Управленческий менеджмент в социальном образовании детей с ограниченными возможностями
Скворцова Н.А.1, Серябкина А.И.1
1 Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Скворцова Н.А., Серябкина А.И. Управленческий менеджмент в социальном образовании детей с ограниченными возможностями // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 391-406. – doi: 10.18334/lim.11.1.120628.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63891805
Аннотация:
Авторами решается проблема оценки эффективности систем управления в образовании особой категории детей. Авторами выделены процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для детей всех категорий, предложено внедрение просветительской работы с родителями, внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и разработка соответствующих мер для их решения. Предложенные авторами управленческие рекомендации и инструменты, позволяющие эффективно организовать и координировать процесс в социально-образовательной сфере, определяют научную новизну. Статья будет интересна широкому кругу исследователей, как изучающие проблемы управления, так и интересующиеся проблематикой в сфере образования.
Ключевые слова: управленческий менеджмент, менеджмент в образовании, система управления, помощь детям с ограниченными возможностями, социально-образовательные процессы
JEL-классификация: I24, I25, I26
Введение. Поскольку в современном обществе управленческий менеджмент играет важную роль в различных сферах деятельности, и социально-образовательная сфера не является исключением. В особенности, когда речь идет об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), эффективное управление становится особенно важным. Поэтому, тема статьи весьма актуальна и имеет практический характер.
Авторами исследуются положения работ по менеджменту, педагогике и психологии о роли педагогического управления в современной системе образования (Львов Л.В. [10], Удалов Ф.Е. [20], Гапонова О.С. [20], Мкртчян С. Г. [13], Кошкина Е. А., Мелкая Л. А. [8], [9], об управленческих аспектах поддержки семей детей с нарушениями в развитии (Волкова А. Г. [2]), о роли управления инновационными образовательными проектами в сфере дополнительного профессионального образования (Воробьева А.А. [4]), о проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (Skvortsova N. [18])., о морально-этической стороне работы с детьми с ограниченными возможностями (Мардахаев Л. В. [11], Рубцов В.В. [17], Бадараев Д. Д., Украинцева И. Д. [1]), о тонкостях организации инклюзивной образовательной среды и пространства (Капалыгина И. И. [7], Иванова С. В. [6]), основные положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе статья 12 об образовательных программах. .
Цель исследования – провести анализ различные подходы и методы, которые помогут оптимизировать управленческий процесс и повысить эффективность образования для этой особой категории детей.
Авторами предлагается новый взгляд на управленческий менеджмент в социально-образовательной сфере, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья. Научная новизна заключается в выработке рекомендаций по адаптации системы между учреждениями и организациями, работающими с детьми с ОВЗ при помощи реализации и внедрении адаптированных образовательных программ.
Авторская гипотеза заключается не только в создании инклюзивной инфраструктуры, адаптации учебных материалов, предоставлению коррекционных услуг, но и в просветительской работе с родителями.
Основополагающими методами исследования явились теоретические методы исследования, а именно: анализ, синтез, классификация, конкретизация и обобщение; эмпирические методы исследования, а именно: изучение разнообразных источников информации и анализ полученных сведений; количественные методы исследования, а именно: статистический сбор количественных данных и дальнейшее их измерение.
Основная часть. Образование детей с ОВЗ требует особого подхода, который должен быть адаптирован к их физическим, психологическим и интеллектуальным особенностям. При этом необходимо учитывать как индивидуальные потребности каждого ребенка, так и коллективные цели образовательного процесса. Рассмотрим вопросы, связанные с применением управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере, в том числе в образовании детей с ОВЗ.
В литературе встречаются два ключевых определения понятия «менеджмент»:
1) непосредственно процесс управления организацией;
2) круг лиц, представляющих собой управляющий орган [10, с.15].
«Управление» – работа управляющей подсистемы, отображающаяся в формировании управляющего воздействия, его реализации для достижения цели деятельности системы в целом [8, с. 160; 9, с. 191].
Управленческий менеджмент играет ключевую роль в развитии и эффективном функционировании социально-образовательной сферы, включая образование детей с ОВЗ. Он помогает создать благоприятные условия для создания равных возможностей обучения и социализации всех участников образовательного процесса.
