Assessment of staffing needs for young specialists in the the Volga Federal District innovative economy
Kudryashov A.A.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Russia
Download PDF | Downloads: 9 | Citations: 2
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 11 (November 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47314631
Cited: 2 by 28.06.2023
Abstract:
Economic development amidst the global market and high competition is impossible without the systematic transformation of companies under the ever-changing consumer's requirements through the introduction of advanced technologies and innovative products to the market. A key element of such transformations is the availability of highly qualified personnel capable of responding to market demands in a timely manner, determining development priorities and new models and products for the target consumer.
The author has conducted research of staffing needs for young specialists in the Volga Federal District innovative economy.
The research results give an idea of the medium-term potential of the labour market. Priority attention is paid to reducing the number of graduates of engineering and technical specialties by 2024.
The obtained scientific results can be useful for regional authorities, commercial organizations, higher educational institutions and used to form the personnel policy of companies in various fields of activity, improve the youth policy of regions, develop models of career guidance activities of universities.
Keywords: innovative economy, qualified personnel, labour market, young specialists
JEL-classification: J21, J23, J44, O31
Введение
Ключевыми составляющими развития национальной технологической системы в настоящее время являются четыре ключевых аспекта – это средства производства, инфраструктура, кадры и инвестиции. При этом важным фактором является наличие высококвалифицированной рабочей силы, которая определяет восприимчивость региона к технологическим инновациям, введению новых и развитию существующих промышленных объектов, приживаемость современных технологий, привносимых извне, а также возможность адаптироваться к ним.
В свою очередь, недостаток квалифицированных специалистов формирует новые подходы к управлению персоналом, требует от организаций своевременных шагов по выработке стратегий поведения на рынке труда. В этой связи, особенно актуальным является вопрос оценки обеспеченности квалифицированными молодыми специалистами предприятий ПФО.
Различные аспекты оценки кадрового потенциала для инновационной экономики рассматривались в работах Устаева Р.М., Ребий А.П. [1, с. 115–120] (Ustaev, Rebiy, 2017, р. 115–120), Мисинева И.А. [2, с. 208–212] (Misineva, 2017, р. 208–212), Костенькова Т.А., Трубицына Н.С. [3, с. 469–478] (Kostenkova, Trubitsyna, 2019, р. 469–478), Шпилева А.А., Быкова О.Н. [4, с. 177–184] (Shpileva, Bykova, 2020, р. 177–184), Потуданской В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. [5, с. 735–744] (Potudanskaya, Borovskikh, Kipervar, 2018, р. 735–744), Пищулина В.Н. [6, с. 1515–1524] (Pishchulin, 2019, р. 1515–1524), Кизиль Е.В. [7, c. 277–290] (Kizil, 2020, р. 277–290) и других авторов.
Целью исследования является оценка уровня обеспеченности инновационной экономики Приволжского федерального округа молодыми квалифицированными специалистами.
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости корректировки стратегий развития организаций регионов Приволжского федерального округа с учетом количественного сокращения молодых квалифицированных специалистов на рынке труда.
Авторская гипотеза предполагает стагнацию инновационного развития регионов Приволжского федерального округа к 2024 году в связи с недостаточным количеством молодых квалифицированных кадров.
Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализе и синтезе, историческом и сравнительном методах, а также на математико-статистических и формально-логических методах изучения, системно-структурного анализа и диалектической логики. В основе методологии исследования лежат статистические данные, аналитические отчеты, труды ученых, посвященные проблемам кадрового обеспечения инновационной экономики.
Ситуация на рынке труда Приволжского федерального округа
В условиях формирования цифровой экономики наблюдается значительный рост инновационных процессов и продуктов в различных отраслях. Так, согласно данным исследования специалистов Высшей школы экономики, проведенного в 2021 году [8], 67,3% организаций имели продуктовые инновации, 62,6% организации имели процессные инновации, из них к наиболее популярным можно отнести:
- новые или усовершенствованные методы обработки и передачи информации, общие для организации (27,9%);
- новые или усовершенствованные методы производства и разработки товаров и услуг, ведения и разработки сельскохозяйственного производства (25,1%);
- новые или усовершенствованные методы ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета (23,0%).
Лидирующие позиции по уровню инновационной активности регионов (табл. 1) занимает Приволжский федеральный округ (ПФО).
Таблица 1
Уровень инновационной активности регионов в 2019 г.
