Место и перспективы высшего образования в условиях нестабильности современного мира

Герчикова Т.Я.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447161
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях современного мира отмечается беспрецедентная трансформация системы высшего образования, что обусловлено новыми способами работы и бизнес-процессов, технологическими разработками, демографическими тенденциями, культурой массового потребления, а также растущей мобильностью и миграцией населения. Существует проблема необходимости внедрения нового видения, переосмысления того, что будет означать высшее образование в будущем и в каком именно виде предстанет новая парадигма высшего образования в перспективе. Целью данной статьи является анализ изменений, с которыми сталкивается высшее образование сегодня, а также понимание его места в обществе, возможностей его дальнейшего развития и участия в достижении ЦУР. Для достижения данной цели автором проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, заключения экспертов OECD и иных международных организаций, а также сделаны соответствующие выводы и тенденциях, месте и структуре высшего образования в условиях быстро изменяющегося мира, а также представлены основные технологии, на базе которых будет сформирована перспективный облик системы высшего образования. Результатами исследования являются выводы автора касательно места высшего образования в современном обществе, его влияние на достижения целей устойчивого развития и определение облика новой парадигмы системы высшего образования, основанного на инновационных технологических достижениях. Данная статья будет интересна экспертам регулирующих государственных органов в области высшего образования, научным работникам и студентам, научный интерес которых распространяется на развитие и актуализацию системы высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование в условиях современных вызовов; качество высшего образования; место образования в устойчивом развитии

JEL-классификация: I21, I23, I25



Введение.

Современный мир характеризуется быстро меняющейся экономикой, а также социальными и экологическими проблемами, которые оказывают непосредственное влияние на системы высшего образования.

Цифровая революция, включая появление искусственного интеллекта, развитие веб-образования и профессиональной подготовки, а также развитие технологий больших данных, разрушает все аспекты жизни и работы, которые были основой сложившейся ранее системы. Высшее образование в свою очередь, как оказывает влияние на эту революцию, так и находится под ее влиянием. Текущие сценарии включают поляризацию рынков труда, создание новых рабочих мест или их уничтожение, неравномерное распределение богатств и различные формы конфликтов, неопределенностей, масштабности новых вызовов. Изменение климата также влияет на средства к существованию людей, одновременно усиливая уязвимость и углубляя неравенство. Недавние кризисы, вызванные пандемией COVID-19, оказали серьезное воздействие на системы образования во всем мире, включая высшее образование и исследовательское сообщество. Возможности обучения были значительно ограничены в большинстве стран, особенно для обездоленных групп населения.

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что системы высшего образования кардинально изменились за последние несколько лет. Пространства и формы высшего образования трансформировались, что требует углубленных реформ для решения новых проблем и актуализации подготовки специалистов. Нельзя не отметить приверженность всех заинтересованных сторон признанию высшего образования общественным благом и главной силой в построении инклюзивных и разнообразных обществ знаний, продвижении исследований, инноваций и творчества, а также растущее признание и сближение общих критериев обеспечения качества высшего образования [2].

В данном исследовании проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, а именно: Чаморро-Премузик Т.Б [2, c. 5–8]; Водопьянова Е.В. [2. c. 3-5]; Altbach P.G [4. c. 9-25]; Bratton-Jeffery M.F. [5. c. 34-51]; Dempsey [6. c. 4-5]; Locatis C. [9. c. 57]; McKay J. [10. c. 18-21] и других. Проанализированные работы посвящены основам эффективности и адаптивности системы высшего образования, а также решению проблем, с которыми сталкивается современный социум в условиях нестабильности и трансформации общественно-экономических отношений. Кроме того, автором проанализированы экспертные оценки таких международных организаций, как OECD [15;16] и HolonIQ [17], которые приводят факторы, проблемы и перспективы развития и адаптации системы высшего образования.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что в современном и будущем мире качество, доступность и актуальность системы высшего образования имеет решающее значение для устойчивого развития общества, искоренения неравенства, бедности и решения иных традиционных и будущих социальных проблем. Последние события, связанные с Пандемией, лишь подчеркнули необходимость пересмотра основ функционирования системы высшего образования во всем мире [1].