Один из основных аспектов управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере – это разработка стратегического плана развития образования. Стратегический план является основой для определения целей, задач и приоритетных направлений развития системы образования [13, с. 4]. В случае детей с ОВЗ этот план должен быть особенно гибким и адаптированным к их индивидуальным потребностям.
Управление также играет важную роль в формировании и поддержке кадрового потенциала системы образования [16]. Это подразумевает привлечение компетентных специалистов, способных работать с детьми с ОВЗ, а также поддержку их профессионального развития. Кроме того, управление должно обеспечивать мотивацию и поддержку педагогических работников, чтобы они могли эффективно реализовывать инклюзивные практики в своей работе.
Организациям, занимающимся образованием детей с ОВЗ, также необходимо обеспечить и доступность услуг. Управленческий менеджмент должен разработать политику и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей, включая тех, у которых есть особые потребности. Это может включать в себя создание специальных условий для обучения (например, адаптированные учебные материалы или инклюзивную инфраструктуру) и предоставление дополнительной поддержки (например, специальных психолого-педагогических услуг, консультирование родителей по получению услуг).
Контроль и оценка являются неотъемлемой частью управления в социально-образовательной сфере. Управленческий менеджмент должен обеспечить систему мониторинга и оценки, которая позволяет отслеживать доступность услуг, распространение информации по их получению, достижение поставленных целей и оценку эффективности [4, с. 8].
Таким образом, управленческий менеджмент играет важную роль в развитии социально-образовательной сферы. На рисунке 1 представим основные задачи управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере.
Рисунок 1 – Задачи управленческого менеджмента в социально-образовательной сфере.
Источник: составлено авторами с использованием материалов [14; 15]
Если речь идет об образовании детей с ОВЗ, одним из основных направлений выступает разработка политики и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей.
Решение проблем осуществления адаптированных образовательных программ (далее АОП) для детей с ОВЗ являются актуальным вопросом для управленческого менеджмента данной области (рисунок 2).
Рисунок 2 – Цикличность проблем в реализации АОПов для детей с ОВЗ
Источник: составлено авторами
Первая проблема, с которой сталкивается менеджмент в образовании – недостаточная подготовка педагогических кадров. Работа с детьми с ОВЗ требует специальных знаний и умений, которые не все учителя имеют. В связи с этим, необходимо проводить систематическую профессиональную подготовку педагогических работников, чтобы они могли успешно реализовывать АОПы для детей с ОВЗ.
Еще одна проблема – недостаточное финансирование. Для полноценного осуществления АОПов требуется создание специального инфраструктурного обеспечения, закупка специализированных материалов и технических средств, а также обучение педагогических работников [12]. Однако, часто бюджетные ограничения не позволяют выделить достаточные средства на эти цели. Особенно остро эта проблема проявляется в регионах России [6, с. 107-108].
Одной из серьезнейших проблем является отсутствие координационной системы между различными учреждениями и организациями, работающими с детьми с ОВЗ. Каждое из них имеет свои цели и задачи, являясь частью комплексной работы, но располагаются многие службы и услуги в разных образовательных учреждениях, часто плохо скоординированных между собой, что затрудняет интеграцию ребенка в образовательное пространство [5]. Необходимо создать единую систему управления и обмена информацией между учреждениями, чтобы обеспечить эффективную реализацию АОПов для детей с ОВЗ. А так же, необходимо назначение специалиста, который даст четкий маршрут реабилитации в каждой образовательной организации, разъяснит родителям этапы и последовательность возможной помощи ребенку.
Кроме того, важным аспектом является отсутствие доступных образовательных возможностей для детей с ОВЗ. Многие школы и другие учебные заведения не имеют необходимых условий для полноценного обучения таких детей. Недоступность физической инфраструктуры (отсутствие пандусов, лифтов и других специальных устройств) создают препятствия для включения детей с ОВЗ в образовательный процесс. В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС РФ) четко указано, что в таких случаях государство способно предоставить все необходимое [15]. Но чаще всего, в воплощении в жизнь этого стандарта, не хватает нескольких звеньев. А именно, осведомленности родителей о праве получения необходимых условий при запросе, специалиста, который займется этим вопросом [17, с.13-15].
