Возможности внедрения системы социального рейтинга в России в условиях цифровизации

Руф Ю.Н.1, Каримова Д.В.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Руф Ю.Н., Каримова Д.В. Возможности внедрения системы социального рейтинга в России в условиях цифровизации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 881-890. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100772.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936832
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы реализации системы социального рейтинга в Китае. В условиях цифровизации национальной экономики России определены возможности внедрения данной системы в нашей стране. Проанализированы потенциальные преимущества и недостатки применения механизма оценки граждан с учетом российской действительности.

Ключевые слова: система социального рейтинга, Китай, цифровая экономика, цифровизация, контроль

JEL-классификация: O31, O32, O33, I25, I39

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Активное проникновение информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта во все сферы жизни современного общества обуславливает серьезные изменения в его социально-экономическом развитии.

Утвержденная в нашей стране национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», включающая в себя шесть федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление», предусматривает охват цифровизацией практически всех сфер общественной жизни [9]. Реализация этой программы приведет к значительному увеличению уже имеющегося объема данных о гражданах страны и сделает их объектом пристального контроля со стороны различных государственных институтов.

Как справедливо отмечает Вишневская Е.Н., в настоящее время большинство людей сами участвуют в производстве цифровой информации о себе, когда используют цифровые гаджеты, регистрируются и обмениваются сообщениями в социальных сетях, пользуются системами онлайн-кредитования, расплачиваются посредством смартфонов за товары и услуги и т.д. [3, с. 40] (Vishnevskaya, 2019). Обработка таких данных различными субъектами позволяет определять модели поведения людей, оценивать настроения в обществе, как с точки зрения принятия важных решений в самых разных сферах, так и с целью управления государством.

Система социального рейтинга в Китае

Показательным примером цифрового поглощения всех сфер жизни является Китай. Китайская система социального кредита (рейтинга) (Social Credit System) в качестве эксперимента начала действовать с 2010 г. в провинции Цзянсу. С 1 мая 2018 года работают ограничения для лиц с низкой степенью надежности. Система социального рейтинга по замыслу правительства Китая носит благие намерения. Однако по своему характеру и результатам она напоминает режим диктатуры. Тотальный контроль, которому подвержены граждане и предприятия страны, вызывает неоднозначную реакцию у исследователей разных стран, в том числе и России.

Лавриненко Э.В. и Шеломихин О.А. в своей статье «Система социального рейтинга (кредита) в КНР: первые итоги и перспективы» оценили первые итоги системы социального рейтинга (кредита) в Китае, представив перспективы развития данной системы в других странах [8] (Lavrinenko, Shelomikhin, 2019). Авторы считают, что внедрение аналогов такой системы в развитых странах, включая Россию, неизбежно. Лавриненко Э.В. и Шеломихин О.А. уверены, что, используя такой проект, следует учесть ошибки Китая и постараться с наименьшими потерями его осуществить.

Анализируя в статье «Цифровая экономика в Китае: качественный анализ системы социального рейтинга» результаты внедрения в Китае этой системы, Крылов В.С., Бекирова Э.А. и Крылов Д.В. отмечают как ее плюсы, так и минусы [7] (Krylov, Bekirova, Krylov, 2018). Безусловным плюсом этой системы является, по их мнению, объективность уровня доверия между хозяйствующими субъектами, если речь идет о применении системы социального рейтинга в экономике страны. Однако на уровне социальных отношений она может принести неутешительные результаты.

В статье «Некоторые вопросы внедрения системы социального рейтинга» Уринцов А.И. и Смирнов Н.В. отмечают, что данная система представляет собой своего рода систему возможностей [10] (Urintsov, Smirnov, 2019). Люди, никогда не имевшие определенных благ, получают их наравне с людьми высших слоев общества. Однако среди минусов, по мнению авторов, дороговизна системы, угроза национальной безопасности, этическая сторона системы. Относительно такой системы в России авторы отмечают, что шаги делаются и, оценив все недостатки на примере других стран, мы достигнем определенных результатов.