Административно-территориальная единица
|
Проценты
|
Приволжский федеральный округ
|
11,6
|
Центральный федеральный округ
|
10,8
|
Северо-Западный федеральный округ
|
10,1
|
Уральский федеральный округ
|
9,3
|
Сибирский федеральный округ
|
7,5
|
Южный федеральный округ
|
7,5
|
Дальневосточный федеральный округ
|
6,0
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
1,7
|
Вместе с тем одним из важных факторов, препятствующих инновационной деятельности, является недостаток квалифицированного персонала, стоящий в одном ряду с недостатком кредитов или прямых инвестиций. «Дефицит кадров во многих отраслях российской экономики может привести к возникновению инфляционной спирали», – отмечается в материалах департамента исследований и прогнозирования Центрального банка Российской Федерации. Это подтверждается и данными, представленными в таблице 2, согласно которым наблюдается значительное увеличение количества вакансий и средней предлагаемой заработной платы в различных отраслях экономики при ограниченном количестве соискателей.
Таблица 2
Параметры рынка труда ПФО в 2021 г.
Период
|
Динамика вакансий (% к аналогичному периоду
предыдущего года)
|
Динамика резюме (% к аналогичному периоду
предыдущего года)
|
hh.индекс
|
Предлагаемая зарплата (руб.)
|
Январь
|
+29
|
+6
|
4,9
|
41131
|
Февраль
|
+34
|
+5
|
4,8
|
40705
|
Март
|
+38
|
+5
|
4,8
|
40698
|
Апрель
|
+48
|
+6
|
4,7
|
40728
|
Май
|
+63
|
+7
|
4,5
|
40854
|
Июнь
|
+65
|
+6
|
4,3
|
40930
|
Июль
|
+64
|
+5
|
4,2
|
41104
|
Август
|
+31
|
+4
|
4,1
|
41154
|
Сентябрь
|
+58
|
+3
|
4,0
|
41223
|
Это связано в первую очередь с глобализацией экономики, в рамках которой постоянно растет уровень конкуренции на внутреннем и внешнем рынке. В борьбе за рыночную нишу компаниям необходимо оптимизировать внутренние бизнес-процессы, изменять технологии производства, формировать индивидуальную маркетинговую политику, совершенствовать конечный продукт или услугу под требования потребителя. Большую долю трансформации организаций занимает ИТ-отрасль, так как информационные технологии затрагивают деятельность всех отраслей. Именно в этой отрасли возникли значительные проблемы кадрового обеспечения, поскольку темпы ее развития беспрецедентны. Это отражается на динамике роста заработной платы в сфере информационных технологий, в Москве за 2 года размеры заработной платы выросли на 39,5%, в среднем по стране зарплаты в отрасли практически вдвое превышают средний показатель. Впервые об этой проблеме заговорили в 2018 году с началом программы «Цифровая экономика», в том же году на международном форуме «Оренбуржье – сердце Евразии» представители отрасли обозначили проблему массового оттока в другие страны квалифицированных специалистов в течение 10 лет после окончания высшего учебного заведения.
С этого момента начали разрабатываться и реализовываться региональные программы в области переподготовки кадров для цифровой экономики. Однако это не только не решило проблему, но и привело к кадровым проблемам в других сферах экономики, в частности оттоку молодых специалистов из высших учебных заведений. Согласно исследованию Высшей школы экономики [10], половина всего профессорско-преподавательского состава вузов – старше 50 лет, при этом многие необходимые для преподавания и научной работы навыки, такие как знание иностранного языка, умение преподавать онлайн и работать с современным программным обеспечением, имеют именно молодые сотрудники.
Как следствие, более 50% соискателей на рынке труда ПФО составляют молодые люди в возрасте 25–35 лет, получившие высшее образование, что говорит о высших учебных заведениях как основных поставщиках квалифицированных кадров для региональных предприятий.
Несмотря на значительные многогранные формы работы с абитуриентами, расширение программ подготовки кадров для цифровой экономики, активное участие бизнеса в разработке образовательных программ, наблюдается значительное сокращение количества выпускников вузов.