Таким образом, проблемы реализации АОП для детей с ОВЗ в социально-образовательной сфере требуют серьезного внимания и усилий со стороны управленческого менеджмента. Особенно остро проблема проявляется в регионах России. Необходимо обеспечить подготовку педагогических кадров, достаточное финансирование, координацию между различными организациями и создание доступных образовательных возможностей. Для решения этих задач необходимо создание управленческой службы координации и информирования населения о системе специального образования. Только таким образом можно обеспечить полноценное и успешное обучение детей с ОВЗ.
Система образования в различных регионах России является ключевым направлением работы для управленческого менеджмента в области образования детей с ОВЗ. Для подтверждения данного высказывания, необходимо обратиться к статистическим данным.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по детям с ОВЗ позволяет получить объективную картину о состоянии данной проблемы в различных регионах России (таблица 1).
Исходя из данных пенсионного и социального фондов России мы видим следующую статистику.
Таблица 1 – Численность детей с инвалидностью до совершеннолетия в Центральном федеральном округе, тыс. человек.
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Центральный
федеральный округ
|
116106
|
118766
|
123889
|
126951
|
130869
|
137205
|
142442
|
149562
|
152029
|
Белгородская область
|
5067
|
4939
|
4959
|
5103
|
5209
|
5522
|
5695
|
5913
|
6063
|
Брянская область
|
3896
|
3899
|
3973
|
4023
|
4097
|
4267
|
4441
|
4590
|
4550
|
Владимирская область
|
4610
|
4566
|
4664
|
4815
|
4972
|
5101
|
5220
|
5431
|
5302
|
Воронежская область
|
5788
|
5808
|
6171
|
6593
|
7074
|
7604
|
7895
|
8259
|
8461
|
Ивановская область
|
3471
|
3371
|
3345
|
3408
|
3489
|
3555
|
3695
|
3852
|
3742
|
Калужская область
|
3042
|
2856
|
3074
|
3260
|
3434
|
3618
|
3780
|
3988
|
3976
|
Костромская область
|
2363
|
2301
|
2202
|
2195
|
2268
|
2285
|
2338
|
2352
|
2332
|
Курская область
|
4637
|
4779
|
4989
|
5295
|
5545
|
5736
|
5825
|
5962
|
5558
|
Липецкая область
|
4095
|
4083
|
4052
|
4132
|
4267
|
4475
|
4471
|
4647
|
4598
|
Московская область
|
19774
|
20962
|
21952
|
23089
|
24232
|
25428
|
26431
|
27877
|
28572
|
Орловская область
|
2959
|
2840
|
2795
|
2808
|
2831
|
2887
|
2951
|
3026
|
3022
|
Рязанская область
|
3515
|
3524
|
3554
|
3650
|
3817
|
4066
|
4155
|
4267
|
4232
|
Смоленская область
|
2800
|
2733
|
2724
|
2836
|
2890
|
2987
|
3054
|
3089
|
3064
|
Тамбовская область
|
3079
|
3225
|
3233
|
3309
|
3370
|
3574
|
3729
|
3779
|
3829
|
Тверская область
|
4848
|
4524
|
4610
|
4725
|
4885
|
5022
|
5059
|
5146
|
5072
|
Тульская область
|
4640
|
4571
|
4599
|
4640
|
4862
|
5121
|
5212
|
5379
|
5327
|
Ярославская область
|
3273
|
3258
|
3321
|
3566
|
3701
|
3936
|
4150
|
4294
|
4221
|
г. Москва
|
34249
|
36527
|
39672
|
39504
|
39926
|
42021
|
44341
|
47711
|
50108
|
В соответствии с данными Министерства образования и науки, на начало 2023 года в стране зарегистрировано более 1,15 миллиона детей с проблемами здоровья и развития. Дети с ОВЗ в различных дошкольных образовательных учреждениях: 517 343 воспитанника (6,8% от общего поголовья детей). Студенты с ОВЗ: 3 006 360 обучающихся, включая с ОВЗ – 13 626 человек, в частных структурах образования – 200 916 обучающихся [5].
Это около 8% от общего числа детей, получающих образование. Рассмотрим прицельно состояние вопроса в центральном федеральном округе России. Исходя из данных, можно сделать выводы, что вопрос о специальном образовании в регионах стоит так же остро, как и в Москве. Численность детей с ОВЗ увеличивается, что требует особого внимания со стороны управленческого менеджмента образования.
