Управленческий менеджмент в социальном образовании детей с ограниченными возможностями

Скворцова Н.А.1, Серябкина А.И.1
1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Скворцова Н.А., Серябкина А.И. Управленческий менеджмент в социальном образовании детей с ограниченными возможностями // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 391-406. – doi: 10.18334/lim.11.1.120628.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63891805

Аннотация:
Авторами решается проблема оценки эффективности систем управления в образовании особой категории детей. Авторами выделены процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для детей всех категорий, предложено внедрение просветительской работы с родителями, внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и разработка соответствующих мер для их решения. Предложенные авторами управленческие рекомендации и инструменты, позволяющие эффективно организовать и координировать процесс в социально-образовательной сфере, определяют научную новизну. Статья будет интересна широкому кругу исследователей, как изучающие проблемы управления, так и интересующиеся проблематикой в сфере образования.

Ключевые слова: управленческий менеджмент, менеджмент в образовании, система управления, помощь детям с ограниченными возможностями, социально-образовательные процессы

JEL-классификация: I24, I25, I26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Поскольку в современном обществе управленческий менеджмент играет важную роль в различных сферах деятельности, и социально-образовательная сфера не является исключением. В особенности, когда речь идет об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), эффективное управление становится особенно важным. Поэтому, тема статьи весьма актуальна и имеет практический характер.

Авторами исследуются положения работ по менеджменту, педагогике и психологии о роли педагогического управления в современной системе образования (Львов Л.В. [10], Удалов Ф.Е. [20], Гапонова О.С. [20], Мкртчян С. Г. [13], Кошкина Е. А., Мелкая Л. А. [8], [9], об управленческих аспектах поддержки семей детей с нарушениями в развитии (Волкова А. Г. [2]), о роли управления инновационными образовательными проектами в сфере дополнительного профессионального образования (Воробьева А.А. [4]), о проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (Skvortsova N. [18])., о морально-этической стороне работы с детьми с ограниченными возможностями (Мардахаев Л. В. [11], Рубцов В.В. [17], Бадараев Д. Д., Украинцева И. Д. [1]), о тонкостях организации инклюзивной образовательной среды и пространства (Капалыгина И. И. [7], Иванова С. В. [6]), основные положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе статья 12 об образовательных программах. .

Цель исследования – провести анализ различные подходы и методы, которые помогут оптимизировать управленческий процесс и повысить эффективность образования для этой особой категории детей.

Авторами предлагается новый взгляд на управленческий менеджмент в социально-образовательной сфере, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна заключается в выработке рекомендаций по адаптации системы между учреждениями и организациями, работающими с детьми с ОВЗ при помощи реализации и внедрении адаптированных образовательных программ.

Авторская гипотеза заключается не только в создании инклюзивной инфраструктуры, адаптации учебных материалов, предоставлению коррекционных услуг, но и в просветительской работе с родителями.

Основополагающими методами исследования явились теоретические методы исследования, а именно: анализ, синтез, классификация, конкретизация и обобщение; эмпирические методы исследования, а именно: изучение разнообразных источников информации и анализ полученных сведений; количественные методы исследования, а именно: статистический сбор количественных данных и дальнейшее их измерение.

Основная часть. Образование детей с ОВЗ требует особого подхода, который должен быть адаптирован к их физическим, психологическим и интеллектуальным особенностям. При этом необходимо учитывать как индивидуальные потребности каждого ребенка, так и коллективные цели образовательного процесса. Рассмотрим вопросы, связанные с применением управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере, в том числе в образовании детей с ОВЗ.

В литературе встречаются два ключевых определения понятия «менеджмент»:

1) непосредственно процесс управления организацией;

2) круг лиц, представляющих собой управляющий орган [10, с.15].

«Управление» – работа управляющей подсистемы, отображающаяся в формировании управляющего воздействия, его реализации для достижения цели деятельности системы в целом [8, с. 160; 9, с. 191].

Управленческий менеджмент играет ключевую роль в развитии и эффективном функционировании социально-образовательной сферы, включая образование детей с ОВЗ. Он помогает создать благоприятные условия для создания равных возможностей обучения и социализации всех участников образовательного процесса.