В статье генерального директора ООО «Центр проблем контроля и безопасности» Беспалько А.А. «К вопросу о критике системы социального кредита» автор делает акцент на эмоциональном характере той самой критики системы социального кредита [1] (Bespalko, 2019). Автор предлагает ряд требований, которым должна удовлетворять эта система. В частности: открытость, понятность, отсутствие дискриминации, ограничений, устойчивость системы, аудит системы независимыми аудиторами. Относительно последнего требования можно поспорить. Так же как и разработку, и внедрение системы осуществляют люди, так и аудит проводят люди, получающие баллы в той же самой системе. Независимость аудитора в данном случае будет от кого: от разработчиков системы или участников этой системы.

Д.Б. Графов в статье «Повышение устойчивости политической системы КНР и система социального рейтинга» больше склоняется к мысли о том, что система социального рейтинга способствует по сути своей притворству и приспособленчеству со стороны граждан [4] (Grafov, 2019). Автор рассматривает данную систему через призму политической концепции Китая, отмечая при этом именно ту реакцию индивидуума на систему социального рейтинга, которая не укрепит политическую стабильность Китая, а отнюдь наоборот.

Можно продолжать ряд мнений о китайской системе социального кредита (рейтинга), но на наш взгляд, уже имеющейся информации достаточно, чтобы определить некоторые достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

- использование системы социального кредита в качестве инструмента информационной поддержки современной меритократии (при отборе и проверках кандидатов при приеме на работу в организации государственной и других форм собственности, а также при продвижении работников по карьерной лестнице) [5, с. 203] (Eliseeva, Gao, Bespalko, Kurbatov, 2019);

- стремление к саморазвитию (повышение своего рейтинга для поступления в престижный вуз, или вообще в принципе получить высшее образование в любом вузе страны);

- дисциплинированность граждан (посредством соблюдения различных правил, начиная с правил дорожного движения и заканчивая элементарными поведенческими правилами);

- мобилизация граждан в трудное время для страны (совсем недавняя ситуация с вирусом 2019-ncoV, которая сподвигла граждан Китая беспрекословно принять участие в строительстве больницы Лейшеншань в Ухане в виде модульного городка из обычных строительных вагончиков).

Однако есть и недостатки у этой системы:

- разрушение социальных связей (уничтожение института семьи, института брака посредством несоответствия родителей детям и наоборот, мужа жене и наоборот, стукачество соседей, коллег друг на друга);

- ухудшение психологического состояния граждан (тотальный контроль рано или поздно приводит к дисбалансу в организме, и от этого появление агрессии, суицидного настроения, рост преступности, несанкционированные забастовки);

- несправедливое уменьшение баллов и неполучение тех или иных услуг (по причине несовершенства технологий сканирования лиц граждан, взламывания и изменения баз данных, ошибочного мнения окружающих людей).

Возможности введения системы социального рейтинга в России

Представители официальной власти неоднократно заявляли, что система социального кредита в России применяться не будет. Тем не менее государственный, общественный и сетевой контроль, равно как и отдельные элементы рейтинга экономического, социального и политического поведения российских граждан, уже давно осуществляются. Так, в экономической сфере при помощи цифровых технологий активно реализуются налоговый и банковский контроль. Цифровую экономику можно отождествить с понятием прозрачности. Желание государства было в вовлечении в цифровое пространство прежде всего предпринимателей. Электронная экономическая деятельность технически легко внедряется в цифровое государственное внимание. Но, если говорить о прозрачности, то прозрачнее физического лица не найти, как нам кажется. Физическое лицо не может просто взять и уклониться от налогов. НДФЛ, например, взымает в большинстве случаев работодатель, транспортное средство физического лица зарегистрировано в ГИБДД, а недвижимое имущество зарегистрировано в Росреестре, и информация о них напрямую попадает в ИФНС, что обязывает налогоплательщика в сроки до 1 декабря оплатить налоги за предыдущий налоговый период. Что касается цифровой экономики, то речь идет об оцифровке информации о юридических лицах, которые, по логике авторов проекта, должны бы выйти из тени и начать с «удовольствием» сообщать о своих показателях финансово-хозяйственной деятельности и, как вариант, платить налоги в соответствии с этими показателями, без использования каких-либо схем так называемой «оптимизации».