Необходимо внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ОВЗ и разработка соответствующих мер для их решения [7, с. 109]. Например, во многих регионах отсутствует достаточное количество специализированных учебных заведений для детей с ОВЗ, это наглядно демонстрирует таблица 1, что является признаком необходимости расширения сети школ и детских садов или создания дополнительных классов и групп в обычных комплексах.
Информация о статистике детей с ОВЗ в России позволяет выявить особенности и проблемы, специфические для каждого региона. Современные условия в городах сегодня имеют огромное разнообразие, которое является результатом социально-экономического прогресса региона, уникального географического положения каждого города и стратегии муниципалитета в области маркетинга. Управленческая и маркетинговая политика зависит от институционной среды, которая, в свою очередь, определяется типом города [3, с.8]. Институты служат основой для развития и функционирования города в долгосрочной перспективе. Институционная среда содержит в себе формальные, а также неформальные институты. Формальные институты в современном городе обычно представлены политическими институтами, которые регулируются конституцией и включают правила работы и назначения местных и общественных органов управления. Неформальные институты охватывают устоявшиеся территориальные обычаи, традиции и модные тенденции [20, с.14-15].
Для четкого понимания состояния сферы образования в различных регионах России предлагаем рассмотреть взаимосвязи между институционной средой и стратегиями информирования различных учреждений в сфере образования детей с ОВЗ (таблица 2). Это даст нам возможность предложения действенной стратегии информирования населения об имеющимся образовательном маршруте детей с ОВЗ, а также подходящих вариантов создания управленческой службы координации между различными учреждениями.
Таблица 2 – Взаимосвязи институционной среды со стратегиями информирования различных учреждений в сфере образования детей с ОВЗ
Тип города
|
Институционная среда
|
Стратегия информирования населения,
вариант управленческой службы координации между различными учреждениями в
сфере образования детей с ОВЗ
| |
Формальные
Институты |
Неформальные
институты | ||
Столица
|
-
окружной парламент;
- государственные министерства и ведомства; - муниципалитеты; - федеральные органы власти; - финансовый орган |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты с целью
информирования населения;
- создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Промышленный центр
|
-
муниципалитеты;
- административная власть, управляющая крупными предприятиями по выработке сырья, получаемого промышленностью, сельским и лесным хозяйствами. |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты, с крупными
предприятиями с целью информирования населения;
- использование инновационных методов для развития промышленной и социальной инфраструктуры; - создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Наукоград
|
-
муниципалитеты;
- государственные научные институты. |
-
научный мир
|
-
сотрудничество с государственными научными организациями с целью
информирования населения;
- улучшение узнаваемости бренда специального образования; - создание отдельного органа управления специальным образованием |
Город-курорт
|
-
муниципалитеты;
- административный орган управления государственными санаторными и медицинскими учреждениями; - административные центры негосударственных пансионов и больниц. |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
развитие туристической базы для детей с ОВЗ;
- продвижение инновационных туристических предложений, направлений и маршрутов для родителей и детей с ОВЗ; - создание психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Транспортный узел
|
-
муниципалитеты;
- административный орган управления железнодорожными станциями и магистральными железнодорожными линиями, морскими и речными портами, логистическими центрами больших производств. |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
сотрудничество с муниципальными органами социальной защиты, улучшение
логистики с целью информирования населения;
- улучшение условий социальной среды; - создание выездной психолого-педагогической службы для детей с ОВЗ |
Многофункциональный город
|
-муниципалитеты;
- общеадминистративные органы различной специализации (вектор зависит от комплекса функций города, и представляет сочетание вышеперечисленных формальных институтов). |
-
местные традиции;
- порядки. |
-
создание условий для оптимального соотношения функций образования;
- развитие и применение новых технологий управления образованием; - создание отдельного органа управления специальным образованием |
Военный городок, гарнизон, вахтовый
поселок
|
-
орган управления воинскими частями или вахтенным персоналом;
|
-
собрания, группы или объединения по интересам.
