Бизнес-образование как направление поддержки социального предпринимательства в период COVID-19
Календжян С.О.1, Кадол Н.Ф.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 1 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Февраль 2021)
Цитировать:
Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Бизнес-образование как направление поддержки социального предпринимательства в период COVID-19 // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 2. – С. 189-200. – doi: 10.18334/et.8.2.111756.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927526
Цитирований: 5 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В статье рассматривается бизнес-образование как одно из приоритетных направлений поддержки социального предпринимательства, в частности, в период пандемии. Социальное предпринимательство играет важную роль в проведении социальных преобразований, способствует сохранению и приумножению образовательного, научного, культурного потенциалов национальных экономик и обществ, решающим преимуществом которых становится человеческий фактор. При этом первостепенное значение в его развитии отводиться образовательному процессу и формированию профессиональных компетенций социальных предпринимателей, развитие которых особенно актуализируются в преодолении кризиса, вызванного пандемией COVOD-19. Особое внимание уделено разработанным пакетам образовательных услуг с целью поддержания социальных предпринимателей во время кризиса, вызванного COVID-19 различными как академическими, так и общественными учреждениями. Рассмотренные образовательные программы предоставляют возможность как индивидуального, так и группового обучения и коучинга. Отмечено, что введенные ограничения и требования о социальном дистанцировании, вызванные пандемией COVID-19, привели распространению дистанционного обучения. Выявлено, что большинство образовательных программ, организованных в период пандемии предполагают, что потенциальные слушатели обладают базовыми знаниями ведения предпринимательской деятельности
Ключевые слова: социальное предпринимательство, бизнес-образование, образовательные программы, навыки, компетенции, пандемия COVOD-19
JEL-классификация: I23, I26, L31
Интерес к продвижению идей развития социального предпринимательства, прежде всего, связан с его способностью разрабатывать и применять инновационные решения социально значимых проблем общества. Как показывает практика, создание социальной ценности становится актуальным не только в рамках общественной сферы, но и в сфере деятельности частных инициатив. Применение таланта, опыта и ресурсов предпринимателей в решении социально значимых проблем дает определенное конкурентное преимущество и обеспечивает зачастую более эффективное их решение. Эти тенденции приобретают еще большее значение в условиях различных кризисных процессов, в том числе вызванных COVID-19. Стимулирование развития социального предпринимательства в этих условиях становится основополагающим инструментом для генерирования социальных изменений.
Одним из приоритетных направлений в содействии развитию социального предпринимательства, в том числе и во время пандемии COVID-19, являются образование и профессионализация управления [7, 8] (Kadol N.F., 2020) Kadol F.V., Kadol N.F., 2020). Прежде всего, это связано с тем, что увеличение числа квалифицированных работников в сфере социального предпринимательства будет оказывать положительное влияние на эффективность работы организационных структур данной сферы [14] (Polyakova, Bondarenko, 2020).
Развитие бизнес-образования будет оказывать положительное влияние на развитие социального предпринимательства и способствовать решению социальных проблем. Как отмечается рядом исследователей, в том числе и A. Nicholls, бизнес-образование играет важную роль в жизни общества, создавая социальную ценность и тем самым предоставляя возможности для социальных изменений [18] (Nicholls, 2006). Особо важное значение имеет образование в области социального предпринимательства, которое направлено на достижение социальных изменений [18] (Nicholls, 2006). Социальные предприниматели обладают определенными социальными навыками и испытывают внутреннее побуждение и мотивацию в решении социальных проблем, но при этом у них может не быть достаточного уровня профессиональных знаний в сфере ведения предпринимательской деятельности и необходимых управленческих навыков [4, 9] (Gurina, Sokolskaya, Kireeva, Rumyantseva, Shchetinina, 2020; Kalendzhyan, Kadol, 2020).
Учитывая, что университеты и бизнес-школы рассматриваются в обществе как творцы и хранители знаний, косвенно они играют принципиально важную роль при повышении уровня знаний и навыков в области социального предпринимательства. Следует отметить, что приобретение необходимых знаний и компетенций в сфере бизнес-образования создает предпосылки для развития новых структур социального предпринимательства и является одним из способов влияния на конкурентоспособность экономики в целом [3, 13] (Gelashvili, Spanova, 2019; Petrenko, Stolyarov, Viter, 2019). Что особенно важно для преодоления масштабных кризисных явлений во всех сферах общества и экономики, вызванных влиянием пандемии. Хотя масштаб самой пандемии значительно ниже, чем его влияние на все стороны общественной жизни и на каждого человека в отдельности [5, 10] (Erokhina, Dzhergeniya, 2020; Kulkova, 2020).