Оценка обеспеченности квалифицированными кадрами регионов ПФО
Согласно региональным исследованиям, оценкам специалистов и статистическим отчетам, средняя ежегодная дополнительная кадровая потребность специалистов всех уровней (табл. 3) по шести субъектам ПФО составляет 186 085 человек. В восьми субъектах ПФО в официальных источниках не представлена оценка ежегодной кадровой потребности, что создает определенные трудности при формировании конкретных предложений в области кадровой политики для экономики региона. Кроме того, некоторые оценки не учитывают динамическое развитие региона, а отражают текущие кадровые потребности. Например, в Нижегородской области, согласно прогнозу потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений для Новгородской области [11], общая ежегодная кадровая потребность в специалистах составила около 3500 человек, а в инженерно-технических кадрах – 1300 человек при 13 000 учеников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ. Вместе с тем доклад губернатора Нижегородской области на заседании по развитию цифровой среды при Совете Федерации подчеркивает, что главным сдерживающим фактором развития ИТ-отрасли в регионе все-таки остается дефицит кадров [12], что вносит некоторую неопределенность в результаты оценки.
Таблица 3
Ежегодная потребность в кадрах на период 2021–2024 гг.
Субъект
|
Ежегодная
потребность в кадрах
| |||
Специальности
высшего образования
|
Специалисты
среднего звена СПО
|
Квалифицированные
рабочие, служащие СПО
|
Профессиональное
образование не требуется
| |
Ульяновская
область
|
11500
|
7900
|
6000
|
|
Чувашская
Республика
|
300
|
600
|
600
|
|
Республика
Башкортостан
|
66700
|
14700
|
12900
|
|
Республика
Татарстан
|
16380
|
9620
|
| |
Самарская
область
|
11411
|
7861
|
10130
|
8183
|
Нижний Новгород
|
150
|
1150
|
|
|
Итого
|
106441
|
41831
|
29630
|
8183
|
Рассматривая возможность обеспечения кадровой потребности регионов за счет молодых специалистов, необходимо обратить внимание на общее количество молодых людей в возрасте 18 лет, ежегодно пополняющих рынок труда. В данном исследовании не рассматривается фактор миграции населения, который близок к нулю в ПФО, и фактор естественного выбытия населения.
В 2020 году количество человек в возрасте 18 лет составляло 259 156 человек, что на 74 371 больше, чем кадровая потребность шести регионов с приведенными оценками, но этого количества вряд ли будет достаточно для остальных восьми регионов, входящих в состав ПФО. Стоит обратить внимание на период проведения исследования, в котором проводилась оценка hh.индекса (табл. 2), несмотря на рост количества молодежи в 2021 году на 8,8% к предыдущему году, наблюдается падение hh.индекса в целом по округу, что может означать более высокие темпы роста кадровой потребности. В последующие периоды данные представлены на рисунке 1, прирост по годам составляет в 2022 году 4,4% к предыдущему периоду, в 2023 году – 1%, а в 2024 году – падение на 3%.
Рисунок 1. Количество человек в возрасте 18 лет ПФО
Источник: составлено автором.
Таким образом, при сохранение текущих темпов роста кадровой потребности к 2024 году в Приволжском федеральном округе могут возникнуть серьезные проблемы кадрового обеспечения действующих предприятий. Это значительно ограничит возможности инновационного развития регионов, затруднит появление новых инновационных компаний и может привести к стагнации экономики.
Стоит обратить внимание на потребность регионов в квалифицированных специалистах, окончивших высшие учебные заведения, доля которых составляет 57,5% от общего количества (табл. 3), поскольку именно они являются основой инновационного развития предприятий, разрабатывают и выводят на рынок новые технологии и обеспечивают формирование «голубых океанов».
В настоящее время для большинства молодых людей единый государственный экзамен (ЕГЭ) является своеобразным допуском для получения специальности в высшем учебном заведении, в этой связи для оценки обеспеченности экономики округа квалифицированными специалистами использовались данные о результатах ЕГЭ, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Количество участников ЕГЭ в ПФО
Регион РФ
|
2020 г.
|
2021 г.
| ||
Общее количество
участников ЕГЭ
|
Количество
участников ЕГЭ по физике
|
Общее количество
участников ЕГЭ
|
Количество
участников ЕГЭ по физике
| |
Нижегородская
область
|
12113
|
5344
|
12992
|
1536
|
Самарская
область
|
13696
|
4515
|
13829
|
4399
|
Кировская
область
|
5293
|
1134
|
5268
|
4399
|
Республика
Башкортостан
|
16605
|
4408
|
16652
|
3905
|
Республика Марий
Эл
|
3016
|
1200
|
2849
|
721
|
Республика
Мордовия
|
3294
|
768
|
1338
|
635
|
Оренбургская
область
|
7288
|
2122
|
7291
|
2000
|
Пензенская
область
|
4924
|
1240
|
5033
|
1159
|
Пермский край
|
10675
|
1897
|
10300
|
2300
|
Саратовская
область
|
9353
|
2505
|
9994
|
2322
|
Республика
Татарстан
|
15772
|
3873
|
16830
|
3371
|
Удмуртская
Республика
|
7710
|
1597
|
6728
|
1425
|
Ульяновская
область
|
3060
|
741
|
2831
|
1248
|
Чувашская
Республика
|
5560
|
2366
|
4166
|
1612
|
Итого:
|
118359
|
33710
|
116101
|
31032
|
На основании представленных данных в 2020 году доля выпускников, принимавших участие в ЕГЭ, составляла 46,2% в 2021 году, 39,5% от общего числа молодых людей в возрасте 18 лет, что свидетельствует о сокращении количества желающих получить высшее образование сразу после окончания школы. К сожалению, данный негативный тренд может продолжиться в ближайшей перспективе по ряду причин.