В этой связи одной из первых в процесс всеобщей цифровизации вступила Федеральная налоговая служба, предлагающая хозяйствующим субъектам программу по передаче показателей финансово-хозяйственной деятельности для расчета налогов непосредственно в ФНС, а она сама бы рассчитывала эти налоги для хозяйствующих субъектов. Но заинтересовать российских предпринимателей совершить такой «отчаянный» шаг можно только официальной информацией об уменьшении суммы налогов или освобождении от них. Поскольку реакции перейти на использование программы ФНС не произошло, на сегодняшний день ФНС предлагает сервис «Личный кабинет налогоплательщика» для всех без исключения лиц с определенным набором функций в зависимости от категории налогоплательщика.

Кредитные учреждения одними из первых начали применять цифровые технологии при реализации банковского контроля. Ранжирование клиентов банков проводится с помощью кредитного скоринга. ПАО Сбербанк уже осуществляет сбор биометрических данных своих клиентов.

Государственный контроль деятельности отдельных индивидов и общества в целом осуществляется с помощью двух государственных порталов «Официальный интернет-портал государственных услуг» (Госуслуги) и «Портал сети МФЦ», которые предлагают гражданам России, не отходя от компьютера, или с мобильного устройства совершать ряд операций. Узнавать информацию о состоянии своих задолженностей, получать различные справки и документы. Большая часть услуг МФЦ уже переведены в разряд электронных. Все-таки для граждан России процессы трансформации в цифровое пространство посредством электронных государственных порталов носят больше информационный характер и подразумевают некое удобство. Государство же помимо получения информации осуществляет еще и своего рода контроль за обществом. Причем контроль этот начинается уже в школе. Войти в систему «Электронная школа» можно с использованием учетной записи портала Госуслуг. Учителя формируют информацию о детях, родители пользуются этой информацией, в этой связи ребенок оказывается под чутким контролем государства, учителя, родителя.

Раньше мы писали письма от руки и шли на почту, чтобы их отправить, чтобы позвонить, мы шли в телефонный автомат на углу дома, а вечером встречались во дворе для обсуждения новостей. Сегодня это уже история. 20 лет для российского общества хватило, чтобы не представлять жизни без компьютера, интернета, сотового телефона, мессенджеров, онлайн-услуг различного рода, гаджетов. В других странах все это появилось раньше, с разной периодичностью. Насколько хороши цифровые технологии для страны, зависит от уровня развития страны по различным направлениям, менталитета страны, исторических традиций этой страны.

Как отмечалось выше, в России первым официальным шагом на пути к всеобщей оцифровке в 2017 году стала программа, касающаяся только экономики России. Однако следует отметить, что система поиска в сети и интернет-портал Яндекс, например, существуют в России с 1997 года. Люди попробовали такой продукт, как электронная почта, и оценили его преимущества. В этот же ряд становятся сайты знакомств, а позже – сайты по продаже товаров и услуг. Исходя только из этого, можно говорить о стремительном вхождении цифровизации в жизнь каждого человека и общества в целом.