Немаловажную роль в развитии социального предпринимательства играет академическое и профессиональное сообщество, поддержка которого особо актуальна в современных условиях. Благодаря их активной работе в данной области создаются исследовательские центры, специализированные научные журналы, проводятся научные конференции. В последнее время разрабатываются образовательные программы и отдельные курсы для подготовки специалистов в сфере социального предпринимательства, которые имеют теоретический и практический характер.
Однако пандемия COVID-19 по сравнению с другими кризисами оказала наибольшее влияние на практику образования и внесла свои коррективы, показав важность образовательного процесса, в том числе и в сфере социального предпринимательства.
Учитывая данные тенденции с целью поддержания социальных предпринимателей и социальные предприятия во время кризиса, вызванного COVID-19, различными как академическими, так и общественными учреждениями активно разрабатываются и применяются различные пакеты образовательных услуг в сфере бизнес-образования, которые дают возможность индивидуального обучения и коучинга. Ограничения на массовые собрания и требования о социальном дистанцировании, вызванные пандемией COVID-19, привели к массовому и быстрому переходу к методам онлайн-обучения и распространению дистанционного и цифрового обучения. Как правило, данные услуги в период пандемии предоставляются бесплатно или со скидкой. Кроме того, они предполагают, что потенциальные слушатели обладают базовыми знаниями ведения предпринимательской деятельности.
Одним из первых в сфере образования, кто поддержал социальных предпринимателей, является Центр содействия развитию социального предпринимательства (CASE) Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского университета. Данный Центр временно в период пандемии для поддержания социальных предпринимателей с целью развития их управленческих и лидерских навыков, а также для оказания помощи предпринимателям масштабировать свое влияние предоставляет бесплатно некоторые образовательные услуги. Данный Центр занимается созданием доступной для поиска базы данных капитальных ресурсов, которую могут использовать социальные предприниматели.
Кроме того, социальные предприниматели могут получить на полгода бесплатный доступ к набору интерактивного инструментария онлайн-программы CASE Smart Impact Capital, которая является продуктом профессионального онлайн-обучения на основе видеоматериалов, подобранных PDF-файлов, руководств по презентациям, баз данных для инвесторов и многого другого, выпускаемых CASE Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского университета. Однако следует отметить, что данная программа предполагает определенный уровень подготовки слушателей. Программа CASE Smart Impact Capita разделена на три блока, которые отражены в 9 модулях (рис. 1).
Рисунок 1. Контент онлайн-программы CASE Smart Impact Capital
Источник: составлено авторами.
Первый блок «Стратегия: разработай свой инвестиционную стратегию» направлен на изучение и разработку инвестиционной стратегии развития предприятия. В него входят три модуля: воздействие инвестиций, структурирование стратегии для инвесторов, выявление проблем финансирования. По результатам прохождения данного блока социальные предприниматели получат необходимые навыки, которые позволят им изучить возможности и ограничения, которые существуют на рынке капитала, и какое значение они имеют для их предприятия. Кроме того, полученные знания помогут сформулировать им инвестиционную стратегию развития, а также разработать модель структуры источников дохода для последующего расчета необходимого финансирования. Второй блок «Идентификация: определите своих партнеров и инвесторов» подразумевает изучение таких модулей, как виды инвестиционного капитала, выбор инвестора, планирование развития событий. Изучение модулей, входящих во второй блок, позволят слушателям глубже изучить различные виды инвестиционного капитала, учесть их ключевые характеристики и степень его воздействия на дальнейшее развитие предприятия. Полученные знания помогут социальным предпринимателям смоделировать возможные инвестиционные сценарии развития. Третий блок «Итог: взаимодействие с инвесторами» включает прохождение следующих модулей: выход на инвестиционный рынок, привлечение инвестора, заключение инвестиционного соглашения. Полученные навыки позволят грамотно составить инвестиционный проект для привлечения потенциальных инвесторов, эффективно и рационально управлять инвестиционным процессом, что в дальнейшем позволит заключить соглашение, которое наилучшим образом будет соответствовать потребностям развития социального предприятия. В целом программа CASE Smart Impact Capital помогает социальным предпринимателям самостоятельно отреагировать на изменения, вызванные последствиями пандемии, и направлена на разработку стратегии управления предприятием, направленной на привлечение дополнительных источников финансирования.
Кроме того, в период распространения пандемии Центром содействия развитию социального предпринимательства Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского университета для социальных предпринимателей и других лиц, желающих получить поддержку и советы по привлечению инвестиций, был организован онлайн-семинар по управлению и привлечению средств для успешных инвестиций в период пандемии COVID-19 [16].