Во-первых, кадровые проблемы с учителями в общеобразовательных учреждениях, что отражается на качестве подготовки выпускников. Значительные проблемы наблюдаются в небольших городах и сельской местности в связи с невысоким уровнем заработных плат, слаборазвитой социальной инфраструктурой и недостаточным материально-техническим обеспечением.
Во-вторых, переход на дистанционное образование негативно отражается на уровне знаний школьников и, как следствие, снижает шансы получить достаточное количество баллов по результатам ЕГЭ. Данный вопрос регулярно обсуждается специалистами на разных уровнях, например [29, 30], но комплексное решение отсутствует, а последствия еще предстоит оценить.
В-третьих, снижается интерес к обучению в высших учебных заведениях в связи с тем, что компании вынуждены «латать» кадровые дыры, несмотря на уровень образования и спектр компетенций соискателя. Многие компании, наиболее явно это проявляется в отрасли инфокоммуникационных технологий, в связи с высокой стоимостью квалифицированных специалистов на рынке труда и их ограниченным количеством рассматривают студентов вузов 2–4 курсов инженерных специальностей, а также молодых людей с минимальным набором компетенций как источник кадрового обеспечения, готовы обучать и принимать их на работу без документа о присвоении соответствующей квалификации [31, 32] (Klyucharev, Dezhina, 2018).
В-четвертых, снижается уровень доходов населения, что сказывается на возможности финансового обеспечения молодых людей в период обучения. Согласно оценке Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам 2020 года сократились на 3,5% и отстают от уровня 2013 года на 10% [33].
В таком случае реализация программы по увеличению количества бюджетных мест в вузах играет второстепенную роль в подготовке квалифицированных специалистов и говорит о необходимости принятия комплексных мер по работе с общеобразовательными учреждениями.
Сопоставляя данные таблицы 3 о ежегодной потребности шести регионов в специалистах по специальностям высшего образования и данные таблицы 4 об общем количестве участников ЕГЭ, соотношение 118 359 к 116 101 свидетельствует об усугублении ситуации на рынке высококвалифицированных специалистов к 2024 году.
Область подготовки по инженерно-техническим специальностям является ключевой для появления и развития инноваций в регионах. Так как к наиболее перспективным направлениям относятся большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей, то основным предметом для поступления в вуз на такие специальности является физика.
Согласно данным таблицы 3, количество учеников школ, желающих получить компетенции в соответствующих областях, ежегодно сокращается, и в 2020 году составляло 33 710, а в 2021 году – 31 032 человека, при сокращении общего количества участников ЕГЭ на 2% количество участников ЕГЭ по физике сократилось на 8%. Зародившаяся с 2016 года тенденция сокращения количества выпускников по инженерно-техническим специальностям уже сейчас негативно отражается на инновационной деятельности организаций, ограничивает возможности внедрения новых технологий и социально-экономическое развитие регионов ПФО в целом. Если в настоящее время проблемы обеспеченности кадрами наиболее остро ощущаются в ИТ-отрасли, то к 2024 году этот вопрос будет стоять во всех сферах экономики.
Заключение
В результате проведенного исследования кадрового обеспечения инновационной деятельности в Приволжском федеральном округе можно сделать вывод о сложившейся сложной ситуации на рынке труда в период с 2022 г. по 2024 г.
Общая потребность регионов ПФО в кадрах практически в два раза превосходит количество молодых людей в возрасте 18 лет, выходящих на рынок труда. Это в первую очередь отразится на росте стоимости рабочей силы и, возможно, за этот счет позволит привлекать трудовые ресурсы из других стран, что необходимо учитывать при реализации стратегий социально-экономического развития регионов.