Государство, видя всю серьезность поглощения человека компьютером, решило, что этот процесс можно и нужно использовать в национальных интересах. По своему определению государство не осуществляет контрольной функции, если только не имеет место тоталитарный режим. Но если человека устраивает, не отходя от компьютера, осуществлять максимальное количество операций, связанных с его жизнью, государство дает ему эту возможность. Следует не забывать, что у медали две стороны. Государство, предлагая нам информацию о нас же самих на портале «Госуслуги» (где указано о всех видах нашей задолженности), в «Сбербанк Онлайн» (состояние наших счетов и расчетов), в МФЦ (оказание услуг по получению различных документов), на сайте ФНС России (Личный кабинет налогоплательщика), на сайте ФССП (задолженности по исполнительным производствам), тем самым осуществляет контроль за нашей жизнью. Данная ситуация с использованием цифровых технологий для как будто облегчения жизни человека отдаленно напоминает систему социального рейтинга. Но (к сожалению или к счастью) пока не работают в нашей национальной системе критерии поощрения и наказания за определенные достижения и нарушения соответственно. Отсутствует и шкала баллов, получаемых гражданами и хозяйствующими субъектами и определяющих их положение в обществе и возможности.

Необходимо отметить, что определенные шаги в направлении выработки критериев делаются, но пока все это в целом напоминает работу разных систем в составе одной большой. Так, например, злостные неплательщики налогов и алиментов не могут выехать за пределы России, не погасив долги. И наоборот, увидев задолженность по штрафам ГИБДД и погасив ее в течение двадцати дней, сумма штрафа уменьшается на пятьдесят процентов.

На сегодняшний день самое интересное, что цифровизация затронула не только взрослое население России, но и детей: широкий выбор гаджетов с контрольными функциями; система «Электронная школа», которая уже с детства готовит ребенка, что за его достижениями или, наоборот, неудачами следят; ЕГЭ, результаты которого позволяют школьникам поступить на то или иное направление или специальность при условии соблюдения уровня проходных баллов, установленных вузом (субъективный фактор, на наш взгляд). Вузы России когда-то перешли на балльно-рейтинговую систему (баллы за текущую работу в семестре). Студенты за определенный объем выполненной работы набирают то или иное количество баллов, которые позволяют им получить оценку за экзамен или зачет автоматически.

В такой стране, как Россия, получившей в 90-е гг. ХХ века определенного рода «свободу», трансформация общественных процессов в цифровое пространство выглядит естественным явлением. Человеку в России нравятся онлайн-операции по всем направлениям. Но не секрет, что любое мероприятие или проект, предложенные со стороны государства, всегда найдут протест у определенных социальных групп (пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, малоимущих граждан) или хозяйствующих субъектов. Придумать наказание или поощрение за тот или иной поступок в рамках системы социального рейтинга в России несложно. Главное в этом случае создать условия для вхождения в цифровое пространство всех слоев населения и хозяйствующих субъектов. Но это не значит, что человек, купив персональный компьютер, уже участник этой системы. Процесс внедрения системы социального рейтинга в России в лучшем случае займет продолжительное время. И это зависит не только от дороговизны самого проекта такого уровня, а еще и от менталитета русского человека.

Общество в принципе живет по законам. Научить человека из каждого его шага и поступка извлекать пользу – процедура не из легких. В случае с системой социального рейтинга нужно привыкнуть к мысли, что мечта о престижном вузе напрямую связана с переходом проезжей части по ПДД или с оказанием помощи пожилому человеку или ребенку перейти эту проезжую часть. Вариантов в этой ситуации как минимум два: ты способный и талантлив, соблюдаешь правила и поступаешь в вуз, или ты просто без конца соблюдаешь правила и поступаешь в вуз, не обладая способностями и талантом в той или иной области. И это только единичный случай работы ограничений для лиц с низкой степенью надежности.

Человек по сути своей больше склонен получить поощрение за то или иное участие в государственных проектах. Привыкнуть к системе социальных наказаний сложнее. Человек по природе своей жаден, завистлив и обидчив. Наблюдая за успехами других, где гарантия, что кто-то не решится на отчаянный шаг. Поэтому внедрение единой системы социального рейтинга на российской платформе должно быть объективным, продуманным, логически выстроенным, независимым от эмоций.