Основная часть. Глобализация мировой экономики и растущее признание необходимости «общества знаний» в высококвалифицированных и компетентных работниках умственного труда, привели к массовому развитию систем высшего образования с резким увеличением числа учащихся, наблюдаемым во всех частях мира [5]. Тем не менее, несмотря на эти улучшения, и между ними сохраняются огромные различия внутри тех или иных стран и регионов, а социальное происхождение по-прежнему остается основным фактором, влияющим на возможность получения качественного высшего образования [3]. Беспрецедентный рост числа учащихся в высших учебных заведениях за последние десятилетия также отражается на мобильности студентов, поскольку превращение международных университетов в глобальный кампус учащихся, преподавателей и исследователей быстро становится реальностью.

Последнюю декаду качество и добавленная стоимость высшего образования находятся в центре международных политических исследований и международного диалога [9]. При этом, к системам и их организации предъявляются требования, чтобы оправдать их актуальность в значительном множестве аспектов, включая: методы преподавания высших учебных заведений и образовательный контент; предмет исследований и заинтересованных сторон в результатах научной деятельности; как именно ВУЗы используют свои ресурсы, создают структуры управления; каковы их связи и партнерские отношения с промышленностью; в какой степени их выпускники готовы выйти на рынки труда на уровне своей квалификации, при этом, внеся значимый вклад в национальные или региональные планы развития [4].

В современных условиях кардинальное влияние на качество, предоставление и сертификацию образования имеют: новые способы обучения; диверсифицированные поставщики образовательных услуг (включая появление частных поставщиков); дистанционное и онлайн-обучение; международные совместные степени; трансграничное высшее образование; транснациональное образование; а также растущая академическая мобильность. Таким образом, необходимость реформирования политики и систем высшего образования и переосмысления институциональных приоритетов является актуальной [8].

Технологии будут играть решающую роль в образовании, а также в процессах технического обучения. Процент рабочих мест, требующих навыков ИИ, вырос в четыре раза с 2013 года, к 2030 году все отрасли промышленности будут использовать ИИ и робототехнику, особенно в области маркетинга и продаж [17]. Служба поддержки клиентов активно использует технологии искусственного интеллекта, такие как чат-боты, выбор продуктов и классификация / маршрутизация клиентов. Это означает, что традиционные рабочие места в этих областях, такие как обслуживание клиентов, могут исчезнуть [10].

Пользователи, работающие только с мобильными устройствами, будут формировать модели обучения. Мобильные устройства уже стали большой частью жизни современного человека. К 2030 году половина молодежи мира будет жить в странах с мобильным подключением к Интернету. Таким образом, ВУЗы будут использовать новые способы передачи знаний с помощью мобильных устройств [7].

Системы управления обучением доминируют в онлайн-средах во всех областях образования. Однако в будущем на смену придут новые технологии, ориентированные на взаимодействие в реальном времени и виртуальном мире. [11]. Образовательные технологии — это не только простое обновление образовательного мира, но и ключ к лучшему сотрудничеству в сфере образования и, следовательно, к лучшему будущему глобального общества [12].

В области устойчивого развития на период до 2030 года образование занимает центральное место. В частности, цель 4 направлена на обеспечение того, чтобы страны работали над обеспечением инклюзивного, справедливого и качественного образования, содействовали возможностям обучения на протяжении всей жизни граждан [15]. В частности, задача 4.3 направлена на обеспечение «равного доступа для всех женщин и мужчин к недорогому качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, включая университет» к 2030 году [13].

Таким образом, устойчивое финансирование государственного высшего образования имеет решающее значение для обеспечения равного доступа к системам высшего образования и повышения их качества, а также для адекватного отражения жизненно важной роли, которую сектор играет в долгосрочных национальных стратегиях развития [14].

Системы высшего образования могут внести свой вклад в глобальную повестку дня несколькими способами. Они должны не только готовить эффективную квалифицированную рабочую силу и создавать, распространять и применять знания для создания профессионального, институционального и технологического потенциала, но также сохранять этические и академические ценности и цели, которые лежат в основе высшего образования.

Вузы должны удовлетворять потребности все более разнообразных слоев населения, включая работающих взрослых, пожилых людей, студентов, выпускников, желающих продолжить учебу, беженцев и мигрантов.

Будущее образования направлено на то, чтобы стимулировать глобальную дискуссию о том, как именно знания, образование и обучение должны быть переосмыслены в условиях растущей сложности, неопределенности и нестабильности. Высшее образование занимает центральное место в этой дискуссии, а системы и учреждения высшего образования имеют возможность внести значительный вклад в эту инициативу [16].

