Социальное предпринимательство как инструмент управления развитием территории: условия реализации возможностей
Сафаров С.М.1
1 СИНЕРГИЯ, Россия, Калуга
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Цитировать:
Сафаров С.М. Социальное предпринимательство как инструмент управления развитием территории: условия реализации возможностей // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 2. – С. 113-124. – doi: 10.18334/social.3.2.116542.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49794360
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются возможности использования социального предпринимательства в качестве инструмента управления развитием территории. В условиях сокращения региональных бюджетов возрастает риск снижения расходов на развитие социальной инфраструктуры. Привлечение частных средств в данную сферу (социальное предпринимательство) позволит не только обеспечить необходимый уровень доступности к социальным услугам, но и поддержать необходимый уровень качества жизни граждан в период экономической нестабильности.
По мнению автора, для превращения социального предпринимательства в инструмент развития территории необходимо выполнение ряда условий, к которым относится развитие на муниципальном уровне сопровождающей инфраструктуры, предусматривающей как обучающую компоненту, так и методическое сопровождение предпринимательских проектов.
В статье автором также рассматривается деятельность ряда организаций, работающих в области образовательно-консультационной поддержки социальных предпринимателей.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, обучающий консалтинг, территориальное общественное самоуправление
JEL-классификация: L31
Введение
После начала специальной военной операции в феврале 2022 года наша страна столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением со стороны коллективного Запада. Следствием введенных санкций стало как ухудшение общих показателей социально-экономического развития (снижение ВВП, значительный рост инфляции и безработицы), так и снижение уровня качества жизни населения в целом.
Уменьшение доходов приводит к тому, что органы власти в регионах оптимизируют свои бюджеты в целях выполнения требований по сохранению их социальной составляющей. Под сокращение при этом могут попасть статьи, связанные с развитием инвестиционной и социальной инфраструктуры.
Сохранение и развитие объектов социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач государства. Поддержание на должном уровне (по количественным и качественным критериям) объектов культуры, образования, здравоохранения является частью условий для расширенного воспроизводства экономики. И наоборот, дефицит объектов социальной инфраструктуры, их неудовлетворительное состояние приводят к сокращению возможностей развития человеческого потенциала как условия расширенного экономического воспроизводства.
Как можно заметить, снижение региональных бюджетов приводит к необходимости поиска органами власти новых возможностей по сохранению и развитию объектов социальной инфраструктуры.
Одним из направлений поддержания и развития социальной инфраструктуры является социальное предпринимательство.
Основная часть
Под социальным предпринимательством понимается деятельность на грани благотворительности и бизнеса, направленная на решение или смягчение проблем, стоящих перед обществом.
К социальным предпринимателям относятся люди, производящие товары и услуги в интересах определенных категорий граждан, либо создающие для них рабочие места. По своему содержанию это чаще всего проекты в области дополнительного образования, оказания социально-бытовых услуг, а также проекты в области здравоохранения, культуры и спорта.
Что касается роли социального предпринимательства в экономике, то, на наш взгляд, данная сфера не относится к тем, которые принято считать драйверами развития территории. По нашему мнению, данный сектор экономики является скорее стабилизатором, позволяющим сгладить или снизить рост уровня социальной напряженности в период кризиса. Так, создание новых рабочих мест для лиц с ограничениями по здоровью или родителей, воспитывающих самостоятельно детей, приведет к появлению у представителей данной целевой аудитории дополнительного источника дохода. Это позволит им сохранить прежний уровень дохода в сложное время, поддерживать привычный образ жизни.
Современный этап развития социального предпринимательства в России связывается с началом деятельности Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» [16]. В настоящее время данная организация является крупнейшим институтом поддержки данной сферы в стране: реализует образовательные проекты, участвует в нормотворческой деятельности, проводит различные мероприятия, целью которых является увеличение в регионах количества социальных предпринимателей.
В 2019 году понятие «социальное предпринимательство было введено в российское правовое пространство, что создало условия для ускорения развития данной сферы в стране.
Несмотря на экономическую обстановку, складывающуюся в России в настоящее время, данный сектор экономики продолжает активно развиваться. Так, согласно данным Forbes, за первые пять месяцев 2022 года наблюдается позитивная динамика по проектам социального предпринимательства, зарегистрированным на краудфандинговой платформе Planeta.ru: рост количества проектов в 2 раза и увеличение объема собранных средств на 86% по отношению к прошлому году. И это происходит на фоне снижения общего количества проектов на платформе на 16%, а также падения общего сбора на 20% [10].