Один из основных аспектов управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере – это разработка стратегического плана развития образования. Стратегический план является основой для определения целей, задач и приоритетных направлений развития системы образования [13, с. 4]. В случае детей с ОВЗ этот план должен быть особенно гибким и адаптированным к их индивидуальным потребностям.

Управление также играет важную роль в формировании и поддержке кадрового потенциала системы образования [16]. Это подразумевает привлечение компетентных специалистов, способных работать с детьми с ОВЗ, а также поддержку их профессионального развития. Кроме того, управление должно обеспечивать мотивацию и поддержку педагогических работников, чтобы они могли эффективно реализовывать инклюзивные практики в своей работе.

Организациям, занимающимся образованием детей с ОВЗ, также необходимо обеспечить и доступность услуг. Управленческий менеджмент должен разработать политику и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей, включая тех, у которых есть особые потребности. Это может включать в себя создание специальных условий для обучения (например, адаптированные учебные материалы или инклюзивную инфраструктуру) и предоставление дополнительной поддержки (например, специальных психолого-педагогических услуг, консультирование родителей по получению услуг).

Контроль и оценка являются неотъемлемой частью управления в социально-образовательной сфере. Управленческий менеджмент должен обеспечить систему мониторинга и оценки, которая позволяет отслеживать доступность услуг, распространение информации по их получению, достижение поставленных целей и оценку эффективности [4, с. 8].

Таким образом, управленческий менеджмент играет важную роль в развитии социально-образовательной сферы. На рисунке 1 представим основные задачи управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере.

Рисунок 1 – Задачи управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере.

Источник: составлено авторами с использованием материалов [14; 15]

Если речь идет об образовании детей с ОВЗ, одним из основных направлений выступает разработка политики и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей.

Решение проблем осуществления адаптированных образовательных программ (далее АОП) для детей с ОВЗ являются актуальным вопросом для управленческого менеджмента данной области (рисунок 2).

Рисунок 2 – Цикличность проблем в реализации АОПов для детей с ОВЗ

Источник: составлено авторами

Первая проблема, с которой сталкивается менеджмент в образовании – недостаточная подготовка педагогических кадров. Работа с детьми с ОВЗ требует специальных знаний и умений, которые не все учителя имеют. В связи с этим, необходимо проводить систематическую профессиональную подготовку педагогических работников, чтобы они могли успешно реализовывать АОПы для детей с ОВЗ.

Еще одна проблема – недостаточное финансирование. Для полноценного осуществления АОПов требуется создание специального инфраструктурного обеспечения, закупка специализированных материалов и технических средств, а также обучение педагогических работников [12]. Однако, часто бюджетные ограничения не позволяют выделить достаточные средства на эти цели. Особенно остро эта проблема проявляется в регионах России [6, с. 107-108].

Одной из серьезнейших проблем является отсутствие координационной системы между различными учреждениями и организациями, работающими с детьми с ОВЗ. Каждое из них имеет свои цели и задачи, являясь частью комплексной работы, но располагаются многие службы и услуги в разных образовательных учреждениях, часто плохо скоординированных между собой, что затрудняет интеграцию ребенка в образовательное пространство [5]. Необходимо создать единую систему управления и обмена информацией между учреждениями, чтобы обеспечить эффективную реализацию АОПов для детей с ОВЗ. А так же, необходимо назначение специалиста, который даст четкий маршрут реабилитации в каждой образовательной организации, разъяснит родителям этапы и последовательность возможной помощи ребенку.

Кроме того, важным аспектом является отсутствие доступных образовательных возможностей для детей с ОВЗ. Многие школы и другие учебные заведения не имеют необходимых условий для полноценного обучения таких детей. Недоступность физической инфраструктуры (отсутствие пандусов, лифтов и других специальных устройств) создают препятствия для включения детей с ОВЗ в образовательный процесс. В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС РФ) четко указано, что в таких случаях государство способно предоставить все необходимое [15]. Но чаще всего, в воплощении в жизнь этого стандарта, не хватает нескольких звеньев. А именно, осведомленности родителей о праве получения необходимых условий при запросе, специалиста, который займется этим вопросом [17, с.13-15].