Заключение

Для создания такой системы нужно долгое время. Национальные особенности нашей страны – это то субпространство, внедрить в которое систему хоть какого-то рейтинга достаточно сложная задача. В России большую часть населения составляет средний класс, который просто живет и трудится, которому непринципиально жить в фешенебельной гостинице, ездить транспортом бизнес-класса, выезжать за границу. Просто у этой части населения нет и возможности сделать этого в силу отсутствия соответствующих доходов. Еще одна большая социальная группа – это пенсионеры, которым рейтинг если и нужен, то только для возможности бесплатно проехать до своего приусадебного участка или уменьшить квартплату. Для людей с уже высоким достатком самым страшным наказанием, на наш взгляд, может быть только потеря должности как статуса. Потому, как показывает практика, список лиц в объявлении в подъезде дома, вовремя не оплачивающих коммунальные услуги, состоит отнюдь не из бабушек и малоимущих семей, а из достаточно обеспеченных граждан, ездящих на дорогих автомобилях. И этим гражданам абсолютно не интересно мнение окружающих.

Так или иначе проникновение информационных технологий во все сферы человеческого бытия необратимо, поэтому абстрагироваться от происходящих изменений невозможно. По нашему мнению, применение отдельных механизмов системы социального рейтинга в России возможно только на добровольной основе.


Источники:

1. Беспалько А.А. К вопросу о критике системы социального кредита // Systems and Management. - 2019. – Т.1. №2. – С.72-80. - Режим доступа: http://www.sysnmgt.ru/index.php/SNM/article/view/11/12 (Дата обращения: 23.02.2020)
2. Беспалько А.А. Возможности использования системы, аналогичной системе социального кредита SCS, в сфере государственного управления человеческим капиталом (потенциалом) // Systems and Management. - 2019. – Т.1. №2. – С.81-89. - Режим доступа: http://www.sysnmgt.ru/index.php/SNM/article/view/11/12 (Дата обращения: 23.02.2020)
3. Вишневская Е.Н. Проблемы и перспективы построения эффективного государства в условиях цифровой революции // Инженерная экономика и управление в современных условиях. Материалы научно-практической конференции, приуроченной к 50-летию инженерно-экономического факультета. - 2019. - С. 39-45.
4. Графов Д. Б. Повышение устойчивости политической системы КНР и система социального рейтинга // Вестник Института востоковедения РАН. – 2019. – № 3 (9). – С. 235-248.
5. Елисеева А.Д., Гао Л., Беспалько А.А., Курбатов Д.С. Система социального кредита как инструмент информационной поддержки для современной меритократии // Systems and Management. - 2019. - Т. 1. № 4. - С. 195-205.
6. Коновалова М.Е., Суриков К.Ю. Фидуциарный рейтинг физических лиц в условиях цифровизации экономики России: возможности и ограничения // Экономические науки. – 2019. - № 5 (174). – С.18-22. – режим доступа: https://ecsn.ru/files/pdf/201905/201905_18.pdf
7. Крылов В.С., Бекирова Э.А., Крылов Д.В. Цифровая экономика в Китае: качественный анализ системы социального рейтинга // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2018. – № 3 (61). – С. 79-83.
8. Лавриненко Э.В., Шеломихин О.А. Система социального рейтинга (кредита) в КНР: первые итоги и перспективы // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества.
Материалы IX международной научно-практической конференции:
Издательство: Благовещенский государственный педагогический университет (Благовещенск). – 2019. - С. 90-93.
9. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16). - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (Дата обращения 23.02.2020).
10. Уринцов А.И., Смирнов Н.В. Некоторые вопросы внедрения системы социального рейтинга // Аллея Науки. – 2019. – Т.1. №5(32). – С.948-952. - Режим доступа: https://alley-science.ru/domains_data/files/May19/NEKOTORYE%20VOPROSY%20VNEDRENIYa%20SISTEMY%20SOCIALNOGO%20REYTINGA.pdf (Дата обращения: 23.02.2020)

Страница обновлена: 09.04.2024 в 21:02:09