Социальное предпринимательство в России: возможности и перспективы развития

Патракеева О.Ю.1
1 «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук» (ЮНЦ РАН)

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Патракеева О.Ю. Социальное предпринимательство в России: возможности и перспективы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – Том 2. – № 3. – doi: 10.18334/social.2.3.113670.

Аннотация:
Научные исследования подтверждают наличие прямой связи между предпринимательской активностью и экономическим ростом территорий. Автор отмечает, что в современных условиях социальные инновации становятся одним из важных направлений борьбы с последствиями пандемии COVID-19. Социальное предпринимательство имеет огромный потенциал роста, влияющего на повышение качества жизни граждан и способно посредством социальных инноваций реагировать как на локальные, так и глобальные вызовы. Реализация проектов в сфере социального предпринимательства не только снижает остроту социальных проблем, но наращивает социальный капитал страны, улучшает экономический климат. В статье отмечены факторы, влияющие на развитие социальных инициатив, а именно, инновационная активность, институциональная среда, уровень человеческого капитала, социокультурные аспекты. Бизнес-технологии в решении социальных проблем набирают популярность. Для государства в приоритете реализация непрямых мер поддержки социальных предпринимателей, а именно, развитие инфраструктуры центров инноваций социальной сферы. И вести с этим необходимы создание нормативно-правовой базы и разработка комплексной программы мероприятий, направленных, на поддержку социальных предпринимателей.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, пандемия COVID-19, проекты, государственная политика, меры поддержки, экономический рост

Финансирование:
Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта АААА-А19-119011190184-2.

JEL-классификация: L32, L31



Введение

В текущих условиях оперативная реализация мер со стороны государства по обеспечению устойчивого уровня предпринимательской активности является обеспечительным условием выхода страны из социально-экономического кризиса. При этом социальные инновации становятся одним из важных направлений борьбы с последствиями пандемии COVID-19.

Социальное предпринимательство оказывает влияние на экономическую систему страны посредством создания рабочих мест, стимулирования совокупного спроса экономики способствует экономическому развитию регионов, выступает катализатором социальных изменений, при этом, предприниматели, осуществляющие подобную деятельность, ставят основной целью создание социальной ценности, а не на получение прямой денежной выгоды.

Социальное предпринимательство как инструмент социально-экономического развития территорий

Повышение уровня жизни населения, снижение безработицы и преступности, поддержка социально незащищенных слоев населения являются основными задачами внутренней политики государства. В связи с кризисом, вызванном пандемией коронавируса, в России значительно вырос уровень безработицы – в июне-октябре 2020 г. показатель достал 6,3% [2] (рисунок 1) при среднем докризисном уровне 4,4% – 4,6%, отмечался и рост преступности [9], значительно сократились реальные денежные доходы граждан.

Рисунок 1 – Уровень безработицы в России за период с ноября 2019 г. по июль 2021 г., в процентах

Составлено автором

В настоящее время рынок труда стабилизировался, уровень безработицы относительно пика 2020 года снизился до 4,7%. Данные МВД свидетельствуют и об улучшении оперативной обстановки в стране [7]. В период кризиса и посткризисного восстановления роль предпринимательской активности и социальных инноваций приобретает особую актуальность [1, 11]. Актуальные исследования подтверждают наличие положительного влияния предпринимательской активности на экономический рост [16, 18, 21]. Положительная связь обусловлена, главным образом, тем, что деятельность предпринимателей, связанная, к примеру, с развитием новых продуктов, поиском новых рынков сбыта, а также внедрением инноваций, оказывает положительное влияние на создание рабочих мест и социальное благополучие.

Учитывая возможность стимулирования экономического роста за счет предпринимательской деятельности, научные исследования сосредоточены на определении факторов, стимулирующих предпринимательскую активность для разработки соответствующей экономической политики.

Решение социальных проблем возможно с помощью развития и поддержки инициатив социальных предпринимателей. Важным отличием данного вида бизнеса от классического предпринимательства в том, что целью является получение прибыли для дальнейшего вложения средств в социально значимые проекты [3]. Предпринимательская деятельность может быть направлена на трудоустройство, реализацию продуктов и услуг, производство товаров (работ, услуг) для социально уязвимых категорий населения, а также деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и способствующая решению социальных проблем общества. Определение факторов, влияющих на развитие социального предпринимательства, и дальнейшая выработка эффективных мер по стимулированию этих факторов позволит ускорить темпы экономического роста. В работе [20] отмечена значимость таких факторов, как инновационная активность, институциональная среда, человеческий капитал и др. Кроме того, эмпирический анализ показал наличие взаимосвязи социокультурных и экономических факторов с уровнем предпринимательской активности.

В научной литературе предложены различные определения социального предпринимательства [3, 17, 19], но их объединяет понимание его как процесса, направленного на решение социальные и экологических проблем путем поиска инновационных решений.