|
-
совершенствование инфраструктуры городской среды для людей с ОВЗ;
- сотрудничество с муниципальными органами социальной с целью информирования населения; - создание центров для информирования и координации образования |
Современные условия в городах сегодня имеют огромное разнообразие, которое является результатом социально-экономического прогресса региона, уникального географического положения каждого города и стратегии муниципалитета в области маркетинга. Управленческая и маркетинговая политика зависит от институциональной среды, которая, в свою очередь, определяется типом города [13, с. 4]. Институты служат основой для развития и функционирования города в долгосрочной перспективе. Институционная среда содержит в себе формальные, а также неформальные институты. Формальные институты в современном городе обычно представлены политическими институтами, которые регулируются конституцией и включают правила работы и назначения местных и общественных органов управления. Неформальные институты охватывают устоявшиеся территориальные обычаи, традиции и модные тенденции.
Результаты. Исходя из всех приведенных данных, мы полагаем, что менеджерская блок-схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ является важным инструментом, позволяющим эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей.
Первым этапом разработки блок-схемы будет являться определение основных целей и задач АОП, которые должны быть достигнуты. Затем необходимо провести анализ потребностей детей с ОВЗ и ресурсного обеспечения для успешного осуществления программы.
Следующий шагом предлагаем определить основные этапы проведения АОП и выделить ответственных лиц за каждый из них. На данном этапе принимается решение о формировании команды специалистов, которая будет заниматься разработкой и внедрением программы. В состав команды могут входить педагоги, психологи, логопеды, социальные работники и другие специалисты.
Далее следует определить последовательность выполнения каждого этапа АОП. Это поможет участникам команды понять, какие действия необходимо предпринять на каждом этапе и в какой последовательности. Также важно определить сроки выполнения каждого этапа и установить контрольные точки для оценки прогресса.
Одним из ключевых аспектов блок-схемы будет являться система мониторинга и оценки эффективности осуществления АОП. Это позволит оперативно выявлять проблемы и корректировать программу в процессе ее реализации. Для этого необходимо определить критерии оценки, методы сбора данных и ответственных лиц за мониторинг и анализ результатов [2, с. 40].
Наконец, блок-схема должна предусматривать механизм обратной связи с участниками АОП – детьми с ОВЗ, их родителями или законными представителями. Здесь, исходя из всех выше затронутых тем, мы предлагаем создание управляющей муниципальной психолого-педагогической службы в области обучения детей с ОВЗ. Их задачей станет отслеживание правильности всех этапов обеспечения специального образования, а также личное подробное информирование родителей об образовательном маршруте ребенка. Это поможет участникам программы получить обратную информацию о ее эффективности, а также выявить потребности, которые требуют дополнительного внимания.
Таким образом, предложенная нами менеджерская блок-схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ будет являться инструментом, который позволяет эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей. Она поможет определить цели и задачи программы, выделить этапы ее реализации, разработать систему мониторинга и оценки, а также установить механизм обратной связи с участниками программы. Это позволяет достичь наилучших результатов в работе с детьми с ОВЗ и создать условия для их успешного развития.
Подготовка кадров для управления специальным образованием будет играть основную роль в развитии психолого-педагогической службы в области обучения детей с ОВЗ [18, с. 458]. Для эффективного функционирования предложенной системы образования необходимо иметь высококвалифицированных специалистов, готовых работать с такими детьми и их родителями [11, с. 84-85].
Выводы. Важным аспектом подготовки кадров должно являться развитие лидерских компетенций у специалистов. Управление специальным образованием требует отличных коммуникативных навыков, умения эффективно организовывать работу коллектива, а также способность принимать решения в сложных ситуациях. Специалисты должны быть готовы к осуществлению просветительской работы с родителями, в том числе проведению индивидуальных, групповых и подгрупповых консультаций, созданию маршрута коррекционной работы в каждом образовательном подразделении, создать систему координации и обмена информацией между учреждениями. Поэтому подготовка кадров должна включать развитие навыков лидерства и управленческого мастерства.