Еще одним примером работы в данном направлении является деятельность Академии Acume. Она предлагает широкий спектр как онлайн мастер-классов, так и групповых онлайн-курсов. Например, мастер-классы проводятся по таким темам, как брендинг социальных изменений, искусство продаж, изменение поведения клиентов, демистификация финансов. Групповые онлайн-курсы проводятся по следующим направлениям: введение в человеко-ориентированное проектирование, бизнес-модели для социальных предприятий, адаптивное лидерство, путь нравственного лидерства, анализ социального воздействия, проектирование с учетом экологической устойчивости и социального воздействия, принципы бережливого стартапа для социального сектора и социальное предпринимательство [1].
Примером поддержки социального предпринимательства в период COVID-19 являются мероприятия, разработанные Альянсом социальных предприятий в рамках Всемирного экономического форума. Альянс социальных предприятий представляет собой членскую организацию, которая продвигает и развивает идеи социального предпринимательства. Она предоставляет организациям социального предпринимательства инструменты и ресурсы, которые необходимы им для функционирования, содействует развитию необходимой инфраструктуры. Альянсом проводятся различные мастер-классы, круглые столы, где участники могут поделиться опытом, обсудить актуальные вопросы. Важной формой поддержки является проведение ежемесячных вебинаров, образовательных курсов и семинаров, а также ежегодного саммита по социальному предпринимательству, который прошел в этом году в онлайн-формате.
Также в качестве примера поддержки социальных предпринимателей и развития их профессиональных компетенций можно привести реализацию международной программы iDEA. Данная программа представляет интерактивные онлайн-модули, созданные при участии и консультациях отраслевых экспертов. Доступ к данным модулям предоставляется на безвозмездной основе. Модули программы различаются по продолжительности и уровню сложности. Слушатель самостоятельно определяет и выбирает необходимые и интересующие его модули. По результатам прохождения модулей слушатель получает определенное количество баллов, которые со временем накапливаются и служат виртуальным подтверждением достигнутых успехов. При проведении программы применяются все современные технологии гибридного и онлайн-обучения. Слушатели программ – социальные предприниматели имеют возможность повысить свои знания и навыки как в управленческой области, так и в области применения цифровых технологий [11].
На наш взгляд, особого внимания заслуживает опыт Великобритании в направлении предоставления образовательных услуг в сфере социального предпринимательства, в том числе и во время пандемии. Одним из учреждений, активно поддерживающих социальных предпринимателей и предоставляющих образовательные услуги, является Школа социальных предприятий, основателем которой является Майкл Янг. Она функционирует как на территории Великобритании, так в Канаде и Индии. На базе данной Школы организуют мастер-классы, которые разработаны специально для субъектов социального предпринимательства. Кроме того, в Школе социальных предприятий постоянно проводятся семинары, которые направлены на развитие управленческих и практических навыков, необходимых социальным предпринимателям при осуществлении их деятельности. Также на базе Школы социальных предприятий разработаны комплексные программы, охватывающие такие темы, как создание социального предприятия, масштабирование, тиражирование и переход существующей благотворительной организации к модели социального предприятия [6]. Отличительная особенность Школы социальных предприятий в том, что большая часть занятий проводятся практикующими социальными предпринимателями, которые делятся своим накопленным опытом. Благодаря такому подходу слушатели и начинающие социальные предприниматели имеют возможность общения с практикующими экспертами, обладающими большим опытом в данной сфере, и могут узнать их мнение и ответы на определенные практические вопросы.
Например, Академия социального предпринимательства, которая функционирует в Великобритании, активно оказывает поддержку социальным предпринимателям в период пандемии. В этой Академии была организована серия курсов онлайн-обучения, в которой рассказывается о том, как социальные предприятия по всему миру реагируют на кризис COVID-19. Кроме того, в период пандемии в Академии были предложены специальные образовательные программы, которые будут способствовать сотрудничеству социальных предпринимателей с другими заинтересованными сторонами, а также развивать их антикризисные управленческие навыки. К данным программам относятся: коуч-тренинги, групповые курсы, дистанционное руководство, управление изменениями, восстановление потоков финансирования.
Коуч-тренинги проводятся для менеджеров или руководителей социального предприятия индивидуально с практикующим экспертом или руководителем. Они направлены на получение поддержки и необходимых навыков по интересующим вопросам, которые помогут организации развиваться в дальнейшем.
Групповые курсы предполагают создание группы единомышленников из лидеров и менеджеров социальных предприятий, которые обмениваются своим опытом и предлагают друг другу свою поддержку в сложившейся ситуации в вопросах организации планирования, лидерства, а также управления в кризисный период.