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что социальное предпринимательство является одним из инструментов развития территории, позволяющим не только развивать социальную инфраструктуру на местах, но и способствовать поддержанию уровня социальной стабильности.
Эффективность использования данного инструмента в значительной степени зависит от того, созданы ли органами власти условия для его внедрения, и могут ли воспользоваться предоставленными возможностями ключевые субъекты развития территории.
Наиболее общие условия для развития социального предпринимательства создаются на уровне государства и субъекта Российской Федерации. Сами же проекты в области социального предпринимательства реализуются на муниципальном уровне в границах определенных территорий. На этом же, муниципальном уровне создаются конкретные условия в виде создания обучающей инфраструктуры, иной поддержки предпринимателей со стороны органов власти и организаций действующей социальной инфраструктуры.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что на федеральном уровне выстроена система формальных институтов в области поддержки социального предпринимательства:
· приняты и совершенствуются основные законы, регулирующие отношения в этой сфере (и имеющие к ней отношение): ФЗ-7 [4], ФЗ-209 [2], ФЗ-442 [1], ФЗ-131 [3] (хозяйственная деятельность территориальных общественных самоуправлений – это социальное предпринимательство по своей сути, если отталкиваться от уставных целей данных организаций);
· на базе ведущих российских вузов и федеральных университетов реализуются программы подготовки и профессиональной переподготовки социальных предпринимателей; там же проводятся научные исследования в данной сфере.
Инфраструктура поддержки на федеральном уровне представлена структурами, которые занимаются продвижением повестки социального предпринимательства в регионах, аккумулируют и масштабируют положительные практики, занимаются освещением данной темы на различных уровнях власти. Помимо Фонда «Наше будущее», сюда входят Агентство стратегических инициатив (АСИ) [6], Агентство социальной информации (АСИ) [5] и другие организации.
На региональном уровне меры поддержки социального предпринимательства становятся более конкретными. В каждом регионе, в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности, разработаны и реализуются механизмы поддержки некоммерческих организаций (НКО). Если заявители предпринимательских проектов представляют некоммерческий сектор экономии, они могут подать заявку на грантовый конкурс или воспользоваться механизмами поддержки НКО. В том случае, если инициатор предпринимательского проекта – бизнес-структуры, то они могут воспользоваться мерами поддержки, предоставляемыми малому и среднему бизнесу. В данном случае интересен пример ХМАО, региона, где в силу бюджетной обеспеченности реализуются все возможные механизмы поддержки НКО, а также коммерческих структур для реализации проектов в области социального предпринимательства.
Что касается муниципального уровня, то здесь формируются условия, направленные на появление проектов в области социального предпринимательства, а также получение долговременных социально-экономических эффектов от их реализации. В числе прочих к таким условиям относятся:
· создание системы сопровождения проектов социальных предпринимателей на первом этапе;
· создание мест совместной работы (коворкинги) для предпринимателей, у которых имеется такая потребность;
· развитие у начинающих социальных предпринимателей навыков и компетенций, необходимых для работы в выбранной сфере деятельности или на конкретном рынке.
И здесь мы предлагаем более пристальное внимание уделить образовательной составляющей тех условий, которые создаются на муниципальном уровне.
Анализ открытых источников информации свидетельствует о том, что недостаточен уровень развития образовательной инфраструктуры в области социального предпринимательства.
Начинающие и опытные предприниматели могут получить образование в этой сфере только в крупнейших городах страны: Москва [13], Казань [10], Санкт-Петербург [8]. Однако обучение здесь проводится в ведущих вузах, и оно достаточно дорогое, далеко не каждый начинающий социальный предприниматель готов тратить такие средства на обучение. Из иных городов, где возможно получить высшее и дополнительное образование в области социального предпринимательства, необходимо отметить Ставрополь (Северо-Кавказский федеральный университет) [15].
Еще одним из центров образования в сфере социального предпринимательства является «Лаборатория социального предпринимательства» [11]. На базе данной организации проводятся семинары по отдельным вопросам в области управления организацией, занятия проводят практики, имеющие положительный опыт управления собственным бизнесом в рассматриваемой сфере и готовые делиться знаниями.