Таким образом, проблемы реализации АОП для детей с ОВЗ в социально-образовательной сфере требуют серьезного внимания и усилий со стороны управленческого менеджмента. Особенно остро проблема проявляется в регионах России. Необходимо обеспечить подготовку педагогических кадров, достаточное финансирование, координацию между различными организациями и создание доступных образовательных возможностей. Для решения этих задач необходимо создание управленческой службы координации и информирования населения о системе специального образования. Только таким образом можно обеспечить полноценное и успешное обучение детей с ОВЗ.

Система образования в различных регионах России является ключевым направлением работы для управленческого менеджмента в области образования детей с ОВЗ. Для подтверждения данного высказывания, необходимо обратиться к статистическим данным.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по детям с ОВЗ позволяет получить объективную картину о состоянии данной проблемы в различных регионах России (таблица 1).

Исходя из данных пенсионного и социального фондов России мы видим следующую статистику.

Таблица 1 – Численность детей с инвалидностью до совершеннолетия в Центральном федеральном округе, тыс. человек.


2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Центральный федеральный округ
116106
118766
123889
126951
130869
137205
142442
149562
152029
Белгородская область
5067
4939
4959
5103
5209
5522
5695
5913
6063
Брянская область
3896
3899
3973
4023
4097
4267
4441
4590
4550
Владимирская область
4610
4566
4664
4815
4972
5101
5220
5431
5302
Воронежская область
5788
5808
6171
6593
7074
7604
7895
8259
8461
Ивановская область
3471
3371
3345
3408
3489
3555
3695
3852
3742
Калужская область
3042
2856
3074
3260
3434
3618
3780
3988
3976
Костромская область
2363
2301
2202
2195
2268
2285
2338
2352
2332
Курская область
4637
4779
4989
5295
5545
5736
5825
5962
5558
Липецкая область
4095
4083
4052
4132
4267
4475
4471
4647
4598
Московская область
19774
20962
21952
23089
24232
25428
26431
27877
28572
Орловская область
2959
2840
2795
2808
2831
2887
2951
3026
3022
Рязанская область
3515
3524
3554
3650
3817
4066
4155
4267
4232
Смоленская область
2800
2733
2724
2836
2890
2987
3054
3089
3064
Тамбовская область
3079
3225
3233
3309
3370
3574
3729
3779
3829
Тверская область
4848
4524
4610
4725
4885
5022
5059
5146
5072
Тульская область
4640
4571
4599
4640
4862
5121
5212
5379
5327
Ярославская область
3273
3258
3321
3566
3701
3936
4150
4294
4221
г. Москва
34249
36527
39672
39504
39926
42021
44341
47711
50108
Источник: составлено с использованием данных [21]

В соответствии с данными Министерства образования и науки, на начало 2023 года в стране зарегистрировано более 1,15 миллиона детей с проблемами здоровья и развития. Дети с ОВЗ в различных дошкольных образовательных учреждениях: 517 343 воспитанника (6,8% от общего поголовья детей). Студенты с ОВЗ: 3 006 360 обучающихся, включая с ОВЗ – 13 626 человек, в частных структурах образования – 200 916 обучающихся [5].

Это около 8% от общего числа детей, получающих образование. Рассмотрим прицельно состояние вопроса в центральном федеральном округе России. Исходя из данных, можно сделать выводы, что вопрос о специальном образовании в регионах стоит так же остро, как и в Москве. Численность детей с ОВЗ увеличивается, что требует особого внимания со стороны управленческого менеджмента образования.

Необходимо внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ОВЗ и разработка соответствующих мер для их решения [7, с. 109]. Например, во многих регионах отсутствует достаточное количество специализированных учебных заведений для детей с ОВЗ, это наглядно демонстрирует таблица 1, что является признаком необходимости расширения сети школ и детских садов или создания дополнительных классов и групп в обычных комплексах.