Организация программы «Дистанционное руководство», прежде всего, продиктована принятыми ограничительными мерами и мерами самоизоляции, связанными с предотвращением распространения коронавирусной инфекции. В настоящее время многие организации осуществляют свою деятельность удаленно, без возможности личного контакта и непосредственного контроля. С одной стороны, это вызывает определенные сложности, а с другой, предоставляет возможность более эффективно использовать механизм делегирования полномочий и ответственности. Обучение по программе дистанционного управления позволит руководителям приобрести или углубить имеющиеся навыки, которые помогут оценить управленческие возможности, цифровые инструменты для организации удаленной работы, а также и компетенции, необходимые для дистанционного управления. Это позволит расширить возможности коллектива организации за счет делегирования полномочий и личного развития.
Следует отметить, что в настоящее время все организации, в том числе и организации социального предпринимательства, переживают период неопределенности и потенциально быстрых изменений, которые требуют от них способности быть гибкими, принимать новые реалии и способы работы, а также уметь переориентировать свое внимание на удовлетворение новых потребностей [10] (Kulkova, 2020). В этой связи в Академии социального предпринимательства была создана образовательная программа «Управление изменениями», которая в первую очередь предназначена для людей, занимающих руководящие должности в социально ориентированных организациях. Указанная образовательная онлайн-программа позволит руководителям изучить инструменты, необходимые для принятия новых методов работы или переориентирования деятельности организации.
Онлайн-программа «Восстановление потоков финансирования» направлена на оказание поддержки организациям в вопросе переосмысления их подходов в управленческой деятельности в сфере достижения устойчивости и формирования источников финансирования с учетом изменившихся реалий жизни. Полученные знания помогут руководителям оценить текущую модель работы организации с учетом произошедших изменений, оценить имеющиеся активы и их соответствие имеющимся потребностям, выявить дополнительные возможности и новые источники финансирования для дальнейшего развития [2].
Кроме того, деятельность Академии направлена на поддержку людей и организаций, которые способствуют социальным изменениям посредством реализации программ обучения, ориентированных на развитие лидерства, управленческих навыков, основ предпринимательства, личностного развития и социального влияния. Академия развивается за ее пределами Великобритании как социальная франшиза. Образовательные программы Академии позволяют учащимся делиться опытом и учиться вместе на всех этапах личного и организационного роста [2].
Институт социального предпринимательства в Великобритании также предлагает широкий спектр образовательных услуг для социальных предпринимателей и социальных предприятий. На базе этого Института разработаны базовые пакеты онлайн-обучения по ряду предметов. Каждая образовательная программа дает доступ к пакету электронного обучения с получением онлайн-сертификата. Кроме того, образовательные программы предусматривают возможность выбора более персонализированного варианта онлайн-обучения и коучинга [6]. Одной из наиболее популярных онлайн-программ Института социального предпринимательства является программа «Организуйте социальное предприятие сегодня». Эта программа ориентирована на организацию стартапов и помогает начинающим социальным предпринимателям спланировать, построить и запустить свой социальный проект. Она предполагает изучение трех модулей: определение проблемы, планирование социального воздействия, организация поддержки деятельности. Данная программа построена на основе изучения видеоматериалов, которые демонстрируют весь цикл создания предприятия с описанием необходимых инструментов, использованием определенных шаблонов и советами относительно каждого этапа деятельности. Слушатели данной программы имеют возможность проходить обучение в кругу социальных предпринимателей и экспертов, обмениваться опытом, задавать интересующие вопросы и получать дельные советы.
Бизнес-школой при Мидлсекском университете была разработана образовательная программа «Превратите свою идею социального предприятия в действие». Данная программа включает три онлайн-курса, которые знакомят с разнообразным миром социального предпринимательства. В рамках обучения слушатели изучают, как разработать модель своего социального предприятия и вывести ее на рынок, а также как масштабировать или поддерживать свое социальное предприятие в долгосрочной перспективе [12].
Для быстроты и удобства получения и обмена информацией между всеми участниками делового сообщества Лондона в целях развития социального предпринимательства по инициативе агентства «Социальные предприятия Лондона» был осуществлен проект «Информационная сеть социальных предприятий Лондона». Данный проект поспособствовал в значительной мере увеличению степени скоординированности действий всех участников этого проекта. В рамках данного проекта этим агентством были разработаны программы дистанционного обучения специалистов для работы в сфере социального предпринимательства. Кроме того, выпускаются различные методические и учебные материалы по вопросам функционирования социального предпринимательства.
