [17].

В целом, следует отметить, что множество различных трактовок понятия «экономическая безопасность высших учебных заведений» обусловлено прежде всего направлением и целеполаганием каждого ученого, вовлечённого в индивидуальный творческий научный процесс с авторской гипотезой.

Несмотря на многообразие трудов в этой области исследований, следует обратить внимание на труды ведущих отечественных ученых, многие из которых стали основой для развития целого научного познания. Это труды Алимовой Н.К., Абалкина Л.И., Злоказовой Ю.В., Бархатова В.Ю., Батовой В.Н., Хабибуллиной Л.Р. и других [2; 3; 4; 5; 6; 16].

Далее рассмотрим, как исследователи представляют дефиницию понятия «экономическая безопасность аграрного сектора экономики». По мнению профессора А.Г. Светлакова под экономической безопасностью АПК следует понимать соблюдение целого комплекса уточненных (экономических, социальных, экологических и правовых) условий, необходимых для функционирования и развития отраслей аграрного сектора экономики, обеспечения необходимого уровня жизнедеятельности и материального стимулирования отечественных аграрных производителей [11]. В другом труде отмечается, что главной целью экономической безопасности аграрного сектора экономики являются процессы по обеспечению отношений в рамках алгоритма «снабжение-производство-переработка-сбыт», находящиеся в благоприятных условиях для жизни и развития личности (общества), а также социально-экономической и военно-политической стабильности в обществе и мире. Также многие труды ориентированы на то, что экономическая безопасность АПК есть причина и следствие продовольственной безопасности государства [7; 8]. С последним суждением можно целиком и полностью согласиться.

Исследование большого количества научных работ привело к тому, что проблемы экономической безопасности высших аграрных заведений практически не рассматривались учеными, а следовательно, этот факт позволяет впервые представить авторскую дефиницию ключевому понятию. «Экономическая безопасность учреждений высшего аграрного образования», в нашем понимании, является результатом системной (организационно-управленческой, финансово-экономической, научной, учебно-практической и воспитательной) деятельности аграрного вуза, способствующей обеспечению собственной экономической стабильности и конкурентоспособности и реализации стратегических задач по развитию аграрного сектора экономики и страны.

Для определения факторов и условий формирования экономической безопасности учреждений высшего аграрного образования необходимо обратить внимание на одну важную особенность, которая сформирует определенную их группу, отличающую от экономической безопасности остальных вузов. Итак, в отличие от высших учебных заведений другого профиля или «универсального» (классического или многопрофильного) типа, аграрные вузы имеют другого учредителя – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее РФ), а следовательно, имеют другие финансовые инструменты развития. Но при этом аграрный вуз подчиняется и Министерству образования и науки РФ в части всех образовательных программ, реализуемых аграрным вузом и осуществления научной и образовательной деятельности в соответствии с актуализированной нормативно-правовой базой. Также Министерству образования и науки в отношении аграрных вузов принадлежит весь контрольно-надзорный потенциал.

Для аграрных вузов, как и для других неспецифических вузов основными элементами экономической безопасности выступают следующие ее виды: финансовая; имущественная; научно-исследовательская и учебная; физическая; кадровая; управленческая; информационная [13].

Все эти виды экономической безопасности тесно взаимосвязаны, но проявляют себя по-разному на фоне возникновения разных рисков и угроз.

Рассматривая особенности финансовой безопасности аграрного вуза важно обратить внимание на то, что самым рискованным характером обладает его финансирование со стороны федерального Учредителя и определение им контрольных целевых показателей приема абитуриентов (бюджетные места). Эта особенность значительно изменяет характер их развития в отличие от других вузов, а это серьезным образом оказывает влияние на его экономическую безопасность. В качестве примера приведем следующие показатели: за период 2020 года общий объем финансирования аграрных вузов вырос на 2 млрд. рублей и составил чуть более 30 млрд. рублей. Рост финансирования в большинстве своем ориентирован на увеличение проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, в том числе и по заказу Министерства сельского хозяйства РФ.

Согласно доклада председателя Ассоциации образовательных учреждений АПК и рыболовства Трухачева В.И. финансирование аграрных вузов определяется рядом взаимосвязанных факторов:

1) развитие отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства;

2) развитие отраслей, осуществляющих заготовку, хранение и переработку, сбыт и логистику продукции аграрного сектора экономики;

3) развитие основных отраслей сельского хозяйства;

4) развитие производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры [15].