Информация о статистике детей с ОВЗ в России позволяет выявить особенности и проблемы, специфические для каждого региона. Современные условия в городах сегодня имеют огромное разнообразие, которое является результатом социально-экономического прогресса региона, уникального географического положения каждого города и стратегии муниципалитета в области маркетинга. Управленческая и маркетинговая политика зависит от институционной среды, которая, в свою очередь, определяется типом города [3, с.8]. Институты служат основой для развития и функционирования города в долгосрочной перспективе. Институционная среда содержит в себе формальные, а также неформальные институты. Формальные институты в современном городе обычно представлены политическими институтами, которые регулируются конституцией и включают правила работы и назначения местных и общественных органов управления. Неформальные институты охватывают устоявшиеся территориальные обычаи, традиции и модные тенденции [20, с.14-15].

Для четкого понимания состояния сферы образования в различных регионах России предлагаем рассмотреть взаимосвязи между институционной средой и стратегиями информирования различных учреждений в сфере образования детей с ОВЗ (таблица 2). Это даст нам возможность предложения действенной стратегии информирования населения об имеющимся образовательном маршруте детей с ОВЗ, а также подходящих вариантов создания управленческой службы координации между различными учреждениями.

Таблица 2 – Взаимосвязи институционной среды со стратегиями информирования различных учреждений в сфере образования детей с ОВЗ

Тип города
Институционная среда
Стратегия информирования населения, вариант управленческой службы координации между различными учреждениями в сфере образования детей с ОВЗ
Формальные
Институты
Неформальные
институты
Столица
- окружной парламент;
- государственные министерства и ведомства;
- муниципалитеты;
- федеральные органы власти;
- финансовый орган
- местные традиции;
- порядки.
- сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты с целью информирования населения;
- создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ
Промышленный центр
- муниципалитеты;
- административная власть, управляющая крупными предприятиями по выработке сырья, получаемого промышленностью, сельским и лесным хозяйствами.
- местные традиции;
- порядки.
- сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты, с крупными предприятиями с целью информирования населения;
- использование инновационных методов для развития промышленной и социальной инфраструктуры;
- создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ
Наукоград
- муниципалитеты;
- государственные научные институты.
- научный мир
- сотрудничество с государственными научными организациями с целью информирования населения;
- улучшение узнаваемости бренда специального образования;
- создание отдельного органа управления специальным образованием
Город-курорт
- муниципалитеты;
- административный орган управления государственными санаторными и медицинскими учреждениями;
- административные центры негосударственных пансионов и больниц.
- местные традиции;
- порядки.
- развитие туристической базы для детей с ОВЗ;
- продвижение инновационных туристических предложений, направлений и маршрутов для родителей и детей с ОВЗ;
- создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ
Транспортный узел
- муниципалитеты;
- административный орган управления железнодорожными станциями и магистральными железнодорожными линиями, морскими и речными портами, логистическими центрами больших производств.
- местные традиции;
- порядки.
- сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты, улучшение логистики с целью информирования населения;
- улучшение условий социальной среды;
- создание выездной психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ
Многофункциональный город
-муниципалитеты;
- общеадминистративные органы различной специализации (вектор зависит от комплекса функций города, и представляет сочетание вышеперечисленных формальных институтов).
- местные традиции;
- порядки.
- создание условий для оптимального соотношения функций образования;
- развитие и применение новых технологий управления образованием;
- создание отдельного органа управления специальным образованием
Военный городок, гарнизон, вахтовый поселок
- орган управления воинскими частями или вахтенным персоналом;
- собрания, группы или объединения по интересам.
- совершенствование инфраструктуры городской среды для людей с ОВЗ;
- сотрудничество с муниципальными органами социальной с целью информирования населения;
- создание центров для информирования и координации образования
Источник: составлено авторами с использованием материалов [3; 10]

Современные условия в городах сегодня имеют огромное разнообразие, которое является результатом социально-экономического прогресса региона, уникального географического положения каждого города и стратегии муниципалитета в области маркетинга. Управленческая и маркетинговая политика зависит от институциональной среды, которая, в свою очередь, определяется типом города [13, с. 4]. Институты служат основой для развития и функционирования города в долгосрочной перспективе. Институционная среда содержит в себе формальные, а также неформальные институты. Формальные институты в современном городе обычно представлены политическими институтами, которые регулируются конституцией и включают правила работы и назначения местных и общественных органов управления. Неформальные институты охватывают устоявшиеся территориальные обычаи, традиции и модные тенденции.