Еще одной образовательной онлайн-программой, созданной в период пандемии COVID-19, является онлайн-программа Good Hustle, организованная глобальным социальным предприятием StartSomeGood в Австралии. Данная образовательная онлайн-программа Good Hustle представляет собой 10-недельный курс, который помогает участникам пошагово разработать процесс создания целевого бизнеса. Данный курс состоит из пяти модулей с 14 видеоуроками, рабочими листами, ориентированными на действия, модулями взаимного обучения и живыми групповыми звонками. Кроме того, данный курс предусматривает рассмотрение основных элементов социального предприятия, готового к запуску и росту, от теории изменений до бизнес-моделей, определения целевого рынка и разработки предложения того, как использовать социальные технологии, изучать варианты финансирования, и самое главное, составление дорожной карты. Кроме того, StartSomeGood в мае этого года провели онлайн-саммит с участием более 30 всемирно известных социальных предпринимателей и лидеров инноваций, которые поделились своим опытом создания долгосрочных положительных изменений в мире [20].
Заключение
Подводя итоги, следует констатировать, что вопросы развития профессиональных компетенций и навыков в сфере социального предпринимательства являются весьма актуальными. Рассмотрев некоторые направления образовательного процесса в сфере социального предпринимательства, можно сделать вывод, что кризис, вызванный пандемией COVID-19, акцентирует важность и необходимость уделять большее внимание бизнес-образованию. Его развитие и формирование профессиональных управленческих компетенций становится одним из приоритетных направлений поддержки для социальных предпринимателей, в особенности во время пандемии COVID-19. Бизнес-образование как системный образовательный продукт дает возможность всесторонне развивать необходимые навыки и компетенции социальных предпринимателей. Кроме того, бизнес-образование дает понимание того, как бизнес может помочь в решении социальных проблем, и получить практический опыт в создании собственного социального предприятия, расширить свои знания о социальных инновациях и развить основные навыки, где немаловажную роль играет академическое и профессиональное сообщество.
Источники:
2. Академия социального предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socialenterprise.academy.
3. Гелашвили Н.Н., Спанова Б.К. Некоммерческий сектор как базис для социального предпринимательства в Казахстане: оценка экономических показателей на основе системы национальных счетов // Экономика Центральной Азии. – 2019. – № 2. – c. 89-106. – doi: 10.18334/asia.3.2.40762.
4. Гурина М.А., Сокольская Т.И., Киреева Н.В., Румянцева Ю.В., Щетинина И.С. Духовный опыт отечественного предпринимательства как точка опоры стратегического императива управления бизнесом в современной России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1577-1594. – doi: 10.18334/epp.10.6.110420.
5. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. – 2020. – № 3. – c. 259-272. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.
6. Институт социального предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://socialenterpriseinstitute.co.
7. Кадол Н.Ф. Становление и идентификация социального предпринимательства в мировой практике // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 343-354. – doi: 10.18334/lim.7.2.110501.
8. Кадол Ф.В., Кадол Н.Ф. Нравственные аспекты социального предпринимательства: морально-этическое самосознание и чувство личного достоинства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – № 1. – c. 13-26. – doi: 10.18334/social.1.1.110946.
9. Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Трансформация делегирования полномочий и ответственности в сфере социального предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 11. – c. 190-204.
10. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2529-2540. – doi: 10.18334/epp.10.10.111051.
11. Международной программа iDEA. [Электронный ресурс]. URL: https://idea.org.uk.
12. Образовательная программа «Превратите свою идею социального предприятия в действие». [Электронный ресурс]. URL: https://www.futurelearn.com/programs/social-enterprise#accordion-learn-free.
13. Петренко Е.С., Столяров Н.О., Витер К.А. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 107-122. – doi: 10.18334/eo.9.1.40501.
14. Полякова И.А., Бондаренко Г.А. Оценки ущерба от безработицы в условиях мировых глобальных вызовов и направления социального предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – № 1. – c. 41-52. – doi: 10.18334/social.1.1.110948.
15. Школа социального предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-sse.org/about-school-for-social-entrepreneurs.
16. Helping Entrepreneurs During COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://centers.fuqua.duke.edu/case/2020/03/26/helping-entrepreneurs-during-covid-19.
17. Kadol N. The educational process development in the field of social entrepreneurship: the experience of the Republic of Belarus // Journal of Entrepreneurship Education. – 2020. – № 5.
18. Nicholls A. Social entrepreneurship: New models of sustainable change. - UK: Oxford University Press, 2006. – 23 p.
19. Ratten V., Jones P. Covid-19 and entrepreneurship education: Implications for advancing research and practice // The International Journal of Management Education. – 2020. – № 100432.
20. StartSomeGood. [Электронный ресурс]. URL: https://www.goodhustle.online.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:51:54