На слетах социального предпринимательства, организуемых при поддержке Фонда «Наше будущее», социальные предприниматели стараются пополнить багаж знаний в этой сфере. Этому способствует то, что выступления спикеров практикоориентированы и представляют собой отдельные кейсы с положительным результатом, который можно масштабировать. Однако в ходе данных мероприятий не представляется возможным получить системные знания в области управления организацией, без чего процесс перенесения опыта одной организации в новые условия может оказаться неуспешным.
Как видно из вышеизложенного, недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры на муниципальном уровне не позволяет эффективно реализовывать потенциал социального предпринимательства в качестве инструмента развития территории. Начинающим предпринимателям необходимы системные знания в области управления организацией для начала и развития бизнеса. Перенесение чужого положительного опыта на свою территорию может оказаться неуспешным вследствие того, что предприниматель не учел особенности среды, в которой он планирует развивать свою организацию, или у него нет необходимых компетенций в какой-либо области управления организацией.
На фоне обстановки, складывающейся в области образования в сфере социального предпринимательства, интерес вызывает деятельность нескольких организаций, которые реализуют проекты, связанные с внедрением социального предпринимательства в практику некоммерческих структур, а также направленные на использование данного инструмента в качестве ресурса развития территории.
ООО «СИНЕРГИЯ» (г. Калуга) [14] и Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС» (г. Москва) [7]
Проекты, реализуемые обеими организациями, связаны с развитием института территориального общественного самоуправления (ТОС). Если первая – учебный центр, то вторая – общественная организация, созданная в целях представления интересов тех ТОС, которые заинтересованы в своем развитии. Объединение ресурсов позволяет реальным заказчикам – активистам ТОС получить двойной эффект: не только площадку для общения и обмена опытом работы, но и повысить свою квалификацию в вопросах управления ТОС как организацией.
Опыт работы обеих организаций составляет более десяти лет. За это время проектными командами был реализован ряд образовательных проектов в области повышения квалификации активистов ТОС. Часть заказов была выполнена за счет средств муниципальных заказчиков. Кроме того, ряд проектов были реализованы за счет грантов органов местного самоуправления, а также поддержаны региональными и муниципальными властями в рамках грантовых конкурсов.
С 2018 года организации тесно сотрудничают в рамках реализации проектов развития института ТОС, поддержанных Фондом президентских грантов. В рамках данных проектов были подготовлены и реализованы обучающие программы, в которых слушателей знакомили с такими темами, как социальный маркетинг, социальное предпринимательство, инициативное бюджетирование, роль ТОС в процессах управления развитием территории муниципального образования, роль ТОС в достижении целей устойчивого развития.
Социальное предпринимательство, по мнению руководства ООО «СИНЕРГИЯ», является естественным направлением хозяйственной деятельности ТОС, так как и у данной организации, и у социального предпринимателя схожая миссия – содействие решению (смягчению) социальных проблем в границах конкретной территории. Поэтому слушателей обязательно знакомят с данной темой (содержание, инфраструктура поддержки и т.д.). Помимо общего знакомства с темой социального предпринимательства (семинар), люди могут получить базовые системные знания в этой области (курсы повышения квалификации) с выдачей итогового документа по результатам пройденного обучения.
Некоммерческое партнерство «Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов» (НГПК) [12]
Данная организация представляет собой консультационно-образовательный кластер, участники которого реализуют как образовательные, так и консалтинговые проекты и интересах государственного, коммерческого и некоммерческого секторов экономики.
Следствием текущей геополитической обстановки, по мнению руководства НГПК, станет снижение доходов региональных бюджетов. В связи с этим будет остро стоять вопрос перераспределения финансовых потоков в рамках запланированных бюджетов, а также бюджетов будущих периодов. Есть основания полагать, что часть средств региональных бюджетов будет выделена на поддержку «социальных статей», связанных с поддержанием уровня дохода отдельных (социально незащищенных) категорий граждан. Как следствие, будут сокращаться расходы на развитие инновационной привлекательности региона, а также поддержание и развитие социальной инфраструктуры (учреждения культуры, спорта, здравоохранения, образования).
Данная ситуация может привести не только к ускоренному износу объектов социальной инфраструктуры, но и к их закрытию. Результатом складывающейся ситуации станет рост уровня безработицы (вследствие уменьшения количества рабочих мест, а также отсутствия возможности у родителей отдать ребенка в детский сад), снижение уровня доходов населения, снижение уровня качества жизни отдельных категорий граждан, повысится общий уровень социальной напряженности.