Все эти факторы ориентированы на достижение главной цели – обеспечение страны продовольствием и сырьем, а значит укрепление продовольственной и национальной безопасности РФ.

Имущественная безопасность аграрных вузов достаточно слабая и является следствием недостаточного финансирования. Ежегодно аграрным вузам России требуется около 10 млрд. рублей на развитие материально-технической базы, но фактическое финансирование на эти цели не превышает 2 млрд. рублей. При этом нужно отметить, что объемы финансирования на развитие материально-технической базы сильно дифференцированы по регионам, где преимущество имеют территории с аграрной специализацией. Низкий уровень материальной базы снижает качество подготовки кадров и в дальнейшем отражается как на конкурентоспособности, так и на экономической безопасности. В самом негативном сценарии это может привести к ликвидации вуза. Согласно данных оценки эффективности вузов отмечается, что аграрные вузы практически не могут конкурировать с вузами подведомственными Министерству образования и науки РФ, что опять же обусловлено низким уровнем расходной части на содержание материально технической базы по причине отсутствия нормативов данных затрат [15].

Обеспечение учебной и научно-исследовательской безопасности для аграрных вузов последние десять лет несколько отягощено. Одной из причин является «вхождение» России в Болонский процесс. Следует детализировать этот факт тем, что 19 июня 1999 года в г. Болонья на Совете европейских министров образования была принята совместная Декларация, предусматривающая не только многоуровневую систему подготовки кадров высшей квалификации (бакалавриат-магистратура-аспирантура), о целесообразности которой в настоящее время, в условиях санкционного режима, Россия начинает задумываться. Тогда авторы данной Декларации сделали акцент на необходимости объединения специфических профильных (отраслевых) учреждений высшего образования, ссылаясь на то, что они не имеют однозначной специфики. В действительности в этом для российских аграрных вузов есть правда, т.к. в условиях недостаточного финансирования, предоставлении на постсоветском пространстве свободы в зарабатывании средств на свое существование они были вынуждены заниматься подготовкой специалистов универсальных направлений и профилей либо специалистов других отраслей и сфер деятельности. И, примерно, спустя 15 лет после принятия такой Декларации и полном вовлечении российской системы высшего образования в Болонский процесс в рамках плановых аккредитационных мероприятий была начата задуманная Западом процедура разрушения российской сферы высшего образования. Самым действенным способом, который способствовал ликвидации или, в лучшем случае, объединении аграрных вузов это было лишить аккредитации самые доходные направления подготовки. Например, под удар подпадала укрупненная 38 группа направлений подготовки (экономика, менеджмент и пр.). Это приводило к потере конкурентоспособности на рынке образовательных услуг на долгие годы. Для сравнения можно привести некоторые факты статистических данных. Так, в период с 1990 года по 2020 год контингент обучающихся в аграрных вузах за счет бюджетного финансирования сократился почти вдвое (с 261 тыс. человек до 165 тыс. чел). Общая численность обучающихся к 2020 году составила около 314 тыс. человек. Численность научно-педагогических кадров сократилась еще в большей прогрессии: за последние десять лет с 23,7 тыс. человек до 13,5 тыс. чел. Профессорско-преподавательский состав (далее ППС) стареет, что обусловлено снижающейся долей молодых научных сотрудников (15,7%) [15]. Такие показатели не только подрывают учебную и научно-исследовательскую безопасность, но и негативно отражаются на кадровой безопасности. Среди угроз кадровой безопасности для аграрных вузов считается низкий уровень заработной платы по сравнению с заработной платой аналогичных должностей ППС и их категорий в вузах, подведомственных Минобрнауки РФ. ППС аграрных вузов, несмотря на свой высокий уровень квалификации (остепененность более 82%; 18,6% докторов наук; 64% кандидаты наук [15]) в рамках реализации научно-исследовательской деятельности сталкиваются с проблемой не предоставления грантов. Порой необъяснимым явлением обладают факты предоставления грантов по аграрным проектам для рабочих групп ведущих вузов, совершенно не имеющих даже представления об специфике аграрной отрасли.

Управленческая безопасность в современном аграрном вузе может быть обеспечена за счет эффективной системы управления, которая отвечает интересам самого вуза его субъектам, аграрной отрасли, региона и всей страны.

Заключение

Обеспечение и укрепление экономической безопасности аграрного вуза можно организовать за счет выполнения следующих рекомендаций, ориентированных на основные элементы системы экономической безопасности.