Более сложная ситуация наблюдается на рынке квалифицированных кадров, где потребности экономики в разы превосходят существующий потенциал регионов. Наиболее верным решением этой проблемы является оптимизация деятельности компаний для сокращения количества задействованного персонала в текущих процессах за счет внедрения цифровых технологий, робототехнических устройств и т.д. с последующим их привлечением в инновационные сферы деятельности. То есть основной акцент в стратегии развития организации должен быть направлен на подготовку и переподготовку персонала организации, а не на привлечение специалистов со стороны.
Количество подготавливаемых квалифицированных специалистов региона в технических науках сокращается с каждым годом, несмотря на реализацию программ кадрового обеспечения инновационной и цифровой экономики. Решение этой проблемы в срезе региона на ближайшую перспективу не представляется возможным в связи с широким спектром проблем, от обеспечения учителями общеобразовательных учреждений до создания «модных» специальностей, широко освещаемых в медиапространстве. Однако многие компании уже сейчас решают этот вопрос посредством заключения договоров целевого обучения с выпускниками школ, что если не устранит, то облегчит вопрос кадрового голода для отдельных организаций к 2024 году.
Таким образом, уровень обеспеченности молодыми специалистами в регионах ПФО является крайне низким, особенно в области подготовки по инженерно-техническим специальностям, что является сдерживающим фактором инновационного развития, особенно высокотехнологичного сектора.
References:
Indikatory innovatsionnoy deyatelnosti: 2021: statisticheskiy sbornik [Indicators of innovation activity: 2021: statistics] (2021). (in Russian).
Issledovanie problemy soblyudeniya prav rebenka na dostupnost obrazovaniya v usloviyakh realizatsii osnovnyh obrazovatelnyh programm nachalnogo obshchego i osnovnogo obshchego obrazovaniya v distantsionnom formate v period rezhima povyshennoy gotovnosti v svyazi s ugrozoy rasprostraneniya koronovirusnoy infektsii v gorode Moskve: itogovyy otchet [Study of the problem of observing the rights of the child to access education in the context of the implementation of basic educational programs of primary general and basic general education in a distance format during a high-alert regime due to the threat of the spread of coronavirus infection in Moscow: final report] (2020). (in Russian).
Kizil E.V. (2020). Otsenka innovatsionnoy sostavlyayushchey potentsiala razvitiya regiona [Assessment of innovation development potential of the region]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 277-290. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100414.
Klyucharev G. A., Dezhina I. G. (2018). Rossiyskoe obrazovanie dlya innovatsionnoy ekonomiki: bolevye tochki [Russian education for innovative economy: the pressure points]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (9(413)). 40-48. (in Russian). doi: 10.31857/S013216250001957-5.
Kostenkova T.A., Trubitsyna N.S. (2019). Upravlenie kadrovym potentsialom promyshlennogo kompleksa regiona v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya [Management of personnel potential of the industrial complex of the region in terms of innovative development]. Leadership and management. (4). 469-478. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.4.41230.
Misineva I. A. (2017). Podkhody k opredeleniyu i otsenke kadrovogo potentsiala organizatsii v usloviyakh innovatsionnoy ekonomiki [Approaches to the definition and assessment of personnel potential organizations in the innovation economy]. Upravlenie chelovecheskimi resursami – osnova razvitiya innovatsionnoy ekonomiki. (7). 208-212. (in Russian).
Pischulin V.N. (2019). Regionalnyy kadrovyy potentsial kak bazovyy faktor razvitiya innovatsionnoy ekonomiki [Regional personnel potential as a basic factor of innovative economy development]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1515-1524. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41206.
Potudanskaya V.F., Borovskikh N.V., Kipervar E.A. (2018). Kadrovyy potentsial regiona: sushchnost, faktory, problemy formirovaniya [Personnel potential of the region: essence, factors, problems of formation]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 735-744. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.3.39252.
Shpileva A.A., Bykova O.N. (2020). Est li kadrovyy potentsial u rossiyskogo predprinimatelstva? [Does Russian business have a human resource potential?]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 177-184. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.100440.
Ustaev R. M., Rebiy A. P. (2017). Ob upravlenii formirovaniem i razvitiem kadrovogo innovatsionnogo potentsiala v regione [About managing the formation and development of personnel innovation potential in the region]. Vestnik severo-kavkazskogo federalnogo universiteta (newsletter of north-caucasus federal university). (2(59)). 115-120. (in Russian).
Страница обновлена: 09.04.2025 в 16:19:35