Результаты. Исходя из всех приведенных данных, мы полагаем, что менеджерская блок-схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ является важным инструментом, позволяющим эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей.

Первым этапом разработки блок-схемы будет являться определение основных целей и задач АОП, которые должны быть достигнуты. Затем необходимо провести анализ потребностей детей с ОВЗ и ресурсного обеспечения для успешного осуществления программы.

Следующий шагом предлагаем определить основные этапы проведения АОП и выделить ответственных лиц за каждый из них. На данном этапе принимается решение о формировании команды специалистов, которая будет заниматься разработкой и внедрением программы. В состав команды могут входить педагоги, психологи, логопеды, социальные работники и другие специалисты.

Далее следует определить последовательность выполнения каждого этапа АОП. Это поможет участникам команды понять, какие действия необходимо предпринять на каждом этапе и в какой последовательности. Также важно определить сроки выполнения каждого этапа и установить контрольные точки для оценки прогресса.

Одним из ключевых аспектов блок-схемы будет являться система мониторинга и оценки эффективности осуществления АОП. Это позволит оперативно выявлять проблемы и корректировать программу в процессе ее реализации. Для этого необходимо определить критерии оценки, методы сбора данных и ответственных лиц за мониторинг и анализ результатов [2, с. 40].

Наконец, блок-схема должна предусматривать механизм обратной связи с участниками АОП – детьми с ОВЗ, их родителями или законными представителями. Здесь, исходя из всех выше затронутых тем, мы предлагаем создание управляющей муниципальной психолого-педагогической службы в области обучения детей с ОВЗ. Их задачей станет отслеживание правильности всех этапов обеспечения специального образования, а также личное подробное информирование родителей об образовательном маршруте ребенка. Это поможет участникам программы получить обратную информацию о ее эффективности, а также выявить потребности, которые требуют дополнительного внимания.

Таким образом, предложенная нами менеджерская блок-схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ будет являться инструментом, который позволяет эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей. Она поможет определить цели и задачи программы, выделить этапы ее реализации, разработать систему мониторинга и оценки, а также установить механизм обратной связи с участниками программы. Это позволяет достичь наилучших результатов в работе с детьми с ОВЗ и создать условия для их успешного развития.

Подготовка кадров для управления специальным образованием будет играть основную роль в развитии психолого-педагогической службы в области обучения детей с ОВЗ [18, с. 458]. Для эффективного функционирования предложенной системы образования необходимо иметь высококвалифицированных специалистов, готовых работать с такими детьми и их родителями [11, с. 84-85].

Выводы. Важным аспектом подготовки кадров должно являться развитие лидерских компетенций у специалистов. Управление специальным образованием требует отличных коммуникативных навыков, умения эффективно организовывать работу коллектива, а также способность принимать решения в сложных ситуациях. Специалисты должны быть готовы к осуществлению просветительской работы с родителями, в том числе проведению индивидуальных, групповых и подгрупповых консультаций, созданию маршрута коррекционной работы в каждом образовательном подразделении, создать систему координации и обмена информацией между учреждениями. Поэтому подготовка кадров должна включать развитие навыков лидерства и управленческого мастерства.