Таким образом, для органов власти становится крайне актуальной задача поиска новых (внебюджетных) инструментов финансирования проектов, направленных на поддержание и развития. Одним из таких инструментов и является социальное предпринимательство, позволяющее привлечь частные средства в социальную сферу, снизить нагрузку на муниципальные бюджеты, направить сэкономленные средства на решение иных актуальных задач.
В целях снижения вероятности наступления такой ситуации было принято решение о разработке такого проекта для муниципального заказчика, который бы отвечал двум основным критериям. Во-первых, он должен касаться сферы социального в реализации. Во-вторых, в его реализации должны принимать участие ключевые субъекты управления развитием территории, органы власти, бизнес, общественные объединения. Подключение вышеуказанных структур позволяет в кратчайшие сроки выявить наиболее актуальные социальные проблемы территории муниципальных образований и предложить наиболее оптимальные способы решения поставленных задач.
В результате внутренней работы появился проект под общим названием «Акселератор «Развитие социального предпринимательства в муниципальном образовании»».
Заказчиками данного проекта являются администрации небольших и крупных городов, в которых решение социальных проблем может отчасти быть решено за счет привлечения частного капитала в социальную сферу.
В качестве заказчиков проекта могут выступить администрации закрытых территориальных образований, а также моногородов. Непростая экономическая ситуация, вызванная сокращением активности градообразующих предприятий, приводит к необходимости диверсификации муниципальной экономики и снижения в них уровня социальной напряженности. Решение указанных задач возможно за счет развития социального предпринимательства (в результате создания новых предприятий в сфере малого бизнеса, а также поддержания привычного уровня дохода у социально незащищенных групп граждан).
В качестве наставников, помогающих предпринимателям в реализации их проектов, выступают консультанты в области управления, имеющие значительный практический опыт по развитию бизнеса, в том числе в сфере социального предпринимательства.
Социально-экономический эффект от реализации данного проекта в среднесрочной и долгосрочной перспективе проявляется в улучшении качества жизни населения в результате реализации социально ориентированных предпринимательских проектов.
Принять участие в проекте могут все стороны, заинтересованные в устойчивом развитии своей территории: органы власти, бизнес-структуры, территориальные общественные самоуправления, иные организации. Включение в проект всех заинтересованных сторон способно значительно улучшить качество реализации предлагаемых проектов развития территории. Кроме того, софинансирование проекта из различных источников позволяет снизить нагрузку на муниципальный бюджет и направить сэкономленные средства на решение иных актуальных задач.
На рынке уже действуют организации, оказывающие поддержку социальным предпринимателям на основе модели «Акселератор». Однако предлагаемый проект имеет ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, сам формат проекта. Это не образовательный, а образовательно-консультационный проект. Участники проекта – социальные предприниматели – получают по итогам его реализации не просто рекомендации по улучшению качества заявок на получение грантов, но практические инструменты, позволяющие:
· превратить бизнес-инициативу в реальный проект, под который можно запрашивать финансирование у инвесторов;
· повысить эффективность управления социальным предприятием, если предприниматель хочет улучшить работу уже действующего бизнеса.
Во-вторых, подход, используемый при реализации проекта. Работа с участниками проекта строится на основе обучающего консалтинга. Данный подход предполагает тесное взаимодействие предпринимателя и наставника. В ходе проекта предприниматель под руководством наставника отрабатывает навыки использования различных управленческих инструментов на базе своей же организации. По итогам работы в проекте предприниматель сможет уже самостоятельно использовать полученные навыки при управлении своей организацией.
В-третьих, сотрудничество с консультантами не ограничивается только обучением социальных предпринимателей и подготовкой бизнес-проектов. В рамках сотрудничества предусмотрено шестимесячное методическое сопровождение проектов, принятых к реализации. Привлечение консультантов на данном этапе позволит в кратчайшие сроки внести коррективы в деятельность организации с учетом реальной рыночной ситуации и, таким образом, минимизировать издержки первого этапа развития организации. Кроме того, предприниматели под руководством наставников смогут выстроить оптимальную стратегию развития своей организации. К реализации могут быть приняты проекты, инициаторы которых приняли решение вложить собственные средства в их развитие. Кроме того, к реализации принимаются проекты, которые получили гранты по результатам специально проведенного конкурса.