Подводя итоги, отметим, управленческий менеджмент играет важную роль в развитии социально-образовательной сферы. Если речь идет об инклюзивном образовании детей, одним из основных направлений выступает разработка политики и процедуры, которые гарантируют равный доступ к образовательным возможностям для всех детей. Реализация этой задачи включает не только создание инклюзивной инфраструктуры, адаптацию учебных материалов, предоставление коррекционных услуг, но и просветительскую работу с родителями. Необходимо внедрение постоянного мониторинга недостатков и проблем в системе образования для детей с ОВЗ и разработка соответствующих мер для их решения. Психолого-педагогическая служба в области обучения детей с ОВЗ должна отслеживать правильность всех этапов обеспечения специального образования, а также регулярно проводить личное подробное информирование родителей об образовательном маршруте ребенка. Это поможет участникам программы получить обратную информацию о ее эффективности, а также выявить потребности, которые требуют дополнительного внимания. Предложенная нами менеджерская схема управления реализацией АОП для детей с ОВЗ, с включением психолого-педагогической службы, будет являться инструментом, который позволяет эффективно организовать и координировать процесс обучения и воспитания таких детей.
Источники:
2. Волкова А. Г., Гончарова С.В. Реализация социальных проектов по поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: управленческий аспект. / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР», Владивосток, 25–26 ноября 2021 года. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – 40-43 c.
3. Волчкова Е. Н. Муниципальный маркетинг как эффективный инструмент социально-экономического развития городского пространства // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 3-1. – c. 5-12. – doi: 10.17513/vaael.1606.
4. Воробьева А.А. Методы управления инновационными образовательными проектами в сфере дополнительного профессионального образования. / Автореф. дисс. канд. экон. наук. - СПБ: СПбГЭУ, 2022.
5. Дети с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/?ysclid=lslmbbeoet599807497 (дата обращения: 28.01.2024).
6. Иванова С. В., Назарова В.В. Нормативно-правовая основа модернизации российского образования (1990-2010 гг.) // Педагогика. – 2022. – № 6. – c. 106-117.
7. Капалыгина И. И. Взаимодействие участников образовательного процесса в педагогической системе сохранения здоровья в информационно-образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-1. – c. 107-110.
8. Кошкина Е.А., Мелкая Л.А. Подходы к определению термина «педагогический менеджмент» в отечественных публикациях конца XX – начала XXI вв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 1. – c. 159-165. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p159-165.
9. Кошкина Е. А., Мелкая Л. А. Факторы развития отечественной теории управления образованием второй половины ХХ века // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 6. – c. 190-198. – doi: 10.23951/2307-6127-2020-6-190-198.
10. Львов Л.В. Педагогический менеджмент. / учебное пособие. - Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО, 2008. – 178 c.
11. Мардахаев Л. В., Егорычев А.М., Шимановская Я.В. Деонтология специалиста социальной сферы. / Учебник. - М.: КноРус, 2021. – 264 c.
12. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия / с 1 сентября дети с инвалидностью и ОВЗ будут обучаться по единым федеральным адаптированным образовательным программам. [Электронный ресурс]. URL: https://egov-buryatia.ru/minobr/press_center/news/detail.php?ID=163553 (дата обращения: 20.02.2024).
13. Мкртчян С. Г. Менеджмент в образовании // Молодой ученый. – 2019. – № 45. – c. 338-340.
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036 (дата обращения: 12.02.2024).
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://slavschool.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Obr_standarty_i_trebovaniya/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_31.05.2021_N_287_red._ot_08.pdf.
16. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 14.02.2024).
17. Рубцов В.В. [и др.] О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения // Вестник практической психологии образования. – 2020. – № 2. – c. 8–34.
18. Skvortsova N., Lyapina I., Sotnikova E., Lebedeva O., Makarova T. Smart technologies: perspectives of usage in higher education // The International Journal of Educational Management. – 2019. – № 33(3). – p. 454-461. – doi: 10.1108/IJEM-08-2018-0257.
19. Skvortsova Nataliya A., Sizova Irina Y., Sizov Oleg V., Riabinina Natalia I., Dudnik Tatiana A. Improving economic security of industry in conditions of informatization and digitalization of society // Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. – 2022. – p. 977–981.
20. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента. / Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 c.
21. Федеральная служба государственной статистики: база данных. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/?%25 (дата обращения: 12.02.2024).
22. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 79. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/ (дата обращения: 24.12.2023).
Страница обновлена: 24.07.2024 в 13:16:46