Во-первых, руководству аграрного вуза следует расширять возможности формирования внебюджетного фонда и способствовать привлечению спонсорской помощи с последующим ее эффективным распределением, в том числе и на материально-техническое развитие. Рекомендуется заключать стратегические партнерские соглашения между аграрным вузом и ведущими предприятиями сферы АПК региона.

Во-вторых, современный рынок труда требует оперативной подготовки качественных специалистов, что может поспособствовать возврату к ушедшей в прошлое, но отлично зарекомендовавшей себя на рынке труда специалитетской системе высшего образования, так необходимой для функционирования и развития аграрного сектора экономики.

В-третьих, для обеспечения учебной, научно-исследовательской и кадровой безопасности рекомендуется использовать региональный финансовый потенциал и вводить эффективный режим материальной (денежной) поддержки для ведущих специалистов высшей квалификации, способствующей развитию науки, подготовке кадров высшей квалификации и поддержанию конкурентоспособного аграрного образования в регионе с целью обеспечения эффективности аграрного производства. Также следует формировать кадровый потенциал по контрольным цифрам приема и их бюджетному обеспечению с учетом потребностей региона. Вместе с тем требуется активизация обучения по целевому приему, по принципу государственно-частного партнерства.

В-четвертых, для обеспечения управленческой безопасности необходимо ориентировать систему управления аграрным вузом на развитие научного потенциала и его эффективности; активизировать НИОКР и взаимодействие с ведущими производственными площадками; осуществлять трансфер наукоемких технологий в производство; развивать предпринимательство, в том числе и на базе вуза; способствовать росту конкурентоспособности и престижности аграрных или смежных с ними профессий.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/886651a4d8fa9e84a196cd3c59837fd7673e102c (дата обращения: 05.05.2022).
2. Абалкин Л.И. Теоретические проблемы исследования категории «Экономическая безопасность вуза» // Электронный научный журнал «Вестник-экономист». – 2015. – № 2.
3. Алимова Н.К. Экономическая безопасность образовательного учреждения в условиях становления инновационной экономики. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2009. – 176 c.
4. Бархатов В.Ю., Пугач В.Н., Алимова Н.К. Экономическая безопасность вуза // Интернет-журнал Науковедение. – 2009. – № 1. – doi: 10.15862/01NV109.
5. Батова В.Н. Экономическая безопасность учреждений высшего профессионального образования в условиях глобализации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1(1). – c. 639-647.
6. Злоказова Ю.В. Элементы модели экономической безопасности современного вуза // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – c. 13-17.
7. Кулагина Н.А. Роль экономической безопасности АПК в обеспечении продовольственной безопасности страны // Актуальные вопросы экономических наук. – 2010. – № 16-1. – c. 53-58.
8. Лев М.Ю. Влияние продовольственной безопасности на стабильность экономики России // Вестник РАЕН. – 2015. – № 1. – c. 38-45.
9. Левкина Е.В., Лялина Ж.И., Курасова Е.А. Актуальность исследования экономической безопасности как экономической категории // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 339-350. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114359.
10. Лещенко Ю.Г. Национальные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции: эволюционно-теоретический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 2375-2390. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110815.
11. Светланов А.Г. Экономическая безопасность АПК Уральского региона // Достижения науки и техники АПК. – 2006. – № 6. – c. 49.
12. Сенчагов В.К. Методология обеспечения экономической безопасности // Экономика региона. – 2008. – № 3. – c. 28-39.
13. Сизов Д.В., Гребнев Г.Д. Аналитическое обеспечение физической защиты в системе экономической безопасности вузов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 12. – c. 47-52.
14. Слободяник А.П. Факторы и условия обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения // Вестник магистратуры. – 2018. – № 3-2(78). – c. 83-85.
15. Трухачев В.И. Доклад: О приоритетах развития аграрных вузов в контексте формирования Программы стратегического академического лидерства. Spbgau.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spbgau.ru/files/nid/8987/truhachev_v.i._rossiyskiy_soyuz_rektorov_26.06.2020_2.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
16. Хабибуллина Л.Р. Анализ методических подходов к оценке интеллектуального потенциала вуза // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 8. – c. 29-32.
17. Яркова Т.М. Экономическая безопасность высшего образования, ее роль и влияние на безопасность экономики отраслей // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 193-208. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114358.

Страница обновлена: 01.06.2022 в 13:36:03