Механизмы поддержки предпринимательской активности в России

Уровень государственной поддержки для предпринимателей в последние десять лет снижался (рисунок 2).

Рисунок 2 – Объём субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, млрд рублей

Составлено автором

В 2020 году кабинет министров одобрил выплату субсидий в 81,2 млрд рублей на поддержку бизнеса, пострадавшего от последствий пандемии. Государство расширяет меры имущественной поддержки предпринимателей – выделяются субсидии от центра занятости, гранты (источник субсидии преимущественно региональные бюджеты), реализуются федеральные программы (например, государственные гарантии для получения банковских кредитов, программа Министерства экономического развития, развивающая, в частности, и проекты в сфере социального предпринимательства, программы фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – «Умник», «Старт», программы Министерства сельского хозяйства) и др. [5] В качестве поддержки бизнеса утверждены моратории на банкротство и проверки, кредитные каникулы, беспроцентные кредиты на заработную плату сотрудникам при условии сохранения их среднесписочной численности на уровне 90%, снижение страховых взносов до 15%, налоговые каникулы, безвозмездные субсидии на каждого сотрудника, поддержка системообразующих предприятий и др. В национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на законодательном уровне закреплено понятие «социальное предпринимательство» в целях оказания мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в данной сфере [10]. Отмеченные меры предотвратили кризис на рынке труда и дальнейшее падение реальных доходов населения.

В России за последние годы отмечается заинтересованность государства и крупного бизнеса в развитии социальных инициатив с помощью внедрения предоставления финансовой, консультативной поддержки [8]. Фонд «Наше будущее» активно внедряет образовательные и финансовые программы для социальных предпринимателей. Фондом за 12 лет работы инвестировано 693,2 млн. рублей в 255 проекта из 58 регионов страны. В текущих условиях фонд оказывает помощь предпринимателям в борьбе с последствиями пандемии посредством предоставления грантов для покрытия текущих расходов [14].

Примерами социальных проектов, успешно реализуемыми в России, являются создание экоупаковки, повторная переработка пластика, сельский туризм, центры детского развития (в т.ч., частные детские сады), курсы переквалификации для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и др. [8]

Еще пять лет назад социальные инициативы являлись сугубо федеральным явлением, теперь они распространились и на региональном уровне. Появились премия «Импульс добра» в сфере социального предпринимательства, форум «Сообщество» Общественной палаты, собирающий активных граждан по регионам России [6].

Согласно Бюллетеню НИУ ВШЭ «Мир социального предпринимательства» за период 2012-2019 гг. поддержку на развитие социальных инициатив получил 61 регион страны [4]. Направления поддержки и число регионов, их выбравших представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Распределение направлений поддержки социальных инициатив в соответствии с количеством выбравших их регионов

Составлено автором по материалам [4]

Для государства в приоритете реализация непрямых мер поддержки социальных предпринимателей, а именно, развитие инфраструктуры ЦИССов. При имеющихся преимуществах данных центров существует риск их превращения в формально существующие институты при отсутствии механизмов выявления социальных предприятий в субъектах страны и привлечения перспективных партнеров [4].

Российскими регионами-лидерами по уровню поддержки социально ориентированных инициатив являются Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Новгородская область, Хабаровский край, Самарская область, Республика Башкортостан. Ростовская область имеет значительный потенциал для развития социальных инициатив: в 2021 году запущена акселерационная программа по расширению предпринимательских компетенций, предоставляются гранты социальным предпринимателям. Однако по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [13], на начало октября 2021 года в Ростовской области число социальных предприятий невелико – 48 при общем количестве предприятий, в т.ч. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – 166424.

Конкурс лучших социальных проектов Юга России в номинации «Социальное предпринимательство» показал, что проекты можно разделить на два направления: предоставление услуг для людей с ограниченными возможностями (например, «Инклюзивный Монтессори центр «счастливый ребенок» в Кабардино-Балкарской республике, коррекционный центр «Источник» в Краснодарском крае и др.) и проекты в области переработки вторичного сырья (проекты компаний «Добробук», «Экоград») [6].

Внедрение социальных инноваций с применением цифровых технологий открыло возможности для развития как рынка онлайн-услуг, так и рынка труда. Согласно данным [12], в России проживают более 11,1 млн. людей с инвалидностью, что составляет порядка 9,5% населения страны, что свидетельствует о серьезности проблем их адаптации в социуме, трудоустройства, создания предложения по улучшению состояния рынка труда для данной группы населения.

Таким образом, бизнес-технологии в решении социальных проблем востребованы и актуальны. Приведенные примеры проектов подчеркивают огромный потенциал роста социального предпринимательства, влияющего на повышение качества жизни граждан.