В-четвертых, подключение к проекту всех заинтересованных структур, действующих на территории. Это позволяет:
· выявить те проблемы территории, которые требуют наиболее быстрого решения;
· выявить ресурсы, которые может задействовать (предоставить в пользование) каждая из заинтересованных сторон в целях решения или смягчения социальных проблем территории;
· предложить наиболее оптимальные решения по запуску и продвижению предпринимательских проектов (организационная и информационная поддержка, помощь в предоставлении информации, содействие в продвижении продукции через собственные и дружеские каналы и т.д.).
Здесь необходимо отметить опыт Фонда «Наше будущее», который распространяет продукцию социальных предпринимателей через автозаправочные станции «Лукойл».
Проект «Акселератор «Развитие социального предпринимательства в муниципальном образовании»» может быть реализован за счет поддержки из нескольких источников.
Финансовое обеспечение грантового конкурса может быть осуществлено за счет средств крупнейших бизнес-структур, функционирующих на территории муниципального образования, остальные мероприятия проекта могут быть поддержаны в рамках соответствующих целевых программ.
Заключение
В условиях сокращения региональных бюджетов социальное предпринимательство становится актуальным инструментом развития территории, позволяющим поддержать необходимый уровень развития социальной инфраструктуры, а также уменьшить риски роста социальной напряженности, вызванные текущей геополитической ситуацией.
Активному развитию данной сферы препятствует недостаточный уровень развития поддерживающей инфраструктуры в большинстве регионов, в частности образовательной. Вследствие этого наиболее активно институт социального предпринимательства развивается в крупнейших городах страны, а также в тех регионах, бюджеты которых позволяют задействовать максимальное количество механизмов поддержки социальных предпринимателей.
Для повышения эффективности использования социального предпринимательства в качестве инструмента развития территории необходимо подключать к этому процессу все структуры, заинтересованные в устойчивом развитии муниципального образования и его отдельных территорий.
Идеи социально ориентированной предпринимательской деятельности необходимо внедрять в коммерческую и некоммерческую сферу. Очень актуальной для внедрения социального предпринимательства является сфера территориального общественного самоуправления; задействование ресурса самоорганизации жителей позволяет быстро выявить социальные проблемы отдельных территорий и предложить их адекватное бизнес-решение. При этом важной задачей становится развитие сопровождающей инфраструктуры, целью которой станет не только системная подготовка социальных предпринимателей в области управления организацией, но и их методическая (консалтинговая) поддержка.
Источники:
2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (дата обращения: 25.08.2022).
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 25.08.2022).
4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 (дата обращения: 25.08.2022).
5. Сайт Агентства социальной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru (дата обращения: 26.08.2022).
6. Сайт Агентства стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru (дата обращения: 26.08.2022).
7. Сайт Ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС». [Электронный ресурс]. URL: http://xn----7sbitowvg.xn--p1ai (дата обращения: 26.08.2022).
8. Образовательная программа «Управление проектами в области социального предпринимательства». Сайт высшей школы менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете. [Электронный ресурс]. URL: https://gsom.spbu.ru/events/event2022-06-05 (дата обращения: 24.08.2022).
9. Сайт журнала «Форбс Россия». [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/469927-tol-ko-zakryvat-sa-ili-adaptirovat-sa-vyzivet-li-social-nyj-biznes-v-rossii (дата обращения: 27.08.2022).
10. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство». Сайт Казанского (Приволжского) федерального университета. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1014634073/programma.po.soc.predpr_vu.pdf (дата обращения: 24.08.2022).
11. Сайт лаборатории социального предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://lab-sp.ru (дата обращения: 24.08.2022).
12. Сайт Некоммерческого партнерства «Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.ngpc.ru (дата обращения: 24.08.2022).
13. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: Социальные инновации и предпринимательство». Сайт НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://busedu.hse.ru/catalog/249796836.html?_r=138051552743683.2567&__t=4450094&__r=OK (дата обращения: 24.08.2022).
14. Сайт ООО «СИНЕРГИЯ». [Электронный ресурс]. URL: https://ooo-sinergiya.ru (дата обращения: 27.08.2022).
15. Образовательная программа «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона». Сайт Северо-Кавказского федерального университета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncfu.ru/uploads/op_2019/mag/op_38.04.04_Upravlenie-proektami-i-innovaciyami-v-sfere-soc-predprinimatelstva-i-nekommerch-sektora-regiona_2019.pdf (дата обращения: 24.08.2022).
16. Сайт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». [Электронный ресурс]. URL: https://nb-fund.ru (дата обращения: 24.08.2022).
Страница обновлена: 18.07.2024 в 11:48:08