Выводы:

Все вышесказанное указывает на проблему необходимости внедрения нового видения, переосмысления того, что будет означать высшее образование в будущем. По мнению автора, заинтересованные стороны, участники и регуляторы систем высшего образования должны предвидеть и готовиться к своей роли в обществах будущего. Логичным и очевидным представляется переход от традиционных моделей высшего образования к новым, инновационным, творческим и дальновидным концепциям, которые не только послужат текущим целям устойчивого развития, но и обеспечат развитие будущих образовательных сообществ, которые преодолеют имеющиеся барьеры, охватят все слои населения.

В ходе данного исследования автор пришел к тому, что мир образования, вероятно, будет постоянно меняться и развиваться быстрыми темпами в течение следующих нескольких лет, не только в области применения новых технологий, но и в том, что касается процесса и методов обучения. Исходя из этого, образовательные учреждения должны не только сосредоточиться на повседневной деятельности, но и формировать видение того, как именно они будут использовать технологии для улучшения процесса обучения и качества образования.

Кроме того, нельзя не отметить, что в течение следующего десятилетия передовые технологии сделают образование доступным для гораздо большего числа людей по всему миру и позволят расширить специализацию в учебных программах и методике преподавания, чем когда-либо прежде. По мнению автора, новая парадигма высшего образования будет использовать преимущества цифровых технологий; гибридные форматы обеспечения образовательных услуг; диалог с активным участием студента, виртуальные практические занятия. Виртуальное общение станет ключом к максимальному глобальному (синхронному, асинхронному) участию и преодолению потенциальных последствий нынешней пандемии COVID-19. Исходя из этого, в последующих исследованиях следует сконцентрироваться на спецификах данных технологий с точки зрения их внедрения и эффективного применения для повышения адаптивности, актуальности и качества системы высшего образования.


Источники:

1. Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования. - М.: ИД ВШЭ, 2018.
2. Чаморро-Премузик Т.Б. Интеллект вместо диплома. Harvard Business Review - Россия, 16.01.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/7915877utm_sour ce=vedomosti.ru&utm_medium=teaser (дата обращения: 27.03.2020).
3. Водопьянова Е.В. Высшее образование в современном мире: от истоков до перспектив // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2021. – № 3.
4. Altbach P.G., Reisberg L., Yudkevich M. et al. (eds) Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts. - P. G. N.Y., Routledge, 2021.
5. Bratton-Jeffery M.F., Hoffman S.Q., Jeffery A.B. Trends and Issues in Instructional Design and Technology. / Reiser, R.A. & Dempsey, J.V. (Eds.). - Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2019.
6. Dempsey J.V., Van Eck R.N. Trends and Issues in Instructional Design and Technology. / Reiser, R.A. & Dempsey, J.V. (Eds.). - Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2019.
7. Driscoll M.P. Trends and Issues in Instructional Design and Technology. / Reiser, R.A. & Dempsey, J.V. (Eds.). - Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2020.
8. Kirkpatrick D. Great Ideas Revisited // Training and Development. – 2021.
9. Locatis C. Trends and Issues in Instructional Design and Technology. / Reiser, R.A. & Dempsey, J.V. (Eds.). - Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2019.
10. McKay J., Wager W.W. Trends and Issues in Instructional Design and Technology. / Reiser, R.A. & Dempsey, J.V. (Eds.). - Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2021.
11. Ravenscroft A. Dialogue and Connectivism: A New Approach to Understanding and Promoting Dialogue-rich Networked Learning // International Review of Research in Distance Learning. – 2019. – № 12(3). – p. 139-160.
12. Richey R.C., Morrison G.R., Foxon M. Trends and Issues in Instructional Design and Technology. / Reiser, R.A. & Dempsey, J.V. (Eds.). - Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2020.
13. Rosenberg M.J. Trends and Issues in Instructional Design and Technology. / Reiser, R.A. & Dempsey, J.V. (Eds.). - Upper Saddle River, NJ: Pearson, 2021.
14. Trow M. Reflections on the transition from elite to mass to universal access: Forms and phases of higher education in modern societies since World War II. / Forest J.J., Altbach Ph.G. (eds). International handbook of higher education. - Dordrecht, Netherlands: Springer, 2019. – 243-280 p.
15. Future of Education and Skills 2030: Conceptual Learning Framework Education and AI: preparing for the future & AI, Attitudes and Values 8 th Informal Working Group (IWG) Meeting 29-31 October 2018 OECD Conference Centre, Paris, France, 2018.
16. OECD Future of Education and Skills 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/2030project/about/E2030_Introduction_FINAL_post.pdf (дата обращения: 29.03.2022).
17. The $10 Trillion dollar question. [Электронный ресурс]. URL: https://www.holoniq.com/2030/ (дата обращения: 26.03.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:35