Заключение

В последние десятилетия возрос научный интерес к вопросу определения взаимного влияния предпринимательской активности на уровень развития стран и регионов. Один из подходов заключается в анализе потенциального воздействия предпринимательства на экономическое развитие с точки зрения преимуществ, которые качественный экономический рост оказывает на занятость и благосостояние общества, особенно во время кризиса.

Таким образом, поддержка и реализация проектов в сфере социального предпринимательства не только снижает остроту социальных проблем (безработица, низкий уровень жизни, преступность и др.), но наращивает социальный капитал страны, улучшает экономический климат.

Социальные предприниматели особенно нуждаются в поддержке заинтересованных сторон. Примерами крупных российских компаний, поддерживающих инициативы в рамках корпоративной социальной ответственности, являются АО «ОМК», ФРСП «Наше будущее», платформа Planeta.ru. Однако в текущих условиях отсутствуют ожидания крупных инвестиций бизнеса в развитие социальных предприятий [15]. В связи с этим поддержка субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, фондами становится обеспечительной мерой развития социальных инициатив.

Благодарность

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта АААА-А19-119011190184-2. Автор выражает признательность Центру стратегических исследований социально-экономического развития Юга России «РГЭУ (РИНХ)» и лично Андреевой О.В. за ценные замечания и рекомендации по подготовке статьи.


Источники:

1. Акматов С. Функционирование малого и среднего бизнеса в условиях «КОВИД-19» // Вестник Ошского государственного университета. – 2021. – № 1. – c. 13-20. – doi: 10.52754/16947452_2021_2_1_13.
2. Безработица в России выросла до максимума за восемь лет. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058 (дата обращения: 07.07.2020).
3. Буянова А.В. Социальное предпринимательство в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2015. – № 4. – c. 80-82.
4. Бюллетень центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ. Мир социального предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://socentr.hse.ru/data/2019/12/21/1525883896/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA_13.pdf.
5. Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019. Kontur.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 13.07.2020).
6. Козлов В.И., Меркулова О.Д. и др. Социальные инвестиции Юга России. Лучшие практики управления в некоммерческом секторе. / Монография. - Ростов-на-Дону: АНО «Инновационные гуманитарные проекты», Аналитический центр «Эксперт ЮГ», 2019. – 198 c.
7. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-август 2021 года. Мвд.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/26023627 (дата обращения: 06.10.2021).
8. Матузенко Е.В., Наплекова Ю.А., Воронков А.В. Социальное предпринимательство в России: развитие и оценка // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 2(69). – c. 297-309. – doi: 10.21295/2223-5639-2018-2-9-297-309.
9. Мильченко А. «Не нужно сгущать краски»: в Кремле следят за ростом преступности. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2020/04/13/13047019.shtml (дата обращения: 07.07.2020).
10. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35563 (дата обращения: 30.06.2020).
11. Соловьева Т.С. Решение проблем развития территорий в условиях пандемии COVID-19: роль социальных инноваций // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2021. – № 2(37). – c. 87-95. – doi: 10.21777/2587-554X-2021-2-87-95.
12. Федеральный реестр инвалидов. Федеральная государственная информационная система. [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru (дата обращения: 07.07.2020).
13. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/search.html?mode=extended# (дата обращения: 06.10.2021).
14. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-fund.ru (дата обращения: 06.07.2020).
15. Яхнеева И.В., Павлова А.В. Социальное предпринимательство в россии: состояние, факторы влияния, перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1485-1496. – doi: 10.18334/epp.11.6.112289.
16. Doran J., McCarthy N., O’Connor M. The role of entrepreneurship in stimulating economic growth in developed and developing countries // Cogent Economics & Finance. – 2018. – № 1. – p. 1-14. – doi: 10.1080/23322039.2018.1442093.
17. Hockerts K. Determinants of social entrepreneurial intentions // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2017. – № 1. – p. 105-130. – doi: 10.1111/etap.12171.
18. Johnson M.P., Schaltegger S. Entrepreneurship for sustainable development: A review and multilevel causal mechanism framework // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2019. – № 6. – p. 1141-1173. – doi: 10.1177/1042258719885368.
19. Light P.C. Reshaping social entrepreneurship // Stanford Social Innovation Review. – 2006. – № 4(3). – p. 47-51.
20. Méndez-Picazo M.-T., Galindo-Martín M.-A., Castano-Martínez M.-S. Effects of sociocultural and economic factors on social entrepreneurship and sustainable development // Journal of Innovation & Knowledge. – 2020. – № 2. – p. 69-77. – doi: 10.1016/j.jik.2020.06.001.
21. Stoica O., Roman A., Rusu V.D. The nexus between entrepreneurship and economic growth: A comparative analysis on groups of countries // Sustainability. – 2020. – № 12(3). – p. 1-19. – doi: 10.3390/su12031186.

Страница обновлена: 08.10.2021 в 22:22:43