Подводя итоги, отметим, управленческий менеджмент играет важную роль в развитии социально-образовательной сферы. Если речь идет об инклюзивном образовании детей, одним из основных направлений выступает разработка политики и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей. Реализация этой задачи включает не только создание инклюзивной инфраструктуры, адаптацию учебных материалов, предоставление коррекционных услуг, но и просветительскую работу с родителями. Необходимо внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ОВЗ и разработка соответствующих мер для их решения. Психолого-педагогическая служба в области обучения детей с ОВЗ должна отслеживать правильность всех этапов обеспечения специального образования, а также регулярно проводить личное подробное информирование родителей об образовательном маршруте ребенка. Это поможет участникам программы получить обратную информацию о ее эффективности, а также выявить потребности, которые требуют дополнительного внимания. Предложенная нами менеджерская схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ, с включением психолого-педагогической службы, будет являться инструментом, который позволяет эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей.


Источники:

1. Бадараев Д. Д., Украинцева И. Д. Отношения детей общеобразовательных школ Республики Бурятия к инклюзивному образованию // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 1 (179). – c. 15-24. – doi: 10.24158/tipor.2023.1.1.
2. Волкова А. Г., Гончарова С.В. Реализация социальных проектов по поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: управленческий аспект. / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР», Владивосток, 25–26 ноября 2021 года. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – 40-43 c.
3. Волчкова Е. Н. Муниципальный маркетинг как эффективный инструмент социально-экономического развития городского пространства // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 3-1. – c. 5-12. – doi: 10.17513/vaael.1606.
4. Воробьева А.А. Методы управления инновационными образовательными проектами в сфере дополнительного профессионального образования. / Автореф. дисс. канд. экон. наук. - СПБ: СПбГЭУ, 2022.
5. Дети с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/?ysclid=lslmbbeoet599807497 (дата обращения: 28.01.2024).
6. Иванова С. В., Назарова В.В. Нормативно-правовая основа модернизации российского образования (1990-2010 гг.) // Педагогика. – 2022. – № 6. – c. 106-117.
7. Капалыгина И. И. Взаимодействие участников образовательного процесса в педагогической системе сохранения здоровья в информационно-образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-1. – c. 107-110.
8. Кошкина Е.А., Мелкая Л.А. Подходы к определению термина «педагогический менеджмент» в отечественных публикациях конца XX – начала XXI вв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1. – c. 159-165. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p159-165.
9. Кошкина Е. А., Мелкая Л. А. Факторы развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ века // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 6. – c. 190-198. – doi: 10.23951/2307-6127-2020-6-190-198.
10. Львов Л.В. Педагогический менеджмент. / учебное пособие. - Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008. – 178 c.
11. Мардахаев Л. В., Егорычев А.М., Шимановская Я.В. Деонтология специалиста социальной сферы. / Учебник. - М.: КноРус, 2021. – 264 c.
12. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия / с 1 сентября дети с инвалидностью и ОВЗ будут обучаться по единым федеральным адаптированным образовательным программам. [Электронный ресурс]. URL: https://egov-buryatia.ru/minobr/press_center/news/detail.php?ID=163553 (дата обращения: 20.02.2024).
13. Мкртчян С. Г. Менеджмент в образовании // Молодой ученый. – 2019. – № 45. – c. 338-340.
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036 (дата обращения: 12.02.2024).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://slavschool.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Obr_standarty_i_trebovaniya/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_31.05.2021_N_287_red._ot_08.pdf.
16. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 14.02.2024).
17. Рубцов В.В. [и др.] О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения // Вестник практической психологии образования. – 2020. – № 2. – c. 8–34.
18. Skvortsova N., Lyapina I., Sotnikova E., Lebedeva O., Makarova T. Smart technologies: perspectives of usage in higher education // The International Journal of Educational Management. – 2019. – № 33(3). – p. 454-461. – doi: 10.1108/IJEM-08-2018-0257.
19. Skvortsova Nataliya A., Sizova Irina Y., Sizov Oleg V., Riabinina Natalia I., Dudnik Tatiana A. Improving economic security of industry in conditions of informatization and digitalization of society // Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. – 2022. – p. 977–981.
20. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента. / Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 c.
21. Федеральная служба государственной статистики: база данных. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/?%25 (дата обращения: 12.02.2024).
22. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 79. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/ (дата обращения: 24.12.2023).

Страница обновлена: 24.03.2024 в 21:16:18